Научная статья на тему 'Теоретические и практические основания оптимизации партнерских отношений с потенциальными субъектами по реализации целей дополнительного профессионального образования'

Теоретические и практические основания оптимизации партнерских отношений с потенциальными субъектами по реализации целей дополнительного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРТНЕРСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / PARTNERSHIP IN SYSTEM OF ADDITIONAL VOCATIONAL TRAINING / ПРОЦЕСС / PROCESS MODEL / МОДЕЛЬ / ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПАРТНЕРСКИХ ОТНОШЕНИЙ / STAGES OF FORMATION OF THE PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Афанасьев Владимир Васильевич, Куницына Светлана Михайловна

В статье рассмотрены теоретико-практические основания оптимизирующие процесс формирования социально-партнерских отношений с потенциальными субъектами по реализации целей дополнительного профессионального образования. Представлены критерии и показатели, характеризующие эффективность данного процесса через создание и реализацию стажировочных площадок, социально-педагогическое сопровождение, особенности реализации в образовательной практике, выстраивание отношений между социальными партнерами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Афанасьев Владимир Васильевич, Куницына Светлана Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND PRACTICAL REASON OPTIMIZATION PARTNERSHIPS WITH POTENTIAL STAKEHOLDERS TO IMPLEMENT THE GOALS OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION

The article deals with the theoretical and practical reason to optimize the process of forming social and partnerships with potential actors for the implementation of additional professional education purposes. The criteria and indicators characterizing the efficiency of the process through the creation and implementation of the internship sites, socio-educational support, particularly in the implementation of educational practice, building relationships between the social partners were presents.

Текст научной работы на тему «Теоретические и практические основания оптимизации партнерских отношений с потенциальными субъектами по реализации целей дополнительного профессионального образования»

УДК 371

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ ПАРТНЕРСКИХ ОТНОШЕНИЙ С ПОТЕНЦИАЛЬНЫМИ СУБЪЕКТАМИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

2016

Афанасьев Владимир Васильевич, доктор педагогических наук, профессор общеинститутской

кафедры «Теории и истории педагогики» Московский городской педагогический университет, Москва (Россия)

Куницына Светлана Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры

«Воспитательных систем» Академия социального управления, Москва (Россия)

Аннотация. В статье рассмотрены теоретико-практические основания оптимизирующие процесс формирования социально-партнерских отношений с потенциальными субъектами по реализации целей дополнительного профессионального образования. Представлены критерии и показатели, характеризующие эффективность данного процесса через создание и реализацию стажировочных площадок, социально-педагогическое сопровождение, особенности реализации в образовательной практике, выстраивание отношений между социальными партнерами.

Ключевые слова: партнерские отношения в системе дополнительного профессионального образования, процесс, модель, этапы формирования партнерских отношений.

THEORETICAL AND PRACTICAL REASON OPTIMIZATION PARTNERSHIPS WITH POTENTIAL STAKEHOLDERS TO IMPLEMENT THE GOALS OF ADDITIONAL

PROFESSIONAL EDUCATION

2016

Afanasyev Vladimir Vasilevich, doctor of pedagogical sciences, professor of department

of «Theory and history of pedagogy» Moscow City Pedagogical University, Moscow (Russia) Kunitsynа Svetlana Mihajlovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor

of «Educational systems» Social Management Academy, Moscow (Russia)

Abstracts. The article deals with the theoretical and practical reason to optimize the process of forming social and partnerships with potential actors for the implementation of additional professional education purposes. The criteria and indicators characterizing the efficiency of the process through the creation and implementation of the internship sites, socio-educational support, particularly in the implementation of educational practice, building relationships between the social partners were presents.

Keywords: partnership in system of additional vocational training, process model, stages of formation of the partnership.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Социально-экономические изменения, происходящие в общественной жизни России, а также и за ее пределами, ставят вопросы подготовки, переподготовки и повышения квалификации, прежде всего педагогических кадров. Среди таких изменений можно выделить: профессиональную трансформацию возрастных групп населения, увеличение продолжительности жизни людей, глобальные вызовы, проявляющиеся в создании глобальной экономики, наукоемких социально-экономических услуг, в перенаселении планеты, возрастающую мобильность населения, изменения мира занятости и профессий.

