Научная статья на тему 'Программа спецкурса «Государственная информационная политика»'

Программа спецкурса «Государственная информационная политика» Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
961
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Нисневич Ю. А.

Предмет, задача и методологические основы курса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The programme of the course "State Information Policy

The programme of the new course "State Information Policy" is addressed to the students (bachelors) studying political science and public administration.

Текст научной работы на тему «Программа спецкурса «Государственная информационная политика»»

В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ

ПРОГРАММА КУРСА «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА»

Ю.А. НИСНЕВИЧ

Кафедра политических наук РУДН Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, 6, 117198, Москва

Предмет, задача и методологические основы курса

Доминирующей тенденцией развития мировой цивилизации на рубеже ХХ-ХХ1 веков является переход к новому типу социальной организации общества, имеющему информационную и сетевую природу - открытому информационному обществу. Глубокой трансформацией охвачены основные сферы жизнедеятельности социума: взаимодействие с природой; общественные отношения; социальная регуляция. Производство материальных благ, создание культурных ценностей и осуществление власти становятся напрямую зависимыми от технологических возможностей общества, основу которых составляют информационные и коммуникационные технологии.

Ключевой фактор постиндустриального развития - информационная революция, суть которой состоит в качественных, революционных изменениях информационных и коммуникационных технологий. В результате информационной революции повышается роль и значимость информационной сферы в жизнедеятельности общества и государства, она из разряда вспомогательных переходит в разряд определяющих. Структурно изменяется соотношение властей в социуме. Информационная власть в тесном переплетении с другими типа власти выходит на первый план в социальном регулировании.

В странах переходного типа, к которым относится и Россия, информационная составляющая играет особую роль в государственном управлении переходными преобразованиями. Информационная политика власти может, как способствовать скорейшему установлению новых социальных порядков, так и деформировать демократическую направленность политического процесса.

Изучение государственной информационной политики как современного поливариативного инструмента политического и государственного управления представляется актуальным и целесообразным в качестве предмета специального курса политологического образования.

Задача специального курса “Государственная информационная политика” - системное изложение специфики информационной сферы как объекта государственного управления в контексте переходе к информационному обществу; концептуальных подходов к формированию и реализации государственной информационной политики с учетом ее особой роли в условиях переходных преобразований; содержания информационной функции государства, включая вопросы организации информационного обеспечения системы государственного управления и взаимоотношений власти и общества; правовых

основ информационной политики, базирующихся на естественном праве человека на информацию.

Методология специального курса основана на парадигме исследования взаимного воздействия развития технологий и развития социальных институтов, системном подходе к изучению общественных явлений и анализе причинно-следственных связей содержания государственной информационной политики, методов ее реализации и результатов воздействия на трансформацию общественных отношений.

Программа специального курса ориентирует преподавателей и слушателей на изучение сущности, методологии формирования и механизмов реализации государственной информационной политики в условиях постиндустриального развития и переходных преобразований.

. Программа курса рассчитана на магистров и аспирантов отделений политологии Университетов.

Тематический план курса

Введение

Раздел I. Информационная сфера как объект государственного управления

Тема 1. Информационная революция как социально-технологическая основа постиндустриальной модернизации.

Тема 2. Информационное общество: характеристики и модели.

Тема 3. Электронное правительство: мировой опыт.

Раздел II. Методологические основы формирования и реализации государственной информационной политики

Тема 4. Цели, стратегия и функциональные задачи государственной информационной политики.

Тема 5. Системообразующие факторы и методология реализации государственной информационной политики.

Тема 6. Информационная политика в условиях переходных преобразований.

Раздел III. Информационная функция государства

Тема 7. Государственное управление и информационная политика.

Тема 8. Информационное обеспечение системы государственного управления.

Тема 9. Информационные аспекты взаимоотношений государственной власти и гражданского общества.

Раздел IV. Правовые основы государственной информационной политики

Тема 10. Право на информацию: проблемы законодательного регулирования.

Тема 11. Формирование информационного законодательства как политико-правовой процесс.

Тема 12. Законодательные основы регулирования информационных отношений в России.

Программа курса Введение

Информационная политика как целостное явление и приоритетная задача государственного управления в условиях постиндустриальной модернизации и переходных преобразований.

Государственная информационная политика как поливариативная составная часть государственного управления процессами трансформации общественных отношений.

Содержание национальной информационной политики. Ее зависимость от характера политических процессов, уровня социально-экономического развития страны,

национальных традиций и исторических особенностей политической культуры, трактовки политическим режимом национальных интересов в информационной сфере.

