УДК 37.018.46
В.В. АФАНАСЬЕВ, С.М. КУНИЦЫНА, В.В. ЛЕБЕДЕВ, Т.В. РАСТАШАНСКАЯ
модель формирования партнерских
отношений с потенциальными субъектами для реализации целей дополнительного профессионального
образования
Представлена модель формирования партнерских отношений с потенциальными субъектами для реализации целей ДПО. Кратко раскрывается содержание каждого из этапов предложенной модели, описываются критерии и показатели ее эффективности.
Ключевые слова: партнерские отношения, цели ДПО, потенциальные субъекты ДПО, критерии и показатели эффективности модели.
The article presents a model oftheformation ofpartnerships with potential stakeholders to realize the objectives CPE; fully described the contents of each of the stages of the proposed model; describe the criteria and performance indicators model.
Key words: partnerships, aims CPE, potential actors CPE, criteria and indicators of the effectiveness of the model.
Основной целью дополнительного профессионального образования (ДПО), декларируемой в ч. 1 ст. 76 Федерального закона № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», является профессиональное развитие человека, позволяющее удовлетворять его образовательные и профессиональные потребности, обеспечивая соответствие его квалификации изменениям в области его профессиональной деятельности, социально-экономической среды [6]. Профессиональное развитие педагога в условиях ДПО связано с совершенствованием или приобретением новых профессионально-значимых компетенций. Этот процесс лежит в плоскости усложнения структуры зна-
© Афанасьев В.В., Куницына С.М., Лебедев В.В., Расташанская Т.В., 2015
ний и умений, интегративно аккумулированных в соответствующих технологиях обучения.
Требования к компетентности педагогических работников, их трудовым функциям и действиям четко и однозначно представлены в профессиональных стандартах «Педагог» [5], «Руководитель образовательной организации» (Проект) [4]. При этом внедрение профессионального стандарта «Педагог» смещено к 2017 г. Такой временной люфт необходим, чтобы привести профессиональную компетентность педагогов в соответствие с нормативными требованиями, заложенными в стандарт. В этой связи перед системой образования в целом и ДПО в частности в качестве приоритетной ставится задача повышения профессиональной компетентности педагогических работников.
Особенностью реализации этой задачи в современных социально-экономических условиях Московского мегаполиса является перевод образовательных организаций на подушевое финансирование, на оптимизацию бюджетных, временных ресурсов, на повышение квалификации педагогических работников. Кроме того, объединение общеобразовательных организаций с различным уровнем профессиональной подготовки их сотрудников, с различными устоявшимися ценностными установками, взаимоотношениями при недостаточном научно-методическом сопровождении такой реорганизации вызывает у руководителей потребность в технологически представленной системе развития своей организации, позволяющей перевести ее на более высокий уровень эффективности.
Изложенное выше дает возможность очертить круг основных проблем и определить соответствующие задачи, стоящие перед системой ДПО. Среди них: необходимость изменения стереотипов профессиональной деятельности педагогов в рамках ограничения временных рамок, отводимых на повышение квалификации (бюджетное финансирование); необходимость системного повышения эффективности образовательных организаций в отсутствии научно обоснованных механизмов обеспечения высокого качества образования, эффективной системы его оценки, повышения эффективности образовательного процесса [2] и неразработанность методологического аппарата ДПО по системной модернизации общеобразовательных организаций, включая систему ДПО. Проведенные исследования российских и зарубежных специалистов дают основание го-
ворить о наличии тенденции повышения квалификации педагогических работников непосредственно в своей образовательной организации.
Обучение педагогов в условиях их профессиональной деятельности, на рабочем месте, основанное на едином технологическом подходе, позволяет решать такие важнейшие задачи, как создание системы ценностных установок, принятых всеми субъектами образования; однозначно понимаемого понятийно-процессуального образовательного пространства; системы взаимоотношений, взаимообязанностей, взаимодополнений; единого и в то же время индивидуализированного подхода к обучению, воспитанию, развитию; открытой системе содержательно-критериального оценивания успешности учения школьника, эффективности деятельности педагогических работников. В эту же тенденцию вписывается и необходимость создания модели формирования партнерских отношений с потенциальными субъектами для реализации целей ДПО.
