JOURNAL OF NEW MEDICAL TECHNOLOGIES - 2021 - V. 28, № 2 - P. 45-57
УДК: 616-05 DOI: 10.24412/1609-2163-2021-2-45-57
СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ. ВЗГЛЯД ПСИХОЛОГА И НЕВРОЛОГА
(обзор литературы)
О.Е. БАКСАНСКИЙ***, О.Г. САФОНИЧЕВА*
*ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава Российской Федерации (Сеченовский университет),
ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2, г. Москва, 119991, Россия **ФГБУН Физический институт П.Н. Лебедева Российской академии наук (ФИАН им. П.Н. Лебедева), ул. Ленинский проспект, д. 53, г. Москва, 119991, Россия
Аннотация. Статья посвящена анализу проблемы сохранения здоровья на рабочем месте. Термин «выгорание» (burnout) введен в обращение американским психиатром Гербертом Фрейденбергером (Herbert Freudenberger), который работал в альтернативной службе, и наблюдал у себя и коллег признаки истощения, потери мотивации и снижения ответственности. Эмоциональное выгорание - это состояние, когда человек ощущает себя истощенным морально, умственно и физически. Основные проявления эмоционального выгорания объединены в 5 основных групп: аффективные, когнитивные, физические, поведенческие, мотивационные. Симптомы выгорания проявляются на трёх уровнях: индивидуально-психологическом, межличностном и организационном. Для решения проблемы управления стрессом и психосоциальными рисками требуется междисциплинарное и межведомственное взаимодействие с участием всей организационной системы здоровьесбережения, как на индивидуальном, так и на общественном уровне. Для коррекции синдрома эмоционального выгорания со всем его психологическим и нейроразнообразием требуется персонализированный подход с применением современных восстановительных технологий; повышение мотивации и стрессоустойчивости специалистов, а также развитие корпоративной культуры, эмоционального интеллекта, доверия в командах. Понимание рисков поможет выявлять ранние признаки синдрома и создавать благоприятную корпоративную среду для здоровьесбережения и профессионального долголетия.
Ключевые слова: эмоциональное выгорание, стресс, здоровье на рабочем месте, профессиональное долголетие, психосоциальный риск, здоровье сберегающие экосистемы эргономичные технологии.
SYNDROME OF EMOTIONAL BURN OUT. THE VIEW OF A PSYCHOLOGIST AND A NEUROLOGIST
(literature review)
O.E. BAKSANSKY***, O.G. SAFONICHEVA*
*I.M. Sechenov First Moscow State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation (Sechenov University), st. Trubetskaya, 8, bldg. 2, Moscow, 119991, Russia **P.N. Lebedev Physical Institute of the Russian Academy of Sciences (LPIRAS), st. Leninsky prospect, 53, Moscow, 119991, Russia
Abstract. ^е аАлск is devoted to Ше analysis of health ргоЫет at Ше workplace. ^е term "burn оШ:" has Ьееп introduced by НегЪеЛ Freudenberger, ап Атепсап psychiatrist, wto worked in ап акета^е service and observed this phenomenon in himself and his ral^g^s. Мат characteristic of this phenomenon were toss of Ше, toss of то:геа^оп and toss of responsibility. Ето^опа1 burn оШ: is Ше state when а person feels himself exhausted тога^, те^а^ and physicaИy. ^е тат manifestations of ето^от1 burn о^ аге TOmbi^d into 5 тат gro^s: affective, rag^t^, physical, behavioral, motivational. The symptoms of burn оШ: аге manifested а: Шгее levels: individual, psychological and ^е^еком^ organizational. Solving the problem of managing stress and psychosocial risks requires interdisciplinary and ^е^ераЛте^а! interaction with the participation of the entire organizational system of health preservation, both at the individual and at Ше social level. Correction of етойот1 burn out syndrome with а11 its psychological and neurodiver-sity requires needs а personalized арргоаА using modern restorative technologies; increasing the motivation and stress resistance of specialists, as weИ as the development of corporate ш1Шге, emotional inteШgence, trust in teams. Understanding the risks may help to identify early signs of the syndrome and create Ше health-saving corporate environment far professional longevity.
Keywords: emotional burn оЩ:, stress, health at workplace, professional longevity, psychosocial risk, health-saving ecosystems, ergonomic technologies.
Изменение демографической ситуации в индустриально развитых странах привело к пересмотру и совершенствованию профессиональных стандартов по отношению к работающему населению: для сохранения здоровья на рабочем кроме соблюдения техники безопасности и гигены труда, необходимо развитие здоровье сберегающих экосистем, эргономичных технологий, повышение стрессоустойчивости в работающих коллективах. Информация о проблемах, связанных с эмоциональными перегрузками на рабо-
чем месте, развитием «офисного синдрома» появляется на страницах профессиональных журналов: Европейское агентство по безопасности и гигиене труда утверждает, что около половины европейских работников испытывают стресс на рабочем месте, который становится причиной почти половины всех потерянных рабочих дней. Именно стресс, как психосоциальный риск, может создавать серьезные проблемы, связанные с безопасностью на работе и оказывать значительное влияние на здоровье людей и организаций [24]. По данным страховых компаний США, эта цифра
возрастает до 59% - именно такой процент работающего населения считает, что стресс на работе негативно влияет на их здоровье, а 74% связывают с эмоциональным выгоранием на работе развитие проблем в семейных отношениях. Оценка общего убытка США из-за стресса сотрудников, по мнению American Institute of Stress - от 150 до 300 млрд. долларов в год (Forbes, 2016).
В России с 2015 года фиксируется около 1,8 миллионов случаев невыхода на работу из-за сильной психологической и эмоциональной усталости, при этом треть врачей работают с выраженным синдромом выгорания. Около 3-4 из 10 молодых учителей не остаются в школе через год после выхода на работу. Стрессы и нездоровые привычки влияют не только на профессиональное долголетие, но и удерживают большой разрыв в продолжительности жизни: мужчины в России живут на 12-14 лет меньше, чем женщины. Отставание России от развитых и развивающихся стран мира по показателям здоровья в настоящее время продолжает возрастать. По смертности мужчин в возрастной группе 60-64 года Россия в 2013 г. заняла первое место среди всех 194 стран -членов ВОЗ. Наибольший прирост смертности по сравнению с 1990 г. имел место в основной трудоспособной возрастной группе 30-34 года (37,4% у мужчин и 71,3% у женщин). Сохранение здоровья работающих групп населения, управление стрессом, внедрение здоровьесберегающих технологий является важнейшей задачей государственной важности [20,23,25,27,32].
Для решения проблемы управления стрессом и психосоциальными рисками (так же как и любыми другими рисками для здоровья и безопасности на работе), требуется междисциплинарное и межведомственное взаимодействие с участием всей организационной системы здоровьесбережения, как на индивидуальном, так и на общественном уровне [14].
Исторические аспекты развития феномена «эмоционального выгорания». Термин «выгорание» (burn out) введен в обращение американским психиатром Гербертом Фрейденбергером (Herbert Freudenberger), который работал в альтернативной службе, и наблюдал у себя и коллег признаки истощения, потери мотивации и снижения ответственности. Эмоциональное выгорание - это состояние, когда человек ощущает себя истощенным морально, умственно и физически [33-38,40,41]. Несколько позднее K. Маслач опубликовала ряд работ, в которых представилены результаты исследования когнитивных стратегий, используемых профессионалами для борьбы с эмоциональным возбуждением. Автором было установлено, что у людей, работающих в сфере «помогающих» профессий и вовлечённых в интенсивное и глубокое взаимодействие с другими людьми, наблюдаются определённые эмоционально-поведенческие
нарушения (отрицательное отношение к работе, сниженная самооценка, утрата понимания и сочувствия по отношению к реципиентам) [39].
