УДК 711.4.01
В. И. Пустовгаров
ПРОГРАММА ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Развитие архитектурно-градостроительного комплекса в Калининградской области предполагает разработку долгосрочной стратегии на основе принципов устойчивого развития, создания благоприятной среды обитания, достижения баланса экономических, социальных и экологических интересов.
The development of the architectural and urban planning policy in the Kaliningrad region requires the elaboration of a long-term strategy based on the principles of sustainable development. This strategy aims at creating a favourable living environment and achieving a balance of economic, social and environmental interests.
Ключевые слова: градостроительство, устойчивое развитие, архитектура, Калининградская область, объекты культурного наследия, комфортная среда проживания, пешеходные зоны, территориальное планирование.
Keywords: urban development, sustainable growth, architecture, Kaliningrad region, cultural heritage, comfortable living environment, public space, land use planning.
Разработка теоретических основ, определяющих стратегию развития градостроительства в Калининградской области, имеет важное значение для устойчивого развития территории области.
Устойчивое развитие территории [1] обеспечивает рост экономики муниципальных образований с выделением основных приоритетных направлений секторов экономики, повышение инвестиционной привлекательности территории, повышение уровня жизни и условий проживания населения, достижение долговременной экологической безопасности, рациональное использование всех видов ресурсов.
В современных экономических условиях процесс организации и управления требует нового подхода к решению задач архитектурно-градостроительного регулирования, в которых качеству среды проживания населения отводится главенствующая роль.
Основные проблемы в архитектурно-градостроительной сфере
1. Законодательная и нормативно-правовая база архитектурно-градостроительного регулирования требует существенной доработки.
Проблема проявляется в следующем:
— существующая система регулирования, сложившаяся в основном еще в советский период, неспособна остановить и даже замедлить деградацию городской среды и резкое снижение её привлекательности для людей, тем самым становясь ограничением городского развития;
— система регулирования архитектурной деятельности неадекватна потребностям городов в качественной архитектуре и привлекательной и комфортной городской среде [2].
© Пустовгаров В. И., 2019
Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Сер.: Естественные и медицинские науки. 2019. № 2. С. 56—68.
Российская Федерация унаследовала от СССР своего рода «комплекс отрицательных компетенций» в области выработки и реализации государственной архитектурной политики, особенно проявившийся после печально знаменитого постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» [2], в котором были сформулированы направления градостроительной политики, направленные на повсеместное типовое строительство, что привело к деградации архитектурного облика городов и поселков страны;
— отсутствие законодательных механизмов ответственности, реализованных в виде полноценно действующего института самоуправления физических лиц, профессионального архитектурного сообщества за профессиональную состоятельность его членов перед обществом и заказчиками;
— незакрепленность правового статуса архитектора, незащищенность его титула и профессии, разрыв между правовым положением и местом в градостроительной и проектно-строительной сфере;
— отсутствие законодательного закрепления архитектурных конкурсов как инструментов повышения качества архитектуры и городской среды, неоправданное отождествление их с закупками для государственных и муниципальных нужд стандартных групп промышленных товаров, отсутствие законодательной регламентации архитектурных конкурсов как инструмента обеспечения качественной городской среды и повышения её привлекательности и устойчивости городского развития.
2. Низкий уровень регулирования архитектурно-градостроительной деятельности на местном уровне.
Данная проблема обусловлена:
— дефицитом профессиональных кадров в органах управления градостроительством на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
— слабой согласованностью между органами, ответственными за земельные и имущественные отношения и за развитие архитектурно-градостроительной сферы;
— отставанием информационного и научно-методического обеспечения;
— необходимостью пересмотра ряда положений градостроительного законодательства, связанных с регулированием архитектурно-градостроительной деятельности;
— отсутствием научного сопровождения при разработке документов территориального планирования.
3. В градостроительной документации отсутствует целостное видение экономической структуры территории области на современном этапе и приоритетов устойчивого развития хозяйственного комплекса в перспективе.
Возникает парадокс, тратятся значительные средства на градостроительную и строительную документацию, а разработка этой документации организована таким образом, что с каждым новым проектом генерального плана и со строительством почти каждого нового дома качество среды проживания людей в определенной мере ухудшается: в
57
58
одном случае из-за переуплотнения застройки, в другом — из-за деградации имеющейся застройки, в третьем — из-за застройки территории, которая формирует экологический каркас.
