кому-то из знакомых. После его выполнения человека благодарят, тем самым формируя психологическую привязанность. Также побуждающим мотивом к действиям могут служить и деньги, и «любовь». Затем задания все более усложняются и становятся конкретнее — перегнать машину, передать оружие.
В результате вербовщик начинает манипулировать эмоциями человека, который пребывает в состоянии полного смятения. Именно в таком состоянии его и можно выдернуть из привычной среды, он уже готов ехать на край света, отстаивать интересы людей, которые так ему помогли. Если не срабатывает психологическое давление, возможны и другие методы воздействия, вплоть до реальных угроз в адрес близких.
А потом следует участие в теракте, и все — обратной дороги уже нет. Он повязан кровью и коллективной ответственностью. Причем, среди боевиков среднего и высшего звена все чаще стали появляться русские.
Литература:
1. Братусин А.Р., Скобликов Р.В., Зубов В.А., Стригуненко И.К. Дисфункциональная семья как предиктор развития мотивации к аддиктивному поведению детей и подростков // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-3. С. 282-288.
2. Братусин А.Р., Скобликов Р.В., Устименко В.О., Ворожко Н.П. Инновационный потенциал личности и возможности его развития // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-3. С. 288-294.
3. Братусин А.Р. Проекционный характер восприятия образа террориста современной молодежью // В сборнике: Приоритеты и механизмы обеспечения экономического роста, финансовой стабильности и социальной сбалансированности в России // сборник статей Международной научно-практической конференции. 2016. С. 22-27.
Педагогика
УДК: 378.1
старший преподаватель Стахеев Максим Валерьевич
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский институт государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (г. Екатеринбург)
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ КАК ИНТЕГРАТИВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
КУРСАНТОВ ВУЗА МЧС РОССИИ
Аннотация. В исследовании рассматривается необходимость изучения проблем психологической устойчивости курсантов МЧС России. Проведен анализ понятия психологической устойчивости как интегративной характеристики. Проведено уточнение понятия психологической устойчивости с точки зрения профессиональной деятельности курсантов МЧС России, определен его компонентный состав.
Ключевые слова: устойчивость, психологическая устойчивость, курсант, компонент, вуз МЧС России.
An^tatton. In a research need of studying of problems of psychological stability of cadets of Emercom of Russia is considered. The analysis of a concept of psychological stability as integrative characteristic is carried out. Specification of a concept of psychological stability from the point of view of professional activity of cadets of Emercom of Russia is carried out, its component structure is defined.
Keywords: stability, psychological stability, cadet, component, higher education institution of Emercom of Russia.
Введение. На сегодняшний день на всей территории Российской Федерации наблюдаются чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, сопровождающиеся увеличением численности пострадавшего населения и ростом материального ущерба. Качественный и количественный состав группировок различных министерств и ведомств, ответственных за реагирование на подобные случаи различен по своим функциональным направлениям.
В функции МЧС России входят работы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций межрегионального и федерального характера, спасение людей при этих чрезвычайных ситуациях [1]. При создании группировки для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера привлекаются силы и средства пожарно-спасательных подразделений МЧС России, находящиеся в постоянной готовности. При этом участились случаи усиления создаваемых группировок личным составом образовательных организаций высшего образования МЧС России. В августе 2013 года на Дальнем Востоке в результате масштабного наводнения было затоплено 8 миллионов квадратных километров территорий. К ликвидации последствий наводнения были привлечены свыше 300 тыс. человек, в том числе курсанты и слушатели Уральского института ГПС МЧС России, Ивановской пожарно-спасательной академии МЧС России, Академии ГПС МЧС России, Академии гражданской защиты МЧС России и Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России. Курсанты участвовали в эвакуации людей, строительстве «Живой стены» для устранения угрозы размытия дамбы, доставке продуктов питания в затопленные районы. Всего из опасных зон было эвакуировано более 32 тысяч человек, в том числе свыше 10 тысяч детей. Спасателям удалось отстоять более 120 населенных пунктов. В мае 2014 года аэромобильные группировки образовательных организаций МЧС России участвовали в ликвидации последствий подтопления населенных пунктов на территории Сибирского федерального округа. Ежегодно с 2010 года по настоящее время курсанты принимают участие в тушении лесных и торфяных пожаров на всей территории Российской Федерации, являясь резервом сил и средств Министра МЧС России [2]. В противостоянии с разрушительными последствиями различных стихий плечом к плечу находятся профессиональные спасатели аварийно-спасательных формирований и курсанты 3, 4 и 5 курсов, обучающихся по специальности «Пожарная безопасность» и направлению подготовки «Техносферная безопасность».