Открытия Г. Фрейденбергера и K. Маслач положили начало многочисленным исследованиям в сфере эмоционального выгорания. Сам термин «выгорание» оказался очень удачным в прагматическом смысле, так как подходил для описания определённых состояний, наблюдаемых у многих других людей, работающих в системе профессий «человек-человек» [15].
Признаки синдрома эмоционального выгорания были описаны еще в 80-е годы
Maslach C. (1981 г.) и Meier S.T. (1983): быстрая утомляемость и истощение, психосоматические расстройства, употребление психоактивных веществ (ПАВ) для коррекции настроения; негативное и циничное отношение, агрессивные чувства к пациенту и самой работе, скудность репертуара профессиональных действий, искаженная самооценка, пессимизм, потеря перспективы: апатия, депрессия и чувство бессмысленности бытия [39].
Анализ результатов эмпирических
исследований, представленных в литературе, проведенный западными психологами, позволяет различать две группы моделей эмоционального выгорания: содержательную и процедурную.
Для содержательных моделей характерно детальное описание и систематизация признаков выгорания. Авторы содержательных моделей рассматривают выгорание как некое состояние, включающее в себя ряд конкретных элементов. Процессуальные модели предлагают динамическую характеристику исследуемого феномена, рассматривая эмоциональное выгорание как процесс, включающий ряд следующих друг за другом стадий (фаз) [15].
Наиболее полной и обоснованной классификацией симптомов выгорания считается классификация, предложенная В. Шауфелли и Д. Энзманном. Авторами были выделены 132 симптома выгорания, которые они объединили в 5 основных групп: 1) аффективные; 2) когнитивные; 3) физические; 4) поведенческие; 5) мотивационные.
C точки зрения авторов, симптомы выгорания проявляются на трёх уровнях:
- индивидуально-психологическом,
- межличностном и
- организационном [16].
Процессуальный подход к изучению эмоционального выгорания акцентирует внимание на динамических характеристиках рассматриваемого феномена.
Согласно представлениям авторов процессуальной модели, выгорание представляет собой динамический процесс, развивающийся во времени
по нарастающей. С. Гринсбергом была предложена пятиступенчатам модель выгорания [18]:
1. На первой стадии специалист, как правило, доволен своей работой, относится к своим рабочим обязанностям с энтузиазмом. Однако, по мере нарастания рабочих стрессов профессиональная деятельность начинает приносить все меньше удовольствия, и врач становится менее энергичным [21].
2. Вторая стадия - «дефицит топлива» -характеризуется появлением усталости и апатии, возникновением проблемы со сном. Если у работника нет дополнительной мотивации, он быстро теряет интерес к своей профессиональной деятельности. Если мотивация работника высокая, он может продолжать «гореть», подпитываясь внутренними ресурсами, но это негативно сказывается на его здоровье [22].
3. Третья стадия - хронические симптомы: чрезмерная рабата приводит к опустошению, усталости, раздражительности, чувству подавленности [1].
4. Четвертая стадия - кризис: если не обратить внимание на неприятные симптомы выгорания, оно переходит на четвёртую стадию. На этой стадии развиваются хронические заболевания и человек может частично или полностью утратить работоспособность. На фоне этого усиливается переживание, неудовлетворённость [2].
5. Пятая стадия - «пробивание стены» -заключительная стадия выгорания, на которой физические и психологические проблемы обостряются и могут спровоцировать развитие опасных заболеваний, угрожающих жизни человека [3].
К. Шернис выделял три стадии профессионального выгорания.
Пepвaя стадия характеризуется дисбалансом между ресурсами и требованиями среды, что порождает стрессовое состояние.
На втopoй стадии у врача возникает краткосрочное эмоциональное напряжение, утомление и истощение.
Tpeтья стадия проявляется в изменениях мотивационной сферы профессионала и его поведения [4].
Ведущей детерминантой возникновения выгорания, с точки зрения автора, является адекватность выбранного субъектом способа преодоления стресса [5].
Несмотря на несомненный вклад в изучение профессионального выгорания, процессуальные модели, предложенные западными психологами, в основном носят описательный характер. Их отличает разнородность и мозаичность, снижающие их практическую ценность.
В зарубежных исследованиях феномена эмоционального выгорания можно выделить две
основные точки зрения в его понимании. Выгорание понимается либо как некий комплекс относительно независимых друг от друга симптомов, которые объединяются в более крупные блоки, либо как процесс, сопутствующий профессиональному развитию человека и имеющий стадиальный характер [6].
Есть некоторые исследования о существовании положительной связи между уровнем образования и степенью эмоционального выгорания: люди с высшим образованием более подвержены возникновению профессионального выгорания. Предполагается, что у людей с более высоким уровнем образования, притязания могут быть завышенными [7].
Значительное количество эмпирических исследований в рамках данного подхода направлено на выявление роли личностных характеристик на формирование признаков эмоционального выгорания.
Г. Фраунбергер описывает «выгорающих» профессионалов как сочувствующих, гуманных, мягких, увлекающихся, идеалистов, ориентированных на людей, и, одновременно, неустойчивых, интровертированных, одержимых навязчивыми идеями (фанатичных), «пламенных» и легко солидаризующихся [8].
Э. Махер выделяет в качестве факторов, инициирующих выгорание, авторитаризм и низкий уровень эмпатии [9].
Некоторые исследования подтверждают положительную связь между выгоранием и агрессивностью и тревожностью [10].
Умняшкина С. В. и Агапова М. В. рассматривают эмоциональное выгорание как следствие нарушения процессов самореализации и самоактуализации личности. По мнению авторов, к профессиональному выгоранию приводят конфронтационные копинги в ответ на неблагоприятные средовые воздействия [11].
Следует подчеркнуть, что в настоящее время психологи располагают достаточно большим объёмом эмпирических исследований относительно индивидуально-психологических предпосылок эмоционального выгорания. Однако, пока не все особенности личности изучены в достаточной мере, поэтому требуются дополнительные исследования в этом направлении.
Бойко выделяет ряд внешних и внутренних предпосылок эмоционального выгорания [6].
Группа внешних (организационных) факторов включает условия материальной среды, содержание работы и социально-психологические
характеристики деятельности.
К внутренним факторам, обуславливающим эмоциональное выгорание, В.В. Бойко относит
склонность к эмоциональной ригидности, интенсивную интериоризацию, слабую мотивацию эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности и нравственные дефекты и дезориентации личности [12].
Согласно В.В. Бойко, нравственная дезориентация проявляется в склонности к разделению людей на «плохих» и «хороших» без достаточных для этого оснований, предвзятом, либо индифферентном отношении к ним [17].
По мнению М.В. Агаповой, внешние факторы являются необходимыми для развития эмоционального выгорания, внутренние - обязательными [5].
К настоящему времени в отечественной психологии делаются попытки рассмотрения причин возникновения у профессионалов феномена выгорания с позиций системного подхода. В. Е. Орел, в частности, указывает на возможность развития синдрома психического выгорания как своеобразной интегративной реакции на дезадаптацию субъекта к профессиональной среде. При этом личностным детерминантам отводится ведущая роль в формировании данного феномена [19]. В исследовании он установил, что как провоцирующий («катализаторы»), так и стабилизирующий («ингибиторы») характер влияния личностных особенностей на выгорание обусловлен спецификой профессиональной деятельности. В качестве ведущего фактора структуры личностных детерминант выгорания определен фактор нейротизма, от уровня выраженности которого и специфики включенности зависит стабилизирующий или провоцирующий характер влияния на выгорание [29].
