Научная статья на тему 'Психопрофилактическая подготовка к родам: новое о старом'

Психопрофилактическая подготовка к родам: новое о старом Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
7999
615
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА К РОДАМ / ПСИХОПРОФИЛАКТИКА / ЕСТЕСТВЕННЫЕ РОДЫ / PSYCHOPROPHYLACTIC PREPARATION FOR CHILDBIRTH / PSYCHOPROPHYLAXIS / NATURAL CHILDBIRTH

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Силаев Кирилл Алексеевич, Манухин Игорь Борисович, Синчихин Сергей Петрович

Ведение беременности и подготовка к родам с медицинской и психопрофилактической точек зрения является одним из актуальных вопросов современного акушерства. Психологическое состояние женщины, ее подготовленность к процессу родов во многом определяет физиологическое течение родового акта. Многие психологические и эмоциональные факторы обусловливают возникновение осложнений в процессе родов, способствуют ухудшению акушерских и перинатальных исходов. Психопрофилактическая подготовка беременной пациентки позволяет добиться минимизации и устранения подобных факторов, являясь эффективным средством предупреждения осложнений и улучшения исходов родов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Силаев Кирилл Алексеевич, Манухин Игорь Борисович, Синчихин Сергей Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOPROPHYLACTIC PREPARATION FOR CHILDBIRTH: NEW ABOUT THE OLD

The management of pregnancy and preparation for childbirth from medical and psycho-prophylactic point of view is one of the most urgent problems of modern obstetrics. The psychological state of a woman, her readiness for the birth process largely determines the physiological course of the act of delivery. Many psychological and emotional factors cause complications of the childbirth process, contribute to the deterioration of obstetric and perinatal outcomes. Psychoprophylactic preparation of a pregnant woman allows for the minimization and elimination of these factors, as an effective means of preventing complications and improving outcome of labor.

Текст научной работы на тему «Психопрофилактическая подготовка к родам: новое о старом»

21. Tskhay V. B., Pavlov A. V., Garber Yu. G., Bryukhovets S. M., Yametov P. K., Raspopin Yu. S., Glyzina Yu. N., Brezhneva N. V., Levanova E. A., Dudina A. Yu. Otsenka effektivnosti embolizatsii matochnykh arter-iy v snizhenii intraoperatsionnoy krovopoteri u beremennykh s polnym predlezhaniem platsenty [Evaluation of the efficiency of uterine artery embolization in reducing intraoperative blood loss in pregnant women with complete placental presentation]. Akusherstvo i ginekologiya [Obstetrics and Gynecology], 2015, no. 8, pp. 59-63.

22. Chernukha E. A., Fedorova T. A. Evolyutsiya metodov terapii poslerodovykh krovotecheniy [Evolution of therapies for postpartum hemorrhages]. Akusherstvo i ginekologiya [Obstetrics and Gynecology], 2007, no. 4, pp. 61-65.

23. Anandakrishnan S., Balki M., Farine D., Seaward G., Carvalho J. C. Carbetocin at elective Cesarean delivery: a randomized controlled trial to determine the effective dose, part 2. Can. J. Anaesth, 2013, vol. 11, no. 60, pp. 1054-1060.

24. Guiliano M., Closset E., Therby D., Le Goueff F., Deruelle P., Eur D. Subtil Signs, symptoms and complications of complete and partial uterine ruptures during pregnancy and delivery. J. Obstet. Gynecol. Reprod. Biol., 2014, no. 179, pp. 130-134.

25. Gultekin M., Gultekin M., Diribas K., Buru E., Gokceoglu M. A. Role of a non-hormonal oral anti-fibrinolytic hemostatic agent (tranexamic acid) for management of patients with dysfunctional uterine bleeding. Clin. Exp. Obstet. Gynec., 2009, vol. 3, no. 36, pp. 63-165.

26. Hofmeyr G. J., Gulmezoglu A. M., Novikova N., Lawrie T. A. Postpartum misoprostol for preventing maternal mortality and morbidity. Cochrane Database Syst. Rev., 2013, no. 7, P. CD008982.

27. Kayem G., Kurinczuk J. J., Alfirevic Z., Spark P., Brocklehurst P., Knight M. Br. Specific second-line therapies for postpartum haemorrhage: a national cohort study. J. Obstet. Gynaecol., 2011, vol. 7, no. 118, pp. 856-864.

28. Palacios-Jaraguemada М. Caesarean sectionin cases of placenta praevia and accrete. Best Pract. Res. Clin. Obstet. Gynecol, 2013, vol. 2, no. 27, pp. 221-232.

УДК 618.4-615.851 14.01.00 - Клиническая медицина

© К.А. Силаев, И.Б. Манухин, С.П. Синчихин, 2016

ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА К РОДАМ:

НОВОЕ О СТАРОМ

Силаев Кирилл Алексеевич, младший научный сотрудник лаборатории биометрических исследований, аспирант кафедры акушерства и гинекологии лечебного факультета, ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России, Россия, 127473, г. Москва, ул. Делегатская, д. 20, стр. 1, тел.: (499) 178-28-31, e-mail: silaevkir@gmail.com.

Манухин Игорь Борисович, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой акушерства и гинекологии лечебного факультета, ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России, Россия, 127473, г. Москва, ул. Делегатская, д. 20, стр. 1, тел.: (495) 609-67-00, е-mail: mgmsugyn@mail.ru.

