Т. В. Осипова
ПРОГРАММА-МАТРИЦА И ПРИНЦИПЫ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УСТАНОВКИ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТА-ХОРЕОГРАФА
В статье рассматриваются сущность формирования установки на развитие творческого потенциала, циклы и этапы ее формирования; программа-матрица формирования установки на развитие творческого потенциала, роль установки в подготовке руководителя хореографического коллектива.
Ключевые слова: деятельность, компетенции, потенциал, творчество, установка, хореограф, тренинг.
The article considers the essence of setting on creative potential development, cycles and stages of its formation as well as the pro-gram-matrix of setting on creative potential development formation and role of the setting in choreographic group leader training.
Key words: activity, competencies, potential, creative activity, set, choreographer, training.
Формирование установки на развитие творческого потенциала личности является одной из ключевых и сложных проблем педагогики и психологии. Сложившееся представление о том, что творчество является не одной из разновидностей деятельности, а интеграцией самых разных ее видов (Л. С. Выготский [5]), усилило интерес к изучению таких свойств личности, которые характеризуют степень их соответствия творческой деятельности (В. И. Андреев [1]). Вместе с тем подготовка компетентного, творческого специалиста для социокультурной сферы, в частности руководителя хореографического коллектива, средствами развития творческого потенциала не достаточно освещена в педагогических исследованиях.
Нам представляется, что решение данной проблемы возможно на основе формирования установки на развитие творческого потенциала и использование хореографического тренинга.
В связи с этим очевидна необходимость проведения исследования роли установки в развитии творческого потенциала и тренинга по подготовке руководителя хореографического коллектива на основе разработки программы-матрицы ее формирования.
Известно, что учебная деятельность студента обусловливается потребностями, ценностными ориентациями, установкой (А. Н. Леонтьев [9], Д. Н. Узнадзе [13]). Потребности являются движущей силой в организации и свершении деятельности; ценностные ориентации связаны с удовлетворением потребностей на основе выбора (ориентации) ценностей; установка выступает как пусковой механизм, как готовность для свершения деятельности.
Установка, по Д. Н. Узнадзе, характеризуется внутренним состоянием человека, отражает его готовность к активной конкретной деятельности, включает в себя направленность, имеет социальный смысл. Установка, определяет направление деятельности по достижению цели. Для ее формирования, как отмечает автор, достаточно двух условий: наличия потребности и воз-
никновение потребностной ситуации [13, с. 260]. Исследования свидетельствуют, что формирование установки носит этапный характер.
Первый этап выступает как начальная фаза формирования установки. К условиям первого этапа относятся: личностно-значимая мотивация познавательной и управленческой деятельности студента; возвышение познавательных потребностей студентов в области управления хореографией; наличие общения, связанного с обменом информацией, имеющее управленческо-познавательную ценность.
Второй этап связан с утверждением, генерализацией, доминантой установки на развитие творческого потенциала на основе факторного подхода (социально-педагогических и психолого-педагоги-ческих факторов).
Третий этап формирования установки на развитие творческого потенциала личности студента-хореографа отражает ее развитой характер, способность распространять свое влияние на различные стороны процесса и системы человеческого организма. Ведущее место принадлежит внутренним условиям, связанным с наличием ценностных ориентаций, возвышением познавательных потребностей, самопобуждением к творческой деятельности, развитостью рефлексивной деятельности студента.
Исследования Д. Н. Узнадзе, его учеников, А. Г. Асмолова [2] показывают, что можно выделить несколько уровней сформированности установки:
- уровень смысловой установки, выполняющий интеграционные функции укрепления связей отдельных действий;
- уровень целевой установки, связанный с переводом готовности в целенаправленную деятельность;
- уровень операционной установки, отражающий специальные способы действий.
Уровневый подход представляет собой теоретическую основу организации социально-педагогического процесса формирования установки на развитие
132
творческого потенциала и управление хореографическим коллективом.
Практика показывает, что значимость установки на развитие творческого потенциала для формирования готовности студентов к управлению хореографическим коллективом состоит в выполняемых ею функциях:
- гностической, ориентирующей личность на познавательные ценности хореографической и управленческой деятельности;
- прогностической, включающей выбор средств в подготовке студентов к управленческой деятельности творческим коллективом;
- ценностно-ориентировочной, связанной с выбором студентами ценностей хореографической и управленческой деятельности;
- регулятивной, отражающей культуру управления и отношений в хореографическом коллективе, включая коррекцию управленческой деятельности.
