Научная статья на тему 'Стажировка руководителей образовательных организаций в рамках курсов  повышения квалификации как необходимое условие развития управленческого потенциала'

Стажировка руководителей образовательных организаций в рамках курсов повышения квалификации как необходимое условие развития управленческого потенциала Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1720
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Салихова Л.Ф., Идрисов И.Р., Смирнов И.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стажировка руководителей образовательных организаций в рамках курсов повышения квалификации как необходимое условие развития управленческого потенциала»

ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ

Л.Ф. Салихова

ш

И.Р. Идрисов

И.А. Смирнов

СТАЖИРОВКА РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РАМКАХ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА

В статье представлен опыт организации обучения директоров образовательных организаций по уровневым программам повышения квалификации, разработанным на основе оценки профессиональных компетенций руководителей школ.

Ключевые слова: дорожная карта, кадровый аудит, стажировочные площадки.

В современных условиях Республики Татарстан в образовательной сфере меняются критерии и оценки эффективности деятельности общеобразовательных организаций, что находит отражение в развитии профессиональных навыков руководителей школ. Ключевой задачей региональной образовательной политики является обеспечение системы образования Республики Татарстан управленческими кадрами, способными к модернизации и инновационному развитию образовательных организаций и педагогов, формированию кадрового резерва.

Увеличение ответственности руководителей школ и развитие профессионального статуса директора школы приводят к необходимости повышать уровень квалификации управленческого персонала этих заведений. Повышение профессионализма директоров школ, соответствующего запросам современной жизни, создание эффективной персонифицированной системы подготовки и повышения

квалификации руководителей образовательных организаций - первостепенная задача Министерства образования и науки Республики Татарстан и ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан», необходимое условие модернизации образования. В современных условиях востребованными становятся руководители, способные создавать индивидуальную управленческую концепцию, выбирать оптимальную технологию управления школой на научной основе.

Повышение квалификации обеспечивает не только освоение знаний и умений, но и рост профессиональной компетенции, развитие управленческих способностей, формирование которых осуществляется на протяжении длительного времени при разумном чередовании стационарного обучения и стажировки в той деятельности, в которой работает руководитель. Стажировки осуществляются в целях изучения передового управленческого опыта, а также закрепления теоретических знаний, полученных при освоении дополнительных образовательных программ, приобретения практических навыков и умений для их эффективного использования при исполнении должностных обязанностей. С целью более эффективной практикоориентированной организации повышения квалификации, в том числе и работы стажировочных площадок, вся обучающая деятельность организовывалась по результатам кадрового аудита.

Именно по результатам оценки профессиональных компетенций руководителей базовых школ ГАОУ ДПО ИРО РТ совместно с ИНО НИУ «Высшая школа экономики», ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» разработал уровневые программы повышения квалификации руководителей школ «Социальный капитал в образовательной организации. Роль руководителя» в объеме 72 часов и «Развитие лидерского потенциала руководителей образовательных организаций» в объеме 108 и 120 часов.

В рамках реализации дорожной карты по обучению директоров образовательных организаций по уровневым программам повышения квалификации, утвержденной заместителем Премьер-министра - министром образования и науки республики Татарстан Э.Н.Фаттаховым, проводились стажировки руководителей, обладающих прочными теоретическими знаниями и уверенно демонстрирующих эти знания в своей практической деятельности на базе образовательных организаций, а также руководителей групп, реализующих инновационные подходы в области управления по практическому закреплению передовых управленческих практик и знакомству с системой «Директория» (ВШЭ,Москва). Стажировки проводились в

январе-феврале и апреле 2016 г. Работали 62 стажировочные площадки.

В проектировании работы стажировочных площадок можно выделить несколько этапов:

1-й этап - подготовительный (определение потребностей руководителей образовательных организаций, проведение консультаций);

2-й этап - практический (реализация программы стажировки);

3-й этап - аналитико-корректирующий (заполнение дневников рефлексии участниками стажировки и анализ итогов стажировки).

