ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СЕМЕЙНЫХ ПАР К РОДАМ НА ПРИМЕРЕ ПРАКТИКИ ЦЕНТРА
ПРЕНАТАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Фекете О.А.
Центр пренатальной профилактики, г. Астана, Казахстан
Резюме В статье представлена организация курсов по подготовке будущих родителей к родам на примере Центра пренатальной профилактики в городе Астане. Проведен сравнительный анализ различных подходов в подготовке беременных к родам в женских консультациях. Оценена эффективность программы подготовки семейных пар к предстоящим родам с учетом формирования перинатальных матриц плода. Ключевые слова беременность, психопрофилактика, роды, новорожденные
THE PROGRAM OF TRAINING THE MARRIED COUPLES FOR LABOR ON THE PRACTICE OF PRENATAL TRAINING CENTRE.
Fekete O.A.
Center for prenatal prevention, Astana, Kazakhstan. Abstract The article presents the organization of training courses for labor to future parents training on the practice of prenatal prevention centre in Astana city. There was carried out a comparative analysis of different approaches in pregnant women training for labor in women's consultative clinics.
Keywords pregnant women, prenatal prevention, organization of training courses, newborn
ПРЕНАТАЛДЫ ДАЙЫНДЫК ОРТАЛЫГЫ ТЭЖ1РИБЕС1ШН МЫСАЛЫНДА ОТБАСЫЛЫК Ж¥ПТАРДЫ БОСАНУГА ДАЙЫНДАУ БАГДАРЛАМАСЫ
Фекете О.А.
Пренаталды профилактика орталыгы, Астана Казахстан
ТYйiн Ма^алада Астана ^аласыньщ пренаталды профилактика орталыгыныц мысалында болаша^ ата-аналарды босануга дайындау бойынша курстарды уйымдастыру усынылган. Эйелдер кецесшде босануга жYктi эйелдердi дайындауда эр тYрлi тэстдердщ салыстырмалы талдауы етшзшдК Ту^ымныц перинаталды матрицаларын ^уруды есепке алумен алдагы босануга отбасылыщ жуптарды дайындау багдарламасыныц тиiмдiлiгi багаланды. ТYйiндi сездер жYктiлiк, психопрофилактика, босану, нэресте
Сложившаяся в преддверии третьего тысячелетия демографическая ситуация в Республике Казахстан заставляет обратить особое внимание на родовспоможение. Повышение показателей
рождаемости, естественная прибыль населения в столице на протяжении последних лет вызывает необходимость совершенствования перинатальной и неонатальной помощи населению страны. При этом помимо физического здоровья немаловажное значение имеет и духовно-нравственное состояние потомства, поскольку формирование будущего поколения казахстанцев происходит в новых общественно-экономических и социальных условиях. Оценка течения беременности и родов сводится преимущественно к изучению физиологических процессов и осложнений,
соответствующих данным периодам. Этот этап жизни женщин полностью монополизирован медициной, для которой психоэмоциональная сторона беременности, родов и взаимодействие с новорожденными не является определяющей и поэтому не часто принимается во внимание [1, 2].
В технологии проведения родов достигнуты заметные успехи, но, к сожалению, на роды стали смотреть как на процесс, требующий обязательного применения последовательных медицинских манипуляций, а роженица рассматривается в этой «системе» не столько как личность и основной участник, сколько как объект для проведения этих манипуляций. Лишь в последние годы акушеры всего мира заметили, что ни усложнение и совершенствование технологий родоразрешения, ни внедрение в акушерскую практику новейших диагностических приборов не приводят к желаемому снижению осложнений и практически не отражаются на статистике перинатальной и материнской заболеваемости и смертности. В то же время в обществе наметилось повышение интереса к психологии личности, психологии рождения и смерти, смысле нашего бытия. Исследования, проведенные в данной области знаний, позволили взглянуть на проблему беременности и родов по-новому. Около 20 лет назад акушеры, психиатры и психологи многих стран Европы и Америки стали объединяться в «Ассоциации перинатологов», возник новый раздел науки о человеке - перинатальная психология. Она занимается изучением психической жизни плода и пытается найти ответы на вопросы: когда начинается психическая жизнь плода, каково влияние матери на психику рождающегося человека, как влияет сам процесс беременности, родов и неонатальный период жизни на психику человека.