Изменяются и содержательные доминанты работы в жизни населения - место женщин на рынке занятости, увеличение инвестиций в образование, имеет место тенденция структурирования глобальных моделей образования, изменения требований к условиям, качеству образовательных услуг и достижений, расширение всемирной информационной сети, образовательных сообществ, участия в политической жизни стран, изменение социальных связей и ценностей. Все это выкристаллизовывает проблемные поля системы современного образования на всех его уровнях, в том числе и на уровне дополнительного профессионального образования.

Теоретические изыскания в области дополнительного профессионального образования осуществляют Институт образования ЮНЕСКО (Гамбург), Международный институт планирования образования (Париж), Международный институт образования (США); Международный институт педагогических исследований (Германия); Швейцарская организация образования взрослых; Международный педагогический центр (Франция); Национальный институт образования взрослых (Великобритания); ФГБНУ «Институт педагогического образования и образования взрослых РАО»,

а также кафедра ЮНЕСКО в ФГБОУ ВПО «РГПУ им. А.И.Герцена», и многие другие.

Существенное влияние на актуализацию проблемы и тенденции развития дополнительного профессионального образования оказала пятая Всемирная конференция ЮНЕСКО, проходившая в Гамбурге (участниками были делегаты из 140 стран мира, в том числе представители Организации Объединенных Наций, ЮНЕСКО, министры образования, культуры и информации).

Вхождение России в мировое образовательное пространство, происходящие вследствие этого изменения и их кумулятивное воздействие на все стороны жизни общества актуализировали проблему дополнительного профессионального образования, особенно в таком ее аспекте как формирование партнерских отношений с потенциальными субъектами по реализации целей дополнительного профессионального образования.

Это требует пересмотра традиционных образовательных парадигм, оказывающихся сегодня недостаточно состоятельными в смысле обеспечения развития современного общества, и актуализируют проблему поиска новых теоретико-методологических оснований повышения квалификации педагогических кадров на основе системы дополнительного профессионального образования.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Различные аспекты повышения квалификации, развития дополнительного профессионального образования с точки зрения формирования партнерских отношений данной системы как социального института, нашли отражение в исследованиях, раскрывающих:

- стратегию развития дополнительного профессионального образования в условиях динамично изменяющейся социально-экономической среды (Тюнников

Ю.С. [1], Багин В.В.[2] , Минцберг Г.[3], Ткач Н.Ф. [4], Шишов С.В. [4]).

- понятийное пространство и сущностные характеристики дополнительного профессионального образования с точки зрения социального партнерства (Зинченко Г.П.[5], Исправникова Н.Р.[6], Глушанок Т.М.[7] , Марьин А.[8] , Тарасенко Л.В.[9], Угольницкий Г.А.[10]).

- повышение квалификации педагогических кадров (Алексашина И.Ю.[11] , Гарай В.Б.[12] , Никитин Э.М.[13]).

- аспекты педагогической теории, необходимые для профессионального осмысления концептуальных проблем исследования (Гершунский Б.С.[14]).

- андрагогические аспекты образования субъектов (Григорьева Е.А.[15]).

Все же пока нет оснований говорить, что имеет место целостная картина, раскрывающая все существенные грани дополнительного профессионального образования: не сформировались общие концептуальные основы формирования партнерских отношений с потенциальными субъектами по реализации целей дополнительного профессионального образования, нет общего видения механизмов реализации партнерских отношений с потенциальными субъектами по реализации целей дополнительного профессионального образования, не построена общая модель формирования партнерских отношений с потенциальными субъектами по реализации целей дополнительного профессионального образования, не разработан инструментарий оценки ее качества, и тем более нет технологий и рекомендаций ее внедрения в образовательную практику.

