Научная статья на тему 'Программа психологического сопровождения развития профессиональных намерений студентов'

Программа психологического сопровождения развития профессиональных намерений студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
216
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАМЕРЕНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / PSYCHOLOGICAL SUPPORT / PROFESSIONAL INTENTIONS / PEDAGOGICAL CONDITIONS / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / PSYCHOLOGICAL COUNSELING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антипова Людмила Александровна, Сорокина Наталья Владимировна

В статье рассматриваются особенности психологического сопровождения развития профессиональных намерений в студентов в процессе вузовского обучения в условиях негарантированной занятости. В результате исследования была разработана программа, целью которой являлось формирование у студентов устойчивых профессиональных намерений, обеспечивающих развитие студенческого творческого потенциала как субъекта его будущей профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Антипова Людмила Александровна, Сорокина Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The program of psychological support professional development intentions of the students

The article discusses the features of psychological support professional development intentions of students in the high school training in a non-guaranteed employment. The research program was developed which aimed to help students sustained professional intentions, ensuring the development of students' creativity as the subject of his future career.

Текст научной работы на тему «Программа психологического сопровождения развития профессиональных намерений студентов»

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

УДК 378.18(075)

ББК 159.9:37.015.3

Антипова Людмила Александровна

кандидат педагогических наук кафедра иностранных языков Пятигорский медико-фармацевтический институт - филиал Волгоградского государственного медицинского университета г. Пятигорск Сорокина Наталья Владимировна преподаватель кафедра иностранных языков Пятигорский медико-фармацевтический институт - филиал Волгоградского государственного медицинского университета г. Пятигорск Antipova Lyudmila Alexandrovna candidate of pedagogical sciences department of foreign languages Pyatigorsk medical and pharmaceutical Institute - branch of Volgograd state medical University Pyatigorsk Sorokina Natalia Vladimirovna teacher

department of foreign languages Pyatigorsk medical and pharmaceutical Institute - branch of Volgograd state medical University Pyatigorsk antipovalucy@yandex.ru Программа психологического сопровождения развития профессиональных

намерений студентов The program of psychological support professional development intentions

of the students

В статье рассматриваются особенности психологического сопровождения развития профессиональных намерений в студентов в процессе вузовского обучения в условиях негарантированной занятости. В результате исследования была разработана программа, целью которой являлось формирование у студентов устойчивых профессиональных намерений, обеспечивающих развитие студенческого творческого потенциала как субъекта его будущей профессиональной деятельности.

The article discusses the features of psychological support professional development intentions of students in the high school training in a non-guaranteed employment. The research program was developed which aimed to help students

sustained professional intentions, ensuring the development of students’ creativity as the subject of his fUture career.

Ключевые слова: психологическое сопровождение, профессиональные намерения, педагогические условия, образовательная среда, психологическое консультирование

Key words: psychological support, professional intentions, pedagogical conditions, educational environment, psychological counseling

В настоящее время востребованность на рынке труда специалистов с высшим образованием значительно уступает количеству молодых людей, окончивших вуз и стоящих на пороге своей профессиональной карьеры. В этих условиях создается естественная конкуренция выпускников, в которой получение рабочего места является задачей не более сложной, чем последующее сохранение места работы.

В реальной профессиональной карьере студента-выпускника значительную роль играет его умение психологически верно выстроить отношения с руководителем и коллегами, вызвать доверие клиента, разрешить критическую профессиональную ситуацию, детерминированную зачастую фактором человеческих отношений. Общая психологическая компетентность специалиста становится значимой компонентой его профессиональной успешности.

В современных условиях психологическое сопровождение (поддержка) понимается как совместное с обучаемым определение его интересов, ценностей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), а также, достигать позитивных результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни и профессиональной деятельности.

Развитие профессиональных намерений относительно вузовского обучения предусматривает установление связей между образовательными и общенаучными, и профилирующими дисциплинами. Несомненно, использование профессионального содержания, методов и форм организации обучения в вузе выступает способом выработки у студентов качеств личности важных для будущей специальности.

В педагогике вузовского обучения развитие профессиональных намерений предусматривает внедрение профессиональных знаний во все элементы учеб-

10

ного процесса. В его содержании отражаются: профориентация, характер будущего труда, содержание конкретных профессий.

