СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 3/2019
ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
УДК-7 Горлина И.Г.
Балетмейстер, доцент Ташкентской Государственной Высшей школы Национального танца и хореографии г. Ташкент, Республика Узбекистан
ИННОВАЦИОННЫЙ МЕТОД В ПОДГОТОВКЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ КАДРОВ
Аннотация
В данной статье автор знакомит с методом подготовки и воспитания руководителей хореографического коллектива. Раскрываются задачи ведущей дисциплины «Искусство балетмейстера», а именно интерпретация узбекского народного танцевального искусства в сценический танец. Инновационный метод, предложенный автором, помогает студентам создавать свои хореографические композиции, спектакли с учетом возможности решения их средствами танцевального искусства, способствуя развитию их творческого потенциала.
Ключевые слова:
хореографическое образование; балетмейстер; образы; выразительные средства хореографии; ценности национальной культуры; исторические традиции узбекского танца; современная школа национального танца; творческая самореализация.
Одной из актуальных задач сегодняшнего дня остается воспитание гармонично развитой, нравственно цельной личности на основе богатого духовного наследия наших предков, национальных и общечеловеческих ценностей. Этим обусловлено, то пристальное внимание, которое уделяется в республике возрождению самобытной культуры узбекского народа.
Для решения задач духовно-нравственного, эстетического воспитания, особенно молодого поколения, важно бережное отношение к ценностям национальной культуры, наполнение новым содержанием народного танца, слияние традиций и современного содержания. «Сохранение культурной среды - задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его духовной, нравственной жизни, для его «духовной оседлости», для его привязанности к родным местам, для его нравственной самодисциплины и социальности». В этом трудно не согласиться с академиком Д.М. Лихачёвым. [1, 15].
Наш вуз, ТГВШНТиХ, единственный в Узбекистане, где занимаются подготовкой квалифицированных кадров по направлению «Хореографическое искусство». Ведущей дисциплиной по подготовке специалистов - бакалавров искусств, будущих руководителей хореографических коллективов является «Искусство балетмейстера». Руководитель - это не только балетмейстер, но и педагог, и психолог, и организатор. И от него, его понимания, его мировоззрения, его умений будет зависеть жизнь творческого коллектива. Поэтому, подготовка и воспитание руководителей хореографического коллектива - важная педагогическая и государственная задача.
Главной задачей в подготовке студентов-хореографов является возрождение, сохранение и обогащение исторических традиций узбекского танца, искусства хореографии, создание современной школы национального танца в Узбекистане. Предмет «Искусство балетмейстера» суммирует знания, полученные студентами по профилирующим дисциплинам и приводит их в целостную систему взглядов, знаний и профессиональных навыков. Задачи предмета: воспитание художественного вкуса, образного мышления, формирование идейных позиций, расширение и обогащение мировоззрения. На занятиях преподаватель учит студентов создавать сюжеты своих произведений с учетом возможности решения их
-( «б )-
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 3/2019
средствами танцевального искусства.
Рисунок 1 - Танец «Золотошвеи» Рисунок 2 - Танец «Ковун сайли»
(«Праздник дыни»)
Инновационный метод был предложен преподавателем при создании спектакля «Анор -байрами»(«Праздник граната»), показанного на Республиканском фестивале узбекского фольклора и традиций студентов вузов «Хазина» во Дворце культуры
Национального университета Узбекистана. Этот праздник, считавшийся традиционным во многих областях Узбекистана в начале ещё прошлого века, взят из воспоминаний замечательной артистки Тамары Ханум, которая назвала его «Гранатовым пиром». Дыханием воздуха родной земли наполнялись хореографические работы студентов. Основной задачей, поставленной перед студентами, была интерпретация узбекского народного танцевального искусства в сценический танец.
Воспитание будущего руководителя хореографического коллектива - процесс очень сложный, специфический. Задача преподавателя: заметить особенности таланта студентов и помочь их развитию.
Рисунок 3 - Участники спектакля « Путешествие по Великому шёлковому пути »
При формировании репертуара студенческих работ, при выборе темы для выпускной квалификационной работы студентов необходимо следовать главному: сохранению содержательности, выразительности в искусстве танца, подчинения всей его технологии задаче раскрытия мысли произведения.Это было осуществлено в хореографическом спектакле «Путешествие по Великому шелковому пути» на сцене ГАБТа им. А.Навои с участием студентов выпускного курса. Средствами
хореографического искусства было показано, как в странах, которых соединял Великий шелковый путь - от Китая до самой Западной Европы - происходило взаимовлияние и обогащение культур.
Воздушная ткань в руках студентов, олицетворявшая шелковый путь, пластически трансформировалась то в идущий караван, то в барханы, то в горы Апеннинского полуострова.[4, 25].
