Научная статья на тему 'Программа подготовки педагога-куратора учебно-исследовательской деятельности учащихся'

Программа подготовки педагога-куратора учебно-исследовательской деятельности учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
434
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Александрова Татьяна Константиновна, Куузик Наталья Александровна

Авторы статьи представляют программу подготовки педагогов-кураторов исследовательской деятельности учащихся. Обозначена актуальность программы, целевая аудитория, изложены ее цели и задачи, содержание, тематическое планирование занятий, приведены обширный список литературы по ее проблематике, а также перечень возможных тем индивидуальных работ слушателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Александрова Татьяна Константиновна, Куузик Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Программа подготовки педагога-куратора учебно-исследовательской деятельности учащихся»

Александрова Татьна Константиновна, Куузик Наталья Александровна

Программа подготовки педагога-куратора учебно-исследовательской деятельности учащихся

Авторы статьи представляют программу подготовки педагогов-кураторов исследовательской деятельности учащихся. Обозначена актуальность программы, целевая аудитория, изложены ее цели и задачи, содержание, тематическое планирование занятий, приведены обширный список литературы по ее проблематике, а также перечень возможных тем индивидуальных работ слушателей.

Пояснительная записка

В настоящее время для педагогической общественности становится все более очевидной необходимость овладения учащимися основами исследовательской и проектной деятельности (Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года; Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования и т. д.).

Известно, что далеко не всегда образовательные программы школ эффективно учитывают возможности системы дополнительного образования, а также научный и культурный потенциал историко-географического и социального окружения ребенка.

В системе образования подчас не используются должным образом воспитательные возможности детских учебных сообществ.

Новый социальный заказ, меняющиеся запросы, интересы, выбор учащихся, а также их родителей все активнее выводят образование на уровень личностно-ориентированного обучения. Именно такое обучение позволяет подрастающему человеку эффективно развиваться, приобщаться к культурному наследию человечества, сохраняя при этом активность, инициативность, уникальность проявления тех или иных способностей, особенностей мировосприятия.

Очевидно, что школьников нужно целенаправленно учить культуре осуществления исследовательской деятельности. Педагоги образовательных учреждений должны быть подготовлены к подобной работе с учащимися.

Настоящая программа представляет один из возможных вариантов подготовки педагогов-кураторов учебно-исследовательской деятельности учащихся. В ее основе лежит тезис об изменении традиционного функционала школьного учителя и приобретения

Александрова

Татьяна

Константиновна,

заслуженный учитель РФ, отличник народного просвещения, ГОУ гимназия № 73 «Ломоносовская гимназия», г. Санкт-Петербург

Куузик

Наталья Александровна,

почетный работник общего образования РФ, победитель конкурса «Лучший учитель РФ», ГОУ гимназия № 73 «Ломоносовская гимназия», г. Санкт-Петербург

им новых профессиональных ролей в целях достижения нового качества образования. Несомненно, педагог-куратор является как раз такой профессиональной ролью; овладение этой ролью может быть реализовано в ходе корпоративного или внутрифирменного обучения по месту работы в образовательных учреждениях или в рамках специальных обучающих программ научно-методических или ресурсных центров.

Освоение педагогами предлагаемой программы поможет их самообразованию, а также стимулирует переход на более высокий уровень профессиональной компетентности.

Основной целью реализации программы является формирование у учителей системы знаний и умений, позволяющих им приобщать учащихся к основам учебно-исследовательской деятельности, руководить её организацией и осуществлением с выходом на качественные, завершенные исследовательские продукты. Цель находит свое выражение в совокупности задач:

1. Ознакомить педагогов и сотрудников образовательных учреждений с возможностями новых профессиональных ролей (функций) в логике идей компетентностного подхода в условиях модернизации современного российского образования.

2. Раскрыть сущность учебно-исследовательской деятельности учащихся; определить её цели, ценности, мотивы и смыслы, логику реализации.

3. Продемонстрировать потребность в изменении отношений между учителем и учеником: от субъект - объектных до субъект - субъектных.

4. Охарактеризовать необходимые организационно-педагогические условия проведения учебно-исследовательской деятельности учащихся, а также разнообразные формы её организации и сообщества учащихся в рамках конкретных форм.

5. Обучить педагогов технологиям формирования основ учебно-исследовательской деятельности, ознакомить с её этапами, с имеющимися педагогическими рисками при реализации.

6. Охарактеризовать опыт проведения специальных курсов по обучению старшеклассников основам учебно-

Александрова Татьна Константиновна, Куузик Наталья Александровна

исследовательской деятельности и представить методические рекомендации по проведению этих курсов.

