Научная статья на тему 'Программа оптимизации межгрупповой адаптации в поликультурной школьной образовательной среде'

Программа оптимизации межгрупповой адаптации в поликультурной школьной образовательной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Этнодиалоги
Область наук
Ключевые слова
ШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / SCHOOL EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ПОЛИКУЛЬТУРНОСТЬ / MULTICULTURALISM / МЕЖГРУППОВАЯ АДАПТАЦИЯ / INTERGROUP ADAPTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Егорова Нина Михайловна

В статье представлен опыт работы по апробации авторской Программы оптимизации межгрупповой адаптации в поликультурной школьной образовательной среде. Программа направлена на организацию образовательной среды как с позиции ее влияния на формирование и развитие учащихся, так и с позиции ее проектирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Program of optimization of intergroup adaptation in the multicultural school educational environment

The paper presents experience gained from approbation of the author's Program of Optimization of Intergroup Adaptation in the Multicultural School Educational Environment. The program is aimed to shape the educational environment both from a position of its influence on student's formation and development, and from a position of its design.

Текст научной работы на тему «Программа оптимизации межгрупповой адаптации в поликультурной школьной образовательной среде»

Нина Егорова

Программа оптимизации межгрупповой адаптации в поликультурной школьной образовательной среде

В статье представлен опыт работы по апробации авторской Программы оптимизации межгрупповой адаптации в поликультурной школьной образовательной среде. Программа направлена на организацию образовательной среды как с позиции ее влияния на формирование и развитие учащихся, так и с позиции ее проектирования.

Ключевые слова: школьная образовательная среда, поликультурность, межгрупповая адаптация

Нина Михайловна Егорова,

кандидат психологических наук, методист, Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования города Москвы «Дворец творчества детей и молодежи "Неоткрытые острова "» nm_egorova@mail.ru

Проблема межнационального взаимодействия актуальна не только в политической, экономической сферах, но и в сфере образования. Школьные классы все больше отражают культурное и этническое многообразие. В них обучаются дети разных национальностей и вероисповеданий. В этих условиях главным требованием для поддержания здоровой атмосферы в школах стало требование взаимопонимания между людьми различных культур. Межкультурному взаимопониманию необходимо учить. Надо помочь школьникам выработать в себе понимание того, что разнообразие людей украшает и обогащает жизнь.

В поликультурных школах, как правило, работа ведется в одном направлении - по интеграции мигрантов. Для этого разработаны специальные психодиагностические методики оп--

ТО о

Ц I

ределения уровня адаптации мигрантов, а также программы по их адаптации.

Здесь необходимо отметить, что участниками образовательной деятельности являются не только школьники, которых можно разделить на местных и приезжих, но и их родители, учителя и администрация школ. Окружающие условия поликультурности являются причиной их дезадаптации.

Следовательно, в поликультурной образовательной среде необходимо рассматривать двусторонний процесс межгрупповой адаптации (МГА) всех его участников [1]. Срывы в МГА приводят к деструктивным конфликтам, расшатывают собственную этническую идентичность, способствует формированию агрессивного стиля поведения, в целом повышают риски социальной и межэтнической напряженности. Об этом свидетельствуют происходящие в мире события.

В настоящее время появились такие школы, которые можно назвать «миграционно-притягательными». В них проводится большая работа по формированию навыков межнационального и межкультурного взаимодействия. В эти школы родители-мигранты стараются отдавать своих детей, так как они ощущают безопасность и комфортность своего пребывания в них. При этом в образовательных организациях возникает перекос количественного состава мигрантов, появляются школы либо с очень низким процентом мигрантов, либо очень высоким.

Школа, являясь социальным институтом, через который проходит все детское население, обязана создавать условия по формированию навыков межкультурного взаимодействия в целях совершенствования процесса межгрупповой адаптации всех субъектов образовательного процесса. Межгрупповой адаптацией необходимо управлять, иначе данный процесс станет саморегулиру-

емым, который может отклониться от намеченных целей и решаемых задач.

