Научная статья на тему 'Программа «Современный преподаватель: технология успеха» как способ формирования психолого-педагогической компетенции преподавателя технического вуза'

Программа «Современный преподаватель: технология успеха» как способ формирования психолого-педагогической компетенции преподавателя технического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
453
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ТРЕНИНГ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / ТЕСТИРОВАНИЕ / TEACHER / PROFESSIONAL COMPETENCE / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL COMPETENCE / TRAINING / PEDAGOGICAL EXPERIMENT / TESTING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Халилова Р. А., Хамитова Э. Р.

В статье представлен проведенный педагогический эксперимент по исследованию эффективности программы «Современный преподаватель: технология успеха», направленной на формирование психолого-педагогической компетенции преподавателя технического вуза. Программа разработана и апробирована на базе ГОУ ВПО «Уфимский государственный нефтяной технический университет». В процессе исследования была выявлена необходимость целенаправленной выработки психолого-педагогической компетенции молодых преподавателей технического вуза, так как качество современного образования непосредственно связано с умением выстраивать учебную коммуникацию «преподаватель/студент», с педагогическим мастерством преподавателя, при этом дисциплины психолого-педагогического блока не включены в программы технических вузов и освоение необходимых навыков осуществляется преподавателями хаотично и в течение долгих лет практики. В результате проведенных экспериментов и апробации программы «Современный преподаватель: технология успеха» было установлено улучшение основных показателей, характеризующих степень развития психолого-педагогической компетенции преподавателя технического вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Халилова Р. А., Хамитова Э. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN TEACHER: SUCCESS TECHNOLOGY PROGRAMME AS A WAY OF FORMING PSYCOLOGICAL AND PEDAGOGICAL COMPETENCE OF TEACHERS IN TECHNICAL UNIVERSITY

A pedagogical experiment of researching the programme Modern teacher: success technology is presented in the article. It is directed on forming psychological and pedagogical competence of teachers in technical universities. The programme was worked out and approved in Ufa state technical university. The necessity of improving teachers competence in higher educational institutions was revealed in the process of investigation as the quality of modern education is directly connected with the ability to form the communication teacher-student and with the pedagogical skill of a teacher. Alongside with it this discipline is not included in the psychological and pedagogical set of technical universities programme and teachers are to master it from time to time during several years. It was determined as a result of the carried out experiments and approving the programme Modern teacher: success technology that the main indicators characterizing the degree of psychological and pedagogical competence of teachers has improved.

Текст научной работы на тему «Программа «Современный преподаватель: технология успеха» как способ формирования психолого-педагогической компетенции преподавателя технического вуза»

УДК 377:331

ПРОГРАММА «СОВРЕМЕННЫЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: ТЕХНОЛОГИЯ УСПЕХА»

КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

© Р. А. Халилова*, Э. Р. Хамитова

Башкирский государственный медицинский университет Россия, Республика Башкортостан, 450000 г. Уфа, Ленина, 3.

Тел.: +7 (347) 273 56 64.

Email: textil1 @list. ru

В статье представлен проведенный педагогический эксперимент по исследованию эффективности программы «Современный преподаватель: технология успеха» направленной на формирование психолого-педагогической компетенции преподавателя технического вуза.

Программа разработана и апробирована на базе ГОУ ВПО «Уфимский государственный нефтяной технический университет» В процессе исследования была выявлена необходимость целенаправленной выработки психолого-педагогической компетенции молодых преподавателей технического вуза, так как качество современного образования непосредственно связано с умением выстраивать учебную коммуникацию «преподаватель/студент» с педагогическим мастерством преподавателя, при этом дисциплины психолого-педагогического блока не включены в программы технических вузов и освоение необходимых навыков осуществляется преподавателями хаотично и в течение долгих лет практики. В результате проведенных экспериментов и апробации программы «Современный преподаватель: технология успеха» было установлено улучшение основных показателей, характеризующих степень развития психоло-го-педагогической компетенции преподавателя технического вуза.