Формирование целей статьи (постановка задания). Вышесказанное свидетельствует о том, что существует потребность в рассмотрении сущности процесса формирования партнерских отношений с потенциальными субъектами для реализации целей дополнительного профессионального образования, прочно входящего в целостную систему российского образования. Тем самым актуализируется, с одной стороны, необходимость исследования теоретических и практических оснований партнерства как базового принципа в организации повышения квалификации, с другой стороны, подчеркивает практическую востребованность подобных разработок.

Исходя из выше изложенного, считаем возможным предложить теоретико-практические основания необходимые и достаточные для оптимального выстраивания социально-партнерских отношений с потенциальными субъектами по реализации целей дополнительного профессионального образования.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Что касается социального партнерства, то по отношению к образовательной деятельности под ним следует понимать партнерство внутри сферы (системы) образования между социальными группами данной профессиональной общности, партнерство, в которое вступают работники системы образования, контактируя с представителями иных сфер общественного воспроизводства, партнерство, которое инициирует система образования как особая сфера социальной жизни, делающая вклад в становление гражданского общества Такое понимание социального партнерства является наиболее действенным, позволяющим изменять, проектировать, апробировать и устанавливать новые общественно значимые функции системы образования.

Концептуальная модель формирования партнерских отношений с потенциальными субъектами, впервые представленная в [16], предполагает поэтапное формирование партнёрских отношений дополнительного профессионального образования с образовательными организациями. В основе данной модели лежит технология эффективного обучения, включающая восемь этапов. Первый этап - разработка программы повышения квалификации научно-педагогических работников, направленной на усвоение ими данной технологии. Второй

этап - разработка научно-педагогическими работниками программ повышения квалификации для педагогических работников образовательных организаций с учетом их предметной специфики и включением в нее программы стажировки на своем рабочем месте. Третий этап - согласование ценностных установок организации дополнительного профессионального образования, общеобразовательных организаций, организаций среднего профессионального образования и высшего образования и заключения соответствующего договора на создание внутренней стажировочной площадки в образовательной организации, организации среднего профессионального образования с научно-методическим сопровождением организации дополнительного профессионального образования. Четвертый этап - формирование ядра внутренней стажировочной площадки в образовательной организации из учителей (базовых, основных предметов), руководителей ответственных за развитие образовательной организации. Пятый этап - формирование и обучение групп обучающихся по предметам. Шестой этап включает в себя несколько параллельно осуществляемых процессов: реализация стажировочной программы в образовательной организации; практическое использование педагогами усвоенной технологии эффективного обучения в практической деятельности; совместная разработка и апробация педагогами и профессорско-преподавательским составом учебно-методических комплексов по предметам (учебное пособие для учителя, тетради для учащихся, тетради для проведения мониторинга, мультимедийное сопровождение учебных занятий) на основе технологии эффективного обучения; разработка профессорско-преподавательским составом учебно-методических пособий, обеспечивающих эффективную реализацию программ повышения квалификации. Седьмой этап - повторение 5 и 6 этапа относительно новых групп (до полного освоения образовательными организациями технологии эффективного обучения). Восьмой этап - аттестация образовательной организации на статус внешняя стажировочная площадка при организации дополнительного профессионального образования для трансляции опыта образовательной организации организациям дополнительного профессионального образования и высшего образования. Для каждого обозначенного этапа существуют критерии и показатели эффективности, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1. - Этапы, критерии и показатели результативности процесса формирования партнерских отношений с потенциальными субъектами для реализации целей ДПО

Этапы

1. Разработка и реализация программы повышения квалификации научно-педагогических работников . направленной на усвоение технологии эффективного

2. Разработка научно-педагогическими работниками программ повышения квалификапии хм педагогических работников образовательных организаций с учетом их предметной специфики и включением в нее программы стажировки на рабочем месте

Показатели эффективности реализации

1.Урове! педагогическими работниками компетенций, заиланиров днных в программе.

2. Уровни самоопенки результатов обучения по программе.

3. Преобладание количества позитивных опенок программы у научно-педагогических работников.

4.Степень удовлетворенности потребителей качеством программы с точки зрения ее содержания.

5. Степень удовлетворенности потребителей качеством программы с точки зрения возможности ее реализ ации на различных уровнях образования.