Предмет регулирования государственной информационной политики - процесс формирования и развития информационной сферы и ее системообразующих факторов.

Государственная власть - ключевой субъект и одновременно объект информационной политики. Реформирование информационного обеспечения и информатизация системы органов государственной власти как инструмент оптимизации ее структуры и модернизации механизма государственного управления.

Методы реализации государственной информационной политики. Законодательное, экономическое и административное регулирование информационной деятельности.

Раздел 1. Информационная сфера как объект государственного управления

Тема 1. Информационная революция как социально-технологическая основа постиндустриальной модернизации

Информационная революция конца XX века как завершение индустриального и начало постиндустриального, информационного периода развития цивилизации. Концепция “трех волн” А.Тоффлера. Концепция перманентного характера информационных революций А. Ракитова.

Информация как уникальный, постоянно возрастающий ресурс, создаваемый самим социумом в процессе его жизнедеятельности. Понятия “информация” и “информационный ресурс”.

Определяющая роль информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), информационных процессов и ресурсов в трансформации политических, экономических и социальных порядков.

Современные ИКТ как фактор обновления системы коммуникативных взаимодействий, повышения эффективности управления во всех сферах человеческой деятельности, “интеллектуализации” общества и изменения структуры занятости, интенсификации экономического развития, экономии природных ресурсов, глобализации и модернизации мирового хозяйства.

Информационная революция как геополитический фактор, меняющий отношения между центрами силы, регионами и государствами. Комплекс информационных проблем международного характера.

Тема 2. Информационное общество: характеристики и модели

Информационное общество как новый тип социальной организации. Определение сущности информационного общества М. Кастельсом как совокупности сетевой логики и структуры, информациональной экономики и культуры реальной виртуальности. Понятие о “коллективном интеллекте” или “коллективном разуме” как основе информационного общества, предложенной Н. Моисеевым. Критерии информационного общества. Признаки и ориентиры его построения.

Личность как ключевой фактор информационного общества, изменение модели поведения - переориентация с материальных ценностей на ценности самореализации.

Особенности информационного общества с точки зрения политических процессов. Непосредственная демократия и демократия участия. Права и обязанности индивидуума, организации и государственной власти.

Модели информационного общества. Функциональная пятисекторная модель А. Бениджера. Национально-страновые модели: модель континентальной Европы, базирующаяся на поиске баланса между государственным контролем и рынком; американо-английская модель, ориентированная на полную либерализацию

информационного рынка; азиатская модель, основанная на идеологии сотрудничества государства и предпринимателей.

Сравнительный анализ планов построения информационного общества США и стран Европейского Союза.

Обобщенные индикаторы движения к информационному обществу. Система количественных индикаторов развития информационного общества: индикатор

технологической оснащенности, индикатор прозрачности коммуникаций, индекс информационного общества.

Тема 3. Электронное правительство: мировой опыт

Стратегическая цель электронного правительства - решение всех проблем с позиции интересов граждан и участие всех граждан в процессе руководства и управления страной.

Основополагающий принцип электронного правительства - доступность каждому субъекту общества в любой момент времени и из любого места дислокации.

Задача электронного правительства - трансформация внутренних и внешних взаимоотношений на основе использования ИКТ и информационно-коммуникационной инфраструктуры с целью оптимизации процесса оказания правительственных услуг населению и бизнесу, расширения взаимодействий всех граждан с электронным правительством и их участия в его деятельности.

Стимулы и факторы, способствующие созданию электронного правительства, и барьеры, препятствующие этому процессу.

Основополагающие принципы концепции формирования электронного правительства: повышение осведомленности граждан о деятельности правительственных структур; обеспечение доступности информации, ее доставка до конечных пользователей; поддержка и усиление обратной связи между властью и обществом; обеспечение участия граждан в деятельности правительства; непосредственная поддержка демократических процессов.

Фазы трансформации в процессе перехода от традиционного правительства к полностью электронному. Модели электронного правительства: кибернетический офис, бюрократическая структура, сервисное агентство, полностью электронное правительство.

Раздел II. Методологические основы формирования и реализации государственной

информационной политики

Тема 4. Цели, стратегия и функциональные задачи государственной информационной

политики

Альтернативные стратегические цели государственной информационной политики: переход к открытому информационному обществу или формирование национально обособленного общества с подконтрольной правящему режиму информационной сферой. Открытое информационное общество как формирующаяся реальность для развитых индустриальных стран и ориентир развития для стран переходного типа.

Основополагающее стратегическое направление государственной информационной политики - формирование и развитие открытого информационного пространства государства при непременном условии обеспечения его целостности и единства, его интеграция в мировое информационное пространство с учетом национальных интересов и особенностей при обеспечении информационной безопасности на внутригосударственном и международном уровнях.

