3. Ефремова, Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный : Св. 136000 словар. ст., ок. 250000 семант. единиц : [В 2 т.] / Т. Ф. Ефремова. - М.: Рус. яз., 2000. - 27 см. - (Библиотека словарей русского языка: Т. 2: П - Я. - 1084 с.
4. Философский энциклопедический словарь. - Москва: ИНФРА-М, 2009. - 568 с.
5. Сорокин, Б. Ф. Философия филологии: [Монография] / Сорокин Б.Ф.; М-во образования Рос. Федерации. Орл. гос. ун-т. - Орел : Орл. гос. ун-т, 2000. - 177 с.
6. Бережная, М. А. Социокультурная устойчивость как категория социологического анализа / М. А. Бережная // XX Международная конференция памяти профессора Л. Н. Когана «Культура, личность, общество в современном мире: Методология, опыт эмпирического исследования». — Екатеринбург: УрФУ, 2017. — С. 265-275.
7. Сироткин, Л.Ю. Формирование личности: проблема устойчивости / Л. Ю. Сироткин. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1992. - 243 с.
8. Анцупов, А. Я. Словарь конфликтолога / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. - М.: ЭКСМО, 2010. - 656 с.
9. Реан, А.А. Психология человека от рождения до смерти : учебник / под ред. А.А. Реан. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. - 656 с.
10. (Гадаборшева Зарина Исраиловна. Формирование психологической устойчивости личности студентов педагогического вуза 19.00.07 - педагогическая психология (психологические науки), ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата психологических наук ,Пятигорск - 2015, 225 стр.стр. 18)
10. Терминологическая культура специалиста пожарно-технического профиля: словарь терминов / Сост. Ж. Е. Ермолаева, В. А. Смирнова, И. Н. Герасимова. - М.: Академия ГПС МЧС России, 2015. - 100 с.
11. Куликов, Л. В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики: учебное пособие / Л.В. Куликов - Спб.: Питер, 2004. - 464 с.
12. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А.Н. Леонтьев - М.: Политиздат, 1977 - 304 с.
13. Столяренко, А.М. Энциклопедия юридической психологии / Под общ. ред. Проф. А. М. Столяренко. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003. - 607 с.
14. МЧС России [Электронный ресурс]: Словарь терминов МЧС России. - Режим доступа: http://www.mchs.gov.ru/dop/terms/item/86697.
15. Рогачева, Т.В. Психология экстремальных ситуаций и состояний : учеб. пособие / Т.В. Рогачева, Г.В. Залевский, Т.Е. Левицкая - Томск: Издательский Дом ТГУ, 2015. - 276 с.
16. Суховецкая, Е. Ю. Интегративный подход в педагогике как основа профессионального образования курсантов вузов внутренних войск МВД России / Е. Ю. Суховецкая, А. А. Вяткин, В. А. Кононов, В. В. Килин // Научно-теоретический журнал «Учёные записки». - 2007. - № 3 (25). - С. 82-84.
17. Шойгу, Ю. С. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных: учеб. пособие / Под общ. ред. Ю. С. Шойгу. - М.: Смысл, 2007. - 319 с.
Педагогика
УДК 378. 159.9.07
кандидат психологических наук, доцент кафедры Стоянова Екатерина Иннокентьевна
Красноярский государственный медицинский университет
имени профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого (г. Красноярск);
кандидат педагогических наук, доцент ВАК Козырева Ольга Анатольевна
Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева (г. Красноярск);
кандидат психологических наук, доцент кафедры Живаева Юлия Валерьяновна
Красноярский государственный медицинский университет
имени профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого (г. Красноярск)
ПРОГРАММА МЕТОДА ФОКУС - ГРУПП В РАБОТЕ СО СТУДЕНТАМИ С НЕСФОРМИРОВАННОЙ ГОТОВНОСТЬЮ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ВЫБОРА
Аннотация. В статье представлена модель программы метода фокус - групп в работе со студентами с несформированной готовностью к осуществлению выбора. Возможности использования метода фокус -групп позволяет прояснить позицию участников, выявить многообразие подходов, точек зрения по какому-либо вопросу; развивает умение импровизировать, действовать за рамками предусмотренного, преодолевая недоверие к себе и приверженность старым образцам.