Синчихин Сергей Петрович, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой акушерства и гинекологии лечебного факультета, ФГБОУ ВО «Астраханский государственный медицинский университет» Минздрава России, Россия, 414000, г. Астрахань, ул. Бакинская, д. 121, тел.: (8512) 33-05-50, e-mail: doc_sinchihin@rambler.ru.

Ведение беременности и подготовка к родам с медицинской и психопрофилактической точек зрения является одним из актуальных вопросов современного акушерства. Психологическое состояние женщины, ее подготовленность к процессу родов во многом определяет физиологическое течение родового акта. Многие психологические и эмоциональные факторы обусловливают возникновение осложнений в процессе родов, способствуют ухудшению акушерских и перинатальных исходов. Психопрофилактическая подготовка беременной пациентки позволяет добиться минимизации и устранения подобных факторов, являясь эффективным средством предупреждения осложнений и улучшения исходов родов.

Ключевые слова: психопрофилактическая подготовка к родам, психопрофилактика, естественные роды.

PSYCHOPROPHYLACTIC PREPARATION FOR CHILDBIRTH: NEW ABOUT THE OLD

Silaev Kirill A., Junior Research Associate, Biometric Study Laboratory, Post-graduate Student, Medical Faculty, A.I. Evdokimov Moscow State University of Medicine and Dentistry, 20-1 Delegatskaya St., Moscow, 127473, Russia, tel.: (499) 178-28-31, e-mail: silaevkir@gmail.com.

Manukhin Igor B., Dr. Sci. (Med.), Professor, Head of Department, A.I. Evdokimov Moscow State University of Medicine and Dentistry, 20-1 Delegatskaya St., Moscow, 127473, Russia, tel.:(495) 609-67-00, email: mgmsugyn@mail.ru.

Sinchikhin Sergei P., Dr. Sci. (Med.), Professor, Head of Department, Astrakhan State Medical University, 121 Bakinskaya St., Astrakhan, 414038, Russia, tel.: (8512) 33-05-50, e-mail: doc_sinchihin@rambler.ru.

The management of pregnancy and preparation for childbirth from medical and psycho-prophylactic point of view is one of the most urgent problems of modern obstetrics. The psychological state of a woman, her readiness for the birth process largely determines the physiological course of the act of delivery. Many psychological and emotional factors cause complications of the childbirth process, contribute to the deterioration of obstetric and perinatal outcomes. Psychoprophylactic preparation of a pregnant woman allows for the minimization and elimination of these factors, as an effective means of preventing complications and improving outcome of labor.

Key words: psychoprophylactic preparation for childbirth, psychoprophylaxis, natural childbirth.

Одной из актуальных проблем современного здравоохранения является охрана здоровья матери и ребенка, что во всем мире считается индикатором состояния и благополучия общества в целом [2, 19]. При этом вопросы профилактики осложнений беременности и родов относятся к наиболее важным и перспективным, требующим пристального внимания [2, 18].

Согласно последним статистическим данным, наблюдается плавное, но верное снижение репродуктивного здоровья населения [2, 16, 18]. Одной из видимых и основополагающих причин этого явления становится снижение культурного и нравственного уровня в сфере семейных отношений, в представлении о роли и функции родителей, семьи, в игнорировании эмоциональной сферы беременной женщины [13, 15, 17]. Формирование позитивного микроклимата в семье, возрождение культуры и института семьи являются благоприятным фоном для прохождения женщиной этапа беременности и родов [6, 23]. В большинстве своем женщины подходят к родам неподготовленными, с отрицательными эмоциями, непониманием и беспомощностью [3, 8]. Роды, хотя и являются нормальной физиологической функцией организма, но представляют собой серьезное испытание для психологически неподготовленной женщины [1, 10]. Сам процесс родоразрешения от начала до конца взаимосвязан с личностным и, что немаловажно, с ситуативным поведением женщины [27]. Роль матери проявляется в изменении не только ценностных и моральных ориентаций, но и эмоциональной, мотивационной сферы - наблюдается изменение личности женщины в период беременности и родов, освоения ею функций материнства [4, 10]. Соответствующая психопрофилактическая дородовая подготовка является важным функциональным инструментом для адаптации женщины к беременности и родам, выработки теоретических и практических навыков поведения во время беременности, родов и послеродового периода, подготовки будущего отца к участию в процессе родоразрешения, осознания своей роли в процессе беременности и родов [5, 7, 9, 14].

Большое значение в акушерстве придается психологическому состоянию женщины непосредственно перед родами, так как от него во многом зависит физиологическое течение всего родового акта [20, 27]. Однако в течение последнего времени в результате внедрения новейших медицинских достижений система родовспоможения, а именно - система профилактической подготовки к родам, подвергалась значительным изменениям [15]. Вследствие этого существенно снизился интерес к психопрофилактической подготовке к родам и личности беременной женщины в целом. На сегодняшний день во многих родильных домах, перинатальных центрах и женских консультациях система психопрофилактической подготовки к родам или проводится в сокращенном варианте, или вовсе отсутствует. Беременные женщины подходят к моменту родов без соответствующей подготовки, в том числе психологической, не имея при этом простых представлений о родоразрешении и технике поведения во время родов [7, 17]. Все профилактические мероприятия с беременной сводятся лишь к предоставлению кратких данных о беременности, аспектах грудного вскармливания, ухода за ребенком и послеродовой контрацепции [10]. Крайне недостаточное внимание уделяется формированию

доминанты беременности, эмоциональному состоянию женщины, освоению новых систем ценностей, связанных с беременностью и материнством [30]. Кроме того, отсутствие убедительных научных исследований и публикаций относительно психопрофилактической подготовки способствует снижению интереса к этой теме у практикующих специалистов в этой области. Тем временем известно, что у беременных женщин происходит целый ряд изменений в клинико-психологическом состоянии, который, безусловно, имеет специфический характер и в определенных условиях нуждается в соответствующей профилактике и коррекции [14, 28].

