Научная статья на тему 'Программа развития гимназии как условие обеспечения нового качества образования: проектный подход'

Программа развития гимназии как условие обеспечения нового качества образования: проектный подход Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
429
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ / DEVELOPMENT PROGRAM / НОВОЕ КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / NEW QUALITY OF EDUCATION / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS (FSES) / СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / SYSTEM-ACTIVITY APPROACH / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / EDUCATIONAL PROJECTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пасхалова Лариса Николаевна, Догополова Ирина Владимировна

Цель статьи обобщение опыта реализации программы развития образовательного учреждения (ОУ), которая позволяет обеспечить высокое качество образования, соответствующее содержанию федеральных образовательных стандартов нового поколения. Методика и методы. Авторы использовали традиционные психологопедагогическое методы констатирующий, развивающий и контрольный, структурированные как три этапа исследования. В ходе работы применялись также методики анализа средних данных и динамики учебных результатов, экспертная оценка, опросы и анкетирование. Результаты. Благодаря воплощению программы развития, ориентированной на социальный заказ, удалось создать учебное учреждение инновационного типа, ставшее лидером в региональном образовательном пространстве. К совершенствованию деятельности гимназии, развитию ее ресурсной базы, обеспечению стабильности функционирования были привлечены все субъекты образовательного процесса: учащиеся, педагоги и родители. Эффективность программы подтверждена промежуточными итогами мониторинга. Научная новизна. Описана многоуровневая программа развития ОУ, разработанная на основе системно-деятельностного и проектного подходов и связавшая в один комплекс девять образовательных проектов (объединенных в три модуля): внедрение ФГОС, международный экзамен, развитие прогимназии, становление личности, поддержку одаренных детей, повышение инновационной культуры педагогов, эффективности организационной системы, ресурсной базы ОУ, а также совершенствование культуры питания. Практическая значимость. Предложен эффективный управленческий инструмент, который позволяет педагогическому коллективу образовательного учреждения слаженно и целенаправленно выполнять поставленные задачи, а социальным заказчикам объективно оценивать деятельность и достижения ОУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пасхалова Лариса Николаевна, Догополова Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Program of Development of the School as a Condition of Providing New Quality of Education: The Project Approach

The aim of the investigation is to generalize the experience on implementation of the Program of development of educational institution that allows providing high quality of education in the conditions of introduction of Federal Educational Standards of New Generation. Methods. Traditional psychological and pedagogical methods involve: stating, developing and control. Analysis of the average data and dynamics of educational results, an expert estimation, interrogations and questioning are used. Results. Transition of a gymnasium to educational institution of new type has become result of introduction of the Program of development. The unique profile of establishment is created and priority positions are taken in the educational environment of the region; in response to an implementation of the program of the development focused on the social procurement. Efficiency of the Program is confirmed with intermediate results of monitoring concerning all subjects of educational space: trained, teachers and parents. The program allows all participants of educational process to be involved in process of introduction of new quality of education via the mechanism of realization of system. The program represents improvement of activity of structures of educational space of a gymnasium, development of resource base, and also a control system as a factor of ensuring stability of functioning and innovative development of a gymnasium. Scientific novelty. The possibility of implementation of the Program of development of educational institution through introduction of system-activity and project-based approach which connected nine sub-programmes in one complex (structured in three modules) is shown. It includes introduction of Federal State Educational Standard (FSES), an international exam, development of a progymnasium, formation of the personality, ongoing support to gifted children, extension of innovative culture of teachers, efficiency of management and development of organizational system, and also development of culture of school meal. Practical significance. The proposed Program of development is an actual administrative tool which allows teaching staff harmoniously and purposefully to carry out objectives by implementation of the planned projects; also it gives the chance to the customers of social services to estimate objectively achievements of educational institution. This Program is focused on the priorities of the social procurement.

Текст научной работы на тему «Программа развития гимназии как условие обеспечения нового качества образования: проектный подход»

КОНСУЛЬТАЦИИ

УДК 373.1

Пасхалова Лариса Николаевна

директор МОУ Гимназия № 9, Березники (РФ). Е-mail: sh9. berezn@mail. ru

Долгополова Ирина Владимировна

кандидат психологических наук, доцент кафедры экономики Березниковского филиала Пермского национального исследовательского политехнического университета, Березники (РФ).