7. Ознакомить педагогов с наиболее современными и эффективными формами учета личностных достижений, оптимальными именно для исследовательской деятельности.

8. Продемонстрировать значимость учебно-исследовательской деятельности учащихся для развития системы социального партнерства образовательного учреждения, совершенствования его связей с высшими учебными заведениями, учреждениями науки, культуры, с представителями административных и бизнес-структур, с другими образовательными учреждениями, активно организующими учебно-исследовательскую деятельность учащихся. Предлагаемая программа рассчитана на 32 учебных часа.

Занятия в её рамках могут проводиться в формах лекций, семинаров, тренингов, групповых консультаций и т. д. К моменту начала деятельности по обучающей программе все её слушатели должны быть ориентированы на выполнение итоговой работы (индивидуального проекта), тематика которого связана с определенным направлением организации и осуществления учебно-исследовательской деятельности учащихся, в том числе и в условиях конкретного образовательного учреждения, которое представляет слушатель.

Программа включает девять тем, к содержанию прилагается тематическое планирование занятий, список литературы по проблематике программы, а также перечень тем, которые могут быть выбраны слушателями для самостоятельной работы над индивидуальным проектом. Финальные занятия посвящаются представлению и коллективному обсуждению выполненных проектов.

Программа по подготовке педагогов-кураторов учебно-исследовательской деятельности учащихся может быть интересна широкой педагогической общественности: администрации и учителям образовательных учреждений, в которых организуется подобного рода деятельность; методистам и сотрудникам научно-методических и ресурсных центров, ученым-педагогам, аспирантам и студентам педагогических вузов, работникам сферы дополнительного образования.

Содержание программы

Тема 1. Модернизация современного образования и профильное обучение. Учебно-исследовательская и проектная деятельность учащихся как актуальные цели профилизации

Модернизация общего образования в России: социокультурные и теоретические предпосылки. Факторы, влияющие на изменение качества обучения в условиях информационного общества.

Теоретическое обоснование идей модернизации общего образования - краткая характеристика (новые подходы к отбору содержания общего образования; проектирование процесса обучения, концепции проблемного и личностно-ориентированного обучения; формирование у школьников обобщенных умений и навыков учебного познания и т. д.)

Профильное обучение как современная система специализированной подготовки учащихся в старших классах общеобразовательных учреждений; понятия «профильное обучение» и «профильная школа».

Профилизация как вид личностно-ориентированного обучения. Основные цели профильного обучения. Ведущие учебные курсы в общеобразовательной школе с профильным обучением (базовые, профильные, элективные).

Учебно-исследовательская и проектная деятельность учащихся в профильной школе как важнейшие средства формирования их познавательной активности и самостоятельности. Новые профессиональные смыслы и задачи педагогической деятельности в условиях профильного обучения.

Тема 2. Подготовка учителей к освоению новых профессиональных ролей на основе идей компетентностного подхода

Понятие «компетентностный подход» в современном педагогическом образовании (краткая характеристика). Базовые профессиональные компетенции педагога. Переосмысление сущности профессиональной деятельности учителем, изменение его функционала в контексте стратегических задач обновления школы, общая характеристика данных задач.

Возможности внутрифирменного обучения как актуального направления самообразования учителей, способствующего приобретению новых профессиональных ролей (должностей). Педагог-куратор учебно-исследовательской деятельности учащихся как пример одной из таких ролей, широко востребованных в образовательной практике Санкт-Петербурга.

Тема 3. Учебно-исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном процессе: цели, смыслы, функции, этапы, общие условия реализации

Учебно-исследовательская деятельность учащихся как процесс решения ими разнообразных творческих, исследовательских задач, направленный на получение субъективно нового знания. Основные характеристики учебного исследования как вида деятельности.

Учебное и научное исследование: общее и различное. Понятия «исследовательское поведение», «исследовательская активность», «проектная деятельность» и т. д.

Александрова Татьна Константиновна, Куузик Наталья Александровна

Этапы учебно-исследовательской деятельности учащихся, её функции, значение в контексте модернизации российского образования.