Если в «Анор-байрами» выразительными средствами были танцы жителей различных областей Узбекистана, в «Путешествии по Великому шелковому пути» - танцы народов, через территорию которых проходил шелковый путь, то в следующем спектакле «Зал танцующих масок» главным выразительным средством стало хорезмское танцевальное искусство. Оно, как ослепительная жемчужина хореографического наследия нашего края, всегда доставляет зрителю радость и эстетическое наслаждение яркой выразительной формой, непосредственностью и свежестью чувств, эмоциональной открытостью и темпераментом.
Основой для выпускной квалификационной работы студентов-хореографов послужило научное исследование автора этой статьи «Танцевальная культура Хорезма», удостоенное педагогического гранта Фонда «Форум культуры и искусства Узбекистана».
«Зал танцующих масок», так назвали один из залов всемирно известного дворца хорезмшахов Топрак-кала (II-III вв.н.э.), получивший такое название из-за найденных здесь глиняных скульптур и танцующих фигур на барельефных панно. В свете позднейших археологических работ было высказано предположение (Ю.А.Рапопорт), что этот зал был святилищем Анахиты - великой богини иранского пантеона, олицетворявшей плодоносящие силы природы и особенно священных вод; культ огня и династические культы также были тесно связаны с этим образом. [3, 85].
«Зал танцующих масок» представляет несомненный интерес с точки зрения вопроса о характере и значении ритуалов и ритуальных танцев, проходивших во дворце хорезмшахов в период позднеантичного Хорезма. Ту роль, которая в последствии выпала на долю театра и музыки, первоначально играл танец; он был наиболее сильнодействующим искусством. Обряды Анахиты проходили очень оживленно, бурно, сопровождались разными драматическими диалогами, хороводами и танцами. [2, 41].
В спектакле «Зал танцующих масок» как бы оживали обряды и ритуалы той эпохи, была предпринята попытка реконструировать этот зал через призму хореографического искусства, но, конечно же, здесь присутствовали фантазия и художественный вымысел. Начинали и заканчивали «действо» масхарабозы. В центре спектакля - образ богини Анахиты. Её образ раскрывался через стихию воды. Взаимосвязи Хорезма, влияние и взаимопроникновение культур было показано через образы: Иранской, Греческой, Индийской богинь.
Рисунок 4 - Сцена из спектакля «Зал танцующих масок»
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 3/2019
Жрицы огня, с помощью Анахиты, зажигали священный огонь. Все это происходило в красивом, завораживающем танце-ритуале. Здесь предстали танцы в разных жанрах: комический «Хуроз уриштириш ("Бой петухов"), традиционно-бытовой «Норим-норим» и классический - «Ушлини уфориси». Одна из заключительных сцен «Космос, движение планет» была построена на космогонической тематике древней зороастрийской книги «Авеста» и изображала как бы круговорот жизни, посредством драматургии, музыки и танца.
В результате этого процесса происходило приобщение студентов к изучению истории, археологии, танцевального фольклора, синтеза различных искусств. Соотношение теоретической и практической подготовки студентов-хореографов в вузе позволило создать оригинальный спектакль и способствовало их творческой самореализации в хореографической деятельности.
В этих постановках наметилась следующая тенденция: создание общей творческой работы студентов курса, где присутствует единая тема, каждый танцевальный номер несет свою смысловую нагрузку и в то же время развивает драматургическую линию хореографического произведения. Предложив идею, тему, замысел спектакля или композиции, преподаватель должен постоянно наблюдать за развитием творческого потенциала студентов, собирая их внимание, концентрируя силы, волю, направляя фантазию студентов на решение, поставленной перед ними цели. Такой педагогический метод по предмету «Искусство балетмейстера» позволяет наглядно выявить среди них одаренных людей, способных ярко, интересно, с артистизмом выполнять творческие задачи. «Развитие творчества представляет собой одну из центральных линий личностного развития; именно оно позволяет человеку проявить свою индивидуальность и уникальность. [5, 290].
Современная система образования выдвигает перед высшей школой задачи: совершенствования содержания профессиональной подготовки специалистов и предполагает введение в образовательный процесс эффективных средств и методов, направленных на формирование конкурентоспособной личности. Список использованной литературы:
1. Лихачев Д.М. Экология культуры.// Памятники 0течества.-1980№2.
2. Пугаченкова Г.А., Ремпель Л.И. Выдающиеся памятники изобразительного искусства Узбекистана. Ташкент,1960.
3. Топрак-кала. Дворец. - Труды Хорезмской археолого-этнографической экспедиции, т.Х1У. М.: Наука,1984.
4. Ширшова О.«Усто» - значит Мастер.// Ж.Этносфера-2012.№3.
5. Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. -М.,1997.
© Горлина И.Г. 2019