УДК 342.4
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЕ
© Екатерина Александровна Кусова
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, аспирант кафедры теории государства и права, e-mail: [email protected]
Статья посвящена проблемам правового регулирования общественных отношений в информационной сфере. Рассматриваются особенности регулирования отношений в информационной сфере, а также требования, способствующие улучшению правового и нормативного обеспечения, в информационной сфере рынка информационных технологий. Автор ставил перед собой задачи системного исследования информационной и регулятивно-управленческой сущности нормативных актов в этой области, их внутреннего построения и организации взаимосвязей и взаимодействия. На основе системного анализа российского законодательства в работе представлены основные направления совершенствования и развития нормативно-правового регулирования в информационной сфере. Указывается, что последовательное развитие законодательства в сфере информатизации предопределяется необходимостью комплексного подхода к формированию и разработке единой концепции правового обеспечения.
Ключевые слова: правовое регулирование; информационная сфера; информационная система; информатизация; информационные процессы.
Современный период развития общества и государства характеризуется тем, что информационные процессы стали необходимым атрибутом обеспечения деятельности государственных органов, предприятий и граждан.
C развитием процессов информатизации и возникновением в этой связи новых общественных отношений особую остроту и социальную значимость приобретает проблема их адекватного правового регулирования [1-б]. Важность проблемы развития законодательства в информационной сфере определяется также тем обстоятельством, что нормы законов этой сферы существенно влияют на качество регулирования отношений субъектов во всех сферах жизни страны.
Наличие значительного количества нормативных правовых актов в данной области и активный нормотворческий процесс, противоречивость и несовершенство правового регулирования общественных отношений в информационной сфере обусловливают как необходимость системного анализа нормативных правовых актов, так и определение приоритетов и первоочередных мер по развитию правового регулирования в указанной области. Поэтому эффективное функционирование этих отношений в значительной мере характеризует уровень информатизации общества в целом, т. е. достигнутую в нем степень реального использования новейших
достижений научно-технического прогресса. Наряду с этим, в современных условиях они требуют адекватного правового регулирования, и в связи с этим ставится и решается ряд новых теоретических правовых проблем. Среди них - в какой мере действующее законодательство отвечает современному состоянию дел в этой области и способствует развитию и упорядочению этой новой сферы общественных отношений и какое влияние развитие информационных технологий может оказать на правовое регулирование и правоприменительную деятельность.
В настоящее время российское законодательство не содержит эффективно действующих законодательных актов федерального уровня, специально посвященных системному регулированию общественных отношений, формирующихся в процессе использования информационной среды глобальных компьютерных сетей.
Среди нерешенных вопросов в этой области необходимо особо отметить следующие.
Отсутствие единого нормативного акта, раскрывающего основные права граждан в области информации (включая порядок осуществления доступа к информации) и механизм их реализации; нет также и систематизированной регламентации прав и обязанностей государственных органов при формировании государственных информационных
ресурсов и получения информации из таких ресурсов.
Неоднозначность законодательного урегулирования соотношения вещных и исключительных прав на информационные объекты.
Отсутствие предметного перечня открытой информации (включая, в первую очередь, содержащейся в государственных информационных ресурсах) - при том понимании, что, исходя из общей презумпции открытости информации, такой перечень должен содержать минимальный обязательный набор соответствующих сведений; принципы предоставления информации (полнота, своевременность, достоверность) не закреплены в едином нормативном акте.
Сказанное позволяет сделать вывод о крайне серьезной ситуации: немногочисленные нормы, относящиеся к информационному взаимодействию, которые включены в действующее законодательство, совершенно не обеспечены системой необходимых гарантий их исполнения - правовых, организационных, материально-технических. В результате эффективность таких нормативных правил весьма низка, механизм реализации прав граждан и организаций на доступ к информации фактически не существует.
Как представляется, наблюдающийся ныне акцент на распространение действующих норм права на сферу информатизации соответствует начальному, переходному этапу к созданию постиндустриального информационного общества, т. к. рассматриваемые отношения во многом своеобразны и часто не имеют аналогов среди уже существующих объектов правового регулирования [7]. Таким образом, законодательство в сфере информатизации общества сегодня требует не столько изменения, дополнения и систематизации нормативного материала, сколько развития, т. е. активной нормотворческой деятельности по упорядочению и гармонизации общественных отношений, вызываемых к правовой жизни процессами информатизации.
Важно отметить, что правовое регулирование отношений в сфере информатизации общества может быть реализовано в двух формах: созданием нового законодательства и распространением уже существующего на возникшие общественные отношения. Это два взаимосвязанных, неразрывных процес-
са, призванных в целом гармонизировать эти отношения.