Тема 4. Психолого-педагогические особенности включения учащихся различных возрастов в учебно-исследовательскую деятельность; формирование мотивации учебно-исследовательской деятельности

Возрастная периодизация учащихся школьного возраста: младший школьный возраст (7-10/11 лет - начальная школа), средний возраст (10/11-15 лет - основная школа), старший школьный возраст или ранняя юность (15-17 лет - средняя школа). Учение как ведущая деятельность детей всех перечисленных возрастов; специфика проявления возрастных особенностей: в младшем школьном возрасте - вхождение в учебную деятельность, овладение её структурными компонентами (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов); в среднем школьном возрасте - овладение формами самостоятельной учебной деятельности и способами взаимодействия с другими людьми в ходе ее осуществления (А.К. Маркова и др.); в старшем школьном возрасте - формирование самоорганизации учебного поведения с ориентацией на предполагаемую в будущем профессию.

Учение и учебно-исследовательская деятельность учащихся; развитие такой важной психолого-педагогической характеристики ребенка, подростка, как «исследовательская активность» (т.е. «непроизвольное открытие мира», «преобразование неизвестного в известное» (Н.Б. Шумакова).

Репродуктивная и исследовательская позиции в обучении; значение формирования исследовательской позиции ученика как основы его приобщения к учебно-исследовательской деятельности; общее понятие о показателях исследовательской позиции.

Сущность понимания мотивации исследовательской деятельности учащихся как трансформации внешней необходимости поиска во внутреннюю потребность. Исследовательская деятельность учащихся как эффективное средство формирования мотивации учения и «познания мира и себя в мире» (А.С. Обухов и др.).

Педагог-куратор учебно-исследовательской учащихся - организатор форм и условий этой деятельности, консультант при конструировании индивидуального исследовательского маршрута ученика. Возможный вклад педагога в дело формирования творческой, поисковой мотивации у своих воспитанников.

Тема 5. Организационно-педагогические условия и формы реализации учебно-исследовательской деятельности

Характеристика наиболее значимых организационно-педагогических условий, способствующих развитию учебно-исследовательской деятельности учащихся:

1) конструктивный подход к формированию программы образовательного учреждения, особенно его учебного плана;

2) наличие у педагогического коллектива опыта работы по организации учебных исследований и руководству такими исследованиями;

3) укрепление взаимодействия между образовательным учреждением и его социальными партнерами, помогающими в организации учебно-исследовательской деятельности учащихся;

4) продуктивное решение кадровых вопросов, т. е. наличие у педагогов соответствующей подготовки (предметной, психолого-педагогической, общенаучной и т. п.), позволяющей им осуществлять сопровождение ученика по исследовательскому маршруту;

5) материально-техническая база, позволяющая учащимся качественно выполнить свое исследование и представить его результаты.

Детские учебные исследовательские организации (сообщества), их задачи, история существования в советской и российской школе; формы подобных организаций (сообществ): научно-исследовательские общества, малые факультеты, малые академии наук, каникулярные школы, опытные станции; экспедиции, олимпиады, конкурсы и т. п.

Ученическое научно-исследовательское общество как типичная форма организации исследовательской деятельности в образовательных учреждениях; его устав или Положение об обществе, внутренняя организационная структура; основные задачи и направления деятельности; его традиции, праздники и ритуалы, связь с научной и культурной средой; возможные проблемы и риски, возникающие при его организации.

Тема 6. Технология формирования основ учебно-исследовательской деятельности учащихся; её основные этапы и особенности; рекомендации по реализации

Общее понятие о современных образовательных технологиях как процессных системах совместной деятельности учащихся и педагога по планированию, организации и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата. Образовательные технологии, близкие по целям и основополагающим характеристикам к технологии формирования основ учебно-исследовательской деятельности: технологии учебной дискуссии, проблемного обучения, развития критического мышления учащихся; проектного обучения т.п.

Место технологии формирования основ учебно-исследовательской деятельности среди образовательных технологий; её сущность и особенности: ориентация на личностное развитие; организация содержательного взаимодействия учащихся с учителями, учеными, сотрудниками учреждений культуры; изменение субъект-объектных отношений учителя и учащихся, тщательная подготовка педагогов к формированию у юных исследователей необходимых умений как познаватель-

Александрова Татьна Константиновна, Куузик Наталья Александровна

ного, так и практического прикладного характера; соблюдение логики и общих подходов к оформлению и представлению результатов исследования, ориентация на познание как лич-ностно значимую ценность; развитие у учащихся способностей к самоанализу и рефлексии и т.д.

Этапы технологии формирования основ учебно-исследовательской деятельности учащихся: создание необходимой мотивации; выбор направления (области) исследовательской деятельности; формулирование темы, а также конкретных целей и задач исследования; выдвижение гипотезы исследования; работа с различными источниками информации; планирование эксперимента (если необходимо) и учет значимых для его проведения условий; проведение эксперимента с привлечением комплекса различных умений; использование других методов познания (анализ, систематизация, обобщение и др.), оформление результатов исследования, их обсуждение и представление.

