5. Михайленко, Е.В. Личностные ресурсы как фактор адаптации-реадаптации моряков рыбопромыслового флота к измененным условиям жизнедеятельности : авто-реф. дис. ... канд. психол. наук / Михайленко Е.В. - Хабаровск, 2007. - 24 с.
6. Пилипенко, А.В. Психологический анализ принятия решения судоводителями : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Пилипенко А.В. - Владивосток, 2006. - 24 с.
7. Шарина, Е.П. Методика физического воспитания, обеспечивающая повышение уровня адаптированности курсантов к условиям морской качки на учебном парусном судне / Е.П. Шарина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 5 (63). - С. 122-126.
8. Шарина, Е.П. Динамика результатов психофизического состояния морских курсантов методами вегетативно-резонансного тестирования и функциональной диагностики / Е.П. Шарина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 7 (65). - С. 86-89.
9. Шарина, Е.П. Факторы, оказывающие влияние на успешность психофизической подготовки курсантов морских вузов к прохождению плавательной практики на учебном парусном судне / Е. П. Шарина // Ученые записки университета им. П. Ф. Лес-гафта. - 2011. - № 3 (73). - С. 207-210.
10. Щодро, М. В. Профессионально-прикладная физическая подготовка курсантов высших и средних специальных морских учебных заведений : методическое пособие / М.В. Щодро. — Л. : В/О «Мортехинформреклама», 1989. - 64 с.
Контактная информация: [email protected]
УДК 159.98
ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПСИХОЛОГА ОВД В
ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ
Анна Петровна Кустова, соискатель,
Санкт-Петербургский университет МВД России (СПбУ МВД России)
Аннотация
В статье изложена авторская программа совершенствования профессиональных компетенций курсантов и слушателей факультета подготовки практических психологов ОВД. В целом программа совершенствования подготовки психологов ОВД включает в себя три уровня: базовый, формирующий и оценочный. На формирующем этапе обучения были выделены основные аспекты формирования и диагностики профессиональной компетентности с учетом пошагового анализа.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, компетенции, акмеологические инварианты, профессионально важные качества, тренинг.
PROGRAM OF IMPROVING THE EFFICIENCY OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE DISTRICT DEPARTMENT OF INTERNAL AFFAIRS PSYCHOLOGIST DURING THE
EDUCATIONAL PERIOD
Anna Petrovna Kustova, the competitor,
St. Petersburg University under Ministry of Internal Affairs of Russia
Annotation
The author's program of improvement of the professional competences of the students and listeners studying at the faculty of practical psychologists of departments of Internal Affairs is set forth in the article. As a whole, the program for the improving the psychologists training in the departments of Internal Affairs include three levels: basic, forming and estimated levels. The basic aspects of forming and diagnostics of professional competence with taking into account the step-by-step analysis have been defined at the forming stage of training.
Keywords: professional competence, competences, akmeological invariants, professionally im-
portant features, training.
Профессиональная компетентность психолога ОВД имеет свою специфику и особенности, которые частично присутствуют на момент начала обучения, частично формируются в процессе обучения. При этом, специально организованные воздействия могут существенным образом повысить уровень профессиональной компетентности как за счет актуализации профессионально важных качеств курсантов, в том числе мотивации, так и за счет расширения диапазона конкретных знаний, умений и навыков. Исходя из данных теоретического исследования, автор понимает под профессиональной компетентностью системное соответствие формируемых в процессе профессиональной подготовки профессионально важных качеств, специальных знаний, умений и навыков, а также профессиональную мотивацию специалиста объективным требованиям профессии.
На первом этапе эмпирического исследования был сделан вывод относительно реализации основных направлений формирования профессиональных компетенций в структуре учебного процесса. В их основу легли три блока компетенций - блок ПВК, когнитивный блок и блок мотивации, - в рамках которых были выделены основные элементы. В блок ПВК вошли следующие компоненты: характеристики саморазвития, адаптивные способности, эмоционально-волевой потенциал, а также коммуникативные особенности. Когнитивный блок составили операциональные и конструктивные особенности интеллекта. В мотивационный блок вошли показатели профессиональной и личностной мотивации. Указанные направления развития компетенций и были положены в основу разработки программы формирования профессиональных компетенций в процессе обучения.
Программы совершенствования профессиональных компетенций психологов ОВД основаны на следующих положениях:
- процесс обучения должен иметь максимальный удельный вес развивающего компонента;
- при разработке программ дисциплин и специальных тренинговых программ, необходимо уделять внимание тем компетенциям, которые недостаточно развиваются в рамках процесса обучения, но являются важными для реализации в профессии;
- при разработке программ совершенствования, необходимо уделять внимание не только формированию, но и диагностике профессиональных компетенций;
- также нуждается в дополнительном изучении целесообразность соотношения между системными требованиями и требованиями профессии психолога.
Структура программы включает в себя несколько основных уровней. Базовый уровень - это уровень, в рамках которого выделяются основные компетенции, формируется совокупная цель их развития, намечаются основные задачи их формирования, выделяется основной терминологический аппарат, которым должны владеть курсанты, по результатам прохождения указанных курсов. Второй уровень программы включал: отработку терминологического аппарата (знания), формирование представлений о типичных ситуациях и их разрешении (умения), закрепление навыков адекватного ответа на предложенную ситуацию (навыки). Третий уровень (оценочный) включал проверку эффективности проведения мероприятий по совершенствованию и развитию профессиональных компетенций. Второй (работа с кейсом) и третий (оценочный) этап формирования профессиональных компетенций предполагал пошаговый анализ знаний, умений и навыков. Формализация оценок по каждому из этапов может позволить в дальнейшем не только целенаправленно формировать, но и проводить мониторинг оценки сформированности знаний, умений и навыков на каждом этапе.