E-mail: i_dolgopolova@mail.ru

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ГИМНАЗИИ КАК УСЛОВИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НОВОГО КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД

Аннотация. Цель статьи - обобщение опыта реализации программы развития образовательного учреждения (ОУ), которая позволяет обеспечить высокое качество образования, соответствующее содержанию федеральных образовательных стандартов нового поколения.

Методика и методы. Авторы использовали традиционные психолого-педагогическое методы - констатирующий, развивающий и контрольный, структурированные как три этапа исследования. В ходе работы применялись также методики анализа средних данных и динамики учебных результатов, экспертная оценка, опросы и анкетирование.

Результаты. Благодаря воплощению программы развития, ориентированной на социальный заказ, удалось создать учебное учреждение инновационного типа, ставшее лидером в региональном образовательном пространстве. К совершенствованию деятельности гимназии, развитию ее ресурсной базы, обеспечению стабильности функционирования были привлечены все субъекты образовательного процесса: учащиеся, педагоги и родители. Эффективность программы подтверждена промежуточными итогами мониторинга.

Научная новизна. Описана многоуровневая программа развития ОУ, разработанная на основе системно-деятельностного и проектного подходов и связавшая в один комплекс девять образовательных проектов (объединенных в три модуля): внедрение ФГОС, международный экзамен, развитие прогимназии, становление личности, поддержку одаренных детей, повышение инновационной культуры педагогов, эффективности организационной системы, ресурсной базы ОУ, а также совершенствование культуры питания.

Практическая значимость. Предложен эффективный управленческий инструмент, который позволяет педагогическому коллективу образовательного учреждения слаженно и целенаправленно выполнять поставленные задачи, а социальным заказчикам - объективно оценивать деятельность и достижения ОУ.

Ключевые слова: программа развития, новое качество образования, федеральные государственные образовательные стандарты, системно-дея-тельностный подход, образовательные проекты.

Paskhalova Larisa N.

School Principle, Municipal Educational Institution Gymnasium № 9, Berezniki (RF). E-mail: sh9.berezn@mail.ru

Dolgopolova Irina V.

Candidate of Psychological Sciences, Assistant Professor, Department of Economics, Berezniki Affiliate of Perm National Research Polytechnic University, Berezniki (RF). E-mail: i_dolgopolova@mail.ru

THE PROGRAM OF DEVELOPMENT OF THE SCHOOL AS A CONDITION OF PROVIDING NEW QUALITY OF EDUCATION: THE PROJECT APPROACH

Abstract. The aim of the investigation is to generalize the experience on implementation of the Program of development of educational institution that allows providing high quality of education in the conditions of introduction of Federal Educational Standards of New Generation.

Methods. Traditional psychological and pedagogical methods involve: stating, developing and control. Analysis of the average data and dynamics of educational results, an expert estimation, interrogations and questioning are used.

Results. Transition of a gymnasium to educational institution of new type has become result of introduction of the Program of development. The unique profile of establishment is created and priority positions are taken in the educational environment of the region; in response to an implementation of the program of the development focused on the social procurement. Efficiency of the Program is confirmed with intermediate results of monitoring concerning all subjects of educational space: trained, teachers and parents. The program allows all participants of educational process to be involved in process of introduction of new quality of education via the mechanism of realization of system. The program represents improvement of activity of structures of educational space of a gymnasium, development of resource base, and also a control system as a factor of ensuring stability of functioning and innovative development of a gymnasium.

Scientific novelty. The possibility of implementation of the Program of development of educational institution through introduction of system-activity and project-based approach which connected nine sub-programmes in one complex (structured in three modules) is shown. It includes introduction of Federal State Educational Standard (FSES), an international exam, development of a progymnasium, formation of the personality, ongoing support to gifted children, extension of innovative culture of teachers, efficiency of management and development of organizational system, and also development of culture of school meal.

