Научная статья на тему 'Программа педагогической компетенции в образовательной среде'

Программа педагогической компетенции в образовательной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тазина К. А.

The program of development of the pedagogical competence is the publication of Tazina Klarisa Alexandrovna, an English teacher of the highest qualification who has been working as a teacher at the secondary school for more than 25 years. The program contains theoretical problem of modern pedagogical competence and all Us distinguishing professional skills. One of the important features of the program is the determination of this very notion «pedagogical competence» from the standpoint of modem pedagogical science. Special attention is drawn to the question of analysis of the lessons. The program may be recommended to all teachers of the secondary school and students of pedagogical institutes. It may be used in every day pedagogical practice.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тазина К. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Программа педагогической компетенции в образовательной среде»

К.А. Тазина

ПРОГРАММА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Томский колледж бизнеса и права

Педагогика - наука о воспитании и обучении. Как и любая другая наука, педагогика имеет свои основные категории (воспитание, обучение, образование). Сегодняшнее развитие педагогики предполагает введение еще одной важной категории, определяющей квалификационную характеристику педагога: педагогическая компетенция. Актуальность проблемы педагогической компетенции определяется растущим теоретическим и практическим интересом к методам: активного воздействия на человека. Воспитание возникло из практической потребности общества в приобщении подрастающего поколения к выполнению определенных общественных функций. Движение общества вперед обеспечивается тем, что каждое общество (независимо от его социальной структуры) готовит себе смену. Педагогика же современного общества представляет собой естественную экспериментальную лабораторию, в которой многие теории подвергаются «проверке на прочность». Кроме того, конкретизация требований к педагогической компетенции облегчит задачу периодической аттестации учителей.

Данная программа педагогической компетенции не ставит целью проведение обзора и анализа различных подходов к данной проблеме, а задумана как дискуссионная и поисковая. Именно под этим углом зрения будет рассмотрена педагогическая компетенция, но в то же время автор стремится предложить и обосновать собственную трактовку проблемы исходя из собственного, более чем двадцатипятилетнего опыта работы в школе.

Программа педагогической компетенции ориентирована на следующие задачи:

1. Подготовку и переподготовку педагогов общего образования.

2. Конкретизацию требований к аттестации учителей.

3. Разработку эффективного анализа ошибок как предпосылки для критики педагога.

4. Разработку описательных и оценочных критериев с целью теоретического и методического обоснования критики педагога.

5. Разработку требований к общей педагогической компетенции.

Общие принципы разработки программы:

1. Преемственность по отношению к государственным образовательным стандартам.

2. Ориентация на современные образовательные технологии и средства обучения.

3. Применение различных методов обучения: активные методы, словесные методы, репродуктивные методы, проблемные методы, частично-поисковые методы, поисковые методы, исследовательские методы.

4. Выбор характера и последовательности действий в процессе обучения.

5. Обобщение и конкретизация в обучении.

6. Доказательность обучения.

7. Активизация познавательной деятельности учащихся.

8. Критическое отношение к своим действиям.

9. Г’умманизация процесса обучения.

Раскрыть проблему педагогической компетенции - значит не только представить перечень некоторых компонентов, а дать исчерпывающий ответ на вопрос о том, какими знаниями, умениями, навыками и способностями должны обладать педагоги.

[. Итак, во-первых, мы условились рассматривать педагогическую компетенцию как центральную категорию педагогики. Но педагогическая компетенция не является единой, ее дифференциации существуют в нескольких направлениях:

])в воспитании,

2) в образовании,

3) в предметах.

Следовательно, мы можем говорить о педагогической субкомпетенции. Субкомпетенции взаимодо-полняют друг друга и образуют общую педагогическую компетенцию. Субкомпетенцию воспитателя можно выделить в компетенцию воспитателя, так как воспитание имеет специфическую черту, меняется в зависимости от экономических условий развития общества. Воспитание меняет свои цели, содержание, формы и методы в соответствии с экономическим развитием общества.

Предметом данной программы педагогической компетенции будет являться общая педагогическая компетенция, рассматривающая общие квалификационные характеристики независимо от преподаваемого предмета, тем самым создавая концептуальную базу для построения частных педагогических компетенций или субпедагогических компетенций, которые определят частные детерминанты, внесут существенные уточнения в данные общей педагогической компетенции и дадут ей материал для обобщения.