Сфера искусства - это творческая сфера. Работник ее должен быть готов к творческой, инновационной деятельности. Поэтому формирование установки связано с формированием готовности студентов к развитию творческого потенциала и управлению хореографическим коллективом, а следовательно, с такими понятиями, как творчество, потенциал, творческий потенциал, креативность, инсайт.
Творческий потенциал выступает как готовность, развиваясь в процессе деятельности, и проявляется следующим образом:
- как способность личности превращать потенциал в реальные актуальные возможности студента: раскрытие сущностных сил индивида и сознательное их использование в деятельности;
- как процесс, отличающийся своей многоуровне-востью, многокомпонентностью, многофакторностью, диалогичностью, социальностью, системностью;
- как система, представляющая собой совокупность собственно-потенциальной, мотивационной и когнитивной составляющей;
- как качественная система знаний, умений, ценностных ориентаций личности студента.
Следовательно, творческий потенциал личности студента-хореографа выступает в качестве системы личностных способностей, знаний, умений, направленности, как готовность, позволяющая оптимально менять приемы действий в соответствии с новыми условиями.
Исходя из учебного плана хореографического факультета вуза культуры и искусств (Челябинская государственная академия культуры и искусств), учитывая цели и задач исследования, педагогического тренинга и этапного подхода, мы разработали про-
грамму-матрицу формирования установки на развитие творческого потенциала студентов - будущих руководителей хореографического коллектива. Перечислим составляющие данной программы-матрицы:
- этапы, которые совпадают с годами обучения;
- компетенции руководителя хореографического коллектива, представляющие профессиональную ценность;
- установку как исходную базу, как пусковой механизм формирования готовности студентов к управленческой деятельности коллективом;
- терминальные и инструментальные ценности, выступающие как элементы компетенций руководителя коллективом;
- педагогические условия, в которых совершается процесс формирования установки на развитие творческого потенциала будущего руководителя хореографического коллектива.
Исходя из учебного плана, в поисково-опытную работу были включены следующие учебные дисциплины (см. табл. 1). В нашем исследовании все определенные учебным планом предметы, подчиненные формированию установки на развитие творческого потенциала руководителя хореографического коллектива, были разделены на три группы:
1) базовые (основные), сквозные предметы, изучаемые на всех курсах, связанные с формированием профессиональных компетенций и установки на развитие творческого потенциала студентов (дисциплины, связанные с педагогикой и психологией хореографической деятельности; теорией и историей хореографии; хореографическим мастерством и методикой преподавания хореографии); 2) предметы, отнесенные к конкретному курсу, отражающие общие особенности приобщения студентов к ценностям культуры (на 1 курсе - это «Народно-сценический танец», «Классический танец», «Мастерство хореографа»; на 2 курсе добавляются - «История искусств», «Теория и история народной художественной культуры», «Педагогика народного художественного творчества», «Этнография и фольклор народов России»; на 3 курсе дополняется предметами - «Теория и история хореографического искусства», «Основы актерского мастерства и режиссуры в танце», «Модерн джаз-танец»);
3) предметы, связанные с формированием установки на развитие творческого потенциала, отражающие специфику хореографической деятельности и профессиональные компетенции руководителя хореографического коллектива, изучаемые на конкретных курсах.
