Научная статья на тему 'Программа развития московского института открытого образования'

Программа развития московского института открытого образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
25
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Этнодиалоги
Область наук
Ключевые слова
МИОО / ПРОГРАММА / PROGRAMME / РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / QUALITY OF EDUCATION / THE MIOE
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Семенов Алексей Львович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Программа развития московского института открытого образования»

ЧАСТЬ VI Документ

29 мая 2012 года состоялась конференция научно-педагогических работников, других категорий работников и обучающихся по выборам ректора Московского института открытого образования. По итогам обсуждения программ кандидатов в результате тайного голосования делегатами конференции (122 — за, 2 — против) ректором ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования» избран академик РАН и РАО Алексей Львович Семенов. Редакция научно-информационного альманаха «Этнодиалоги» сердечно поздравляет А.Л. Семенова с избранием на должность ректора и желает ему благополучия, здоровья, успехов и новых творческих свершений на благо отечественного образования и науки.

Программа развития Московского института открытого образования

Алексей Семенов, академик РАН и РАО, доктор физико-математических наук, профессор, ректор МИОО

Московский институт открытого образования приближается к своему 75-летию. Он продолжает оставаться уникальной структурой в городе и стране, от которой во многом зависит качество образования московских детей, соответствие этого образования потребностям развития их личности, видению их семей, целям общества и государства. Основной категорией населения города, с которой и для которой непосредственно работает институт (причем со всей), являются московские учителя и другие работники системы Департамента образования города Москвы. Это отличает его от всех других вузов города. Традиционно сильной стороной МИОО было вовлечение во все направления его деятельности работающих в школе педагогов наряду с преподавателями ведущих педагогических и иных вузов, учеными РАО. Такая открытость в последние десятилетия стала важнейшей особенностью работы института

(отразившейся и в его названии). Сегодня эта сторона усиливается благодаря введению механизмов стажировочных площадок.

Свою миссию Институт реализует через свои основные уставные функции:

• дополнительное профессиональное образование, магистратура, аспирантура для учителей;

• методическое сопровождение учителя;

• научные исследования и разработки в интересах системы образования Москвы.

В последние годы наглядным доказательством действенности всей системы ДПО и методического сопровождения образовательного процесса стало введение Федерального государственного образовательного стандарта начального образования в Москве, когда за два года была начата и идет трансформация начальной школы, направленная на реализацию новых образовательных приоритетов, современную педагогику, новый уровень применения ИКТ учащимися и учителями.

Какие, как сейчас говорят, вызовы требуют особого внимания при проектировании деятельности МИОО на ближайшие годы и какие задачи они ставят перед нами:

1. Сохраняющаяся и в основном растущая неопределенность в прогнозе развития российской экономики. В последние десятилетия доминировала сырьевая ориентация, прошло радикальное сворачивание ВПК, не были сформированы глобальные долгосрочные государственные программы развития высокотехнологичного производства. Отсюда вытекает обоснованное сомнение в индивидуальном выборе выпускником инженерного и естественнонаучного профиля обучения в вузе. К этому добавляется, с одной стороны, слишком медленно идущая модернизация высшего образования (перестройка структуры специальностей, кафедр и т. д.), ослабление научно-педагогического потенциала вузов. С другой стороны, для сильных учащихся более перспективными представляются специальности с более ясной ориентацией на потребности сегодняшнего (и часто, к сожалению, не завтрашнего) рынка труда.

Задача: повысить интерес школьников и качество их подготовки в направлениях, наиболее перспективных, с точки зрения высо-

котехнологичного развития России в ближайшие десятилетия. Извлечь максимум возможного при решении этой задачи из реальности формирующегося и прогнозируемого рынка труда.

2. Приоритетность школьной математики для высокотехнологичного развития страны общеизвестна. Более того, она только возрастает в силу неопределенности, сформулированной в вызове 1: нужна долгосрочная, фундаментальная подготовка, умение решать задачи, а не знание готовых рецептов. Однако текущее состояние и тенденции развития современного школьного курса математики все еще не соответствуют стоящим задачам. Не соответствует им и подготовка учителей математики педагогическими вузами.

Задача: выстроить содержание математического образования и дополнительное профессиональное образование учителей математики, приходящих в школу студентов различных специализаций, ориентированное на решение задач из широкого спектра областей, в том числе и прикладных, и связанных с современными проблемами информатики.

3. Обоснованна тревога тех, кого пугают процессы, идущие в русском языке молодежи, его «обинтернечивание», «обэсэмэсива-ние». Однако еще более серьезно то, что, подчеркивая постоянно приоритет развития коммуникативных способностей ребенка, мы продолжаем заполнять его учебное время изучением далеко не бесспорных деталей «науки о русском языке». При изучении русского языка в основной школе, где наиболее очевидно преимущество применения компьютерных технологий, мы видим почти полное их отсутствие. Мы все еще не выстроили в городе массовой системы культурно-языковой адаптации для детей, для которых русский язык неродной. Современное содержание ЕГЭ не содействует исправлению положения.