Ключевые слова: метод фокус-групп, несформированная готовность к осуществлению выбора, студенты, образовательная модель, выбор.
Annotation. The article presents a model of the focus groups program in working with students with unformed readiness to implement the choice. The possibility of using the focus group method makes it possible to clarify the position of participants, to reveal the diversity of approaches, points of view on any issue; develops the ability to improvise, to act beyond what is envisaged, overcoming distrust of oneself and adherence to old models.
Keywords: focus groups method, unformed readiness to implement a choice, students, educational model, choice.
Введение. Развитие современного образования связано с процессами его модернизации и интеграции, цель которых заключается в выявлении оптимальных путей успешного вхождения России в европейское образовательное пространство, создающей соответствующие условия для развития мобильности молодых граждан, их самореализации и востребованности в обществе. Основными причинами обновления образования выступают, с одной стороны, запросы экономики и социальной сферы, науки, техники, технологий, федерального и регионального рынков труда, а также перспективные потребности их развития, с другой - необходимость создания условий для непрерывного образования граждан в течение всей жизни и обеспечения каждому человеку возможности формирования выбора сообразно собственным потребностям и жизненным планам. Образовательный процесс предоставляет возможность студенту осуществлять свободу выбора, при этом создавая ситуацию неопределенности, которая присуща всем сферам социальной
реальности, особенно в эпоху глобализации. Расширение практики формирования образовательного выбора студента вырабатывает у него способность к быстрому реагированию на изменение спроса и предложения на рынке труда и напрямую влияет на его конкурентоспособность в будущем. Важным компонентом выступает академическая свобода, которая находит свое отражение в образовательном выборе студента и позволяет ему развить не только способности, самостоятельность, но и ответственность за собственное профессиональное становление.
Несмотря на то, что многие аспекты готовности к выбору сегодня изучены достаточно детально, вопрос о роли формирования готовности к выбору в процессе профессионального обучения остается нерешенным. Несформированность готовности к выбору проявляется далеко не у всех студентов, вместе с тем, вопросы выбора индивидуальной образовательной траектории в период профессионального обучения встают практически перед каждым молодым человеком.
Изложение основного материала статьи. Актуальным становится рассмотрение готовности к осуществлению студентами выбора с включением новых форм и методов. Эффективным «инструментом» формирования готовности к осуществлению выбора в профессиональном обучении, на наш взгляд, является возможность актуализации рефлексии учебной и внеучебной деятельности, современных технологиях профессионального дискурса, которые позволяют студентам проявить самостоятельность мышления, становление и развитие субъектности участников образовательного процесса, и в этой связи позволяет разрешить внутренние противоречия в представлениях о себе и своих способностях, сформировать субъектную позицию, обеспечить комплексное решение задач личностного и профессионального становления студентов средствами образования.
В научной литературе накоплен теоретический и эмпирический материал, раскрывающий особенности метода фокус-групп. Данный метод можно определить как качественный метод сбора информации в гомогенных (по значимым для исследования признакам) группах, имеющих фокус обсуждения, с участием ведущего, основанный на принципах групповой динамики. Метод фокус-групп рассматривается как глубинное фокусированное интервью в форме серий групповых дискуссий, в ходе которых участников «фокусируют» на вопросах, интересующих исследователя с целью получения от них субъективной информации [21.
Как утверждают ряд авторов (Р. Мертон, М. Фиске, П. Кендалл), глубинное фокусированное интервью предоставляет возможность для самораскрытия членов группы, в первую очередь, для актуализации чувств и эмоций, полное и открытое сообщение о личном опыте и чувствах человека. Эффективность использования метода фокус-групп со студентами со слабо выраженной готовностью осуществлять выбор поможет в самораскрытии и подтолкнет к анализу существующих проблемных моментов, связанных с возможностями выбора человека и меры ответственности за сделанный выбор [6].
