ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Программа психологического консультирования родителей, воспитывающих ребенка с аутизмом Кафьян Э. М.
Кафьян Элла Манвеловна / Kafian Ella Manvelovna - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра специальной педагогики и психологии, факультет специального образования, Армянский государственный педагогический университет им. Х. Абовяна, г. Ереван, Республика Армения
Аннотация: представлены основные положения программы психологического консультирования родителей, воспитывающих детей с аутизмом. Описаны условия, необходимые для организации консультаций с родителями, а также основные направления психокоррекционной работы с родителями, воспитывающими ребенка с аутизмом.
Ключевые слова: аутизм, схема встреч, направление консультаций, анализ результатов, установка на дальнейшее сотрудничество.
В настоящее время в Армении, как отмечают многочисленные специалисты, медики, психологи, педагоги, отмечается достаточно большое количество детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения, а именно с аутизмом. По данным Минздрава Армении, с 2008 по 2014 годы в Республиканском детском психоневрологическом диспансере было зарегистрировано 602 новых случая аутизма у детей в возрасте до 18 лет. При этом, если в 2008 году количество детей-аутистов составляло 75, а в 2011-ом - 118, в 2012 году - 121, то уже по состоянию на 2014 год еще 288 детям был поставлен диагноз - аутизм.
Проблема аутизма в нашей республике достаточно нова и соответственно отмечается большой дефицит специализированных просветительских и научно -методических рекомендаций по организации психологической помощи и поддержки родителей и семьи, воспитывающих таких детей. Как показывает наш многолетний опыт работы, трудности семьи и родителей, имеющих ребенка аутизмом, достаточно глубоки, обширны и разнообразны. Из этого следует, что одноразовой консультацией их невозможно разрешить. Становится очевидным, что необходимым условием эффективной работы психолога с семьей и родителями, имеющими ребенка с аутизмом, является организация многократных консультативных встреч.
В силу специфического отношения родителей к вмешательству специалистов в процесс лечения, воспитания и обучения аутичного ребенка (непонимание особенностей развития такого ребенка, неверие и недоверие специалистам, собственное чувство стыда и боязнь огласки и т. д.) достигнуть доверительных и свободных встреч с психологом является довольно сложным и трудоемким процессом. Но, даже достигнув взаимопонимания с родителями, психолог сталкивается с другой, часто встречаемой в таких случаях, проблемой. Идет процесс так называемого «перегиба», когда родитель начинает принимать специалиста как всемогущего мага, который уже только своим вмешательством может решить все проблемы. Родители, найдя, по их мнению, «самого лучшего специалиста» самоустраняются или довольно пассивны в участии коррекционно -развивающего процесса. Поэтому перед специалистами стоит сложная задача убедить родителей, что только совместная, последовательная и систематическая деятельность в процессе развития и воспитания ребенка с аутизмом может привести к положительным результатам.
Изучив и проанализировав передовой опыт работы ведущих специалистов по основным вопросам и направлениям психологического консультирования родителей,
воспитывающих ребенка с аутизмом (И. И. Мамайчук [5]; Е. М. Мастюковой [3]; В. В. Ткачева [4]; Э. М. Кафьян [1] и др.), а также обобщив практический опыт отечественных специалистов, работающих в этой области (психиатры Люлетджян К. Е., Атаджанян Л., Егиян М. Г., психолог Гаспарян Х. П. др.), и на основе наших многолетних исследований мы определили ряд основных условий, необходимых в организации работы с родителями:
1. Настрой родителей на долговременное сотрудничество (безусловное обговаривание многоразовых встреч);
2. Поощрение родителей к активному взаимосотрудничеству, активное вовлечение в коррекционный процесс;
3. Привлечение к сотрудничеству остальных членов семьи, в том числе и старшего поколения;
4. Создание позитивно настроенного социального окружения (организация так называемого «жизненного пространства» семьи и окружения);
5. Формирование установочного компонента - адекватная мотивация, настрой на успех, а также пересмотр собственных сложившихся стереотипов, чувств, ожиданий и представлений;
6. Документальное фиксирование положений и направлений консультативной помощи (аудио,- видео-, фото-отчеты самого коррекционно-развивающего процесса и его динамики).