Ключевые слова: преподаватель, профессиональная компетенция, психолого-

педагогическая компетентность, тренинг, педагогический эксперимент, тестирование.

В современной психолого-педагогической литературе понятие профессиональная компетенция используется широко. Понятие «компетентность» употребляется в самых разнообразных контекстах и понимается по-разному как в отечественной, так и в зарубежной научной литературе. Базовый термин «компетентность» является производным от слова «компетентный». Слово «компетентный» (competent - с лат. соответствующий, способный) означает: 1) обладающий компетенцией; 2) знающий, сведущий в определенной области [2]. В отношении преподавательской деятельности компетентность приобретает особую значимость, так как быть компетентным преподавателем означает овладеть большим количеством разноуровневых компетенций, зачастую относящихся к разным профессиональным группам.

По мнению Т. Е. Исаевой, приступая к сложной задаче - класссификации профессиональноличностных компетенций преподавателя высшей школы, следует иметь в виду то, что компетенции в структуре личности различаются не только по своему содержанию и предназначению (коммуникативные, методические, организационные и др.), но и по роли, которую они играют в процессе развития самой личности (рис. 1) [3].

Таким образом, психолого-педагогическая

компетентность педагога определяется как обобщенное личностное образование, включающее адекватные ценностные ориентации, мотивы деятельности, оптимальный стиль деятельности и взаимоотношений, психологические знания, умения, необходимые для эффективного решения задач профессиональной деятельности [4].

* автор, ответственный за переписку

В начале XXI в. проблема содержания профессионально -личностных компетенций преподавателя приобрела черты, ранее ей не свойственные. Ученые выделяют следующие причины такой трансформации. Во-первых, это связано с изменением социально-профессиональной роли педагога, задача которого теперь уже не ограничивается передачей суммы знаний. Учитывая необычайно возросшие требования к подготовке современного специалиста, преподаватель сегодня ориентируется на создание таких условий образовательного процесса, которые бы способствовали осознанию студентами необходимости самостоятельного приобретения знаний, упорной работы по саморазвитию и самосовершенствованию. Во-вторых, собственных знаний, профессиональных умений и компетенций педагога не может быть достаточно на весь период его педагогической деятельности. И, наконец, в-третьих, коренным образом меняется содержание так называемых ключевых компетенций, обеспечивающих не только выживание индивида в новых социальноэкономических условиях, но и успех его профессиональной деятельности, ее соответствие мировым стандартам и конкурентоспособность преподавателя.

Таким образом, современному преподавателю необходимо вырабатывать не только компетенции, которые были присущи специалисту в той или иной области и составляют основу его профессионального мастерства, но и о совершенно новые, которыми еще следует овладеть, содержание которых еще не полностью определено, но именно они будут характеризовать образ человека будущего, человека культуры и мира [1].

Проблема развития психолого-педагогической компетенции преподавателя технического вуза на сегодняшний день стоит остро, так как качество образования напрямую зависит от умения построить учебную коммуникацию преподавателем, от его педагогического мастерства. Интернационализация образования, вхождение России в Болонский

процесс требуют усовершенствования подготовки кадров, поскольку формирование профессиональных компетенций выпускников, желающих найти работу на мировом рынке труда, продолжить образование в зарубежных вузах, имеет прямую зависимость от психолого-педагогической компетенции преподавателей вуза.

КОМПЕТЕНЦИИ

КАК ЛИЧНОСТЬ КАК ЧЛЕН ОБЩЕСТВА

-компетенция в об- -компетенция в области общей

ласти познавательной культуры;

деятельности; -компетенция в области

-компетенция в об- общения.

ласти саморазвития. саморазвития.

КАК ПРЕДМЕТНИК (УЧЕНЫЙ)

-компетенция в области преподаваемого предмета; -компетенция в области научных исследований. саморазвития.

КАК ПЕДАГОГ

-компетенция в области целей и назначения образования, правовых основ образовательной системы России;

-компетенция в области теоретических основ педагогической деятельности;

-компетенция в области методики и организации образовательных программ;

-компетенция в области диагностики и оценивания результатов обучения и воспитания; -компетенция в области управления качеством.

