Научная статья на тему 'Поиск значимых признаков профессионально-личностного становления педагога'

Поиск значимых признаков профессионально-личностного становления педагога Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
123
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ / TEACHER / ЛИЧНОСТЬ / PERSON / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / PROFESSIONAL AND PERSONAL FORMATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Демьянчук Роман Викторович

Математически установлены значимые признаки динамики профессионально-личностного становления педагога. Выявлены рубежные параметры стойкого изменения структуры личности педагога в профессии (возраст, стаж). Проанализирована дисперсия статистически значимых признаков изменений личности по возрастным группам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Демьянчук Роман Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Searching significant signs professional and personal formation of the teachers

Mathematically established significant signs of dynamics of professional and personal formation of the teacher. Revealed a landmark change in the parameters of a stable personality structure in the profession of the teacher (age, professional experience). Analyzed the variance of statistically significant evidence of changes in the individual age groups.

Текст научной работы на тему «Поиск значимых признаков профессионально-личностного становления педагога»

УДК: 159.9.072.433 ББК: 6/8.6/8.88.88.6

ПОИСК ЗНАЧИМЫХ ПРИЗНАКОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ПЕДАГОГА

РОМАН ВИКТОРОВИЧ ДЕМЬЯНЧУК,

доцент кафедры специальной психологии Санкт-Петербургского государственного университета Научная специальность 19.00.07 — педагогическая психология

E-mail: [email protected]

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Математически установлены значимые признаки динамики профессионально-личностного становления педагога. Выявлены рубежные параметры стойкого изменения структуры личности педагога в профессии (возраст, стаж). Проанализирована дисперсия статистически значимых признаков изменений личности по возрастным группам. Ключевые слова: педагог, личность, профессионально-личностное становление.

Annotation. Mathematically established significant signs of dynamics of professional and personal formation of the teacher. Revealed a landmark change in the parameters of a stable personality structure in the profession of the teacher (age, professional experience). Analyzed the variance of statistically significant evidence of changes in the individual age groups. Keywords: teacher, person, professional and personal formation.

В психолого-педагогической литературе широко используется термин «профессиональное становление» личности. Исследователи рассматривают его с различных позиций: как процесс развития личности с начала формирования профессиональных намерений до полной реализации себя в профессиональной деятельности; как формообразование личности, адекватное требованиям профессиональной деятельности; как овладение профессионалом необходимым комплексом связанных с его профессией деловых и нравственных качеств [3].

Основным механизмом становления личности в профессии является разрешение противоречия между сложившимися свойствами личности и объективными требованиями ведущей деятельности. Осуществляя себя в ведущей деятельности, личность постепенно изменяется, что приводит к перестройке мотивов ведущей деятельности, формированию новых свойств.

Учитывая интеграцию первичного набора свойств личности и требований к личности со стороны профессии, представляется целесообразным использовать категорию не столько профессионального, сколько профессионально-личностного становления.

Одним из подходов к анализу этапов становления личности педагога является математико-статисти-ческий. В такой логике поиска значимых признаков профессионально-личностного становления педагога следовать известным периодизациям личностного развития нам представляется нецелесообразным вви-

ду их существенных различий и рассмотрения узкого контекста педагогической профессии. Специфика деятельности педагога в этой связи накладывает существенный отпечаток на формирование личностных качеств [2].

Для установления распределения личностных различий по возрастным группам педагогов (N=264) нами использован дисперсионный анализ данных, полученных с помощью методики многофакторного исследования личности (СМИЛ) в модификации Л.Н. Собчик.

В результате нами установлено, что наибольшие различия определяются в возрастных группах до 30 лет и от 30 лет и старше.

Статистически достоверные различия между выделенными возрастными группами педагогов отмечены по трем шкалам из предусмотренных использованной методикой СМИЛ: рост показателей по шкалам лжи ф=0,020) и интроверсии ф=0,028); снижение — по шкале оптимистичности ф=0,037).

Значимая дисперсия показателей по возрастным группам с шагом десять лет установлена только по шкалам лжи и социальной интроверсии.