Содержание стажировок формировалось с учетом индивидуальных потребностей руководителей образовательных организаций. В процессе организации тренингов с руководителями образовательных организаций группы выявились наиболее часто встречающиеся аспекты управления образовательными учреждениями, в освоении которых нуждаются руководители:

- разработка и реализация программ развития образовательной организации ; программно-целевой принцип в управлении (15,5%);

-новые федеральные государственные образовательные стандарты (14,8%);

- привлечение внебюджетных средств(16,7%);

-правовые аспекты управления образовательными организациями (15,2%);

- сетевое взаимодействие образовательных организаций (3,8%);

- новые информационные технологии в управлении образовательными организациями (8,8%);

- организационные аспекты привлечения общественности в управление образовательной организацией (9,5%);

- организация здоровьесберегающего образовательного пространства в образовательной организации (6 %);

- психологические аспекты управления персоналом в образовательной организации (9,7%).

Для того чтобы наиболее полно удовлетворить образовательные потребности руководителей, в программе стажировок важно предусмотреть возможность освоения интересующих их аспектов управленческой деятельности. Эту работу кафедра менеджмента и экономики в образовании осуществляла в ходе индивидуальных и групповых консультаций совместно с руководителями стажировочных площадок. В качестве программ стажировок были взяты следующие темы:

- использование современных информационных технологий в управлении образовательной организацией;

- формирование профессиональных педагогических компетенций у молодых педагогов в условиях реализации ФГОС;

- управление персоналом в условиях введения ФГОС ОО;

- управление изменениями в образовательной организации. И др.

Приведем пример программы стажировки руководителей образовательных организаций по теме «Использование современных образовательных технологий в управлении образовательной организацией» в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25» г.Набережные Челны (директор Л.В.Кузавкова).

1-й день - 12 января 2016г. Проблема (подтема) №1 «Современные информационные технологии в образовании»

Время Тема Форма проведения Ответственный

9.4510.00 Встреча и регистрация участников стажировоч-ной площадки Г.А.Зиятдинова, заместитель директора

10.0011.00 Организация единого информационно-коммуникативного пространства «Школа для всех, школа для каждого» Деловые и ролевые игры Л.В.Кузавкова, директор школы СлепневаТ.Н., педагог-организатор

11.0011.20 Кофе-брейк Г.А.Зиятдинова, заместитель директора

11.2012.00 Информатизация образовательного процесса - условие формирования информационной компетентности учащихся и педагогов Мини-лекция Л.В.Кузавкова, директор школы

12.0013.00 Обед Г.А.Зиятдинова, заместитель директора

13.00 -14.00 Применение информационных технологий для психологической и физиологической диагностики личности учащегося Педагогическая мастерская Л.Н.Хаматгалимова, педагог-психолог А.М.Бербасова,учитель английского языка

14.00 -14.30 Психологический тренинг «Я управляю эмоциями» Тренинг С.И.Кузнецова, психолог школы

14.30 -14.40 Кофе-брейк Г.А.Зиятдинова, заместитель директора

14.40 -16.10 Рефлексия (подведение итогов стажировки) Л.В.Кузавкова, директор школы

Заполнение дневников стажировки

2-й день - 13 января 2016г. Проблема (подтема) №2 «Информационная культура руководителя

образовательной организации»

Время Тема Форма проведения Ответственный

8.459.00 Встреча и регистрация участников Г.А.Зиятдинова, заместитель директора

9.009.20 Педагогический совет как форма коллективной мысле-деятельности (подготовка к педсовету) Мини-лекция Е.А.Андрющенко, заместитель директора

9.2010.40 Проблемы преемственности и адаптации 5-х классов Педсовет

10.4011.00 Кофе - брейк Г.А.Зиятдинова, заместитель директора

11.0012.00 Применение ИКТ в профессиональной деятельности педагога Мастер-классы Р.М.Хайбрахманов, учитель истории Абдуллина Э.Ф., учитель физики

12.0013.00 Обед Г.А.Зиятдинова, заместитель директора

13.0014.00 Кинезиоло-гия или гимнастика для мозга Ролевая игра А.С.Ситдикова, педагог-логопед

14.0014.30 Система информационной поддержки и стимулирования педагогов Заседание комиссии по стимулированию педагогов Л.В.Кузавкова, директор школы