Информационное пространство государства - совокупность пересекающихся информационных сфер гражданского общества, государственной власти и местного самоуправления. Обобщенные объекты регулирования информационной политики как инструмента государственного управления.

Кибернетическая модель государства как системы регулирования с обратной связью, в которой общество - сложный объект регулирования, а система органов власти -централизовано-децентрализованное управляющее устройство с иерархической структурой. Контур прямого регулирования, контур взаимной адаптации власти и общества, контур стабилизации и самоорганизации общества, контур организации системы органов власти. Обобщенные внутрисистемные и трансграничные информационное потоки. Дополнительные условия и ограничения, обеспечивающие информационную безопасность - защиту информационного пространства государства от внешних и внутренних информационных угроз.

Обобщенные функциональные задачи государственной информационной политики: обеспечение информационного обслуживания населения на основе развития массового информационного обмена и массовых коммуникаций; информационное обеспечение деятельности системы органов государственной власти и местного самоуправления; обеспечение информационного взаимодействия гражданского общества и власти, включая государственную и местную.

Тема 5. Системообразующие факторы и методология реализации государственной

информационной политики

Реализация государственной информационной политики - многомерная задача, решение которой включает нормативно-правовые, организационно-технологические, технико-экономические и социальные (в том числе образовательные) компоненты. Системообразующие факторы реализации - взаимосвязанные компоненты решений задач информационной политики, объединенные в общегосударственные системы и структуры, стягивающие информационное пространство государства в единое целое.

Базовый системообразующий фактор - формирование и развитие по мере изменения информационных потребностей общества национального информационного законодательства как единой системы взаимоувязанных и непротиворечивых нормативных правовых актов.

Организационно-технологический фундамент решения всех задач государственной информационной политики - единая взаимоувязанная система национальных информационных ресурсов и информационно-коммуникационная инфраструктура государства. Организация и требования к процессу формирования информационных ресурсов, показатели их качества. Информационно-коммуникационная инфраструктура как комплекс организационных и технологических средств поиска, хранения, распространения и использования информационной продукции и услуг. Перспективы и тенденции развития традиционных СМИ как социально значимой составляющей такой инфраструктуры. Телекоммуникации как “транспортная” опора информационнокоммуникационной инфраструктуры.

Научно-технический и производственный комплекс и рынок продукции и услуг информационной индустрии - системообразующий технико-экономический фактор. Возможные подходы к развитию научно-производственного комплекса информационной индустрии. Особенности российского рынка информационной продукции и услуг.

Система массового информационного образования и просвещения как системообразующий фактор, направленный на социально-образовательную адаптацию и обеспечение информационно-психологической устойчивости человека к процессу перехода к информационному обществу.

Тема 6. Информационная политика в условиях переходных преобразований

Проблемы транзита переходных государств в условиях совокупного влияния мегатенденций традиционализма, модернизма и постмодернизма. Анализ процесса трансформаций российского транзита после августовских событий 1991 года и влияния на этот процесс информационного фактора.

Обеспечение взаимопонимания, доверия и партнерского взаимодействия между властью и обществом как необходимое условие успешного осуществления переходных преобразований. Государственная информационная политика как основополагающая составляющая государственного управления процессом переходных преобразований -основной инструмент установления тех или иных взаимоотношений между власть и обществом.

Стратегия и основные направления государственной информационной политики в условиях перехода от авторитарного государства с административно-плановым управлением экономикой к правовому демократическому государству с рыночной экономикой.

Обеспечение открытости и гласности, информационной прозрачности для общества деятельности государственной власти по проведению социально-экономических и политических реформ.

Информационная поддержка процесса становления и формирования гражданского общества, как реальной “четвертой власти”, способной не только контролировать, но и формировать государственную власть в своих интересах. Особенности становления гражданского общества в России.

Структурное, организационное и технологическое реформирование информационного обеспечения деятельности государственной власти в контексте общей реформы системы государственного управления на основе концепции государства как сервисной организации, ориентированной на граждан - потребителей ее услуг.

Раздел III. Информационная функция государства

Тема 7. Государственное управление и информационная политика

Государственное управление как системное общественное явление и его характерные черты. Государственная политика - инструмент государственного управления, определяющий его содержание и смысл и позволяющий государству достичь определенных целей в регулировании общественной жизни. Суть конструктивной государственной политики и условия ее реализации.

Информационное управление как один из ключевых элементов государственного управления на этапе постиндустриального развития и метод информационного воздействия как современное дополнение к традиционным правовым, экономическим и административным методам регулирования общественных отношений.