Поэтому нормативное правовое обеспечение процессов российской информатизации должно строиться на принципах доступности информации о законодательной деятельности государственных органов, интеграции государственных информационных ресурсов, гармонизации с международным и европейским правом. Так, развитие нормативной правовой базы предполагает не только разработку и принятие новых законодательных актов, но и инвентаризацию имеющегося нормативного массива документов, и внесение в него изменений [8].
Следует также обратить внимание на тот факт, что существенное ограничительное влияние на развитие процессов российской информатизации оказывает усложненный порядок экспорта информационных технологий. В современных условиях теряется целесообразность контроля таможенными органами наличия в информации, перемещаемой через границу на материальном носителе, сведений, ограниченных или запрещенных к вывозу за пределы территории Российской Федерации. Вывоз единичного носителя информации, содержащего результаты интеллектуальной деятельности, как правило, может быть заменен передачей соответствующей информации по каналам связи. В таких условиях целесообразно сохранить таможенный контроль только за отсутствием признаков нарушения исключительных прав (контрафактности) на экспортируемые партии материальных носителей информации, содержащих результаты интеллектуальной деятельности [9].
Развитию рынка информационных технологий препятствует также отсутствие комплексного нормативного правового обеспечения электронного документооборота. Целесообразно принятие федерального закона «Об электронном документообороте», предусматривающего порядок обмена документами в гражданско-правовой, административной и других сферах, а также порядок заверения, хранения и представления электронного документа в суд, арбитражный суд, иные государственные органы и органы местного самоуправления при выполнении нотариальных действий и т. д.
Наряду с усилением информационной прозрачности органов государственной власти необходимо уточнение границ и технологий предоставления информации о гражданах посредством принятия федерального закона «О персональных данных». На законодательном уровне требуется закрепить правила и технологии работы с персональными данными и использования современных средств идентификации участников информационного обмена.
Кроме того, требуется подготовка и принятие пакета нормативно-правовых актов, вносящих изменения в действующее законодательство в целях устранения правовых проблем и развития электронной торговли, а также создания общероссийской инфраструктуры удостоверяющих центров. Необходима разработка проекта и принятие положения Правительства Российской Федерации о лицензировании удостоверяющих центров, включающего материальные и финансовые требования к удостоверяющим центрам. Требования к удостоверяющим центрам представляется возможным устанавливать, используя критерии, аналогичные применяемым для страховых и кредитных организаций.
Следует отметить, что определение на конституционном уровне наряду с рыночным так же информационного направления ориентации Российской Федерации детерминирует, во-первых, создание цивилизованной действенной национальной правовой системы как общей юридической основы жизнедеятельности российского общества и государства, во-вторых, формирование и совершенствование в рамках указанной системы новых системно-отраслевых образований в виде отраслей информационного законодательства и информационного права, нормы которых должны быть направлены на регулирование информационных общественных отношений и связанных с ними других отношений, существующих и складывающихся в информационной сфере [10].
Исходя из вышесказанного следует, что последовательное развитие законодательства в сфере информатизации предопределяется необходимостью комплексного подхода к формированию и разработке единой концепции правового обеспечения. При этом следует представлять, каким образом законода-
тельство в области информатизации соотносится со всей системой законодательства Российской Федерации.
Таким образом, анализ состояния и степени урегулированности нормативными правовыми актами основных общественных отношений в информационной сфере, ключевых проблем, препятствующих широкому внедрению информационных и коммуникационных технологий, проведению полного учета государственных информационных ресурсов, позволил определить основные направления совершенствования и развития нормативно-правового регулирования в указанной сфере и сформулировать предложения, направленные на выработку соответствующих первоочередных мер.
По нашему мнению, при создании правовой основы процесса информатизации необходимо учитывать:
- состояние и состав международных норм в области информатизации;
- формирование системы законодательства с охватом всех ее уровней, обеспечением преемственности и совместимости норм в законах разного уровня - конституционных, общих, специальных;
- последовательный выход на развитие ведомственных и местных нормативных актов с опорой на законодательную основу;
- создание механизмов, обеспечивающих организацию, применение, действенность законодательной базы информатизации.
Сообразно с этим, учитывая высокие темпы роста рынка информационных технологий в Российской Федерации, при подготовке нормативных правовых актов необходимо использовать опыт других экономически развитых стран по предоставлению налоговых льгот для организаций, производящих продукцию и услуги в области информационных технологий и занимающихся экспортом программной продукции [11].
