УДК 37.015.31
Некрасова Т.В.
студентка II курса магистратуры
Крымский инженерно-педагогический университет им. Ф. Якубова
(г. Симферополь, Россия)
ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ МАТЕРЯМ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Аннотация: в статье представлена авторская программа психологической помощи матерям детей с умственной отсталостью.
Ключевые слова: материнство, умственная отсталость, психологическая помощь.
Рождение ребенка с диагнозом умственная отсталость является сильнейшим психотравмирующим фактором в жизни матери и семейной системы. Согласно проведенным исследованиям, наличие диагноза у ребенка искажает отношение матери к ребенку, к себе и к окружающему миру в целом, что в значительной степени мешает максимально возможному гармоничному развитию ребенка, его социализации и интеграции в социум.
Отсутствие знаний об особенностях развития и воспитания детей с диагнозом умственная отсталость, как правило приводит к искажениям в процессах воспитания и коммуникации между родителями и детьми.
Ниже приведена программа психологической помощи матерям детей с умственной отсталостью.
Цель программы: повышение уровня эмоционального принятия и контакта матерей с детьми с умственной отсталостью, улучшение семейного микроклимата и повышение уровня компетентности матерей в части воспитания и развития детей с умственной отсталостью.
Задачи программы:
1. Повышение уровня компетентности матерей, воспитывающих детей с умственной отсталостью.
2. Изменение отношения матери к ребенку в сторону большего эмоционального принятия и контакта.
3. Оказание помощи матерям в выработке эффективного стиля общения с ребенком.
4. Сокращение эмоциональной дистанции в диаде мать-ребенок.
5. Снижение у матерей уровня раздражительности, вспыльчивости, суровости, излишней строгости, уклонения от контакта с ребенком.
6. Формирование личного круга интересов матерей помимо интересов
семьи.
7. Снижение уровня семейных конфликтов.
8. Оказание эмоциональной поддержки матерям, снятие у них напряжения и тревоги, работа со страхами.
9. Формирование у матерей позитивных убеждений и установок относительно своего ребенка, себя и ситуации в целом.
10. Работа по планированию будущего семьи в целом и ребенка с умственной отсталостью в частности.
Используемое оборудование:
зал/кабинет для проведения групповых и индивидуальных занятий,
лекционный материал,
бумага форматов А3, А4,
краски, кисти, карандаши, фломастеры,
картинки с эмоциями,
МАК колоды «Ресурсы», «Внутренняя опора», аудиозаписи музыки.
Программа направлена на создание поддерживающей среды для матерей, что помогает им лучше справляться с вызовами, связанными с воспитанием детей с умственной отсталостью, улучшая их эмоциональное состояние и качество жизни.
Таблица 1. Структура программы психологической помощи матерям детей с умственной отсталостью.
№ Цель Содержание
заня
тия
1 Вводная встреча
Знакомство участников группы. Разминка:
Формирование между участниками Приветствие
доверительных отношений. 2. Сбор ожиданий и опасений
Ознакомление с правилами З.Ознакомление с правилами
функционирования в группе. функционирования в группе
1 Оценка начального уровня стресса и Основная часть:
эмоционального состояния. 1 .Упражнение «Мое текущее
состояние» (МАК колода «Ресурсы»)
2.Упражнение «Место моей души»
3 .Контроль изменения состояния
(МАК колода «Ресурсы»)
4.Составление участницами списка
интересующих вопросов
относительно развития, социальной
адаптации, обучения и воспитания их
детей.
Обратная связь участниц.
