Научная статья на тему 'Модель формирования психолого-педагогической компетенции преподавателя высшей технической школы в системе повышения квалификации'

Модель формирования психолого-педагогической компетенции преподавателя высшей технической школы в системе повышения квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
590
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / COMPETENCE / COMPETENCY / ACADEMICIAN PROFESSIONAL COMPETENCE / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL COMPETENCE OF ACADEMICIANS IN HIGHER SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малый Ю. В.

В статье с позиций компетентностного подхода рассмотрена проблема профессиональной деятельности преподавателя высшей школы. Определена сущность, структура психолого-педагогической компетенции преподавателя технического вуза. Выявлены критерии и уровни психолого-педагогической компетенции, разработана технологическая модель ее формирования в системе повышения квалификации преподавателей высшей технической школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL COMPETENCE OF HIGHER TECHNICAL SCHOOL ACADEMICIANS IN PROFESSIONAL TRAINING SYSTEM. MODEL OF DEVELOPMENT

The article deals with the question of professional activities of academicians in the higher school. It defines the subjectmatter, structure of psychological and pedagogical competence of academicians in the higher technical educational institution. This article determines the criteria and levels of psychological and pedagogical competence, describes the developed engineering model of its formation in the system of professional retraining for academicians in higher technical schools.

Текст научной работы на тему «Модель формирования психолого-педагогической компетенции преподавателя высшей технической школы в системе повышения квалификации»

УДК 378

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

© 2009 Ю.В.Малый

Самарский государственный аэрокосмический университет

Статья поступила в редакцию 02.06.2009

В статье с позиций компетентностного подхода рассмотрена проблема профессиональной деятельности преподавателя высшей школы. Определена сущность, структура психолого-педагогической компетенции преподавателя технического вуза. Выявлены критерии и уровни психолого-педагогической компетенции, разработана технологическая модель ее формирования в системе повышения квалификации преподавателей высшей технической школы.

Ключевые слова: компетентность, компетенция, профессиональная компетентность преподавателя, психолого-педагогическая компетенция преподавателя высшей школы.

Среди многих проблем представляющих научный и практический интерес для педагогической науки, есть и проблема формирования психолого-педагогической компетенции преподавателя высшей технической школы.

В последние годы в трудах и монографиях ученых педагогов и психологов предпринята попытка раскрыть сущность и выявить структуру профессиональной компетентности педагога: Н.В.Абульхановой, В.А.Адольфа, Н.З.Балицкой, В.П.Бездухова1, И.А.Зимней2, И.Ф.Исаева, Н.В.Кузьминой, Н.Н.Лобановой3, М.И.Лукьянова4, А.К.Марковой5, Л.М.Митиной6, А.И.Мищенко, Е.Н.Патриной7, С.Б.Серяковой8, В.А.Слас-тенина9, Г.С.Сухобской, А.В.Хуторского, Т.А.Ца-

° Малый Юлия Владимировна, старший преподаватель кафедры политологии и истории, соискатель кафедры социальных систем и права. E-mail: malusik 1@narod.ru

1 Бездухов В.П. Теоретические проблемы становления педагогической компетентности учителя. - Самара: 2001.

2 Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. -

2003. - 5.

3 Лобанова H.H., Косарев В.В., Крючатов А.П. Профессиональная компетентность педагога. - Самара; СПб.: 1997.

4 Лукьянова М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя. Диагностика и развитие. - М.: ТЦ Сфера,

2004.

5 Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.: 1996.

6 Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. - М.: Изд-во «Совершенство», 1998.

7 Патрина E.H. Формирование педагогической компетентности преподавателя высшей школы в системе дополнительного образования: Автореф. дисс. ...канд. пед. наук (13.00.08): Волгогр.гос.пед.ун-т. - Волгоград: 2006.

8 Серякова СБ. Формирование психолого-педагогической компетентности педагога дополнительного образования: Автореф. дисс. ...докт. пед. наук (13.00.08): Моск.пед.гос.ун-т. - М.: 2006.

9 Сластенин В.А, Подымова Л.С. Педагогика: инновацион-

ная деятельность. - М.: «Магистр», 1997.

регородцевой10. Значительное количество исследований данного феномена выполнено на базе педагогических институтов и педагогических университетов. Тем не менее, работ, направленных конкретно на разработку модели формирования психолого-педагогической компетенции преподавателя высшей технической школы на данный момент не существует.