Психологическое состояние женщины, будущей матери способно оказывать влияние на течение и исход всей беременности. При этом физиологическое течение родового акта во многом определяется психологическим состоянием женщины перед родами [11]. Многие осложнения родов, например, такие как дискоординация, чрезмерно сильная или слабая родовая деятельность, а также связанная с этими состояниями гипоксия, асфиксия плода и многие другие, обусловлены психологическими или эмоциональными факторами, напрямую зависящими от психологической подготовленности беременной на дородовом этапе [23]. При этом возникает актуальный вопрос относительно ведения беременности и подготовке к родам комплексно: с медицинской и психологической точек зрения [14, 15].

Первым в мире обратил внимание на поставленную проблему советский психоневролог И.З. Вельвовский [31]. Он создал целую систему психопрофилактических мероприятий, направленных на обезболивание и профилактику осложнений в родах. Одной из задач метода И.З. Вельвовско-го стало облегчение родовой боли при устранении страха у женщины перед родами [8]. Работу над проблемой обезболивания родов ученый начал в 30-40-х гг. XX в. Постепенно создавалась стройная система взглядов, базирующаяся на учении И.П. Павлова. Элементы обезболивания родов И.З. Вельвовский обнаружил у прежних акушеров-гинекологов, присовокупив к ним собственный опыт [27, 31]. Метод психопрофилактической подготовки был направлен на активирование коры головного мозга беременной, повышение порога возбудимости для активного торможения раздражений, идущих из подкорковых структур, и основывался на теории возникновения родовой боли. Преимущество этой системы заключается в том, что ею при определенной подготовке могут пользоваться акушеры-гинекологи, она может быть применена ко всем беременным и не имеет противопоказаний [15, 29]. Данная программа психопрофилактической подготовки активно внедрялась в практику родовспоможения совместно с невропатологом К.И. Платоновым, акушерами В. А. Платичерем и З.А. Шугом во всех регионах бывшего СССР. В 1949 г. она была одобрена Министерством здравоохранения СССР [27, 31].

Ведущим звеном психопрофилактической подготовки является предупреждение и устранение основных причин, вызывающих такие нарушения физиологического дисбаланса высших отделов нервной системы, при которых возникает родовая боль [1]. Для предупреждения болевого ощущения подпороговых, безболевых сигналов, их перехода в надпороговое положение и для подавления болевых сигналов необходимо, чтобы кора головного мозга находилась в активном бодрствующем состоянии, в хорошем тонусе, со способностью к активным механизмам торможения [30]. Такая позиция использования при психопрофилактике болей в родах закономерностей бодрого, а не тормозного состояния коры, определила смещение акцента на введение коры в активное состояние, повышение порога возбудимости, использование упражнений на тренировку активного торможения [5, 8, 10, 14].

Подобное психопрофилактическое воздействие на беременную не только способствует облегчению боли в родах, но и благоприятно сказывается на всем генеративном цикле [8]. Роды чаще проходят в дневное время, сокращается их продолжительность, улучшается ряд показателей у новорожденных, а также психическое состояние женщин во время беременности и родов. Несомненно, психологическое воздействие на боль - одно из важнейших звеньев в системе родовспоможения, оно может оказать существенное влияние на весь процесс беременности и родов [29, 34].

В последующие десятилетия после внедрения и до настоящего времени система психопрофилактической подготовки не подвергалась существенной ревизии [2, 16]. Разные исследователи предлагали непринципиальные модификации и дополнения, такие как, например, применение физических упражнений, не затрагивая при этом ее сути. Хотя метод разработанной дородовой подготовки не нашел своих российских преемников, он явился научно-творческим стимулом для французского акушера-гинеколога Ф. Ламаза, который фактически скопировал и использовал созданный метод психопрофилактической подготовки [31]. Применяя наработки И.З. Вельвовского, Ф. Ламаз создал собственную систему психопрофилактической дородовой подготовки беременных и семейных пар, направленную на обезболивание родового процесса без применения фармакологических средств. Фактически к идеям российских ученых француз добавил только прием партнерства в родах

и программу релаксации. В дальнейшем техника завоевала популярность среди специалистов в области родовспоможения практически во всем мире [31]. На данный момент в развитых странах мира существует более 150 тысяч классов, проводящих занятия по данному направлению для будущих родителей [28, 36].

Главными составляющими методики психопрофилактической подготовки, отраженными в программе стали: положительное моделирование предстоящих родов (медитация); партнерские роды; развитие условных рефлексов; контроль собственных физиологических реакций, налаженный во время проводимых дородовых тренировок; техника правильной релаксации (в том числе техника расслабления через прикосновение партнера, упражнения на расслабление-сосредоточение), а также техника дыхания [14, 21, 22, 23, 26].