Н.Е. Водопьяновой и Е.С. Старченковой обнаружены корреляционные связи между выгоранием и показателями «качества жизни», а также показателями самореализации. Особое значение авторы отводят балансу удовлетворенности -переживанию успеха, как в профессиональной, так и в личной жизни [30].
Умняшкина СВ. и Агапова М.В. рассматривают эмоциональное выгорание как следствие нарушения процессов самореализации и самоактуализации личности. Авторы отмечают, что люди со слабой тенденцией к самоактуализации склонны к сопротивлению, конфронтации с неблагоприятными средовыми факторами и всей профессиональной ситуацией в целом, они перестают чувствовать удовлетворение от работы, не могут относиться творчески к своим профессиональным обязанностям, что в совокупности приводит к отчуждению от предмета и продукта труда [31].
Напротив, самоактуализирующаяся личность обладает «противоядием» по отношению к выгоранию именно за счет высокой активности по осмыслению своего места и роли в жизненной
ситуации других людей, за счет осознания собственной миссии и готовности «платить» за самоидентичность и самореализацию [13].
Среди факторов, позволяющих обеспечить профилактику выгорания, можно выделить обеспечение сотрудникам возможности их профессионального роста, грамотную мотивацион-ную политику, которая включает социальные гарантии и социальную поддержку, четкость должностных инструкций, корпоративные мероприятия, направленные на развитие благоприятного социально-психологического климата в коллективе [31], а также повышение эмоционального интеллекта.
К формированию профессиональных деформаций может приводить любая профессиональная деятельность. В группе риска оказываются люди «помогающих профессий»: врачи, медицинские сестры, социальные работники, педагоги, работающие в системе «человек-человек». Также в зону риска попадают офисные работники: специалисты в сфере информационных технологий, менеджеры, работники банков, бухгалтеры, работа которых связана с автоматизацией труда, гиподинамией, стереотипностю движений, работающие в системе «человек - компьютер» [28].
Профессиональная деятельность человека обуславливает формирование его сознания, психических процессов и свойств, а так же личностных качеств и черт. Она может способствовать развитию человека, быть предпосылкой для формирования творческих способностей и, следовательно, индивидуального стиля деятельности. Но также профессиональная деятельность, при определённых обстоятельствах, может вызвать обратный эффект, то есть блокирование личностного роста профессионала [22].
Л.П. Урванцев описывает несколько характерных особенностей влияния профессии на личность [5]:
1. В процессе выполнения профессиональной деятельности формируется профессиональная избирательность восприятия, вычленяющая из окружающего мира значимые, с точки зрения профессионала, свойства и стороны.
2. Происходит осознание и оценка тех психических особенностей, которые необходимы для успешной работы.
3. Развиваются и совершенствуются профессионально важные качества, взаимосвязи между которыми изменяются с приобретением опыта.
4. Компенсаторное профессиональное приспособление позволяет специалисту успешно выполнять работу даже при снижении показателей некоторых функций (например, какого-либо анализатора) [10].
5. Различные психические свойства и процессы приобретают своеобразную "парциаль-ность" и по-разному проявляются при решении профессиональных и непрофессиональных задач.
6. Овладение саморегуляцией профессиональной деятельности влияет на проявление свойств нервной системы и темперамента [11].
Перечисленные особенности влияния профессии на личность накладывают специфический отпечаток на облик человека. Решение типовых задач на протяжении многих лет не только совершенствует профессиональные знания, умения и навыки, но и формирует профессиональные привычки, определенный склад мышления и стиль общения, профессиональные стереотипы [19].
У людей, которые проявляют склонность к формированию жестких стереотипов, мышление со временем становится все менее проблемным. Эти люди оказываются все более закрытыми для новых знаний. Мировоззрение у таких людей ограничивается ценностями, установками и стереотипами круга профессии, оно становится узко профессионально ориентированным. По мнению Е. И. Рогова эмоциональное выгорание может быть вызвано особенностями мотивационной сферы субъекта труда, которые состоят в субъективной сверхзначимости трудовой деятельности при его низких функционально-энергетических
возможностях [30].
К субъективным причинам эмоционального выгорания можно отнести: установки, ценностные ориентации, характер и уровень трудовой мотивации, особенности эмоциональных реакций на стресс, их адаптивность и характерологические особенности. Е.И. Рогов выделяет следующие виды эмоционального выгорания [31]:
1. Общепрофессиональные, которые
типичны для большинства людей, занятых данной профессией. Они обусловлены инвариантными особенностями используемых профессиональных задач, предмета труда, средств труда, привычек, установок, форм общения.
2. Типологические, которые образованы слиянием личностных особенностей и особенностей функционального строения профессиональной деятельности;
3. Индивидуальные, которые
обусловлены личностной направленностью [22].
Проявления эмоционального выгорания имеют место во внешней среде профессиональной деятельности, во внутрисистемном общении, взаимодействии с объектом деятельности, контактах с руководителем, совместном выполнении служебных задач с другими коллегами, а так же и в среде непрофессиональной деятельности, даже может проявиться в физическом облике. К индивидуально -
личностным факторам относятся особенности конкретного сотрудника, которые могут способствовать развитию у него эмоционального выгорания [10].
А.В. Филиппов выделяет несколько типов психологических барьеров, вызывающих эмоциональное выгорание:
- когнитивно-психологические,
- социально-психологические,
- организационно-психологические и
- психомоторные.
Возникновение этих барьеров обусловлено квалификацией, стереотипизацией межличностных отношений, организационных процессов, режимом труда. Психологические барьеры вызывают неудовлетворенность трудом, психическую напряженность, порождают конфликтные ситуации. Все эти негативные явления приводят к развитию профессионально нежелательных качеств: догматизма, консерватизма, индифферентности и др.
Психолог X. Фрейденберг описывал «сгорающих эмоционально» как сочувствующих, мягких, гуманных, увлекающихся, идеалистов, которые ориентированы на людей, и - в то же время -интровертированных, неустойчивых, одержимых навязчивыми идеями (фанатичные), «пламенных» и легко солидаризирующихся. И. Махер пополнил этот список «авторитаризмом» (авторитарный стиль руководства) и низким уровнем эмпатии [19].
Синдром эмоционального выгорания проявляется в следующем:
а) чувство безразличия, изнеможения, эмоционального истощения (человек не способен отдаваться работе так, как это было прежде);
б) дегуманизация (развитие негативного отношения к клиентам и своим коллегам);
в) негативное самовосприятие в профессиональном плане - недостаток чувства профессионального мастерства.
Анализ литературы по изучаемой нами проблеме показал, что это явление в психологии рассматривается как специфическое явление, проявляющееся в профессиональной деятельности у лиц без признаков психической патологии. Несмотря на то, что симптомы, присущие эмоциональному выгоранию, рассматриваются как вариант нормы, формирование эмоционального истощения может способствовать развитию патологических реакций.
Таким образом, выгорание можно рассматривать как явление на границе «нормы» и «патологии», что является экстремальным вариантом «нормы», но с другой стороны, его можно рассматривать и как «до-нозологию». Синдром эмоционального выгорания даже сравнивают с проявлением психологической эпидемии, при которой истощенный психологически
человек начинает олицетворять облик не только мегаполисов, но и современных городов, где «индустриальная» инфраструктура приводит не к повышению качества жизни, а, наоборот, его снижению [9].