Рекомендации по реализации технологии формирования основ исследовательской деятельности учащихся и руководству этой деятельностью: понимание психолого-педагогических особенностей данного вида деятельности, владение теоретическими основами личностно-ориентированного обучения и «педагогики успеха», а также общей системой науковедческих знаний о сущности и организации исследовательской деятельности наряду с глубокими знаниями в конкретной предметной области. Наличие умений коммуникативного плана, связанных с установлением связей с учеными, сотрудниками вузов, музеев, архивов и т. п., способность к переосмыслению позиций в ходе исследовательской деятельности: от позиции «учитель - ученик», к позиции «старший, более опытный коллега, консультант и юный, начинающий исследователь»; владение технологиями (или их эффективными отдельными приемами), родственными технологии формирования основ исследовательской деятельности; работа по нахождению материально-технической базы для проведения исследований учащихся и создание для этой работы необходимых организационных условий.

Тема 7. Формы обучения школьников основам учебно-исследовательской деятельности, их особенности, возможности разработки и проведения

Необходимость обучения школьников основам учебно-исследовательской деятельности посредством их участия в такой деятельности, организованной в различных, специально разработанных формах.

Разнообразие подобных форм: специальные курсы, тренинги, исследовательские практикумы, экспедиции и т. п.

Спецкурс как ведущая организационная форма, в рамках которой учащиеся приобщаются к основам исследовательской деятельности; характерные общие черты спецкурсов: надпред-метная направленность, следование основополагающим дидак-

тическим принципам (научность, систематичность и последовательность, сознательность и активность учащихся, связи изучаемого с жизнью и т. п.).

Спецкурс должен быть разработан с учетом возрастных особенностей старшеклассников, ориентирован на развитие их творческого познавательного личностного потенциала, на формирование основ общих науковедческих и методологических знаний.

Разработка программы спецкурса, посвященного приобщению учащихся к учебно-исследовательской деятельности, и ведущих компонентов этой программы, таких, как пояснительная записка (указание типологии, объёма курса; формулировка целей и задач, описание функций, характеристика форм, методов, технологий обучения; виды возможных заданий для учащихся; ожидаемый образовательный результат); содержание программы спецкурса (разделы, темы); тематическое планирование, наличие материалов по учебно-методическому обеспечению курса, его учебно-методический комплект.

Учет требования вариативности содержания и организационных форм спецкурса в зависимости от специфики образовательной программы конкретного учреждения, от характера профильной подготовки учащихся, от возможностей педагогического коллектива по руководству исследовательской деятельностью учащихся; от наличия в образовательном учреждении ученической организации (УНИО, малой академии наук и т. п.); от интересов учащихся, от специфики выбранных ими исследовательских тем.

Условия проведения специального курса по основам исследовательской деятельности учащихся: наличие педагогических кадров, имеющих высокую профессиональную квалификацию и опыт организации исследовательской деятельности учащихся; сотрудничество с научными и культурными учреждениями города, являющимися социальными партнерами образовательного учреждения (предоставление научных руководителей, лабораторий или других опорных исследовательских площадок, консультационная деятельность; современная материально-техническая база (компьютерные классы, медиатека, библиотека, предметные школьные кабинеты, помощь в организации экскурсий и т. д.)

Методические рекомендации по разработке спецкурса подобного типа как объекта коллективного профессионально-педагогического творчества.

Тема 8. Учет личностных достижений школьников в учебно-исследовательской деятельности; оформление и представление результатов исследований

Личностные достижения учащихся; признаки таких достижений (результативность образовательного процесса, в том числе и учебно-исследовательской деятельности учащихся; социальная и личная значимость, эмоциональная удовлетворенность самого юного исследователя как субъекта достижений и т. д.).

Александрова Татьна Константиновна, Куузик Наталья Александровна

Результаты, связанные с образовательными (освоение программы, «маршрута» юного исследователя, получение, участие в олимпиадах, смотрах, конкурсах, конференциях, научных чтениях и т. д.) и внутренними достижениями (личностный рост, развитие Я-концепции, формирование стремления к новому творческому поиску).

Формы учета личностных достижений учащихся в процессе исследовательской деятельности: оценочные карты, оценочные листы с критериями оценок, портфолио (в том числе порт-фолио достижений (документов), работ, отзывов).