1.Число разработанных гибких модульных компетностно-ориентированных программ.

2. Число сетевых программ повышения кв алифнкапни

3. Число стажиров очных программ, ориентированных на приобретение слушателями компетенций, необходимых для разработки программ с использованием технологии эффективного обучения.

4. Число потребителей программ дополнительного профессионального образования на инициативной основе.

5. Частота обращений потенциальных потребителей к программам.

6. Уров ень удовлетворенности разработчиков качеством освоения слушателями программ.

7. Число и уровень генериров ания слушателями собственных программ повышения квалификапии с учетом их предметной специфики.

Критерии эффективности

1.Соответствие результатов промежуточного и итогового контроля качества усвоения научно-педагогическими работниками технологии эф ф ективного обучения планируемым результатам.

2 .У довлетв оренность потребителей качеством программы и ее результатами.

1. С оотв етствие содержания программ современным требованиям, предъявляемым к программам.

2. Удовлетворенность разработчиков и потребителей (слушателей) программами с использованием технологии эф ф ективного обучения.

Продолжение Таблицы 1

ценностных установок организ ации л ополнигель кого профессионального образования.

СрГЖИ3 5ПКИ- -Г"!-'

среднего проф ессионального образоания и заключения сс-отеетствуюшего договора на создание внутренней стажиров очной площадки в общеобразов ательной организации. под научно-методическим. обучающим руководством организации дополнительного профессионального образовзнуя

4. Формирование ядра внутренней стажиров очной площадки в образовательной организ ации из учителей (базовых, основных предметов), руководителей ответственных за развитие образовательной

5. Формирование и обучение групп обучающихся по предметам (при условии наличия не менее 8 образовательных организаций).

б.Реализация стажировочной программы в образовательной организации; практическое использование педагогами усвоенной технологии

практической деятельности; Совместная разработка и апробапия педагогами и научно-педагогическими работниками учебно-методических комплексов по предметам (учебное пособие для учителя, тетради для учащихся, тетради для пров едения мониторинга, мультимедийное сопров ождение учебных занятий) на основе технологии эффективного обучения; Разработка научно-педагогическими работниками учебно-методических пособий, обеспечивающих эффективную реализацию программ.

7. Повторение 5 и б этапа относительно новых груш

8. Аттестация образовательной организации на статут «внешняя стажиров очная площадка* при организации дополнительного профессионального образования для трансляции опыта образовательной организации организациям дополнительного профессионального образования, высшего образования.

1. Наличие нормативно-правового обеспечения по организалионно-правовомурегулированию деятельности стажиров очной площадки (документация).

2. Адекватная опенка качества труда субъектов партнерских отношений.

3. Взаимное признание ценностного характера человеческого капитала с ориентацией на повышение «стоимости» профессионала

1. Уровень усвоения педагогом проф ессиональных компетенций необходимых для практического использования технологии эффективного

2. Количество разработанных и распространенных м етодкческнх и информационных материалов с применением технологии эффективного

3. Кол-во научно-методических, учебно-методических публикаций;

4. Кол-в о пров еденных открытых занятий с прим енением технологии эффективного обучения, выступления методических использованию технологии эффективного обучения в образов ательной организ алии;

5. Кол-в о консультаций для коллег по применению технологии эффективного

б. Кол-во взаимопосещений с пелыо анализа результативности деятельности по прим енению технологии

1. Отношение уровня соответствия предложенного эталона к уровню подготовки обучающихся.

2. Положительная динамика учебных достижений обучающихся по предмету (увеличение доли всех обучающихся, закончивших учебный период на «хорошо» и «отлично»).

3. Количество завершенных образов ательных. учебно-исследовательских. творческих и иных проектов обучающихся.

4. Участие обучающихся в профессиональных олимпиадах и конкурсах.

5. Кол-в о привлеченных обучающихся, к занятиям (по предмету) в объединениях.

6. Отсутствие обучающихся. систематически пропускающих учебные

педагогами ; педагогической деятельности (открытые уроки, совместные с обучающимися проекты, участие в конкурсах различных уровней и т.д.).

