ВУЗы-победители и призеры олимпиады «Геометрическ моделирование » и количество их побед за 2002-2012 г.г. У
Уральский государственный горный университет
Сибирский государственный аэрокосмический университет
Автомобильно-дорожный институт «Донецкий Национальный Технический университет»
Мичуринский ГАУ 1
уОмГТУ
Политехнический институт СФУ
Сарапульский политехнический институт (филиал) ГОУ ВПО ИжГТУ
Томский политехнический университет
Сибирский государственный университет путей сообщения
Алтайский ГТУ
1 >
' > ? % 3
Челябинский государственный агроинженерный университет
Тюменский государственный нефтегазовый университет
Сыктывкарский лесной институт Новосибирский ГТУ
Красноярский ГТУ
СИБАДА
Сибирский федеральный Самарский ГТУ университет
Алтайский государственный аграрный университет
Рис. 2. Количество побед ВУЗами-участниками олимпиады "Геометрическое моделирование " за 2002-2012 г.г.
Традиционно работы конкурсантов оценивают жюри олимпиад, в составы которых входят преимущественно руководители и ведущие специалисты соответствующих подразделений предприятий и организаций.
Дополнительной и важной составляющей проведения студенческих олимпиад в ОмГТУ является устоявшаяся традиция одновременно проводить с руководителями команд научно-методический семинар по обмену опытом преподавания инженерных дисциплин, когда это обучение сопровождается использованием соответствующих CAD/CAE/CAM/PDM-систем, дистанционных образовательных технологий, тренажеров и т.п.
Подводя итог, можно сказать, что олимпиадное движение является одним из приоритетных профориентационных мероприятий, направленных на привлечение в ВУЗы мотивированных целеустремленных абитуриентов, что особо важно для технических специальностей и направлений подготовки. Также следует отметить совместную работу сотрудников университетов с представителями системы общего образования при разработке олимпиадных заданий, методических рекомендаций, участия в составе жюри олимпиад, что, несомненно, способствует повышению качества подготовки школьников и выявлению среди них талантов технической направленности. Кроме того, весьма важным является создание условий дальнейшего развития талантов путем предоставления возможности стать участником элитной подготовки и получить по окончанию вуза углубленные знания и навыки в своей профессиональной деятельности.
Литература
1. Шамец С. П. Олимпиады школьников: опыт ОМГТУ [Электронный ресурс] / С. П. Шамец, М. С. Князева //Конференция "РЕЛАРН-201Г1 (Ростов-на-Дону - Казань), секция 3 "Использование информационных технологий в образовании и науке" -Режим доступа: http://www.relam.ru/conf/conf2011/list_tez.pdf (Дата обращения 20.05.2013)
2. Сайт олимпиады школьников СФО "Будущее Сибири" [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://olympiada-sfo.nstu.ru (Дата обращения 10.08.2013)
3. Сайт олимпиады школьников "Шаг в будущее" по математике [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://cendop.bmstu.ru/olymp.html (Дата обращения 16.09.2013)
4. Шамец С. П. Первая Всероссийская студенческая олимпиада с использованием программных продуктов НТЦ АПМ / С. П. Шамец, Н. М. Лазариди, Д. В. Шанин // САПР и графика. - 2003. - № 12. - С.38-41.
5. Шамец С. П. Студенческие олимпиады по инженерным дисциплинам / С. П. Шамец. - CAD/CAM/CAE Observer №3(63)/2011. - С. 81-83.
Плотникова О.А
Соискатель, Южно-Уральский государственный университет
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРОЕКТНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО БАКАЛАВРА В
СФЕРЕ РЕКЛАМЫ И СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ
Аннотация
В статье рассмотрена программа формирования профессионально-проектной культуры будущего бакалавра по направлению «Реклама и связи с общественностью», определены разделы и этапы внедрения данной программы, прописаны методы, формы и инструментарии программы по формированию профессионально-проектной культуры бакалавров в данной сфере.
Ключевые слова: программа, профессионально-проектная культура, бакалавр по направлению «Реклама и связи с общественностью».
Plotnikova O.A.
Degree-seeking student, South-Ural State University
THE PROGRAM OF FORMING PROFESSIONAL AND PROJECT CULTURE OF FUTURE BACHELORS IN THE SPHERE OF ADVERTISEMENT AND PUBLIC RELATIONS
Abstract
The article reviews the program of forming professional and project culture of future bachelors in «Advertisement and Public Relations», defines the stages and profile of the implementation of this program, established the methods, forms and instruments of the program used to form the professional and project culture of bachelors of this sphere.
Keywords: program, professional and project culture, Bachelor in «Advertisement and Public Relations».
24
Для обеспечения высокого уровня профессионализма будущего бакалавра по направлению «Реклама и связи с общественностью», необходима культурная основа профессиональной деятельности. Профессионал должен сочетать в себе профессиональные способности, знания, умения, навыки и опыт при достаточно высоком уровне проектной культуры, так как проектная деятельность является одной из главных направлений работы такого бакалавра-профессионала. Актуальность овладения основами проектирования обусловлена, во-первых, тем, что владение логикой и технологией проектирования в сфере рекламы и связей с общественностью позволяет специалистам более эффективно осуществлять аналитические, организационноуправленческие и консультационно-методические функции. Во-вторых, успешные рекламные и PR-проекты обеспечивают конкурентоспособность бакалавра-профессионала на рынке.