Учитывая особую природу метода - мобильность ведущего, возможность детального изучения социальной реальности - нецелесообразно делать дискуссии формализованными и строго следовать плану. Проведение исследования в соответствии с подготовленными заранее вопросами, когда ведущий не обращает внимания на интересные ответы, может привести к существенной потере информации. В такой группе прерывается процесс взаимодействия участников: студенты больше ориентируются на ведущего и вслушиваются в слова, не обращая внимания на высказывания друг друга. Неформализованный характер фокус-групп позволяет получать неожиданные результаты, моделировать реальные ситуации взаимодействия, способствовать раскрытию индивидуальных мнений без давления и навязывания взглядов исследователя. Главным методическим приемом фокус-группы выступает групповая дискуссия, которая позволяет прояснить позицию участников, выявить многообразие подходов, точек зрения по какому-либо вопросу, развивает умение импровизировать, действовать за рамками предусмотренного, преодолевая недоверие к себе и приверженность старым образцам.
Фокус-группа состоит из 6-12 человек. Некоторые исследователи считают, что меньшее число участников делает обсуждение довольно скучным, а большее затрудняет управление группой, поскольку не дает возможности всем респондентам участвовать в обсуждении. По мнению Р.Крюгера, фокус-группа должна состоять из 7-10 человек, но в последнее время приемлемым количеством считаются 4-6 человек участников, потому что их легче набрать, разместить и создать для них более комфортную обстановку [1].
Модель программы метода фокус-групп - это предполагаемый образец формы обучения направлен на прояснение позиции участников, выявить многообразие подходов, точек зрения по какому-либо вопросу; развивает умение импровизировать, действовать за рамками предусмотренного, преодолевая недоверие к себе и приверженность старым образцам.
В нашем исследовании мы сконцентрировали свое внимание на студентах 3-го курса, специальности «Лечебное дело» так как студенты этого курса находятся на идентифицирующем этапе, основная задача которого - профессиональное самоутверждение и отождествление себя с профессией. Именно в этот период времени актуализируется потребность в идентификации с выбранной сферой профессиональной деятельности, что связано с психологической готовностью реализовывать выбор с принятием ответственности за свое будущее становление в профессии. Период обучения в вузе и данный идентифицирующий этап, в частности, определяют возможности перехода студентов на более высокий уровень самореализации человека (продуктивно-сверхадаптивный), что выражается в психологической готовности к творческой деятельности, утверждении себя в качестве открытой системы и обретении ответственности за собственную открытость - все эти компоненты определяют готовность человека к осуществлению выбора.
Программа экспериментального исследования студентов с несформированной готовностью к осуществлению выбора разработана на основании результатов психодиагностического исследования. Программа реализована в форме метода фокус-групп для работы со студентами с несформированной готовностью к осуществлению выбора.
Цель работы состоит в изменение показателей устойчивости жизненного мира студентов с разной степенью готовности к осуществлению выбора.
Программа включает следующие содержательные блоки:
Дискуссионный блок: В ходе реализации дискуссионного блока проводилась работа со студентами с несформированной готовностью к осуществлению выбора. Форма работы на данном этапе - метод фокус-групп. Главным методическим приемом фокус-групп можно считать групповую дискуссию. Она позволяет
прояснить позицию участников, выявить многообразие подходов, точек зрения по какому-либо вопросу; развивает умение импровизировать, действовать за рамками предусмотренного, преодолевая недоверие к себе и приверженность старым образцам.
Задачами метода фокус-групп являются:
- формулирование собственного мнения, сложившегося по определенному вопросу на основе мнений участников;
- актуализация творческих возможностей человека;
- прояснение собственной позиции каждым участником группового обсуждения;
- обеспечение всестороннего видения предмета.
