УДК 377:331
ПРОГРАММА «СОВРЕМЕННЫЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: ТЕХНОЛОГИЯ УСПЕХА»
КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
© Р. А. Халилова*, Э. Р. Хамитова
Башкирский государственный медицинский университет Россия, Республика Башкортостан, 450000 г. Уфа, Ленина, 3.
Тел.: +7 (347) 273 56 64.
Email: textil1 @list. ru
В статье представлен проведенный педагогический эксперимент по исследованию эффективности программы «Современный преподаватель: технология успеха» направленной на формирование психолого-педагогической компетенции преподавателя технического вуза.
Программа разработана и апробирована на базе ГОУ ВПО «Уфимский государственный нефтяной технический университет» В процессе исследования была выявлена необходимость целенаправленной выработки психолого-педагогической компетенции молодых преподавателей технического вуза, так как качество современного образования непосредственно связано с умением выстраивать учебную коммуникацию «преподаватель/студент» с педагогическим мастерством преподавателя, при этом дисциплины психолого-педагогического блока не включены в программы технических вузов и освоение необходимых навыков осуществляется преподавателями хаотично и в течение долгих лет практики. В результате проведенных экспериментов и апробации программы «Современный преподаватель: технология успеха» было установлено улучшение основных показателей, характеризующих степень развития психоло-го-педагогической компетенции преподавателя технического вуза.
Ключевые слова: преподаватель, профессиональная компетенция, психолого-
педагогическая компетентность, тренинг, педагогический эксперимент, тестирование.
В современной психолого-педагогической литературе понятие профессиональная компетенция используется широко. Понятие «компетентность» употребляется в самых разнообразных контекстах и понимается по-разному как в отечественной, так и в зарубежной научной литературе. Базовый термин «компетентность» является производным от слова «компетентный». Слово «компетентный» (competent - с лат. соответствующий, способный) означает: 1) обладающий компетенцией; 2) знающий, сведущий в определенной области [2]. В отношении преподавательской деятельности компетентность приобретает особую значимость, так как быть компетентным преподавателем означает овладеть большим количеством разноуровневых компетенций, зачастую относящихся к разным профессиональным группам.
По мнению Т. Е. Исаевой, приступая к сложной задаче - класссификации профессиональноличностных компетенций преподавателя высшей школы, следует иметь в виду то, что компетенции в структуре личности различаются не только по своему содержанию и предназначению (коммуникативные, методические, организационные и др.), но и по роли, которую они играют в процессе развития самой личности (рис. 1) [3].
Таким образом, психолого-педагогическая
компетентность педагога определяется как обобщенное личностное образование, включающее адекватные ценностные ориентации, мотивы деятельности, оптимальный стиль деятельности и взаимоотношений, психологические знания, умения, необходимые для эффективного решения задач профессиональной деятельности [4].
* автор, ответственный за переписку
В начале XXI в. проблема содержания профессионально -личностных компетенций преподавателя приобрела черты, ранее ей не свойственные. Ученые выделяют следующие причины такой трансформации. Во-первых, это связано с изменением социально-профессиональной роли педагога, задача которого теперь уже не ограничивается передачей суммы знаний. Учитывая необычайно возросшие требования к подготовке современного специалиста, преподаватель сегодня ориентируется на создание таких условий образовательного процесса, которые бы способствовали осознанию студентами необходимости самостоятельного приобретения знаний, упорной работы по саморазвитию и самосовершенствованию. Во-вторых, собственных знаний, профессиональных умений и компетенций педагога не может быть достаточно на весь период его педагогической деятельности. И, наконец, в-третьих, коренным образом меняется содержание так называемых ключевых компетенций, обеспечивающих не только выживание индивида в новых социальноэкономических условиях, но и успех его профессиональной деятельности, ее соответствие мировым стандартам и конкурентоспособность преподавателя.
Таким образом, современному преподавателю необходимо вырабатывать не только компетенции, которые были присущи специалисту в той или иной области и составляют основу его профессионального мастерства, но и о совершенно новые, которыми еще следует овладеть, содержание которых еще не полностью определено, но именно они будут характеризовать образ человека будущего, человека культуры и мира [1].
Проблема развития психолого-педагогической компетенции преподавателя технического вуза на сегодняшний день стоит остро, так как качество образования напрямую зависит от умения построить учебную коммуникацию преподавателем, от его педагогического мастерства. Интернационализация образования, вхождение России в Болонский
процесс требуют усовершенствования подготовки кадров, поскольку формирование профессиональных компетенций выпускников, желающих найти работу на мировом рынке труда, продолжить образование в зарубежных вузах, имеет прямую зависимость от психолого-педагогической компетенции преподавателей вуза.