Методика использования оценочных форм. Оценочные действия и процедуры, связанные с исследовательской деятельностью учащихся.

Требования к оформлению результатов исследования: рекомендации по составлению текста, его структурированию. Формулирование выводов. Отбор материалов иллюстративно-сопроводительного характера, составление библиографии; знакомство с образцами оформления исследовательских работ, представленных на конкурсы, олимпиады, научные чтения; правила подачи материалов исследования на электронных носителях и т.п.

Публичная защита результатов исследовательской деятельности, подготовка к ней: вооружение юных исследователей необходимыми коммуникативными умениями (установление контакта с аудиторией, определение оптимальной дистанции в общении, эмоциональная саморегуляция перед выступлением); подготовка текста сообщения, доклада, а также наглядных материалов, компьютерной презентации и т. д.; элементы психологического тренинга (настрой на успех выступления); отработка умений по участию в дискуссии, обсуждению проблемных аспектов исследования.

Тема 9. Значение организации учебно-исследовательской деятельности как перспективного направления развития системы социального партнерства образовательного учреждения. Популяризация опыта педагогических коллективов, работающих над приобщением школьников к основам учебно-исследовательской деятельности; анализ и систематизация такого опыта педагогами-кураторами Создание системы прочных связей между образовательным учреждением и его социальными партнерами, способными оказать действенную помощь в организации и проведении учебных исследований посредством предоставления своих кадровых и материальных ресурсов (участие специалистов в области науки и культуры в руководстве ученическими исследованиями, в консультационной работе; предоставление возможности использовать оборудование, архивы, вычислительную технику и медиа-ресурсы для учебно-исследовательской деятельности).

Разработка и оформление договоров по взаимодействию образовательного учреждения и вуза, образовательного учреждения и музея и т. п.

Популяризация опыта работы образовательных учреждений по приобщению школьников к основам учебно-исследовательской деятельности через средства массовой информации (пресса, телевидение, участие в общественных акциях и т.п.) для привлечения внимания общественности, представителей административных и бизнес-структур, спонсоров, готовых поддержать юных исследователей.

Педагог-куратор как специалист, способный систематизировать и обобщать опыт своего педагогического коллектива по организации и осуществлению учебно-исследовательской деятельности, а также представлять этот опыт коллегам в разнообразных формах: информационно-методических семинаров, обсуждений и дискуссий, путем подготовки специальных тематических разработок, тезисов, статей, программ специальных или элективных курсов, посвященных проблемам исследовательской деятельности и т. д.

Тематическое планирование:

№ Тема Кол. часов по программе Организационные формы

1 Модернизация современного образования и профильное обучение. Учебно-исследовательская и проектная деятельность учащихся как актуальные цели профилизации 2 часа Лекция

2 Подготовка учителей к освоению новых профессиональных ролей на основе идей компетентностного подхода 2 часа Лекция

3 Учебно-исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном процессе: цели, смыслы, функции, этапы, общие условия реализации 4 часа Лекция, семинар, работа в малых группах

4 Психолого-педагогические особенности включения учащихся различных возрастов в учебно-исследовательскую деятельность; формирование мотивации учебно-исследовательской деятельности 4 часа Лекция, семинар

5 Организационно-педагогические условия и формы реализации учебно-исследовательской деятельности 4 часа Лекция, семинар

6 Технология формирования основ учебно-исследовательской деятельности учащихся; её основные этапы и особенности; рекомендации по реализации 6 часов Лекция, семинар, работа в малых группах, консультация

7 Формы обучения школьников основам учебно-исследовательской деятельности, их особенности, возможности разработки и проведения 4 часа Лекция, работа в малых группах

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8 Учет личностных достижений школьников в учебно-исследовательской деятельности; оформление и представление результатов исследований 2 часа Лекция

Александрова Татьна Константиновна, Куузик Наталья Александровна

9 Значение организации учебно-исследовательской деятельности как перспективного направления развития системы социального партнерства образовательного учреждения. Популяризация опыта педагогических коллективов, работающих над приобщением школьников к основам учебно-исследовательской деятельности; анализ и систематизация такого опыта педагогами-кураторами 2 часа Лекция

10 Представление самостоятельных работ (проектов) слушателей программы 2 часа Семинар

Перечень тем для самостоятельной работы слушателей программы по подготовке педагогов-кураторов учебно-исследовательской деятельности:

1. Учебно-исследовательская и проектная деятельность учащихся как актуальные направления реализации современных образовательных программ.