133
Таблица 1
Учебные дисциплины, включенные в поисково-опытную работу по формированию установки на развитие творческого потенциала студентов как основы их готовности к управлению хореографическим коллективом
Курс Предметы Семестр Кол-во часов Форма проверки
Психология и педагогика 1-2 232 Зачет, экзамен
История искусств 1-2 140 Зачет, экзамен
Танец и методика его преподавания:
- народно-сценический танец 1-8 460 Зачет, экзамен
I - русский танец 1-2 158 Экзамен
- классический танец 1-8 380 Экзамен, зачет
Мастерство хореографа 1-9 840 Экзамены
Теория и история музыки 1-2 140 Зачет
Анализ музыкально-танцевальных форм 2-3 140 Зачет
История преподавания танца 1 68 Зачет
Философия 3-4 140 Экзамен
История искусств 3 70 Экзамен
Теория и история народной художественной культуры 3-5 230 Зачет, экзамен
Танец и методика его преподавания:
- народно-сценический танец 1-8 460 Зачет, экзамены
- классический танец 1-8 380 Экзамен, зачет
- историко-бытовой танец 4-5 157 Экзамен
II Этнография и фольклор народов России 3 72 Зачет
Педагогика народного художественного творчества 4-6 314 Зачет, экзамен
Композиция и постановка танца 4 72 Зачет
Мастерство хореографа 1-9 840 Экзамены
Костюм и сценические формы танца 3 72 Зачет
Организационно-творческая работа с хореографиче- 3 72 Зачет
ским коллективом 2-3 140 Зачет
Анализ музыкально-танцевальных форм 3-4 180 Зачет
Уральский танец
Методика педагогического руководства хореографи-
ческим коллективом 6-8 210 Зачет, экзамен
Педагогика народного художественного творчества 4-6 314 Зачет, экзамен
Теория и методика этнохудественного образования 5-6 210 Экзамен
Теория и история хореографического искусства 5-8 280 Зачет, экзамен
Танец и методика его преподавания:
III - народно-сценический танец 1-8 460 Зачет, экзамен.
- классический танец 1-8 380 Экзамен, зачет
- историко-бытовой танец 5 157 Экзамен
- спортивный бальный танец 7 155 Зачет, экзамен
- модерн джаз-танец 5-8 240 Зачет, экзамен
Основы актерского мастерства и режиссуры в танце 5-6 180 Зачет, экзамен
Мастерство хореографа 1-9 840 Экзамены
Композиция историко-бытового танца 6 70 Зачет
На основе анализа учебного плана и программ, а также практики работы по формированию установки на развитие творческого потенциала, была составлена программа-матрица. Вся основная подготовка осуществляется на 1-3 курсах. Четвертый курс мы связывали с продолжением изучения таких курсов, как «Мировая художественная культура», «Теория и история хореографии», «Мастерство хореографа», «Методика преподавания танца», основы которых изучаются еще на пер-
вом и втором курсах. Поэтому впоследствии задействованы 1-3 курсы. Здесь создается база для формирования установки на развитие творческого потенциала будущего руководителя творческого коллектива. Составляя программу-матрицу, мы выделили профессиональные компетенции (базовые, ключевые, практические), ценности хореографии (терминальные и инструментальные), педагогические условия, установку на их формирование (см. табл. 2).
134
Таблица 2
Программа-матрица формирования установки на развитие творческого потенциала студентов как основа их готовности к управлению хореографическим коллективом
Содержание. Осмысление. Овладение. Условия формирования
Компетенции Терминальные Ценности. Тренинг Инструментальные ценности, методы. Тренинг установки
Базовые: Ценности: Ценности: - Первый блок -
- искусство; - социальные; - планирование; установка на креативную
- хореография; - профессиональные; - организация; деятельность;
- творчество - этические; - сценарий;
- эстетические; - репетиции; - второй блок -
Ключевые: - творчество; - концерт; ориентация на ценности
- цели и задачи; - потенциал; - руководство; хореографии;
- готовность; - коллектив; - имидж;
- установка; - драматическое и балетное - культура речи - третий блок -
- факторы и искусство; включение в практиче-
условия; - актер и хореограф; Тренинг: скую деятельность хо-
- идейность - психологическая готов- - организация коллектива; реографического харак-
ность; - планирование; тера
Практические: - готовность к импровизации; - составление сценариев;
- терминальные; - творческая фантазия; - фантазирование;
- инструментальные; - сценическое действие; - сценическое действие;
- репертуар; - сценический образ - работа над этюдом;
- этикет; - пластическое действие;
- сюжет; Тренинг: - искусство перевоплоще-
- этюд; - диагностика; ния;
- методика - отбор членов коллектива; - интеллектуальная деятельность - анализ музыкального произведения; - создание танцевального сюжета
Приведенная таблица позволяет:
- во-первых, определить какими компетенциями, исходя из их уровневого характера (базовые, ключевые, предметно-практические), студенты как будущие руководители хореографического коллектива должны владеть по окончанию вуза культуры искусств;
- во-вторых, выделить терминальные ценности, упорядочить содержательную сторону формирования профессиональных компетенций руководителя творческого коллектива, что поможет оптимизировать процесс подготовки специалиста;
- в-третьих, сосредоточить внимание студентов на инструментальных ценностях профессиональной подготовки руководителя хореографического коллектива, что повысит практическую подготовку специалиста, рассматриваемого профиля;
- в-четвертых, определить содержание тренинга, связанного с ориентацией студентов на терминальные и инструментальные ценности руководителя творческим коллективом; повысить качество как теоретической, так и практической подготовки руководителя хореографического коллектива;
- в-пятых, проанализировать материалы таблицы для выявления ориентации студентов на терминальные и инструментальные ценности, составляющие ядро формирования компетенций руководителя хореографического коллектива; субординировать познавательные ценности, приобщить студентов к предметно-практической деятельности на основе тренинга;
- в-шестых, детализировать процесс формирования установки на развитие творческого потенциала студентов и интегрировать педагогический процесс в поэтапный подход к подготовке руководителя хореографического коллектива.