Practical significance. The proposed Program of development is an actual administrative tool which allows teaching staff harmoniously and purposefully to carry out objectives by implementation of the planned projects; also it gives the

chance to the customers of social services to estimate objectively achievements of educational institution. This Program is focused on the priorities of the social procurement.

Keywords: development program, new quality of education, Federal State Educational Standards (FSES), system-activity approach, educational projects.

В настоящее время в России проводится очередной этап модернизации образования. В приоритетном национальном проекте «Образование» отражены новые требования к учебным учреждениям - от обеспечения условий достижения качества образования, соответствующего ожиданиям современного общества, до объективной оценки образовательных услуг [2, 10]. Получение значительно более высокого качества образования требует эффективных управленческих шагов для выполнения государственного и социального заказов, а также для сохранения высококвалифицированных педагогических кадров.

Для успешного решения данных задач в МАОУ «Гимназия № 9» г. Березники Пермского края была разработана и апробирована программа развития образовательного учреждения (далее - ОУ), определяющая его общую стратегию и основные направления деятельности, способствующая повышению качества образования в соответствии с индивидуальными возможностями и запросами каждого ребенка, а также с целями, обозначенными в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» [5, 7].

Гимназиями в России традиционно являются учебные заведения гуманитарной направленности, предлагающие универсальное, широкое общее образование. Их выпускники всегда отличались развитым интеллектом, высоким уровнем воспитанности, прочными знаниями истории России, русской и зарубежной литературы, свободным владением иностранными языками. Гимназия № 9, стремясь к этому идеалу, уже сегодня представляет собой ОУ повышенного уровня качества [9]. Учебный процесс здесь, наследуя лучшие традиции российского классического и гуманитарного образования, направлен на индивидуальное развитие учащихся и раскрытие их личностного потенциала, укрепление и расширение в обучении и воспитании языкового и общекультурного компонента [12].

Сейчас действует уже четвертая версия программы развития гимназии, появившаяся в результате почти 20-летней работы. Основой программы послужил системно-деятельностной подход. Каждый из документов сопровождал один из этапов становления гимназии.

На первом этапе (1996-2001 гг.) на базе общеобразовательной школы была создана английская школа, базисом которой стало общее образование в сочетании с дополнительным профилем по иностранному языку. Второй этап (2002-2006 гг.) - переход от учреждения общего типа к заведению статуса гимназии. Третий этап (2007-2012 гг.) - стабилизация функционирования гимназии в соответствии с критериями, утвержденными в предыдущий период. Далее (в 2013-2017 гг.) была запущена ин-

новационная программа по повышению качества образования в ОУ. Под этим качеством в нашем случае подразумевается востребованность полученных знаний для достижения конкретной цели и повышения уровня жизни в соответствии с современным потребностям развития страны.

На каждом из четырех этапов становления гимназии было закреплено одно из ее конкурентных преимуществ:

1) уникальный профиль образовательных услуг, позволяющий учащимся выбирать обучение по языковому, гуманитарному или информационно-коммуникативному направлению;

2) устойчивый положительный имидж на региональном рынке образовательных услуг;

3) высококвалифицированная педагогическая команда;

4) статус гимназии как важнейшего социального объекта города.

Программа стала долгосрочным нормативно-управленческим документом, отражающим основные тенденции, главные цели, задачи и направления развития ОУ на 2013-2017 гг.

Кроме системно-деятельностного подхода, базовым для реализации программы был избран проектный подход. В психолого-педагогических научных отраслях нет единого понимания сути проекта. В целом любая деятельность человека, которая основывается на последовательном планировании своих действий с прогнозированием их результатов, может в какой-то мере считаться проектированием [1]. С точки зрения системно-структурного подхода, любой проект - динамическая система с поли-компонентым строением, которая предусматривает комплексный характер взаимодействия всех его участников, объединенных стремлением получить желаемый результат за намеченный промежуток времени [8]. Определяющей идеей формирования программы развития ОУ стало то, что к ее осуществлению были привлечены все субъекты образовательного процесса: учащиеся, педагоги и родители.

