Научная статья на тему 'Мониторинг эффективности деятельности инновационной школы: опыт и новые решения'

Мониторинг эффективности деятельности инновационной школы: опыт и новые решения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
275
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ШКОЛА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / EFFECTIVENESS / МОНИТОРИНГ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / EDUCATION QUALITY / РЕСУРСНЫЕ ЗАТРАТЫ / RESOURCE SUPPLY OPTIMIZATION / ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ / DEVELOPMENT TRENDS / EFFICIENCY / EDUCATIONAL PROCESS / HIGH SCHOOL / GYMNASIUM / INNOVATIONAL SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фирсова М. М., Полякова О. Б.

Работа посвящена вопросам эффективности деятельности образовательной организации и конкретно представлен опыт инновационной школы гимназии № 1518 г. Москвы при модернизации образовательной инфраструктуры. Представлена практика мониторинга качественных результатов образовательной деятельности и анализа ресурсных затрат на обучение и воспитание учащихся. Выделены векторы актуальных направлений развития образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фирсова М. М., Полякова О. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONITORING OF EFFICIENCY OF INNOVATIVE ACTIVITY OF THE SCHOOL: EXPERIENCE AND NEW SOLUTIONS

In this paper, we examine basic approaches to evaluation of the educational process efficiency in innovative school, admitting the quality of education as the main goal of educational institution. We draw attention to the current trends of the development of Moscow education system, which provide us with new facilities for improving educational process in innovative schools and educational complexes. We focus on the selection of features for the effectiveness estimation and the ways to optimize the resource supply of the educational process, taking into account its particular form and content in innovative schools of Moscow.

Текст научной работы на тему «Мониторинг эффективности деятельности инновационной школы: опыт и новые решения»

УДК 37.014.6

МОНИТОРИНГ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ШКОЛЫ: ОПЫТ И НОВЫЕ РЕШЕНИЯ.

Фирсова М.М., д.п.н., проф., Институт управления образования РАО, Москва. Россия, Полякова О.Б., зам. директора Гимназии № 1518, Москва, Россия E-mail: [email protected]

Аннотация. Работа посвящена вопросам эффективности деятельности образовательной организации и конкретно представлен опыт инновационной школы - гимназии № 1518 г. Москвы при модернизации образовательной инфраструктуры. Представлена практика мониторинга качественных результатов образовательной деятельности и анализа ресурсных затрат на обучение и воспитание учащихся. Выделены векторы актуальных направлений развития образовательной организации.

Ключевые слова: инновационная школа, эффективность деятельности образовательной организации, мониторинг показателей качества результатов образовательного процесса, ресурсные затраты, векторы развития.

MONITORING OF EFFICIENCY OF INNOVATIVE ACTIVITY OF THE SCHOOL:

EXPERIENCE AND NEW SOLUTIONS.

Firsova M.M., D.ofArts, prof., Institute of management in education of RAE Polyakova O.B., vice-principal, of Gymnasium № 1518, Moscow, Russia

Abstract. In this paper, we examine basic approaches to evaluation of the educational process efficiency in innovative school, admitting the quality of education as the main goal of educational institution. We draw attention to the current trends of the development of Moscow education system, which provide us with new facilities for improving educational process in innovative schools and educational complexes. We focus on the selection of features for the effectiveness estimation and the ways to optimize the resource supply of the educational process, taking into account its particular form and content in innovative schools of Moscow. Keywords: efficiency, educational process, high school, gymnasium, innovational school, education quality, effectiveness, resource supply optimization, development trends.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года отмечается: «Конкуренция различных систем образования стала ключевым элементом глобальной конкуренции, требующей постоянного обновления технологий, ускоренного освоения инноваций, быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира. Одновременно возможность получения качественного образования продолжает оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан, решающим фактором социальной справедливости и политической стабильности». Таким образом, качественное образование

сегодня является стержнем государственной политики в области образования, важным инструментом в международной конкурентной борьбе. Эта позиция нашла свое отражение в содержании Закона об образовании, где впервые введено понятие «качество образования» как «комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы»1.

