Научная статья на тему 'Система ранней комплексной помощи детям с нарушениями зрения (обзор литературы)'

Система ранней комплексной помощи детям с нарушениями зрения (обзор литературы) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1601
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ранняя комплексная помощь / нарушение зрения / early comprehensive assistance / visual impairment

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А. А. Сосновских, М. М. Киселева

В статье рассматриваются вопросы организации системы ранней комплексной помощи детям с нарушениями зрения и семье, которая воспитывает такого ребенка. Также в статье отражены некоторые особенности развития данной категории детей. Эта проблема очень актуальна в современном мире, так как необходимо адаптировать учащихся с особенностями развития к жизни в социуме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM EARLY COMPREHENSIVE ASSISTANCE TO CHILDREN WITH VISUAL IMPAIREMENTS (LITERATURE REVIEW)

The article deals with the organization of the system of early comprehensive care to children with visual impairment and the family that brings up such a child. The article also reflects some features of the development of this category of children. This problem is very relevant in the modern world, as it is necessary to adapt schoolchildren with special needs to life in society.

Текст научной работы на тему «Система ранней комплексной помощи детям с нарушениями зрения (обзор литературы)»

- способствовать эмоционально открытому взаимодействию родителей с ребенком, что сможет улучшить физическое и психологическое благополучие ребенка;

- помогать налаживанию прямого и открытого общения внутри семьи, взаимной поддержке.

Родители должны проявлять терпение и последовательность в обучении и воспитании ребёнка с расстройством аутистического спектра, создавая для него дома максимально спокойную обстановку. Для этого следует заботиться и о своем психическом благосостоянии, делая перерывы на отдых, посещая психолога для консультаций по воспитанию ребенка. Помощь родителей требуется в адаптации ребенка с аутизмом не только дома, но и на улице, в детском саду, в школе. Упорно, но мягко преодолевая его сопротивление, нежелание общаться, родители в конечном итоге дают понять ребенку, что для него возможно общение словами, игры со сверстниками и т. д.[4].

Список литературы

1 Беттельхейм Б. Пустая крепость. Детский аутизм и рождение Я /Б. Беттельхейм. - Москва : Академический проспект, 2013. - 480 с.

2 Демьянчук Л. Н. Комплексное психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальных (коррекционных) образовательных учреждений /

Л. Н. Демьянчук, С. Ю. Кондратьева. - Санкт-Петербург, 2013.

3 Карвасарская И.Б. Психологическая помощь аутичной семье // Психосоциальные проблемы психотерапии, коррекци-онной педагогики, спец. психологии: матер. III съезда РПА и науч.-практ. конф. (Курск, 20-23 окт, 2003 г.). -

Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2003. - 271 с.

4 Никольская О. С. Аутичный ребенок / О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. - Москва, 2014.

References

1 Bettelkheym B. Pustaya krepost. Detskiy autizm i rozhdeniye Ya /B. Bettelkheym. - Moskva : Akademicheskiy prospekt, 2013. - 480 s.

2 Demianchuk L. N. Kompleksnoye psikhologo-pedagogicheskoye mediko-sotsialnoye soprovozhdeniye detey s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorovia v usloviyakh spetsialnykh (korrektsionnykh) obrazovatelnykh uchrezhdeniy/ L. N. Demianchuk, S. Yu. Kondratyeva. - Sankt-Peterburg, 2013.

3 Karvasarskaya I.B. Psikhologicheskaya pomoshch autichnoy semye //Psikhosotsialnyye problemy psikhoterapii. korrektsionnoy pedagogiki. spets. psikhologii: мater. III syezda RPA i nauch.-prakt. konf. (Kursk. 20-23 okt.. 2003 g.). - Kursk: Izd-vo Kursk. gos. un-ta, 2003. - 271 s.