Проблемы, связанные с трудностями поддержания нормального образа жизни, в международной классификации болезней МКБ-10 относятся к классу
гоо-г99.
Выделяют факторы, влияющие на состояние здоровья населения и обращения в учреждения здравоохранения:
273 Проблемы, связанные с трудностями поддержания нормального образа жизни
273.0 Переутомление
273.1 Акцентуированные личностные черты
273.2 Недостаточность отдыха и расслабления
273.3 Стрессовое состояние, не классифицированное в других рубриках.
Оcнoвныe фaктopы, пpивoдящиe к эмoциoнaльнoму выгopaнию вpaчeй.
Профессиональная деятельность врачей нередко проходит в условиях жёсткой конкуренции. Для профессиональной деятельности врачей в современных условиях характерны высокая интенсивность, насыщенность действий, частое вмешательство в рабочий процесс внешних факторов, широкая сеть контактов разного уровня, преобладание непосредственного вербального общения с другими людьми. Таким образом, профессиональная деятельность врачей изобилует множеством стрессов (организационных, экономических, социально-психологических) [5,20,21,25,36].
Содержание работы врача, согласно исследованиям Н.В. Самоукиной, становится для него серьёзным стресс-фактором при следующих условиях [24]:
1) если предмет работы не совпадает с его интересами и способностями; если врач не имеет условий для профессиональной самореализации и самовыражения;
2) если не определены должностные обязанности, отсутствует должностная инструкция; если они не совпадают с ожиданиями врача, которые у него имелись при поступлении в лечебно-профилактическую организацию; если они не согласованы или находятся в противоречии с обязанностями других сотрудников, с которыми врачу приходится взаимодействовать.
Рабочая нагрузка становится стрессовой, если она слишком высока для сотрудника или, наоборот, слишком низкая. В первом случае, который наиболее распространен, сотрудник не успевает решить стоящие перед ним задачи, испытывает снижение самооценки, у него повышается тревожность и падает вера в собственные силы [24]. Во втором, если нагрузка является слишком низкой, он может переживать свою невостребованность, низкую
значимость и, как следствие, страх быть уволенным по сокращению или быть переведенным на более низкую должность с потерей статуса.
Темп работы следует рассматривать в качестве стресс-фактора в том случае, если он не совпадает с темпераментом и индивидуально-
психологическими характеристиками сотрудника. Например, высокий темп работы, требующий решения большого количества задач за минимальное время, может быть благоприятным для человека с сильным типом нервной системы и вызывающим стресс для сотрудника со слабой либо сильной, но инертной, нервной системой [24].
Серьезным стрессовым фактором является нарушение графика работы, будь то ненормированность рабочего дня, работа в выходные дни или необходимость сверхурочной работы. Этот фактор ещё более усугубляется в случае отсутствия соответствующей компенсации за работу в сверхурочное время [11].
Сильным стрессовым фактором является отсутствие перспектив (карьерный рост, повышение заработной платы). Ситуация усугубляется для сотрудников с преобладанием в мотивационном профиле ориентации на достижение успеха [22].
Следует отметить, что ситуация с отсутствием перспектив достаточно распространена в российских компаниях и многих лечебно-профилактических учреждениях [2].
Среди организационных факторов риска эмоционального выгорания врачей можно выделить в качестве самостоятельного информационные перегрузки. Необходимость воспринимать, перерабатывать, оценивать большой объем разноплановой и часто противоречивой информации создает опасность развития информационного стресса [22].
Немаловажным фактором эмоционального выгорания врачей является постоянное взаимодействие с другими людьми. Ряд исследователей подчеркивают, что причины выгорания лежат не только в области отношений между врачами и клиентами, но могут быть также связаны и с межличностными конфликтами, которые возникают внутри организации. В некоторых работах отмечается, что конфликты по горизонтали, между сотрудниками, находящимися на одном уровне управленческой иерархии, менее психологически опасны, чем конфликты с людьми, занимающими более высокое служебное положение [11]. При этом подчёркивается, что в качестве фактора, предохраняющего от выгорания в конфликтных ситуациях, может выступать социальная поддержка. Врачи, получающие такую поддержку, могут лучше сопротивляться стрессовым воздействиям и тем самым быть менее подверженными эмоциональному выгоранию [19].
В некоторых исследованиях в качестве факторов, инициирующих выгорание, выделяются ролевая конфликтность и ролевая неопределенность, которые вызваны недостаточно четким разграничением должностных обязанностей и сфер ответственности [12].
Анализ доступной литературы свидетельствует о том, что условия труда врачей характеризуются психоэмоциональными особенностями, которые имеют выраженную модальность: от ситуативной тревожности, беспокойства и даже отчаяния в ситуациях безнадёжности до чувства радости, приподнятого общего уровня настроения.
Moдeль коррекции и профилактики эмоционального выгорания врачей. Синдром эмоционального выгорания, с характерной эмоциональной сухостью, личностной
отстраненностью, увеличением сферы экономии эмоций, существенно влияет на профессиональное и личностное развитие. Профессиональная деформация, отрицательно отражается на трудовой деятельности врача и коллектива в целом, чем обусловлена необходимость своевременной профилактики данного явления.
Анализируяцелевые ориентиры модели психологической коррекции синдрома эмоционального выгорания, можно выделить преимущественную направленность на реализацию комплексной, системной и систематической профилактики и коррекции уровня синдрома эмоционального выгорания. На основе целевых ориентиров, формулируются задачи для каждого из этапов модели: теоретического (анализа психологической литературы по теме, с подбором методик), опытно-экспериментального (констатирующего и формирующего эксперимента) и контрольно-обобщающего (анализа полученных результатов, разработкой методических рекомендаций).
Повышению эффективности психологической коррекции синдрома эмоционального выгорания, способствует групповая форма работы, включающая целенаправленное использование совокупности взаимодействий и взаимоотношений между участниками в коррекционных, позволяя сконцентрировать внимание на проблемных сферах межличностного взаимодействия участников.
Водопьянова Н.Е. и Старченкова E.C., рассматривая теорию и практику преодоления стресса и выгорания, приводят рецепты избавления от стресса, рекомендованные различными авторами: Г. Селье, Б. Швальбе и X. Швальбе, Леоновой А.Б. и Кузнецовой A.C. Все они основаны на ресурсных концепциях стресса и преодоления выгорания. Стресс, согласно подобным представлениям, возникает в ситуациях: представляющих угрозу потери ресурсов, фактической потери ресурсов, отсутствия адекватного возмещения истраченных ресурсов.
Личностные, поведенческие и социальные переменные, отрицательно связанные с показателями выгорания, обозначаются как ресурсы, которые при определённых условиях детерминируют стойкость к развитию данного синдрома.
В частности, Леоновой А.Б. и Кузнецовой A.C. предложен комплексный подход к
психопрофилактике стрессов и оптимизации функциональных состояний [9]. Они подробно рассматривают варианты использования методов саморегуляции в прикладных условиях при организации работы кабинетов психологической разгрузки. В более поздних работах они предлагают комплексную диагностико-превентивную систему «Интегральная диагностика и коррекция стресса», действие которой апробировано при реализации программы оказания психологической помощи (на примере деятельности врачей). Структура данной системы в целом состоит из трёх частей:
1. Диагностической, направленной на многофакторную оценку симптоматики профессионального стресса.
2. Интерпретационной, включающей вынесение интегративного диагностического суждения об общем уровне развития профессионального стресса и его качественной характеристике.