В соответствии с законом, инновационные образовательные организации, реализуя свою образовательную программу и программу развития, ставят перед собой задачу достижения результатов, соответствующих запросам потребителей их услуг, причем эти запросы, как правило, отличаются высокими требованиями к содержанию и технологиям. Следовательно, вопросы качества образования неразрывно связаны с оценкой результативности работы образовательной организации и могут служить ориентиром в оценке эффективности ее работы.

В настоящей статье представлена практика деятельности образовательной организации - московской гимназии № 1518, реализующей программу инновационного развития, а также выделены векторы развития гимназии (как ближайшие ориентиры, так и планирование на перспективу). Цели инновационной программы развития четко ориентируются на государственную политику развития российского образования и региональные московские программы.

Качество образования является первоочередной задачей не только на федеральном, но и на региональном уровне. Государственная программа города Москвы «Столичное образование» на период 2012-2016 гг. включает в себя подпрограммы, напрямую направленные на обеспечение качественного и доступного общего образования для московских детей, это подпрограмма «Дошкольное образование», подпрограмма «Общее образование», подпрограмма «Управление качеством образования».

Ожидаемыми результатами выполнения всех трех подпрограмм являются качество образования и эффективность образовательной организации. Последовательная их реализация определяет современные тенденции реформирования системы образования Москвы по нескольким направлениям:

1 Закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.

2 http://www.educom.ru/ru/documents/target_grant/razrab/

- В области структурных изменений в Москве формируются территориальные (многоуровневые) образовательные комплексы, включающие государственные образовательные учреждения дошкольного, общего (по ступеням), начального профессионального и дополнительного образования детей. В настоящее время таких комплексов создано более 800.

- Финансовое обеспечение системы образования Москвы сегодня строится на основе нормативно-подушевого финансирования. Новая система оплаты труда ориентирована на соответствие заработной платы учителей качеству их работы, происходит переход к финансированию оказания образовательных услуг и выполнения работ в соответствии с ведомственным перечнем государственных услуг (работ) на основе расчетно-нормативных затрат, Постепенно вводится механизм финансирования значимых для региона программ за счет целевых субсидий. В части финансового обеспечения поддержки профессионального развития педагогов в Москве реализуется модель адресного финансирования повышения квалификации, средства на эти цели передаются школам, которые расходуют их на основе индивидуального плана профессионального роста каждого учителя.

- в области совершенствования содержания и методологии образования наряду с введением ФГОС не только для начальной ступени, но и для средней и старшей по мере готовности, происходит привлечение всей социокультурной среды мегаполиса к образовательному процессу. Одновременно с этим, школы ориентируются на выполнение Московского стандарта качества образования, который подразумевает комплексную оценку работы образовательных организаций на основе показателей качества ресурсного обеспечения и качества образовательного процесса.

Эти изменения привели к существенному расширению финансово-хозяйственной самостоятельности образовательных организаций и, следовательно, к росту ответственности руководителя и административной команды за эффективность функционирования организации.

Очевидно, что в новых условиях необходимы механизмы оценки эффективности деятельности образовательной организации. Понимая, что эффективность, как общее понятие, подразумевает соотношение результата и ресурсных затрат, обеспечивающих данный результат, каждому руководителю приходится учитывать цели, задачи и особенности своей образовательной организации при проектировании процесса мониторинга деятельности, выборе показателей эффективности и их анализе (5).

Для инновационных школ, отличающихся информационно-насыщенной образовательной средой, наукоемкостью образовательного процесса, высокими

образовательными достижениями обучающихся, задача оценки эффективности очень важна, т.к. позволяет интенсивно развиваться и сохранять конкурентоспособность.

В Гимназии № 1518 одной из стратегических задач программы развития является разработка и совершенствование эффективной системы управления качеством образования. Над этой проблемой коллектив гимназии работает с 2007 года. В основу системы работы положен ряд принципов (3), основными из них являются следующие:

• Ориентация на социальный заказ обеспечения качественных образовательных услуг.

