Научная статья на тему 'ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ, НАПРАВЛЕННОЕ НА ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ АДАПТАЦИИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ'

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ, НАПРАВЛЕННОЕ НА ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ АДАПТАЦИИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
63
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / УРОВЕНЬ АДАПТАЦИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Докучаева А.А.

Первый год обучения ребенка в школе рассматривается как период естественной адаптации, причем первое полугодие условно можно назвать этапом первичной адаптации. Его особенность, на наш взгляд, состоит в том, что все дети первые полгода пребывания в школе испытывают определенные трудности, связанные с привыканием к режиму, новым системам требований, новому стилю общения. В связи с этим, нами была разработана программа психологического сопровождения первоклассников к школьному обучению.The article is devoted to possibilities of psychological support of first-graders in the period of adaptation to school.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ, НАПРАВЛЕННОЕ НА ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ АДАПТАЦИИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ»

групп различны, но, исходя из того что, испытуемые находились в равных условиях учебной, можно предполагать, что на улучшение результатов испытуемых экспериментальной группы оказало влияние психологическое сопровождение.

Для подтверждения выводов и сравнительного анализа данных была произведена математическая статистика. Результаты математической статистики доказали, что различия между результатами контрольной и экспериментальной групп являются статистически значимыми, из чего можно сделать вывод, что специально разработанная программа психологического сопровождения для повышения уровня адаптации младших школьников является эффективной. Использованные источники:

1.Александровская, Э.М. Психологическое сопровождение детей младшего школьного возраста: учебно-методическое пособие Ч.1/ Э.М. Александровская. - М.: Генезис, 2012.-212с.

2. Александровская, Э. М., Куренкова, Н.В. Психологическое сопровождение детей / Э. М. Александровская // Журнал прикладной психологии. - 2009. -№6. С. 40-63

3.Битянова, М.Р. Работа психолога в начальной школе / М.Р. Битянова, Т.В. Азарова, Е.И. Афанасьев, Н.Л. Васильева - М.: Генезис, 2001. - 352 с.

4. Циринг, Д. А. Феномен личностной беспомощности у младших школьников / Д. А. Циринг // Начальная школа.- 2009. - № 1. - С. 79-81.

5.Александровская, Э. М. Психологическое сопровождение детей младшего возраста: Учебно-методическое пособие: Ч.2 / Э.М. Александровская. - М.: Генезис, 2010. -80 с.

6. Битянова М.Р. Психолог в школе: содержание и организация работы / М.Р.Битянова. - М., 2000. -125 с.

УДК 159.9.072.432

Докучаева А.А студент

кафедра клинической психологии и психотерапии с курсом ПО ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого»

Россия, г. Красноярск ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ, НАПРАВЛЕННОЕ НА ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ АДАПТАЦИИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ THE PROGRAM OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF FIRST-GRADERS AIMED AT IMPROVING THE LEVEL

OF ADAPTATION TO SCHOOL Аннотация: первый год обучения ребенка в школе рассматривается как период естественной адаптации, причем первое полугодие условно

можно назвать этапом первичной адаптации. Его особенность, на наш взгляд, состоит в том, что все дети первые полгода пребывания в школе испытывают определенные трудности, связанные с привыканием к режиму, новым системам требований, новому стилю общения. В связи с этим, нами была разработана программа психологического сопровождения первоклассников к школьному обучению.

Ключевые слова: адаптация, психологическое сопровождение, уровень адаптации, первоклассники.

Abstract: the article is devoted to possibilities of psychological support of first-graders in the period of adaptation to school.

Keywords: adaptation, psychological support, the level of adaptation of first-graders.

Актуальность программы психологического сопровождения

Начало школьной жизни - серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Они должны привыкнуть к коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям.

Как правило, ребята стремятся стать школьниками: они идут в школу с большим интересом и готовностью выполнять учебные задания. Но для многих из них школьные требования слишком трудны, а распорядок слишком строг. Для этих детей период адаптации к школе может быть травмирующим.

Участники психологического сопровождения: взрослые (педагоги, психологи, родители) и обучающиеся 1х классов.

Основной целью программы психологического сопровождения является: помощь детям в адаптации к школе, что подразумевает, в частности, развитие саморегуляции детей, предупреждение и снижение тревожности, а также помощь учителю в создании условий, способствующих интенсивному развитию познавательных возможностей и коммуникативных способностей первоклассников.

Ожидаемый результат: благоприятное течение адаптации первоклассников к обучению в школе.

Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:

• сохранение физического, психического и социального здоровья детей;

• установление контакта с учащимися, с учителем;

• формирование адекватного поведения;

• овладение навыками учебной деятельности.

Занятия строятся в доступной и интересной форме. Используются методы: тренинг, рисуночные методы, игры.

Занятия входят в систему сопровождения адаптации первоклассников к школе, поэтому в ходе их проведения проходят консультации с учителем и

с родителями детей индивидуально и на родительских собраниях, даются рекомендации.

Программа рассчитана на работу в группе из 10-15 человек.

- Для занятий каждый ребенок должен иметь тетрадь в клетку, альбом, цветные карандаши, ручки.

- Продолжительность занятия 30 - 40 минут.

- Оптимальная периодичность встреч - 2 раз в неделю.

- Важно создать доброжелательную обстановку в классе, чтобы каждый чувствовал себя уверенно и не боялся сделать ошибку.

Программа психологического сопровождения состоит из 10-ти тематических занятий, включая встречи с родителями и учителями, с ознакомлением рекомендаций по адаптации первоклассников.

С целью проверки эффективности психологического сопровождения направленной повышение уровня адаптации первоклассников, была проведена повторная диагностика, которая позволила проследить изменения повышения уровня адаптации. Использованы те же методы диагностики, что и до реализации сопровождения.

После проведения повторной диагностики можно сделать вывод, что специально разработанная программа психологического сопровождения, направленная на повышение уровня адаптации у детей является эффективной.

Полученные данные могут явиться основой для дальнейших исследований по данной проблеме.

Использованные источники:

1.Александровская, Э.М. Психологическое сопровождение детей младшего школьного возраста: учебно-методическое пособие Ч.1/ Э. М. Александровская. - М.: Генезис, 2007. -54 с.

2.Битянова Л. Психологическое сопровождение детей / Л. Битянова // Школьный психолог. - 2010. - № 10. -С. 34-36

3.Костяк, Т.В. Психологическая адаптация первоклассников / Т. В. Костяк. -М.: «Академия», 2008. -47 с.

4.Александровская, Э. М. Психологическое сопровождение детей младшего возраста: Учебно-методическое пособие: Ч.2 / Э.М. Александровская. - М.: Генезис, 2010. -80 с.

5.Александровская, Э. М. Психологическое сопровождение школьников: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Э.М. Александровская. - М.: 2012. -172 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.