2. Учебно-исследовательская деятельность учеников профильной школы.

3. Подготовка педагога-куратора учебно-исследовательской деятельности школьников в системе внутрифирменного образования учителей.

4. Ведущие характеристики учебно-исследовательской деятельности, её категориальный аппарат.

5. Учебное и научное познание: общность и различия; учебно-исследовательская деятельность и её ценностно-смысловые приоритеты.

6. Учение и учебно-исследовательская деятельность учащихся конкретных возрастных групп: мотивация, особенности включения и организации.

7. Изменение позиции педагога-куратора учебно-исследовательской деятельности школьников в системе отношений «учитель - ученик» в контексте задач личностно-ориентированного обучения и педагогики успеха.

8. Характеристика и анализ системы организационно-педагогических условий, способствующих реализации учебно-исследовательской деятельности (в том числе и на примере конкретного образовательного учреждения).

9. Детские исследовательские организации (сообщества); их цели и задачи, история создания и развития в советской и российской школе.

10. Становление ученического научно-исследовательского общества в практике работы современного образовательного учреждения.

11. Роль педагога-куратора в организации внутрисекционной работы ученического научно-исследовательского общества.

12. Организация исследовательских маршрутов учащихся как профессиональная задача педагога-куратора учебно-исследовательской деятельности школьников.

13. Праздники, ритуалы, торжественные акции ученического научно-исследовательского общества; их разработка и методика проведения.

14. Организация учебно-исследовательской деятельности и возможные педагогические риски.

15. Характеристика технологии формирования основ учебно-исследовательской деятельности; методика овладения технологией, её поэтапная реализация.

16. Описание процесса руководства формированием основ учебно-исследовательской деятельности на примере работы по конкретной проблеме (проблемам) с учащимися определенной возрастной группы.

17. Формы обучения школьников основам учебно-исследовательской деятельности: специальные и элективные курсы, их разработка, организация, проведение, методическое обеспечение.

18. Разнообразие форм учета личностных достижений школьников в учебно-исследовательской деятельности.

19. Портфолио как современная форма учета личностных достижений учащихся в учебно-исследовательской деятельности; методика работы с конкретным типом портфолио (например, портфолио достижений или портфолио поступления в вуз и т.п.)

20. Требования к оформлению и представлению результатов учебно-исследовательской деятельности; психолого-педагогические рекомендации куратора своим воспитанникам.

21. Возможности организации учебно-исследовательской деятельности как перспективного направления совершенствования системы социального партнерства образовательного учреждения.

22. Популяризация опыта педагогического коллектива по осуществлению учебно-исследовательской деятельности (на примере деятельности конкретного образовательного учреждения).

Список литературы

Публикации по теме УНИО, подготовленные педагогами гимназии № 73 «Ломоносовской гимназии»: 1. Александрова Т.К. Гимназические стандарты Петербурга -второй этап становления Ломоносовской гимназии.- СПб, 1993. - 144 с.

Александрова Татьна Константиновна, Куузик Наталья Александровна

2. Александрова Т.К. Учет личностных достижений учащихся в учебно-воспитательной деятельности Ломоносовской гимназии: Измерения в педагогике (ч. II). - СПб, РГПУ им. А.И. Герцена, 1994. - С. 65-66.

3. Александрова Т.К. Учет личностных достижений учащихся как одного из обязательных условий осуществления педагогики успеха. Педагогика как диалог - диалог педагогик.-СПб: РГПУ им. А.И. Герцена, 1995. - С. 152-155.

4. Александрова Т.К. Сравнительный анализ этапов реализации концепции развития гимназии как обязательное условие организации ОЭР (на примере деятельности педагогического коллектива Ломоносовской гимназии. Опытно-экспериментальная работа в школах Санкт-Петербурга. Секция № 1. - СПб: РГПУ им. А.И. Герцена, 1995. - С. 25-27.

5. Александрова Т.К. Учет личностных достижений учащихся как обязательный компонент образовательного стандарта: Материалы научно-практической конференции «Развитие образовательной системы Выборгского района: достижение и перспективы». - СПб, 1996.

6. Александрова Т.К. Исследовательская деятельность учащихся и проблемы профориентации: Материалы VII Международной конференции «Высокие интеллектуальные технологии образования и науки». - СПб: СПбГУ, 2000.

7. Александрова Т.К. УНИО как эффективная структура взаимодействия основного и дополнительного образования: Материалы VII Международной конференции «Высокие интеллектуальные технологии образования и науки». -СПб: СПбГУ, 2000.

