С. Ф. Эхов,
заведующий кафедрой акмеологии ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСИТЕТА И УРОВНЕВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Круг проблем, поднятых в докладе, несмотря на почти 20-летний опыт внедрения в Герценовском университете идей «Болонской декларации», кардинальным образом меняет наши традиционные представления об организации образовательного про-
цесса в университете, о функциональных обязанностях каждого из нас — от ректора до лаборанта кафедры и инженера научной лаборатории, об управлении университетом на всех уровнях, о результатах, которые будут достигнуты универси-
УРОВНЕВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
тетом к 2015 г. в ходе реализации стратегии развития уровневого педагогического образования.
В этом смысле сегодняшний совет является рубежным, а его основная цель — развеять последние сомнения (если такие еще имеются у сотрудников университета) в том, что другого пути в поступательном развитии университета нет! Возврата к прошлому не будет, развитие Герце-новского университета ориентировано на гуманистические ценности европейского и мирового образовательного пространства при условии обязательного сохранения национальных образовательных традиций России.
Программа развития университета остается основным документом, определяющим стратегию и тактику его изменения в обозримом будущем и ряд ее положений в связи с рассматриваемой проблемой, несомненно, потребуют уточнения и дополнения.
Прежде всего, и это главное, ценностные ориентиры обозначенной в докладе стратегии полностью совпадают с миссией Герценовского университета, зафиксированной в программе развития до 2010 г.: подготовка специалистов нового типа, всемерная поддержка развития отечественного образования, создание новых преимуществ Герценовско-го университета на отечественном и мировом рынке образовательных услуг.
Очевидно, что в целевом назначении программы должно быть особо подчеркнуто обеспечение позитивной динамики развития университета как открытой инновационной образовательной научной системы уровневого педагогического образования. Характеристику достигнутых университетом результатов следует дополнить в тексте программы данными о практических шагах перехода к уровневому образованию, о которых сегодня шла речь в докладе, — это наше реальное завоевание, которым мы вправе гордиться. В каждом из стратегических направлений про-
граммы развития следует выделить ключевые задачи, ориентированные на реализацию стратегии развития уровневого педагогического образования .
Это, в свою очередь, потребует формулирования новых ожидаемых результатов, путей решения задач, показателей результативности.
Наибольшей коррекции, как мне представляется, потребуют задачи стратегического направления «Качество университетского образования». Они должны быть переформулированы и выстроены системно в соответствии с представленной сегодня концепцией развития уровневого педагогического образования. Показатели результативности должны соответствовать основным мероприятиям плана перехода на уровневое образование, который нам предстоит разработать и реализовать.
Идея усиления наукоемкости образовательного процесса, которая прозвучала сегодня в докладе, должна найти отражение в уточнении задачи обеспечения интеграции науки и образования стратегического направления «Обеспечение инновационности научной деятельности университета». Необходимо найти новые пути реализации задач, соответствующих реалиям времени (межструк-турная научная интеграция, расширение междисциплинарных научных исследований, реализация наукоемких межуниверситетских и межфа-культетских курсов и дисциплин и др.).
Стратегическое направление программы развития «Научно-
методическое обеспечение развития образовательных систем России» должно быть дополнено задачами и конкретными мероприятиями научнометодического сопровождения реализации стратегии развития уровнево-го педагогического образования и плана перехода.
Для мероприятий и научно-методиче-ской продукции в рамках данного направления должны быть характерны, на мой взгляд, и ярко выражены организационно-
управленческая направленность,
опережающий характер, полисубъект-ная адресность, то есть ориентация на всех без исключения участников образовательного процесса — от студентов до управленцев разного уровня.
Считаю, что коррекция программы развития может быть осуществлена общественным советом программы и представлена на обсуждение и утверждение коллективом университета на конференции в декабре текущего года. Призываю членов общественного совета провести соответствующую
информационно-аналитическую работу во всех подразделениях.
Трудный путь, на который мы вступаем, потребует не просто умножения рядов соучастников процесса перехода на уровневое педагогическое образование, но формирование широкого круга единомышленников, которые осознанно понимают, что все изменения в университете начинаются с изменений в собственном сознании и в ежедневной практической деятельности каждого из нас.