Мы считаем, что, учитывая представленные условия, можно максимально эффективно проводить психо-коррекционную работу с родителями и семьями, воспитывающими ребенка с аутизмом.
Представляем основные положения «Программы психологического консультирования родителей, воспитывающей ребенка с аутизмом», разработанной и внедренной в практику работы Ереванского Медикопсихологопедагогического Центра Оценивания.
Программа предусматривает выделение следующих основных разделов:
1. Опрос-анкетирование родителей.
2. Построение схемы встреч и направление консультаций.
3. Анализ результатов проводимой консультативной работы и установка на дальнейшее сотрудничество.
4. Изыскание дополнительных средств эффективности проводимой работы.
1. Опрос-анкетирование родителей
Мы считаем очень важным и необходимым в самом начале сотрудничества проведение специального опроса родителей, воспитывающих ребенка с аутизмом. Анализ полученных ответов, а также дополнительные встречи и беседы позволяют нам определить:
• сроки обнаружения или выявления у ребенка проблемы или нарушения;
• отношение родителя к наличию у своего ребенка нарушения;
• отношение остальных членов семьи к проблеме ребенка;
• степень информированности родителей о специфике проблемы;
• степень информированности родителей о динамике лечения, развития, обучения и воспитания ребенка с аутизмом;
• основные направления организации обследования, лечения, обучения и воспитания аутичного ребенка (если проводились);
• ожидаемые результаты от проводимых лечебно -коррекционных мероприятий (если проводились);
• соответствие результатов проводимой работы собственным представлениям и ожиданиям (если проводились);
• определение основных ожиданий относительно будущего развития и социального статуса ребенка с аутизмом.
После выяснения круга интересующих вопросов, психолог определяет основные направления психокоррекционной работы с родителями, воспитывающими ребенка с аутизмом. Основной упор должен делаться на формирование у родителей оптимистической установки и готовности последовательно и систематически проводить лечебную и коррекционно-развивающую работу с ребенком. В процессе работы с родителями и семьей ребенка с аутизмом, психолог должен учитывать, что сам факт наличия такого ребенка является для них источником постоянного психологического стресса.
Принятие и адаптация к состоянию «особой» семьи проходит очень длительно и болезненно. Родители и семья ребенка испытывают психологический дискомфорт и фрустрацию, что не может не сказаться на внутрисемейных отношениях. Считаем важным обратить особое внимание на неоднозначность и сложность взаимоотношений проблемного ребенка с родителями в рамках семьи, не говоря уже о социальным окружении.
Отсюда следует, что основной направленностью психокоррекционной работы является перемена отношения родителей и семьи к сложившейся дисгармоничной ситуации и формирование терпимости к трудностям и особенностям развития ребенка с аутизмом.
Достижению этой цели способствует профессиональная и тактичная информированность родителей и семьи о специфике нарушения ребенка, особенностей его проявления и основных этапах дальнейшего развития. К сожалению, осознав в той или иной степени проблему ребенка, родители часто впадают в другую крайность, развивая бурную активность в самостоятельном определении направлений, средств и методов лечения и коррекции нарушений ребенка.
Родители часто, так сказать, «перебирают» разных специалистов, врачей, пробуют классические или различные альтернативные методы и способы лечения и развития такого ребенка, надеясь и быстро разочаровываясь и в конечном итоге часто психологически «выгорают» что, несомненно, приводит к психологически напряженной ситуации в семье.
В связи с этим считаем необходимым отметить, что психолог должен иметь достаточную профессиональную компетентность в освещении широкого круга выбора родителями лечебного, педагогического и коррекционного направления развития аутичного ребенка. Психолог также должен корректно регулировать специфику взаимоотношений родителей с другими специалистами, а также способствовать их результативному взаимному сотрудничеству.
2. Построение схемы встреч и направление консультаций
Психолог, прояснив и определив весь контекст отношений родителей и семьи к ребенку с аутизмом, планирует основные направления психологического консультирования, а также частоту и интенсивность встреч, формы и типы взаимного сотрудничества.
