Научная статья на тему 'Программа логоритмических упражнений по развитию просодической стороны речи детей с ОНР III уровня'

Программа логоритмических упражнений по развитию просодической стороны речи детей с ОНР III уровня Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3542
484
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОСОДИКА / ЛОГОРИТМИКА / ИНТОНАЦИЯ / ТЕМБР / ТЕМП / ОНР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Энграф П.О.

В статье описывается опыт коррекционной работы по развитию просодической стороны речи с помощью логоритмики у детей с ОНР III уровня

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Энграф П.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Программа логоритмических упражнений по развитию просодической стороны речи детей с ОНР III уровня»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

6. Колесникова И.А. Воспитание к духовности и нравственности в эпоху глобальных перемен //

Педагогика - №9.- 2008. - С.25-33.

7. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов. 1917 -1973 гг. - М.: «Педагогика», 1974.

8. Хагуров Т.А. Образование на всю жизнь? // Народное образование №1. - 2012. - с.63-68.

9. Ушинский К.Д. Избр.труды в 4-х кн. Кн.1. М.: Дрофа, 2005.

10. http://www.anthropology.ru/ru/texts/kagan/repr_1.html Каган М.С. Воспроизводство российской интеллигенции как педагогическая проблема

11. https://www.facebook.com/alexey.roshchin/posts/817209695018237?fref=nf Рощин А. Об образовании.

12. http://www.computerra.ru/128597/proigrannaya-olimpiada-ili-poteryannoe-budushhee/ Ваннах М. Проигранная олимпиада или потерянное будущее?

© Т.Н.Шурухина, 2015

УДК 378.22

П.О.Энграф

магистрантка

Институт непрерывного педагогического образования Хакасский государственный университет г. Абакан, Российская Федерация

ПРОГРАММА ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ПО РАЗВИТИЮ ПРОСОДИЧЕСКОЙ

СТОРОНЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОНР III уровня

Аннотация

В статье описывается опыт коррекционной работы по развитию просодической стороны речи с помощью логоритмики у детей с ОНР III уровня

Ключевые слова

Просодика, логоритмика, интонация, тембр, темп, ОНР.

В современном мире на первый план выходит способность человека выстраивать эффективную коммуникацию с окружающими людьми. Способность к выстраиванию эффективной коммуникации начинает формироваться с появлением зачатков речи. Речь - сложный, многоаспектный процесс, включающий в себя, в том числе, интонационную составляющую. Управление тембром, ритмом, мелодикой своей речи позволяет человеку уверенно чувствовать себя в процессе коммуникации, доносить свои мысли точно и в полном объеме.

Исследованием особенностей формирования и развития просодической стороны речи в разное время занимались Е.В. Зарецкая, Е.Н. Макарова, Г.П. Мельников, И.И. Торсуева, Н.Д. Светозарова, Л.А. Кантер, Л.В. Златоустова и др. Среди большого количества исследований по данной тематике существует дефицит работ, описывающих конкретные программные шаги по устранению дефектов развития просодической стороны речи.

Мною была разработана программа развития просодической стороны речи с использованием логоритмических занятий. Охарактеризуем основные положения нашей программы.

Программа включает в себя 18 занятий по 30 минут. Данные занятия рассчитаны на малые группы детей, что позволяет педагогу работать индивидуально с каждым и реагировать на появляющиеся у ребенка вопросы. Высокий уровень мотивации достигается с помощью знакомого для ребенка учебного материала, и, конечно же, за счет повышения уровня сложности заданий.

193

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

Программа направлена на решение следующих задач:

- общефизическое развитие ребенка;

- расширение социокультурного опыта ребенка;

- развитие интонационных средств выразительности речи: ритма, темпа, тембра, интонации, логического ударения, высоты, силы голоса;

- формирование культуры собственной устной речи ребенка.

Используемые формы работы:

- индивидуальная;

- групповая;

- коллективная.

Используемые средства работы:

- различные виды игровой деятельности: подвижные игры, игры-драматизации;

- двигательная активность: ходьба под музыку, маршировка, танцы, зарядка;

- упражнения на развитие интонационно-ритмической выразительности речи;

- музыкальная деятельность.

1. Подготовительный этап. Задача этого этапа - подготовить детей к дальнейшей работе, двигательной активности, активизировать мышцы плечевого пояса, спины, ног, живота и др. Также основными задачами данного этапа являются - повышение уровня мотивации к деятельности, создание благоприятного эмоционального фона, доброжелательного настроя, воспитание любви к различным видам художественного творчества. Подготовительный этап включает в себя общие развивающие упражнения, ходьбу под музыку, упражнения на развитие моторики, общие танцевальные движения под музыку, упражнения на развитие мимической мускулатуры

2. Этап развития просодической стороны речи. Данный этап включал в себя упражнения на развитие всех составляющих просодики с использованием музыки, методов физического воспитания, логоритмики.