Основой перинатальной психологии является теория перинатальных матриц. Особенно много для их изучения сделано американским психиатром Станиславом Грофом. По С. Грофу [3], перинатальные матрицы - это стойкие функциональные структуры («клише»), которые являются базовыми для многих (если не для всех) психических и физических реакций в течение всей последующей жизни человека. Учение о формировании матриц при беременности и в родах стало уже стройной теорией. Акушерство всегда было и сегодня должно оставаться искусством, заключающимся не только в рождении ребенка без травм, но и, что не менее важно, физически и психически здорового. В свете теории перинатальных матриц одной из важных задач, стоящих перед обществом в целом и медициной в частности, является формирование и развитие перинатальной культуры, или культуры Родительской (в самом широком смысле этого слова), которая поможет вырастить поколение духовно содержательное, относящееся к рождению ребенка как к естественному и радостному событию в своей жизни, а не как к процессу, требующему медицинского вмешательства [4].
Безусловно, что формирование родительской культуры происходит в семье. Однако в силу объективных обстоятельств, сложившихся в нашей стране под влиянием политических событий, основы родительской культуры во многом утеряны. Восстановление ее с учетом национальных традиций может повлиять не только на уровень рождаемости и качественные показатели работы службы родовспоможения, но и многие общественные процессы.
Целью работы явилась разработка методики подготовки семейных пар к родам с учетом формирования психических перинатальных матриц плода и развития родительской культуры.
Для достижения указанной цели были поставленные следующие задачи:
1. определить эффективность различных подходов в подготовке беременных к родам в женских консультациях г. Астаны;
2. разработать программу с принципами подготовки семейных пар к родам с учетом формирования перинатальных матриц плода и оценить ее эффективность.
В настоящее время методы подготовки беременных к родам в женских консультациях г. Астаны можно разделить на 3 группы:
1) Учреждения, где отсутствует единая методика, а подготовка сводится к ответам врача или акушерки на вопросы, возникающие у беременной или советы почитать соответствующую популярную литературу по беременности и родам. К сожалению, подобной системой «охвачена» подавляющая часть всех беременных, состоящих на учете в женских консультациях города. Результатом такой «подготовки» являются эмоциональные и психологические срывы женщин в родах, высокий процент аномалий сократительной деятельности матки, приводящих к повышению частоты операции кесарева сечения и перинатальных потерь. Отсутствие установки на грудное вскармливание приводит к резкому укорочению периода лактации, следствием чего является повышенная заболеваемость детей первого года жизни. Так, по данным годового отчета Управления здравоохранения г. Астаны за последние 2 года по городу Астане в 2009 году родилось 12 710 детей, а уже в 2010 году - 16 444 всего новорожденных родившихся живыми, перинатальная смертность составляет 15,1% в 2009 году и 14,5% — в 2010, материнская смертность соответственно - 36,9 и 23,1 на 100 000 живорожденных, младенческая (до 1 года жизни) смертность - 8,8%о и 8,9%о. Процент первородящих (в среднем по городу) составил 72,3%. На смешанном вскармливании выписано из родильных домов 32% детей. Таким образом, недостаточное оказание психологической помощи беременным по существу в немалой степени способствовало и продолжает способствовать тем отрицательным демографическим и социальным процессам, которые имеются в регионе.