3. Превентивной, содержащей индивидуализированный подбор и составление программ оптимизационных мероприятий в соответствии со спецификой выявленного синдрома профессионального стресса [26].
При анализе методологических подходов к профилактике и психологической помощи людям «помогающих профессий» с синдромом выгорания следует отметить, что в зарубежной психологии проблема воздействия на личность отчётливо выделяется в разнонаправленных концепциях двух психотерапевтических направлений.
Первая представлена бихевиористической школой и утверждает, что человеческим поведением возможно управлять, как, например, химической реакцией. Отправляясь от имеющегося у психолога эталона, манипулируя соответствующими факторами, он продвигает реакции человека, к достижению этого эталона. В этом случае человеку отводится роль объекта, по существу он оказывается орудием манипуляции психолога.
Л.А. Петровская выделяет другое направление как антитезис первому - это так называемая «гуманистическая психология». Она манипуляции и контролю пытается противопоставлять диалог с другой личностью, как форму повседневного общения, и как форму отношений в практике консультирования и психотерапии [21]. Солидаризируясь с Л.А. Петровской, хотелось бы отметить, что первое направление отчасти обходит стороной личность как таковую, сводя
взаимодействие к механической схеме «стимул -реакция». Под личностью мы будем понимать динамическую функциональную систему отношений человека к себе, к другим и к миру [21].
Теория личности В.Я. Мясищева продолжается в двух сферах «терапевтических приложений» -психотерапии и практике психологической помощи [10]. Они реализуются в двух основных формах работы - индивидуальное консультирование и различные формы групповой работы. Несомненно, что для наших целей, а именно для коррекции негативных личностных особенностей врачей, формирующихся под влиянием профессиональной деятельности, более эффективен второй подход -групповая работа.
Работа с группами сделала возможным соединение двух подходов. В первом личность рассматривается как субъект межличностных отношений и направлена на изучение закономерностей социальных процессов, особенностей формирования и развития человеческих общностей. Этот подход характерен для социальной психологии. Другой подход обращен к человеческой индивидуальности и направлен на изменения, происходящие внутри личности и ведущие к её самосознанию и развитию (экзистенциальная психология, гештальт-психология и т.д.). В настоящее время выделяются психотерапевтические направления и соответственно различные подходы к работе в группах:
1. Группы тренинга (Т-группы).
2. Бихевиорально ориентированные группы (группы тренинга умений).
3. Гуманистическое направление.
4. Трансактный анализ в группах.
5. Гештальт-группы.
6. Группы телесной терапии.
7. Группы терапии искусством.
8. Группы танцевальной терапии [30].
С.И. Макшанов предлагает классификацию видов профессионального тренинга, выделяя группы по критерию уровней психологического воздействия:
1) Функциональный тренинг (предполагает оптимизацию функционирования психических процессов в соответствии с требованиями профессиональной деятельности).
2) Перцептивно-ориентированный тренинг (направлен на повышение у индивида адекватности и полимодальности при восприятии профессиональных объектов, самого себя и других людей).
3) Интеллектуальный тренинг (направлен на формирование навыков мыслительных операций с образами профессиональных объектов).
4) Тренинг специальных умений (ориентирован на развитие навыков самоуправления, уверенности в себе, разрешения конфликтов,
слушания, установления контакта в общении и т.п.) [37].
В отечественной психологии наиболее продуктивно ведётся работа в области различных социально-психологических тренингов, которые «прежде всего направлены на развитие личности, на формирование эффективных коммуникативных умений освоения навыков межличностного взаимодействия» [28].
Основная цель такого тренинга - повышение коммуникативной компетентности, но она конкретизируется в более широком перечне задач:
1) приобретение знаний в области психологии личности, группы, общения;
2) приобретение умений и навыков общения;
3) коррекция, формирование и развитие установок, необходимых для успешного общения;
4) развитие способности адекватно и полно воспринимать и оценивать себя и других людей, а также взаимоотношения, складывающиеся между людьми;
5) коррекция и развитие системы отношений личности.
Чтобы избежать синдром эмоционального выгорания, профессионал должен оценивать свою жизнь вообще - живет ли он так, как ему хочется, наблюдается ли достижение поставленных целей, - и этому нужно обучать еще в процессе получения профессии.
Овсянникова Т.Ю. представляет модель профилактики синдрома эмоционального выгорания врачаов, в которой отражены последовательно разворачивающиеся этапы деятельности: подготовительный, основной, заключительный. Данная модель представлена на рисунке (рис 1).
Основной этап включает образовательную деятельность, которая осуществляется в форме тренинговых занятий.
Таким образом, можно выделить, что основными средствами предупреждения синдрома эмоционального выгорания являются психотехники, позволяющие обучающимся переживать состояния единства с окружающим миром, становиться объектом самопознания, расширять диапазон чувствительности к своим состояниям, телесным ощущениям, понимать эмоциональный смысл происходящего вокруг, обретать навыки произвольной саморегуляции на телесном, эмоциональном, интеллектуальном уровне, а также на уровне отношения к себе, своему внутреннему миру и миру других людей.
Далее рассмотрим дерево целей, на основе которого выстроено исследование (рис 2).
Рассмотрим структуру дерева целей (рис.2).
10иКМЛЬ ОБ ОТШ МЕБТСЛЬ ТЕСЫШШС1Е8 - 2021 - V. 28, № 2 - P. 45-57
Pиc. 1. Психологическая модель предупреждения и коррекции синдрома эмоционального выгорания
Генеральная цель: теоретически обосновать и эмпирически проверить эффективность программы психолого-педагогической коррекции и профилактики эмоционального выгорания офисных работников.
—
1.3.3.
Pиc. 2. «Дерево целей» по организации психологической коррекции и профилактики эмоционального выгорания
врачей
Генеральная цель исследования: теоретически обосновать и эмпирически проверить модель психологической коррекции и профилактики эмоционального выгорания врачей.
1. Рассмотреть теоретические предпосылки исследования психологической коррекции и профилактики эмоционального выгорания врачей.
1.1. Изучить феномен эмоционального выгорания в психолого-педагогических исследованиях.
1.1Л.Выделить модели эмоционального выгорания.
1.1.2.Рассмотреть внутренние и внешние факторы формирования эмоционального выгорания.
1.2. Выделить особенности эмоционального выгорания врачей.
1.2.1.Проанализировать особенности влияния профессии на личность.
1.2.2.Рассмотреть внутренние и внешние факторы эмоционального выгорания
1.3. Разработать модель психологической коррекции и профилактики эмоционального выгорания врачей.
1.3.1. Рассмотреть особенности построения модели.
1.3.2. Выделить генеральную цель исследования и построить дерево целей.
1.3.3. Построить модель психологической коррекции и профилактики эмоционального выгорания врачей.
2. Организация исследования синдрома эмоционального выгорания врачей.
2.1. Разработать этапы исследования.
2.1.1. Определить методы и методики исследования.
2.2. Сформировать, охарактеризовать выборку, провести констатирующий этап исследования
2.2.1. По результатам исследования проанализировать особенности эмоционального выгорания врачей.
3. Организовать опытно-экспериментальное исследование психолого-
педагогической коррекции и профилактики эмоционального выгорания врачей.
3.1. Разработать и реализовать программу психологической коррекции и профилактики эмоционального выгорания врачей.
3.1.1. провести формирующий этап исследования после реализации коррекционной программы.
3.2. Охарактеризовать результаты формирующего этапа исследовательской деятельности.