Исходя из приведенной программы-матрицы, модели и методологических основ исследования проблемы, анализа наших материалов и исследований Т. Г. Браже [4], М. В. Колосовой [7], Ю. Н. Ку-люткина [8], В. Г. Рындак [10] и др. были определены принципы реализации программы-матрицы формирования установки на развитие творческого потенциала студентов как руководителей хореографического коллектива. К основным принципам формирования установки на развитие творческого
135
потенциала, выполняющих функции руководящих указаний, следует отнести:
- принцип самоценности личности студента;
- индивидуализацию развития творческого потенциала студента;
- рефлексивно-компенсаторный подход к подготовке специалиста;
- опосредованность развития творческого потенциала студента;
- креативную вспышку как принцип управления творческим коллективом;
- принцип педагогической гармонии в подготовке руководителя хореографического коллектива.
Остановимся на содержании указанных принципов.
1. Принцип признания студентом самоценности собственной личности, творческой своей сущности (самости). Принцип вытекает из «я-концепции» (Э. Берна), теории «самости» (А. Н. Леонтьев), теории актуализации личности (А. Маслоу). В вузовском обучении идет процесс самоактуализации, мобилизации творческих сил и способностей студента, его творческое саморазвитие. Участие в творческих процессах требует от него осмысления собственной ценности, исходя из самооценки своих творческих способностей. Высокая планка самотребований провоцирует процесс творческого саморазвития личности студента в его профессионально-творческом становлении. Движущей силой развития выступает возвышение духовных потребностей личности. Следовательно, реализация матрицы формирования установки на развитие творческого потенциала должна основываться на принципе самоценности личности, ее готовности к творческому саморазвитию.
2. Творческое развитие личности немыслимо без самоанализа и самооценки своей и чужой деятельности, без ее коррекции, т. е. действует принцип самоуправления, рефлексии. Рефлексивный принцип выступает составляющей частью творческой деятельности. Рефлексия отражает самопознание, осмысление своих поступков и действий, целей своей жизнедеятельности, саморегуляцию, самоконтроль, умение самокорректировать, т. е. компенсировать (П. К. Анохин). Компенсация связана с творческим самосовершенствованием специалиста [11].
3. Имея творческий потенциал разного уровня, студенты нуждаются в индивидуализации развития творческого потенциала. Принцип индивидуализации формирования установки на развитие творческого потенциала связан с учетом специфики развития личности, ее психических особенностей, уровня ее
социализации, с ее ценностными ориентациями, статусом, занимаемым в системе социокультурных отношений. Индивидуальность - закрытая система, представляет собой сочетание всех свойств человека как индивида и личности. Сам принцип основывается на индивидуальном подходе, включающем способы, организационные формы и содержание развития творческого потенциала студентов как будущих руководителей хореографического коллектива.
4. Принцип нравственной опосредованности формирования установки на развитие творческого потенциала носит гуманистический характер. Индивид принимает на себя ответственность за самого себя и признает, что только собственными силами он может придать смысл своей жизни, разрешать задачи полного развития своих сил в пределах, заданных законами существования. При этом нравственность выступает ядром культурной личности, является визитной карточкой специалиста. Сам принцип вытекает из теории социальной обусловленности развития личности и социокультурного подхода.
5. Принцип «креативных вспышек» (от лат. fulgurare - ‘сверкать молнией’), озарения (инсайта), отражает сущность реализации творческого потенциала. Креативность выступает как способность человека к саморазвитию, к созданию второй своей природы, культурной среды обитания. В основе креативности лежит способность личности к самоот-чуждению - от природы, от человеческой природы, от общества, от культуры, от самого себя. Именно отчуждение от самого себя выступает как способ самоосмысления творческой деятельности, связанной с рефлексией, с неожиданными выводами.