Субъекты

Обучающиеся - мастные жители Обучающиеся - мигранты Родители Педагоги Администрация Обслуживающий персонал

Подходы

Деятельностный

Личностно-

ориентированный

Компетентностный

Культуросообразный

Поликультурная

школьная образовательная среда

Компоненты образовательной среды

Социальный Пространственно-предметный Технологический

Принципы

Ориентация на актуализирующий потенциал образовательной среды Развитие партнерских взаимодействий Диалогичность и сотрудничество Уважительное отношение к личности Опора на положительное в ребенке Учет индивидуальных и половозрастных особенностей Единство знания и поведения Воспитывающая рефлексия

Связь воспитания навыков эффективного межгруппового взаимодействия с жизнью

Рис. 1. Модель организации поликультурной школьной образовательной среды, способствующей межгрупповой адаптации.

Под руководством профессора А.В. Булгакова нами было проведено исследование МГА в школах Подмосковья, которое показало, что местные жители более дезадаптированы [2]. В рамках данного исследования мы разработали и апробировали Программу оптимиза-

Психолого-педагогическая программа оптимизации межгрупповой адаптации (МГА)

Цель

Изменить отношение школьника к себе и людям других национальностей, своей и другим национальным группам; повысить степень вовлеченности школьников в межгрупповые и межкультурные взаимоотношения, потребность и готовность к конструктивному взаимодействию, межгрупповую адаптированность школьников.

Компоненты личностной сферы субъектов образовательной среды

Когнитивный

Коммуникативный

Мотивационно-потребностный

Поведенческий

Эмоциональный

Задачи

Формирование уважения и признания к себе и людям разных национальностей, к своей и другим культурам Развитие способности к межнациональным отношениям, конструктивному взаимодействию Формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме Формирование собственной позитивной этнической идентичности Развитие способности к толерантному общению и формирование умения определять границы толерантности

Учебная деятельность

Внеучебная деятельность

Работа службы школьного психолога

Работа с родителями

Работа с кадрами

7

Направления работы

Рис. 2. Модель психолого-педагогической программы оптимизации межгрупповой адаптации в поликультурной школьной образовательной среде.

ции МГА в поликультурной школьной образовательной среде, которая направлена на формирование у школьников навыков эффективного межкультурного взаимодействия, бесконфликтного поведения, нормализацию межгрупповых отношений.

Школьная среда нами рассматривалась не только с позиции ее влияния на учащихся, но и с позиции ее проектирования, моделирования и организации на различных уровнях [4]. Формирование навыков межгруппового взаимодействия происходит во время всей образовательной деятельности: работа должна вестись не фрагментарно, а систематично и синхронно по всем направлениям.

Воспитывать национальное самосознание необходимо во время учебной деятельности на уроках по всем дисциплинам и во время исследовательской работы. Например, изучая историю, школьники видят примеры примирения и взаимного доверия между народами [8]. На уроках обществознания усваивают смысл понятий «дискриминация», «ксенофобия». На уроках технологии можно уделить внимание информационной составляющей национального своеобразия.

Во внеучебной деятельности для классных руководителей многонациональных классов можно предложить следующие формы работы с детьми - это национальные праздники, классные часы, дискуссии, создание плакатов и альбомов, ролевые и деловые игры [7].

Дополнительное образование нацелено на развитие мотивации личности к творчеству и познанию. В школе работали кружки «История религий», «Народоведение», «Клуб интернациональной дружбы» и др. Большое внимание уделялось духовно-нравственному воспитанию детей. Духовность и нравственность сочетаются, выступают в качестве элементов мировоззрения, национального самосознания и отношения к родной стране

ТО о

Ц I

и другим народам. На занятиях ребята (вне зависимости от национальной принадлежности) знакомились с православными праздниками, русским фольклором.

Психологическое сопровождение в большей степени должно являться службой профилактики межэтнической напряженности, а не только службой разрешения конфликтов на национальной почве. Психологическое сопровождение межгрупповой адаптации должно создавать такие условия, которые будут способствовать формированию представления ребенка о самом себе и своих возможностях, положительной самооценки, чувства уверенности, пониманию себя и других людей. Необходимо оказывать помощь учащимся-мигрантам по адаптации в новой социокультурной и языковой среде, а местным жителям - по преодолению мигрантофобии.

