Научная статья на тему 'Программа софинансирования пенсионных накоплений граждан как инструмент государственной поддержки формирования пенсионных накоплений'

Программа софинансирования пенсионных накоплений граждан как инструмент государственной поддержки формирования пенсионных накоплений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
142
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПЕНСИОННЫЕ ФОНДЫ / СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО СОФИНАНСИРОВАНИЯ / ПЕНСИОННЫЕ НАКОПЛЕНИЯ / ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / СТРАХОВАЯ ПЕНСИЯ / НАКОПИТЕЛЬНАЯ ПЕНСИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кремповая Наталия Леонидовна

В статье рассмотрены основные положения по функционированию Программы государственного софинансирования пенсионных накоплений, порядок софинансирования, определен круг лиц, являющихся участниками данной программы, приведены отчетные показатели по системе пенсионного обеспечения в РФ. Приведены перспективные расчеты по уровню пенсионного обеспечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Программа софинансирования пенсионных накоплений граждан как инструмент государственной поддержки формирования пенсионных накоплений»

УДК 336

Кремповая Наталия Леонидовна,

к.э.н., доцент,

кафедра государственных финансов и банковского дела, Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, г. Симферополь.

Krempovaya Nataliya Leonidovna, Ph.D in Economics, associate professor, Department of Public Finance and Banking, V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol.

ПРОГРАММА СОФИНАНСИРОВАНИЯ ПЕНСИОННЫХ НАКОПЛЕНИЙ ГРАЖДАН КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ поддержки ФОРМИРОВАНИЯ ПЕНСИОННЫХ НАКОПЛЕНИЙ

THE PROGRAM OF PENSION SAVINGS CO-FINANCINGAS A TOOL OF THE STATE SUPPORTAT PENSION SAVINGS FORMATION

В статье рассмотрены основные положения по функционированию Программы государственного софинансирования пенсионных накоплений, порядок софинансирования, определен круг лиц, являющихся участниками данной программы, приведены отчетные показатели по системе пенсионного обеспечения в РФ. Приведены перспективные расчеты по уровню пенсионного обеспечения.

Ключевые слова: негосударственные пенсионные фонды, система государственного софинансирования, пенсионные накопления, пенсионное обеспечение, страховая пенсия, накопительная пенсия.

The article describes the main provisions for the functioning of the Program state co-financing pension savings, co-financing procedures, defines the scope of persons who are participants in this program, and gives the reported performance of the pension system in the Russian Federation. The promising calculations for the level of pension provision are represented.

Keywords: private pension funds, public co-financing, pension savings, pension, insurance pension, funded pension.

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе пенсионная система Российской Федерации находится в стадии периодического реформирования. В основном такие реформы направлены на усовершенствование механизмов и структуры пенсионного обеспечения. Актуальность выбранной темы исследования была определена тем, что проблема финансового кризиса пенсионной системы говорит о неотвратимости проведения ее радикального реформирования с целью более полного ее приближения к реалиям функционирования в условиях рыночной экономики. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Целью статьи является исследование той части пенсионной реформы, которая касается дополнительного пенсионного обеспечения. В частности, рассмотрен механизм функционирования Программы государственного софинансирования пенсионных накоплений, принятые изменения в ней. РЕЗУЛЬТАТЫ

Пенсионная реформа представляет собой составную часть структурных изменений в экономике и социальной политике государства, а ее цель, соответственно, — доработка многоуровневой пенсионной системы, еоторая позволит обеспечить жителям возможность получения достойной пенсии после окончания трудовой деятельности.

Негосударственное (дополнительное) пенсионное обеспечение — это негосударственные пенсии, выплачиваемые в рамках договоров с негосударственными пенсионными фондами, финансируемые за счет взносов работодателей и работников в свою пользу и дохода, полученного от их инвестирования.

Страховая пенсия находится в зависимости от результатов труда конкретного лица (стажа, заработной платы) на протяжение всей трудовой деятельности. В состав страховой пенсии также включается зафиксированная компенсация, устанавливаемая законодательно и одинаковая для всех пенсионеров, за исключением определенных категорий.