14.3014.40 Кофе-брейк Г.А.Зиятдинова, заместитель директора

14.40 -16.10 Рефлексия (подведение итогов стажировки) Л.В.Кузавкова, директор школы

Заполнение дневников стажировки

3-й день - 14 января 2015г. Проблема (подтема) №3 «Использование Интернет-ресурсов в методической и внеурочной работе учителя»

Время Тема Форма проведения Ответственный

8.459.00 Встреча и регистрация участников стажировоч-ной площадки Г.А.Зиятдинова, заместитель директора

9.009.30 Возможности использования информационных технологий в свете ФГОС Мини-лекция О.Н. Глазкова , заместитель директора

9.3010.00 Система тест-опроса Деловая игра Г.М.Мингалеева, заместитель директора

10.0010.10 Кофе-брейк Г.А.Зиятдинова, заместитель директора

10.1011.00 Информационные технологии в обучении -Суггестопедический метод обучения -дистанционное обучение Педагогическая мастерская Р.Р.Хафизов, учитель татарского языка С.И.Карпова, учитель начальных классов

11.0012.00 Использование обучающих программ (Веб-Альтернатива, Телешкола, учи.ги, БМАЯТ-доска) для повышения качества образования и подготовки к ЕГЭ и ОГЭ Мастер-классы А.С.Петрова, учитель начальных классов, С.Г.Караваева, учитель математики, Е.В. Зорина, учитель русского языка и литературы

12.0013.00 Обед Г.А.Зиятдинова, заместитель директора

13.0014.00 Использование ИКТ во внеурочной работе учителя - Создание мультфильмов - Интерпретация лирических произведений на уроках литературы Мастер-класс Интерактивное занятие Р.М.Хайбрахманов, учитель истории Е.В.Зорина, учитель русского языка и литературы

14.0014.40 Из опыта работы с молодыми педагогами Л.В. Кузавкова, директор школы Т.Н. Слепнева,председатель профкома Р.Р. Хафизов,председатель совета молодых педагогов

14.40 -16.10 Рефлексия(подведение итогов стажировки) Л.В. Кузавкова, директор школы

Заполнение дневников стажировки

Приведем пример программы стажировки по теме «Разработка и реализация управленческих проектов, направленных на повышение качества образования, на достижение высоких образовательных результатов учащихся», проведенной на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Бугульмы (директор Г.В.Дулова).

1-й день - 5 апреля 2016 г. Проблема (подтема) №1 «Разработка и реализация проекта развития образовательной организации путем усложнения её внутренней структуры в рамках реализации проекта «Повышение уровня социального капитала образовательной организации »

Время Тема (содержание работы) Форма проведения Ответственный

11.0012.00 Заезд и регистрация участников стажировки Г.В.Дулова, директор СОШ № 3

12.0012.10 Презентация деятельности школы по направлениям Программы развития Работа презентационной площадки Г.В.Дулова, директор СОШ № 3

12.1012.50 Представление проекта «Повышение уровня социального капитала МБОУ СОШ № 3 с УИОП Бугульминского муниципального района РТ» Работа презентационной площадки Г.В.Дулова, директор СОШ № 3

12.5516.00 Презентация формата реализации проекта

12.55-13.45 Кейс «Управленческие решения, направленные на повышение уровня социального капитала и профессионального взаимодействия, усложнения организационной структуры школы» Управление на основании данных. Проектная работа по кейсу. Защита разработанных проектных решений Работа в малых группах с применением технологии «Кейс-стади» Г.В.Дулова, директор СОШ № 3

13.5016.00 Эффективные практики реализации управленческих решений, направленных на повышение уровня социального капитала школы Педагогический гайд-парк

13.5014.40 Площадка №1 «Методическое сопровождение профессионального развития педагога» Педагогиче -ский калейдоскоп, работа в фокус - группах В.М.Бекмурзаева , зам. директора по учебной работе, курирующий вопросы методического сопровождения образовательного процесса

14.4515.20 Площадка № 2 «Разработка программы наставничества через систему мастер-классов». Педагогическая мастерская О.З.Кабанова,учитель русского языка и лите-ратуры,руководитель школы «Наставник»