Вся деятельность гимназии сфокусирована на удовлетворении образовательных потребностей тех, в чьих интересах осуществляется образовательная деятельность. Это не только наши учащиеся и родители, но и учителя, социальные партнеры, профессиональное сообщество - все эти группы имеют свои интересы и мотивацию к работе с нами.

• Целевая установка всего коллектива гимназии на качественные образовательные услуги для каждого учащегося.

Важнейшим принципом управления качеством является включенность всего персонала гимназии: от педагогов до хозяйственных служб и службы безопасности. Этот принцип предусматривает непосредственное участие всего коллектива в процессе достижения качественных результатов, а, следовательно - «победа организации - победа каждого», что ведет за собой как моральное, так и материальное стимулирование за результат не отдельных сотрудников, а всего коллектива без исключения.

В гимназии разработана концепция мониторинга результативности деятельности образовательной организации в корреляции с отслеживанием структуры и объема ресурсных затрат, т.е. анализ эффективности работы коллектива гимназии. Выбор показателей и критериев оценки, а также технологии проведения мониторинга предварительно широко обсуждаются не только на совещаниях рабочей группы по мониторингу, но и на открытых заседаниях педагогического совета с привлечением родителей, социальных партнеров, старшеклассников.

При оценке эффективности деятельности гимназии мы считаем, что результативность подразумевает комплекс качественных показателей основного и дополнительного образования, удовлетворенности семей, успешности и социализации выпускников, востребованности образовательной организации, ее инновационности и наукоемкости. Как правило, применяются показатели как внешнего, так и внутреннего мониторинга. Для оценки и анализа этих показателей в динамике необходимо использовать методы квалиметрии (5).

Ресурсное обеспечение значительно легче измерить количественно в денежном выражении. Это затраты из бюджетных и внебюджетных источников, которые можно классифицировать по направлениям расходов. Однако, и здесь есть весьма непростые ситуации. Это вопросы, касающиеся оплаты труда в соответствии с индивидуальным трудовым вкладом, планирование затрат на обновление материально-технической базы, повышение квалификации управленческих и педагогических кадров, реструктуризацию образовательного процесса в соответствии с требованиями модернизации образовательной инфраструктуры, энерго- и ресурсосбережение, перманентный анализ соотношения затрат бюджетных и внебюджетных средств.

Если условно эффективность принять за обыкновенную дробь, в числителе которой - результативность, а в знаменателе - ресурсные затраты на ее обеспечение, то рост значения этой дроби в динамике говорит о росте эффективности деятельности образовательной организации.

Такой подход к оценке эффективности принят в гимназической системе управления качеством образования. Что касается набора показателей, он обновляется и дополняется ситуационно (8). В настоящее время наиболее значимы для нашей гимназии пять групп показателей (см.рис.1).

Щ качество образовательных достижений обучающихся

качество образовательных услуг

1г. качество организации образовательного процесса ■

качество воспитательного процесса МУЗЕЙ 1 МОСКОВСКОЙ I ОБЪЕДИНЕННОЙ ШКОЛЫ | БМФ1942-1944гг

Л качество ресурсного обеспечения

Рисунок 1. Комплексные показатели результативности деятельности гимназии.

Рассмотрим некоторые актуальные для нас группы показателей, обеспечивающие оценку результативности деятельности гимназии, с точки зрения особенностей инновационной образовательной организации.

- Качество образовательных достижений обучающихся.

В гимназической системе мониторинга эта группа показателей оценивается по результатам основного и дополнительного образования. Традиционно в этих показателях принято в числе других учитывать академическую успеваемость и качество знаний в принятой пятибалльной системе оценивания. Но в гимназической системе оценки качества образовательных достижений, учащихся есть свои особенности. Например, программы по предметам в гимназии преподаются как на расширенном (с гимназическим компонентом), так и на профильном уровне, поэтому для нас целевым показателем не является академическая успеваемость. Тем более, что по критериям ГИА наши учащиеся показывают 100% качество (оценки 5 и 4) в традиционной системе оценивания.