2) Система физиопсихопрофилактической подготовки (ФППП), разработана еще К.И. Платоновым и И.И. Вельвовским [5] и усовершенствованна впоследствии А.П. Николаевым [6]. Она состоит из
четырех лекционных занятий, включающих краткие сведения об анатомии женских половых органов, физиологии и гигиене беременности, родов, послеродового периода, о поведении женщины в 1-м периоде родов, характере дыхания во время потуг. Данная система, некогда охватывающая до 90% беременных, в настоящее время сохранилась лишь в нескольких женских консультациях. Посещаемость занятий составляет 2-3% от общего числа беременных. Повторнорожающие женщины, как правило, занятия не посещают. Данный метод подготовки в настоящее время практически потерял свою актуальность в силу устаревшего методического подхода, не обеспечивает снижения невротических расстройств у беременных, также как и в первом варианте приводит к значительным репродуктивным потерям [6].
3) Комплексная подготовка по программе «Возрожденные роды», разработанная в США и внедренная в 2-х женских консультациях г. Астаны в 2009-2010 годах. По своей сути она является улучшенным вариантом программы И.И. Вельвовского и А.П. Николаева. В программе делается акцент на сведения о физиологических механизмах беременности и родов. Занятия сопровождаются показом прекрасно изготовленных иллюстраций, наглядных материалов (планшеты, муляжи, видеофильмы). Целью программы является проведение физического и гигиенического тренинга. Осуществляется она силами инструкторов врачей акушеров-гинекологов, прошедших специальные подготовительные курсы. Такая подготовка в большей степени, чем предыдущие, отвечает современным требованиям и имеет, по данным руководства городских родовспомогательных учреждений, неплохие результаты. В группе из 150 беременных, прошедшей подготовку по данной программе в Центре пренатальной профилактики, по сравнению с контролем (250 беременных, занимавшихся в школе матерей по методу И.И. Вельвовского - А.П. Николаева), своевременных родов было на 4% больше, преждевременных - на 2% меньше, аномалии родовой деятельности отмечены в 1,6 раза реже, продолжительность родов сократилась на 3,9 часа, разрывы мягких тканей родовых путей встречались на 4,6% реже, число кровотечений в последовом и раннем послеродовом периодах отмечено на 17% реже, чем в контрольной группе. Оперативное родоразрешение потребовалось в 4% случаев в основной группе, против 12% в контрольной. Однако, данная программа, на наш взгляд, имеет один существенный недостаток - отсутствие должной психологической помощи на уровне, обеспечивающем формирование родительской культуры [7].
С учетом вышеизложенного в нашем Центре пренатальной профилактики третий год выполняется подготовка семейных пар к появлению у них ребенка. Занятия проводятся в специализированном зале врачами: акушер-гинеколог, терапевт и неонатолог. Подготовка предусматривает работу с группой беременных и их мужьями по трем программам: образовательной, воспитательной и оздоровительной. Групповые занятия рассчитаны на 3 месяца по 3 занятия в неделю.
Образовательная программа преследует цель информировать будущих родителей о физиологических механизмах деторождения, особенностях режима, питания, выполнения правил гигиены во время беременности, родов и послеродовом периоде, правилах ухода за ребенком, принципах грудного вскармливания. В тематических занятиях используются наглядные материалы: книги по искусству и рукоделию, видеофильмы студийного и собственного производства, муляжи, плакаты.
Воспитательная программа предусматривает воспитание чувства материнства, родительства посредством формирования духовной связи между родителями и нерожденным ребенком. Делаются попытки с помощью психотерапевтических методов уменьшить невротические проявления, ориентировать на адекватную реакцию в ответ на стрессовые раздражители. С этой целью применяются методики личностного ориентирования [8]. Кроме того, проводится индивидуальная и групповая работа духовного наставника. Помимо обязательной программы организуются концерты духовной музыки, посещение церкви, детского садика. Все это помогает беременным наладить двустороннюю связь с младенцем, понять его состояние, полюбить его сердцем. Образовательная и воспитательная программы предусматривают в первую очередь создание внешних и внутренних условий для гармоничного формирования перинатальных матриц плода.