4 Nikolskaya O. S. Autichnyy rebenok / O. S. Nikolskaya, E. R. Bayenskaya, M. M. Libling. - Moskva, 2014.

УДК 376.42

А.А. Сосновских, М.М. Киселева

Курганский государственный университет,

Курган

СИСТЕМА РАННЕЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы организации системы ранней комплексной

помощи детям с нарушениями зрения и семье, которая воспитывает такого ребенка. Также в статье отражены некоторые особенности развития данной категории детей. Эта проблема очень актуальна в современном мире, так как необходимо адаптировать учащихся с особенностями развития к жизни в социуме.

Ключевые слова: ранняя комплексная помощь, нарушение зрения.

A.A. Sosnovskikh, M.M. Kiseleva Kurgan state University, Kurgan

SYSTEM EARLY COMPREHENSIVE ASSISTANCE TO CHILDREN WITH VISUAL IMPAIREMENTS (LITERATURE REVIEW)

Abstract. The article deals with the organization of the system of early comprehensive care to children with visual impairment and the family that brings up such a child. The article also reflects some features of the development of this category of children. This problem is very relevant in the modern world, as it is necessary to adapt schoolchildren with special needs to life in society.

Key words: early comprehensive assistance, visual impairment.

Одной из важнейших задач, стоящих перед системой специального образования, является включение детей с особенностями психофизического развития в жизнь современного общества. Решение этой задачи требует особого внимания и специально организованной ранней комплексной помощи в случае работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения зрения. Обладая определенными возможностями интеллектуального развития, эти дети часто ограничены в своей мобильности, в первую очередь, из-за отсутствия внешних визуальных раздражителей, побуждающих видящего ребенка к самостоятельному движению [1].

Категория детей с нарушениями зрения весьма разнообразна и неоднородна. Она включает следующие подкатегории:

- слепые с полным отсутствием зрения и дети с остаточным зрением, при котором острота зрения равна 0,05 и ниже на лучше видящем глазу;

- слабовидящие со снижением зрения от 0,05 до 0,2 на лучше видящем глазу с очковой коррекцией;

- дети с амблиопией и косоглазием [4].

Л.И. Солнцева отмечала три характерные особенности развития незрячего ребенка. Первая заключается в некотором общем отставании развития незрячего по сравнению с развитием зрячего, что вызвано меньшим и бедным запасом представлений, недостаточной развитостью двигательной сферы, ограниченностью освоенного пространства, а самое главное - меньшей актив-

ностью при познании окружающего мира. Вторая особенность - несовпадение периодов развития незрячих и зрячих детей, так как незрячему приходится вырабатывать свои способы познания предметного мира, не свойственные зрячим. Третья особенность - диспропорциональность, которая проявляется в том, что функции и стороны личности, менее страдающие от отсутствия зрения (речь, мышление и т.д.), развиваются быстрее, хотя и своеобразно, другие - более медленно (движения, овладение пространством), что вызвано отсутствием приемов и способов компенсации [2].

К основным формам оказания ранней комплексной помощи детям с нарушениями зрения относятся:

• педагогическое сопровождение ребенка в условиях семьи;

• индивидуальные занятия;

• групповые занятия.

1 Психолого-педагогическое сопровождение ребенка в условиях семьи включает в себя:

- коррекционно-развивающую работу непосредственно с ребенком;

- включение родителей в коррекционно-пе-дагогическое занятие педагога с ребенком и участие родителей в групповых семинарах-занятиях. Такое включение проходит поэтапно, в зависимости от готовности близкого взрослого адекватно взаимодействовать с собственным ребенком. На занятиях родители получают знания по формированию тех или иных умений и навыков у ребенка;

- консультирование законных представителей об индивидуальных особенностях ребенка и тех условий, которые необходимы для его оптимального развития, обучение их педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребенком, приемам и методам его воспитания;

- индивидуальное консультирование. Индивидуальный прием одним или несколькими специалистами. Периодичность проведения - от единичного обращения до повторных консультаций от одного раза в месяц до одного раза в неделю;

- оказание психологической поддержки семье: консультирование законных представителей ребенка с ОПФР; психологическая профилактика; психолого-педагогическое просвещение; социально-психологическое сопровождение лиц раннего возраста, находящихся в социально опасном положении.

