Научная статья на тему 'Направления психологического сопровождения педагогов на этапе профессионального становления'

Направления психологического сопровождения педагогов на этапе профессионального становления Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
280
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГОВ / ЭТАП ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ / ЛИЧНОСТНЫЕ СВОЙСТВА ПЕДАГОГА / PROFESSIONAL-PERSONAL DEVELOPMENT OF TEACHERS / STAGE OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT / PERSONAL QUALITIES OF THE TEACHER

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Демьянчук Р. В., Мухаметзянова Ф. Г.

В данной работе анализируется динамика изменения профиля личности педагога в контексте влияния профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AREAS OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT TEACHERS DURING PROFESSIONAL FORMATION

This paper analyzes the dynamics of change in the profile of the personality of the teacher in the context of the impact of professional activities.

Текст научной работы на тему «Направления психологического сопровождения педагогов на этапе профессионального становления»

УДК 37.015.3

НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГОВ НА ЭТАПЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ

Демьянчук Р.В., Мухаметзянова Ф.Г. НОУ ВПО «Университет управления «ТИСБИ»

В данной работе анализируется динамика изменения профиля личности педагога в контексте влияния профессиональной деятельности.

Ключевые слова: профессионально-личностное развитие педагогов, этап профессионального становления, личностные свойства педагога.

Согласно данным Международного исследования по вопросам преподавания и обучения, среди российских учителей сравнительно невелика доля молодых (в возрасте до 30 лет) специалистов: (12,3%). Из них 32 -33% считают, что, возможно, было бы лучше выбрать другую профессию [1]. Несмотря на то, что престиж педагогической профессии имеет тенденцию к росту, а число выпускников педагогических вузов, стремящихся к самореализации в своей профессии, увеличивается, проблема кадрового обеспечения современных образовательных организаций остается остро актуальной. Одним из направлений ее решения нам представляется совершенствование организации и содержания психологического сопровождения профессионально-личностного развития педагогов. Проведенные нами исследования динамики изменения профиля личности педагога в контексте влияния профессиональной деятельности [2] позволяют выделить два этапа профессионально-личностного развития: этап профессионального становления и этап профессиональной зрелости. Своеобразным «барьером» этого перехода становится возраст 30 лет и стаж педагогической деятельности 10 лет.

Очевидно, что этап профессионального становления - это этап профессионализации (согласно классификации стадий становления личности профессионала по Т.В. Зееру), связанный с освоением профессии, профессиональным самоопределением, приобретением профессионального опыта, развитием свойств и качеств личности, необходимых для квалифицированного выполнения профессиональной деятельности. Этап профессиональной зрелости - этап мастерства с реализацией личности в профессио-

107

нальной деятельности, интеграцией сформированных профессионально важных качеств личности в индивидуальный стиль деятельности [3].

Если на этапе овладения профессией сопряжение профессионального и личностного «позволяет личности построить систему критериев осознания себя в качестве субъекта собственной профессиональной деятельности и понять значимость своей профессии» [4], то на этапе профессионального становления «степень сближения «Я-образа» и образа эталона личности профессионала выражается в способности в ситуации реальной деятельности удерживать и осмысливать возникающие альтернативы, неоднозначные структуры ожиданий, конструктивно формировать замысел автономного профессионального действия» [4]. Важно отметить, что именно от характера это сопряжения во многом зависит степень психологической комфортности в восприятии молодого специалиста, в основном предопределяющей, на наш взгляд, принятие решения о продолжении профессиональной деятельности или о смене направления профессиональной самореализации. Представляется, что наиболее значимыми факторами при этом являются особенности личности педагога и характер во с-приятия условий труда.

Наши исследования личности педагога, проведенные при участии 502 специалистов образовательных учреждений различных типов и видов с использованием стандартизированного метода исследования личности (СМИЛ) в модификации Л.Н. Собчик, показывают значительную выраженность ряда личностных черт (см. рис.).

Рис. Профиль личности педагога

108

Как видно из рисунка, в числе наиболее выраженных личностных свойств отмечаются ригидность, социальная интроверсия, пессимистичность и эмоциональная лабильность. Следует признать конструктивную роль каждого из них в обеспечении эффективности педагогической деятельности. Но также следует признать, что столь значимая выраженность указанных личностных качеств может способствовать и формированию тенденции профессиональной дезадаптации, способствующей повышению риска ухода из профессии.

В этой связи наиболее актуальными направлениями психологического сопровождения нам представляются следующие: психологическая поддержка, направленная на повышение устойчивости к физическим и психологическим нагрузкам; психологическое сопровождение формирования долгосрочной адаптации к условиям профессиональной деятельности; предупреждение и коррекция психологических кризисов. Важное место в структуре психологического сопровождения также занимают аспекты, связанные с повышением психологической компетентности педагогов во взаимодействии с детьми и родителями, коллегами, руководством - прежде всего, коммуникативной, связанной с умением строить и поддерживать конструктивный диалог с партнерами по коммуникации, регулировать степень и характер выраженности ответных эмоциональных реакций.