4. Попадание в зону риска значительной части городов и поселков, олицетворяющих их неповторимость, природно-ландшафтное, средо-вое своеобразие, уникальную архитектурно-планировочную организацию [3].
5. Неразвитость транспортной инфраструктуры населенных пунктов, недостаточная обеспеченность объектами инженерной инфраструктуры и коммунального хозяйства.
6. Слабое использование историко-культурного и природного потенциала в части развития туристической отрасли.
7. Отсутствие комплексного подхода в развитии Приморской рекреационной зоны.
8. Рост уровня конфликтности природопользования и землепользования, снижение эффективности реализации отраслевых программ и планов развития, а также рост капитальных затрат на инфраструктурное обустройство территорий, расходов на реализацию природоохранных мероприятий и санацию территорий.
9. Разработка проектов по территориальному планированию непрофессиональными коллективами в связи с системой критериев отбора исполнителей, основанной на приоритетах по срокам и стоимости работ.
10. Низкий уровень архитектурных решений отдельных зданий и комплексов.
Основные направления совершенствования архитектурно-градостроительной политики в Калининградской области
1. Воссоздание и развитие механизма выработки и реализации региональной архитектурно-градостроительной политики.
Принятие значимых решений в сфере градостроительства, которые могли бы символизировать усилившиеся акценты на повышении архитектурного качества искусственной среды жизнедеятельности человека, в частности:
— установление зон особого градостроительного регулирования;
— создание Регионального центра компетенций и Экспертного совета в сфере градостроительства.
Региональная архитектурно-градостроительная политика должна включать основные принципы:
— устойчивость и комплексность развития территории Калининградской области;
— сбалансированность тактических и стратегических архитектурно-градостроительных решений;
— преемственность градостроительства, сохранение исторически сложившегося пространственного, природно-ландшафтного, средового своеобразия городов и поселков;
— переход к повсеместному применению технологий «умный дом», «умный город»;
— гармонизация общественного развития градостроительными методами, разумное сочетание индивидуальных и коллективных интересов, доступность общественно значимых благ в городах и поселках области;
— признание градостроительства одним из главных приоритетов развития путем его включения в процессы формирования социально-экономической стратегии региона;
— правовая, организационная, научная и ресурсная обеспеченность мер архитектурно-градостроительной политики;
— организация и поддержка процесса формирования новых градостроительных структур, способствующих развитию архитектурно-художественных качеств, сложившихся средоформирующих ансамблей и создания новых эстетически выразительных объектов;
— соблюдение этических профессиональных норм специалистами, занятыми в сфере архитектуры и градостроительства, общественное признание этих обязательств [3].
2. Совершенствование нормативного правового обеспечения градостроительной и архитектурной деятельности.
Приведение законодательства Калининградской области в сфере градостроительной деятельности в соответствие с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Актуализация законодательства об архитектурной деятельности.
Консолидированная позиция всего профессионального архитектурного сообщества России была отмечена на заседании Комиссии в сфере градостроительной деятельности и архитектуры Общественного совета при Минстрое России, состоявшемся 14 декабря 2016 г., в связи с чем было рекомендовано включить законопроект «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» в план законопроектной работы Минстроя России.
В настоящее время разработана концепция нового Закона, которая определяет принципиальные решения, направленные на комплексное законодательное урегулирование основных проблем архитектурной сферы и связанной с ней градостроительной деятельности [6].
С учетом особенностей нашего региона, в том числе для улучшения инвестиционного потенциала региона, необходимо совершенствование нормативной правовой базы в сфере архитектуры и градостроительства.
Например, необходимо принять Положения о порядке проведения архитектурно-градостроительных конкурсов в Калининградской области.
3. Разработка Градостроительной доктрины Калининградской области.
В Градостроительной доктрине Калининградской области предлагается:
— рассмотреть современное состояние архитектурно-градостроительного комплекса, проблемы и вызовы;
— определить стратегию развития архитектурно-градостроительного комплекса;
59
— выявить первоочередные меры по реализации архитектурно-градостроительной стратегии.
4. Разработка предложений по формированию социальных качеств и комфорта среды проживания населения, стимулирование инноваций в градостроительстве.