Поступательное расширение сферы научных исследований в области практического родовспоможения в последние несколько лет ознаменовалось некоторым повышением внимания ученых к изучению клинико-психологического компонента беременности. Специалистами разных стран изучаются техники релаксации во время родов, применение массажа, акупунктуры, рефлексотерапии во время беременности и индивидуальной поддержки в родах, которая в настоящее время занимает особое место в системе родовспоможения многих развитых стран [11, 22, 24, 25]. Однако научная база психопрофилактической подготовки и ее положительных свойств до сих пор не сформирована и далека от стандартов современных принципов доказательной медицины [12, 33, 34, 35].

Сегодня существуют убедительные объективные доказательства, основанные на сведениях научных исследований и мета-анализов, что эмоциональное напряжение, страх, тревога у беременной перед родами ухудшают исходы беременности и родов как для матери, так и для ребенка [29, 33, 36]. Психоэмоциональные нарушения у беременной приводят к осложнениям во время родов, что отражается на здоровье новорожденных. Принимая во внимание этот факт, необходимо подчеркнуть особую важность психопрофилактической подготовки беременных на дородовом этапе. Психодиагностика позволяет выявить возможные эмоциональные нарушения и психологические проблемы, а психопрофилактика уменьшает страх и тревогу перед родами и, формируя адекватную доминанту во время беременности, уменьшает количество осложнений во время родов и показаний к абдоминальному родоразрешению, способствуя нормальному физиологическому течению родового процесса, улучшению акушерских и перинатальных исходов [14, 20, 32].

Цель дородовой психопрофилактической подготовки беременной заключается не в произвольном, а в подготовленном деторождении [17]. Будущих матерей необходимо обучать воспринимать свою беременность и роды как позитивный опыт, правильно реагировать на процессы, связанные с гестационными изменениями [15]. Это значительно облегчит состояние беременной женщины, позволит ей перенести роды с минимальными неприятными ощущениями. Дородовая психопрофилактическая подготовка беременных должна включать в себя широкий диапазон оттенков в нервно-психическом состоянии беременной, а не ограничиваться лишь преодолением возможных сложившихся представлений и убеждений о неизбежности болевых мучений во время родов [8, 17]. Проведение занятий по подготовке женщин к родам является основным методом сообщения беременной тех знаний, навыков и умений, без которых невозможно становление сознательного отношения женщины к беременности и родам, ее поведения и активного участия в родах [15]. Подобные занятия способствуют установлению необходимого контакта с беременной, устранению чувства тревоги, страха, неуверенности, возможной неадекватной реакции женщины на родившегося ребенка. Кроме того, проведение таких занятий позволяет в доступной форме проинформировать женщину о возможных признаках послеродовой депрессии, о способах снижения чувства страха болевых ощущений [15, 20, 29].

В психопрофилактической подготовке к родам главную роль играют стимулирующие действия, способствующие активации роженицы во время родового акта. Проводимая подготовка является основой для формирования у беременной сознательного отношения к процессам, происходящим в ее организме и в организме плода, к поведению в родах [1, 12, 26]. При этом женщина обретает необходимые представления о физиологическом процессе родов, обучается определенным психическим и физическим приемам, которые способствуют правильному поведению, технике дыхания и релаксации во время родов, повышают болевой порог [14, 34, 35]. За счет этого достигается максимум полезной работы при минимальных затратах энергии. Значение психопрофилактической подготовки при этом сводится не только к облегчению процесса родов, но и вносит существенный вклад в профилактику акушерских и неонатальных осложнений [12, 17, 20, 23, 26].

Психопрофилактическая подготовка женщин к родам позволяет существенно улучшить

психологическое состояние беременной, положительно воздействовать на отношения с партнером, удалить отрицательный эмоциональный фон, страх родов [21, 32]. Следствием этого является снижение числа осложнений во время беременности, в родах, а также перинатальной заболеваемости и смертности [3, 7, 32]. Очевидно, что психопрофилактическая подготовка беременных должна стать необходимым звеном в системе родовспоможения. Поэтому дальнейший поиск и разработка новых схем психопрофилактической подготовки к родам является актуальным вопросом для практического акушерства и требует проведения дальнейших исследований в этом направлении.

Список литературы

1. Абдурахимов, Ф. М. Влияние психоэмоционального стресса на течение и исходы беременности / Ф. М. Абдурахимов, И. М. Мухамадиев, З. Х. Рафиева // Российский вестник акушера-гинеколога. - 2006. -№ 3. - С. 38-41.

2. Савельева, Г. М. Акушерство : национальное руководство / Г. М. Савельева, Г. Т. Сухих, В. Н. Серов,

B. Е. Радзинский; под ред. Г. М. Савельевой, Г. Т. Сухих, В. Н. Серова, В. Е. Радзинского. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015. - 1200 с.

3. Безносюк, О. Н. Психотерапия как функция культуры / О. Н. Безносюк, М. Л. Князева // Российский медицинский журнал. - 2005. - № 4. - С. 32-36.

4. Боровикова, П. В. Содержание психологических изменений при беременности / П. В. Боровикова,

C. Т. Посохова // Перинатальная психология. - 2005. - № 2. - С. 15-18.

5. Бычкова, Е. А. К вопросу о психологическом сопровождении беременности и подготовке к родам / Е. А. Бычкова // Вестник института семьи. - 2009. - № 3. - С. 18-21.