2. Умения анализировать и исправлять собственные ошибки (недочета) б процессе использования технологии эф ф ективного обучения.

3. Обобщение и систематизация практик использования технологии

эф ф ективного обучения и интеграция их в образовательный процесс (созданиесобственного сайга, ведение рубрики на сайге, оф ормление и содержательное наполнение личной папки учителя (по предмету), с отражением использования

4. Кол-воучебно-методичкких комплексов по предметам с применением технологии эффективного обучения.

5. Наличие учебно-методических пособий с применением технологии эф ф ективного обучения.

Полное освоение образовательной организацией технологии эффективного обучения

1. Количество

программ с применением технологии эф фективного обучения. 2. Наличие документально

исследователь скои, научно-методической деятельности.

3. Наличие материалов по распространению передового педагогического опыта с использованием технологии эффективного обучения.

4. Программы и проекты в рамках межрегионального сотрудничества с использованием технологии

эф ф ективного обучения.

5. Периодичность участия в профессиональных конкурсах, проектах

региональный, с использованием технологии эффективного обучения.

6.Наличие элементов образовательной

Инфраструктуры.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Соблюдение нормативно-правовых требований к организации стажиров очной площадки.

1 .Результативность деятельности педагога-наставника (по предмету) в рамках реализации технологии эффективного обучения в образ об атель ной организации к передачи опыта коллегам.

1. Наличие устойчивых

значительных результатов у обучающихся в образовательном процессе (прошедших обучение с применением технологии эффективного обучения).

L Деятельность по реализации стажировочной программы б образовательной организации на основе технологии эффективного

2. Деятельность по созданию научно-методического сопров ождения образовательной организации с применением технологии о t а. ГИБ:-:■:•!: ?: учега-:-. Полное освоение образовательной организацией технологии эффективного обучения.

1. Деятельность образовательной организации б рамках реализации технологии эффективного обучения в образовательном процессе.

Очевидно, что процесс формирования партнерских отношений с потенциальными субъектами сопровождается определенными рисками[17]. Основной риск заключается в рассогласованности действий партнеров, в непонимании целей друг друга, и как следствие - низкий выход высокоинтеллектуального «продукта», т.е. под-

готовка специалистов, не способных адаптироваться к современным социально-экономическим условиям, не конкурентоспособных на рынке труда и, тем более, не способных оперировать на практике полученными знания.

На первом этапе, когда осуществляется разработка и реализация программы повышения квалификации научно-педагогических работников, направленной на усвоение технологии эффективного обучения, вероятен риск, связанный с тем, что программа не будет соответствовать ожиданиям потребителя.

Так при оценке качества услуги потребитель сравнивает то, что ему предоставили (программу), с тем, что он желал получить. Образовательная услуга представляет из себя ожидаемое качество и может соотноситься с желаниями и индивидуальными нормами потребителей, с объективными представлениями об ожидаемом или другим стандартом сравнения.

Оценка услуги зависит от опыта обращения к источникам подобных образовательных услуг, от знания содержания услуги, личных желаний потребителя и качества представления услуги. Потребляемая услуга как воспринимаемое качество подчинена эффектам отборочного восприятия, приспособления и исправления воспринимаемого. Отборочное восприятие означает, что одна и та же услуга воспринимается всеми ее потребителями по-разному, вследствие индивидуальности их характера, интересов, личных качеств, знаний, а также ситуации, в которой происходит потребление услуги. К ситуационным особенностям восприятия качества относится предоставленное в распоряжение время, конкретная обстановка.

Восприятие качества может во время потребления приспосабливаться к сформировавшимся ожиданиям. Если воспринимаемое качество незначительно отклоняется от ожиданий, то потребитель подгоняет восприятие под свои ожидания. Но если воспринимаемая услуга полностью не соответствует ожиданиям, возникает эффект контраста: более высокие ожидания усиливают эффект контраста. Крайний случай неудовлетворения, как правило, отмечается, если потребитель образовательной услуги уже создал для себя определенный образ и выбирает из того, что ему предложили, только ту информацию, которая входит в рамки этого образа. Исправление воспринимаемого происходит, когда потребитель пытается использовать чужой опыт, например, коллег по работе, которым знакома услуга или ее отдельные элементы. В результате укрепляются положительные впечатления, а негативные вытесняются либо наоборот.