Психологическое сопровождение направлено на решение следующих задач:

- оптимизация детско-родительских взаимоотношений;

- коррекция неадекватных поведенческих и эмоциональных реакций родителей детей с ограниченными возможностями здоровья;

- обучение родителей психологическим приемам саморегуляции;

- формирование у родителей активной жизненной позиции;

- формирование у родителей представлений

о технологиях и методах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями;

- обучение родителей эффективным приемам коррекционной работы с детьми в домашних условиях;

- домашнее визитирование.

Главной целью раннего домашнего сопровождения является психолого-педагогическая поддержка и сопровождение семьи, имеющей ребенка с нарушением зрения. Поскольку наиболее комфортно ребенок раннего возраста чувствует себя дома, в кругу родственников, основной формой работы являются домашние визиты тифлопедагога.

Задачи раннего домашнего сопровождения можно разделить на две группы:

1) помощь ребенку с нарушением зрения: развитие сохранных анализаторов, развитие осязания и мелкой моторики, предметной деятельности; развитие общей моторики и др.;

2) помощь родителям детей с нарушением зрения: психологическая помощь (помощь в принятии и понимании ребенка, его дефекта); методическая помощь (просвещение по вопросам компетентного взаимодействия, обучения и развития ребенка со зрительной патологией); коррекция детско-родительских отношений [3].

Домашние визиты предпочтительнее потому, что малыш в привычных домашних условиях чувствует себя комфортно, безопасно, его поведение естественно, а это позволяет специалисту объективнее оценить динамику развития ребенка и достичь лучших результатов в своей работе. При этом посещение семьи на дому позволяет получить более полное и многообразное представление об окружающем ребенка мире, его социальном окружении, качестве развивающей среды и многом таком, о чем трудно судить, встречаясь с семьей вне места ее проживания.

2 Индивидуальные занятия.

Индивидуальные занятия в условиях центра.

В данной организационной форме сочетается визитирование и индивидуальное консультирование: основная часть помощи оказывается семье во время визитирования.

3 Групповые занятия.

Групповые занятия в условиях центра

Групповые занятия при обязательном присутствии законных представителей объединяют не более трех детей старше двух лет, по возможности со сходными нарушениями. Проводятся с периодичностью не менее 2 раз в неделю. Продолжительность занятия определяется возможностями ребенка и составляет не менее 2 раз в неделю.

а) занятия в адаптивных группах ЦКРОиР Помимо визитирования и индивидуального консультирования для ребенка (семьи) составляется график занятий в центре, занятия проводятся в группе или подгруппе по обучению взаимодействию с другими детьми с целью адаптации в детском кол-

лективе и интеграции в дошкольное учреждение;

б) занятия в группах кратковременного пребывания ЦКРОиР (как вариант консультирования).

Это группа кратковременного пребывания, где дети вместе с родителями на протяжении четырех часов 2 раза в неделю получают комплексную помощь в условиях центра. Занятия в группе организованы на основании индивидуально составленных программ, четкого расписания кор-рекционно-развивающих занятий у специалистов (учителя-дефектолога, педагога-психолога, инструктора по физической реабилитации) [5].

Список литературы

1 Веретенников И. В. Содержание и методика работы по физическому развитию детей с нарушениями зрения младенческого возраста /И. В. Веретенников // Современные педагогические технологии в обучении и воспитании детей с особенностями психофизического развития. Региональные модели специального образования : материалы IV Республиканского конкурса (7-21 декабря 2010 г.). - Минск: АПО, 2011. - С. 192.

2 Воспитание и обучение слепого дошкольника / под ред. Л. И. Солнцевой, Е. Н. Подколзиной. - Москва, 2005.

3 Методика коррекционно-развивающей работы при нарушениях зрения: методика коррекционно-развивающей работы в раннем возрасте : учеб.-метод. комплекс / под. ред. З. Б. Вахобжоновой. - Москва, 2014. - 217 с.

4 Плаксина Л. И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения : учеб. пособие. - Москва : РАОИКП, 1999.