6. Васильева, В. В. Особенности психоэмоционального статуса женщин при физиологической и осложненной беременности и программа их психологического сопровождения / В. В. Васильева,

B. В. Акруцкая // Психологический журнал. - 2008. - № 3. - С. 110-119.

7. Вдовиченко, Ю. П. Современные аспекты партнерских родов / Ю. П. Вдовиченко, С. Ю. Вдовиченко // Здоровье женщины. - 2013. - № 3. - С. 34-36.

8. Вельвовский, И. З. Система психопрофилактического обезболивания родов / И. З. Вельвовский. -М. : Медгиз, 1963. - 308 с.

9. Жаркин, Н. А. Вертикальные роды : модерн в родовспоможении или забытая мудрость природы? / Н. А. Жаркин, Т. В. Чернова, О. С. Анчакова // Волгоградский научно-медицинский журнал. - 2011. - № 1. -

C. 43-45.

10. Качалина, Т. С. Применение новых методов психологического сопровождения беременности и психопрофилактической подготовки к родам / Т. С. Качалина, Е. В. Лохина // Медицинский альманах. - 2013. -Т. 6, № 30. - С. 37-41.

11. Ковалева, Ю. В. Контроль поведения при различном течении беременности / Ю. В. Ковалева, Е. А. Сергиенко // Психологический журнал. - 2007. - № 1. - С. 70-82.

12. Кравченко, Е. Н. Сравнительный анализ методов родоразрешения : вертикальные и традиционные роды / Е. Н. Кравченко // Вопросы гинекологии, акушерства и перинатологии. - 2008. - Т. 7, № 3. - С. 27-30.

13. Ломакина, А. В. Особенности отношения родителей к ребенку в перинатальный период / А. В. Ломакина // Перинатальная психология и психология родительства. - 2006. - № 3. - С. 32-42.

14. Лохина, Е. В. Влияние медико-психологической подготовки к родам по программе «Счастливое материнство» на психоэмоциональное состояние женщины в период беременности / Е. В. Лохина // Медицинский альманах. - 2013. - № 2. - С. 199-202.

15. Пенжоян, М. А. Оценка эффективности психопрофилактической подготовки беременных к родам / М. А. Пенжоян, В. М. Покровский, Г. А. Пенжоян // Кубанский научный медицинский вестник. - 2010. - № 8. - С. 155-159.

16. Радзинский, В. Е. Акушерская агрессия / В. Е. Радзинский. - М. : Медиабюро Статус презенс, 2011. -

688 с.

17. Рыбалка, А. Н. Психологическая подготовка беременных женщин к родам / А. Н. Рыбалка, И. Б. Глазкова, Э. Е. Гончарова // Крымский журнал экспериментальной и клинической медицины. - 2011. -Т. 1, № 1. - С. 113-117.

18. Синчихин, С. П. Социальные и медицинские аспекты беременности у несовершеннолетних / С. П. Синчихин, В. Ф. Коколина, О. Б. Мамиев, М. Е. Синчихина // Гинекология. - 2008. - Т. 10, № 4. -С. 86-89.

19. Сухих, Г. Т. Внедрение достижений современной науки в акушерско-гинекологическую практику / Г. Т. Сухих // Мать и дитя : мат-лы XI Всероссийского научного форума (г. Москва, 3-4 сентября 2010 г.) / под ред. Г. Т. Сухих. - М. : МЕДИ Экспо, 2010. - С. 3-5.

20. Ткаченко, Л. В. Психопрофилактическая подготовка к родам в оценках женщин, у которых были партнерские роды / Л. В. Ткаченко, А. В. Деларю // Журнал Российского общества акушеров-гинекологов. -2006. - № 4. - С. 29-31.

21. Almeida, N. A. The use of respiration and relaxation techniques for pain and anxiety relief in the parturition process / N. A. Almeida, J. T. De Sousa, M. M. Bachion, N. A. Silveira // Revista LatinoAmericana de Enfermagem. -2005. - Vol. 13, № 1. - P. 52-58.

22. Bagharpoosh, M. Effect of progressive muscle relaxation technique on pain relief during labor / M. Bagharpoosh, G. Sangestani, M. Goodarzi // Acta Medica Iranica. - 2006. - Vol. 44, № 3. - P. 187-190.

23. Bergstrom, M. Psychoprophylaxis during labor: associations with labor-related outcomes and experience of childbirth / M. Bergstrom, H. Kielerb, U. Waldenstroma // Acta Obstetricia et Gynecologica Scandinavica. - 2010. -Vol. 89, № 6. - P. 794-800.

24. Chuntharapat, S. Yoga during pregnancy : effects on maternal comfort, labor pain and birth outcomes / S. Chuntharapat, W. Petpichetchian, U. Hatthakit // Complementary Therapies in Clinical Practice. - 2008. - Vol. 14, № 2. - P. 105-115.

25. Cluett, E. R. Immersion in water in labour and birth / E. R. Cluett, E. Burns // Birth. - 2004. - Vol. 31, № 4. - P. 317-318.

26. Escott, D. Preparation for pain management during childbirth: The psychological aspects of coping strategy development in antenatal education / D. Escott, P. Slade, H. Spiby // Clinical Psychology Review. - 2009. - Vol. 29, № 7. - P. 617-622.

