Научная статья на тему 'ПРОГРАММА ТРЕНИНГОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ПОМОГАЮЩИХ ПРОФЕССИЙ'

ПРОГРАММА ТРЕНИНГОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ПОМОГАЮЩИХ ПРОФЕССИЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
109
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / ПРОФИЛАКТИКА / ТРЕНИНГОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Голикова Д.А.

В данной статье раскрыты особенности состояния эмоционального выгорания и пути профилактической работы с ним. Представлен пример Программы тренинговых упражнений как средства профилактики эмоционального выгорания специалистов помогающих профессий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОГРАММА ТРЕНИНГОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ПОМОГАЮЩИХ ПРОФЕССИЙ»

Д.А. Голикова

ПРОГРАММА ТРЕНИНГОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ПОМОГАЮЩИХ ПРОФЕССИЙ

В данной статье раскрыты особенности состояния эмоционального выгорания и пути профилактической работы с ним. Представлен пример Программы тренинговых упражнений как средства профилактики эмоционального выгорания специалистов помогающих профессий.

Ключевые слова: эмоциональное выгорание, профилактика, тре-нинговые упражнения.

На сегодняшний день синдром эмоционального выгорания является популярным социально-психологическим явлением, которое способствует ухудшению самочувствия и здоровья, а также снижению качества профессиональной деятельности.

Исследованием эмоционального выгорания занимались такие ученые, как К. Маслач, Дж. Гринберг, Э. Морроу, Б. Перлман и Е.А. Хартман. Отечественные исследователи Г.С. Абрамова и Ю.А. Юдчиц рассматривают синдром эмоционального выгорания, как состояние профессиональной деформации.

Всемирная организация здравоохранения определяет эмоциональное выгорание, как результат хронического стресса на работе, с которым человек уже не в состоянии справится самостоятельно. Синдрому эмоционального выгорания характерны такие симптомы как снижение производительности труда, негативные эмоции, возникающие при мысли о работе, ощущение истощения и усталости. «Состояние эмоционального выгорания включено в каталог Международный классификации болезней (МКБ-11) под названием «выгорание» и кодом QD85. Решение было принято 28 мая 2019 года на Всемирной ассамблеи здравоохранения в Женеве. Синдром отнесли к классу «Факторы влияющие на состояние здоровья населения и обращения в учреждение здравоохранения» Новый каталог вступил в силу 1 января 2022 года. Включение выгорания в Международную квалификацию болезни дает право людям с подобными симптомами обращаться к врачу и получать медицинскую помощь» [1].

Для успешной работы с синдромом эмоционального выгорания наиболее важным является понимание стресса, как результата взаимодействия специалиста с окружающими условиями работы. А также понимание психологических механизмов оценки стрессовой ситуации и выбор пути выхода из нее. Одним из наиболее эффективных способов профилактики синдрома эмоционального выгорания являются тренин-говые упражнения, которые создают условия для сохранения и укрепления психологического здоровья, формирования навыков саморегуляции психоэмоциональных состояний.

Для того чтобы эффективно организовать тренинг, необходимо из обширного набора упражнений, выбрать несколько наиболее подходящих по программному содержанию для конкретной группы людей. Именно с этой целью нами была разработана и апробирована «Программа тренинговых упражнений как средства профилактики эмоционального выгорания специалистов помогающих профессий».

Данная программа позволит повысить профессиональную компетентность специалистов помогающих профессий, научит приемом помощи и самопомощи по психологическому восстановлению, улучшит самочувствие и как следствие повысит эффективность труда.

Целью программы была профилактика синдрома эмоционального выгорания у специалистов помогающих профессий.

Задачи, которые мы старались решить в процессе реализации программы: передача психологических знаний о синдроме эмоционального выгорания, его причинах и способах преодоления;

-развитие коммуникативных умений, эмоциональной сферы; сплочения и доверия, снятие эмоционального напряжения;

-формирование навыков самопознания и саморазвития личности в целом; -развитие информационно-теоретической компетентности специалистов;

© Д.А. Голикова, 2022.

Научный руководитель: Малыхина Елена Владимировна - доцент, кандидат педагогических наук, доцент, Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, Россия.