В текущем внутреннем и внешнем мониторинге, в том числе при анализе ГИА и ЕГЭ показателем качества для нас является процент выполнения нашими учащимися заданий повышенного и высокого уровня. Еще один пример: по показателям внешнего мониторинга в Москве существует рейтинг школ, который определяется на основании результатов ГИА, ЕГЭ, результативности участия во Всероссийской олимпиаде школьников и в Московской олимпиаде школьников. Если оценить наше место в рейтинге, то второй год мы занимаем почетное 9-е место в рейтинге московских школ. На первый взгляд положительной динамики за это время нет, но, если проанализировать данный показатель по другим критериям: количество баллов в рейтинге выросло в полтора раза, что говорит о положительной динамике в целом.

Но, если проанализировать еще глубже по нашим показателям, а это: процент победителей и призеров олимпиад каждого уровня от количества участников, то же по предметам и образовательным областям, то же по параллелям и ступеням образования, мы получим более подробную и актуальную картину, которая позволит совершенствовать образовательную деятельность на основе конкретных показателей. Аналогично, на основе разработки важных для нас позиций мониторинга, решается в гимназии проблема анализа результативности исследовательской деятельности гимназистов, и всей системы дополнительного образования.

- Качество образовательных услуг.

Эта группа показателей анализируется в гимназии с точки зрения наукоемкости и практикоориентированности программ, педагогических технологий, форм обучения, методического обеспечения. Внешними показателями здесь являются динамика участия в проектах и мероприятиях профессионального сообщества и социума на всех уровнях. Для этого есть основания, т.к. гимназия является базовой школой Московского института развития образования, Финансового университета, НИУ Высшей школы экономики, является инновационной площадкой АПКиППРО. На проектной основе гимназия сотрудничает с экономическим факультетом МГУ, Московским институтом открытого

образования, Московским центром качества образования, реализует социально-значимые программы Департамента образования Москвы, например, программу повышения финансовой грамотности, городской конкурс исследовательских работ обучающихся «Шаги в экономическую науку», сотрудничает с органами местного самоуправления в реализации образовательных программ для жителей района.

Внутренними показателями для нас являются: динамика вариативности форм и технологий обучения по образовательным областям; расширение профилей; динамика участия учителей и учащихся в дистанционных и сетевых проектах разного уровня, в том числе: в проекте по апробации электронных учебников, в гимназическом проекте «Открытая школа для родителей», во всероссийском проекте по апробации и экспертизе КИМов для итоговой аттестации учащихся начальной школы по ФГОС; динамика участия в олимпиадах и конкурсах, объявляемых ВУЗами, организациями культуры и спорта и др. Важным внутренним показателем для нас является удовлетворенность родителей и учащихся качеством образовательных услуг гимназии, а также степень участия семей наших гимназистов в обсуждении программного содержания и технологий, для чего мы проводим специальные мероприятия: клубные встречи, тренинги, семинары, ежегодные совместные конференции, где выступают родители, учителя, представители общественности.

Важно отметить, что целевые показатели по каждой позиции для инновационных школ являются предметом собственной разработки. Эти школы при оценке результативности образовательного процесса вынуждены разрабатывать более детализированные и глубокие показатели по сравнению с традиционными, а также организовывать специальные мероприятия для мониторинга этих показателей. В противном случае они рискуют быстро потерять лидирующие позиции.

Теперь хотелось бы раскрыть те векторы инновационного развития, которые определены коллективом гимназии на самое ближайшее время.

Во-первых, в свете формирования в Москве образовательных комплексов, интегрирующих образовательные процессы разного уровня, к нашей гимназии присоединяется детский сад. Сегодня особенно важно оценить потенциальное состояние коллектива этого дошкольного учреждения и разработать для дошкольной ступени нашего комплекса целевые показатели качества образовательной и воспитательной деятельности. Актуальность этого определяется и вводимыми стандартами дошкольного образования.