Исходя из поставленных задач, психолог планирует также основные формы проведения консультативных встреч с родителями. Как показывает наш опыт работы, родители ребенка с нарушением эмоционально-волевой сферы и поведения предпочитают, а в некоторых случаях даже настаивают на проведении с психологом только индивидуальных встреч. Это можно объяснить тем, что родители ребенка подсознательно, а иногда и открыто испытывают сложные чувства смущения и стыда за сам факт рождения у них такого ребенка. В беседах со специалистами они пытаются утаить или нивелировать трудности и особенности развития своего ребенка. Очень часто родители своеобразно интерпретируют и комментируют поступки или поведение своего ребенка, подставляя свои представления к различным фактам их жизнедеятельности. Так, например, папа глубоко аутичного ребенка комментирует стереотипность и ритуальность поведения своего семилетнего ребенка: «Мой сын гениален! Ему жалко тратить время на сон: он не заснет, пока не переделает все дела»
37
(от автора: действия проводятся строго последовательно - рисование, просмотр мультфильмов, качели во дворе, потом «пение» под караоке, затем лепка из пластилина и т. п., причем все это может продлиться до глубокой ночи - до 5-ти или до 6-ти часов утра!). Или мама другого ребенка с нарушением эмоционально-волевой сферы и поведения так объясняет направленную именно против нее агрессию ребенка: «Он постоянно бьет меня, так как не может сказать, что именно ему нужно, а вот потом очень-очень жалеет, и толкает на кровать... Это он так извиняется и хочет, что бы я отдохнула».
Мы считаем, что очень важная и, несомненно, трудная профессиональная задача психолога - это прояснить родительские ожидания по отношению к ребенку с нарушением эмоционально-волевой сферы и поведения, а также представить родителям перспективы будущей жизнедеятельности их ребенка. На этом этапе работы проведение психологом индивидуальных бесед и встреч с родителями может быть более обоснованным и оправданным. Родителям необходимо дать понять, что это их ожидания и фактическое положение дела может не соответствовать действительности. Но особенности в развитии ребенка не означают, что у него не может быть динамики. У каждого ребенка есть потенциал развития и психолог должен определить и представить родителю зоны его актуального и ближайшего развития. Даже незначительные изменения в динамики развития такого ребенка необходимо постоянно замечать и учитывать. Таким образом, мы формируем у родителя оптимистический настрой по адекватной оценке к развитию ребенка.
Решению этих задач способствует и перевод индивидуальных встреч с родителями в другие формы работы. Прежде всего - это встречи с остальными членами семьи.
Необходимо отметить, что в Армении очень часто встречаются случаи довольно многочисленного состава семьи, когда непосредственно с родителями и детьми совместно проживают бабушки, дедушки, а иногда и прабабушки и прадедушки! Поэтому мы считаем необходимым проведение психологического консультирования адресной направленности, что подразумевает организацию встреч психолога со всеми членами семьи в домашних условиях. Практика организации таких семейных встреч показывает ее достаточно высокую эффективность, поскольку настраивает всех действительных членов семьи, имеющих аутичного ребенка, на плодотворное и продуктивное сотрудничество.
Мы считаем необходимым постепенное расширение рамок индивидуального и семейного консультирования. На этом этапе работы к взаимному сотрудничеству приглашаются и другие родители, воспитывающие ребенка с аналогичными нарушениями. Организация и проведение таких совместных встреч и консультаций приводит к достаточно высокому уровню результативности работы психолога. На этих встречах под руководством психолога происходит моделирование и проигрывание семейных отношений, анализируются проблемы, с которым сталкиваются родители в вопросах лечения, воспитания и обучения аутичного ребенка, сообща вырабатываются пути их разрешения. Необходимо проводить работу и по коррекции сложившихся отношений к ребенку, формируется модель поведения родителей к другим членам семьи, психологическое консультирование по пересмотру и перестановки сложившихся семейных ролей, а также элементы психологической разрядки.