5 Прокопьева Е. С. Организация психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в условиях семьи в Республике Беларусь /Е. С. Прокопьева // Методика учебно-воспитательной работы в центре коррекционно-развиваю-щего обучения и реабилитации : учеб.-метод. пособие /

М. Вентланд, С. Е. Гайдукевич, Т. В. Горудко [и др.]; под ред. С. Е. Гайдукевич. - Минск: БГПУ, 2009.

References

1 Veretennikov I. V. Soderzhaniye i metodika raboty po fizicheskomu razvitiyu detey s narusheniyami zreniya mladencheskogo vozrasta /1. V. Veretennikov//Sovremennyye pedagogicheskiye tekhnologii v obuchenii i vospitanii

detey s osobennostyami psikhofizicheskogo razvitiya. Regionalnyye modeli spetsialnogo obrazovaniya : materialy IV Respublikanskogo konkursa (7-21 dekabrya 2010 g.). - Minsk: APO, 2011. - S. 192.

2 Vospitaniye i obucheniye slepogo doshkolnika /pod red. L. I. Solntsevoy, E. N. Podkolzinoy. - Moskva, 2005.

3 Metodika korrektsionno-razvivayushchey raboty pri narusheniyakh zreniya: metodika korrektsionno-razvivayushchey raboty v rannem vozraste : ucheb.-metod. kompleks /pod. red. Z. B. Vakhobzhonovoy. - Moskva, 2014. - 217 s.

4 Plaksina L. I. Psikhologo-pedagogicheskaya kharakteristika detey s narusheniyem zreniya : ucheb. posobiye. - Moskva : RAOIKP, 1999.

5 Prokopyeva E. S. Organizatsiya psikhologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya razvitiya rebenka v usloviyakh semi v Respublike Belarus / E. S. Prokopyeva // Metodika uchebno-vospitatelnoy raboty v tsentre korrektsionno-razvivayushchego obucheniya i reabilitatsii: ucheb.-metod. posobiye /M. Ventland, S. E. Gaydukevich, T. V. Gorudko [i dr.]; pod red. S. E. Gaydukevich. - Minsk: BGPU, 2009

УДК 371.927

А.А. Старцева, В.А. Дубовская

Курганский государственный университет,

Курган

ФОРМИРОВАНИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ

Аннотация. В данной статье представлены материалы исследования формирования диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и легкой степенью дизартрии.

Ключевые слова: диалогическая речь, дизартрия, диалог, старшие дошкольники с дизартрией.

A.A. Startseva, V.A. Dubovskaya Kurgan state University, Kurgan

THE FORMATIONOFDIALOGICSPEECH OF SENIOR PRESCHOOL CHILDREN WITH DYSARTHRIA

Abstract. This article presents the materials of the study of the formation of dialogic speech in preschool children with general underdevelopment of speech and mild dysarthria.

Key words: dialogical speech, dysarthria, dialogue, senior preschool children with dysarthria.

Диалогическая речь - это основная форма речевого общения дошкольника, состоящая из обмена высказываниями-репликами [1].

В любом своем звене система образования ориентирована на формирование гармонически развитой личности, способной общаться, приобретая и реализуя полученные знания в целях индивидуального и социального благополучия. В работах многих авторов говорится о том, что нужно формировать языковые средства, в том числе формы и функции речи. Однако, на сегодняшний день вопрос того, как это сделать, мало разработан. Поэтому овладение детьми с речевыми нарушениями диалогической речью является одной из актуальных и значимых задач логопедии [2].

С помощью анализа литературных источников Е.Н. Винарской, Е.Н. Серебряковой, Л.В. Лопатиной нами были выявлены следующие особенности диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией: структура диалога допускает грамматическую неполноту, наличие повтора лексических элементов в смежных репликах, употребление стереотипных конструкций разговорного стиля. Характерны отсутствие самостоятельности в составлении рассказов, нарушения логической последовательности изложения, смысловые пропуски, незавершенность фрагментов - микротем, длительные паузы на гра-

113

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.