Во-вторых, намеченные инновационные преобразования в нашем, теперь уже образовательном комплексе, требуют определенного ресурсного обеспечения. Но ресурсные затраты - составляющая оценки эффективности нашей деятельности.

В настоящее время нами выделен ряд факторов, оказывающих наиболее существенное влияние на формирование ресурсного обеспечения инновационного построения образовательного процесса. Если эти факторы правильно учитывать, можно избежать существенного роста затрат. К таким факторам мы относим следующие.

- Новые формы и способы получения образования в соответствии с Федеральным законом РФ «Об образовании» № 273-ФЗ - здесь мы видим дистанционные технологии, электронное обучение, сетевые технологии - все это требует оптимизации ресурсов, программного обеспечения - и это наиболее существенные дополнительные затраты в ближайшей перспективе. Важно отметить, что мы планируем включить в эту работу и дошкольную ступень.

- Введение ФГОС на всех ступенях образования по мере готовности. Для школ, принимающих решение работать по ФГОС, также необходимо ресурсное обеспечение: гимназия участвует в пилотном проекте реализации ФГОС на ступени основной школы и планирует работать по ФГОС на дошкольной и старшей ступени в будущем году. Это подразумевает серьезные изменения в организации учебного процесса: групповую форму обучения, индивидуальные учебные планы, двухуровневые программы (базовые и углубленные), расширение числа профилей, затраты на подготовку учителей и воспитателей.

- Изменения в финансовом обеспечении системы повышения квалификации управленческих и педагогических кадров. Здесь требуется доработка индивидуальных программ повышения квалификации, планирование и оптимизация затрат на профессиональное развитие управленческих и педагогических кадров в соответствии с гимназической программой развития и новыми задачами дошкольной ступени гимназии.

В инновационной школе просто необходимо высокое качество профессионализма как управленческого контингента, так и педагогического коллектива. Однако, коренная модернизация образовательных процессов требует непрерывного профессионального развития как руководителей, так и учителей, тьюторов, воспитателей детского сада. Мы разделяем позицию Сьера Бергана (4), что качество - не статическое понятие, и оно перестает существовать, как только прекращает развиваться. Именно на этих позициях строится концепция профессионального развития «управленцев» и педагогов (6). Любые оценочные процедуры педагогов и управленческого персонала (например, внутренняя аттестация и т.п.) должны сопровождаться выделением индивидуальных траекторий дальнейшего профессионального развития. Причем, обязательно должна прослеживаться корреляция модулей образовательной программы (если обучение формальное) с целями и задачами гимназии (7). А еще лучше привлекать неформальное и информальное обучение. Все эти вопросы крайне актуальны и решать их необходимо незамедлительно, т.е.

определять необходимое ресурсное обеспечение и заниматься разработкой индивидуальных модульных программ дополнительного профессионального образования.

- Изменение финансовых механизмов обеспечения деятельности. Тенденция к росту самостоятельности в финансовых расходах и закупках через портал поставщиков требует четкого планирования, формирование системы государственных работ требует решений по разработке проектно-сметной документации. Учитывая тот факт, что гимназия проводит большую общественно-значимую для образования и социума работу (проведение конференций, общественно-значимые мероприятия в области спорта, фестиваль искусств, программы по финансовой грамотности, олимпиады окружного и городского уровней), это позволит существенно оптимизировать финансовые ресурсы.

- Создание образовательных комплексов. Гимназия на сегодняшний день объединена с детским садом на 300 чел. По численности контингент детского сада почти соответствует начальной школе гимназии, однако, существующие площади гимназии не позволяют в ближайшей перспективе принять всех первоклассников с учетом других желающих. Эта проблема может быть решена частично путем внедрения новых эффективных организационных решений, частично с привлечением дополнительных финансовых ресурсов.