В рамках такой модели партнерские отношения организаций ДПО с общеобразовательными организациями могут строиться в направлении техноло-гизации деятельности образовательной организации, ориентированной на повышение уровня эффективности всех происходящих в ней процессов. Механизмом может служить повышение квалификации педагогических работников в области технологизации их профессиональной деятельности, осуществляемой на основе единой метаде-ятельностной технологии. В качестве одной из таких технологий можно рассматривать технологию эффективного обучения (ТЭО) «Достижение прогнозируемых результатов» [3].
Концептуальная модель формирования партнерских отношений с общеобразовательными организациями (ОО), организациями ДПО и организациями высшего образования (ВО) представлена на рисунке. Компонентный состав этой модели структурирован таким образом, чтобы на примере Московского института открытого образования показать, что формирование партнерских отношений с потенциальными субъектами должно быть направлено на формирование стратегии развития образовательных организаций, включая организации, реализующие программы ДПО; повышение эффективности усвоения обучающимися содержания образования на основе технологически выстроенной системы управления этим процессом; кадровое обеспечение; трансляцию накопленного передового опыта.
Формирование партнерских отношений с потенциальными субъектами для реализации целей ДПО проходит несколько этапов, каждый из которых поддается внешнему контролю со стороны заинтересованных субъектов.
На первом этапе осуществляется разработка и реализация программы повышения квалификации научно-педагогических работников, направленной на усвоение технологии эффективного обучения. Пройдя обучение по данной программе, научно-педагогические работники приобретают теоретические знания о технологии эффективного обучения, а также практические умения по ее использованию в образовательном процессе с учетом специфики соответствующей предметной области. Оценить качество реализации данного этапа в условиях образовательной практики можно по следующим критериям: соответствие ре-
зультатов промежуточного и итогового контроля качества усвоения технологии эффективного обучения планируемым результатам программы повышения квалификации; удовлетворенность потребителей качеством программы и результатом ее освоения. Количественно оценить результативность этого этапа можно посредством подсчета уровня самооценки результатов обучения по программе повышения квалификации, степени удовлетворенности потребителей качеством программы с точки зрения ее содержания.
На втором этапе научно-педагогические работники разрабатывают программы повышения квалификации для педагогических работников образовательных организаций с учетом их предметной специфики и с включением программы стажировки на рабочем месте. Эффективность данного этапа можно определить по соответствию содержания программ (с применением технологии эффективного обучения) современным требованиям к ним; удовлетворенности разработчиков и потребителей (слушателей) программами с использованием технологии эффективного обучения. Здесь целесообразно использовать такие показатели, как число гибких модульных, сетевых программ повышения квалификации; число стажировочных программ, ориентированных на приобретение слушателями компетенций, необходимых для разработки программ с использованием технологии эффективного обучения; количество потребителей программ ДПО на инициативной основе; частота обращений потенциальных потребителей к программам ДПО.
МИОО
Технология эффективного обучения
Программы обучения
i
Обучение
Тьютеры, педагоги, руководители -ядро внутренней стажировочной площадки
ы
с
к
е
л
п
м
о
к
е
и
к
с
е
ч
и
д
об
те
еч у
о н б
е ч
о п
ППС
Реализация технологии в образовательном процессе
о-
Обучение педагогов образовательной организации 1 слой внутренней стажировочной площадки
« ►
Обучение педагогов образовательной организации N слой внутренней стажировочной площадки
Система учебников
ы
с
к
е
л п м м а т
о е
к м
е д
и е
к р
с п
е ч м
и ы
д н
о б
т е
е ч
-м у
о- о
н п
б
е
ч
ы
с
к
е
л
п
м
о
к
е
и
к с П
е ч и П Д
д
о
т
е
-м
о-
н
б
е
ч
е и н
е д
ж о в
о р
п о с е о к с е ч
и
д
о
т е
о н
ч у
а
к
МИОО
Стажировочная площадка для ОО
Трансляция опыта
1 .
