УДК: 159.9.072.433 ББК: 6/8.6/8.88.88.6
ПОИСК ЗНАЧИМЫХ ПРИЗНАКОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ПЕДАГОГА
РОМАН ВИКТОРОВИЧ ДЕМЬЯНЧУК,
доцент кафедры специальной психологии Санкт-Петербургского государственного университета Научная специальность 19.00.07 — педагогическая психология
E-mail: rdconsult@yandex.ru
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Математически установлены значимые признаки динамики профессионально-личностного становления педагога. Выявлены рубежные параметры стойкого изменения структуры личности педагога в профессии (возраст, стаж). Проанализирована дисперсия статистически значимых признаков изменений личности по возрастным группам. Ключевые слова: педагог, личность, профессионально-личностное становление.
Annotation. Mathematically established significant signs of dynamics of professional and personal formation of the teacher. Revealed a landmark change in the parameters of a stable personality structure in the profession of the teacher (age, professional experience). Analyzed the variance of statistically significant evidence of changes in the individual age groups. Keywords: teacher, person, professional and personal formation.
В психолого-педагогической литературе широко используется термин «профессиональное становление» личности. Исследователи рассматривают его с различных позиций: как процесс развития личности с начала формирования профессиональных намерений до полной реализации себя в профессиональной деятельности; как формообразование личности, адекватное требованиям профессиональной деятельности; как овладение профессионалом необходимым комплексом связанных с его профессией деловых и нравственных качеств [3].
Основным механизмом становления личности в профессии является разрешение противоречия между сложившимися свойствами личности и объективными требованиями ведущей деятельности. Осуществляя себя в ведущей деятельности, личность постепенно изменяется, что приводит к перестройке мотивов ведущей деятельности, формированию новых свойств.
Учитывая интеграцию первичного набора свойств личности и требований к личности со стороны профессии, представляется целесообразным использовать категорию не столько профессионального, сколько профессионально-личностного становления.
Одним из подходов к анализу этапов становления личности педагога является математико-статисти-ческий. В такой логике поиска значимых признаков профессионально-личностного становления педагога следовать известным периодизациям личностного развития нам представляется нецелесообразным вви-
ду их существенных различий и рассмотрения узкого контекста педагогической профессии. Специфика деятельности педагога в этой связи накладывает существенный отпечаток на формирование личностных качеств [2].
Для установления распределения личностных различий по возрастным группам педагогов (N=264) нами использован дисперсионный анализ данных, полученных с помощью методики многофакторного исследования личности (СМИЛ) в модификации Л.Н. Собчик.
В результате нами установлено, что наибольшие различия определяются в возрастных группах до 30 лет и от 30 лет и старше.
Статистически достоверные различия между выделенными возрастными группами педагогов отмечены по трем шкалам из предусмотренных использованной методикой СМИЛ: рост показателей по шкалам лжи ф=0,020) и интроверсии ф=0,028); снижение — по шкале оптимистичности ф=0,037).
Значимая дисперсия показателей по возрастным группам с шагом десять лет установлена только по шкалам лжи и социальной интроверсии.
Склонность к искажению информации о себе с возрастом нарастает. Интересен факт наличия взаимосвязи между возрастом испытуемых и показателями по шкале лжи. Так, достоверно различаются группы в возрасте до 30 лет и старше 50 лет ф=0,005), а также в возрасте 30-39 лет и старше 50 лет ф=0,034).
С учетом строгой анонимности исследования, та-
№ 2/2016
Вестник Московского университета МВД России
211
кая динамика позволяет предположить, что с возрастом педагоги все больше стремятся к поддержанию своего авторитета — как в глазах окружающих, так и своих собственных. Возможно иное обоснование этой закономерности, в особенности, если учесть тот факт, что между возрастными группами 30-39 лет и 40-49 лет не установлено статистически достоверных различий. Это может следствием того, что возраст 30-49 лет является профессионально наиболее продуктивным и сопровождается наибольшей уверенностью в себе и своих силах. Напротив, начиная с пятидесятилетнего возраста, педагог начинает особенно остро ощущать снижение своих физических возможностей. Вероятно, для него также наступает период осознания смены поколений профессионалов и неизбежности внедрения новых технологий, появления иного видения способов решения профессиональных задач, видоизменения методических и дидактических элементов и многих других изменений. В свете сопутствующих таких переменам переживаний специалист этой возрастной категории для подержания своего рейтинга, с одной стороны, для сохранения и восстановления энергетического баланса, с другой, использует механизмы дополнительных психологических защит, в которых, возможно, ранее не было столь острой необходимости.
Показатели по шкале социальной интроверсии возрастают неравномерно. Наименьшие показатели отмечены в возрастной группе до 30 лет, наибольшие — в возрастной группе старше 50 лет (р=0,031). Очевидно, начинающий педагог проявляет большую готовность к сотрудничеству с коллегами по сравнению со зрелым. По мере повышения профессиональной успешности возрастает уверенность в правильности организации и содержания своей работы и, следовательно, тенденция к игнорированию иного опыта.
Дальнейшее профессионально-личностное становление, однако, приводит к снижению уровня социальной интроверсии (в группе 40-49 лет). Это, наиболее вероятно, является следствием накопления профессионального опыта, который показывает актуальность взаимодействия с коллегами в решении профессиональных задач и возрастающее стремление к социальной аффилиации.
Возрастная группа старше 50 лет характеризуется повторным взлетом показателей социальной интро-версии. Возможно, сказывается влияние формирующегося эмоционального выгорания, что вынуждает педагога расширять сферу экономии эмоций, в том числе связанных с общением.
Важно отметить, что наиболее значимым рубежом в профессионально-личностном становлении педагога оказывается стаж работы 10 лет (математически совпадающий в контексте разделения испытуемых на группы по параметру достоверных различий в структуре личности с возрастом 30 лет). По прохождении этого рубежа изменяется личностный профиль, снижаются показатели качеств оптимистичности, экстраверсии, личностных ресурсов, степень удовлетворенности состоянием оборудования и заработной платой [1]. Повышаются показатели социальной интроверсии, эмоциональной стабильности, организованность и самосознание, возрастает оценка поведенческого компонента социально-психологического климата. Вместе с тем нарастает и тревожность — как ситуативная (наиболее значимо старше 40 лет), так и личностная [1].
Установленные нами признаки профессионально-личностного становления педагога далеко не исчерпывают их возможного многообразия, но могут быть использованы при разработке подходов к организации и содержанию психологического сопровождения педагогов в образовательных организациях.
Литература
1. Демьянчук Р.В. Становление личности педагога специального (коррекционного) образовательного учреждения: Монография. — СПб., 2009.
2. Демьянчук Р.В. Анализ личностного профиля педагога коррекционного образовательного учреждения в контексте профессиональной деятельности // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. — 2011. — Т. 17. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. № 3. — с. 175-178.
3. Левитан К.М. Личность педагога: становление и развитие. — Саратов, 1999.
212
Вестник Московского университета МВД России
№ 2/2016