Важным этапом становления гимназии стало совмещение требований заказчиков образования и наработанного педагогическим коллективом опыта, т. е. согласованности инноваций и традиций [11]. Основными целями деятельности гимназии в период с 2013 по 2017 г. явились обеспечение качества образования на уровне требований муниципального задания и выше, планомерный переход на новые федеральные образовательные стандарты, а также дальнейшая адаптация системно-деятельнос-тного подхода к учебному процессу.

Таким образом, содержание программы базировалось на ряде принципов:

• взаимосвязи деятельного подхода с процессами развития личности (А. Г. Асмолов, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн);

• системном подходе как методе организации социально-педагогических исследований (В. С. Безрукова, В. И. Загвязинский, Б. Т. Лихачев и др.);

• восприятии образовательного учреждения как условной многоуровневой системы организации учебно-воспитательного процесса (В. П. Бес-палько, В. А. Караковский, Л. И. Новикова, М. М. Поташник, В. П. Симонов);

• гуманистических основах образования, воспитания и развития (Ш. А. Амонашвили, А. С. Белкин, М. Н. Дудина, Н. Е. Щуркова и др.);

• образовании как части культуры (В. А. Алексеева, Е. Я. Басин, Е. В. Бондаревская, Н. Б. Крылова, Е. В. Квятковский, Л. П. Печко, В. И. Само-хвалова, Н. Н. Фомина, Е. Ч. Яковлев) [13-15].

Перечисленные принципы позволили построить программу на научных основаниях, но при этом сохранить связь с социальным заказом, субъекты которого представлены такими стейкхолдерами (заинтересованными сторонами), как государство, родители, учащиеся и педагоги.

Заказ государства зафиксирован в нормативно-правовых документах федерального, регионального и муниципального уровней и отвечает задачам Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [4], Национальной инициативы «Наша новая школа» и идеям Приоритетного национального проекта «Образование» [10]. С одной стороны, государственный заказ -это стратегическая линия деятельности любого ОУ. А с другой - он недостаточно мобилен при оперативном изменении условий деятельности конкретного ОУ и не всегда может охватить интересы всех субъектов образования на местах (родителей, учащихся, педагогов), которые находятся в управляемой среде и в некоторой степени подчинены локальным регламентам деятельности ОУ.

При внешней выраженности баланса запросов субъектов основными заказчиками являются родители учащихся. Именно они, с одной стороны, определяют выбор конкретного ОУ, где будет учиться ребенок, а с другой стороны, влияют на формирование уникального профиля учреждения через изъявление своих требований на оказание определенных образовательных услуг. Следствием этого, а также внедрения системы подушевого финансирования стала ориентации ОУ на привлечение определенного контингента.

Регулярный мониторинг запросов родителей на образовательные услуги (2007-2012 гг.) позволил выявить три приоритета социального заказа:

• создать условия для всестороннего развития способностей личности;

• помочь освоить школьникам набор компетенций для продолжения образования в профессиональном учебном заведении;

• обеспечить безопасное и комфортное пребывание ребенка в общеобразовательном учреждении.

Показатели рейтинга ожиданий заказчиков от реализации программы развития гимназии в общем плане можно представить следующим перечнем:

• обеспечение непрерывного образования нового качества как основы личностного роста, жизненного успеха и благополучия ребенка;

• безопасность и комфортность образовательной среды для здоровья детей;

• прозрачность отношений и взаимная ответственность семьи и школы;

• разнообразие образовательных маршрутов с учетом индивидуальных потребностей субъектов социального заказа;

• конвертируемость результатов обучения в едином образовательном пространстве с гарантированной успешностью ребенка в социуме и профессии.

Программf развития гимназии включает описание основных направлений работы и принципов достижения заявленных целей. Приоритетная тема работы гимназии на 2013-17 гг. раскрывается в двух аспектах: концептуальный - создание единого образовательного пространства как условия обеспечения нового качества обучения; содержательный - получение нового качества образования в процессе формирования одаренной личности гимназиста, интеллектуальной и культурологической среды в контексте лично-стно-ориентированного и компетентностного подходов.