КОМПЕТЕНЦИИ
КАК ЛИЧНОСТЬ КАК ЧЛЕН ОБЩЕСТВА
-компетенция в об- -компетенция в области общей
ласти познавательной культуры;
деятельности; -компетенция в области
-компетенция в об- общения.
ласти саморазвития. саморазвития.
КАК ПРЕДМЕТНИК (УЧЕНЫЙ)
-компетенция в области преподаваемого предмета; -компетенция в области научных исследований. саморазвития.
КАК ПЕДАГОГ
-компетенция в области целей и назначения образования, правовых основ образовательной системы России;
-компетенция в области теоретических основ педагогической деятельности;
-компетенция в области методики и организации образовательных программ;
-компетенция в области диагностики и оценивания результатов обучения и воспитания; -компетенция в области управления качеством.
Рисунок 1. Состав компетенций преподавателя высшей школы
В отличие от преподавателей педагогических высших учебных заведений, преподаватели вузов иного профиля (технических, экономических, социальных и т.д.) не имеют профессиональной подготовки, а являются специалистами разных предметных областей, не ориентированных на деятельность в сфере образования.
В технических вузах, по данным литературы, работают около 100 тыс. преподавателей, большинство из которых являются специалистами в области техники и производства. Они получили высшее техническое образование, не ориентированное на профессиональную работу в сфере высшего образования. Многие из них за долгие годы работы в вузе стали профессионалами высокого класса и в сфере преподавания. Однако такое становление, основанное на эмпирическом освоении новой для профессионала технических специальностей педагогической деятельности, затягивается на десятилетия.
Таким образом, возникла объективная необходимость в специальной профессиональной научно обеспеченной подготовке специалистов технического профиля для работы в сфере высшего образования. Поэтому формирование психологопедагогической компетенции молодых преподавателей технического вуза является одной из главных
задач, стоящих перед системой высшего образования сегодня [5].
В традиционной педагогике оценивание компетентности в педагогической деятельности осуществляется по двум основным параметрам: по педагогическому стажу и профессиональным знаниям. Это содействует поддержанию административных отношений в учебном заведении, не являясь реальным механизмом совершенствования профессиональной компетентности преподавателя.
Эффективное развитие психолого-педагогичес кой компетентности молодых преподавателей технических вузов представляет собой процесс повышения уровня психологических и педагогических знаний и навыков, постоянное совершенствование структуры педагогической деятельности через осознание необходимости самосовершенствования, получение специального дополнительного образования, а также, как представляется, в результате участия в проводимых вузом факультативных программах по развитию и совершенствованию психо-лого-педагогической компетенции преподавателей.
Преимуществом факультативных программ, например, при сравнении с дополнительным образованием является их краткосрочность и интенсивность погружения в материал, что актуально в условиях высокой сте-
пени занятости современных преподавателей, а также отсутствие академизма формы, «обязаловки», бюрократического сопровождения, что порой отталкивает от получения дополнительного образования. Системность (цикличность проведения) и профессиональность (приглашаются профессиональные психологи) являются преимуществом при сравнении с самообразованием. Кроме того, активная форма профессиональных и личностных тренингов делает программу привлекательной для молодых преподавателей вуза.
В связи с учетом этих положений практикоориентированная модель формирования профессиональной психолого-педагогической компетентности должна отвечать требованиям адекватности и динамичности. Под адекватностью понимается степень соответствия модели состоянию современных профессиональных и психолого-педагогических требований определенной профессии. Динамичность отражает быстроту периодической воспроизводимости модели и ее соответствие меняющимся общественным и производственным отношениям.
В качестве такой модели разработана и апробирована факультативная программа как средство формирования психолого-педагогической компетенции молодых преподавателей технических вузов. Программа «Современный преподаватель: технология успеха» способствует формированию пси-холого-педагогической компетенции молодых преподавателей в выбранном техническом вузе, что подтверждается педагогическим экспериментом. Помимо этого курс способствует повышению общей компетентности преподавателей в межличностных отношениях, помогает овладеть навыками педагогической рефлексии и методами эмоциональной саморегуляции. Молодые и будущие преподаватели университета, не имеющие современного психолого-педагогического образования, в процессе обучения по данной программе откроют для себя новые возможности повышения успешности своей работы.