Эффективность фокус-групп в работе со студентами с несформированной готовностью к осуществлению выбора означает наличие непосредственной обратной связи, которая позволяет сформулировать определенную точку зрения участника по какому-либо вопросу, основываясь на мнении окружающих. Студенты с несформированной готовностью к осуществлению выбора характеризуются доминированием предметного компонента жизнедеятельности, что свидетельствует о том, что потребность рефлексивной оценки ситуации не актуализирована. Несформированная готовность к анализу ситуации выбора актуализирует затруднения, возникающие перед человеком в разных сферах жизнедеятельности. Групповая форма работы имеет своей целью «подтолкнуть» студентов к осмыслению ситуации выбора, помочь сформулировать собственное мнение в ситуации выбора на основе обратной связи участников группового обсуждения. Решение «задач на смысл» подведет студентов с несформированной готовностью к ситуации выбора.
Таблица 1
План программы психолого-образовательного сопровождения студентов 3 курса с несформированной готовностью к осуществлению выбора (форма сопровождения -фокус-группа)
Сроки проведения Цель занятия Методы, форма работы
Октябрь Определить представление о свободном выборе у каждого участника группы посредством создания проблемной ситуации Метод фокус-группы (Тема: Понимание, что такое свободный выбор?)
Октябрь Осознание барьеров, границ в соотношениях «Я должен» - «Я хочу» - «Я могу» Метод фокус - группы (Тема: «Должен, Хочу, Могу»)
Ноябрь Определить представления о свободном выборе с помощью метода проективной диагностики Метод фокус-группы (Тема: «Рисунок «Мое я» ситуации свободного выбора» - «Мое я в ситуации вынужденного выбора»)
Ноябрь Определить в ходе выполнения задания субъективные и объективные границы, определяемые самим человеком Метод фокус - группы (Тема: «Виды границ»)
Декабрь Определить, почему проведения игры, каким образом проявляется ситуация зависимости и несвободы Метод фокус-группы (Тема: «Запретный плод»)
Декабрь Определить каким образом конформизм и конкуренция являются показателями несвободы в ходе группового взаимодействия Метод фокус-групп (Тема: «Красное-черное»)
Февраль Способствовать процессу осмысления возможностей свободы и несвободы выбора Метод фокус-групп (Тема: «Бегство от свободы»)
Февраль Способствовать процессу осмысления возможности управления своей жизнью Метод фокус группы (Тема: «Два письма себе: Я - не хозяин собственной жизни», «Я - хозяин собственной жизни»)
Февраль Проанализировать ситуацию выбора с принятием ответственности, определить свое отношение к ситуации Метод фокус группы (Тема: Решение ситуации выбора с принятием ответственности)
Март Подведение итогов работы группы, отслеживание результатов работы Метод фокус-групп (Круглый стол «Свободный выбор»)
Критериями эффективности модели программы будет выступать готовность студентов к осуществлению выбора. Показателями эффективности программы определены изменения в показателях личностных характеристик студентов, оценивание субъективного выбора и устойчивость жизненного мира после применения метода фокус-групп у студентов с несформированной готовностью к осуществлению выбора.
Выводы: разработанная модель программы метода фокус-групп с несформированной готовностью осуществления выбора может быть определена как «инструмент», который позволит улучшить качество профессиональной подготовки студентов, находящихся на этапе профессиональной адаптации к профессиональной деятельности в рамках образовательной среды вуза. Включение программы метода фокус-групп позволит студентам определиться с выбором индивидуальной профессиональной траектории, что может послужить перспективой для успешной профессиональной самореализации в профессии.
Литература:
1. Андреева Г.М., Базаров Т.Ю., Аксенова Е.А., Бовина И.Б.,Фоломеева Т.В., Базарова Г.Т. Социальная психология: практикум / Г.М.Андреева. М. Аспект-пресс, 2009. 480 с.
2. Гайманова Е.В., Храпкова И.Б. Тьютерское сопровождение студентов Института психоанализа / Е.В.Гайманова., И.Б.Храпкова. М. Институт психоанализа. 2009. 24 с.
3. Козырева О.А. Материалы к разработке модели инклюзивного образования в образовательном учреждении // Практика административной работы в школе. 2015. №. 6. С. 48-51.