Государственная информационная политика в качестве актуальной комплексной проблемы управления современным государством. Задача государственной власти по формированию и реализации государственной информационной политики -информационная функция государства.

Компетенция государственной власти как субъекта государственной информационной политики. Разработка концепции государственной информационной политики на основе системного подхода. Формирование национального информационного законодательства, определяющего характер и законодательные основы проводимой информационной политики. Создание организационно-технологического обеспечения проведения государственной информационной политики, включающего создание соответствующих структур в системе органов государственной власти, внедрение современных ИКТ в процесс принятия и реализации государственных управленческих решений, организацию необходимого бюджетного финансирования.

Тема 8. Информационное обеспечение системы государственного управления

Государственная власть как объект государственной информационной политики -один из самых мощных источников социально и экономически значимой информации и наиболее обеспеченный ресурсами потребитель и заказчик на рынке информационной продукции и услуг.

Информационное обеспечение деятельности системы государственного управления -одна из основных функциональных задач государственной информационной политики. Своевременное обеспечение органов государственной власти достоверной информацией является одним из важнейших условий эффективного функционирования государственного механизма. Основные проблемы информационного обеспечения системы государственного управления: адекватность информационного ресурса власти состоянию и потребностям общества; эффективность использования этого ресурса государственной властью в процессе ее деятельности.

Государственные информационные ресурсы и их целевая структуризация в соответствии с функциями и полномочиями органов государственной власти.

Государственная составляющая как “становой хребет” национальной информационнокоммуникационной инфраструктуры и технологическая база для информационного обслуживания населения и обеспечения информационного взаимодействия власти и общества.

Информатизация системы органов государственной власти на основе внедрения современных ИКТ как организационно-технологический процесс, позволяющий обеспечить новое качество государственного управления.

Структуризация государственных информационных ресурсов, развитие государственной информационно-коммуникационной инфраструктуры и внедрение современных технологий информационного обеспечения - организационно-технологическая база для проведения административной реформы на основе современной модели государственного управления.

Тема 9. Информационные аспекты взаимоотношений государственной власти и

гражданского общества

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Механизмы регулярного и маркетингового типа, используемые властью для

упреждающего информационного взаимодействия с обществом.

Механизм связей с общественностью (ПР) как функция и философия управления, один из методов информационного управления. Понятие и модели ПР. Специфика государственных коммуникационных кампаний.

Консультативные общественные советы и комиссии при органах государственной власти как средство укрепления взаимодействия с общественностью. Принципы формирования, основные задачи и проблема функционального самовырождения.

Политическая рекламистика и информационное лоббирование как разновидности информационных технологий маркетингового типа. Использование властью

агитационно-пропагандистских форм информирования и манипулятивных технологий для искусственного конструирования политических реакций и запросов населения.

Создание и обеспечение устойчивого функционирования и постоянного

совершенствования механизма предоставления властью информационных услуг

обществу как одна из приоритетных задач государственной информационной политики. Перемещение информационного взаимодействия государственной власти и граждан в сетевую среду - путь к “прямой электронной демократии”.

Механизмы постоянного воздействия общества на власть как необходимое дополнение электорального механизма дискретного действия.

Лоббизм как механизм выражения и отстаивания корпоративных, профессиональных, этнических, региональных и иных политических и экономических интересов при принятии государственных решений. Англосаксонская и континентальная модели лоббизма. Методы и технологии лоббистской деятельности, ее законодательные и информационные основы.

Проблема “теневого” лоббирования в России, задача перехода от коррупционного механизма лоббирования к цивилизованному.

Механизм публичного выражения общественного мнения, публичной политики как один из основополагающих элементов демократии. Понятие, субъект и объект

общественного мнения. Публичная политика как форма общественно-политической деятельности граждан, заключающаяся в формировании группового отношения к текущим событиям, перспективам и возможным направлениям развития и публичном выражении такого мнения. Свободное получение и распространение информации, развитая система политических и общественных структур — фундамент публичной политики.

Доминирующая роль СМИ в функционировании механизма публичной политики как инструмента выражения и формирования общественного мнения. Определение В. Пугачевым политических и производственной функций СМИ. СМИ как инструмент информационного воздействия. Модели информационно-политического манипулирования. Развитие СМИ, средств массового информирования и массовых коммуникаций в условиях постиндустриальной модернизации. Проблемы СМИ в современной России.