Цель программы - воспитание социально-адаптивной личности, мотивированной на обеспечение здорового образа жизни, имеющей высокие стартовые возможности к обучению и обладающей сформированными базовыми компетенциями в системе непрерывного и преемственного образования.

Основные разделы программы объединены в три модуля:

• совершенствование деятельности структур гимназического образовательного пространства (направления «Учебная деятельность», «Воспитательная работа», «Здроровьесбережение» и «Технологии»);

• развитие ресурсной базы гимназии в процессе реализации программы развития;

• система управления как фактор обеспечения стабильности функционирования и инновационного развития гимназии.

Названные разделы детализируются в конкретных проектах гимназии. Именно проектный подход обеспечивает содержательную связь целей и задач программы с формированием компетенций учащихся, необходимых им для будущей самостоятельной профессиональной и личной жизнедеятельности. Практическая реализация данного подхода обычно осложняется нарушением баланса между направленностью проекта на конкретную цель и изменениями внешней среды. Это противоречие решено за счет адаптивного взаимодействия девяти проектов, обеспечивающих качественное образование.

Проект «Внедрение ФГОС второго поколения.» базируется на синтезе традиций и инноваций как условии получения нового качества образования.

Прогнозируемые результаты:

• разработка и апробация технологической карты гимназии по введению ФГОС второго поколения (для основной и средней ступени);

• внедрение инвариантной модели образовательной программы в соответствии со спецификой гимназии и выдвигаемыми стандартами второго поколения;

• создание новых вариантов педагогического инструментария по использованию инновационных технологий обучения и интегративной оценки достижений учащихся;

• разработка системы взаимодействия семьи и школы.

Проект «Международный экзамен IELTS» предполагает углубленное обучение английскому языку и подготовку учащихся к сдаче международных экзаменов.

Прогнозируемые результаты:

• развитие учебно-познавательных умений, самостоятельности и мотивации к изучению английского языка;

• освоение формата знаний международного тестирования;

• расширение общего лингвистического кругозора и формирование системного представления о мире как многоязычном и поликультурном сообществе;

• рост уровня преподавания английского языка за счет применения инновационных подходов к обучению иностранным языкам;

• возможность выпускников поступать и учиться за рубежом либо получать дипломы международного образца;

• возможность административной оценки эффективности процесса обучения.

Проект «Развитие прогимназии как начальной ступени гимназического образования» нацелен на создание условий, которые помогут ребенку, начинающему свой образовательный путь, поверить, что учеба в школе может и должна быть для него успешной, интересной и привлекательной. У каждого ученика должна формироваться установка: «Я люблю свою школу».

Прогнозируемые результаты:

• апробация общей модели линейки достижений учащихся по формированию универсальных учебных действий;

• предоставление широких стартовых возможностей к обучению в основном звене школы за счет сформированных базовых компетенций в условиях непрерывного и преемственного образования;

• усвоение и применение всеми учителями начальных классов инновационных технологий, которые отвечают требованиям системно-де-ятельностного подхода в обучении;

• выстраивание взаимодействия родителей и гимназии по развитию личности ребенка в «модели равных» за счет привлечения первых ко всем формам внеучебной деятельности.

Проект «Ступени личностного роста» направлен на воспитательную работу, предусматривающую успешную социализацию обучающегося по мере постепенного движения по десяти ступеням личностного рос-

та (рис. 1). Будучи самостоятельным и адаптивным, выпускник гимназии сможет избежать многих проблем, реализуя свою жизненную стратегию.

10. Уважаю и принимаю ценности общества

9. Готов самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки

8. Умею учиться, способен к организации собственной деятельности

7. Буду патриотом и полезным обществу

6. Владею информационными технологиями

5. Творчески выражаю себя и принимаю другого

4. Умею заботиться о своем здоровье, веду здоровый образ жизни

3. Владею чувством ответственности и личной дисциплины

2. Умею соблюдать правила поведения в меняющемся социуме

1. Способен вступать в коммуникации и работать в команде

Рис. 1. Ступени личностного роста

Прогнозируемые результаты:

• формирование личностных результатов гимназистов в соответствии с потребностями обучающихся и их родителей в плане реализации ФГОС;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• повышение эффективности работы классных руководителей в использовании средств диагностики личностных результатов;

• расширение воспитательного пространства гимназии и воспитательного воздействия на детей через участие в социальных акциях, конкурсах, проектах;

• развитие ученического самоуправления, приобретение компетенции в организации и проведении мероприятий различного уровня;

• снижение числа учащихся в «группе риска» и стоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних;

• апробация системы стимулирования педагогов по достижению личностных результатов классного коллектива и отдельного ученика.