Цель статьи. Психологическая устойчивость участников ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций становится важнейшей характеристикой, по которым можно судить о пригодности сотрудников
различной квалификации к выполнению своих профессиональных обязанностей. Необходимо дальнейшее изучение психологической устойчивости сотрудника МЧС России, с точки зрения различных составляющих, личностного и ситуационного аспекта, применительно к курсантам, проходящим обучение в образовательных организациях МЧС России.
Изложение основного материала статьи. Слово «Устойчивость», или прилагательное «Устойчивый» заключает в себе несколько значений. Первое значение относится к предмету, имеющему свойство стоять твёрдо, не падая, не колеблясь. Второе значение определяется, как способный сохранять определенное положение, несмотря на действие различных сил. Третье определение - это не поддающийся чьему-либо влиянию: твёрдый, стойкий, надёжный [3].
Термин «устойчивость» в философском энциклопедическом словаре трактуется как постоянство, пребывание в одном состоянии, его противоположностью является - изменение [4]. Понятие устойчивость соотносится с традиционными философскими категориями, «качество», «движение», «изменение».
С точки зрения Б.Ф. Сорокина понятие устойчивость определяется как факт простого или сложного воспроизведения некоторых элементов и звеньев структуры объекта, типа его взаимодействия с другими объектами, а также факт воспроизведения равновесия его внутренних процессов, определенного типа законов его изменения и развития. Устойчивость и изменчивость как диалектически взаимосвязанные стороны объективной реальности выражают универсальное противоречие ее бытия, лежащее в основе всех иных ее противоречий [5].
Термин «устойчивость» в социологии рассматривается с позиции изучения общественных процессов как «способность социума противостоять опасным возмущающим воздействиям, восстанавливать равновесие для продолжения движения. Социальная устойчивость проявляется в устойчивости общества в отношении угроз межэтнических, межконфессиональных, гендерных, социальных, политических и других конфликтов. По своей сущности социальная устойчивость является отражением личностью общественных отношений и ее позиции к этим отношениям» [6, с. 265-275].
При рассмотрении социальной устойчивости, как интегративного явления личности Сироткин Л.Ю. определил, что социальная устойчивость - интегративное образование, которое сочетает в себе совокупность качеств, проявляющихся как психологическое выражение состояний личности, обуславливает ее направленность, активность, ответственность, обеспечивает творческую реализацию. С одной стороны социальная устойчивость - это определенная позиция личности, проявляющаяся в виде отношений к другим людям, коллективу, продуктам деятельности и общения, окружающей среде, себе самому, с другой стороны, гибкость в усвоении новых отношений, принципов, способность к нормотворчеству, совершенствованию [7, с. 3-5].
В научной литературе по психологии и педагогике термин «устойчивость» используется при рассмотрении устойчивости психики, психических свойств и поведения, личности и личностных черт, устойчивости профессиональной деятельности, направленности и мотивации.
Рассматривая ключевую дефиницию нашего исследования «психологическая устойчивость», обратимся, прежде всего, к справочным изданиям. В «Словаре конфликтолога» А. Я. Анцупова и А. И. Шипилова представлено следующее определение. Психологическая устойчивость - это характеристика личности, состоящая в сохранении оптимального функционирования психики в условиях фрустрирующего и стрессогенного воздействия трудных ситуаций. Она не является врожденным свойством личности, а формируется одновременно с ее развитием и зависит от типа нервной системы человека, его опыта, профессиональной подготовки, навыков и умений поведения и деятельности, уровня развития познавательных структур личности [8, с. 320].
А.А. Реан рассматривает психологическую устойчивость как устойчивость личности к воздействиям социальной среды, в том числе к воздействиям субъектов межличностного взаимодействия [9, с. 359].
В словаре терминов «Терминологическая культура специалиста пожарно-технического профиля» психологическая устойчивость характеризуется как совокупность определенных качеств и свойств психики, благодаря которым организм сохраняет способность к адекватной и эффективной жизнедеятельности под воздействием каких-либо неблагоприятных факторов [10, с. 49].
На сегодняшний день психологическая устойчивость рассматривается, с одной стороны, в контексте ситуации, а, с другой - через изучение личности и ее особенностей, которые выступают опосредующим звеном между ситуацией и поведением.