Имеет место риск возможной неудовлетворенности потребителей качеством результата обучения по программе. Он связан с тем, что потребитель услуги не всегда остается довольным качеством результатов обучения. Суть качества услуг заключается в способности доставить потребителю именно то, что он ожидает и в чем нуждается. С целью максимального удовлетворения образовательных потребностей поставщик услуги должен установить ожидаемые и предположить неожи-даемо возникающие потребности конкретных потребителей.

Основой для непрерывного улучшения качества образовательной услуги является система эффективной обратной связи со всеми субъектами образовательного взаимодействия, а так же мониторинг с целью получения целостного представления о степени удовлетворенности потребителей ее качеством. Поставщику образовательной услуги необходимо постоянно анализировать свои способности выполнять требования, относящиеся к образовательным услугам, во-первых, в рамках деятельности по связям с потребителями (посредством Интернет-сайта, СМИ, конференций, круглых столов), и, во-вторых, мониторинга и измерения удовлетворенности заинтересованных сторон качеством образования.

Результаты, полученные в ходе мониторинга, в наибольшей степени позволяют оценить степень удовлетворенности заинтересованных сторон и используются для принятия организационно-управленческих решений с целью улучшения деятельности по удовлетворению потребностей заинтересованных сторон.

Проблемы, связанные с определением качества образовательных услуг, его измерением и управлением им, кроются в самой природе образовательных услуг:

- как и любые услуги, образовательные услуги неосязаемы - это означает, что их трудно оценить, используя какие-либо физические показатели;

- результат обслуживания не может быть сохранен

- это очень сильно затрудняет контроль результата обслуживания;

- результаты обслуживания обычно различны - даже в образовательных программах с высокой степенью стандартизации разные потребители в разной степени получают образовательные услуги;

- потребитель сам вовлечен в операционный процесс

- это увеличивает вероятность того, что каждая операция будет уникальной.

Не исключен и риск, связанный с «отсевом» слушателей с курсов повышения квалификации. Обычно «отсев» происходит тогда, когда потребителю не интересно содержание программы, или же потребитель считает, что в процессе обучения не приобретет необходимых для профессиональной деятельности компетенций.

На втором этапе, когда происходит разработка научно-педагогическими работниками программ повышения квалификации для педагогических работников образовательных организаций с учетом их предметной специфики и включением в нее программы стажировки на рабочем месте, весьма вероятен риск, связанный с желанием исполнителя образов услуги «переборщить с теоретизацией» программы. Разрабатывая программы повышения квалификации для общеобразовательной организации, научно-педагогические работники (в данном случае поставщики образовательной услуги) отводят большую часть времени на изучение теории дисциплины. Далеко не всегда программы практико-ориентирова-ны, что не позволяет их потребителям овладеть механизмом перевода теоретических знаний в инструментарий практической деятельности. Главный акцент должен отводиться актуализации и развитию системы практических умений, способов конструирования и оформления слушателями собственных оригинальных идей, а также практическому овладению предметом. Практико-ориентированный характер обнаруживает себя и в максимальном включении профессионального опыта слушателей в процессе обучения. Разрабатывая программы, поставщику следует предлагать задания для слушателей с опорой на профессиональный опыт, его рефлексивный анализ, творческое преобразование образовательного процесса.

Согласование ценностных установок организации дополнительного профессионального образования, общеобразовательных организаций, организаций среднего профессионального образования и заключения соответствующего договора на создание внутренней стажиро-вочной площадки в общеобразовательной организации, организации среднего профессионального образования, под научно-методическим, обучающим руководством организации дополнительного профессионального образования (третий этап) чреваты возможными расхождениями в ценностных установках данных организаций.