Проект «Культура питания - культура человека» направлен на формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, представлений о культуре питания как составляющей общей культуры человека.

Прогнозируемые результаты:

• укрепление здоровья школьников через применение здоровьесбе-регающих технологий;

• формирование представлений о культуре питания как составляющей общей культуры человека;

• формирование основных представлений о рационе, режиме, гигиене питания, а также знаний и навыков, связанных с организацией правильного питания.

Проект «Вектор роста» представляет собой подпрограмму развития одаренности гимназистов. Данный проект в 2012 г. в качестве «Программы развития детей "Вектор роста на период с 2011 по 2015 гг."» стал победителем краевого конкурса на лучшую работу с одаренными детьми.

Основная идея проекта заключается в реализации двух парадигм развития одаренности: во-первых, все дети талантливы от природы; во-вторых, наибольшее влияние на развитие одаренности оказывает педагогический фактор.

Прогнозируемые результаты:

• раннее выявление и повышение показателей одаренности как условие достижения нового качества образования; при этом одаренность рассматривается как конструкт из трех компонентов, подлежащих интенсивному развитию, - познавательной активности, творческих способностей и универсальных ученых действий;

• повышение учебной мотивации гимназистов и их стремления к научно-исследовательской деятельности, что фиксируется в показателях достижений детей на городских, краевых и федеральных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, научно-практических конференциях;

• широкая пропаганда результатов одаренных, талантливых и высокоспособных учащихся за счет создания плановой системы издания исследовательских работ учащихся.

В основе проекта «Учитель XXI века» идея формирования инновационной культуры педагога как фундаментального условия его профессиональной деятельности при реализации нового качества образования [3, 6].

Прогнозируемые результаты:

• включение всех педагогов в проектно-исследовательскую деятельность гимназии;

• применение информационно-коммуникативных технологий для изменения ценностно-смыслового содержания процесса обучения в рамках всех учебных предметов всеми педагогами;

• формирование инновационной культуры педагога как высшего проявления общекультурных, профессиональных и личностных качеств;

• становление информационных, коммуникативных, рефлексивных, проектно-исследовательских компетенций педагогов при внедрении ФГОС.

Проект «Повышение эффективности системы управления» позиционирует идею освоения новых механизмов и технологий в управлении,

а также совершенствование системы оперативного и стратегического менеджмента. В гимназии уже внедрена многоуровневая система управления, которая предполагает вовлечение в нее всех заинтересованных лиц, а в ближайшем будущем - осуществление прозрачного внутреннего аудита (рис. 2).

Родительские комитеты классов

Педагогический совет

Научно-методический совет

Президентские комитеть (Ученическое самоуправление)

Родители

Рис. 2. Система управления гимназией

Прогнозируемые результаты:

• усиление роли государственно-общественного управления гимназией в свете требований ФГОС;

• разработка и внедрение действенного механизма стимулирования деятельности педагогов;

• создание системы комплексного мониторинга, разработка критериев оценки результатов качества образования при внедрении ФГОС;

• создание системы внутришкольного аудита с целью оперативного реагирования на изменение социального заказа и коррекции основных видов деятельности гимназии;

• разработка критериев оценивания деятельности гимназии по подготовке и выполнению требований ФГОС: личностных результатов, достижений учащихся, работы педагогов.

Проект «Развитие ресурсной базы» направлен на систематическое укрепление материально-технического оснащения ОУ. Особое значение уделяется приобретению оборудования для обеспечения учебного процесса. В гимназии уже функционирует медиа-центр, кабинеты насчитывают

более 120 единиц компьютерной техники, 26 мульти-медийных комплексов, 8 интерактивных досок, более 20 многофункциональных устройств. И педагоги, и обучающиеся отмечают очень комфортные условия деятельности.