27. Getter, A. A. Lesson in Lamaze / A. A. Getter // American Journal of Hospice and Palliative Medicine. -2010. - Vol. 27, № 3. - P. 226-227.

28. Hodnett, E. D. Continuous support for women during childbirth / E. D. Hodnett, S. Gates, G. J. Hofmeyr, C. Sakala // Birth. - 2005. - Vol. 32, № 1. - P. 72-74.

29. Jones, L. Pain management for women in labor : an overview of systematic reviews / L. Jones, M. Othman, T. Dowswell, Z. Alfirevic // Journal of Evidence-Based Medicine. - 2012. - Vol. 5, № 2. - P. 101-102.

30. Krans, E. Impact of Psychosocial Risk Factors on Prenatal Care Delivery : A National Provider Survey / E. Krans, N. Moloci, M. Housey, M. Davis // Maternal and Child Health Journal. - 2014. - Vol. 18, № 10. - P. 2362-2370.

31. Michaels, P. A. Comrades in the Labor Room : The Lamaze Method of Childbirth Preparation and France's Cold War Home Front, 1951-1957 / P. A. Michaels // American historical review. - 2010. - Vol. 10. - P. 1031-1060.

32. Oyuela-García, J. Psicoprofilaxis e índice de cesáreas / J. Oyuela-García, R. Jorge, Hernández-Herrera // Revista medica del Instituto Mexicano del Seguro Social journal. - 2010. - Vol. 48, № 4. - P. 439-442.

33. Smith, C. A. Acupuncture or acupressure for pain management in labour (Review) / C. A. Smith, C. T. Collins, C. A. Crowther, K. M. Levett // Cochrane Database of Systematic Reviews. - 2011. - Issue 7, № CD009232.

34. Smith, C. A. Relaxation techniques for pain management in labour (Review) / C. A. Smith, K. M. Levett, C. T. Collins, C. A. Crowther // Cochrane Database of Systematic Reviews. - 2011. - Issue 12, № CD009514.

35. Smith, C. A. Massage, reflexology and other manual methods for pain management in labour (Review) / C. A. Smith, K. M. Levett, C. T. Collins, L. Jones // Cochrane Database of Systematic Reviews. - 2012. - Issue 2, № CD009290.

36. Spinelli, A. Do antenatal classes benefit the mother and her baby? / A. Spinelli, G. Bagliol, S. Donati // The Journal of Maternal-Fetal and Neonatal Medicine. - 2003. - № 13. - P. 94-101.

References

1. Abdurakhimov F. M., Mukhamadiev I. M., Rafieva Z. Kh. Vliyanie psikhoemotsional'nogo stressa na teche-nie i iskhody beremennosti [Impact of psychoemotional stress on the course and outcomes of pregnancy]. Rossiyskiy vestnik akushera-ginekologa [Russian Gazette of obstetrician-gynecologist], 2006, no. 3, pp. 38-41.

2. Savel'eva G. M., Sukhikh G. T., Serov V. N., Radzinskiy V. E. Akusherstvo: natsional'noe rukovodstvo [Obstetrics: National guidance]. Moscow, GEOTAR-Media, 2015, 1200 p.

3. Beznosyuk O. N., Knyazeva M. L. Psikhoterapiya kak funktsiya kul'tury [Psychotherapy as a function of culture]. Rossiyskiy meditsinskiy zhurnal [Russian Medical Journal], 2005, no. 4, pp. 32-36.

4. Borovikova P. V., Posokhova S. T. Soderzhanie psikhologicheskikh izmeneniy pri beremennosti [The content of the psychological changes during pregnancy]. Perinatal'naya psikhologiya i psikhologiya roditel'stva [Perinatal Psychology and Psychology of Parenthood], 2005, no. 2, pp. 15-18.

5. Bychkova E. A. K voprosu o psikhologicheskom soprovozhdenii beremennosti i podgotovke k rodam [On the question of psychological support of pregnancy and preparation for childbirth]. Vestnik instituta sem'i [Bulletin of the family institution.], 2009, no. 3, pp. 18-21.

6. Vasil'eva V. V., Akrutskaya V. V. Osobennosti psikhoemotsional'nogo statusa zhenshchin pri fiziolog-icheskoy i oslozhnennoy beremennosti i programma ikh psikhologicheskogo soprovozhdeniya [Features of the psycho-emotional status of women with physiological and complicated pregnancy and a program of psychological support]. Psikhologicheskiy zhurnal [Psychological journal], 2008, no. 3, pp. 110-119.

7. Vdovichenko Yu. P., Vdovichenko S. Yu. Sovremennye aspekty partnerskikh rodov [Modern aspects of partnership delivery]. Zdorov'e zhenshchiny [Women's Health], 2013, no. 3, pp. 34-36.

8. Vel'vovskiy I. Z. Sistema psikhoprofilakticheskogo obezbolivaniya rodov [Psychoprophylactic anesthesia delivery system]. Moscow, Medgiz, 1963, 308 p.

9. Zharkin N. A., Chernova T. V., Anchakova O. S. Vertikal'nye rody: modern v rodovspomozhenii ili zabytaya mudrost' prirody? [Vertical labor: modern trend in obstetrics or forgotten wisdom of nature?]. Volgogradskiy nauchno-meditsinskiy zhurnal [Volgograd scientific and medical journal], 2011, no. 1, pp. 43-45.