Стажировочная площадка для ДПО Стажировочная площадка для ВО
Концептуальная модель формирования партнерских отношений с потенциальными субъектами для реализации целей ДПО
В качестве инструментария можно применить специально разработанные анкеты входной диагностики (до курсов); анкеты для проведения промежуточной рефлексии (в ходе занятий); анкеты итоговой диагностики (по окончанию курсов); анкеты отложенной диагностики (спустя некоторое время после окончания курсов). Такой комплексный подход позволит обеспечить необходимую психолого-педагогическую поддержку взаимодействующих субъектов, а именно: выявить ожидания и мотивы участия в программе каждого слушателя; проследить, достигнуты ли данные ожидания в процессе и в завершении программы, насколько и каким образом; соотнести цели программы и результаты практической деятельности педагогов, на основе этого проанализировать качество данной программы, внести необходимые коррективы. Количество и уровень сгенерированных слушателями собственных программ повышения квалификации с учетом их предметной специфики можно рассматривать как один из показателей эффективности рассматриваемого этапа.
На третьем этапе происходит согласование ценностных установок взаимодействующих организаций - ДПО, общеобразовательные организации, организации среднего профессионального образования (СПО) - с последующим заключением соответствующего договора на предмет создания внутренней стажировочной площадки в общеобразовательной организации под научно-методическим, обучающим руководством организации ДПО. Эффективность этой деятельности определяется путем соблюдения нормативно-правовых требований к организации стажировочной площад-
ки. Наличие нормативно-правового обеспечения по организационно-правовому регулированию деятельности стажировочной площадки (документация), адекватная оценка качества труда субъектов партнерских отношений, взаимное признание ценностного характера человеческого капитала с ориентацией на повышение «стоимости» профессионала являются количественными показателями ее продуктивности.
Четвертый этап связан с формированием ядра внутренней стажировоч-ной площадки из учителей базовых и основных предметов, руководителей, ответственных за развитие образовательной организации, которые прошли обучение по программам повышения квалификации с применением технологии эффективного обучения, и готовых работать в роли тьютеров.
Результативность данного этапа определяется содержанием деятельности педагога-наставника (по предмету) в рамках реализации технологии эффективного обучения в общеобразовательных организациях, организациях среднего профессионального образования и способностью транслировать свой опыт коллегам. Качество такой деятельности зависит от уровня усвоения педагогом профессиональных компетенций, необходимых для практического использования технологии эффективного обучения; количества разработанных и распространенных методических и информационных материалов с применением технологии эффективного обучения, научно-методических, учебно-методических публикаций; проведенных открытых занятий с применением технологии эффективного обучения, выступлений на школьных методических объе-
динениях по использованию технологии эффективного обучения в общеобразовательных организациях, организациях среднего профессионального образования; консультаций для коллег по применению технологии эффективного обучения; взаимопосещений с целью анализа результативности деятельности по применению технологии эффективного обучения.
Степень усвоения педагогом профессиональных компетенций, необходимых для практического использования технологии эффективного обучения, можно определить через мониторинг процесса развития профессиональной компетентности учителя в системе повышения квалификации, который включает комплекс компонентов и квалиметрических показателей: мотивационно-ценностный (позволяет судить об отношении учителя к усвоению новых знаний, готовности к обучению и профессионально-личностному развитию); ког-нитивно-праксеологический (отражает уровень развития профессиональных компетентностей педагога, определяемых в начале курсовой подготовки); эмоционально-процессуальный (показывает уровень удовлетворенности слушателей курсов организационно-педагогическими условиями процесса обучения, содержанием занятий, соответствием содержания и организации курсов в целом профессиональным потребностям и интересам учителя); когнитивно-интегративный (уровень профессиональных компетентностей, формирующийся в результате прироста знаний и умений в процессе повышения квалификации).
При этом подлежат наблюдению и анализу следующие данные: приращение знаний; актуализация знаний при
решении практических задач; применение знаний в новых ситуациях; объем умений, полнота их операционального свойства и интегративность; структура профессиональной мотивации; динамика развития компетентностей; личностный смысл получения знаний, удовлетворенность процессом обучения и его результатами; степень готовности реализовать полученные знания и умения в своей послекурсовой педагогической деятельности.
Основными формами и методами сбора необходимой информации являются анкеты-мониторы (самоанализ своих продвижений, своей моти-вационной сферы, профессиональных затруднений, уровня профессиональных компетентностей) и тестовые задания. На основе полученной информации составляется общий мониторинговый лист, показывающий объективную картину всех показателей. Многомерный анализ процесса развития профессиональной компетентности учителя отражен в мониторинговой карте.