8. Александрова Т.К. Возможности реализации профильного обучения в условиях современной гимназии (из опыта гимназии № 73 «Ломоносовская гимназия» Выборгского района Санкт-Петербурга): Материалы всероссийской научно-практической конференции «200 лет Российскому гимназическому образованию».Т 1.- СПб: Осипов, 2007. - С. 77-81.

9. Александрова Т.К. Становление ученика-исследователя как профессионально-педагогическая задача (опыт разработки спецкурса для профильного обучения «Основы исследовательской деятельности учащихся»: Материалы всероссийской научно-практической конференции «200 лет Российскому гимназическому образованию». Т. 2. - СПб: Осипов, 2007. - С. 261-266.

10. Александрова Т.К. Учимся творчеству! // Познавать. Исследовать. Открывать. - 2008. - № 37. - С. 39-47.

11. Александрова Т.К. Наследники Ломоносова // Управление школой. - 2007. - № 5. - С. 30-34.

12. Александрова Т.К. Ценность познания. Опыт разработки спецкурса // Управление школой. - 2007. - № 12. - С. 25-28.

13. Буряк И.Г. Опыт реализации программы «Учет личностных

достижений учащихся в деятельности педагогического коллектива Ломоносовской гимназии. Опытно-экспериментальная работа в школах Санкт-Петербурга». Секция № 3. - СПб: РГПУ им. А.И. Герцена, 1995. - С. 39-41.

14. Выпускная экзаменационная работа: путь от индивидуальной исследовательской темы до публичной защиты / Т.К. Александрова [и др.]. - СПб: НМЦ Выборгского района, 2000.

15. Гимназические стандарты Петербурга. Опыт становления Ломоносовской гимназии / Сост. Т.К. Александрова [и др.] - СПб, 1992. - 40 с.

16. Гимназические стандарты Петербурга - третий этап становления Ломоносовской гимназии: учителя и ученики в совместном процессе познавательного творчества: Ч.1 / Авт.-сост. Т.К. Александрова [и др.] - СПб: ГПП Печатный двор, 1995. - 193 с.

17. Гимназические стандарты Петербурга - третий этап становления Ломоносовской гимназии: учителя и ученики в совместном процессе познавательного творчества: Ч.2 / Авт.-сост. Т.К. Александрова [и др.] - СПб: ГПП Печатный двор, 1995. - 236 с.

18. Концепция воспитательной системы Ломоносовской гимназии № 73 Выборгского района Санкт-Петербурга / Сост. Т.К. Александрова [и др.] - СПб: НМЦ Выборгского района, 2001. - С. 137.

19. Ломоносовская гимназия № 73: Образовательная программа (гимназическая и базовая) / В.К. Павлова [и др.] - СПб: НМЦ Выборгского р-на, 1999. - 131 с.

20. Мы из УНИО: Сборник исследовательских работ учащихся гимназии №73 («Ломоносовская гимназия») / Сост. Т.К. Александрова, Т.В. Лихачева. - СПб: Амфора. ТИД Амфора, 2007. - 399 с.

21. Основы исследовательской деятельности учащихся: Спецкурс для профильного обучения /Авт.-сост. Т.К. Александрова [и др.] - СПб: Амфора. ТИД Амфора, 2005. - 261 с.

22. Сценарии школьных праздников: Сборник сценариев праздников и торжественных акций Ученического Научно-исследовательского Общества (УНИО) гимназии № 73 «Ломоносовская гимназия» / Е.С. Лебедева [и др.] -СПб, 2005. - 107 с.

23. Павлова Г.А. Биология 9 класс: Элективные курсы в пред-профильной подготовке школьников / Г.А. Павлова, Н.А. Спиридонова. - СПб: Паритет,- 2006. - 75 с.

24. Ученическое научно-исследовательское общество как эффективная внутришкольная структура дополнительного образования учащихся / Т.К. Александрова [и др.] - СПб: НМЦ Выборгского района, 1998.

Александрова Татьна Константиновна, Куузик Наталья Александровна

Список рекомендуемой литературы:

1. Акулова О.В., Писарева СЛ., Пискунова Е.В., Трятщына А.П. -Современная школа: опыт модернизации. - Изд. РГПУ им. А.И. Герцена. - С. 205-290.

2. Акулова О.В., Пгюарева С.А., Писку нова Е.В., Тряпицына А.П. -Школьное образование в современных социокультурных ^Н условиях. - СПб: ПетроПресс, 2005. - С. 180.