Актуальность выбранной темы определяется: во-первых, социальным заказом на преподавателя высшей школы, обладающего довольно широкой профессиональной компетентностью, главной составляющей которой, является именно высокая психолого-педагогическая компетенция; во-вторых, анализ состояния современной практики преподавания в вузах, особенно технических, подтверждает необходимость формирования психолого-педагогической компетенции преподавателей, т.к. оптимальная система и целенаправленная работа в этом направлении (в сравнении с подготовкой учителей по системе педагогических вузов) до настоящего времени так и не сформирована; в-третьих - данная проблема в педагогической науке разработана не достаточно.

Проблема психолого-педагогической компетенции преподавателя высшей школы требует уточнения понятийного аппарата. Из выполненного анализа психолого-педагогической литературы мы сделали заключение о том, что не существует единого общепринятого определения исследуемых дефиниций «компетенция», «компетентность», «профессиональная компетент-

10 Царегородцева Т.А. Формирование психолого-педагогической компетентности преподавателя высшей школы в процессе постдипломного образования: Автореферат. дисс....канд. пед. наук (13.00.01): Марийс.гос.ун-т. -Йошкар-Ола: 2002.

ность» преподавателя. В нашем исследовании мы понимаем профессиональную компетентность преподавателя высшей технической школы как целостную совокупность предметной, методической, дидактической и психолого-педагогической компетенций, основанных на фундаментальных знаниях, умениях, навыках и практическом опыте их использования, проявляющаяся в способности формировать личность специалиста, владеющего высшими формами профессиональной деятельности. Будучи сложным, многофакторным явлением, профессиональная компетентность преподавателя технического вуза является вместе с тем единой, целостной структурой, которая не может существовать без каждого из входящих в нее компонентов, причем, результативность деятельности преподавателя обеспечивается, в первую очередь, их взаимодействием. Психолого-педагогическая компетенция выражается в способности применять в практической деятельности психолого-педагогические знания, теоретические и практические психолого-педагогические умения, использовать их для решения профессиональных учебно-воспитательных задач, возникающих в реальных ситуациях жизнедеятельности высшей технической школы.

Цель нашего исследования - разработать и экспериментально апробировать технологическую модель формирования психолого-педагогической компетенции преподавателя высшего технического вуза в системе повышения квалификации.

Эмпирической базой исследования стал Институт дополнительного профессионального образования при Самарском государственном аэрокосмическом университете им. С.П.Королева. В нашем исследовании важным этапом явилась работа по выявлению и обоснованию критериев психолого-педагогической компетенции: психолого-педагогические знания, аналитические умения, прогностические умения, проективные умения, рефлексивные умения, организаторские умения, перцептивные умения, коммуникативные умения, эмпатийные умения и владение психолого-педагогической техникой. Необходимо подчеркнуть, что данные критерии рассматриваются в качестве показателей сформирован-ности психолого-педагогической компетенции преподавателя высшего технического вуза. На основе выявленных критериев определены три уровня сформированности психолого-педагогической компетенции: высокий, средний и низкий. Для преподавателей с высоким уровнем психолого-педагогической компетенции характерно развитие всех критериев в их единстве и взаимосвязи. Средний уровень отличается сформированностью психолого-педагогической

компетенции по всем составляющим, но в разной степени. Низкий уровень предполагает слабое развитие и функционирование компонентов психолого-педагогической компетенции.

Экспериментальная работа включала в себя 2 этапа: констатирующий и собственно формирующий. На констатирующем этапе проводилось диагностическое обследование состояния психолого-педагогической преподавателей высшей технической школы. Сформированность психолого-педагогической компетенции определялась совокупностью методов: наблюдения по специально разработанным программам, метод экспертных оценок, опрос, анкетирование, тестирование. В ходе констатирующего эксперимента проводилась первичная диагностика, представляющая собой выявление уровня развития каждого показателя психолого-педагогической компетенции. Результаты диагностического обследования группы из 60 человек показали, что 23% преподавателей технического вуза имеют высокий уровень сформированности психолого-педагогической компетенции, 33% - средний уровень, у 44% преподавателей выявлен низкий уровень развития изучаемой компетенции. В результате предпринятого исследования мы установили, что большинство преподавателей технического вуза испытывают существенные трудности относительно реализации психолого-педагогических знаний, умений и навыков. Поэтому мы пришли к заключению, что необходимо организовать специальную работу, направленную на совершенствование психолого-педагогической компетенции преподавателей высшей технической школы в системе повышения квалификации.