В нашем понимании профессионально-проектная культура бакалавра по направлению «Реклама и связи с общественностью» -интегративно-личностная характеристика, включающая ценностный, познавательный, прагматический и поведенческий компоненты, обеспечивающая ориентацию проектной деятельности на профессиональные и общечеловеческие ценности.
На сегодняшний день отсутствует единый комплексный подход к проблеме формирования профессионально-проектной культуры на всех ступенях образовательного процесса в вузе, что обуславливает, на наш взгляд, необходимость разработки эффективной программы формирования профессионально-проектной культуры будущего бакалавра по рекламе и связям с общественностью на протяжении всего периода обучения, в том числе и во внеаудиторной деятельности.
Прежде всего, формирование отдельных компонентов профессионально-проектной культуры и данной культуры в целом может быть обеспечено через разработанную нами программу формирования профессионально-проектной культуры (рис. 1). Данная программа является инструментом реализации модели формирования профессионально-проектной культуры и комплекса педагогических условий. Программа включает следующие разделы: информационно-теоретический блок (усвоение студентами необходимой информации), практико-ориентированный (ознакомление с конкретными методами деятельности, формирование частных умений), комплексно-репродуктивный (решение студентами комплексных задач, с опорой на уже сформированный профессиональный опыт) и проектно-творческий (формирование навыков ППК, расширение опыта проектной деятельности).
Программа формирования профессионально-проектной культуры носит профессиологический и междисциплинарный характер, включает комплекс дидактических методов, технологий, реализуемых в аудиторной и внеаудиторной деятельности, содержание которых направлено на профессиональную сферу рекламы и связей с общественностью и состоит из четырех последовательных этапов: пропедевтического (1 курс), организационно-прогностический (2 курс), процессуально-стимулирующий (3 курс), интеграционно-корректирующий (4 курс). Каждый этап базируется на достижениях предыдущего. Поэтому для реализации задач формирования профессионально-проектной культуры необходима последовательная смена этапов в рамках целостного образовательного процесса.
Комплексность такой программы обучения позволяет студентам более эффективно овладеть профессией, актуализировать ранее полученные знания и творчески преобразовать вновь полученную информацию [2].
Разработанная программа основывается на субъект-субъектных отношениях между студентами и преподавателями, так как именно такие отношения способствуют позитивному развитию личности будущих бакалавров и их профессионально-проектной культуре.
Взаимодействие с ППС в социальном партнерстве с руководителем, методической комиссией, учебным отделом: беседа, технологический семинар, курс лекций
Программа формирования ППК
к==>
Препс даватель \
С удент
Цель: реализация модели формирования ППК будущего бакалавра РиСО и комплекса педагогических условий
Направления программы формирования ППК
Информационно- Практико- Комплексно- Проектно-
теоретическое ориентированной репродуктивное творческое
О
Эта -пы Пропедевтический Организационно- прогностический Процессуально- стимулирующий Интеграционно- корректирующий
Методы - Дидактические методы (монологические, диалогические, игровые, проблемные) - Тренинговые методы (уроки вежливости, поведенческие конкурсы) - Тренинговые методы (баскет-метод, ситуативноролевая игра, кейс-технология, коммуникативный тренинг) - Прагматические методы (профессиональные игры, кейсы, практика) - Проблемные методы (упражнения) - Рефлексивные методы (самоанализ, самоконтроль, самокоррекция) - Диагностические методы (ситуативный анализ, наблюдение, тесты, анкеты) - Тренинговые методы (упражнения)
Формы - Практикум, лекции - Уроки вежливости - Повед-кие конкурсы - Ролевая игра «Пресс- конференция» - Сочинение-размышление «Моя ППК» - Технологический семинар для преподавателей - Коммуникативный тренинг - Экскурсия на предприятие; - Профессиональная игра «Рекламная кампания» - Практикум - Самопрезентация, самомаркетинг, самоимидж - Дневник профессионального роста - Спецкурс - Консультации; - Деловая игра «Тендер»; - Защита PR-проекта; - Самомониторинг - Портфолио - Подиумная дисскуссия - Имидж-мастерская
25
Инструментарий - Правила делового - Диагностическая карта - Правила ведения - Видеоматериал
общения развития ППК переговоров - Правила позитивной
- Оценочные листы - Видеоматериал - Ситуационные задачи самопрезентации
- Анкета - Дневник наблюдений - Тесты - Анкета
- Ситуационные задачи - Технологическая карта - Тесты - Мультимедиапрез. - Тесты
Ресурсное обеспечение: нормативное, информационное, научно-методическое, материально-техническое
Рис. 1. Программа формирования профессионально-проектной культуры будущего бакалавра по направлению «Реклама и
связи с общественностью»
Нами были выбраны наряду с монологичными и диалогичные методы обучения, также проблемные, проектные, игровые, тренинговые и рефлексивные [1].