Эффективность процесса формирования групп учащихся и их обучения по профильным предметам при наличии не менее восьми образовательных организаций (пятый этап) определяется получением устойчивых профессионально-значимых результатов деятельности слушателей (учителей), прошедших подготовку. В качестве таких результатов можно принять:
• соответствие предложенного эталона и уровня подготовки обучающихся. В качестве эталона может служить перечень компетенций, формируемых у учащихся, разработанных в рамках технологии эффективного обучения, и уровни их усвоения (высокий, средний, низкий);
• положительную динамику учебных достижений учащихся по предмету (увеличение доли всех обучающихся, закончивших учебный период на «хорошо» и «отлично»). Возможно использование диагностических карт успеваемости, которые следует заполнять на каждого учащегося. Диагностические карты, где фиксируются достижения каждого ученика, заполняются на протяжении всего обучения;
• количество завершенных образовательных, учебно-исследовательских, творческих и иных проектов учащихся, их участие в профильных олимпиадах и конкурсах.
Шестой этап включает в себя ряд параллельно осуществляемых процессов: реализацию стажировочной программы в общеобразовательные организации, ДПО; практическое использование педагогами усвоенной технологии эффективного обучения в практической деятельности; совместную разработку и апробацию педагогами и научно-педагогическими работниками учебно-методических комплексов по предметам (учебное пособие для учителя, тетради для учащихся, тетради для проведения мониторинга, мультимедийное сопровождение учебных занятий) на основе технологии эффективного обучения; разработку научно-педагогическими работниками учебно-методических пособий, обеспечивающих эффективную реализацию программ повышения квалификации. Деятельность по непосредственной реализации стажировочной программы на основе технологии эффективного обучения, а также научно-методическое сопровождение конкретной образовательной организации могут служить индикатором продуктивности данного этапа.
Седьмой этап - это повторение двух предыдущих этапов с поправкой на новые группы обучающихся.
Восьмой этап направлен на аттестацию общеобразовательных организаций, организаций среднего профессионального образования на статус «внешней стажировочной площадки» с целью трансляции опыта, накопленного в образовательной организации, структурам ДПО и организациям высшего образования. Успешность прохождения аттестации зависит от количества разработанных, утвержденных и апробированных программ с применением технологии эффективного обучения; наличия документально подтвержденного участия в инновационной, исследовательской, научно-методической деятельности в рамках технологии эффективного обучения; наличия методических материалов по распространению передового педагогического опыта с использованием технологии эффективного обучения; наличия программ и проектов в рамках межрегионального сотрудничества с использованием технологии эффективного обучения; периодичности участия в профессиональных конкурсах, проектах (всероссийский, региональный, районный) с использованием технологии эффективного обучения; наличия работоспособных элементов образовательной инфраструктуры.
Таким образом, предложенная модель показывает, что с точки зрения содержательного континуума формирование партнерских отношений с потенциальными субъектами для реализации целей ДПО - это установление контактов посредством общения и диалога, определение взаимной полезности посредством согласования единых целей субъектов, организация совмест-
ной деятельности по достижению согласованных результатов.
Реализация данной модели в условиях образовательной практики позволит снять системные барьеры, которые лежат на пути подготовки педагогических кадров в системе ДПО, убрать ограничения, связанные с временными
рамками, отводимыми на повышение квалификации; даст действенный инструментарий оценки качества образования, запустит в действие механизмы повышения эффективности образовательного процесса в системе ДПО и во взаимодействующих с ней партнерских организациях.
ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
1. Афанасьев В.В. Педагогическая диагностика как ведущий компонент системы профессиональной подготовки // Вестник Костромского государственного университета им. Некрасова. 2006. № 3. С. 85-89.
2. Государственная программа города Москвы на среднесрочный период (2012-2018 гг.) «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)» (в ред. постановления Правительства Москвы от 22.04.2014 № 206-ПП).
3. Лебедев В.В. Развитие системы эффективного обучения школьников: монография. М.: Библио-Глобус, 2014.396 с.
4. Проект профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации». URL: http://regulation.gov.ru/project/7753. html? point=view _project&stage=2&stage_ id=4231 (дата обращения: 25.05. 2015).
5. Профессиональный стандарт «Педагог», приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н. URL: http://www.mosmetod. ru ...srednyaya-i...professionalnyj-standart (да -та обращения: 10.09.2015).
6. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». (ред. от 03.02.2014).