При исследовании психологической устойчивости личности Л.В. Куликов определил ее как качество личности, отдельными аспектами которого являются стойкость, уравновешенность и сопротивляемость [11, с. 87-115]. При этом основанием психологической устойчивости личности, по мнению А. Н. Леонтьева, являются три основных параметра мотивационной сферы: связь человека с миром в пространстве и времени; степень проявления мотива; динамичность и многоаспектность мотивационной сферы. Эти основания психологической устойчивости личности во взаимосвязи дают ей понимание себя как носителя самосознания и его развития. Отсюда психологическая устойчивость обеспечивается не эгоцентрической позицией «Я», а включенностью персонального «Я» в систему всеобщей взаимосвязи людей в коллективе, общине, социуме [12, с. 80]. В книге «Структура и развитие личности» Платонов К. К. выделяет различные компоненты психологической устойчивости личности: направление активности личности, опыт, особенности протекания психических процессов и биопсихические свойства.
В нашем исследовании рассмотрение психологической устойчивости с позиции различных ситуаций целесообразно проводить со стороны профессиональной деятельности. В толковом словаре русского языка под редакцией С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой, курсант - это военнослужащий, обучающийся в среднем или высшем учебном заведении, а также проходящий подготовку в воинской учебной части. Из вышесказанного можно сделать вывод, что курсант вуза МЧС России - это должностное лицо рядового состава, исполняющий функции как обучающегося, так и сотрудника, действия которого регламентируются должностными обязанностями, приказами и распоряжениями МЧС России. При зачислении в ведомственную образовательную организацию высшего образования курсант попадает в профессиональную среду и находится там в течении всего периода обучения. Стоит отметить, что отношения между курсантами и их окружением начинают носить профессиональный (служебный) и личный компоненты.
Рассматривая устойчивость с позиции профессионализма сотрудников силовых структур А.М. Столяренко определяет ее как профессионально-психологическую устойчивость, являющуюся
комплексным качеством человека, отражающей профессионально-психологическую подготовленность сотрудника, военнослужащего внутренних войск, по обеспечению возможности действовать в любых сложных и опасных условиях без снижения качества и эффективности действий [13, с. 391-392].
В МЧС России под психологической устойчивостью понимают совокупность определенных качеств и свойств психики, благодаря которым организм сохраняет способность к адекватной и эффективной жизнедеятельности под воздействием каких-либо неблагоприятных факторов [14].
В связи с проведением исследований ситуаций, в которых необходимо и возможно проявление психологической устойчивости возник практический интерес и ценность изучения различных видов психологической устойчивости человека.
В психолого-педагогических науках выделяют различные виды устойчивости, в зависимости от условий, в которых рассматривался объект исследования: психологическая, морально-психологическая, социальная, социально-психологическая, нравственная, психическая, нервно-психическая, эмоциональная, волевая, эмоционально-волевая, профессиональная устойчивость, стрессоустойчивость, помехоустойчивость и т.д.
В виду многообразия видов устойчивости существуют различные точки зрения на составляющие её компоненты.
Энциклопедический словарь по психологии и педагогике определяет следующие компоненты психологической устойчивости: эмоциональный, волевой, интеллектуальный (познавательный), мотивационный и психомоторный.
А.М. Столяренко, рассматривая профессионально-психологическую устойчивость, определил следующую структуру компонентов: опыт действий в сложных и опасных условиях (моделируемых при проведении профессионально-психологической подготовки), пониженная эмоциональная реактивность на эмоциогенные факторы и ситуации, свойственные профессиональной деятельносити, развитые волевые качества - способность к самомобилизации, выдержка, мужество, храбрость, смелость, эмоционально-волевая устойчивость, надежно сформированные умения и навыки действий в сложных и опасных условиях, умения и навыки саморегуляции своих психических состояний и поведения, некоторые психофизиологические качества - возбудимость, эмоциональность, уравновешенность, стойкость к риску, толерантность, сила нервных процессов, устойчивость к напряжению и перенапряжению [13, с. 391-392].
Т.В. Рогачева, Г.В. Залевский, Т.Е. Левицкая считают, что к компонентам психологической устойчивости необходимо относить динамичность (но не как проявления темпераментных (типологических) особенностей, а как определенную психическую составляющую для преодоления психической напряженности), эмоциональность (как субъективную форму выражения потребностей личности), волю, интеллектуальные особенности личности (включающие совокупность умственных способностей, самооценку) и профессиональную компетентность [15, с. 151].
