УДК 376.42
А.А. Пухова, М.М. Киселева
Курганский государственный университет,
Курган
АЛГОРИТМ ПОМОЩИ СЕМЬЕ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С АУТИЗМОМ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)
Аннотация. Данная статья посвящена обзору литературы по проблеме помощи семье, воспитывающей ребенка с аутизмом. Предложено описание основных рекомендаций для коррекции аутистического расстройства.
Ключевые слова: ранний детский аутизм, помощь семье, коррекция.
A. A. Pukhovа, M. M. Kiseleva Kurgan state University, Kurgan
ALGORITHM OF SUPPORT FOR FAMILIES BRINGING UP CHILD WITH AUTISM (REVIEW OF THE LITERATURE)
Abstract. This article is devoted to the review of literature on the problem of supporting a family raising a child with autism. The description of the main recommendations for the correction of autism disorder is proposed.
Key words: early childhood autism, family support, correction.
Основная тяжесть повседневной работы с аутичным ребенком ложится, конечно, на семью. Работа с родителями аутичного ребенка является крайне важной. Семья аутичного ребенка зачастую лишена поддержки знакомых, а иногда даже близких людей. По причине неосведомленности окружающих о сущности проблемы раннего детского аутизма, родителям с трудом удается разъяснить причины разлаженного поведения ребенка, его капризов, отвести от себя упреки в его избалованности.
Близкие оказываются перед необходимостью переустройства жизни семьи с учетом интересов ребенка. Приходится думать не об удобстве и спокойствии, а о целесообразности и пользе происходящего в доме и семье для развития ребенка. Такой подход требует от близких самоотверженности и сил, но в моменты обострений уверенность в достижении положительного результата усилий ослабевает, «опускаются руки». В такие тяжелые моменты близкие ребенка нуждаются в поддержке не меньше его самого. Поскольку у нас не развита система психологической и социальной поддержки, эту серьезную и ответственную функцию придется взять на себя педагогу, занимающемуся с ребенком. Часто такая помощь оказывается эф-
фективной, т.к. педагогу доверяют. Полезно регулярно говорить с родителями аутичного ребенка, обсуждать возникающие ситуации. Во время этих бесед следует подготовить родителей к тому, что в ходе развития ребенка возможны периоды обострения, обсудить с ними тактику общих действий в такие моменты, в особенно трудные моменты необходимо помогать конкретными советами и действиями [1].
Изучение и разработка приемов помощи семье, в которой воспитывается аутичный ребенок, до настоящего времени осуществлялись медицинской психологией и психотерапией. Попытки оказания профессиональной психологической поддержки подобным семьям стали предприниматься только недавно, и пока они носят эпизодический характер. Существует ряд специальных исследований, которые направлены на выявление трудностей семьи с аутичным ребенком, описывающих тот характерный отпечаток, который они накладывают на членов семьи аутичного ребенка, также исследуются адаптивные возможности семьи в целом, предлагаются специальные шкалы для оценки взаимодействия детей и родителей.
В целом, выносливость и успешность адаптации семьи зависит от ее сплоченности, от включенности в семейные проблемы всех членов семьи, от того, как семья оценивает перспективы развития аутичного ребенка и от того, какую социальную и психологическую поддержку получает семья. Основные направления помощи таким семьям:
- психотерапия членов семьи;
- ознакомление родителей с рядом психических особенностей ребенка;
- составление индивидуальной программы воспитания и обучения аутичного ребенка в домашних условиях;
- обучение родителей методам воспитания аутичного ребенка [2].
Чтобы сделать менее болезненным процесс адаптации родителей к поставленному диагнозу, к пребыванию в лечебных учреждениях, для детей с аутизмом целесообразно предпринимать такие шаги:
- эмоционально поддерживать адаптационный процесс у родителей (позитивное подкрепление усилий, предпринятых родителями для лечения ребенка, нормализация переживаний и переносимых трудностей);
- укреплять родительскую самооценку (привлечение внимания родителей к их значимости в данной ситуации, оказание помощи в систематизации имеющегося опыта обращения с детьми и т.д.);
- помогать родителям в исследовании ситуации болезни с целью снятия чувства вины, это способствует лучшему пониманию особенностей заболевания и его последствий;
- способствовать эффективному общению родителей с профессионалами (медицинский персонал, психологи, социальные службы);
- способствовать эмоционально открытому взаимодействию родителей с ребенком, что сможет улучшить физическое и психологическое благополучие ребенка;
- помогать налаживанию прямого и открытого общения внутри семьи, взаимной поддержке.