15.2516.00 Площадка № 3 «Овладение учителем основами психогигиены трудовой деятельности и психопрофилактики» Тренинговое занятие Л.А.Аминова , педагог-психолог МБОУ СОШ № 3

16.0016.40 Рефлексия (подведение итогов 1-го дня стажировки) Заполнение дневников стажировки Обсуждение Г.В Дулова, директор СОШ № 3

2-й день - 6 апреля 2016г. Проблема (подтема) №2 «Разработка и реализация проекта «Создание ресурсного центра по подготовке к предметным олимпиадам как инструмент повышения результативности участия учеников в предметных олимпиадах». Управленческие аспекты реализации проекта»

Время Тема Форма проведения Ответственный

8.309.00 Регистрация участников стажировки Г.В.Дулова, директор СОШ № 3

9.009.30 Модель ресурсного центра по подготовке к предметным олимпиадам Работа презентационной площадки Г.В.Дулова, директор СОШ № 3

9.3510.05 Проектирование основных направлений работы центра Организация интеллектуального марафона как способа вовлечения учеников в олимпиадное движение Интерактивная мини-лекция Л.Г.Хуснутдинова, заместитель директора по учебной работе, курирующий вопросы реализации программы «Одаренные дети»

10.1011.00 Организация информационно-методического сопровождения педагогов в рамках деятельности ресурсного центра 1.Овладение учителем методами и способами диагностики одаренности и мотивации учащихся Тренинговое занятие Аминова Л.А., педагог-психолог МБОУ СОШ № 3

11.0512.00 2.Проектирование учителем программы работы с одарёнными детьми в рамках клубной деятельности Заседание ШМО учителей русского языка и литературы в форме круглого стола О.З.Кабанова, руководитель ШМО учителей русского языка и литературы МБОУ СОШ № 3

12.0013.00 Обед И.Ю.Венюкова, заместитель директора по АХЧ

13.0014.05 З.Роль классного руководителя в проектировании индивидуального образовательного маршрута одаренного ребенка и организации работы с родителями по вопросам детской одаренности Обучающий семинар А.С.Каримова, заместитель директора по ВР СОШ № 3 Л.А.Аминова, педагог-психолог МБОУ СОШ № 3

14.1014.25 Осуществление образовательного мониторинга условий и результатов деятельности ресурсного центра Мини-лекция Г.В.Дулова, директор СОШ № 3

14.2515.00 Эффективность деятельности ресурсного центра по подготовке к предметным олимпиадам за 1-е полугодие 2015-2016 гг. Заседание малого педсовета Л.Г.Хуснутдинова, заместитель директора по учебной работе, курирующий вопросы реализации программы «Одаренные дети»

15.0015.30 Рефлексия (подведение итогов стажировки). Заполнение дневников стажировки Обсуждение Г.В.Дулова, директор СОШ № 3

В работе стажировочных площадок применялись различные формы: деловые игры, мастер-классы(«Управление изменениями в ОО. Позиционирование школы: имидж, бренды, статус»); семинары-тренинги («Платные образовательные услуги»); педагогический гайд-парк

(«Эффективные практики реализации управленческих решений, направленных на повышение уровня социального капитала школы») и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По итогам стажировки слушатели заполняли дневники рефлексии, в которых анализировали свою деятельность на стажировочных площадках. Приведем пример дневника рефлексии.

Первый день, дата - 12 января 2016 г.

Проблема/тема Ключевые слова Что нового узнали на занятии? Что было интересным? Какие идеи Вы могли бы развить и претворить в жизнь в своем образовательном учреждении? Ваша оценка занятия (оцените по 10-балльной шкале)

Ваши предложения, пожелания, вопросы

Министерство образования и науки Республики Татарстан считает, что систему развития управленческого потенциала, формирование знаний, умений руководителей образовательных организаций необходимо доводить до устойчивых управленческих навыков, а это возможно при организации системы стажировок. При этом нельзя забывать о способностях и профессиональных качествах слушателя, которые в совокупности содей-свуют развитию управленческого потенциала и эффективности руководящей деятельности в целом.

Таким образом, организация стажировок является одним из направлений развития управленческого потенциала руководителей образовательных организаций, этому направлению нужно уделять большое внимание, а повышение квалификации должно быть системным и непрерывным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.