3. Анализ результатов проводимой консультативной работы с родителями и установка на дальнейшее сотрудничество
Считаем важным особо подчеркнуть значимость этого раздела работы. При этом мы подразумеваем необходимость периодической переоценки направлений и видов консультативной деятельности психолога и сотрудничавших с ним родителей. В связи с этим мы рекомендуем и специалисту и родителям вести так называемые «дневники встреч», где записываются и фиксируются все этапы и особенности проводимых консультативных и коррекционно-развивающих мероприятий. Все это дает
38
возможность через определенные периоды (или по мере надобности) проводить анализ проделанной работы, отметить достижения и возникшие трудности, произвести переустановку намеченных целей, выработать новые пути достижения запланированного результата.
Психолог, фиксируя направления и виды психологического консультирования, должен проводить анализ выполненной работы, делать соответствующие выводы и производит планирование дальнейшего сотрудничества с родителями и семьей, воспитывающей ребенка с аутизмом.
В свою очередь родители, анализируя документально зафиксированные записи, могут сравнить исходные, промежуточные и конечные результаты каждого этапа взаимного сотрудничества с психологом, а также провести переоценку собственного отношения и переустановку своего отношения к существующим в разные периоды времени проблемам, ожиданиям и надеждам.
4. Изыскание дополнительных средств эффективности проводимой работы
Учитывая специфику проведения психологического консультирования родителей и семьи, воспитывающей ребенка с аутизмом (преодоление психологического дискомфорта и стресса в связи с наличием в семье проблемного ребенка, формирование позитивно настроенной установки по вопросам лечения, обучения и воспитания такого ребенка, перестройки стереотипно сложившегося отношения к нему всех членов семьи в частности и социального окружения в общем и т. д.) мы считаем необходимым включение в этот раздел программы проведение специально организованных мероприятий по повышению эффективности психологической консультативной работы.
Следует обратить внимание на расширение рамок группового консультирования (вне семейных позиций).
К групповой форме психологического консультирования мы относим организацию, как психологом, так и самими родителями, встреч за «круглым столом», родительских клубов, различных конференций. Причем инициаторами в проведении таких общественных мероприятий зачастую являются именно сами родители, которые таким образом создают различные неформальные сообщества. Родители с большим, так назовем, «опытом» воспитания аутичного ребенка, активно участвуют в поддержке и консультировании других родителей, делятся своим опытом в вопросах организации лечения, воспитания и обучения детей с аутизмом, дают советы по преодолению сложных отношений в семье, предлагают пути преодоления личностного кризиса. Очень часто родители в результате совместного с психологом обсуждения приходят к прояснению собственно родительских ожиданий в отношении аутичного ребенка и находят им разумную альтернативу. Опять-таки по инициативе родителей могут систематически организовываться совместные конференции по проблемам семьи, имеющей ребенка с нарушением эмоционально-волевой сферы и поведения с привлечением специалистов различного профиля и представительства государственных соответствующих структур. На этих встречах и конференциях могут проводиться также обсуждение сложившейся в республике ситуации по отношению общественности и государства к проблемам семей, имеющих детей с аутизмом. Именно обращение сообщества родителей, воспитывающих детей с аутизмом в Армении, привлекло внимание правительства и привело в основанию в Армении в 2012 г. «Национального фонда Аутизма», который на государственном уровне подразумевает организацию своевременной диагностики, определения стратегии преодоления данного нарушения у детей и систему поддержки семьям, воспитывающих такого ребенка.
Итак, отмечая важность и необходимость организации психологического консультирования родителей и семьи, воспитывающей ребенка с аутизмом, мы считаем необходимым учет рекомендованной нами программы и выше представленную специфику ее проведения.
39
Литература
1. Кафьян Э. М. Основные направления коррекционной работы по развитию коммуникативных способностей у детей с расстройствами аутистического спектра. В сборн. научно-методических статьей «Специальная педагогика и психология». Ереван. «Зангак-97», 2009, № 8. С. 174-180.
2. Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. Речь, 2002. 220 с.
3. Мастюкова Е. М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС.- 2003,- 408 с.
4. Ткачева В. В. Семья ребенка с отклонениями в развитии. Диагностика и консультирование. М.: Гном-Пресс, 2008. 144 с.