Научная статья на тему 'Профессиональное становление и развитие личности педагога: основные понятия и контексты'

Профессиональное становление и развитие личности педагога: основные понятия и контексты Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1442
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ / ЛИЧНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Демьянчук Роман Викторович

В статье рассматривается соотношение понятий профессионального становления и профессионального развития педагога. Предлагается рассмотрение профессионально-личностного развития как процесса направленного воздействия на формирующегося профессионала, которое характеризуется интенцией стимулирования становления профессионального самосознания и профессионально-значимых качеств. На примере отдельных показателей профессионального становления демонстрируется актуальность организационного контекста рассмотрения категории профессионально-личностного развития педагогов, ориентированного на создание условий для психологической поддержки и психологическое сопровождение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональное становление и развитие личности педагога: основные понятия и контексты»

УДК 159.9.072.433

Демьянчук Роман Викторович

кандидат психологических наук, доцент. Кафедра специальной психологии Санкт-Петербургского государственного университета [email protected]

Профессиональное

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КОНТЕКСТЫ

Roman V. Demyanchuk

candidate of psychological sciences, associate professor, department of special psychology of St. Petersburg State University [email protected]

Professional formation

AND DEVELOPMENT OF PERSONALITY OF A TEACHER: THE MAIN CONCEPTS AND CONTEXTS

Аннотация. В статье рассматривается соотношение понятий профессионального становления и профессионального развития педагога. Предлагается рассмотрение профессионально-личностного развития как процесса направленного воздействия на формирующегося профессионала, которое характеризуется интенцией стимулирования становления профессионального самосознания и профессионально-значимых качеств. На примере отдельных показателей профессионального становления демонстрируется актуальность организационного контекста рассмотрения категории профессионально-личностного развития педагогов, ориентированного на создание условий для психологической поддержки и психологическое сопровождение.

Ключевые слова: педагог, личность, профессиональное становление, профессиональноличностное развитие, психологическая поддержка, психологическое сопровождение.

Annotation. The article discusses the relationship between the concepts of professional formation and professional development of the teacher. We propose to consider the professional and personal development as a process of targeting emerging professional, which is characterized by the intention to stimulate the formation of professional consciousness and professionally significant qualities. For example, individual indicators of professional development demonstrates the relevance of the organizational context of the categories of professional and personal development of teachers, focused on creating conditions for psychological support and psychological assistance.

Keywords: teacher, person, professional development, professional and personal formation, psychological support, psychological assistance.

Исследование проблем профессионального становления и развития применительно к педагогической профессии становится все более актуальным - как в связи с ее особой социальной значимостью, так и в связи с качественными изменениями системы образования, предъявляющими к современному педагогу все более высокие требования.

Профессиональное становление может рассматриваться как процесс развития личности с начала формирования профессиональных намерений до полной реализации себя в профессиональной деятельности [5]. Важно дифференцировать контексты профессионального и личностного развития в процессе профессионального становления. «Профессиональное развитие является интегральным показателем профессионального становления, характеризующимся динамичной структурой, изменяющейся на различных этапах развития личности специалиста, в то время как личностное развитие является иным интегральным показателем, отражающим динамику личностных новообразований на разных этапах профессионального становления» [1, с. 7].

В связи с этим, профессионально-личностное развитие является интегрированной категорией, значение которой может подчеркивать появление у личности в условиях профессиональной деятельности психических новообразований, отражающих сближение Я-образа и образа эталона личности профессионала, сопровождающегося формированием образа «Я» как субъекта профессиональной деятельности [4].

В контекстах управления образованием и психологического сопровождения педагогов, нами предлагается вариант рассмотрения понятия профессионально-личностного развития как

процесса направленного воздействия на формирующегося профессионала, которое характеризуется интенцией стимулирования становления профессионального самосознания и профессионально-значимых качеств.

В этом смысле требуется понимание наиболее общих закономерностей профессионального становления педагога. Нами установлено, что оно проходит в два этапа. Демаркационным оказывается стаж работы 10 лет, по достижению которого

197

происходит ряд значимых изменений личности в системе профессиональных отношений (снижение уровня оптимистичности, экстраверсии, личностных ресурсов, удовлетворенности отдельными условиями труда; повышение показателей социальной интроверсии, эмоциональной стабильности, организованности, самосознания, отдельных показателей эмоционального выгорания и др.).

Значимым механизмом профессионального становления являются противоречия между уровнем развития личности и требованиями профессии, разрешаемые с позиции индивидуальнопсихологических свойств личности. Эти противоречия, со временем, способствуют формированию своеобразной устойчивости личности, обеспечивающей определенный уровень профессио-

Литература:

1. Бордовская Н.В. Профессионально-личностное развитие будущего специалиста: проблемное поле исследований / Профессионально-личностное развитие будущего специалиста: сборник статей под ред. Н.В. Бордовской. СПб., 2012. С. 3-24.

2. Демьянчук Р.В. Актуальные возможности организации психологической поддержки педагогов в современной школе // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. 2011. № 4. С. 173-177.

3. Демьянчук Р.В. Методология психологического сопровождения педагогов адаптивного физического воспитания в условиях специальных (коррекционных) образовательных учреждений / Р.В. Демьянчук, Л.Н. Ростомашвили // Адаптивная физическая культура. 2011. № 2(46). С. 25-28.

4. Костромина С.Н. Психологические основания формирования профессионала на этапе обучения в вузе // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. 2008. № 4. С. 329-340.

5. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. М., Воронеж, 1997. 352 с.

нальной успешности и адаптивности, но одновременно потенциально негативно влияющей на некоторые результаты профессиональной деятельности. Последнее является следствием профессиональной деформации личности, в той или иной степени утрачивающей потенциал опосредуемого ею образовательного воздействия (например, в контексте воспитания).

Указанное выше требует пристального внимания к рассмотрению профессионально-личностного развития педагогов в предложенном организационном контексте, в связи чем нами разработана и апробирована технология психологического сопровождения педагогов [3], а также предложена модель организации условий для их психологической поддержки [2].

Literature:

1. Bordovskaya N. Professional and personal development of future specialist: the problem field of research / Professional and personal development of future specialist: collection of articles. Under the editorship of N. Bordovskaya. SPb., 2012. P. 3-24.

2. Demyanchuk R. Actual possibilities of the organization of psychological support of teachers in the modern school // Vestnik of St. Petersburg University. S. 12. 2011. Vol. 4 P. 173-177.

3. Demyanchuk R. The methodology of psychological support of teachers of adaptive physical education in special (correctional) educational institutions / R. Demyanchuk, L. Rostomashvili // Adaptive physical culture. 2011. № 2(46). P. 25-28.

4. Kostromina S. Psychological bases of formation of professional at the stage of University education. Vestnik of St. Petersburg University. S. 12. 2008. Vol. 4. Pp. 329-340.

5. Pryazhnikov N. The psychological meaning of work. Moscow, Voronezh, 1997. 352 p.

198

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.