Раздел IV. Правовые основы государственной информационной политики

Тема 10. Право на информацию: проблемы законодательного регулирования

Право на информацию - естественное и неотчуждаемое право человека и гражданина. Перевод этого естественного права через законодательство в систему позитивного права -ключевая творческая задача формирования правовых основ государственной информационной политики.

Информационное законодательство как специальная отрасль законодательства, регламентирующая особую группу общественных отношений в информационной сфере. Объект информационного законодательства - информационные отношения, возникающие при осуществлении процессов создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и потребления информации. Структуризация информационного законодательства по уровням законодательства, методам нормативного регулирования и степени охвата предмета регулирования.

Концепция законодательного регулирования права на информацию, основанная на рассмотрении информации как объекта одновременно интеллектуальной и вещной собственности.

Субъекты права на информацию. Законодательное регламентирование их прав и обязанностей в процессе информационной деятельности.

Законодательное регулирование информационного обеспечения деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, деятельности СМИ, информационных отношений при использовании глобальных информационных сетей.

Законодательное ограничение права на информацию в целях защиты частной жизни, общественных и государственных интересов (личная, семейная, коммерческая, служебная и государственная тайны) и законодательное обеспечение информационной безопасности.

Телекоммуникационное законодательство как составная часть информационного законодательства.

Тема II. Формирование информационного законодательства как политико-правовой процесс

Информационное законодательство как правовое поле формирования и одновременно главный инструмент реализации государственной информационной политики. Политикоправовая парадигма процесса формирования информационного законодательства.

Фактологический анализ и политическая периодизация процесса формирования информационного законодательства как эффективный метод оценки состояния, выявления тенденций и перспектив его развития.

“Доконституционный” и “постконституционные”, соответствующие созывам Государственной Думы, периоды формирования российского информационного законодательства.

Специфика “доконституционного периода”: формирование законодательства в условиях становления новой российской государственности и развития острого конфликта между исполнительной и законодательной властями; выраженный политический характер законодательной деятельности как своего рода прорыва в новое посткоммунистическое законодательное пространство. Развитие информационного законодательства не носило системного характера и преобладающим являлось отношение к информации как объекту интеллектуальной, а не вещной собственности.

Характерная особенность всех “постконституционных” периодов - влияние на развитие информационного законодательства изменяющейся от созыва к созыву расстановки политических сил в Государственной Думе, неустоявшейся парламентской культуры и традиций. Развитие информационного законодательства приобретает системный характер и формируется отношение к информации как к объекту гражданских прав, одновременно интеллектуальной и вещной собственности.

Тема 12. Законодательные основы регулирования информационных отношений в России

Законодательные основы регулирования информационных отношений в России -Конституция Российской Федерации 1993 года и базовые федеральные законы информационного законодательства.

Конституционные основы информационного законодательства России. Постатейный анализ конституционных положений.

Федеральный закон “Об информации, информатизации и защите информации” (1995). Цели и основное содержание закона.

Федеральный закон “Об участии в международном информационном обмене” (1996). Цели и основное содержание закона.

Федеральный закон “О связи” (1995) - основополагающий законодательный акт в области связи и телекоммуникаций. Цели и основное содержание закона.

Литература

Основная литература

Авдеев РФ. Философия информационной цивилизации. - М., 1994.

Бачипо И.Л. О праве на информацию в Российской Федерации. - М., 1997.

Винер Н. Кибернетика и общество. - М., 1958.

Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. - М., 2000.

Концепция государственной информационной политики: Проект. / Коллектив авторов. - М., 1998.

Копылов В.А. Информационное право. - М., 1997.

Мелюхт И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. - М., 1999.

Нисневич Ю.А. Информация и власть. - М., 2000.

Ракитов А.И. Информация, наука, технология в глобальных исторических изменениях. - М.,1998.

Соловьев А. И. Полшология: Политическая теория, политические технологии. - М., 2001.

Технологии в политике и политическом управлении. / Под ред. Анохина М.Г., Комаровского В.С., Матвеенко Ю.И. - М., 2000.

Тоффлер А. Третья волна. - М., 1998.

Нормативные правовые документы

Конституция Российской Федерации. Комментарий / Под общ. ред. Б.Н. Топорнина, Ю.М. Батурина, Р.Г. Орехова. - М., 1994.

Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. Официальное издание. - М., 1994.

Закон Российской Федерации “О средствах массовой информации”. // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. - 1992. - № 7. - Ст. 300 (текущая редакция - www.consultant.ru).

Закон Российской Федерации №5485-1 “О государственной тайне”. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - № 41 (текущая редакция - www.consultant.ru).

Закон Российской Федерации №4524-1 “О федеральных органах правительственной связи и информации” // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. - 1993. - № 12 - Ст. 423 (текущая редакция - www.consultant.ru).