Задача: Выстроить задачу изучения русского языка и аттестации в школе в соответствии с приоритетами времени.

4. Сохраняющаяся неопределенность в формировании идеологии, общественной морали, системы ценностей. Эта проблема не требует дополнительных комментариев. Отметим лишь, что отражением ее актуальности является и плачевное состояние ЕГЭ по обществознанию.

Задача: Обеспечить в рамках всего образовательного процесса, прежде всего во внеурочной деятельности, социальных проектах, в таких дисциплинах, как литература, обществознание, история, формирование поля, содействующего становлению личности, позитивной по шкалам ясных общечеловеческих и российских ценностей и готовой к ответственному выбору в течение всей жизни по формирующимся шкалам, как и к участию в таком формировании.

5. Соответствие реальных метапредметных результатов образования декларируемым. Российская педагогика и педагогическая психология много десятилетий назад провозгласила приоритет того, что называется сегодня метапредметными результатами обучения, формированием универсальных учебных действий. Эти результаты провозглашены в Федеральных образовательных стандартах, там им уделено значительное место. Однако профанировать их намного проще и естественнее для современной школы, чем реализовать. Например, в области естественнонаучных дисциплин мы в основном наращиваем содержание, а создание «интегрированного курса естествознания», несмотря на отдельные достижения, в полном объеме все еще остается неосуществимой мечтой. Успех реализации этих приоритетов в московской начальной школе показывает, что усилия в данном направлении не безнадежны, напротив, при системном подходе они могут дать значимые результаты, причем по образовательным масштабам скоростей, очень быстро. Задача: Готовить учителя к реализации учащимися результатов, приоритетность которых вытекает из реалий современного общества, в частности, обеспечить их профессиональную ИКТ-компетентность. Реализовать эти приоритеты (включая ИКТ-компетентность) в содержании и итоговой аттестации школьного образования. Отдельной задачей здесь выделяется работа с Федеральными государственными требованиями к дошкольному образованию, ориентирование работников ДОУ на создание условий образования, диагностику зоны ближайшего развития воспитанников и содействие им в продвижении в этой зоне.

6. Сохраняющаяся и адаптационно растущая нечестность в нижнем сегменте оценок ЕГЭ по русскому языку и математике

и в какой-то степени в верхнем сегменте по всем предметам. Сужение школьного курса до «подготовки к ЕГЭ». Задача: Выстраивание в системе ДПО механизмов, компенсирующих указанные вредные тенденции в реализации ЕГЭ.

7. Перечисленные выше вызовы в предметных областях и воспитании, накладываются на социально-демографические и экономические вызовы, как внешние для системы образования, так и формируемые в ней самой. В частности, колебания численности учащихся одной возрастной когорты, «магнитный эффект» сильных школ, рост числа мигрантов, нормативно-подушевое финансирование, ЕГЭ и ряд других факторов обостряют многие противоречия и напряжения в системе.

Задача: Готовить руководителей образовательных учреждений, управленцев, резерв. Отрабатывать на стажировочных площадках и в школах МИОО основные механизмы, обеспечивающие эффективность реализации нормативного подушевого финансирования при соблюдении прав на качественное образование для всех детей, поддержку воспитательного процесса и т. д. Реализовать программу преобразования слабых школ в школы роста.

8. Говоря о результатах обучения в школе, мы часто указываем и негативный результат: утрата выпускниками каждой ступени образования очередной доли здоровьесберегающего потенциала. Отмечая разумность ряда традиционных мер и рекомендаций, предлагаемых СанПиНами, МИОО в течение значительного периода развивал и апробировал принципиально иной, инновационный подход к проблеме сохранения и укрепления здоровья школьников. Наш подход базируется на индивидуальном мониторинге здоровьесберегающего ресурса каждого ребенка и выработке соответствующих рекомендаций для ребенка, его родителей и учителей.

Задача: Развить систему саногенетического мониторинга, внедрить ее в практику работы массовой московской школы. Использовать эту систему, в частности, как элемент антинаркотической стратегии и практики в системе образования.

9. Необходимость повышения эффективности и качества ДПО привела к формированию в системе Департамента образо-

вания города Москвы ряда механизмов: портал ДПО с регистрацией всех учителей и размещением всех программ ДПО, свободный выбор работником образования первого блока повышения квалификации, роль методических структур и структур управления в выборе им последующих блоков, общественно-профессиональный механизм управления качеством программ ДПО в форме экспертизы координационного совета.

Задача: Обеспечить согласованную, слаженную работу всех механизмов, с приоритетом сегодня — отладки механизмов подушевого финансирования услуг ДПО и оплаты этих услуг через конкурсы, проводимые МИОО.

10. Последние годы продолжается критика системы ВПО и ДПО как неэффективной с точки зрения обеспечения школ качественными педагогическими кадрами.

Задача: Логика развития системы образования в городе и стране приводит к новым задачам для Института в сфере ВПО и подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации. Важнейшими из них являются — развитие магистратуры и аспирантуры для работающих учителей, прежде всего в области математики и технологии; организация педагогической практики и педагогического факультатива (элемента ДПО) для студентов непедагогических вузов.