Создание и стимулирование инноваций в градостроительстве включает:
— поиск и осуществление функционально-планировочных, архитектурно-пространственных и инженерных решений адекватных новым технологическим требованиям, культурным образцам, ценностям и стилю жизни новых поколений;
— разработку и внедрение инновационных решений в области 60 транспортных и инженерных систем в строительстве. Все прошлое столетие улицы проектировались не ради создания комфортных условий для жизни их обитателей, а ради обеспечения движения транспорта. У горожан не было большого выбора способов перемещения по улицам. Пешие прогулки и самобытная уличная жизнь до недавнего времени не поощрялись, а ведь города подпитываются энергией взаимодействия горожан за пределами их жилищ, и без этой энергии городам не стать привлекательными, не достичь экономического процветания [9];
— внедрение прогрессивных технологий, направленных на улучшение экологической ситуации;
— разработку и внедрение технологий научно-информационного обеспечения градостроительной деятельности, геоинформационных (ГИС), коммуникационных технологий, моделирование сложных систем применительно к градостроительству;
— разработку рекомендаций по формированию эффективной экономической базы развития территорий городских и сельских поселений;
— превращение градостроительства из потребителя инноваций, созданных в других отраслях и сферах деятельности, в источник для экономики, культуры и технологий [3].
5. Создание научно-экспериментального центра в архитектурно-градостроительной сфере. Проведение научных и проектно-эксперимен-тальных работ, в том числе для реализации приоритетных программ развития Калининградской области.
Это может быть Региональный центр компетенций, созданный на базе БФУ им. И. Канта, который должен участвовать в подготовке программ социально-экономического развития региона, формирования идеологии развития архитектурно-градостроительного комплекса в Калининградской области.
6. Разработка комплексной Программы реконструкции и благоустройства территорий городов и населенных пунктов муниципальных образований.
Особое внимание следует уделить совершенствованию территориально-планировочной организации и архитектурному облику Калининграда, где одновременно происходят два взаимоисключающих процесса: поиск путей по регенерации исторического центра в соответствии с нормативной правовой базой и хаотичное освоение отдельных площадок.
Отдельное внимание уделить городам Приморской зоны, где историческая городская среда в целом представляет значительную историческую и культурную ценность, требует выделения предметов охраны [4] на уровне городского пространства.
Следует отметить проблему своеобразия города — это сложный процесс. Строятся новые здания, а новое своеобразие не складывается. Так, если убрать несколько исторических зданий, то получится совсем другой город. Создание индивидуального облика города на современном этапе — проблема в архитектуре наиважнейшая. И хотя на этот процесс влияют многие факторы, события, люди, ответственность целиком ложится на руководителей архитектурно-градостроительного комплекса и архитекторов, авторов проектных решений. Их прямая обязанность — качественное улучшение художественно-эстетических и архитектурных черт городских и иных поселений. Архитектура — важнейший символ, поскольку она отражает общий опыт в большей степени, чем любое другое искусство, и производит большее впечатление, чем другие плоды общего культурного опыта [7].
Город должен функционировать надлежащим образом и быть экономически решенным, но он также должен доставлять удовольствие тем, кто смотрит на него; необходимо, чтобы технические решения функциональных проблем сливались с эстетическими [8].
Программа своеобразия города — это творческая задача, индивидуальная для каждого города.
7. Сохранение исторического архитектурного и градостроительного наследия городов и поселков, памятников градостроительного искусства, исторической градостроительной среды и образцов градостроительства недавнего прошлого, достопримечательных мест и культурных ландшафтов; адаптация и интеграция градостроительного наследия в современную экономику и техносферу.
Отношение к историческому прошлому является показателем цивилизованности общества. Приоритет культурного наследия в развитии туризма — основной принцип экологичного отношения в системе «наследие — туризм».
Особое увлечение восстановлением утраченных памятников архитектуры создало видимость решения проблем сохранения исторического прошлого. При этом на так называемый новодел тратятся огромные средства, и это увлечение только усугубляет ситуацию в сфере сохранения объектов культурного наследия, так как не дает сосредоточить усилия на тех памятниках, которые разрушаются.
Созданные эстетические ценности наследия способны дать мощные импульсы новой архитектурной культуре, обладающей универсальным технологическим потенциалом XXI в.
8. Корректировка и реализация Генерального плана Приморской рекреационной зоны.
Генеральный план Приморской рекреационной зоны был разработан в 2004 г. и частично реализован в строительстве автомагистрали по морскому побережью (рис. 1, 2).