Ряд авторов Е. Ю. Суховецкая, А. А. Вяткин, В. А. Кононов, В. В. Килин среди компонентов психологической устойчивости выделяют: эмоциональный, волевой, интеллектуальный (познавательный), мотивационный и психомоторный [16, с. 82-84]. При этом «удельный вес» составляющих у конкретного человека не может быть одинаков.
В нашем исследовании курсант вуза МЧС России рассматривается с позиции действующего сотрудника пожарно-спасательного формирования и активного участника образовательного процесса, направленного прежде всего на овладение необходимыми профессиональными навыками и формированию профессионально-важных качеств. В психологической устойчивости курсанта можно выделить следующие компоненты: ценностно-смысловой, когнитивно-деятельностный, эмоционально-волевой, рефлексивный.
Ценностно-смысловой компонент определяет способность курсанта находить цель и смысл свой служебной деятельности, признание активной позиции в профессиональной среде.
Когнитивно-деятельностный компонент отражает когнитивные ресурсы курсанта, позволяющие эффективно решать проблемы, умение рационально использовать и мобилизировать личностные и профессиональные ресурсы в экстримальных ситуациях. Данный компонент помогает определить уровень мотивации курсанта к профессиональной деятельности, его физическую стойкость к продолжительным трудностям.
Эмоционально-волевой компонент призван определить экстеральный локус контроля курсанта и умение противостоять эмоциональному стрессу.
Рефлексивный уровень определяет устойчивость и адекватность самооценки, самоконтроль поведения в профессиональной деятельности.
Выводы. На основе анализа научных работ как отечественных, так и зарубежных ученых можно утверждать, что психологическая устойчивость является комплексной, динамической характеристикой личности, обеспечивающей эффективность ее действий по преодолению трудных ситуаций [10].
Психологическую устойчивость курсанта вуза МЧС России можно определить как интегративную характеристику личности, сочетающую в себе совокупность качеств и свойств психики, выражающихся в способности к адекватной и эффективной профессиональной деятельности под воздействием неблагоприятных факторов в период обучения в вузе МЧС России.
Анализ ряда теоретических исследований, а также собственный опыт практической деятельности в специализированном вузе МЧС России показывает, что на сегодняшний день можно установить четкую зависимость между эффективностью осуществления деятельности в трудных (порой экстремальных) ситуациях и уровнем сформированности психологической устойчивости, а также профессионального мастерства. При этом, как отмечает Ю. С. Шойгу, с ростом трудности ситуации, эффективность деятельности все больше начинает зависеть от психологической устойчивости, а не только от профессионального мастерства [17, с. 127]. Если рассматривать психологическую устойчивость в экстремальных условиях, в основе ее определения будут закладываться характеристики личности, обеспечивающие сохранение оптимального функционирования психики.
Литература:
1. МЧС России [Электронный ресурс]: Основные функции МЧС России. - Режим доступа: http://www.mchs.gov.ru/ministry/tasks_functions/functions.
2. МЧС России [Электронный ресурс]: 2013. Основные спасательные операции. - Режим доступа: http://www.mchs.gov.ru/dop/25_let_MCHS_Rossii/Letopis_MCHS_Rossii.
3. Ефремова, Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный : Св. 136000 словар. ст., ок. 250000 семант. единиц : [В 2 т.] / Т. Ф. Ефремова. - М.: Рус. яз., 2000. - 27 см. - (Библиотека словарей русского языка: Т. 2: П - Я. - 1084 с.
4. Философский энциклопедический словарь. - Москва: ИНФРА-М, 2009. - 568 с.
5. Сорокин, Б. Ф. Философия филологии: [Монография] / Сорокин Б.Ф.; М-во образования Рос. Федерации. Орл. гос. ун-т. - Орел : Орл. гос. ун-т, 2000. - 177 с.
6. Бережная, М. А. Социокультурная устойчивость как категория социологического анализа / М. А. Бережная // XX Международная конференция памяти профессора Л. Н. Когана «Культура, личность, общество в современном мире: Методология, опыт эмпирического исследования». — Екатеринбург: УрФУ, 2017. — С. 265-275.
7. Сироткин, Л.Ю. Формирование личности: проблема устойчивости / Л. Ю. Сироткин. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1992. - 243 с.