На основе теоретических положений и накопленного практического опыта нами была разработана технологическая модель формирования психолого-педагогической компетенции преподавателя высшей технической школы, включающая четыре взаимосвязанных учебных модуля. I учебный модуль: «Профессионально-личностные качества преподавателя высшей технической школы» предполагает изучение преподавателем вуза своих профессиональных и индивидуальных качеств, уровня сформирован-ности психолого-педагогической компетенции. Преподаватель выявляет свой реальный психолого-педагогический портрет и составляет индивидуально-перспективную программу по самокоррекции своих профессиональных качеств и дальнейшему саморазвитию умений и навыков в целях повышения своей психолого-педагогической компетенции. II учебный модуль: «Психологические особенности личностного развития современного студента» направлен на приобретение преподавателем технического вуза навыков изучения личности студента с помощью

наблюдения и специальных психодиагностических методик, умения адекватно понимать и принимать личность обучаемого, а также проектировать учебно-воспитательную работу с учетом результатов психологического анализа направленности личности студента, его мотивов и интересов, индивидуальных и возрастных характеристик. III учебный модуль: «Психология студенческой группы и студенческого сообщества» связан с формированием у преподавателя высшей технической школы адекватной психологической характеристики студенческого сообщества, умения анализировать межличностные отношения в реально функционирующих студенческих группах и планировать учебно-воспитательный процесс с учетом уровня группового развития конкретной студенческой группы и позиций каждого студента в системе внутригруп-повых отношений. IV учебный модуль: «Психологические особенности взаимоотношений в системе «преподаватель - студент», «преподаватель - преподаватель», «преподаватель - администрация» в высшей школе» направлен на оптимизацию социально-психологического климата и реального учебно-профессионального взаимодействия в учебно-воспитательном коллективе вуза.

Формирование психолого-педагогической компетенции в каждом учебном модуле осуществляется по четырем основным этапам. На гипотетическом этапе происходит: актуализация знаний по психологии и педагогике высшей школы, психологии личности, социальной психологии, педагогической психологии, конфлик-

тологии и психодиагностике; изучение психологических особенностей студентов и студенческой группы методом наблюдения; исследование преподавателем своих психолого-педагогических умений и профессионально важных качеств; формулирование гипотетической психолого-педагогической характеристики студента или студенческой группы. На диагностико-экспериментальном этапе преподаватель продолжает изучать себя, студентов и студенческую группу с использованием психодиагностических методик; сопоставляет полученные результаты психодиагностики с гипотезами, составленными на первом этапе; корректирует прежние неадекватные представления о себе, студентах и студенческой группе; осуществляет психологический анализ своей педагогической деятельности. На конструктивно-проективном этапе преподаватель формулирует вытекающие из предшествующих этапов работы педагогические рекомендации; проектирует учебно-воспитательную работу с учетом результатов психологического анализа мотивов и интересов студентов, их индивидуальных и возрастных характеристик; моделирует оптимальное педагогическое общения со студенческой группой, преподавателями кафедры, деканатом; составляет индивидуальную программу по самосовершенствованию своей психолого-педагогической компетенции. Рефлексивный этап предполагает индивидуальное собеседование с преподавателем по проблеме модуля, анализ трудностей, эмоций и чувств, возникших в процессе работы.

Таб.1. Динамика уровневых показателей психолого-педагогической компетенции преподавателей технического вуза (экспериментальной группы)

Критерии психолого-педагогической Уровни сформированности психолого-педагогической ком-

компетенции петенции преподавателей экспериментальной группы

Высокий Средний Низкий

до эксп. после эксп. до эксп. после эксп. до эксп. после эксп.