Эффективность развития профессиональных намерений студентов на разных ступенях обучения зависит от ряда психолого-педагогических условий:

- методологического характера, которые заключаются в воспитании системы взглядов и убеждений как основы формирования научного мировоззрения и профессионального мышления, а также, в педагогическом снятии социального противоречия между современным разделением труда и вытекающей из этого профессионализацией деятельности человека;

- конструктивного (регулятивная) характера, проявляющихся в построении профессионально ориентированной системы обучения и воплощающихся в содержании, формах, методах обучения с целью формирования профессиональной направленности личности;

- интеграционного характера, состоящие в объединении общеобразовательных и специальных знаний, умении и навыков для конструирования на их базе профессиональной деятельности, в отборе содержания учебных дисциплин в составлении рабочих программ, в которых необходимо учитывать наличие связи между всеми компонентами профессиональных знаний, умений навыков, а также способов их реализации;

- дифференциального характера, заключающаяся в различном содержании образования для разных групп профессий, что обусловлено характером и условиями будущей профессиональной деятельности, различными социальноэкономическими, психофизиологическими факторами и т.д.

- мотивационно-потребностного характера, которые способствуют разрешению проблемы соотношения объективного содержания обучения основам наук и мотивов учения, заключаются в объяснении целей, для чего используются соответствующие научные знания, акцентировании их важности и необходимости в конкретной профессиональной ситуации;

- гуманистического характера, предполагающие организацию развития профессиональных намерений с учетом личностного начала, а также рассмотрения субъекта учебной деятельности в ценностно-смысловом плане. В обучении это выражается в анализе кризисных профессиональных ситуаций, в анализе отрицательных последствий профессиональной деятельности, начиная с научного исследования и кончая, например, промышленным производством, в анализе ценностей и представлений, которые предопределили эту деятельность;

- социального характера, при котором развитие профессиональных намерений укрепляет понимание человека как части природы и самоценности его личности, и позволяет создавать условия для удовлетворения потребностей по активизации присущих индивиду способностей и возможностей;

- прогностического характера, которые интенсифицируют использование информации о новейших технологиях для планирования перспективы в подготовке высококвалифицированных специалистов;

Соблюдение выше обозначенных условий при психологическом сопровождении развития профессиональных намерений позволяют студенту обозначить различные пути их реализации в условиях негарантированной занятости.

Также, соблюдение данных педагогических условий развития профессиональных намерений позволяют разрешить противоречие между теоретическим характером изучаемых в вузе дисциплин и практическим их применением в профессиональной деятельности, между целостностью личности и применением личностных качеств в профессиональной деятельности, между теоретическим характером общеобразовательных, общетехнических знаний, умений изучаемой профессии и профессионализацией студентов.

Исследуя психологические особенности развития профессиональных намерений можно утверждать, что психологическое сопровождение этого процесса позволит укрепить положительное отношение к будущей профессии, интерес, склонности, способности к ней, стремление совершенствовать свою квалификацию после окончания вуза, удовлетворять свои материальные и духовные

потребности, занимаясь избранной профессией, развивая престиж профессии в собственных глазах.

На наш взгляд, развитие профессиональных намерений студенчества в условиях личностно-ориентированного образования будет эффективным, если:

- в вузе обеспечивается создание образовательной среды, предусматривающей предоставление обучающимся широкого спектра профилей обучения и форм дополнительного образования, ориентированной на развитие личностных качеств, их профессиональных намерений;

- в период обучения осуществляется комплексная профориентационная деятельность профессорско-преподавательского состава, направленная на диагностику сформированности профессиональных намерений и личностного продвижения студентов, оказание поддержки обучающимся на всех этапах развития и реализации их профессиональных намерений;

- используются личностно и практико-ориентированные формы и методы работы, являющиеся педагогическим сопровождением процесса формирования и развития профессионального намерения, активизирующие развитие всех структурных компонентов профессионального намерения.

Задачами психологического сопровождения актуализации профессиональных намерений можно обозначить следующее:

- осуществление поддержки профессиональных намерений студента - первокурсника в образовательной практике вуза;

- определение личностного потенциала, актуализация его в процессе развития профессиональных намерений;

- формирование в сознании студентов стремления к самореализации "через увлеченность значимой работой".