Важными психологическими механизмами при этом являются формирование профессиональной идентичности [5] и субъектности педагога [6], которые также базируются на интеграции личностных и профессиональных качеств, способствуя не только решению актуальных педагогических задач, но и повышению психологической устойчивости к неблагоприятным факторам профессиональной деятельности (значительная часть которых часто связана у молодых педагогов с недостаточным умением адекватно позиционировать себя в качестве субъекта образовательного процесса, что может приводить к конфликтам с другими его участниками).

Важно подчеркнуть в качестве приоритетных задач психологического сопровождения на этапе профессионального становления профилактику эмоционального выгорания, так как по нашим данным оно определяется не столько влиянием профессии, сколько личностной предрасположенностью, что установлено нами в процессе анализа распределения признаков эмоционального выгорания по возрастным группам [2].

В контексте опыта индивидуальной работы с педагогами нам представляется целесообразным особо отметить эффективность ситуативно -ориентированного психологического консультирования, обучения навыкам саморегуляции и совладания со стрессом. Приоритетными техниками, со-

109

гласно нашему опыту, являются техники релаксации, планирования времени, позитивного мышления.

Установленные нами закономерности личностных проявлений педагогов, свойственные различным возрастным группам (в том числе, молодым педагогам в возрасте до 30 лет), а также отсутствие выраженной динамики личностных изменений в процессе профессионально-личностного развития, могут свидетельствовать о том, что не столько специфика свойств личности педагога предопределяется характером деятельности, сколько, являясь изначально присущей (возможно, на уровне тенденций личности), способствуют выбору профессии. Следовательно, в формировании профессионально-обусловленных психологических проблем важную роль играют условия труда.

Нами проведено исследования особенностей восприятия социально -психологического климата в педагогических коллективах посредством диагностической методики социально-психологического климата группы. Результаты показывают, что доминирующим является эмоциональный компонент, свидетельствующий о положительном отношении к коллективу и тенденции к принятию сложившейся системы отношений.

Когнитивный и поведенческий компоненты, однако, выражены в значительно меньшей степени. Это демонстрирует ограниченное понимание психологических особенностей коллег и недостаточное стремление к взаимодействию (в особенности, в неформальных условиях). Такие особенности могут снижать продуктивность взаимодействия в контексте решения профессиональных задач (что актуально согласно современных трендов образования, связанных с необходимостью межпредметной интеграции и развития инклюзивного образования, имманентно коррелированных с комплексным междисциплинарным характером решения профессиональных задач). В этой связи значимым в содержании психологического сопровождения выступает также мотивирование к формированию нефо р-мальных каналов коммуникации, повышению квалификации в смежных педагогических специализациях, проектных решениях на уровне образовательного учреждения и его структурных (функциональных) подразделений. Для молодых педагогов это немало способствует формированию чувства принадлежности к коллективу, поддержки коллег (в особенности, в условиях решения нестандартных задач), следовательно, снижает уровень профессионального стресса.

Несомненно, что решение этих задач не является строгим приоритетом педагога-психолога, а должно обеспечиваться, прежде всего, на административном уровне, посредством создания условий для психологической поддержки педагогов и их профессионально-личностного развития [7].

110

Источники

1. Российские педагоги в зеркале международного сравнительного исследования педаго-

; Нац. исслед. ун-т

«Высшая школа экономики», Ин-т образования. М. , 2015. 36 с.

2. Демьянчук Р.В. Становление личности педагога специального (коррекционного) учреждения: Монография. СПб., 2009. 124 с.

3. Зеер Э.Ф. Профессиональное становление личности инженера-педагога. Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1988.

4. Костромина С.Н. Психология профессионального развития на этапе обучения в вузе // Профессионально-личностное развитие будущего специалиста: сборник статей / Под ред. Н.В. Бордовской. СПб., 2012. С. 25-75.

5. Мухаметзянова Ф.Г., Бисерова Г.К., Яруллина А.Ш. Интеграция личностных и профессиональных качеств в процессе формирования профессиональной идентичности в будущего специалиста // Интеграция образования. 2006. № 4. С. 163-167.

6. Мухаметзянова Ф.Г. Интеграция субъектности будущего учителя // Интеграция образования. 2002. № 2-3. С. 127-131.

7. Демьянчук Р.В. Актуальные возможности организации психологической поддержки педагогов в современной школе // Вестник Санкт-Петербургского университета. - Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. 2011. Вып. 4. С. 173-177.

AREAS OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT TEACHERS DURING PROFESSIONAL

FORMATION

Demyanchuk R.V., Mukhametzyanova F.G. This paper analyzes the dynamics of change in the profile of the personality of the teacher in the context of the impact of professional activities.

Keywords: professional-personal development of teachers, stage of professional development, personal qualities of the teacher.

Дата поступления 09.12.2015.

111

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.