В качестве примера можно представить тематическую «Разноцветную неделю» психологии, посвященную контрастам в жизни людей, страны и мира. На «Разноцветной неделе» были проведены психологические акции, основная цель которых - расширение жизненного пространства участников за счет внесения в их жизнь новых дополнительных смыслов и чувственных красок. С детьми проводились психологические занятия по оптимизации межгрупповой адаптации, состоящие из трех блоков: развитие межкультурной коммуникации, профилактика мигрантофобии, развитие толерантных качеств и, что актуально, умения определять границы толерантности [3]. Наблюдается положительная динамика изменений: многие ребята стали более открытыми в общении, легко идут на контакт, умеют выбирать способы эффективного поведения. Дети умеют рассказывать о себе, смелее проявляют свою индивидуальность.

Ресурсом для оптимизации управления поликультурной образовательной организацией является монито-

ринг межгрупповой адаптации. Важно проводить входной и текущие мониторинги для осуществления обратной связи с целью внесения корректив в работу [6]. Для родителей был организован лекторий по теме межкультурной коммуникации, их как можно больше привлекали к участию в мероприятиях с детьми. В результате положительное влияние на родителей оказывалось как непосредственно, так и опосредованно через детей.

Не остались без внимания и учителя школы, для них проводились занятия по профилактике синдрома профессионального выгорания, которые способствовали снятию внутреннего напряжения, поиску резервов для более эффективной работы над самим собой [5]. Уделялось внимание повышению квалификации педагогов по работе в поликультурной школе. Учителя русского языка прошли курсы повышения квалификации на тему «Русский язык как иностранный».

В современных условиях Программа оптимизации МГА должна разрабатываться во всех школах. В процессе реализации данной программы у всех участников образовательных отношений формируется собственная позитивная этническая идентичность, уважение и признание к себе и людям разных национальностей и культур, негативное отношение к насилию и агрессии.

Библиография:

1. Булгаков А.В. Психология межгрупповой адаптации. Курс лекций. М.: МГОУ, 2006. 147 с.

2. Егорова Н.М. Социально-психологические детерминанты межгрупповой адаптации в поликультурной образовательной среде: дис. ... канд. пс. наук. М., 2012. 234 с.

3. Искусство жить с непохожими людьми: психотехника толерантности / Г.У. Солдатова и др.; отв. ред. А.Г. Асмолов. М.: Московия, 2009. 312 с.

4. Образовательная система школы: проектирование, организация, развитие / Под ред. В.А. Ясвина и В.А. Карпова. М.: МЦ ЭПОС, 2002. 146 с.

5. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения / авт.-сост. О.И. Бабич. Волгоград: Учитель, 2009. 122 с.

6. РайгородскийД.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Самара: БАХРАХ-М, 2006. 672 с.

7. Северина О.А., Дронова Т.А. Спутник классного руководителя: воспитание у школьников толерантности; разработки занятий, праздники, классные часы, тесты. М.: Глобус; Волгоград: Панорама, 2008. 240 с.

8. Уроки истории в школе. Воспитание этнонациональной толерантности: Методическое пособие. / Дударев М.И. и др.; М.: Вентана-Граф, 2007. 192 с.

Nina Yegorova,

Ph.D. in Psychology, methodologist, Undiscovered Islands - Palace of Creativity of Children and Youth, public budgetary educational institution of further education of the Moscow city, nm_egorova@mail.ru

Program ofoptimization of intergroup adaptation in the multicultural school educational environment

The paper presents experience gained from approbation of the author's Program of Optimization of Intergroup Adaptation in the Multicultural School Educational Environment. The program is aimed to shape the educational environment both from a position of its influence on student's formation and development, and from a position of its design.

Keywords: school educational environment, multiculturalism, intergroup adaptation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.