10. Kachalina T. S., Lokhina E. V. Primenenie novykh metodov psikhologicheskogo soprovozhdeniya beremennosti i psikhoprofilakticheskoy podgotovki k rodam [The use of the new methods of psychological management of pregnancy and psychoprophylactic preparation for delivery]. Meditsinskiy al'manakh [Medical almanac], 2013, vol. 6, no. 30, pp. 37-41.

11. Kovaleva Yu. V., Sergienko E. A. Kontrol' povedeniya pri razlichnom techenii beremennosti [Control of behavior during different courses of pregnancy]. Psikhologicheskiy zhurnal [Psychological journal], 2007, no. 1, pp. 70-82.

12. Kravchenko E. N. Sravnitel'nyy analiz metodov rodorazresheniya : vertikal'nye i traditsionnye rody [A comparative analysis of methods of delivery: vertical and traditional labor]. Voprosy ginekologii, akusherstva i peri-natologii [Gynecology, obstetrics and perinatology], 2008, vol. 7, no. 3, pp. 27-30.

13. Lomakina A. V. Osobennosti otnosheniya roditeley k rebenku v perinatal'nyy period [Features of parents' attitude to the child during the perinatal period]. Perinatal'naya psikhologiya i psikhologiya roditel'stva [Perinatal Psychology and Psychology of Parenthood], 2006, no. 3, pp. 32-42.

14. Lokhina E. V. Vliyanie mediko-psikhologicheskoy podgotovki k rodam po programme «Schastlivoe mate-rinstvo» na psikhoemotsional'noe sostoyanie zhenshchiny v period beremennosti [The influence of medical-psychological preparation for labor according to the program "Happy maternity" on the psychoemotional condition of women during pregnancy]. Meditsinskiy al'manakh [Medical almanac], 2013, no. 2, pp. 199-202.

15. Penzhoyan M. A., Pokrovskiy V. M., Penzhoyan G. A. Otsenka effektivnosti psikhoprofilakticheskoy podgotovki beremennykh k rodam [The evaluation of the effectiveness of psychoprophylactic preparation of pregnant women for the childbirth]. Kubanskiy nauchnyy meditsinskiy vestnik [Kuban Research Medical Gazette], 2010, no. 8, pp. 155-159.

16. Radzinskii V. E. Akusherskaya agressiya [Obstetrical aggression]. Moscow, Mediabyuro Status prezens [Status Praesens], 2011, 688 р.

17. Rybalka A. N., Glazkova I. B., Goncharova E. E. Psihologicheskaja podgotovka beremennyh zhenshhin k rodam [Psychological preparation of pregnant women for childbirth]. Krymskiy zhurnal eksperimental'noy i klinich-eskoy meditsiny [Crimean Journal of Experimental and Clinical Medicine], 2011, vol. 1, no. 1, pp. 113-117.

18. Sinchikhin S. P., Kokolina V. F., Mamiev O. B., Sinchikhina M. E. Sotsial'nye i meditsinskie aspekty beremennosti u nesovershennoletnikh [Social and medical aspects of pregnancy in minors]. Ginekologiya [Gynecology], 2008, vol. 10, no. 4, pp. 86-89.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Sukhikh G. T. Vnedrenie dostizheniy sovremennoy nauki v akushersko-ginekologicheskuyu praktik. Mat' i ditya: materialy XI Vserossiyskogo nauchnogo foruma (g. Moskva, 3-4 sentyabrya 2010 g.) [The introduction of modern science achievements in obstetrical and gynecological practice]. Materials of the eleventh Russian Scientific Forum «Mother and Child» (Moscow, 3-4 September 2010). Ed. by G. T. Sukhikh. Moscow, MEDI Expo, 2010, pp. 3-5.

20. Tkachenko L. V., Delaryu A. V. Psikhoprofilakticheskaya podgotovka k rodam v otsenkakh zhenshchin, u kotorykh byli partnerskie rody [Psychoprophylactic preparation for childbirth as estimated by women who experienced delivery with the partner]. Zhurnal Rossiyskogo obshchestva akusherov-ginekologov [Russian Society of Obstetricians and Gynecologists Journal], 2006, no. 4, pp. 29-31.

21. Almeida N. A., De Sousa J. T., Bachion M. M., Silveira N. A. The use of respiration and relaxation techniques for pain and anxiety relief in the parturition process. Revista LatinoAmericana de Enfermagem, 2005, vol. 13, no. 1, pp. 52-58.

22. Bagharpoosh M., Sangestani G., Goodarzi M. Effect of progressive muscle relaxation technique on pain relief during labor. Acta Medica Iranica, 2006, vol. 44, no. 3, pp. 187-190.

23. Bergstrom M., Kielerb H., Waldenstroma U. Psychoprophylaxis during labor: associations with labor-related outcomes and experience of childbirth. Acta Obstetricia et Gynecologica Scandinavica, 2010, vol. 89, no. 6, pp. 794-800.

24. Chuntharapat S., Petpichetchian W., Hatthakit U. Yoga during pregnancy: effects on maternal comfort, labor pain and birth outcomes. Complementary Therapies in Clinical Practice, 2008, vol. 14, no. 2, pp. 105-115.