II. Вторым дифференциальным признаком педагогической компетенции следует считать способность к педагогической деятельности. Профессия педагога

К.А. Тазина. Программа педагогической компетенции в образовательной среде

предполагает умение осуществлять сложный вид умственной деятельности, требующей специфических знаний, умений и навыков. Уже этот характер педагогической деятельности делает задачу подготовки квалифицированных педагогов весьма сложной. Но в некоторых случаях мы можем говорить о таком явлении, как «прирожденный» учитель, или «учитель от бога». Человек, обладающий определенным уровнем знаний и не обучающийся умению обучать, справляется со своими обязанностями гораздо лучше обученного. При этом оказывается, что подобной способностью человек может обладать даже в юном возрасте. Из наблюдения над этой способностью можно сделать вывод, что она является генетически обусловленной, как и способность к овладению иностранным языком и музыкальные способности. Но в большинстве случаев «прирожденный» учитель не отвечает требованиям, предъявленным к профессиональному учителю, для достижения профессионального уровня требуется формирование педагогической компетенции.

III. Третьим дифференциальным признаком педагогической компетенции необходимо считать предметную компетенцию. Предметная компетенция включает знание предмета. Чем выше предметная компетенция человека, тем более успешно он может участвовать в процессе обучения. Сюда же входит умение быстро расширять и пополнять свои знания. Предметная компетенция отличается гибкостью и пластичностью, способностью быстро перестраиваться. Важно, чтобы педагог умел постоянно обогащать свои знания, отыскивать и воспринимать новую информацию. Однако из наблюдений над педагогами и собственной практики я могу выдвинуть гипотезу, которую следует экспериментально подтвердить, что лица, очень хорошо владеющие предметом, менее способны учить, чем лица, владеющие данным предметом достаточно хорошо. Пример тому - некоторые кандидаты, доктора наук, которые превосходно справляются со своими обязанностями в вузах, не справляются в школах. На ранней стадии своей трудовой биографии, преподавая два иностранных языка, пришла к изумительному выводу, что дети, которых обучаю немецкому языку, лучше меня понимают его и результативнее учатся. Отсюда делается вывод, что умение соотнести свои знания с теми знаниями, которые необходимо передать ученику, и образует базу педагогической компетенции.

IV. Педагогическая компетенция включает технологическую компетенцию, которая обеспечивает понимание сущности и задач педагогической деятельности, выбор педагогической стратегии и технологических приемов работы. Стратегия - это умение анализировать ситуацию плюс эвристический поиск одного из возможных решений в каждой конкретной ситуации. Стратегию можно назвать программой действия. Стратегия зависит от целей и условий решения конкретных задач. Под технологическими при-

емами понимается совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих процесс обучения, - это знание общих принципов, методов, приемов обучения; умение выбирать оптимальные методы и приемы обучения; владение методикой проведения различных типов уроков; использование различных форм обучения (коллективных, групповых, индивидуальных, парных).

V. Педагогическая компетенция включает некоторые личностные характеристики, без которых преподаватель не сможет успешно выполнять свои профессиональные функции. Обучение представляет собой сложный вид умственной деятельности, осуществление которой предполагает особую психическую организацию, способность быстро переключать внимание. Это должен быть человек большой культуры; начитанный, эрудированный. Особенно следует отметить морально-этический компонент педагогической компетенции. Преподаватель несет полную ответственность за качество своей работы. Педагогическая деятельность основана на доверии. В этой связи вспоминаются слова из песни об учителе: «Это мне решили поручить их: сорок душ и восемьдесят глаз». Оправдать это доверие преподаватель может лишь за счет большой собранности, работоспособности.

Резюмируя, следует подчеркнуть: педагогическая компетенция предполагает развитие особого типа личности, соответствующей морально-этическим особенностям этой профессии.

VI. Следует также отметить, что педагогическая компетенция включает многообразие педагогической деятельности. Профессиональная деятельность педагога не ограничивается включением собственно обучающих функций. Педагогу приходится работать с родителями, в советах школы, с деловой документацией, в экспертных советах, проблемно-творческих группах, в экспериментально-инновационной лаборатории; участвовать в творческих семинарах, в конкурсах, выставках, олимпиадах и т.п.