Оздоровительная программа предусматривает оценку состояния здоровья, прогнозирование акушерских осложнений и собственно оздоровительные мероприятия. С этой целью проводятся занятия по оздоровительной гимнастике с элементами самомассажа в гимнастическом зале с выполнением специальных дыхательных и мышечно-релаксирующих упражнений. По окончании основной трехмесячной программы беременные с удовольствием посещают оздоровительные занятия до срока родов. По объему часов каждый раздел занимает примерно равное количество времени. Выполнение всех трех программ позволяет строить акушерскую тактику в отношении родоразрешения.
За 2 года работы родоразрешено 166 женщин. Большинство из них имели генитальную или экстрагенитальную патологию, обусловившую высокий риск перинатальных и акушерских осложнений. К такой группе относилось 30 (45,5%) беременных. Большинство первоначально имели страх перед родами, боязнь болей. После проведенной подготовки «сладостные» роды произошли у шестерых (9,1%), «мягкие» - у 34 (51,5%) женщин. Термин «мягкие» применен к тем роженицам, у которых схватки были малоболезненными или совсем безболезненными. Их отличало спокойное и «послушное» поведение, адекватная реакция на происходящие события. Имелся полный психологический контакт с медперсоналом. Ребенок был оценен при рождении на 8-9 баллов по шкале Апгар, проявлял живой сосательный рефлекс. «Сладостные»
роды характеризовались богатством эмоциональных проявлений, чувством радости и счастья роженицы во все периоды родов, осознанным ее поведением. На лицах детей при этом после адаптации к свету (примерно через 5-7 минут после первого вдоха) проскальзывала улыбка, когда они встречались глазами с матерью. На 2-е и 3-и стуки после родов улыбка у наблюдаемых новорожденных была устойчивой и продолжительной (около 3-х секунд).
Результаты анкетирования родильниц показали, что не менее 90% перворожавших женщин не исключали возможность рождения второго ребенка, мотивируя это прекрасными впечатлениями от прошедших родов. Принимая во внимание основную цель работы -формирование перинатальных матриц ребенка, за детьми продолжается наблюдение психолога и педиатра. Предварительные результаты свидетельствуют о том, что физическое и психическое развитие детей от родителей, прошедших дородовую подготовку по нашей программе имеет тенденцию к опережению. Однако о закономерностях пока говорить преждевременно.
Таким образом, в подготовке беременных к родам следует учитывать необходимость формирования перинатальных матриц плода и родительской культуры. Это позволяет обеспечить устойчивое
психоэмоциональное состояние женщин, повысить частоту «мягких» и «сладостных» родов, улучшить качественные показатели службы родовспоможения.
Литература
1. Каюпова Н.А. Медицинские проблемы демографии //Акушерство, гинекология и перинатология. - 2007. - № 1. - С. 5-10.
2. Ахмина, Н.И. Патогенетические звенья гестозов беременных и их влияние на формирование плода /Н.И. Ахмина //Материалы VI Российского форума «Мать и дитя».- М., 2004.-С. 19-20.
3. Гроф Ст. За пределами мозга. Москва. 1993,
490 с.
4. Савельева Г.М. Интранатальная охрана здоровья плода. Дискуссионные вопросы //Материалы рос. форума «Мать и Дитя». - М., 2004. - С. 636.
5. Платонов К.И., Вельвовский И.И. «Психопрофилактика болей в родах». Медгиз, 1940, стр.28.
6. Николаев А.П. «К вопросу о подготовке беременных к родам в женских консультациях «Акушерство и гинекология», 1952, № 5, стр. 37.
7. Чувакова Т.К. Ситуация по перинатальному уходу в Казахстане //Материалы VI съезда детских врачей Казахстана. - Алматы, 2006. - С. 257-258.
8. Н.А. Жаркин «Программа подготовки беременных к родам». Сб. «Патология беременности и родов», Саратов, 1997, 43 с.