- Повышение открытости гимназии, электронный документооборот очень важный аспект конкурентоспособности с точки зрения формирования положительного образа гимназии в глазах социума. В настоящее время мы имеем основания полагать, что этот образ практически сформирован и не требует дополнительных затрат на функционирование информационного пространства. Гимназия имеет интернет-портал, актуальность его содержания поддерживается, но функционирует он только в информационном режиме - отражается текущая информация, анонсы мероприятий и программ для семей: «личная финансовая безопасность», «школа грамотного потребителя», «школа первоклассных родителей» для дошкольников, акции «открытая школа для всей семьи» и др. Это все очень актуально, но время требует совсем другого формата, а именно, проведения самих программ в дистанционной форме, введения активного диалога с обучающимися и родителями. Следовательно, необходимы затраты на обновление «железа» и совершенствование программного обеспечения.

Сегодня для нас важно оценить степень влияния вышеперечисленных факторов на повышение результативности и в первую очередь направить ресурсы туда, где они дадут наибольшую отдачу. Мы проанализировали текущую ситуацию и считаем, что дальнейшие источники повышения эффективности лежат в плоскости привлечения ресурсов, не требующих больших дополнительных затрат, поскольку развитие

федеральной и региональной систем образования создает нам для этого благоприятные условия.

В качестве приоритетной мы выделили задачу оптимизации ресурсного обеспечения гимназии, при этом мы планируем идти по пути перераспределения бюджетных и внебюджетных средств и широкого использования внутренних ресурсов и ресурсов социальных партнеров. Основные направления повышения эффективности мы видим в следующем:

- Электронное и дистанционное обучение - наиболее важный и затратный вопрос. Ответив на него, мы сможем частично сэкономить важный для нас ресурс - недостаток площади (проще говоря - сможем освободить учебные кабинеты), кроме того, эта форма для гимназистов имеет большое мотивационное преимущество, т.к. наши учащиеся в подавляющем большинстве живут далеко от гимназии. Надеемся найти решение, привлекая внебюджетные средства и наши связи с ВУЗами, которые продвинулись в этих программах дальше нас.

- Модульное преподавание предметов и спец. курсов - существенно облегчает преподавание курсов, отличающихся интегративной направленностью. У нас есть опыт модульного преподавания предмета экономика в параллелях начальной и средней школы. Программа по финансовой грамотности построена таким образом, чтобы модули включались в небольшом объеме в разные предметы в соответствии с содержанием, что не приводит к сокращению объема основного предмета.

- Сетевая форма реализации образовательных программ - существенно экономит материальные и кадровые ресурсы. В Федеральном законе «Об образовании» указано, что эта форма позволяет использовать ресурсы как образовательных организаций, так и организаций культуры, физкультурно-спортивных организаций, научных и иных организаций. Гимназия не является крупным комплексом, но в непосредственной близости от нас расположены школа искусств, колледж художественных ремесел и др. образовательные организации и организации культуры, для нас эта форма может стать очень актуальной на ближайшую перспективу. В данной статье также приводится содержательные особенности договора о сетевой форме организации образования (см. приложение), учащиеся получат возможность пройти аттестацию и получить еще один документ об образовании. Это важный ресурс, как для основного, так и для дополнительного образования. Однако, хотелось бы как можно скорее узнать механизмы распределения финансовых потоков между участниками такого договора, если это сделать - то у детей, имеющих желание обучаться, например, живописи, игре на музыкальных инструментах, отдельным видам спорта, художественным ремеслам появилась бы возможность органично сочетать это обучение с общим образованием.