3. Алексеев А.Г., Леонтович A.B., Обухов A.C., Фомина Л.Ф. Концеп- ^ iJ^Loei

/ / Б

ция развития исследовательской деятельности учащихся / / Исследовательская работа школьников. -2002. №1. - С. 24-34.

4. Баранова Е.В., Зайкин М.И. Как увлечь школьников исследовательской деятельностью // Математика в школе. -2004.-№ 2.-С. 7-10.

5. Брыкова О.В., Громова Т.В. Проектная деятельность в учебном процессе. - М.: Чистые пруды, 2006. - 32 с.

6. Вечтомова Е.Г., Макаркина Н.А. Норма жизни лицея - исследование // Директор школы. - 2006. - № 8. - С. 102-103.

7. Гильмеева Р.Х Роль исследовательской деятельности учителя начальных классов в реализации идей развивающего обучения // Начальная школа: плюс до и после. - 2006. - № 4. - С. 58-60.

8. Громова Т.В. Организация исследовательской деятельности / / Практика административной работы в школе. -2006. - № 7. - С. 49-53.

9. Зорина Л.Я. Дидактические основы формирования системности знаний старшеклассников. - М.: Педагогика, 1978. - 128 с.

10. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под ред. к. пс. н. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006.

11. Компетентностный подход в педагогическом образовании / Под ред. проф. В.А. Козырева и проф. Н.Ф. Родионовой. -СПб: Изд. РГПУ им. А.И. Герцена. - 2004 - С. 392.

12. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Начальная школа. - 2002. - № 4.

13. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. - М. - 2002.

14. Коротаева Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников. - М.: Сентябрь. - 2006. - 176 с.

15. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся: Сборник статей. - М.,МГДД(Ю)Т. - 2003.

16. Леонтович А.В. Разговор об исследовательской деятельности: Публицистические статьи и заметки / / Исследовательская работа школьников. - 2006.

17. Обухов А.С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростка в пространство культуры // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. - М. - 2001. - С. 46-48.

18. Обухов А.С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: Что и как развивать? / / Исследова-

тельская работа школьников. - 2003. - № 4. - С.18-23.

19. Опыт организации исследовательской деятельности школьников: «малая академия наук» / Автор-составитель Г.И. Осипова. - Волгоград: Учитель. - 2007. - с. 154.

20. Шумакова Н.Б. От исследовательской активности к исследовательской работе старшеклассников (Из опыта работы школы № 1624 «Созвездие»). - М. - 2002. - 112 с.

21. Палецкий С.В. Научное познание и исследовательская деятельность учащихся. - М. - 2002. - с. 112.

22. Пентин А.Ю. Учебные исследования и проекты - понятия близкие, но не тождественные // Директор школы. -

2006. - № 2. - С. 47-52.

23. Пидкасистый П.Н. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: теоретико-экспериментальное исследование. - М.: Педагогика, 1980. - 240 с.

24. Писарева С.А. Профильное обучение как фактор обеспечения доступности образования: российское видение. СПб.: Изд. РГПУ им. А.И. Герцена, 2006. - 84 с.

25. Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. - М. - 2000.

26. Поддьяков А.Н. Методологические основы изучения и развития исследовательской деятельности // Школьные технологии. - 2006. - № 3. - С. 85-90.

27. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. - М.: Народное образование, 2001.

28. Рогов А.А., Рогова О.Б., Клюкина Е.А. Исследовательские умения школьников как условие успешности при продолжении обучения в вузе // Труды Научно-методического семинара «Наука в школе» - М.: НТА «АПФН», 2003. Т. 1. - С.118-124.

29. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: Учебное пособие. - М.: «Ось-89», 2006.

30. Савенков А.И. Я - исследователь. Учебник-тетрадь для младших школьников. - М., Изд. Дом «Федоров», 2005.

31. Семенова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся // Начальная школа. - 2006. - № 2. - С. 45-49.

32. Учебное проектирование и исследовательская деятельность учащихся в условиях профильного обучения // Профильная школа. - 2006. - № 4,5.

33. Федоровская Е.О. Мотивы и ценностные ориентации подростков, увлеченных исследовательской деятельностью // Дополнительное образование. - 2005. - № 9. - С. 49-53.

34. Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума: учебное пособие для студентов вузов. -2-е изд. - СПб.: Питер, 2004. - 384 с.

35. Шеленкова Н.Ю. Организация исследовательской деятельности учащихся в школьном научном обществе // Завуч. - 2005. - № 5. - С. 82-87.

36. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М. - 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.