40

Накопительная пенсия выплачивается в пределах сумм, отраженных на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в Пенсионном фонде РФ или на пенсионных счетах в негосударственном пенсионном фонде (табл. 1).

Таблица 1. Структура пенсионного обеспечения

Виды пенсий Источник ф инансирования Субъект формирования и выплат

Обязательное пенсионное обеспечение и страхование

Государст- Выплачивается: Бюджет Гос. органы

венная пен- • государственным служащим

сия • военнослужащим • пострадавшим в техногенных катастрофах • участникам ВОВ • нетрудоспособным гражданам

Страховая Выплачивается: Страховые взносы ПФР

пенсия • по старости • по инв алидности • по случаю потери кормильца

Накопитель- Выплачивается лицам, имеющим право Страховые взносы ПФР

ная пенсия на страховую пенсию по старости и доход от инвестирования или НПФ

Негосударственное (дополнительное) пенсионное обеспечение

Негосударст- Выплачивается работникам предприятий Взносы предпри- Негосударст-

венная пен- (организаций), гражданам на основании ятий, граждан и до- венный пенси-

сия заключенных договоров негосударственного пенсионного обеспечения ход от их инвестирования онный фонд

* Разработано автором

В случае заключения договора с НПФ негосударственная пенсия выплачивается пенсионеру в дополнение к трудовой пенсии и независимо от нее. Размер такой пенсии не зависит от продолжительности производственного стажа и величины заработной платы застрахованного лица, а определяется суммой накопленных пенсионных (страховых) взносов, получаемым инвестиционным доходом и продолжительностью периода выплаты пенсии.

Средства, находящиеся на персонифицированном пенсионном счете застрахованного лица, выплачиваются ему в виде негосударственной пенсии. Они сохраняются за участником при его переходе на другое место работы и могут передаваться по наследству. При некоторых обстоятельствах (например, заболевание, приводящее к инвалидности и досрочному наступлению пенсионных оснований) период пенсионных выплат может наступить до достижения пенсионного возраста.

В большинстве развитых стран доля государственной пенсии в совокупном пенсионном обеспечении граждан составляет не более 40-50%. Остальные 50-60% обеспечиваются частными пенсионными системами. Развитие в России негосударственной пенсионной инфраструктуры могло бы помочь решить задачу повышения явно недостаточного значения коэффициента замещения заработной платы пенсией, составляющего на сегодняшний день около 25%. Согласно же рекомендации Международной организации труда пособия по старости должны возмещать типичному получателю не менее 40% общей суммы утраченных общих доходов).

В настоящее время работодатели уплачивают страховые взносы в обязательную пенсионную систему по тарифу 22% от фонда оплаты труда. В том числе 6% тарифа может направляться на формирование пенсионных накоплений, а 16% — на формирование страховой пенсии, или возможно — по выбору гражданина — все 22% направляются на формирование страховой пенсии.

41

Для граждан 1966 года рождения и старше организация пенсионных накоплений может происходить только за счет добровольных взносов в рамках Программы государственного софинанси-рования пенсионных накоплений, а также за счет перенаправления средств материнского (семейного) капитала на накопительную пенсию.

В Российской Федерации действует Программа государственного софинансирования пенсии: часть взносов для формирования накопительной части пенсии платит сам гражданин, другую часть — равную по размеру — государство (рис. 1).

Рис. 1. Механизм программы софинансирования (Составлено автором)

Таким образом, участник Программы государственного софинансирования пенсии (гражданин либо работодатель от имени работника) перечисляет ежегодно на Программу государственного софинансирования пенсии в Пенсионный фонд Российской Федерации (бюджет фонда) дополнительные страховые взносы в установленном порядке, а Пенсионный фонд Российской Федерации (бюджет фонда) увеличивает перечисленную сумму в установленных пределах путем перечисления на индивидуальный лицевой счет гражданина.