- Привлечение социокультурной среды мегаполиса. Москва располагает огромными образовательными ресурсами, которые сегодня используются школами весьма ограниченно. Программа «Столичное образование» 2012-2016 г. предусматривает ориентацию всего культурного и образовательного пространства мегаполиса (музеи, библиотеки, выставочные и концертные залы, научные и культурные центры, университеты ВУЗы, колледжи, спортивные организации, центры дополнительного образования, парки) на системную реализацию мероприятий для детей разного возраста. Это профориентационные программы ВУЗов («университетские субботы»), образовательные программы «урок в музее», тематические мероприятия для всей семьи в библиотеках и культурных центрах, парках и стадионах, открытые образовательные программы для школьников в учреждениях дополнительного образования и колледжах, и т.д. Все это призвано создать в нашем городе уникальную социокультурную среду, которая образовывает и развивает всех, кто с ней взаимодействует. Для реализации этих задач московским школам предложено перейти на эффективный учебный план и пятидневную учебную неделю. Наша гимназия активно включилась в эту работу.

Мы разработали в сотрудничестве с нашим традиционным партнером - финансовым университетом программу профориентации для наших гимназистов, программу поддержки исследовательской деятельности, финансовой грамотности и предпринимательства, планируем принять участие в программе фонда русской экономики, расширяем сотрудничество с международными студенческими общественными организациями, продолжаем проводить библиотечные уроки и учебные экскурсии, считаем, что системность и результативность будет расти в связи с переходом на эффективный учебный план и пятидневную учебную неделю.

- Организация тьюторского сопровождения учащихся силами стажеров и волонтеров позволит нам индивидуально подойти к освоению нашими учащимися образовательных программ по ряду предметов, например, по математике, русскому языку, английскому языку, организуя для них тьюторское сопровождение при обучении на уроке, выполнении домашних заданий, проектов, исследовательских работ, заданий повышенного уровня. К этой работе мы привлекаем студентов-стажеров педагогических Вузов (для нас и для Вуза это взаимовыгодный процесс), а также волонтеров, среди которых наши выпускники (они могут помочь при обучении иностранным языкам, экономике и финансовой грамотности). Хороший ресурс - наши старшеклассники, которые окажут младшим школьникам шефскую помощь, особенно те, кто планирует для себя профессию педагога или психолога. В январе мы принимаем студентов-волонтеров из разных стран для тьюторской поддержки изучения иностранного языка по программе сотрудничества с

международной студенческой организацией и запускаем совместно с финансовым университетом проект киндер МВА.

Таким образом, современные тенденции реформирования общего образования Москвы предоставляют инновационной школе возможности существенно повысить эффективность образовательного процесса путем оптимизации ресурсного обеспечения и реализации собственных программ управления качеством образовательного процесса.

Несмотря на то, что сегодня гимназия имеет положительную динамику эффективности своей деятельности, организация крупных комплексов, объединяющих ресурсы нескольких ОУ, создает для нас определенные трудности в конкурентной борьбе. В частности, для ресурсного обеспечения качественных показателей в крупных комплексах можно использовать конкурентные преимущества каждой школы и добиться повышения показателей всего комплекса, мы не имеем этой возможности на сегодняшний день, и это новая проблема, которую предстоит решать коллективу гимназии.

Список литературы

1. Анохина Г.М. Модель образовательного процесса, реализующего требования ФГОС и запросы личности ученика. Инновации в образовании - 2014, №1.

2. Гаффорова Е.Б. Репина Е.Я. Инновационная составляющая как фактор эффективного развития вуза. Инновации в образовании - 2014, №1.

3. Друкер Питер Фердинанд. Бизнес и инновации. М.: Вильямс, 2007.

4. Сьер Берган. Квалификация- осмысление понятия. Изд. Совета Европы-2012.

5. Чечель И.Д. Профессионализм руководителя образовательного учреждения в интерьере модернизации российского образования. Школа, гимназия, лицей - 2013, №3.

6. Чечель И.Д. Профессиональная компетентность руководителя общеобразовательного учреждения. Управление образованием: теория и практика - 2013, №1.

7. Чечель И.Д. О компетентностном подходе к деятельности руководителей общеобразовательных учреждений. Инновации в образовании - 2012, № 3.

8. Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами, М.: Владос.2002

9. Постановление Правительства Москвы от 16 июля 2013 г. № 467-1111 Государственная программа города Москвы на среднесрочный период (2012-2016) «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»).

10. Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.