3.3. Разработать рекомендации по профилактике синдрома эмоционального выгорания у врачей.
3.4. Разработать технологическую карту внедрения программы профилактики и коррекции эмоционального выгорания врачей.
С опорой на результаты теоретического исследования особенностей эмоционального выгорания, анализ исследований по проблеме моделирования и структуру «дерева целей», нами была составлена модель коррекции и профилактики эмоционального выгорания врачей (рис.3).
В структуре модели коррекции и профилактики эмоционального выгорания врачей можно выделить 4 блока: теоретический, диагностический и формирующий, и аналитический. Содержательный компонент теоретического блока представлен целеполаганием, определением целевых ориентиров, методологических подходов к проблеме исследования, определение предмета объекта исследования, постановку задач исследования, определение его теоретической и практической значимости. Диагностический блок направлен на изучение особенностей эмоционального выгорания врачей взаимодействующих и не взаимодействующих в ходе осуществления профессиональной деятельности с людьми. В формирующем блоке представлена программа психологической коррекции и профилактики эмоционального выгорания врачей. Аналитический блок, предполагает анализ результатов эффективности программы психологической коррекции и профилактики эмоционального выгорания врачей, разработаны рекомендации по профилактике синдрома эмоционального выгорания у врачей и технологическая карта внедрения программы профилактики и коррекции эмоционального выгорания врачей.
В если медицинские работники вынуждены находиться в длительном позозависимом положении (ведение документации, стоматологический прием, операции и т.п.), то к эмоциональным перегрузкам присоединяется неврологическая симптоматика. Периодические головные боли, головокружение, онемение, покалывание в руках, скованность в шейном отделе позвоночника (ШОП), в области надплечий, а также нарушение сна характерны для «офисного синдрома» [13]. Постуральный дисбаланс мышц плечевого пояса, элевация структур верхней апертуры грудной клетки, а также многоуровневые мышечно-тонические и нейроваскулярные «туннельные» синдромы в краниовертебральной зоне и ШОП, кифози-рование грудной клетки значительно снижают качество жизни. Клиническое неврологическое исследование у таких работников выявляет связь болевого синдрома, вестибуло-атактических нарушений и сосудистой недостаточности в вертебрально-базиляр-ном бассейне с патобиомеханическими изменениями в ШОП, краниовертебральном переходе на фоне неадекватных статических постуральных нагрузок.
10иКМЛЬ ОБ ОТШ МЕБТСЛЬ ТЕСЫШШС1Е8 - 2021 - V. 28, № 2 - Р. 45-57
Цель: предупреждены? и снижение симптома
Змощцшального выгорммя
♦ -
Теирс! НЧИКИЙ б-Юк
изучение теоретических :|ОД.ЧОДОВ К н-зучению проблемы эмоционального выгорания ОПрСДСЛСНИС особенностей 1! признаков зхацвовтвого выгорания в профессиональной средс □пределе] [ИС диагностического н негрумептарня по исследование проблемы эы од цокольного выгорания разработка ■эмпирического неследования
Диагност^ сСкнк Ьгйк
изучение выраженности ПМОПИ01 К1Л1.1 [ОГО выгорания (Опросник Еэа «шгартие» МЫ (К. Маслач и С. Джексон, в адаптации НЕ. Водопьяновой)) изучение особенностей формировании фаз и снмПТОНов ььпорания (Методика «Диагностика уровня эмоционального выгорания »(В. Б. бойне-),) изучение личностной тревожности {Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности Спилбергэ-Ха ни на) определенно значимости показателей полученных в холе наследования эмош ннальвого выгорании (1_)-КрИТерН Й Манна-Унта и)
Форм II ¡нЯ шрш блок
разработка п апробация иршраммы ПСНЯОЛОГО-пеиаюгнческон коррекции эмоционального выгорания мониторинг динамики взмшеннй особенностей ЭМОЦИОНАЛЬНОГО выгорания после реализации коррскиноннон дбятспыюбш ■¡Метода на «Диагностика уровня амационального выгорания »(6. В. ЕоЙКй). Опросник на «пыгй|зя ни^и меы^к. м.1г .п.:1ч и с. джекео«. п адаптации НЕ, Водопьяновой) Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности Спнлберга-Хэнннэ)
1 —
АвШтэт ^"111Г &ЮК
определение эффе кктив костн реализованной программы (Т- критерий Уилкоксона) особенностях формирования и кыражьчльик: 1 м с:1 л::рч | эио цн о нальпогй выгорания гккле реализации К1фр1_"К1Д11»ЕШ(П[ ]]р»1 рЫММ^ вираже! и юстираэрабогк а рекомендации по профилактике оси [дрома эмоционального выгорания у офисных сотрудников тхнологической карты внедрения программы профилактики и коррекции эмо циона л ьногО
Результат: «ипшни^ симптома амонишгальипгп К1>п лшн у пфнсимх ра^мпшкпн трг реилщашш ¡спрр^чсшюшюм программы
Pиc 3. Модель психолого- педагогической коррекции синдрома эмоционального выгорания
Поэтому для профилактики и коррекции «офисного синдрома» в сочетании с эмоциональным выгоранием рекомендуется комплексная нелекарственная методика, включающая мягкоткие техники мануальной терапии (МТ), остеопатии и арома - психотерапевтической коррекции, которая оказывает воздействие на все механизмы формирования посту-рального стресса: компрессионно - механический, статико-динамический и психогенный. Мягкоткане-вая МТ включает техники, направленные на релаксацию фасций и мышц плечевого пояса, ШОП с целью
устранения «туннельных невропатий», способствует нормализации процессов гемо-ликвородинамики, кислородного обеспечения стволовых и корковых структур мозга. (за счет положительного влияния на психическую сферу человека) [26,28]. Также в комплекс нелекарственных методов эффективно включают дыхательную, постуральную гимнастику и медитативные практики.
Заключение. Проведенное исследование показало, что многолетнее выполнение одной и той же профессиональной деятельности может приводить к
JOURNAL OF NEW MEDICAL TECHNOLOGIES - 2021 - V. 28, № 2 - P. 45-57
возникновению психологических барьеров, появлению профессиональной усталости, обеднению способов выполнения трудовой деятельности, утрате профессиональных навыков, умений, снижению работоспособности. Можно отметить, что на стадии профессионализации происходит развитие эмоционального выгорания личности по многим видам профессий. Как было уже отмечено выше, проявления синдрома выгорания можно разделить на психологические, поведенческие и физические. Эти общие проявления развиваются у всех представителей, относящихся к группам риска, однако синдром эмоционального выгорания у представителей разных групп риска протекает со своими особенностями: у специалистов «помогающих» профессий преобладают психологиические проблемы, а у офисных работников - мышечный стресс, постуральные и психосоматические нарушения.
Таким образом, для коррекции синдрома эмоционального выгорания со всем его психологическим и нейроразнообразием требуется персонализированный подход с применением современных восстановительных технологий; повышение мотивации и стрессоустойчивости специалистов, а также развитие корпоративной культуры, эмоционального интеллекта, доверия в командах. Понимание рисков поможет выявлять ранние признаки синдрома и создавать благоприятную среду для здоровьесбережения и профессионального долголетия.
Литература / References
1. Аронов Р.А., Баксанскии О.Е. Когнитивная стратегия А. Эйнштейна // Вопросы философии. 2005. № 4. С. 66-75 / Агопоу RA, Baksanskii OE. Kognitivnaya strategiya A. Eynshteyna [A. Einstein's œg-nitive strategy]. Voprosy А^оШ. 2005;4:66-75. Russian.