Программа совершенствования развития ПК (профессиональных компетенций) рассчитана на содержание дисциплин трех кафедр - кафедры юридической психологии, кафедры общей и практической психологии и кафедры социальной психологии, в задачу которых входит преподавание основного блока дисциплин по специальности «Психоло-
гия».
Далее на основании анализа данных по структуре компетенций психолога-специалиста, а также определения основной тематики развития, нами была разработана общая программа развития и совершенствования профессиональных компетенций в рамках вуза МВД России, в соответствии с указанными ранее уровнями.
На первой схеме отражен базовый уровень программы, который включает общую структуру распределения дисциплин по блокам. Общая схема представлена на рис. 1.
Рис. 1. Примерная структура формирования профессиональной компетентности в образовательном процессе в рамках различных дисциплин (базовый уровень программы)
Базовый уровень программы включает в себя три блока развития профессиональных компетенций: личностный, когнитивный и мотивационный. В содержании этого уровня нашли свое отражение все элементы системы обучения по направлению общепрофессиональной подготовки. Практически весь спектр дисциплин при определенных допущениях, был разбит на три составляющих, в зависимости от доминирующей цели курса. Так ряд дисциплин вошли в блок формирования профессионально важных качеств личности будущего психолога. Часть дисциплин в соответствии с основной целью, вошли в блок формирования когнитивной сферы. Часть дисциплин была включена в мотивационный блок. Далее, каждое направление формирования компетенций было разбито на три составляющие в соответствии с основными задачами дисциплин, в зависимости от того, носит ли дисциплина ознакомительный характер, относится к разряду теоретических дисциплин или преимущественно практически направлена. В зависимости от этого в структуру подготовки психолога должны включаться те или иные задачи. Системные дисциплины были представлены отдельно.
На каждом этапе формирования профессиональных компетенций предполагается, что их развитие проходит два основных этапа - изучения собственных психологических особенностей в определенной сфере и, далее, перенос знаний в область исследований
других людей (экстраполяция результатов).
На втором, формирующем, этапе разработки программы развития и совершенствования профессиональных компетенций, мы обратились к структуре трех основных линий их формирования. Схема развития компетенций по блокам представлена на рис. 2. Представленная схема была разработана посредством анализа дисциплин и разработки кейсов с набором ситуаций, направленных на формирование компетенций, относящихся преимущественно к определенному блоку. Кейсы с ситуациями были составлены на основании опроса профессиональных психологов. В структуре каждого направления развития компетенций, были определены: цель формирования данного блока компетенций; основные показатели профессиональной компетентности, формирование которых требует целенаправленной подготовки; основной терминологический аппарат; набор ситуаций в соответствии с их пошаговым анализом; специфика возможных форм тренинговой работы. В соответствии с представленными составляющими, второй уровень программы включает: отработку терминологического аппарата (знания) по указанным направлениям, формирование представлений о типичных ситуациях и их разрешении (умения), отработку навыков адекватного ответа на предложенную ситуацию (навыки).
Рис. 2. Схема развития профессиональных компетенций (формирующий уровень программы)
В задачи формирующего этапа входит: формирование терминологического аппарата; формирование определенных ситуацией ЗУН; формирование совокупности компетенций в соответствии со структурой ФГОС; разработка системы оценки уровня сформи-рованности компетенций.
Задачей оценочного этапа формирования компетенций является разработка обще-
го подхода и схемы исследования уровня и качества сформированности компетенций. Данные схематично представлены на рис.3.
Рис. 3. Общая структура оценки компетенций
Как следует из схемы, общая структура оценочной составляющей программы включает в себя оценки в структуре каждого из элементов пошагового механизмы, а также три уровня оценки: рефлексию, экспертную оценку, и также итоговую оценку. Введение в структуру рефлексивного компонента, по нашему мнению, способно повысить эффективность формирования компетенций в целом. Далее, специально разработанный комплекс диагностических методов, направленных на исследование элементов самосознания, показал наличие выраженной динамики не только в структуре общих компетенций, но по всем трем направлениям в условиях экспериментальной программы - развития общих компетенций, специальных компетенций, а также ЗУН-компонента компетенций. При этом динамика, наблюдающаяся в экспериментальной группе является довольно значительной и максимально представлена в рамках ЗУН-компонента того блока компетенций, который был заявлен в целях исследования. В рамках исследований в контрольной группе, можно говорить лишь о намечающихся тенденциях в формировании указанных компетенций. Интересным является тот факт, что в условиях реализации как контрольной, так и экспериментальной программы удельный вес сформированных компетенций, минимален в структуре общих компетенций (хотя и значительно больше в экспериментальной группе), и максимален, когда речь идет о формировании ЗУН. Что может быть связано как со сложностью формирования общих компетенций, так и с трудностями в структуре их диагностики, а также тем фактом, что субъективно лекционный материал гораздо менее связан с понятием компетенций, чем тренинговые занятия (тем более, что большая часть оценок была получена, исходя из субъективных оценок участников обеих групп). В целом, можно говорить о положительном влиянии специально организованного воздействия с целью формирования компетенций в той или иной области.
Контактная информация: [email protected]