Прогнозируемые результаты:

• аттестация 80% учебных кабинетов гимназии на звание «Образцовый»;

• оснащенность 100% кабинетов оборудованием, необходимым для проведения наблюдений, опытов, практических работ.

Уже на первом этапе мониторинга эффективности внедрения программы развития гимназии (срез 2013-2014 гг.) можно отметить ее положительные результаты в отношении всех субъектов образовательного пространства. Учащиеся удостаиваются первых и призовых мест на всероссийских и краевых предметных конкурсах и олимпиадах, а также демонстрируют высокие результаты ЕГЭ (средний балл по математике -60,7; русскому языку - 71,2). Поступление выпускников гимназии в вузы страны и региона составляет 100%. При этом большинство родителей отмечают, что их дети поступают именно в те учреждения, которые были запланированы индивидуальной траекторией развития.

Значительно повысился уровень квалификации педагогов (88% имеют высшее профессиональное образование, 72,5% - высшую и первую квалификационную категорию), а также показатели научной работы (ежегодно учителя публикуют не менее 5 научно-методических работ международного и всероссийского уровня).

Родители констатируют эффективность работы гимназии и высказывают желание обучать в гимназии последующих детей. Личная заинтересованность проявляется в таком объективном показателе, как посещаемость родительских собраний, - более 85% при среднегородском показателе 70%.

Подводя итог многолетней работы по разработке и внедрению программы развития гимназии, следует отметить, что она не документ формального характера, который просто «должен быть», а реальное условие нового качества образования. Это актуальный управленческий инструмент, позволяющий педагогическому коллективу слаженно и целенаправленно выполнять поставленные задачи, а социальным заказчикам - объективно оценивать достижения образовательного учреждения.

Статья рекомендована к публикации д-ром пед. наук, проф. Л. И. Лурье

Литература

1. Беляков Е. Н., Воскресенская Н. М., Иоффе А. Н. Проектная деятельность в образовании / / Проблемы современного образования. 2011. № 3. С. 62-67.

2. Бухвалов В. А., Плинер Я. Г. Педагогическая экспертиза школы. Москва: Педагогический поиск, 2000.160 с.

3. Вольф Б. Профессиональная карьера учителя // Мир образования. 1996. № 1. С. 48-51.

4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р) Система ГАРАНТ: [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http: //base.garant.ru/ 194365/.

5. Лизинский В. М. Идеи к проектам и практика управления школой. Москва: Педагогический поиск, 2000. 164 с.

6. Мудрик А. В. Коммуникативная культура учителя // Мир психологии. 1996. № 3 (8). С. 42-45.

7. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Утв. Президентом РФ 04 февраля 2010 г. Пр-271 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http: / /base.garant.ru/6744437.

8. Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования - на основную. Письмо Министерства образования от 21 мая 2004 г. № 14-51-140/13 // Официальные документы в образовании. 2004. № 22.

9. Официальный сайт МАОУ «Гимназия № 9» г. Березники [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://gymnasia9.ru.

10. Приоритетный национальный проект «Образование» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://gov.spb.ru/gov/otrasl/educ/prioritetnyj-naci-onalnyj-proekt-obrazovanie.

11. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. Москва: Народное образование, 1998. 265 с.

12. Управление развитием школы: пособие для руководителей образовательных учреждений / под ред. М. М. Поташника, В. С. Лазарева. Москва: Новая школа, 1995. 464 с.

13. Ansbacher H. L. Life Style: a historical and systematic review// Journal of Individual Psychology. 1967. Vol. 23. P. 191-212.

14. Dorfman L. Ya. The theory of integrate individuality by V. Merlyn/The 5-th Conference of the International Society for Theoretical Psychology. Abstracts. Bierville, France, 1993.

15. Ismagilova A. G. Psychological Aspects of the Pedagogical Interaction Style of the Kindergarten Educator // Progress in Education. Vol. 5. R. Nata (Editor). N.-Y, 2001. P. 21-29.