В рамках использования технологии эффективного обучения в образовательной организации требуется создание новой ценносто-ориентированной модели взаимоотношений научно - педагогических работников и учителей. Взаимодействие между ними должно осуществляться не столько в академическом учреждении, сколько в реальных конкретных учительских коллективах, разделяя ответственность за конечный результат и

принимая единые ценностные установки и научно-педагогическим работникам, и преподавателям, и учителям. Повышение квалификации будет значительно эффективнее при обучении не отдельного педагога или руководителя, а большой группы (лучше всего коллектива) педагогов конкретной организации. Это будет способствовать формированию единых ценностных установок и подходов сотрудников к организации образовательного процесса.

При формировании ядра внутренней стажировочной площадки в образовательной организации из учителей (базовых, основных предметов), руководителей ответственных за развитие образовательной организации (четвертый этап) можно ожидать отсутствие (низкий уровень) у субъектов этого процесса соответствующей мотивационной составляющей. Вероятно, это может быть вызвано тем, что учитель не захочет проводить серьезную работу по самоподготовке к использованию технологии эффективного обучения, которая займет у него значительное количество времени. Учителя не всегда готовы к таким временным затратам. Кроме того, все это осложняется недостаточным финансовым стимулированием деятельности учителя.

На этапе формирования и обучения групп обучающихся по предметам, неизбежно возникает риск формализма в использовании технологии эффективного обучения на уроках. Велика верность возникновения неустойчивых профессионально-значимых результатов у обучающихся в образовательном процессе (прошедших обучение с применением технологии эффективного обучения). И, как следствия этого риска - не несоответствие предложенного эталона и уровня подготовки обучающихся; не совсем положительная динамика учебных достижений обучающихся по предмету; довольно большое количество незавершенных образовательных, учебно-исследовательских, творческих и иных проектов обучающихся.

Этап, на котором происходит: реализация стажи-ровочной программы в образовательной организации: практическое использование педагогами усвоенной технологии эффективного обучения в практической деятельности, а также совместная разработка и апробация педагогами и научно-педагогическими работниками учебно-методических комплексов по предметам (учебное пособие для учителя, тетради для учащихся, тетради для проведения мониторинга, мультимедийное сопровождение учебных занятий) на основе технологии эффективного обучения может снизить свою эффективность в случае неполного усвоения учителем, прошедшим подготовку, тех компетенций, которые заложенных в программе, в случае отсутствия у него опыта реализации технологии эффективного обучения. С целью преодоления этих возможных рисков необходимо: научить субъекта практики особенностям планирования и организации образовательного процесса в соответствии с применением технологии эффективного обучения, навыкам командной работы; научиться синхронизировать действия всех участников образовательного процесса при введении в образовательную организацию обучения с применением технологии эффективного обучения; учитывать неизбежные изменения в содержании профессиональной деятельности в связи с применением технологии эффективного обучения; оказывать своевременную методическую и консультационную помощь нуждающимся педагогическим работникам образовательных организаций (адресная помощь). Существуют риски и для управленческого персонала стажировочной площадки, которые могут возникать в случае внезапных ограничений бюджетного финансирования ряда содержательных инноваций в сфере образования; в утрате интереса субъектами партнерских отношений во внедрении новых технологических инструментов в подготовке специалистов в условиях стажировочных площадок или в организации самой стажировочной площадки.

На этапе аттестации образовательной организации на статус «внешняя стажировочная площадка» при организации дополнительного профессионального образования для трансляции опыта организациям дополнительного профессионального образования и высшего образования возникает риск того, что организаторы не смогут в полной мере учесть уровень квалифицикации или профильность, работающих в них педагогических кадров. Для минимизации риска необходим системный подход к подготовке соответствующих специалистов, реализующих технологию эффективного обучения; наличие современного ресурсного обеспечения, для чего необходимо пополнение и совершенствование имеющейся материально-технической базы; заинтересованность социальных партнеров в реализации технологии эффективного обучения в образовательной организации.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Основной вывод, который можно сделать по представленным в настоящей работе результатам заключается в том, что предложенные в статье результаты дают методологическую, технологическую и инструментальную основу для: а) создания концепции формирования партнерских отношений с потенциальными субъектами для реализации целей дополнительного профессионального образования; б) разработки диагностического инструментария определения уровней удовлетворенности разработчиков и потребителей качеством программы повышения квалификации; в) построения целостной системы критериев и показателей эффективности процесса формирования партнерских отношений с потенциальными субъектами для реализации целей дополнительного профессионального образования.