Родители должны проявлять терпение и последовательность в обучении и воспитании ребёнка с расстройством аутистического спектра, создавая для него дома максимально спокойную обстановку. Для этого следует заботиться и о своем психическом благосостоянии, делая перерывы на отдых, посещая психолога для консультаций по воспитанию ребенка. Помощь родителей требуется в адаптации ребенка с аутизмом не только дома, но и на улице, в детском саду, в школе. Упорно, но мягко преодолевая его сопротивление, нежелание общаться, родители в конечном итоге дают понять ребенку, что для него возможно общение словами, игры со сверстниками и т. д.[4].
Список литературы
1 Беттельхейм Б. Пустая крепость. Детский аутизм и рождение Я /Б. Беттельхейм. - Москва : Академический проспект, 2013. - 480 с.
2 Демьянчук Л. Н. Комплексное психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальных (коррекционных) образовательных учреждений /
Л. Н. Демьянчук, С. Ю. Кондратьева. - Санкт-Петербург, 2013.
3 Карвасарская И.Б. Психологическая помощь аутичной семье // Психосоциальные проблемы психотерапии, коррекци-онной педагогики, спец. психологии: матер. III съезда РПА и науч.-практ. конф. (Курск, 20-23 окт, 2003 г.). -
Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2003. - 271 с.
4 Никольская О. С. Аутичный ребенок / О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. - Москва, 2014.
References
1 Bettelkheym B. Pustaya krepost. Detskiy autizm i rozhdeniye Ya /B. Bettelkheym. - Moskva : Akademicheskiy prospekt, 2013. - 480 s.
2 Demianchuk L. N. Kompleksnoye psikhologo-pedagogicheskoye mediko-sotsialnoye soprovozhdeniye detey s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorovia v usloviyakh spetsialnykh (korrektsionnykh) obrazovatelnykh uchrezhdeniy/ L. N. Demianchuk, S. Yu. Kondratyeva. - Sankt-Peterburg, 2013.
3 Karvasarskaya I.B. Psikhologicheskaya pomoshch autichnoy semye //Psikhosotsialnyye problemy psikhoterapii. korrektsionnoy pedagogiki. spets. psikhologii: мater. III syezda RPA i nauch.-prakt. konf. (Kursk. 20-23 okt.. 2003 g.). - Kursk: Izd-vo Kursk. gos. un-ta, 2003. - 271 s.
4 Nikolskaya O. S. Autichnyy rebenok / O. S. Nikolskaya, E. R. Bayenskaya, M. M. Libling. - Moskva, 2014.
УДК 376.42
А.А. Сосновских, М.М. Киселева
Курганский государственный университет,
Курган
СИСТЕМА РАННЕЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы организации системы ранней комплексной
помощи детям с нарушениями зрения и семье, которая воспитывает такого ребенка. Также в статье отражены некоторые особенности развития данной категории детей. Эта проблема очень актуальна в современном мире, так как необходимо адаптировать учащихся с особенностями развития к жизни в социуме.
Ключевые слова: ранняя комплексная помощь, нарушение зрения.
A.A. Sosnovskikh, M.M. Kiseleva Kurgan state University, Kurgan
SYSTEM EARLY COMPREHENSIVE ASSISTANCE TO CHILDREN WITH VISUAL IMPAIREMENTS (LITERATURE REVIEW)
Abstract. The article deals with the organization of the system of early comprehensive care to children with visual impairment and the family that brings up such a child. The article also reflects some features of the development of this category of children. This problem is very relevant in the modern world, as it is necessary to adapt schoolchildren with special needs to life in society.
Key words: early comprehensive assistance, visual impairment.
Одной из важнейших задач, стоящих перед системой специального образования, является включение детей с особенностями психофизического развития в жизнь современного общества. Решение этой задачи требует особого внимания и специально организованной ранней комплексной помощи в случае работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения зрения. Обладая определенными возможностями интеллектуального развития, эти дети часто ограничены в своей мобильности, в первую очередь, из-за отсутствия внешних визуальных раздражителей, побуждающих видящего ребенка к самостоятельному движению [1].
Категория детей с нарушениями зрения весьма разнообразна и неоднородна. Она включает следующие подкатегории:
- слепые с полным отсутствием зрения и дети с остаточным зрением, при котором острота зрения равна 0,05 и ниже на лучше видящем глазу;
- слабовидящие со снижением зрения от 0,05 до 0,2 на лучше видящем глазу с очковой коррекцией;
- дети с амблиопией и косоглазием [4].
Л.И. Солнцева отмечала три характерные особенности развития незрячего ребенка. Первая заключается в некотором общем отставании развития незрячего по сравнению с развитием зрячего, что вызвано меньшим и бедным запасом представлений, недостаточной развитостью двигательной сферы, ограниченностью освоенного пространства, а самое главное - меньшей актив-