4. Краснорядцева, О. М., Трифонова Ю. А. Психолого-образовательное сопровождение процесса становления профессиональной идентичности студентов педагогического колледжа // Психология обучения. 2011. №11. С. 74-83
5. Логинова, И. О. Особенности устойчивости жизненного мира человека в кризисных условиях жизнедеятельности // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Психологические науки». 2011. №2. С. 21-26.
6. Мертон Р., Фиске М., Кендалл П. Фокусированное интревью / Р.Мертон, М.Фиске., П.Кендалл. М. 1991. 91 с.
7. Стоянова (Чернова) Е.И. Психолого-образовательное сопровождение формирования готовности к осуществлению студентами выбора в профессиональном обучении [Электронный ресурс] // Автореферат на соискание ученой степени кандидата психологических наук URL:http://d09.kemsu.ru/Disser/Index?pageid=1&moduleid=5&advertexaminecandidatedegreeid=58&alias=http%3 A%2F%2Fd09.kemsu.ш%2F (дата обращения: 03.01.2018).
Педагогика
УДК: 378.12
доктор педагогических наук, заведующий кафедрой Субочева Марина Львовна
Институт физики, технологии и информационных систем
ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (г. Москва); кандидат педагогических наук, доцент Косино Ольга Алексеевна
Институт физики, технологии и информационных систем
ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (г. Москва)
ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ СОВРЕМЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ»
Аннотация. В статье обосновывается необходимость изменения современного содержания предметной области «Технология» посредством внедрения информационных технологий в процесс обучения.
Ключевые слова: содержание школьного технологического образования; информационные технологии; робототехника.
Annotation. The article substantiates the necessity of changing the modern content of the subject area "Technology" by introducing information technologies into the learning process.
Keywords: content of school technological education; Information technologies; robotics.
Введение. Технический прогресс определяет динамичное развитие во всех сферах жизни человека. Технический мир становится комплексным и существенно влияет на политические, экономические, социальные и экологические сферы общества, поэтому техника и технология становятся для школьников неотъемлемой частью общего образования.
Предметная область «Технология», по мнению Ю.Л. Хотунцева, синтезирует «естественно-научные, научно-технические, технологические, предпринимательские и гуманитарные знания, раскрывает способы их применения в различных областях деятельности человека и способствует реализации прагматической направленности общего образования. Важную роль в этой предметной области играет самостоятельная проектная и исследовательская деятельность обучающихся, способствующая их творческому развитию и формированию универсальных учебных действий».
Изложение основного материала статьи. Обновление содержания, связанное с расширением вариативности изучения предмета «Технология», предоставляет учителю свободу выбора объектов труда и технологий с целью более полного учета интересов учащихся, возможностей школы и требований современной жизни. В содержание образования включен материал, направленный на подготовку школьников к практической деятельности в условиях рыночной экономики, на освоение современных и перспективных технологий.
В связи с развитием технологического образования обучающихся в системе обязательного общего образования, расширяется круг теоретических и практических вопросов, включаемых различными авторами в программы по технологии 5-9 классов.
Так, авторский коллектив ученых и практиков в программе под общей редакцией Е.Я Когана, предлагают, начиная с пятого класса, к изучению тему «Простые механизмы и конструкции в технологиях (с использованием конструкторов как образовательной среды)». В шестом классе - тему «Технологические системы», в рамках которой школьники знакомятся с основами робототехники. Для освоения этих важных, с точки зрения современной науки и производства, вопросов, используются различные наборы конструктора. Иными словами, образовательный конструктор становится учебным инструментом.
Для учащихся пятых классов работа с деталями конструктора является продолжением этой деятельности, с которой они уже встречались в начальной школе. В этом смысле, программа по технологии, под редакцией Е.Я. Когана, обеспечивает преемственность в освоении предметной области «Технология» по ступеням обучения. В теоретическом разделе авторы предлагают знакомить пятиклассников с простыми механизмами, деталями, их названиями и назначением. Школьники изучают основные правила работы с образовательным конструктором. Учитель проводит занятия, на которых знакомит детей со способами соединения деталей, созданием объединенных элементов конструктора в разных плоскостях. Ученики знакомятся с подвижными и неподвижными соединениями, понятием технологического узла, а также с