11. Не так уж редки претензии со стороны учителей, представителей структур управления образованием к качеству программ ДПО и их реализации. Безусловно, высказанные в общей форме «у нас нет системы повышения квалификации», «система повышения квалификации работает плохо, нуждается в радикальной перестройке», эти претензии значат не больше, чем те же утверждения, обращенные к общеобразовательной школе. Однако даже от таких утверждений нельзя просто отмахиваться. Наоборот, каждая претензия должна быть проанализирована, нужно пытаться найти в ней рациональное зерно, использовать ее для улучшения нашей работы.

Задача: Выстроить в рамках МИОО и всей системы ДПО систему управления качеством, в механизмах обратной связи которой будут участвовать учителя, методисты (для кото-

рых это должно стать обязательной функцией), управленцы, сами преподаватели. Система должна быть построена на базе информационной среды, в которой отображается ход образовательного процесса и деятельности обучающихся в этой среде.

12. Важность методиста в процессе непрерывного профессионального совершенствования учителя, помощи ему в выявлении и развитии своих сильных сторон, преодолении и компенсации недостатков, планировании профессионального роста, в частности, ДПО, очевидна. Однако несовершенство нормативной базы и институционализация методического сопровождения в форме окружных методических центров (и использование кадрового потенциала этих центров структурами управления в первую очередь не для методического сопровождения учителя) вызывает существенные напряжения и диспропорции развития.

Задача: Выстроить работу методистов системы образования города Москвы в соответствии с задачами повышения качества работы учителей, в частности, интегрировать ее с системой ДПО, как элемент формирования индивидуализированного целевого заказа и контроля качества.

13. Относительно недавно введенная на федеральном уровне нормативная база аттестации педагогических кадров оставляет значительную свободу в реализации этой базы регионами. Задача: Сформировать методологическую и методическую основу системы аттестации московских учителей и руководителей образовательных учреждений, инструментально базируя ее, прежде всего на отражении в информационной среде деятельности учителя, при необходимости дополняя это отражение дополнительными испытаниями профессиональной компетентности (в частности, выполнение заданий, эквивалентных ЕГЭ и олимпиадам, и проверке работ этих испытаний, заданий на ИКТ-компетентность и профессиональное владение русской речью).

14. Рост задач, стоящих перед системой ДПО, как и рост масштабов региона, делают более чем актуальным расширение материальной базы МИОО. Это расширение, к сожалению, идет совершенно

недостаточными темпами. Использование дистанционных образовательных технологий (для которых не хватает техники), курсов на базе округов, потенциала стажировочных площадок не заменяет и не может заменить полностью живого общения учителей между собой и с профессионалами института. Задача: исходя из географической, экономической и социальной реальности оптимально выстроить развитие всех видов и форм образовательного взаимодействия Института с обучающимися системы Департамента образования.

15. Накопленный МИОО педагогический потенциал, его уникальная роль и масштаб деятельности в городе делают естественной постановку задачи об использовании этого потенциала для ДПО не только работников системы образования Москвы, но и других категорий специалистов и граждан.

Задача: Выстроить системы использования педагогического и инфраструктурного потенциала МИОО для работы с педагогами других регионов, помощи другим структурам правительства Москвы и других организаций в решении задач ДПО.

16. МИОО является региональным координационным центром по работе с одаренными детьми. Новые задачи в этой области, которые формулируются на общегосударственном уровне, по-новому ставят эту проблематику и для МИОО.

Задача: Выстроить в МИОО систему работу с особыми категориями детей, обеспечивающую индивидуализированный подход к каждому из них, консультирование, подбор нужного педагога и образовательного учреждения, выбор дальнейшей образовательной и жизненной траектории, в частности, выявление, развитие и сопровождение детской одаренности.

17. Основные формы влияния МИОО на качество московского образования дополняются присутствием института в Интернете, его издательскими программами, каждодневным участием его представителей в текущей деятельности Департамента образования, комиссий Мосгордумы, структурах федерального уровня. Такое присутствие, однако, не всегда эффективно, часто требует значительных затрат человеческих ресурсов и притом не дает требуемого результата.

Задача: Упорядочить политику, планирование и конкретные механизмы участия МИОО в структурах управления, экспертных сообществах, органах профессионально-общественного управления и взаимодействия, увязать ее с информационной, издательской, медийной политикой.

Перечисленные выше вызовы и задачи составляют основу для формирования институтом, совместно с учредителем — Департаментом образования города Москвы и наблюдательным советом института плана мероприятий по совершенствованию нормативной и материальной базы института, системы его функционирования и управления, формирования плана научных исследований и научно-практических разработок института. Координация создания такого плана должна стать одной из первоочередных задач, стоящих перед избранным ректором МИОО.

Ключевые слова: МИОО, программа, развитие, качество образования. Keywords: the MIOE, programme, development, quality of education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.