Поэтому системное нормативно-право-вое регулирование развития российской информатизации должно осуществляться с учетом постоянной оценки результативности применения существующих нормативных правовых актов в реализации национальной стратегии и вытекающих из нее отраслевых программ социально-экономического развития.
Необходимо также учитывать, что средства и методы правового регулирования об-
щественных отношений в информационной сфере объективно нуждаются сегодня в следующих основных направлениях совершенствования и развития:
- закрепление законом важнейших направлений государственной политики в области информатизации;
- определение компетенции и полномочий органов государственной власти в этой сфере деятельности;
- установление специального правового режима (правил) формирования и использования информационных ресурсов;
- закрепление права собственности на информационные ресурсы, системы, технологии и средства их обеспечения, а также регулирование отношений собственности на них;
- сертификация информационных систем, технологий, средств их обеспечения и защиты;
- классификация информационных ресурсов по категориям доступа к ним и установление условий ограниченного доступа к определенным видам информации;
- установление режима функционирования автоматизированных информационных систем и сетей, в т. ч. в сфере международного обмена компьютерной информацией;
- регулирование контроля за исполнением информационного законодательства.
Также видится необходимым содействовать законодательному закреплению положений по использованию информационных технологий, в т. ч. технологий поддержки решений для обработки конфиденциальной информации, учитывающих признаки и режимы обработки, необходимые и достаточные условия ограничения доступа, субъекты и особенности регулирования, виды тайн, роли участников информационно-технологической деятельности и т. д., в контексте совершенствования решения вопросов информационно-технологической безопасности [12].
Между тем, признавая, что информационное законодательство сформировалось в самостоятельную отрасль законодательства, следует учитывать и то, что сегодня необходимо его развитие и дальнейшее совершенствование. В первую очередь необходима разработка новых федеральных законов и иных нормативных правовых актов, направленных на восполнение пробелов в правовом
регулировании общественных отношений в информационной области, особенно в связи с введением в законодательство новых понятий, применяемых в информационно-телекоммуникационных технологиях. Важно также устранить внутренние противоречия федерального законодательства и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, в т. ч. международных соглашений.
1. Голоскоков Л.В. Перспективы развития механизмов правового регулирования при переходе к информационному обществу // «Черные дыры» в Российском законодательстве. Юридический журнал. М., 2003. № 4. С. 369379.
2. Егоров В.А. Динамика информационных отношений и новый подход к системе информационного права // Современное право. М., 2006. № 9. С. 42-44.
3. Кузнецова О.В. Правовое регулирование информационных отношений (теоретический аспект): автореф. дис. ... канд. юр. наук. М., 2004. С. 9.
4. Михайленко Е.В. Актуальность новых подходов к регулированию информационных отношений // Юрист. 2004. № 4. С. 42-45.
5. Шиверский А.А. Защита информации: проблемы, теории и практики. М., 1996. С. 256.
6. Ярочкин В.И. Безопасность информационных систем. М., 1996. С. 342.
7. Рассолов И.М. Право и Интернет. Теоретические проблемы. М., 2003. С. 243.
8. Гаврилов О. А. Информатизация правовой системы России. Теоретические и практические проблемы. М., 1998. С. 8-19.
9. Полякова Т.А. Методологические подходы к систематизации информационного законодательства в условиях перехода к информационному обществу // Вестник Российской правовой академии. М., 2007. № 4. С. 85-87.
10. Северин В.А. Правовое регулирование информационных отношений // Юрист. 2001. № 7. С. 2-9.
11. Волчинская Е.К. Информационные технологии и право. Проблемы развития законодательства // Защита прав создателей и пользователей программ для ЭВМ и баз данных. М., 1996. С. 12-13.
12. Степанов Е.А., Корнеев И.К. Информационная безопасность и защита информации. М., 2001. С. 209.
Поступила в редакцию 28.02.2011 г.
UDC 342.4
STANDARD-LEGAL REGULATION OF RELATIONS IN INFORMATION SPHERE
Ekaterina Aleksandrovna Kusova, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Postgraduate Student of State Theory and Law Department, e-mail: [email protected]
The article is devoted to the problems of legal regulation of relations in information sphere. The peculiarities of social relations regulation in the information sphere requirements promoting improvement of legal and standard security in the sphere of information technology market are considered. The author puts forward the problems of system research of information and regulative and administrative essence of statutory acts in this area, their internal construction and the organization of interaction. On the basis of the system analysis of the Russian legislation in work the basic directions of perfection and development of standard-legal regulation in information sphere are represented. It is pointed out that consecutive development of the legislation in information sphere is predetermined by necessity of the complex approach to formation and working out of the united concept of legal maintenance.
Key words: legal regulation; information sphere; informatization; information process.