Склонность к искажению информации о себе с возрастом нарастает. Интересен факт наличия взаимосвязи между возрастом испытуемых и показателями по шкале лжи. Так, достоверно различаются группы в возрасте до 30 лет и старше 50 лет ф=0,005), а также в возрасте 30-39 лет и старше 50 лет ф=0,034).

С учетом строгой анонимности исследования, та-

№ 2/2016

Вестник Московского университета МВД России

211

кая динамика позволяет предположить, что с возрастом педагоги все больше стремятся к поддержанию своего авторитета — как в глазах окружающих, так и своих собственных. Возможно иное обоснование этой закономерности, в особенности, если учесть тот факт, что между возрастными группами 30-39 лет и 40-49 лет не установлено статистически достоверных различий. Это может следствием того, что возраст 30-49 лет является профессионально наиболее продуктивным и сопровождается наибольшей уверенностью в себе и своих силах. Напротив, начиная с пятидесятилетнего возраста, педагог начинает особенно остро ощущать снижение своих физических возможностей. Вероятно, для него также наступает период осознания смены поколений профессионалов и неизбежности внедрения новых технологий, появления иного видения способов решения профессиональных задач, видоизменения методических и дидактических элементов и многих других изменений. В свете сопутствующих таких переменам переживаний специалист этой возрастной категории для подержания своего рейтинга, с одной стороны, для сохранения и восстановления энергетического баланса, с другой, использует механизмы дополнительных психологических защит, в которых, возможно, ранее не было столь острой необходимости.

Показатели по шкале социальной интроверсии возрастают неравномерно. Наименьшие показатели отмечены в возрастной группе до 30 лет, наибольшие — в возрастной группе старше 50 лет (р=0,031). Очевидно, начинающий педагог проявляет большую готовность к сотрудничеству с коллегами по сравнению со зрелым. По мере повышения профессиональной успешности возрастает уверенность в правильности организации и содержания своей работы и, следовательно, тенденция к игнорированию иного опыта.

Дальнейшее профессионально-личностное становление, однако, приводит к снижению уровня социальной интроверсии (в группе 40-49 лет). Это, наиболее вероятно, является следствием накопления профессионального опыта, который показывает актуальность взаимодействия с коллегами в решении профессиональных задач и возрастающее стремление к социальной аффилиации.

Возрастная группа старше 50 лет характеризуется повторным взлетом показателей социальной интро-версии. Возможно, сказывается влияние формирующегося эмоционального выгорания, что вынуждает педагога расширять сферу экономии эмоций, в том числе связанных с общением.

Важно отметить, что наиболее значимым рубежом в профессионально-личностном становлении педагога оказывается стаж работы 10 лет (математически совпадающий в контексте разделения испытуемых на группы по параметру достоверных различий в структуре личности с возрастом 30 лет). По прохождении этого рубежа изменяется личностный профиль, снижаются показатели качеств оптимистичности, экстраверсии, личностных ресурсов, степень удовлетворенности состоянием оборудования и заработной платой [1]. Повышаются показатели социальной интроверсии, эмоциональной стабильности, организованность и самосознание, возрастает оценка поведенческого компонента социально-психологического климата. Вместе с тем нарастает и тревожность — как ситуативная (наиболее значимо старше 40 лет), так и личностная [1].

Установленные нами признаки профессионально-личностного становления педагога далеко не исчерпывают их возможного многообразия, но могут быть использованы при разработке подходов к организации и содержанию психологического сопровождения педагогов в образовательных организациях.

Литература

1. Демьянчук Р.В. Становление личности педагога специального (коррекционного) образовательного учреждения: Монография. — СПб., 2009.

2. Демьянчук Р.В. Анализ личностного профиля педагога коррекционного образовательного учреждения в контексте профессиональной деятельности // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. — 2011. — Т. 17. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. № 3. — с. 175-178.

3. Левитан К.М. Личность педагога: становление и развитие. — Саратов, 1999.

212

Вестник Московского университета МВД России

№ 2/2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.