-обучить специалистов психотехническим приемам саморегуляции негативных эмоциональных состояний;

- развить у специалистов мотивацию к профессиональному самосовершенствованию личности через повышение самооценки, снятие тревожности;

-способствовать сохранению в коллективе благоприятного психологического микроклимата, снижению уровня конфликтности, агрессивности;

-развивать систему профилактики стрессовых ситуаций, эмоционального выгорания в коллективе.

В реализации программы приняли участие представители профессий системы «человек - человек», в том числе для тех сфер деятельности, которые относятся непосредственно к «помогающим» профессиям (врачи, медсестры, дефектологи, психологи, педагоги и др.)

Принципы реализации программы: активности; исследовательской и творческой позиции; объективации поведения; субъект - субъектного общения; искренности; принцип «здесь и сейчас».

Содержание программы по направлениям:

Диагностическая работа: проведение диагностики уровня эмоционального выгорания специалистов; обработка и анализ полученных результатов.

Консультативная работа: знакомство специалистов с теоретическими основами эмоционального выгорания у специалистов помогающих профессий.

Коррекционная работа: использование различных психотерапевтических методов и приемов для профилактики эмоционального выгорания у специалистов помогающих профессий.

Тематический план программы тренинговых упражнений по профилактике эмоционального выгорания у специалистов помогающих профессий представлен в таблице.

Тренинговое упражнение Направленность упражнение Цель упражнения

«Приветствие и настроение» Коммуникативная направленность Познакомить сотрудников с особенностями общения, связанные с настроением.

«Знакомство» Коммуникативная направленность Оказать сотруднику помощь в осознании собственной значимости.

«Сглаживание конфликтов» Направленность на деловое общение Отрабатывать навыки и умения сотрудников выходить из конфликтных ситуаций.

«Трудная задача» Направленность на деловое общение Развивать у сотрудников умение отстаивать собственную точку зрения.

«Детектив» Направленность на развитие навыков активного слушания Обучать технике повторения и выявление трудностей в воспроизведении рассказа партнера.

«Узнай другого» Сензетивная направленность Формировать умение анализировать информацию, полученную в результате восприятия участниками друг друга.

«Развитие идеи» Направленность на командо-образование Отрабатывать навык вступать в сотрудничество.

«Много дел и нужно сделать выбор» Направленность на самоорганизацию Отрабатывать навыки планирования времени работы и отдыха.

Тренинговые упражнения проводились 2 раза в неделю (каждый вторник и четверг) в течение 1 месяца. Проведение тренингов было согласовано с администрацией учреждения.

В ходе первой встречи мы познакомили сотрудников учреждения с основными теоретическими аспектами проблемы эмоционального выгорания специалистов помогающих профессий. А именно, побеседовали со специалистами о симптомах и признаках синдрома эмоционального выгорания, охарактеризовали стадии эмоционального выгорания, а также методы и приемы, которые можно использовать для профилактики эмоционального выгорания. На каждом занятии мы проводили упражнения, направленность и цель которых представлена в таблице выше.

В ходе встреч с сотрудниками учреждения мы учитывали, выделенные нами особенности, которые влияют на успешный результат проведения тренингового упражнения. А именно:

-нацеленность на психологическую помощь участникам группы, связанную с эмоциональным выгоранием.

-наличие более или менее постоянной группы, периодически собирающейся на встречи. -определенная пространственная организация. Работа проходила в удобном изолированном помещении, участники большую часть времени проводили в кругу.

В процессе подведения итогов о реализации программы тренинговых упражнений как средства профилактики эмоционального выгорания специалистов помогающих профессий все участники высказались

о необходимости проведения подобных тренинговых занятий, их пользе для выстраивания взаимоотношений с членами коллектива и повышении продуктивности при работе с детьми.

Таким образом, применение тренингового подхода в профилактике синдрома эмоционального выгорания специалистов помогающих профессий способствует снятию симптомов выгорания и повышению продуктивности трудовой деятельности. А также выявлению факторов, которые влияют на достижение эмоциональной стабильности и восстановлению здоровья.

Библиографический список

1.Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем. Одиннадцатый пересмотр (МКБ-11).

ГОЛИКОВА ДАРЬЯ АЛЕКСЕЕВНА - студент 6 курса кафедры педагогики и психологии детства, Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, воспитатель Государственного казенного учреждения здравоохранения Архангельской области «Специализированный дом ребёнка», Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.