В этом месте представляется возможным дать определение педагогической компетенции, которое бы отражало все ее дифференциальные признаки. Педагогическая компетенция представляет собой сложную и многомерную категорию, включающую все те квалификационные характеристики, которые позволяют педагогу осуществлять процесс обучения; способность обучать; предметную компетенцию; технологическую компетенцию; личностную характеристику. Кроме того, педагогическая компетенция подразумевает многообразие педагогической деятельности.

Понятие педагогической компетенции может быть конкретизировано применительно к тем или иным предметам и может включать, например, творческие способности, необходимые для литератора.

Думается, что такая формулировка педагогической компетенции отражает многомерный и многофакторный характер педагогической компетенции.

Важную роль в повышении педагогической компетенции и эффективности обучения играет надлежащая подготовка преподавателя к конкретному занятию. Каждое занятие занимает определенное место в общей системе подготовки и ставит перед собой определенные задачи. Весьма желательно, чтобы обучаемые понимали, какую цель преследуют данное занятие и данная форма работы. Поэтому в начале занятия преподаватель сообщает его основную задачу, а в конце занятия суммирует проделанное и указывает на достигнутые результаты.

Среди профессиональных умений, которые можно проследить на конкретном, уроке, наиболее важными представляются следующие (за каждое умение я предлагаю проставлять максимальное количество баллов, общая сумма составит 100 баллов).

1. Конкретизация задач, несмотря на многоплановость. Комплексная постановка задач (образовательной, воспитательной, развивающей). Взаимосвязь дидактических, воспитательных и развивающих задач - 5 баллов.

2. Содержание учебного материала (познавательная ценность, научность, доступность, практическая направленность) - 8 баллов.

3. Мотивация обучения (воспитание интереса к предмету в целом, создание ситуации успеха, игровые ситуации) -10 баллов.

4. Дифференцированный подход (учет уровня подготовки, индивидуальные социально-психологические особенности учащихся) - 7 баллов.

5. Рациональное использование времени, темп урока, познавательная активность учащихся на отдельных этапах. Не допускать потери времени! - 5 баллов.

6. Культура труда учителя и учащихся. Уровень общения учителя и учащихся (уважение, корректность, речь) - 6 баллов.

7. Средства обучения (таблицы, схемы, дидактический материал, аудио- и видеотехника, компьютеры), в том числе разработанные учителем. Применение ТСО должно быть продиктовано необходимостью урока - 9 баллов.

8. Методы, обоснованность выбора метода, оптимальное сочетание методов. Методы, обеспечивающие умение анализировать, выделять главное, сравнивать, строить по аналогии, обобщать и системати-

зировать, доказать и опровергнуть, определить понятия, ставить и разрешить проблему. Методы воздействия на три информационных канала - слуховой, зрительный, двигательный. Методы, обеспечивающие развитие умений вести записи. Методы, развивающие умения подготовки учащихся к самообразованию. Методы работы с учебником, пособиями, словарями и справочной литературой. Использование проблемных методов обучения - 10 баллов.

9. Методика закрепления (предложение дифференцированных заданий, использование групповой формы организации работы, дидактические игры, работа с учебником, дидактическими материалами, оказание помощи) - 7 баллов.

10. Методика организации домашнего задания (характер, объем и дифференцированность домашнего задания, включение элементов творческой работы, возможность выбора задания). Способы проверки - 5 баллов.

11. Методика контроля усвоения учебного материала. Формы контроля. Комментирование ответов. Возможность исправления оценки. Соответствие оценок уровню знаний учащихся. Четкое выделение критериев оценки на «3», «4» и «5» - 8 баллов.

12. Учет методических особенностей конкретного предмета - 5 баллов.

13. Логическая завершенность урока - 5 баллов.

14. Субъективно воспринимаемые личностные качества педагога (обаяние, эрудиция, профессиональный артистизм и др.) - 5 баллов.

15. Самооценка учителя - 5 баллов.

Подводя итог программы в целом, следует отметить, что, по мнению автора, программу можно считать достаточно логичной. Но автор не ставит перед собой цели дать законченный вариант. Это, скорее, попытка сформулировать некоторые соображения, которые могут быть дополнены в дискуссии. Более того, автор считает, что проблема педагогической компетенции еще ждет своей научной и экспериментальной разработки. Проблема педагогической компетенции представляет большой теоретический и практический интерес и нуждается в дальнейшем исследовании, чтобы уточнить ее составляющие и сформировать концепцию педагогической компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.