2.1 Развитие речевого дыхания. Упражнения на развитие дыхания направлены на выработку правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха, контроля за его силой, способности сочетать речь с движениями собственного тела, мелкой моторикой, контролировать высоту, длительность звучания, выразительности речи. В эту категорию упражнений входят поочередное произношение гласных и согласных звуков на выдохе, пропев звуков на разных высотах, декламация стихов с различной интонацией под музыку, подвижные игры, сопровождение произношения звуков вытягиванием носков или группировкой тела в зависимости от их длительности, звонкости и т.п.

2.2 Развитие темпа речи. Упражнения из этой категории направлены на формирование способности у ребенка контролировать темп своей речи, не спешить и не медлить при произнесении связных предложений, чтении. Формирование этой способности происходит в ходе отработки простых движений: хлопков, взмахов руками и пр., подвижных игр в змейку, где изменяется темп движений. Упражнения на развитие темпа речи включают в себя игры-драматизации под музыку: имитация ходьбы и речи различных персонажей, животных и т.д.

2.3 Развитие ритма речи. Формирование чувства ритма подразумевает способность ребенка различать хаотичные движения, звуки и стройную музыку, движения и речь. Испытуемым предлагаются ритмические упражнения с выполнением движений по заранее описанной траектории, схеме. Сюда же включаются парные танцы под музыку, живое пение в исполнении воспитателя. Полезными являются групповые игры, где каждый участник должен повторить заданный педагогом ритм в виде хлопка, движения и т.д.

2.4 Развитие интонации. Здесь использовались упражнения на повторение предложений с различной интонацией, нахождение интонации, противоположной той, что предложил педагог, угадывание эмоционального настроения музыкального отрывка, движений, демонстрируемых педагогом (топот -восклицательная интонация, разведение руками - вопросительная интонация и пр.).

2.5 Развитие тембра. Здесь использовались упражнения на соотнесение музыкальных отрывков с заранее предложенными педагогом одиночными междометиями с изменением тембра голоса и двигательной активности для выражения разнообразных эмоциональных состояний (звучит грустная музыка, ребенок

194

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

опускает голову и говорит тихо «эх», звучит веселая музыка, ребенок поднимает руки, кричит «ах» и т.д.). Сюда же входят упражнения на развитие силы голоса: изображение персонажа голосом, пение песен; высоты голоса: подъемы рук со сменой высотного диапазона голоса в соответствии с движением.

2.6 Развитие способности выделять логическое ударение. Сюда входят упражнения на формирование способности выделять главный (ударный) слог в слове, ключевое слово во фразе. Педагог демонстрирует способ выделения ударного слога, главного слова на примерах, закрепляет полученные знания с помощью игр (например, педагог называет слово и говорит, что ударный слог - первый, если ребенок согласен с этим утверждением, он должен поймать мяч, если нет - откинуть и ждать мяча с правильным вариантом).

2.7 Развитие речевого тона и слуха. Здесь акцент делается на способности правильно определять музыкальный тон, слышать изменения в музыке, правильно на них реагировать. Сюда входят различные игровые упражнения типа «дирижер» (ребенок определяет тон и делает характерное движение дирижерской палочкой) и др.

3. Заключительный этап. На данном этапе происходит наблюдение за деятельностью ребенка в ходе игр, упражнений и фиксация совершенных им интонационных и иных речевых ошибок. Анализируется реакция ребенка на совершенную им ошибку: исправляется ли он сам или требуется помощь педагога; совершаются ли ошибки в дальнейшем. При необходимости составляется план индивидуальной логопедической работы с ребенком.

Диагностика уровня развития просодической стороны речи у детей, принявших участие в программе, показал следующие эффекты. Дети стали воспринимать и без трудностей воспроизводить простые, акцентированные и изолированные удары. Они научились улавливать изменения в ритме речи, научились воспроизводить интонации по схемам, различать различные виды интонаций, эмоционально, мимически выражать тот или иной вид интонации. Дети научились находить ударный слог, главное слово во фразе, выделять его голосом, контролировать свой голос по силе и высоте. Они также научились контролировать тембр голоса, менять его в зависимости от ситуации, определять характер изменений тембра у других людей. Нормализовался темп речи.

Дальнейшая работа должна быть направлена на апробацию программы на большем количестве испытуемых, обсуждение методического материала с экспертным сообществом.

Список использованной литературы:

1. Аксенова Т.Ю. Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с дошкольниками с ОНР / Т.Ю. Аксанова. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. - 40 с.

2. Арушанова А.Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника // в сб. научных статей: Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников / отв. ред. А.М. Шахнарович. - М.: Институт национальных проблем образования МОРФ, 2005. - С. 4-16.

3. Фомиченко Л.Г. Психолингвистические особенности формирования речевой просодии // Вестник Волгоградского университета. - Волгоград, 2011. - №2. - С.73-79.

© П.О Энграф, 2015

195

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.