61
Условия развития территории:
- новое строительство (развитие)
- резерв
Проектные предложения по развитию дорожной сети:
- автодорога
I - Зеленоградский
II - Светлогорско-Пионерский
III - Янтарный "IV - Храбровский
V - Куликово поле
VI - Янтарный берег
VII - Шатровский
VIII - Мельниковский
IX - Куршский
X - Мыс Таран
границы рекреационных
Территории с сохранением современного режима использования:
□ Жилые городские территории Территории сельских поселений Жилые садово-дачные территории
■ Жилые городские территории смешанных функций
■ Общественные многофункцииональные территории
■ Общественные специализированные территории
■ Производственные территории
■ Ландшафтно-рекреационные территории общего п Ландшафтно-рекреационные территории общего п
■ Ландшафтные территории специального н % Ландшафтные территории специального н та! Ландшафтные территории специального н
■ Территории режимных объектов
■ Территории транспортных объектов Территории транспортных объектов (вокзалы)
■ Территории зоны мин. допустимых расстояний газопровода Территории инженерной инфраструктуры (ОКОС) Территории сельскохозяйственных земель Территории сельскохозяйственных земель (луговые) Территории с Территории л
Сельскохозяйственные территории (прочие)
период)
период) период)
Территории,^предлагаемые к развитию
Щ Жилые городские территории (1 этап) Ш Жилые городские территории (2 этап) ПП Жилые городские территории (плановый пери! Щ] Территории сельских поселений (плановый пе Ц] Жилые садово-дачные территории (2 э" Щ] Жилые садово-дачные территории (плг ПП Жилые городские территории а 1! Многофункциональные общественные территории (2 э" ПП Многофункциональные общественные территории (пг I Многофункциональные специализированные территории (1 э I Многофункциональные специализированные территории (2 э
] Многофункциональные специализированные территории (п; \ Производственные территории (1 этап) I Производственные территории (2 этап)
] Производственные территории (плановый период) \ Ландшафшо-рекреационные юрритрии общею н I Ландшафтно-рекреационные территории общего н
] Ландшафтно-рекреационные территории общего н ] Ландшафтные территории специального назначения (2 этап) ] Ландшафтные территории специального назначения (плановый период) ] Особо охраняемые природные территории (план период) ] Территории транспортных объектов (2 этап) ] Территории транспортных объектов (план период) ] Территории транспортных сооружений (план период) ] Территории инженерной инфраструктуры (1 этап)
] Территории инженерной инфраструктуры (плановый период) ] Территории лесных массивов (плановый период)
Масштаб 1:10 ООО (уменьшен)
Рис. 13.: Схема перспективного территориального развития Приморской рекреационной зоны (составлено под руководством автора)
Рис. 1. Генеральный план Приморской рекреационной зоны
ЗЕЛЕНОГРАДСК
Балтийское море
генеральный план приморской функциональной рекреационной зоны
Схема территориального развития Зеленоградского планировочного района
Куршский залив
а
Рис. 2. Фрагменты планировочных районов (начало, окончание на с. 64 — 65): а — Зеленоградский планировочный район; б — Светлогорский планировочный район; в — Храбровский планировочный район
©\
Балтийское море
генеральный план приморской функциональной
__рекреационной зоны
Схема территориального развития Светлогорско-Пионерского планировочного рай<
б
генеральный план приморской функциональной рекреационной зоны
Схема территориального развития Храбровского планировочного района
в
Рис. 2. Фрагменты планировочных районов (окончание, начало на с. 63): а — Зеленоградский планировочный район; б — Светлогорский планировочный район; в — Храбровский планировочный район
9. Корректировка документов территориального планирования Калининградской области на основе научных исследований.
Переход к устойчивому развитию поселений и их систем представляет собой весьма сложный, долговременный, многофакторный и, главное, поступательный процесс достижения равновесия между обществом и окружающей средой. Этот процесс затрагивает фактически весь комплекс внутренних проблем долгосрочного развития региона, включая структурную и инвестиционную политику и другие основополагающие факторы.
Например, в Территориальной комплексной схеме градостроитель- ного планирования и развития территории Калининградской области
66 и ее частей (2004 г.) предлагалось создание сбалансированной региональной системы расселения области на основе бицентрической модели, согласно которой предусматривалось формирование субрегионального центра в восточной части (г. Черняховск), что позволило бы избежать ряда негативных последствий усиливающейся концентрацией развития в Калининградской агломерации.
10. Совершенствование системы проектирования в Калининградской области.
Предлагается создать институт Генерального плана.
11. Совершенствование системы высшего образования и повышения квалификации в сфере архитектуры и градостроительства.