25. Cluett E. R., Burns E. Immersion in water in labour and birth. Birth, 2004, vol. 31, no. 4, p. 317.

26. Escott D., Slade P., Spiby H. Preparation for pain management during childbirth: The psychological aspects of coping strategy development in antenatal education. Clinical Psychology Review, 2009, vol. 29, no. 7, pp. 617-622.

27. Getter A. A. Lesson in Lamaze. American Journal of Hospice & Palliative Medicine, 2010, vol. 27, no. 3, p. 226.

28. Hodnett E. D., Gates S., Hofmeyr G. J., Sakala C. Continuous support for women during childbirth. Birth, 2005, vol. 32, no. 1, p. 72.

29. Jones L., Othman M., Dowswell T., Alfirevic Z. Pain management for women in labour: an overview of systematic reviews (Review). Journal of Evidence-Based Medicine, 2012, vol. 5, no. 2, pp. 101-102.

30. Krans E., Moloci N., Housey M., Davis M. Impact of Psychosocial Risk Factors on Prenatal Care Delivery: A National Provider Survey. Maternal and Child Health Journal, 2014, vol. 18, no. 10, pp. 2362-2370.

31. Michaels P. A. Comrades in the Labor Room: The Lamaze Method of Childbirth Preparation and France's Cold War Home Front, 1951-1957. American historical review, 2010, vol. 10, pp. 1031-1060.

32. Oyuela-García J., Jorge R., Hernández-Herrera. Psicoprofilaxis e índice de cesáreas. Revista medica del Instituto Mexicano del Seguro Social journal, 2010, vol. 48, no. 4, pp. 439-442.

33. Smith C. A., Collins C. T., Crowther C. A., Levett K. M. Acupuncture or acupressure for pain management in labour (Review). Cochrane Database of Systematic Reviews, 2011, Issue 8, no. CD009232.

34. Smith C. A., Levett K. M., Collins C. T., Crowther C. A.. Relaxation techniques for pain management in labour (Review). Cochrane Database of Systematic Reviews, 2011, Issue 12, no. CD009514.

35. Smith C. A., Levett K. M., Collins C. T., Jones L. Massage, reflexology and other manual methods for pain management in labour (Review). Cochrane Database of Systematic Reviews, 2012, Issue 2, no. CD009290.

36. Spinelli A., Bagliol G., Donati S. Do antenatal classes benefit the mother and her baby? The Journal of Maternal-Fetal and Neonatal Medicine, 2003, vol. 13, pp. 94-101.

УДК 616-089-06 14.01.00 - Клиническая медицина

© М.Ф. Черкасов, А.Ю. Хиндикайнен, А.А. Помазков, 2016

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ, ПРОФИЛАКТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ ОСЛОЖНЕНИЙ ГЕРНИОПЛАСТИКИ

Черкасов Михаил Федорович, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой хирургических болезней Факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, ФГБОУ ВО «Ростовский государственный медицинский университет» Минздрава России, Россия, 344022, г. Ростов-на-Дону, пер. Нахичеванский, д. 29, тел.: (863) 250-40-82, e-mail: cherkasovm@aaanet.ru.

Хиндикайнен Анатолий Юрьевич, врач-хирург хирургического отделения, заочный аспирант кафедры хирургических болезней Факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, ФГБОУ ВО «Ростовский государственный медицинский университет» Минздрава России, Россия, 344022, г. Ростов-на-Дону, пер. Нахичеванский, д. 29, тел.: +7-918-851-76-58, e-mail: bakalavr87@rambler.ru.

Помазков Андрей Александрович, кандидат медицинских наук, доцент кафедры хирургических болезней Факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, ФГБОУ ВО «Ростовский государственный медицинский университет» Минздрава России, Россия, 344022, г. Ростов-на-Дону, пер. Нахичеванский, д. 29, тел.: (863) 250-40-83, e-mail: kafedra@aaanet.ru.

Представлен обзор литературы по проблеме раневых осложнений после хирургического лечения больных с послеоперационными вентральными грыжами. Рассмотрены наиболее часто встречающиеся осложнения, дана оценка факторам риска их возникновения, освещены современные методы диагностики, профилактики раневых осложнений в пред-, интра- и послеоперационном периоде, тактика ведения пациентов при развитии послеоперационных раневых осложнений.

Ключевые слова: послеоперационная вентральная грыжа, герниопластика, сетчатый имплант, эндо-протезирование, послеоперационные раневые осложнения, серома, инфекция, дренирование.

METHODS OF DIAGNOSIS, PREVENTION AND TREATMENT OF COMPLICATIONS OF HERNIA REPAIR

Cherkasov Mikhail F., Dr. Sci. (Med.), Professor, Head of Department, Rostov State Medical University, 29 Nakhichevan lane, Rostov-on-Don, 344022, Russia, tel.: (863) 250-40-82, e-mail: cherkasovm@aaanet.ru.

Khindikaynen Anatoly Yu., Surgeon, Post-graduate student, Rostov State Medical University, 29 Nakhichevan lane, Rostov-on-Don, 344022, Russia, tel.: +7-918-851-76-58, e-mail: bakalavr87@rambler.ru.

Pomazkov Andrey A., Cand. Sci. (Med.), Associate Professor, Rostov State Medical University, 29 Nakhichevan lane, Rostov-on-Don, 344022, Russia, tel.: (863) 250-40-83, e-mail: kafedra@aaanet.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.