2 Семинар на тему: особенности развития и воспитания
детей с умственной отсталостью
Обеспечение участников базовыми знаниями о понятии умственной отсталости, ее классификации и характеристиках. Рассмотреть основные причины и факторы, способствующие развитию умственной отсталости, включая генетические, перинатальные и социальные аспекты. Обсудить важность социальной адаптации и интеграции детей с умственной отсталостью в общество, а также стратегии их развития и поддержки. Предоставить участницам практические рекомендации по работе с детьми с умственной отсталостью, включая подходы к обучению и воспитанию. Разминка: 1 .Приветствие. 2. Напоминание правил функционирования в группе Основная часть: 1 .Прослушивание лекционного материала. 2.Ответы ведущего на вопросы участниц. 3 .Рисование мандалы - арт-терапия Обратная связь участниц
3 Встреча на тему: «Мои эмоции»
Ознакомить участниц с понятием эмоциональный интеллект. Обеспечить участников базовыми знаниями о природе эмоций, их роли в жизни человека и различных типах эмоций. Повысить уровень эмоциональной грамотности участников, помочь им лучше понимать свои эмоции и эмоции других. Обсудить, как эмоции влияют на поведение, принятие решений и межличностные отношения. Создать пространство для обмена опытом и поддержки между участниками, обсуждая личные истории и стратегии. Разминка: 1.Приветствие. 2. Напоминание правил функционирования в группе Основная часть: 1.Прослушивание теоретической части. 2.Ответы ведущего на вопросы участниц. 3.Упражнение «Нарисуй эмоцию» (рисование смайликов) 4. Упражнение «Определи эмоцию по картинке» 5. Упражнение «Волшебная страна чувств» 6.Телесные практики работы с эмоциями (дыхательные упражнения, динамическая гимнастика) Обратная связь участниц
4 Встреча на тему: «Навыки коммуникации»
Обучение основам эффективной коммуникации. Ознакомление с типами коммуникаций. Изучение способов преодоления барьеров в коммуникации Разминка: 1 .Приветствие. Основная часть: 1 .Прослушивание теоретической части. 2.Ответы ведущего на вопросы участниц. 3.Ролевая игра «Я и мой ребенок». 4. Игра «Кто я?»/ «Крокодил» 5. Упражнение «Совместный рисунок» Обратная связь участниц
5 Встреча группы поддержки
Получение помощи и поддержки от ведущих, приглашенных гостей (врачей разных специальностей, педагогов, психологов) и участников группы. Обсуждение заранее подготовленных тем, интересующих участников группы. Обмен опытом. Разминка: 1 .Приветствие. Основная часть: 1.Обсуждение подготовленных тем, ответы на вопросы. 2.Обсуждение текущих изменений в жизни участниц группы. 3 .Рисование мандалы - арт-терапия Обратная связь участниц
6 Занятие по Арт-терапии
Восстановление и гармонизация психического состояния участниц группы. Разминка: 1 .Приветствие. Основная часть: 1.Упражнение «Предмет из моей сумки» 2. Упражнение «Прошлое-настоящее-будущее» с колодой МАК «Внутренняя опора» 3. Танец «Мандала» Обратная связь участниц
7 Встреча на тему: «Планирование будущего»
Проработка страхов перед будущим. Разминка:
Формирование позитивных установок и целей по отношению к своему будущему и будущему своего ребенка. Разработка стратегий для достижения желаемых целей. 1 .Приветствие. 2. Напоминание правил функционирования в группе Основная часть: 1 .Упражнение «Страх будущего» 2.Упражнение «Искусство маленьких шагов» 3.Упражнение «Я и мой ребенок через 3 года» Обратная связь участниц
8 Заключительная встреча группы
Подведение итогов работы группы Обсуждение изменений, произошедших в жизни участниц за время работы в группе Выявление необходимости дальнейшей работы группы Разминка: 1 .Приветствие. Основная часть: 1 .Упражнение «Подарок» с использованием МАК колоды «Ресурсы» 2. Создание «свечи желаний» своими руками Обратная связь участниц
В работе использованы техники эмоционально-образной терапии, арт-терапии, телесная терапия, КПТ, экзистенциальная психология, гештальт-терапия. На наш взгляд интегративный подход к выбору методов работы позволяет в наиболее полной мере затронуть максимальное количество граней психики человека и получить более глубокие и устойчивые результаты.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Платонова С.В., Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с умственной отсталостью // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - №6;
2. Высотина Т.Н. Личностные особенности родителей, воспитывающих детей со сложными нарушениями психического развития // Вестник Санкт-Петербургского университета. - 2011. - № 2;
3. Богданова Т.Г. Психологические проблемы семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями в развитии / Т.Г. Богданова // Специальная психология. - 2004. - №1;
4. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия: краткий лекционный курс. СПб.: Речь, 2001;
5. Галасюк И.Н. Личностные и социально-психологические детерминанты принятия родителями особого ребенка // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста», 2017;
6. Копытин А.И. Методы арт-терапии в преодолении последствий травматического стресса. М.: Когито-Центр, 2015. - 203 с;
7. Круглова Ю.А. Психолого-педагогическое сопровождение семейного воспитания учащихся с недоразвитием интеллекта: учебное пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. - 155 с;
8. Левченко И.Ю. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии - М.: Просвещение, 2008;
9. Левченко И.Ю. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями развития: метод. пособие. М.: Просвещение, 2000;
10. Ткачёва В.В. Технологии психологического изучения семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. М., 2006. — 320 с.
Nekrasova T.V.
Crimean Engineering and Pedagogical University (Simferopol, Russia)
PSYCHOLOGICAL ASSISTANCE PROGRAM FOR MOTHERS OF CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION
Abstract: the article presents the author's program of psychological assistance to mothers of children with mental retardation.
Keywords: motherhood, mental retardation, psychological assistance.