Федеральный закон №15-ФЗ “О связи”. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - № 8. - Ст. 600 (текущая редакция - www.consultant.ru).

Федеральный закон №24-ФЗ “Об информации, информатизации и защите информации”. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - № 8. - Ст. 609 (текущая редакция - www.consultant.ru).

Федеральный закон №85-ФЗ “Об участии в международном информационном обмене” // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 28. - Ст. 3347 (текущая редакция - www.consultant.ru).

Указ Президента Российской Федерации “Об основах государственной политики в сфере информатизации”, № 170 от 20.01.94 г. // Собрание актов Президента и Правительства РФ. - 1994. -№ 4 - Ст. 305.

Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. Совет Безопасности РФ. - М., 2000.

Концепция развития рынка телекоммуникационных услуг Российской Федерации. - М., 2001.

Федеральная целевая программа “Электронная Россия на 2002-2010 годы”. Правительство РФ. - М., 2001.

Дополнительная литература

Агапов А. Б. Основы государственного управления в сфере информатизации в Российской Федерации -М., 1997.

Актуальные проблемы правового регулирования телекоммуникаций /Под ред. Г.В.Винокурова и др - М 1997.

Андрунас Е. Ч. Информационная элита: корпорации и рынок новостей. - М., 1991.

Анникова В.А. Информационная политика в системе властных отношений, региональный аспект. -Кемерово, 2000.

Анохин М.Г., Комаровский B.C. Политика: возможность современных технологий. - М.,1998.

Антопольский А.Б. Проблемы государственного регулирования информационной деятельности. // Информационные ресурсы России. - 1998. - №3.

Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. - М., 1997.

Афанасьев В.Г. Социальная информация. - М., 1994.

Бангеманн А. Европа и мировое информационное сообщество // Рост, конкуренция, занятость, цели и пути в XXI век. Бюллетень Европейской комиссии. Приложение №6, 1993.

Батурин ЮМ. Проблемы компьютерного права. - М., 1991.

Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. - М., 1999.

Блажное Е.А. Паблик рилейшнз. - М., 1994.

Блэк С. Паблик рилейшнз. Что это такое? - М., 1989.

Валовая М.Д. Манипулятивные технологии и public relations: (Эволюция понятий). - М., 1998.

Василенко В.И., Василенко Л.А. Интернет в системе государственной службы. - М., 1998.

Васильев Г.Г. Становление информационной цивилизации и тенденции обновления регулятивной системы общества. // Роль государства в формировании современного общества. - М., 1998.

Введение в государственное управление: В 3 кн. Кн.1. Право, государство и политика / Гуреев С.А., Парамонов А.Р., Лобанов В.В., Гришковец А.А.; Под ред. В.Я. Афанасьева. / ГГУ. - М., 1998.

Вебер М. Избранные произведения. - М., 1990.

Венгеров А.Б. Теория права. - М., 1996.

Винер Н. Кибернетика или управление и связь в животном и машине. - М., 1958.

Воронина Т.П. Информационное общество: сущность, черты, проблемы. - М., 1995.

Гайдар Е.Т. Государство и эволюция. - М., 1995.

Галиуллина Г.С. Информационная деятельность в системе научных коммуникаций в постготалитарном обществе: методологический аспект. - Челябинск, 1998.

Гражданское общество. Мировой опыт и проблемы России / В.Г.Хорос. - М., 1998.

Григорьев М.С. Политические коммуникации в “век информации”. // Политическое управление: Сборник научных трудов кафедры политологии и политического управления. - М., 1998.

Гудков В. В. Государство и информационное общество. // Труды Московской государственной юридической академии. - 1999. -№4.

Даль Р. О демократии. - М., 2000.

Даниелов А.Р. Россия в мировой системе высоких технологий: формирование информационного общества.

// США: Экономика, политика, идеология. - 1996. -№ 9.

Егоров B.C. Человек информационный. // Человек, наука, управление. - М., 2000.

Ермишина Е.В. Международный обмен информацией: правовые аспекты. - М., 1998.

Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации. / Научный комментарий доктора юридических наук М.А. Федотова. - М., 1996.

Заславская Т.Н. Постсоциалистический трансформационный процесс в России // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. - 1998. - №3.

Засурский И. Масс-медия второй республики. - М., 1999.

Защита персональных данных: Опыт правового регулирования. /Составитель и автор комментариев Е.К. Волчинская. - М., 2001.

Зверинцев А.Б. Коммуникационной менеджмент. Рабочая книга менеджера PR. - СПб., 1997.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Зотова З.М. Государственная власть и местное самоуправление: актуальные проблемы. - М., 1999.