2. Аронов Р.А., Баксанский О.Е. Происхождение знания: истоки и основы // Вопросы философии. 2008. № 4. С. 98-108 / агопоу RA, Baksanskiy OE. Proiskhozhdenie znaniya: istoki i osnovy [The origin of knowledge: origins and foundatfons]. Voprosy Н^оШ. 2008;4:98-108. Russian.
3. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. СПб.: Речь, 2014. 272 с. / Bezmœv CP. Ppofeccional'naya defopmatsiya НЛпосй [Profes-sfonal ре^опаИ1у deformatfon]. CPb.: Pech'; 2014. Russian.
4. Боева А.В., Руженков В.А., Москвитина У.С. Синдром эмоционального выгорания у врачей-психиатров // Научные ведомости Белгородского государственного университета. 2013. T. 22, № 11. C. 6-12 / Воеуа AV, Puzhenlœv VA, МоскуШпа UC. СМрот emotsional'nogo vygopaniya u vpachey-pcixiatpov [Етойопа1 Bum-out Syndrome in Psychiatric Doctors]. Nauchnye vedomocti Belgopodckogo gocudapctvennogo univepriteta. 2013;22(11):6-12.
5. Бойко В.В. Синдром "эмоционального выгорания" в профессиональном общении. СПб., 1999. 105 с. / Воу^ VV. СМрот "emotsюnaГnogo vygopaniya" v ppofeccional'nom obshchenii [Ето-tfonal burnout syndrome in pro-fessional communication]. CPb; 1999. Russian.
6. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М.: Филин, 1999. 196 с. / Воу^ VV. Enepgiya emotsiy v obshche-nii: vzglyad па cebya i па dpugix [Етойопа1 energy in communication: a 1оок at yourself and оШегс]. Moscow: Filin; 1999. Russian.
7. Бойко В.В. Энергия эмоций. СПб.: Питер, 2004. 474 с. / Воу^ VV. Enepgiya emotsiy [Emotional energy]. CPb.: Pitep; 2004. Russian.
8. Баксанский О.Е., Кучер Е.Н. Плигин А.А. Личностно ориентированный подход к обучению физике // Физика в школе. 2003. № 4. / Baksanskiy OE, Kucher EN, Pligin AA. Lichnostno опепйгоуаппуу
podkhod k obucheniyu fizike [Ре^опаН1у-опеП^ approach to teaching physics]. Fizika v shkole. 2003;4. Russian.
9. Баксанский О.Е.Когнитивные науки. От познания к действию. Москва, 2005. / Baksanskiy OE. ^gmti-raye nauki. Ot poznaniya k deystviyu [Cognitive Sciences. From cognition to actfon]. Moscow; 2005. Russian.
10. Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания: Диагностика и профилактика. СПб.: Питер, 2005. 336 с. / Vodop'yanova NE. СМрот vygopaniya: Diagnoctika i ppofilaktika [Вито^ syndrome: diagnosis and prevention]. CPb.: Pitep; 2005. Russian.
11. Вилюнас В. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2008. 496 с. / Vilyunac V. Pcixologiya emotsiy [Psychology of emotions]. CPb.: Pitep; 2008. Russian.
12. Влах Н.И. Модель психологической помощи представителям «Помогающих» профессий при эмоциональном выгорании // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. 2015. №4. С. 24-30 / Vto NI. Model' pcixologicheckoy pomoshchi ppedctavitelyam <^о-mogayushchix» ppofecciy ppi emotsional'nom vygopanii [Model of psychological help for presenters of "helping" professtans with emotional burnout]. Vectnik YuUpGU. Cepiya: Pcixologiya. 2015;4:24-30. Russian.
13. Данилов А.Б., Курганова Ю.М. Офисный синдром - это реальность // РМЖ. Неврология и психиатрия. 2011. №30. С. 2-7 / Danilov АВ, Kurganova YuM. Ofisnyy sindrom - eto real'nost' [Office Syndrome is Reality]. RMZh. Nevrologiya i psikhiatriya. 2011;30:2-7. Russian.
14. Донцов В.И., Крутько В.Н. Здоровьсбережение как современное направление профилактической медицины (обзор) // Вестник восстановительной медицины. 2016. № 1. С. 2-9 / Dontsov VI, KrutT™ VN. Zdorov'sberezhenie как sovremennoe napravlenie profil-akticheskoy meditsiny (obzor) [Health preser-vation as а modern direction of preventive medirine (review)]. Vestnik vosstanovitel'noy meditsiny. 2016;1:2-9. Russian.
15. Малкина-Пых И.Г. Экстремальные ситуации. M.: Изд-во Эксмо, 2005. 960 с. / Malkina-Pyx IG. Ekctpemal'nye cituatsii [Extreme situations]. М.: Izd-vo Ekcmo; 2005. Russian.
16. Меркулова Н.Н. Синдром эмоционального выгорания и программа его преодоления в сфере «Помогающих» профессий // Вестник ТГУ. 2011. №12. С. 199-206 / Mepku^ NN. Cindpom emotsional'nogo vygopaniya i ppogpamma ego ppeodoleniya v cfepe <^о-mogayushchix» ppofecciy [The syn-drome of emotional burnout and the program of its overcoming in the sphere of "helping" professions]. Vectnik TGU. 2011;12:199-206. Russian.
17. Никифоров Г.С. Психология здоровья. СПб.: Peчь. 2012. 256 с. / Nikifopov GC. Pcixologiya zdopov'ya [Psychology of health]. CPb.: Pech'; 2012. Russian.
18. Орёл В.Е. Синдром психического выгорания. Мифы и реальность. М., 2014. 296 с. / Opel VE. СМрогп рсшЛес^^о vygo-paniya. Mify i peal'noct' [mental burnout. Му^ and reality]. М.; 2014. Russain.
19. Пайнс Э., Маслач K. Практикум по социальной психологии. СПб.: Питер; 2000. 524 с. / Paync E, МасЬЛ K. Ppaktikum ро ratsial'my pcixologii [Work-shop оп social psychology]. CPb.: Pitep; 2000. Russian.
20. Петрова Н.Ф. Здоровье человека как многоаспектный феномен // Мир науки, культуры, образования. 2015. №1. С. 113-114 / Petrova NF. Zdorov'e chefoveka kak mnogoaspektnyy femmen [Human health as a multidimensional phemmeMn]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015;1:113-4. Russain.
21. Романова Е.С., Горохова М. Ю. Личность и эмоциональное выгорание // Вестник практической психологии образования. 2004. №1. С. 18-23 / Pomanova EC, Gopoxova MYu. Lich^cf i emotsional'noe vygopanie [Personality and Emotional Burnout]. Vectnik ppakticheckoy pcixologii obpazovaniya. 2004;1:18-23. Russian.
22. Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. 2002. T. 23. № 3. С. 85-95 / Ponginckaya TI. Cindpom vygopaniya v cotsial'nyx ppofecciyax [Burnout syndrome in social activities]. Pcixologicheckiy zhupnal. 2002;23(3):85-95. Russian.
2 3. Решетников М.М. Психическое здоровье населения современные тенденции и старые проблемы // Национальный психологический журнал. 2015. № 1. С. 9-15 / Reshetnitov ММ. Psikhichesteie zdorov'e naseleniya sovremennye tendentsii i starye problemy [Mental health of the population modern trends and оЫ problems]. Natsional'nyy psikhologicheskiy zhurnal. 2015;1:9-15. Russian.