Рисунок 1. Состав компетенций преподавателя высшей школы

В отличие от преподавателей педагогических высших учебных заведений, преподаватели вузов иного профиля (технических, экономических, социальных и т.д.) не имеют профессиональной подготовки, а являются специалистами разных предметных областей, не ориентированных на деятельность в сфере образования.

В технических вузах, по данным литературы, работают около 100 тыс. преподавателей, большинство из которых являются специалистами в области техники и производства. Они получили высшее техническое образование, не ориентированное на профессиональную работу в сфере высшего образования. Многие из них за долгие годы работы в вузе стали профессионалами высокого класса и в сфере преподавания. Однако такое становление, основанное на эмпирическом освоении новой для профессионала технических специальностей педагогической деятельности, затягивается на десятилетия.

Таким образом, возникла объективная необходимость в специальной профессиональной научно обеспеченной подготовке специалистов технического профиля для работы в сфере высшего образования. Поэтому формирование психологопедагогической компетенции молодых преподавателей технического вуза является одной из главных

задач, стоящих перед системой высшего образования сегодня [5].

В традиционной педагогике оценивание компетентности в педагогической деятельности осуществляется по двум основным параметрам: по педагогическому стажу и профессиональным знаниям. Это содействует поддержанию административных отношений в учебном заведении, не являясь реальным механизмом совершенствования профессиональной компетентности преподавателя.

Эффективное развитие психолого-педагогичес кой компетентности молодых преподавателей технических вузов представляет собой процесс повышения уровня психологических и педагогических знаний и навыков, постоянное совершенствование структуры педагогической деятельности через осознание необходимости самосовершенствования, получение специального дополнительного образования, а также, как представляется, в результате участия в проводимых вузом факультативных программах по развитию и совершенствованию психо-лого-педагогической компетенции преподавателей.

Преимуществом факультативных программ, например, при сравнении с дополнительным образованием является их краткосрочность и интенсивность погружения в материал, что актуально в условиях высокой сте-

пени занятости современных преподавателей, а также отсутствие академизма формы, «обязаловки», бюрократического сопровождения, что порой отталкивает от получения дополнительного образования. Системность (цикличность проведения) и профессиональность (приглашаются профессиональные психологи) являются преимуществом при сравнении с самообразованием. Кроме того, активная форма профессиональных и личностных тренингов делает программу привлекательной для молодых преподавателей вуза.

В связи с учетом этих положений практикоориентированная модель формирования профессиональной психолого-педагогической компетентности должна отвечать требованиям адекватности и динамичности. Под адекватностью понимается степень соответствия модели состоянию современных профессиональных и психолого-педагогических требований определенной профессии. Динамичность отражает быстроту периодической воспроизводимости модели и ее соответствие меняющимся общественным и производственным отношениям.

В качестве такой модели разработана и апробирована факультативная программа как средство формирования психолого-педагогической компетенции молодых преподавателей технических вузов. Программа «Современный преподаватель: технология успеха» способствует формированию пси-холого-педагогической компетенции молодых преподавателей в выбранном техническом вузе, что подтверждается педагогическим экспериментом. Помимо этого курс способствует повышению общей компетентности преподавателей в межличностных отношениях, помогает овладеть навыками педагогической рефлексии и методами эмоциональной саморегуляции. Молодые и будущие преподаватели университета, не имеющие современного психолого-педагогического образования, в процессе обучения по данной программе откроют для себя новые возможности повышения успешности своей работы.

Эффективность программы определяется результатами оценки уровня психолого-педагоги ческой компетенции преподавателей ГОУ ВПО УГНТУ. Для этого проводилась опытно-экперимен тальная работа (педагогический эксперимент) по исследованию и оценке профессиональной психо-лого-педагогической компетенции преподавателей до проведения программы «Современный преподаватель: технология успеха» и после ее проведения.