References

1. Whitehares E. N., Voskresenskaya N. M., Ioffe A. N. Proektnaja dejatel'nost' v obrazovanii. [Project-based activity in education]. Problemy sovremennogo obra-zovanija. [Problems of Modern Education]. 2011. № 3. P. 62-67. (In Russian)

2. Bukhvalov V. A., Pliner Ya. G. Pedagogicheskaja jekspertiza shkoly. [Pedagogic examination of school]. Moscow: Publishing House Pedagogical Search, 2000. 160 p. (In Russian)

3. Wolf B. Professional'naja kar'era uchitelja. [Professional career of the teacher]. Mir obrazovanija. [World of Education]. 1996. № 1. P. 48-51. (In Russian)

4. Koncepcija dolgosrochnogo social'no-jekonomicheskogo razvitija Rossi-jskoj Federacii na period do 2020 goda (utv. rasporjazheniem Pravitel'stva RF ot 17 nojabrja 2008 g. № 1662-r). [The concept of long-term social and economic development of the Russian Federation for the period till 2020 (the order of the Government of the Russian Federation d.d. 17 November, 2008 № 1662-p). System GARANT. Available at: http://base .garant.ru/194365/. (In Russian)

5. Lizinsky V. M. Idei k proektam i praktika upravlenija shkoloj. [Ideas to projects and practice of management of school]. Moscow: Publishing House Pedagogical Search, 2000. 164 p. (In Russian)

6. Mudrik A. V. Kommunikativnaja kul'tura uchitelja. [Communicative culture of the teacher]. Mir psihologii. [World of Psychology], 1996. № 3 (8). P. 42-45. (In Russian)

7. Nacional'naja obrazovatel'naja iniciativa «Nasha novaja shkola». Utv.Prezidentom RF 04 fevralja 2010 g. Pr-271. [National educational initiative «Our new school». Signed into law by the Russian President, d.d. 04 February, 2010 № Pr-271]. Available at: http://base .garant.ru/6744437. (In Russian)

8. Ob obespechenii uspeshnoj adaptacii rebenka pri perehode so stupeni nachal'nogo obshhego obrazovanija - na osnovnuju. Pis'mo Ministerstva obrazovanija ot 21 maja 2004g. № 14-51-140/13. [Concerning ensuring successful adaptation of the child upon transition from a step of the primary general education - on the main. Letter of the Ministry of Education, d.d. 21 May, 2004 № 1451-140/13]. Oficial'nye dokumenty v obrazovanii. [Official Documents in Education], 2004. № 22. (In Russian)

9. Official website of Municipal Autonomous Educational Institution «Gymnasium № 9» Berezniki. Available at: http://gymnasia9.ru. (In Russian)

10. Prioritetnyj nacional'nyj proekt «Obrazovanie». [Strategic national project «Education». Available at: http://gov.spb.ru/gov/otrasl/educ/prioritetnyj-nacionalnyj-proekt-obrazovanie. (In Russian)

11. Selevko G. K. Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii. [Modern educational technologies]. Moscow: Publishing House Public Education, 1998. 265 p. (In Russian)

12. Upravlenie razvitiem shkoly: posobie dlja rukovoditelej obrazovatel'nyh uchrezhdenij. [Management of development of school: manual for heads of educational institutions]. Ed. by M. M. Potashnik, B. C. Lazarev. Moscow: Publishing House New School, 1995. 464 p. (In Russian)

Ansbacher H. L. Life Style: a historical and systematic review. Journal of Individual Psychology. 1967. Vol. 23. P. 191-212. (Translated from English)

Dorfman L. Ya. The theory of integrate individuality by V. Merlyn / The 5-th Conference of the International Society for Theoretical Psychology. Abstracts. Bierville, France, 1993. (Translated from English)

Ismagilova A. G. Psychological Aspects of the Pedagogical Interaction Style of the Kindergarten Educator. Progress in Education. Vol. 5. R. Nata (Editor). N.-Y, 2001. P. 21-29. (Translated from English)

154

06pa3oeauue u HayKa. 2015. № 2 (121)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.