Открыть специальность «Архитектура» (бакалавриат) на базе Института природопользования, территориального развития и градостроительства БФУ им И. Канта.
12. Создание на территории Калининградской области Всероссийского архитектурного и межпрофессионального образовательного инновационного центра для внедрения научных достижений и передовых технологий отечественной и мировой градостроительной, архитектурно-строительной практики в хозяйственный комплекс области.
13. Подготовка предложений по развитию общественных пространств городов Калининградской области.
Общественные пространства городов являются двигателем экономического роста города, повышения качества жизни и обновления урбанистической среды, выступают «генератором обновления».
Разница между прогрессивным и отсталым городом заключается в качестве пешеходных зон. Например, в Москве площадь пешеходных зон до 2025 г. предполагается увеличить в 60 раз.
Пешеходность — это цель, средство, а также эталон. От ходьбы много пользы для здоровья, она дает людям возможность общаться. Но она полезна еще и тем, что способствует укреплению жизненной силы самого города и выступает показателем его жизнеспособности [10].
Важно не только сохранить, а найти и использовать принцип преемственного развития сложившихся пространственных структур города.
Эволюционный взгляд на проблемы современной реконструкции требует глубокого проникновения в конкретную историю городского организма с целью изучения не просто того, что было, а выявляя то, что остается навсегда, определяя будущее [5].
Проекты развития центральных частей Калининграда должны вернуть ему высокое качество архитектурной среды и дух новаторства.
14. Подготовка программы сотрудничества с Российской академией архитектуры и строительных наук.
Предлагается рассмотреть возможные формы сотрудничества правительства Калининградской области с Российской академией архитектуры и строительных наук в области решения важнейших фундаментальных и прикладных комплексных задач архитектуры, градостроительства и строительных наук и осуществления государственной научно-технической политики по этим направлениям.
15. Развитие взаимодействия с общественными профессиональными организациями.
Участие членов Калининградского отделения Союза архитекторов России, Союза строителей Калининградской области, Союза дизайнеров России, Союза художников России:
— в разработке программ и нормативных правовых документов в сфере архитектуры и градостроительства;
— в экспертных советах.
16. Издание периодических изданий по архитектуре, градостроительству и охране культурного наследия в нашем регионе.
17. Участие Калининградской области в архитектурных фестивалях и выставках.
Подготовка предложений и мероприятий по участию области в ежегодном международном фестивале «Зодчество», который проводится под эгидой Союза архитекторов России, Российской академии архитектуры и строительных наук, Минстроя России, и других международных и российских выставках.
Выводы
Реализация Программы градостроительного развития Калининградской области позволит:
— снизить диспропорций в развитии сети и структуры городского и сельского расселения;
— повысить качество и безопасность среды жизнедеятельности;
— формировать градостроительные условия, которые будут способствовать становлению прогрессивной экономической модели развития региона;
— совершенствовать архитектурно-планировочную организацию городов и иных поселений, в том числе с учетом сохранения историко-культурного наследия;
— реализовать геополитические преимущества Калининградской области.
Список литературы
67
1. Градостроительный кодекс РФ от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ (ред. от 27.06.2019 ; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2019). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
68
2. Об устранении излишеств в проектировании и строительстве : постановление Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР от 4 ноября 1955 года № 1871. URL: http://sovarch.ru/postanovlenie55/ (дата обращения: 17.02.2019).
3. Градостроительная доктрина Российской Федерации / Г. В. Есаулов, И. Г. Ле-жава, В.Я. Любовний [и др.]. М., 2014.
4. Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации : федер. закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
5. Щенков А. С. Реконструкция исторических городов. М., 2013.
6. О проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации"» : приказ Минстроя России от 10 января 2017 г. № 9/ пр. // Российская газета. 2017. 9 янв.
7. Голдбергер П. Зачем нужна архитектура. М., 2017.
8. Гибберд Ф. Градостроительство. М., 1958.
9. Садик-Хан Дж., Соломонов С. Битва за город. М., 2018.
10. Спек Дж. Город для пешеходов. М., 2015.
Об авторе
Виктор Иванович Пустовгаров — канд. геогр. наук, почетный архитектор РФ, Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Россия.
E-mail: viktorpustovgarov@mail.ru
The author
Dr Viktor I. Pustovgarov, Honorary Architect of the Russian Federation, Immanuel Kant Baltic Federal University, Russia. E-mail: viktorpustovgarov@mail.ru