Зяблюк Н.Г. Формы и методы лоббистской деятельности (американский опыт и возможности его использования). - М., 1993.

Иларионова Т.С. Информационные процессы в современной России. - М., 1999.

Ильин В.Д. Основания ситуационной информатизации. - М., 1996.

Иноземцев В.Л. Современное индустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. - М., 2000.

Информационная политика Европейского Союза на современном этапе. // Экономика и управление в зарубежных странах. ВИНИТИ, 1997. - № 1.

Информационная технология и информационная политика. Научно-информационное исследование. / Редколлегия: В.А.Виноградов (гл.ред.) и др. Научный руководитель Ракитов А.И. - М.: ИНИОН РАН (Информация, наука, общество), 1994.

Информационное обеспечение государственного управления. / Авт.: Никитов В.А., Орлов Е.И., Старовойтов A.B., Савин Г.И.; Под ред. Ю.В.Гуляева. - М., 2000.

Ирхин Ю.В. Политология. - М., 1996.

Канке A.A., Лобачев В.В. Информационные технологии как основа системной интеграции. I/ Наука управления на пороге XXI века. Материалы международной научной конференции. /ГАУ. - М., 1997.

Кедровский О.В. Информационная среда обитания. // Информационные ресурсы России. - 1995, - №3.

Кпепцов М.Я. Информационные системы органов государственного управления. - М., 1996.

Колин К.К. Наука для будущего: социальная информатика. // Информационные ресурсы России. -1995.-№3.

Комаровский B.C., Анохин М.Г. Технология лоббистской деятельности. II Эффективные технологии в системе государственного и муниципального управления. Майкоп. - Ростов н/Д, 1999.

Комментарий к закону РФ о СМИ. /Научный редактор В.Н. Монахов. - М., 2001.

Комментарий к Конституции Российской Федерации. - М., 1994.

Концепция нормативно-правового обеспечения формирования в России информационного общества. -М., 1998.

Концепция развития связи Российской Федерации. /В.Б.Булгак, Л.Е.Варакин и др.; под ред. В.Б.Булгака, Л.Е.Варакина. - М., 1995.

Костюк В.Н. Информация как социальный и экономический ресурс. - М., 1997.

Кристиансон М. Подход к анализу информационной политики, основанный на изменениях в глобальных экономических силах //Международный форум по информации и документации. - 1996. - т.21. - №1.

Ламэй К.Л., Мицкевич Э„ Файрстоун Ч. Автономия телевидения и государство. - М., 1999.

Лепехин В.А. Лоббизм. - М., 1995.

Лившиц Р.З. О противоречивой двуединой природе права. // Подготовка законов в правовом государстве. -М., 1998.

Любимов А.П. Конституционно-правовые основы формирования лоббистских отношений в открытом обществе (Антикоррупционный проект). - М., 2000.

Материалы совещания стран - членов “семерки” по глобальной информационной инфраструктуре. -Брюссель, 1995.

МишелеттиМ. Государственное управление в демократическом обществе.-СПб., 1998.

Моисеев H.H. Информационное общество как этап новейшей истории. // Межотраслевая информационная служба Научно-методический журнал. ВИМИ -1995. - № 4.

Морозова Е.Г. Политический рынок и политический маркетинг: концепции, модели, технологии. -М., 1999.

Мур Н. Права и обязанности в информационном обществе. // Научные и технические библиотеки. -1999. -№1.

Нисневич Ю.А. Информационная политика России: проблемы и перспективы. - М., 1999.

Новая постиндустриальная волна на Западе. / Под ред. Иноземцева В.Л. - М., 1999.

Ноэль-Нольман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. - М., 1996.

Пасхин Е.Н. Информатизация образования в стратегии устойчивого развития: философско-

методологический анализ. - М., 1999.

Политическая реклама. - М.: Никколо-Медиа, 2002.

Попов В.Д. Информациология и информационная политика. - М., 2001.

Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии XX века. - М., 1999.

Пугачев В.П. Средства массовой коммуникации в современном политическом процессе // Вестник МГУ. -Серия 12: Политические науки. - 1995. -№ 5.

Пугачев В.П. Российское государство: попытка политологического аудита // Власть. - 1997. -№12.

Пую A.C. Философия манипулирования и технология “паблик рилейшнз” // Рациональный выбор в политике и управлении. - СПб., 1998.

Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. - М., 1991.

Рассолов М.М. Информационное право: Учебное пособие. - М., 1999.