Представленная система методов, форм и средств формирования профессионально-проектной культуры будущего бакалавра по направлению «Реклама и связи с общественностью» реализуется в процессе изучения дисциплин государственного образовательного стандарта, дисциплин регионального и вузовского компонента. Внедрение ее происходит с помощью диагностических и тренинговых упражнений, предполагающих как самостоятельную аудиторную, так и внеаудиторную деятельность, в том числе и прохождение студентами практики.
Специально подобранный комплекс методов, приемов и средств, опирающийся на основные положения системного и деятельностно-культурологического подходов, обеспечивают его эффективность. Стоит отметить, что это не изолированный подбор методического инструментария, а целостная программа формирования профессионально-проектной культуры бакалавра по направлению «Реклама и связи с общественностью».
Литература
1. Барабанщикова, С.С. Профессиональная культура преподавателя вуза: управленческий аспект: дисс. ... канд. соц. наук/ С.С. Барабанщикова. Новосибирск. - 2003.
2. Семенова, Л.М. Концепция формирования профессионального имиджа будущего специалиста по связям с общественностью: дисс. ... док. пед. наук/ Л.М. Семенова. Челябинск. - 2010.
Проценко Е.С.
Аспирант, Харьковский национальный педагогический университет имени Г. С. Сковороды, г. Харьков, Украина
ТРЕНИНГОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ
Аннотация
В статье очерчены современные социально-экономические требования к выпускникам профессионально-технических учебных заведений. Путем анализа психолого-педагогической литературы, определены основные подходы к пониманию дефиниции «тренинг». Предложены к рассмотрению инновационные интерактивные тренинговые технологии, которые способны повысить эффективность профессиональной подготовки молодежи. Проведен анализ выявленных тренинговых технологий в контексте профессиональной подготовки квалифицированных рабочих.
Ключевые слова: коучинг, метод кейсов, мозговой штурм, профессиональная подготовка, тренинг, учащиеся, web-квест, storytelling
Protsenko E.S.
Postgraduate student, Kharkiv National Pedagogical University named after G. S. Skovoroda, Kharkov, Ukraine TRAINING TECHNOLOGY IN PROFESSIONAL PREPARATION OF QUALIFIED WORKERS
Abstract
The article outlines the current socio-economic requirements for graduates of vocational schools. By analyzing the psychological and educational literature defines the main approaches to understanding the definition of «training». Offered to consideration the innovative interactive training technologies that can improve the efficiency of the training of young people. Analyzed the identified training technologies in the context of the training of skilled workers.
Keywords: business game, role-playing, coaching, case method, brainstorming, training, students, web-quest, storytelling
Современные социально-экономические изменения в Украине и мире накладывают отпечаток на профессиональный уровень, а также на личностные характеристики специалистов. Теперь работодатели заинтересованы в том, чтобы иметь высококвалифицированный и взаимозаменяемый персонал, который стремится завоевать и сохранить преимущества в конкурентной борьбе. Это касается как управленческих кадров, так и квалифицированных рабочих, связавших свою карьеру с производством или открыли собственное дело.
Повышение конкурентоспособности выпускников ПТУЗ в значительной степени зависит от эффективности внедряемых в процесс профессиональной подготовки будущих квалифицированных рабочих инновационных технологий. В связи с этим, все большую актуальность в подготовке высококвалифицированных специалистов приобретают интерактивные методы обучения: работа в активном диалоге, введение в реальные производственные условия, стимулирование профессиональных и жизненных ресурсов личности. Это побудило нас обратить внимание на тренинговые технологии в профессиональной подготовке молодежи.
В отечественной педагогической теории и практике тренинг, как интерактивное средство обучения, рассматривается в последние годы. Однако в мировом научном пространстве этому вопросу уделяется значительное внимание. Тренинговые технологии является предметом научного интереса Р. Бакли, И. Вачкова, А. Евтихова, Дж. Кейпла, Г. Марасанова, Н. Сенёвской, А. Сидоренко, Л. Смеречак, А. Филиппова, Н. Хазратовой и других исследователей. Однако вопросы внедрения инновационных тренинговых технологий в процесс профессиональной подготовки квалифицированных рабочих раскрыто недостаточно.
В связи с этим, целью статьи является определение целесообразности использования тренинговых технологий в процессе профессиональной подготовки будущих квалифицированных рабочих.
В зависимости от сферы применения тренинговых технологий, дефиниция «тренинг» трактуется по-разному. Так, бизнестренинг позиционируется как вид учебной деятельности, предполагающий формирование и развитие деловых качеств, знаний и умений, повышения эффективности в бизнесе отдельного сотрудника или коллектива организации (фирмы) в целом. Психологическим тренингом, или тренингом личностного роста принято считать форму активного обучения навыкам поведения. Профессиональный тренинг предполагает формирование определенного набора навыков и качеств, необходимых для повышения профессиональной эффективности. Несмотря на многообразие определений, любой тренинг подчиняется общей цели - передачи технологии действий, содержанию - определенной концепции реальности, форме - интерактивному обучению, что предполагает активное взаимодействие участников между собой и тренером [1, с. 11]. То есть тренинг, в общем виде, это вид интерактивной 26
26