8. Анцупов, А. Я. Словарь конфликтолога / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. - М.: ЭКСМО, 2010. - 656 с.
9. Реан, А.А. Психология человека от рождения до смерти : учебник / под ред. А.А. Реан. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. - 656 с.
10. (Гадаборшева Зарина Исраиловна. Формирование психологической устойчивости личности студентов педагогического вуза 19.00.07 - педагогическая психология (психологические науки), ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата психологических наук ,Пятигорск - 2015, 225 стр.стр. 18)
10. Терминологическая культура специалиста пожарно-технического профиля: словарь терминов / Сост. Ж. Е. Ермолаева, В. А. Смирнова, И. Н. Герасимова. - М.: Академия ГПС МЧС России, 2015. - 100 с.
11. Куликов, Л. В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики: учебное пособие / Л.В. Куликов - Спб.: Питер, 2004. - 464 с.
12. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А.Н. Леонтьев - М.: Политиздат, 1977 - 304 с.
13. Столяренко, А.М. Энциклопедия юридической психологии / Под общ. ред. Проф. А. М. Столяренко. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003. - 607 с.
14. МЧС России [Электронный ресурс]: Словарь терминов МЧС России. - Режим доступа: http://www.mchs.gov.ru/dop/terms/item/86697.
15. Рогачева, Т.В. Психология экстремальных ситуаций и состояний : учеб. пособие / Т.В. Рогачева, Г.В. Залевский, Т.Е. Левицкая - Томск: Издательский Дом ТГУ, 2015. - 276 с.
16. Суховецкая, Е. Ю. Интегративный подход в педагогике как основа профессионального образования курсантов вузов внутренних войск МВД России / Е. Ю. Суховецкая, А. А. Вяткин, В. А. Кононов, В. В. Килин // Научно-теоретический журнал «Учёные записки». - 2007. - № 3 (25). - С. 82-84.
17. Шойгу, Ю. С. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных: учеб. пособие / Под общ. ред. Ю. С. Шойгу. - М.: Смысл, 2007. - 319 с.
Педагогика
УДК 378. 159.9.07
кандидат психологических наук, доцент кафедры Стоянова Екатерина Иннокентьевна
Красноярский государственный медицинский университет
имени профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого (г. Красноярск);
кандидат педагогических наук, доцент ВАК Козырева Ольга Анатольевна
Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева (г. Красноярск);
кандидат психологических наук, доцент кафедры Живаева Юлия Валерьяновна
Красноярский государственный медицинский университет
имени профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого (г. Красноярск)
ПРОГРАММА МЕТОДА ФОКУС - ГРУПП В РАБОТЕ СО СТУДЕНТАМИ С НЕСФОРМИРОВАННОЙ ГОТОВНОСТЬЮ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ВЫБОРА
Аннотация. В статье представлена модель программы метода фокус - групп в работе со студентами с несформированной готовностью к осуществлению выбора. Возможности использования метода фокус -групп позволяет прояснить позицию участников, выявить многообразие подходов, точек зрения по какому-либо вопросу; развивает умение импровизировать, действовать за рамками предусмотренного, преодолевая недоверие к себе и приверженность старым образцам.
Ключевые слова: метод фокус-групп, несформированная готовность к осуществлению выбора, студенты, образовательная модель, выбор.
Annotation. The article presents a model of the focus groups program in working with students with unformed readiness to implement the choice. The possibility of using the focus group method makes it possible to clarify the position of participants, to reveal the diversity of approaches, points of view on any issue; develops the ability to improvise, to act beyond what is envisaged, overcoming distrust of oneself and adherence to old models.
Keywords: focus groups method, unformed readiness to implement a choice, students, educational model, choice.
Введение. Развитие современного образования связано с процессами его модернизации и интеграции, цель которых заключается в выявлении оптимальных путей успешного вхождения России в европейское образовательное пространство, создающей соответствующие условия для развития мобильности молодых граждан, их самореализации и востребованности в обществе. Основными причинами обновления образования выступают, с одной стороны, запросы экономики и социальной сферы, науки, техники, технологий, федерального и регионального рынков труда, а также перспективные потребности их развития, с другой - необходимость создания условий для непрерывного образования граждан в течение всей жизни и обеспечения каждому человеку возможности формирования выбора сообразно собственным потребностям и жизненным планам. Образовательный процесс предоставляет возможность студенту осуществлять свободу выбора, при этом создавая ситуацию неопределенности, которая присуща всем сферам социальной