24. Самоукина Н.В. Карьера без стресса. СПб., 2016. 256 с. /
JOURNAL OF NEW MEDICAL TECHNOLOGIES - 2021 - V. 28, № 2 - P. 45-57
Samoukina NV. Kap'epa bez ctpecca [The career wittout stress]. St. Petersburg; 2016. Russian.
25. Саломатин А.Г., Свинаренко В.Г., Саломатина Е.Б. Здоро-вьесбережение как ценность и продукт формирования культуры самостоятельной работы личности // Психология, социология и педагогика. 2015. № 9. С. 32-40 / Satomatin AG, Svinarento VG, Safomat-ina EB. Zdorov'esberezhenie kak tsen^st' i produkt formirovaniya kul'tury samostoya-tel'noy raboty bch^sti [Health preservatfon as a value and product of the formatfon of a culture of independent work of an individual]. Psiktotogiya, sotsiologiya i pedagogika. 2015;9(48):32-40. Russian.
26. Сафоничева О.Г. Восстановительное лечение структурно-функциональных нарушений опорно-двигательной системы (доно-зологическая диагностика и комплексное лечение при эмоционально-аффективных расстройствах). Диссертация на соискание ученой степени д. м. н. Тула: Тульский государственный университет, 2007 / Safonicheva OG. Vosstanovitel'noe lechenie strukturno-funktstanal'nykh narusheniy oporno-dvigatel'noy sistemy (do-nozo-fogicheskaya diagnostika i kompleksnoe lechenie pri emotsi-onal'no-af-fektivnykh rasstroystvakh) [Rehabilitation treatment of structural and functional disorders of the musculoskeletal system (prenosological diagnostics and complex treatment for emotional and affective disorders)] [dissertation]. Dissertatsiya na soiskanie uche-my stepeni d. m. n. Tula: Tul'skiy gosudarstvennyy universitet; 2007. Russian.
27. Сафоничева О.Г., Мартынчик С.А. Задачи развития научной платформы медицинской науки «Профилактическая среда»: технологические решения // Успехи современного естествознания. 2015. № 3. С. 102-106 / Safonicheva OG, МаЛут^ SA. Zadachi razvitiya nauchmy platformy meditsinskoy nauki «Profilakticheskaya sreda»: tekhnolo-gicheskie resheniya [Development Objectives of the Scientific Platform of Medical Science "Prophylactic Environment": Techm-logical Solutions]. Uspekhi sovremennogo estestvoznaniya. 2015;3:102-6. Russian.
28. Сафоничева О.Г., Мартынчик С.А. Комплексная программа скрининга на платформе «неврология» на основании инновационных технологий персонализированной медицины / /Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 2-2. С. 246-250 / Safonicheva OG, Martynchik SA. Kompleksnaya programma skrininga na platforme «nevrotogiya» na osnovanii innovatsionnykh tekhnologiy personalizirovannoy meditsiny [A comprehensive screening program based оп the neurology platform based оп innovative technologies of personalized medicine]. Mezhdunarodnyy zhurnal prikladnykh i fundamental'nykh issledovaniy. 2015;2-2:246-50. Russian.
29. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990 / Fpankl V. Chelovek v poickax cmycla [A man in search of meaning]. Mos-raw: Ppogpecc; 1990. Russian.
30. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1995 / Fpomm E. Begctro ot cvobody [Escape from freedom]. Moscow: Ppogpecc; 1995. Russian.
31. Чутко Л. Синдром менеджера. Эмоциональное выгорание и управление стрессом. СПб. Peчь, 2009 / Chutto L. Cindpom menedzhepa. Emotsional'noe vygopanie i uppavlenie ctpeccom [Syndrome of the manager. Emotional burmut and management of strains]. CPb. Pech'; 2009. Russian.
32. Шарабчиев Ю.Т. Общественное здоровье нации и индивидуальное здоровье личности // Международные обзоры: клиническая практика и здоровье. 2015. №3. С. 88-107 / Sharabchiev YuT. Ob-shchestvennoe zdorov'e natsii i individual'noe zdorov'e lichnosti [Public health of the natfon and individual health of the individual]. Mezhdunarodnye obzory: klinicheskaya praktika i zdorov'e. 2015;3:88-107. Russian.
33. Сох T. The nature and measurement of work-related stress: Шео^ and practice // Evaluatfon of Human Work / ed. by J. R. Wi^n, N. СойеИ. 3rd ed. Воса Raton, Fla. [u.a.], 2005. P. 553-571 / Сох T. The nature and measurement of work-related stress: Шео^ and practice. Evalu-attan of Human Work / ed. by J. R. Wi^n, N. СойеИ. 3rd ed. Воса Raton, Fla. [u.a.]; 2005.
34. Сох T., Griffiths A., Сох S. Stress explosion: Managing stress at work // Health and Safety at Work. 1993. June. P. 16-18 / Сох T, Griffiths A, Сох S. Stress explosion: Managing stress at work. Health and Safety at Work. 1993;June:16-8.
35. Farber B.A. The process and dimenstans of burnout in psycto-therapists // Professtanal Psychology: Research and Practice. 1982. Ш. 13, № 2. P. 293-301 / Farber BA. The process and dimensfons of burnout in psychotherapists. Professional Psychology: Research and Practice. 1982;13(2):293-301.
36. Felton J.S. Burnout as a clinical entity - its троЛашсе in health care workers // Occup. Med. 1998. Vol. 48, № 4. P. 237-250 / Felton JS. Burmut as a clinical entity - its троЛашсе in health care workers. Occup. Med. 1998;48(4):237-50.
37. Freudenberger H.J. Staff Burn-Out // Journal of Social Issues. 1974. Ш. 30, № 1. P. 159-165 / Freudenberger H.J. Staff Burn-Out // Journal of Social Issues.1974;30(1):159-65.
38. Mapkova A. K. The Psychology of Professionalism. М.: The International Humanitarian Fund "Knowledge", 2012. P. 400 / Mapkova AK. The Psychology of Professionalism. М.: The International Humanitarian Fund "Knowledge"; 2012.
39. Maslach C., Jackson S.E., Leiter М^. Burn-out inventory manual (3rd ed.). Pato Alto, California: Consulting Psychological Press, Inc.; 1996. 52 p. / Maslach C, Jackson SE, Leiter MP. Burn-out inventory manual (3rd ed.). Pafo Alto, California: Consulting Psychological Press, Inc.; 1996.
40. Skutapevskaya М.М. Emotional burnout syndrome // Medical News. 2002. №7. P. 3-9 / Skutapevskaya ММ. Emotional burnout syndrome. Medical News. 2002;7:3-9.
41. Solodkova T.I. Overcoming of the "Burnout" Syndrome // Psy-chopedagogy in law enforcement. 2010. No3 (42). P. 47-49 / Solodkova TI. Overcoming of the "Burnout" Syndrome. Psychopedagogy in law enforcement. 2010;3(42) :47-9.
Библиографическая ссылка:
Баксанский О.Е., Сафоничева О.Г. Синдром эмоционального выгорания. взгляд психолога и невролога (обзор литературы) // Вестник новых медицинских технологий. 2021. №2. С. 45-57. DOI: 10.24412/1609-2163-2021-2-45-57.
Bibliographic reference:
Baksansky OE, Safonicheva OG. Sindrom emotsional'nogo vygoraniya. vzglyad psikhologa i nevrologa (obzor literatury) [Syndrome of emotional burn out. The view of a psychologist and a neurologist (literature review)]. Journal of New Medical Technologies. 2021;2:45-57. DOI: 10.24412/1609-2163-2021-2-45-57. Russian.