Каждый желающий работник может обратиться в бухгалтерию с заявлением удержать из его зарплаты минимум 2 тыс. руб. в год. При этом на каждую 1 тыс. руб. государство обещает добавлять еще 1 тыс. руб., но не более 12 тыс. руб. в год. Аналогичные отчисления также может сделать гражданин, уже находящийся на пенсии. В этом случае каждая 1 тыс. руб. будет дополнена еще 4 тыс. руб. Таким образом, максимальная сумма государственной поддержки составит 48 тыс. руб. в год. Таким образом в рамках Программы государственного софинансирования пенсии произведем расчет дополнительного пенсионного обеспечения (табл. 2).

Таблица 2. Расчёт дополнительной пенсии по программе софинансирования *

Показатели Возраст застрахованного

непенсионный пенсионный

размер увеличения вложенных средств Пенсионным фондом в 2 раза в 4 раза

предельная сумма увеличения 12 000,00 руб. 48 000,00 руб.

при внесении дополнительных страховых взносов, например, 5 000,00 руб. в год, на индивидуальный лицевой счет будет зачислена сумма 10 000,00 руб. 20 000,00 руб.

при внесении дополнительных страховых взносов, например, 15 000,00 руб. в год, на индивидуальный лицевой счет будет зачислена сумма 12 000,00 руб. 48 000,00 руб.

* Рассчитано автором

42

Средства планируется расходовать из фонда национального благосостояния. Пенсионный Фонд РФ предоставил такие данные по Программе софинансирования за 2015 год (табл. 3).

Таблица 3. Показатели системы пенсионного и социального обеспечения Российской Федерации по состоянию на 31 декабря 2015 года *_

Пенсионеры: 42,7 млн. чел.

• получатели страховых пенсий 39,2 млн. чел.

• получатели выплат из средств пенсионных накоплений 1,3 млн. чел.

• получатели пенсий по государственному обеспечению 3,6 млн. чел.

Средний размер страховой пенсии 12 380 руб.

Участники Программы софинансирования пенсионных накоплений 2,5 млн. чел.

Взносы участников Программы софинансирования пенсионных накоплений 7,1 млрд. руб.

Средний размер взноса участника Программы софинансирования пенсионных накоплений 7,6 тыс. руб.

Государственное софинансирование взносов участников Программы софи-нансирования пенсионных накоплений 6,8 млрд. руб.

* Данные ПФ РФ

Данные таблицы 3 показывают, что в Программе приняли участие около 6% пенсионеров. При этом, в Программу не принимаются новые участники с начала 2015 года, а количество пенсионеров возрастало в течение всего года. Следовательно, реальный процент принявших участие в Программе значительно выше, что говорит о достаточном доверии граждан к государственным программам.

Если гражданин принял решение отказаться от дальнейшего формирования накопительной пенсии, все ранее сформированные пенсионные накопления будут по-прежнему инвестироваться выбранным им страховщиком (ПФР или НПФ) и будут выплачены в полном объеме при обращении гражданина за назначением и последующей выплатой пенсии.

В 2016 году Программа софинансирования продолжает работать, но появляются все новые изменения и дополнения. В частности, рассматривается вопрос о невозможности участия в данной программе работающим пенсионерам.

ВЫВОДЫ

Поскольку кризисные явления коснулись в немалой степени социальной сферы, необходимо проведение ряда реформ. Проведенные исследования показывают, что Программа государственного софинансирования пенсионных накоплений заинтересовала население. И с точки зрения пополнения средств пенсионных накоплений это выгодная для государства процедура. Представляется правильным продлить привлечение участников программы, хотя на сегодняшний день невозможна регистрация новых участников данной программы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ракова С.С. Софинансирование пенсионных накоплений — механизм модернизации пенсионной системы России / С.С. Ракова, И.И. Лютова // Малые Леденцовские чтения: материалы IV Российской научно-практ. конф. (с междунар. участием), г. Вологда, 15-18 апреля 2015 г. — Вологда: НОУ ВПО ВИБ, 2015. — С. 278-281.

2. Кремповая Н.Л. Особенности формирования пенсий в Российской Федерации / Н.Л. Кремповая, О.А. Туева // Бюллетень науки и практики. — 2016. — №7 (8). — С. 145-148.

3. Статистические данные о развитии пенсионного страхования // Официальный сайт ПФ РФ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.pfrf.ru (дата обращения 17.10.2016).

Статья поступила в редакцию 28 октября 2016 года

43

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.