Научная статья на тему 'ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ МАТЕРЯМ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ'

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ МАТЕРЯМ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
16
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
материнство / умственная отсталость / психологическая помощь / motherhood / mental retardation / psychological assistance

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Некрасова Т. В.

В статье представлена авторская программа психологической помощи матерям детей с умственной отсталостью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL ASSISTANCE PROGRAM FOR MOTHERS OF CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION

The article presents the author's program of psychological assistance to mothers of children with mental retardation.

Текст научной работы на тему «ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ МАТЕРЯМ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ»

УДК 37.015.31

Некрасова Т.В.

студентка II курса магистратуры

Крымский инженерно-педагогический университет им. Ф. Якубова

(г. Симферополь, Россия)

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ МАТЕРЯМ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Аннотация: в статье представлена авторская программа психологической помощи матерям детей с умственной отсталостью.

Ключевые слова: материнство, умственная отсталость, психологическая помощь.

Рождение ребенка с диагнозом умственная отсталость является сильнейшим психотравмирующим фактором в жизни матери и семейной системы. Согласно проведенным исследованиям, наличие диагноза у ребенка искажает отношение матери к ребенку, к себе и к окружающему миру в целом, что в значительной степени мешает максимально возможному гармоничному развитию ребенка, его социализации и интеграции в социум.

Отсутствие знаний об особенностях развития и воспитания детей с диагнозом умственная отсталость, как правило приводит к искажениям в процессах воспитания и коммуникации между родителями и детьми.

Ниже приведена программа психологической помощи матерям детей с умственной отсталостью.

Цель программы: повышение уровня эмоционального принятия и контакта матерей с детьми с умственной отсталостью, улучшение семейного микроклимата и повышение уровня компетентности матерей в части воспитания и развития детей с умственной отсталостью.

Задачи программы:

1. Повышение уровня компетентности матерей, воспитывающих детей с умственной отсталостью.

2. Изменение отношения матери к ребенку в сторону большего эмоционального принятия и контакта.

3. Оказание помощи матерям в выработке эффективного стиля общения с ребенком.

4. Сокращение эмоциональной дистанции в диаде мать-ребенок.

5. Снижение у матерей уровня раздражительности, вспыльчивости, суровости, излишней строгости, уклонения от контакта с ребенком.

6. Формирование личного круга интересов матерей помимо интересов

семьи.

7. Снижение уровня семейных конфликтов.

8. Оказание эмоциональной поддержки матерям, снятие у них напряжения и тревоги, работа со страхами.

9. Формирование у матерей позитивных убеждений и установок относительно своего ребенка, себя и ситуации в целом.

10. Работа по планированию будущего семьи в целом и ребенка с умственной отсталостью в частности.

Используемое оборудование:

зал/кабинет для проведения групповых и индивидуальных занятий,

лекционный материал,

бумага форматов А3, А4,

краски, кисти, карандаши, фломастеры,

картинки с эмоциями,

МАК колоды «Ресурсы», «Внутренняя опора», аудиозаписи музыки.

Программа направлена на создание поддерживающей среды для матерей, что помогает им лучше справляться с вызовами, связанными с воспитанием детей с умственной отсталостью, улучшая их эмоциональное состояние и качество жизни.

Таблица 1. Структура программы психологической помощи матерям детей с умственной отсталостью.

№ Цель Содержание

заня

тия

1 Вводная встреча

Знакомство участников группы. Разминка:

Формирование между участниками Приветствие

доверительных отношений. 2. Сбор ожиданий и опасений

Ознакомление с правилами З.Ознакомление с правилами

функционирования в группе. функционирования в группе

1 Оценка начального уровня стресса и Основная часть:

эмоционального состояния. 1 .Упражнение «Мое текущее

состояние» (МАК колода «Ресурсы»)

2.Упражнение «Место моей души»

3 .Контроль изменения состояния

(МАК колода «Ресурсы»)

4.Составление участницами списка

интересующих вопросов

относительно развития, социальной

адаптации, обучения и воспитания их

детей.

Обратная связь участниц.

2 Семинар на тему: особенности развития и воспитания

детей с умственной отсталостью

Обеспечение участников базовыми знаниями о понятии умственной отсталости, ее классификации и характеристиках. Рассмотреть основные причины и факторы, способствующие развитию умственной отсталости, включая генетические, перинатальные и социальные аспекты. Обсудить важность социальной адаптации и интеграции детей с умственной отсталостью в общество, а также стратегии их развития и поддержки. Предоставить участницам практические рекомендации по работе с детьми с умственной отсталостью, включая подходы к обучению и воспитанию. Разминка: 1 .Приветствие. 2. Напоминание правил функционирования в группе Основная часть: 1 .Прослушивание лекционного материала. 2.Ответы ведущего на вопросы участниц. 3 .Рисование мандалы - арт-терапия Обратная связь участниц

3 Встреча на тему: «Мои эмоции»