Цель проводимого эксперимента - определение эффективности программы «Современный преподаватель: технология успеха» для повышения уровня психолого-педагогической компетенции молодых преподавателей технического вуза на примере ГОУ ВПО УГНТУ.

Педагогический эксперимент состоял из последовательных этапов:

1. Анкетирование (в анкетировании участвовали преподаватели ГОУ ВПО «Уфимский государственный нефтяной технический университет» в возрасте до 35 лет: необходимо было оценить уровень собственной психолого-педагогической компетенции и желание участвовать в эксперименте).

2. Отбор участников эксперимента (из числа опрошенных преподавателей были выбраны 60 человек, схожие по всем показателям, которые составили контрольную и экспериментальную группы).

3. Предварительное тестирование (оценка уровня психолого-педагогической компетенции каждого преподавателя, участвующего в эксперименте проводился с помощью психологических и педагогических тестов).

4. Проведение семинаров и тренингов программы «Современный преподаватель: технология успеха» (в проводимых мероприятиях участвовала экспериментальная группа, члены контрольной группы могли получать самообразование в свободной форме или преподавать в обычном для них режиме).

5. Заключительное тестирование (в конце отчетного периода проводится тестирование контрольной и экспериментальной групп посредством тех же измерительных материалов, что и на предварительном этапе).

6. Анализ и сравнение результатов контрольной и экспериментальной групп (сравнение результатов представлено в виде графиков, приведенных на рис. 2).

Обобщение результатов проведенного исследования позволило сделать следующие выводы:

1. Психолого-педагогическая компетентность является необходимой частью профессиональной компетентности преподавателя и оказывает существенное влияние на эффективность его профессиональной деятельности.

2. Структурные компоненты психологопедагогической компетентности подлежат надежному диагностированию, содержательной интерпретации и целенаправленному развитию.

3. После прохождения программы «Современный преподаватель: технология успеха» в экспериментальной группе было установлено совершенствование психолого-педагогической компетентности молодых преподавателей технических вузов (выражено в конкретных показателях), развитие мотивационно-личностного, содержательного и деятельностного компонентов, характеризующих личность и деятельность педагога.

В качестве перспективы дальнейшего исследования выступает необходимость более глубокой и разносторонней разработки критериев психологопедагогической компетентности.

Рисунок 2. Графики сравнения результатов уровня психологической и педагогической компетенции

С целью мотивации саморазвития и стремления совершенствования психолого-педагогичес кой компетентности молодых преподавателей ГОУ ВПО УГНТУ предлагается следующее.

1. Привлечение к реализации Программы «Современный преподаватель: технология успеха» высококомпетентных в различных областях специалистов (опытных и именитых преподавателей, дикторов теле- и радиовещания, актеров, психологов и др.);

2. Проведение конкурса «Лучший молодой преподаватель»;

3. Разработка научно-обоснованных измерительных материалов оценки уровня психологопедагогической компетентности преподавателей технических вузов на предметных кафедрах.

ЛИТЕРАТУРА

Самойленко П. И. Профессиональная компетентность

преподавателя высшей и средней профессиональной школы / П. И. Самойленко. // Специалист. 2005. №8 С. 26-28. Большой энциклопедический словарь / Под ред. А. М. Прохорова. М.: Советская энциклопедия, 1989. 621 с.

Базаров Т. Ю. Компетенции будущего: Квалификация? Компетентность (критерии качества)? [Электронный ресурс] Режим доступа к журн.: http:// www.tltsu.ru:8080/ razum.tltsu.ru/publectures/lecture06.html.

Глебова, В. А. Основные качественные характеристики профессиональной компетентности специалистов и технология их формирования / В. А. Глебова // Вестник башкирского университета. Уфа: Редакционно-издательский центр БГУ, 2002. №2 С. 504-507.

Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие / М. В. Буланова-Топоркова, А. В. Духавнева,

Л. Д. Столяренко и др. Ростов на/Д.: Феникс, 2002. 544 с.

1

2

3

4

5

Поступила в редакцию 18.08.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.