Эффективность программы определяется результатами оценки уровня психолого-педагоги ческой компетенции преподавателей ГОУ ВПО УГНТУ. Для этого проводилась опытно-экперимен тальная работа (педагогический эксперимент) по исследованию и оценке профессиональной психо-лого-педагогической компетенции преподавателей до проведения программы «Современный преподаватель: технология успеха» и после ее проведения.
Цель проводимого эксперимента - определение эффективности программы «Современный преподаватель: технология успеха» для повышения уровня психолого-педагогической компетенции молодых преподавателей технического вуза на примере ГОУ ВПО УГНТУ.
Педагогический эксперимент состоял из последовательных этапов:
1. Анкетирование (в анкетировании участвовали преподаватели ГОУ ВПО «Уфимский государственный нефтяной технический университет» в возрасте до 35 лет: необходимо было оценить уровень собственной психолого-педагогической компетенции и желание участвовать в эксперименте).
2. Отбор участников эксперимента (из числа опрошенных преподавателей были выбраны 60 человек, схожие по всем показателям, которые составили контрольную и экспериментальную группы).
3. Предварительное тестирование (оценка уровня психолого-педагогической компетенции каждого преподавателя, участвующего в эксперименте проводился с помощью психологических и педагогических тестов).
4. Проведение семинаров и тренингов программы «Современный преподаватель: технология успеха» (в проводимых мероприятиях участвовала экспериментальная группа, члены контрольной группы могли получать самообразование в свободной форме или преподавать в обычном для них режиме).
5. Заключительное тестирование (в конце отчетного периода проводится тестирование контрольной и экспериментальной групп посредством тех же измерительных материалов, что и на предварительном этапе).
6. Анализ и сравнение результатов контрольной и экспериментальной групп (сравнение результатов представлено в виде графиков, приведенных на рис. 2).
Обобщение результатов проведенного исследования позволило сделать следующие выводы:
1. Психолого-педагогическая компетентность является необходимой частью профессиональной компетентности преподавателя и оказывает существенное влияние на эффективность его профессиональной деятельности.
2. Структурные компоненты психологопедагогической компетентности подлежат надежному диагностированию, содержательной интерпретации и целенаправленному развитию.
3. После прохождения программы «Современный преподаватель: технология успеха» в экспериментальной группе было установлено совершенствование психолого-педагогической компетентности молодых преподавателей технических вузов (выражено в конкретных показателях), развитие мотивационно-личностного, содержательного и деятельностного компонентов, характеризующих личность и деятельность педагога.
В качестве перспективы дальнейшего исследования выступает необходимость более глубокой и разносторонней разработки критериев психологопедагогической компетентности.
Рисунок 2. Графики сравнения результатов уровня психологической и педагогической компетенции
С целью мотивации саморазвития и стремления совершенствования психолого-педагогичес кой компетентности молодых преподавателей ГОУ ВПО УГНТУ предлагается следующее.
1. Привлечение к реализации Программы «Современный преподаватель: технология успеха» высококомпетентных в различных областях специалистов (опытных и именитых преподавателей, дикторов теле- и радиовещания, актеров, психологов и др.);
2. Проведение конкурса «Лучший молодой преподаватель»;
3. Разработка научно-обоснованных измерительных материалов оценки уровня психологопедагогической компетентности преподавателей технических вузов на предметных кафедрах.
ЛИТЕРАТУРА
Самойленко П. И. Профессиональная компетентность
преподавателя высшей и средней профессиональной школы / П. И. Самойленко. // Специалист. 2005. №8 С. 26-28. Большой энциклопедический словарь / Под ред. А. М. Прохорова. М.: Советская энциклопедия, 1989. 621 с.
Базаров Т. Ю. Компетенции будущего: Квалификация? Компетентность (критерии качества)? [Электронный ресурс] Режим доступа к журн.: http:// www.tltsu.ru:8080/ razum.tltsu.ru/publectures/lecture06.html.
Глебова, В. А. Основные качественные характеристики профессиональной компетентности специалистов и технология их формирования / В. А. Глебова // Вестник башкирского университета. Уфа: Редакционно-издательский центр БГУ, 2002. №2 С. 504-507.
Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие / М. В. Буланова-Топоркова, А. В. Духавнева,
Л. Д. Столяренко и др. Ростов на/Д.: Феникс, 2002. 544 с.
1
2
3
4
5
Поступила в редакцию 18.08.2011 г.