Ознакомить участниц с понятием эмоциональный интеллект. Обеспечить участников базовыми знаниями о природе эмоций, их роли в жизни человека и различных типах эмоций. Повысить уровень эмоциональной грамотности участников, помочь им лучше понимать свои эмоции и эмоции других. Обсудить, как эмоции влияют на поведение, принятие решений и межличностные отношения. Создать пространство для обмена опытом и поддержки между участниками, обсуждая личные истории и стратегии. Разминка: 1.Приветствие. 2. Напоминание правил функционирования в группе Основная часть: 1.Прослушивание теоретической части. 2.Ответы ведущего на вопросы участниц. 3.Упражнение «Нарисуй эмоцию» (рисование смайликов) 4. Упражнение «Определи эмоцию по картинке» 5. Упражнение «Волшебная страна чувств» 6.Телесные практики работы с эмоциями (дыхательные упражнения, динамическая гимнастика) Обратная связь участниц

4 Встреча на тему: «Навыки коммуникации»

Обучение основам эффективной коммуникации. Ознакомление с типами коммуникаций. Изучение способов преодоления барьеров в коммуникации Разминка: 1 .Приветствие. Основная часть: 1 .Прослушивание теоретической части. 2.Ответы ведущего на вопросы участниц. 3.Ролевая игра «Я и мой ребенок». 4. Игра «Кто я?»/ «Крокодил» 5. Упражнение «Совместный рисунок» Обратная связь участниц

5 Встреча группы поддержки

Получение помощи и поддержки от ведущих, приглашенных гостей (врачей разных специальностей, педагогов, психологов) и участников группы. Обсуждение заранее подготовленных тем, интересующих участников группы. Обмен опытом. Разминка: 1 .Приветствие. Основная часть: 1.Обсуждение подготовленных тем, ответы на вопросы. 2.Обсуждение текущих изменений в жизни участниц группы. 3 .Рисование мандалы - арт-терапия Обратная связь участниц

6 Занятие по Арт-терапии

Восстановление и гармонизация психического состояния участниц группы. Разминка: 1 .Приветствие. Основная часть: 1.Упражнение «Предмет из моей сумки» 2. Упражнение «Прошлое-настоящее-будущее» с колодой МАК «Внутренняя опора» 3. Танец «Мандала» Обратная связь участниц

7 Встреча на тему: «Планирование будущего»

Проработка страхов перед будущим. Разминка:

Формирование позитивных установок и целей по отношению к своему будущему и будущему своего ребенка. Разработка стратегий для достижения желаемых целей. 1 .Приветствие. 2. Напоминание правил функционирования в группе Основная часть: 1 .Упражнение «Страх будущего» 2.Упражнение «Искусство маленьких шагов» 3.Упражнение «Я и мой ребенок через 3 года» Обратная связь участниц

8 Заключительная встреча группы

Подведение итогов работы группы Обсуждение изменений, произошедших в жизни участниц за время работы в группе Выявление необходимости дальнейшей работы группы Разминка: 1 .Приветствие. Основная часть: 1 .Упражнение «Подарок» с использованием МАК колоды «Ресурсы» 2. Создание «свечи желаний» своими руками Обратная связь участниц

В работе использованы техники эмоционально-образной терапии, арт-терапии, телесная терапия, КПТ, экзистенциальная психология, гештальт-терапия. На наш взгляд интегративный подход к выбору методов работы позволяет в наиболее полной мере затронуть максимальное количество граней психики человека и получить более глубокие и устойчивые результаты.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Платонова С.В., Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с умственной отсталостью // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - №6;

2. Высотина Т.Н. Личностные особенности родителей, воспитывающих детей со сложными нарушениями психического развития // Вестник Санкт-Петербургского университета. - 2011. - № 2;

3. Богданова Т.Г. Психологические проблемы семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями в развитии / Т.Г. Богданова // Специальная психология. - 2004. - №1;

4. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия: краткий лекционный курс. СПб.: Речь, 2001;

5. Галасюк И.Н. Личностные и социально-психологические детерминанты принятия родителями особого ребенка // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста», 2017;

6. Копытин А.И. Методы арт-терапии в преодолении последствий травматического стресса. М.: Когито-Центр, 2015. - 203 с;

7. Круглова Ю.А. Психолого-педагогическое сопровождение семейного воспитания учащихся с недоразвитием интеллекта: учебное пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. - 155 с;

8. Левченко И.Ю. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии - М.: Просвещение, 2008;

9. Левченко И.Ю. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями развития: метод. пособие. М.: Просвещение, 2000;

10. Ткачёва В.В. Технологии психологического изучения семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. М., 2006. — 320 с.

Nekrasova T.V.

Crimean Engineering and Pedagogical University (Simferopol, Russia)

PSYCHOLOGICAL ASSISTANCE PROGRAM FOR MOTHERS OF CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION

Abstract: the article presents the author's program of psychological assistance to mothers of children with mental retardation.

Keywords: motherhood, mental retardation, psychological assistance.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.