Принцип креативных вспышек характеризует способность человека производить неожиданные альтернативы, отступать от традиционного мышления в условиях творческого процесса. Сам инсайт, как творческий процесс, сложное, противоречивое психологическое явление. Правомерно утверждение, что творческий потенциал не есть изначально данное и неизменное образование. Развитие данного феномена - объективный процесс, часть общего процесса развития личности. Осознавая, предвосхищая траекторию своего движения, результаты творческой деятельности, студент определяет перспективу развития своего творческого потенциала. Именно перспектива, в которой соотносится общее и личностное, является продуктом развития, его результатом и критерием.
6. Принцип педагогической гармонии выступает как выразительное средство хореографии, связанное с объединением музыки и движений, как их соответ-
136
ствие гармоническим музыкальным интервалам [6, с. 74-75]. С гармонией соотносится системное рассмотрение подготовки специалиста-хореографа. К тому же каждая жизненная форма обладает собственной внутренней вибрацией, собственным внутренним ритмом, а педагогика есть обучение «гармоническим танцевальным интервалам» [12, с. 11]. Педагогическая гармония - это закон педагогики, приводящий в соответствие организацию образования и целевые установки, помогающий соразмерить содержание, формы, методы обучения, преобразуя их в выразительные средства педагогического процесса, направленные на развитие ощущений гармонии при обучении и познании окружающего нас мира.
Одним из кардинальных вопросов нашего исследования является вопрос о методах и механизмах развития творческого потенциала будущего руководителя хореографического коллектива. Исходя из анализа сущности педагогического процесса, развитие творческого потенциала специалиста-хореографа должно осуществляться на основе этапно-
цикличного подхода. Этапный подход вытекает из теории управления.
Преимущество поэтапного подхода к управлению педагогическим процессом заключается в том, что он сначала намечает, а затем устанавливает последовательные шаги процесса и тем самым открывает структуру формируемого явления. Следовательно, процесс развития творческого потенциала студента мы вправе рассматривать как процесс поэтапного совершенствования всех его частей, достижения органической взаимосвязи способов развития каждого из структурных элементов.
Поэтапное развитие творческого потенциала личности студента связано с наличием своих механизмов, включая создание творческой атмосферы, формирование социокультурных и материальных условий, инициирование поисковых образовательных систем и механизмов их реализации, интеграцию новообразований и продуктивных проектов в реально действующую образовательную систему.
Разработка общей программы-матрицы и принципов ее реализации позволяет поэтапно подойти к формированию установки на развитие творческого потенциала будущего руководителя хореографического коллектива в вузе культуры.
1. Андреев, В. И. Педагогика творческого саморазвития / В. И. Андреев. - Казань: ИКГУ, 1996. - 566 с.
2. Асмолов, А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров / А. Г. Асмолов. - Воронеж: МОДЭК, 1996. - 768 с.
3. Берн, Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных / Э. Берн. - Симферополь, 1998. - 358 с.
4. Браже, Т. Г. Из опыта развития общей культуры учителя / Т. Г. Браже // Педагогика. - 1993. - № 2. - С. 70-74.
5. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. - М.: Просвещение, 1991. - 93 с.
6. Гуревич, П. С. Философия культуры / П. С. Гуревич. - М.: Аспект-пресс, 1995. - 228 с.
7. Колосова, М. В. Развитие творческого потенциала детей средствами театрального искусства: дис. канд. пед. наук / М. В. Колосова. - М. 1994. - 272 с.
8. Кулюткин, Ю. Н. Эвристические методы в структуре решений / Ю. Н. Кулюткин. - М., 1970. - 147 с.
9. Леонтьева, В. Н. Образование как феномен культуротворчества // Социальные исследования. - 1995. - № 1. - С. 138-142.
10. Рындак, В. Г. Формирование творческого потенциала учителя (теория и диагностика) / В. Г. Рындак. - М.: Ин-т ТПиМИ, 1994. - 114 с.
11. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 1976. - 276 с.
12. Теоретическая культурология / под ред. К. Э. Разлогова. - М.; Екатеринбург: Акад. проект, 2005. - 624 с.
13. Узнадзе, Д. Н. Теория установки / Д. Н. Узнадзе. - М.; Воронеж: МОДЭК, 1997. - 448 с.
137