Свобода доступа к информации в России: правовые, организационные, профессиональные проблемы. / Сост. И.М. Дзялошинский. - М., 1997.

Связи с общественностью в политике и государственном управлении. / Под общ. ред. д-ра филос. наук, проф. В.С.Комаровского. - М., 2001.

Сидоров В.А. Политическая культура средств массовой информации. - М., 1994.

СМИ и политика в России. - М., 2000.

Смолян Г.Л., Черешкин Д.С., Вершинская О.Н., Костюк В.Н., Савостицкий Ю.А. Путь России к информационному обществу (предпосылки, проблемы, индикаторы, особенности). - М., 1997.

Совершенствование государственного управления на основе его реорганизации и информатизации. Мировой опыт. - М., 2002.

Соловьев А.И. Мега-тенденции российской политики II Власть. - 2000. - №8.

Софта Т.Н. Информация и равновесие //Равновесие и неравновесие социально-экономических систем. -СПб., 1998.

Стоуньер Т. Информационное богатство: профиль постиндустриальной экономики // Новая

технократическая волна на Западе. - М., 1986.

Телекоммуникации и право: вопросы стратегии. / Под ред. Ю.М.Батурина. - М., 2000.

Терин В.П. Массовая коммуникация. Социо-культурные аспекты политического воздействия. Исследование опыта Запада. - М., 1999.

ТоффлерА. Смешение власти: знание, богатство и принуждение на пороге XXI века. - М., 1991.

Урсул А.Д. Информатизация общества. - М., 1990.

Федотов М.А. Законы и практика СМИ. - М., 1996.

Хакен Г. Информация и самоорганизация. - М.: Мир, 1991.

Халипова Е.В. Право и информатика: коэволюция и интеграция. - М., 1998.

Цвылев Р.И. Постиндустриальное развитие: уроки для России. - М., 1996.

Чумиков А.Н. Связи с общественностью. - М., 2001.

Шехтман Л.И. Системы телекоммуникаций: проблемы и перспективы. (Опыт системного исследования). -М., 1998.

Шретмен К.А. Управление информацией в 90-е годы: концептуальные основы. // Международный форум по информации и документации. - 1993. -№2. - т. 18.

Юзвишин И И. Основы информациологии. - М., 2000.

Литература на иностранных языках

Beniger I.R. The control revolution: Technologic and economical origins of the information society. - Cambridge (Massachusetts); L. 1986.

Castells M. Information Age: Economy, Society and Culture. Vol. I-III. Oxford, 1996-1998.

Europe at the Forefront of the Global Information Society: Rolling Action Plan. Communication from the European Commission to the Council, the European Parliament, the Economic and Social Committee and the Committee of Regions, 1996.

Gore A., vice President of the United States, Brown R., secretary of commerce and chairman information infrastructure task force. The Global Information Infrastructure: agenda for cooperation. Peter Max, 1995.

Habermas J. Theorie des kommunikativen Handels. Fr./M., 1981.

Held D. Democracy and the Global Order //From the Modern State to Cosmopolitan Governance. Cambridge. Polity Press, 1995.

Hunt T., GrunigJ.E. Public Relations Techniques. Harcourt Brace College Publishers. Orlando, FI., 1994.

INFO 2000. Germany’s Way to the Information Society. Report of the Federal government / Summary and Action Plan. The German Federal Ministry of Economics. Bonn, 1996.

Information Technology and the Law - National Program IteR. Hague Netherlands, 1996.

Maisl H. Le Citoyen “Intemauté” entre Liberté d’Accès aux Documents Administratifs et Protection des Données Personnelles. H Revue française d’administration publique. - 1997. - ‘81.

Martin W.J. The information Society. L., 1988.

Masuda Y. Managing in the information society: Releasing synergy Japanese style. - Oxford, Cambridge, 1990.

Moore N. Information policy and strategic development: a framework for the analysis of policy objectives. // ASL1B Proceeding. - 1993. - vol. 45. - № 11/12.

Reinermann H. The Utilization of Information Technology in Germany Administration // International Review of Administrative Sciences. - 1997. - № 63.

Robertson D.S. The information revolution// Communication Res. -NY. -1990. - vol. 17, X“2.

Saldich F. Electronic Democracy. - NY, 1998.

Stone N. The Management and Practice of Public Relations. Macmillan Press, 1995.

THE PROGRAMME OF THE COURSE “STATE INFORMATION POLICY”

Yu. A. Nisnevich

The Department of Political Science

Russian Peoples’ Friendship University 6 Mikluho-Maklaya str., Moscow 117198

The programme of the new course “State Information Policy” is addressed to the students (bachelors) studying political science and public administration.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.