В качестве содержательно-процессуальной модели психологического сопровождения развития профессиональных намерений, возможна следующая схема построения личного профессионального плана - ЛПП [2], дополненная ценностно-нравственными компонентами самоопределения[3]:

1. Осознание ценности профессиональной деятельности (ценностнонравственная основа профессиональных намерений).

2. Осознание необходимости профессиональной подготовки для полноценной самореализации.

3. Общая ориентировка в мире профессий.

4. Выделение дальней профессиональной цели и ее согласование с другими важными жизненными целями (досуговыми, семейными, личностными).

5. Знание о выбираемых целях: профессиях и специальностях, соответствующих профессиональных учебных заведениях и местах трудоустройства.

Для реализации данного плана психологического сопровождения необходим учет основных компонентов: дидактического, организационного, методического, практического.

Актуализация профессиональных намерений студентов, предполагает непрерывность и разноплановость практик, которые позволили бы студентам наиболее адекватно представлять всю специфику разных направлений своей будущей профессиональной деятельности.

Организационная составляющая пресекается с дидактической в своих целях, но основным ее предназначением является формирование взаимосвязи учебных дисциплин на методическом и дидактическом уровне, построение формирования и развития профессиональных намерений на принципах личностно-деятельностного подхода.

Практическая составляющая не затрагивает учебный процесс, а направлена на работу психологической службы факультета или вуза. Работа психологический службы вуза, в первую очередь должна быть направлена на помощь студентам в адаптации к условиям вуза: снижение напряженности,

повышение стрессоустойчивости, уверенности, мотивации. Анализ и прогнозирование социально-психологических процессов в учебном коллективе может существенно влиять на формирование отдельных компонентов

структуры профессиональных намерений, а потому, следует разработать рекомендации для профессорско-преподавательского состава по переориентации их с учебно-дисциплинарной на личностную модель взаимодействия со студентами, что позволит оптимизировать процесс развития профессиональных намерений.

Развитие профессиональных намерений опирается на психологические знания о приемах саморегуляции поведения, позволяющие направлять развитие профессиональных намерений в русло перехода на более высокий уровень сформированности. Психологическое консультирование по проблемам профессиональных намерений может быть представлено в двух ипостасях: индивидуальное, направленное на решение личностных проблем, тормозящих развитие профессиональных намерений, а также тренинговые занятия, позволяющие реализовать себя через занятия в группе. С этой целью могут быть использованы комплекты профессиограмм профессий, набор методик изучения личности, видеофильмы о профессиях, кинолектории, профессиональные пробы.

Основополагающим в психологическом сопровождении формирования и развития профессиональных намерений студентов в вузе является диагностическая деятельность, направленная на определение пригодности к определенным видам профессиональной деятельности, на изучение деловых и личностных качеств, выявление уровня психологической готовности к профессиональной деятельности, определение индивидуально-психологических особенностей и т.д.

Библиографический список

1. Антипова Л.А. Условия успешной адаптации студентов младших курсов к

/ / тп ч_/ ч_/ ч_/

условиям вуза // Ежемесячный теоретический и научно-методологический журнал «Среднее профессиональное образование». - 2008, №6. - С. 69-71.

2. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов / под ред. Е.А. Климова. - Ростов - на-Дону: Изд-во Феникс, 1996. - 512 с.

3. Пряжников, Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение / Н.С. Пряжников. - М. - Воронеж: Изд-во ин-та практ. психологии. - 1996. - 253 с.

Bibliography

1. Antipova L.A. Terms of successful adaptation undergraduates to the conditions of the university //Monthly theoretical and methodological scientific journal “Secondary vocational education”. - 2008, №6. - P. 69-71.

2. Klimov E.A. Psychology of professional self-determination. / E.A. Klimov / Gen. Ed. by E.A. Klimov - Rostov-on-Done: Phoenix. 1996. - 512 p.

3. Pryazhnikov N. S. Professional and personal self-determination./ N.S. Pryazhnikov/ - M.: Voronezh: Gen. Ed. by Institute of Practical Psychology. -1996. - 253 c.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.