1. Психолого-педагогические знания 7% 66% 20% 25% 63% 9%

2. Аналитические умения 33% 63% 50% 21% 17% 16%

3. Прогностические умения 20% 60% 57% 30% 23% 10%

4. Проективные умения 33% 66% 30% 19% 37% 15%

5. Рефлексивные умения 17% 60% 27% 28% 56% 12%

6. Организаторские умения 33% 63% 23% 20% 44% 17%

7. Перцептивные умения 17% 53% 30% 27% 53% 20%

8. Коммуникативные умения 23% 40% 30% 42% 47% 18%

9. Эмпатийные умения 17% 30% 17% 37% 67% 33%

10. Владение психолого-педагогической техникой 20% 60% 60% 20% 20% 20%

Экспериментальная группа преподавателей Самарского государственного аэрокосмического университета им. С.П.Королева в количестве 30 человек прошла подготовку в системе повышения квалификации по разработанной нами на

основе технологической модели учебной программе. После проведения формирующего эксперимента стало возможным проследить позитивную динамику уровневых показателей представленных в таблице.

В ходе опытно-экспериментальной работы существенно изменился уровень сформирован-ности психолого-педагогической компетенции преподавателя высшей технической школы. Данные о сформированности психолого-педагогической компетенции преподавателя у членов экспериментальной и контрольной групп представлены на диаграмме.

Констатирующий этап эксперимента показал, что преподаватели экспериментальных и контрольных групп находились приблизительно на одном уровне сформированности изучаемой компетенции. По окончанию опытно-экспериментальной работы 56% преподавателей экспериментальной группы проявили свою психо-

лого-педагогическую компетенцию на высоком уровне (по сравнению с 27% в контрольной группе). Прослеживается процентное уменьшение показателей низкого уровня - с 44% до 17%. Тогда как 40% преподавателей контрольной группы продолжает оставаться на низком уровне психолого-педагогической компетенции. Обращает на себя внимание тот факт, что если до начала формирующего эксперимента преобладал низкий уровень развития психолого-педагогической компетенции преподавателей технического вуза, то по его окончанию эти показатели распределились между средним и высоким уровнем.

Диаграмма 1. Сравнительный анализ уровневых показателей психолого-педагогической компетенции преподавателей высшей технической школы

60 50 40

20 10 0

□ КГ до экперимента

□ КГ после эксперимента

□ ЭГ до эксперимента

□ ЭГ после эксперимента

высокий

средний

низкий

С помощью методов математической статистики мы доказали эффективность предлагаемой модели. Для того чтобы выяснить являются ли статистически значимыми различия в результатах контрольных срезов в экспериментальных и контрольных выборках обследуемых, мы использовали критерий однородности хи-квадрат, который применяется для данных, измеренных в порядковой шкале. Достоверность различий между экспериментальной группой до и после экспериментальной работы по всем показателям психолого-педагогической компетенции по статистическому критерию хи-квадрат равна 95%. Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что в результате опытно-экспериментальной работы была создана эффективная модель формирования психолого-педагогической компетенции преподавателя высшей технической школы, реализуемая в процессе повышения квалификации. В результате обучения преподаватели стали адекватно оценивать свои профессионально-личностные качества, понимать психологические особенности студентов,

эффективно реагировать на их действия, правильно воспринимать студенческую аудиторию и устанавливать с ней контакт, более грамотно проектировать учебно-воспитательный процесс в высшей технической школе.

Анализ полученных результатов позволяет нам определить психолого-педагогические условия формирования психолого-педаго-гической компетенции преподавателя высшей технической школы, а именно, необходимость: проводить системную и целенаправленную психолого-педагогическую диагностику учебно-воспитательного процесса в вузе, определяющую конкретные потребности и стимулирующую развитие психолого-педагогической компетенции преподавателей; проводить повышение психолого-педагогической компетенции преподавателей через специально организованные внутривузов-ские курсы; подбирать содержание и методы обучения, ориентированные на мотивацию саморазвития и самосовершенствования преподавателя вуза с целью повышения своей психолого-педагогической компетенции.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL COMPETENCE OF HIGHER TECHNICAL SCHOOL ACADEMICIANS IN PROFESSIONAL TRAINING

SYSTEM. MODEL OF DEVELOPMENT

© 2009 Y.V.Maliy°

Samara State Aerospace University

The article deals with the question of professional activities of academicians in the higher school. It defines the subject-matter, structure of psychological and pedagogical competence of academicians in the higher technical educational institution. This article determines the criteria and levels of psychological and pedagogical competence, describes the developed engineering model of its formation in the system of professional retraining for academicians in higher technical schools.

Key words: competence, competency, academician professional competence, psychological and pedagogical competence of academicians in higher school.

° Maliy Yuliya Vladimirovna, Senior teacher of Political science and history department, Degree-seeker of Social systems and law department. E-mail: malusik 1@narod.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.