Продуктивность данного процесса в условиях образовательной практики может определяться программами повышения квалификации, технологией эффективного обучения «Достижение прогнозируемых результатов» [18], учебно-методическими комплексами по темам учебных предметов, дидактическими материалами, разработанными в рамках апробации полученных результатов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Тюнников Ю.С. Развитие системы ДПО: современные вызовы, теория и практика : монография / Тюнников Ю.С., Мазниченко М.А. - 2-е изд., стер. - М.: ФЛИНТА, 2014. 384 с.

2. Багин В.В. Стратегические приоритеты развития системы дополнительного профессионального образования в условиях региональной рыночной среды // Интеграция образования. 2005. №3. С. 3 - 10.

3. Минцберг Г. Стратегический процесс / Г. Минцберг, Дж. Б. Кунин, С. Гошал, пер. с англ./ Под ред. Ю.Н. Каптуревского. СПб, 2001. 567с.

4. Ткач Н.Ф. Стратегическое управление в образовании: Учебное пособие для управленческих кадров / Н.Ф. Ткач, С.В. Шишов. - Мурманск; Хельсинки: НИЦ, Пазори, 2000. 688с.

5. Зинченко Г.П., Рогов И.И. Социальное партнерство: учебник. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», Академцентр, 2009. 224 с.

6. Исправникова Н.Р. Государственно-частное партнерство в России: проблемы становления // Глобализация и социальные изменения в современной России. М.: Социологический факультет МГУ, 2006.

7. Глушанок Т.М. Социальное партнерство как средство повышения качества профессионального образования // Современные проблемы науки и образования. 2008. №6. С. 80-83. - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.science-education.ru/30-1144.

8. Марьин А. Социальное партнерство в образовании. - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.proza. т/2011/01/21/398.

9. Тарасенко Л.В. Дополнительное профессиональное образование в современной России: становление института вторичной профессиональной социализации. Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2009. 288 с.

10. Тарасенко Л.В., Угольницкий Г.А. «Моделирование социального партнерства в системе дополнительного профессионального образования: методология исследования» / Инженерный вестник Дона. 2014. №3. - [Электронный ресурс]. - иКЬ: http://www. ivdon.ru/uploads/article/pdf/IVD_24_Tarasenko.pdf_2473. pdf

11. Алексашина И.Ю. О российском опыте профессионального развития педагогов в процессе постдипломного образования// Монологи об учителе. СПБ.: СПб, АППО, 2003.С.121-125.

12. Гаргай В.Б. Подготовка кадров для системы повышения квалификации учителей на Западе // Школьные технологии. 2004. №2. С.108-112.

13. Никитин Э.М. Развитие федерально-региональной системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования // Методист. 2009. №9. С.9.

14. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. М.: Педагогическое общество России, 2002. 512с.

15. Григорьева Е.А. Андрагогическое позиционирование профессионального развития педагога [Электронный ресурс]. - URL:http://www. pippkro.ru.

16. Афанасьев В.В., Куницына С.М., Лебедев В.В., Расташанская Т.В. Модель формирования партнерских отношений с потенциальными субъектами для реализации целей ДПО // Вестник Академии туризма. 2015. №4. С.61-68.

17. Афанасьев В.В., Куницына С.М. Риски внедрения в образовательную практику модели формирования партнерских отношений с потенциальными субъектами для реализации целей дополнительного профессионального образования // Развитие современного образования: теория, методика и практика : материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 13 нояб. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. № 4 (6). С. 69-74.

18. Лебедев В.В. Развитие системы эффективного обучения школьников: Монография / В.В. Лебедев. - М.: БИБЛИО-ГЛОБУС, 2014. 396с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.