УДК 378.22 (571.56-25)
Н. В. Чиннова
Инновационные технологии в конфликтологической подготовке бакалавров направления «Реклама и связи с общественностью»
СВФУ им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия
Аннотация. Процессы формирования гражданского общества и демократизации в России актуализировали потребность создания новой модели коммуникации различных социальных групп и отдельных индивидов, обусловленной постоянной конфликтностью во всех сферах человеческой жизнедеятельности и на всех уровнях общественной жизни. Подготовка высококвалифицированных кадров, способных эффективно действовать и принимать управленческие решения в условиях конфликтогенной среды, становится приоритетной задачей высшего образования. Специалисты-коммуникаторы должны обладать целым комплексом умений и навыков организации мероприятий и кампаний, направленных на профилактику конфликтных ситуаций и управление конфликтами. В данной статье рассматривается применение инновационных педагогических технологий в конфликтологической подготовке специалистов сферы общественных коммуникаций высшими учебными заведениями. Выявляются основные проблемы и особенности конфликтологической подготовки специалистов по рекламе и связям с общественностью. Особое внимание в статье уделяется таким педагогическим условиям, как использование имитационных и неимитационных интерактивных методов обучения, информационных технологий и технологии проектного обучения. В результате применения педагогических инновационных технологий формируется профессиональная конфликтологическая компетенция, то есть умение будущих специалистов сферы рекламы и связей с общественностью продуктивно осуществлять трудовую деятельность в условиях повышенной конфликтности.
Ключевые слова: инновационные технологии, конфликтологическая подготовка, реклама и связи с общественностью, информационные технологии, конфликтогенная среда, интерактивные методы обучения, технология проектного обучения.
N. V. Chinnova
Innovative technologies in conflict management training for bachelors of the "Advertising and Public Relations" direction
M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia
Abstract. The processes of building a civil society and democratization in Russia actualized the need to create a new model of communication between different social groups and individuals, due to constant conflicts in all spheres of human life and at all levels of public life. Training of highly qualified personnel able to effectively act and make management decisions in a conflict-prone environment is becoming a priority task for higher education. Communicators should have a range of skills and abilities to organize events and campaigns aimed at conflict prevention and conflict management. The article deals with the application of innovative pedagogical technologies in the conflict management training of specialists in the sphere of public communications by higher educational institutions. The main problems and features of conflict management training of specialists in advertising and public relations are revealed. Special attention is paid to such pedagogical conditions as the use of simulation and non-simulation interactive teaching methods, information technologies and project learning
ЧИННОВА Наталья Викторовна - старший преподаватель кафедры рекламы и связей с общественностью, Филологический факультет, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К Аммосова, г. Якутск, Россия.
E-mail: [email protected]
CHINNOVA Natalya Viktorovna - Senior Lecturer, Department of Avertising and Public Relations, Faculty of Philology, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia.
technologies. The applied pedagogical innovative technologies form the professional conflict management competence, that is an ability of future specialists of the sphere of advertising and public relations to carry out job activities under a conflict-prone environment.
Keywords: innovative technologies, conflict management training, advertising and public relations, information technologies, conflict-prone environment, interactive teaching methods, project learning technology.
Введение
В современных условиях российское общество становится все более конфликтным: процесс демократизации инициирует открытое противоборство и столкновение различных социальных структур. Участниками подобных конфликтов являются отдельные граждане, структуры государственного и бизнес-управления, политические субъекты, средства массовой информации.
Постоянная конфликтность во всех социальных сферах и на всех уровнях общественной жизни является одной из самых характерных особенностей современности [1]. Учитывая данную особенность современных общественных отношений, высшее образование должно ставить перед собой определенную цель - подготовка профессионалов, способных управлять коммуникативными потоками, налаживать взаимовыгодные отношения, обратную связь между субъектами коммуникационной деятельности. Для этого будущим специалистам различных сфер человеческой жизнедеятельности (социальным работникам, педагогам, психологам, сотрудникам внутренних дел и другим) требуется получение навыков продуктивной работы в конфликтогенной среде.
Специалист по рекламе и связям с общественностью по своим профессиональным обязанностям и функциям является связующим звеном, посредником между социальными структурами и отдельными индивидами. Следовательно, в процессе профессиональной подготовки бакалавры должны приобрести навыки конструктивного общения, медиации, поведения в конфликтных ситуациях, организации профилактических мероприятий и коммуникационных кампаний по недопущению конфликтов на разных уровнях: межличностном, корпоративном, организационном, государственном, международном.
Таким образом, конфликтологическая подготовка должна стать одним из приоритетных направлений в процессе профессионального становления специалиста по рекламе и связям с общественностью. Профессиональному становлению работников данной сферы должно способствовать внедрение инновационных технологий в учебный процесс.
Инновационные технологии в образовании
В условиях образовательных реформ инновационная деятельность приобрела особое значение в профессиональном образовании. Педагогические новшества охватили все стороны дидактического процесса: формы его организации, содержание и технологии обучения, учебно-познавательную деятельность [2].
Цели применения инноваций в педагогической практике - обеспечение личностного и интеллектуального совершенствования студентов; создание условий для овладения обучающимися навыками научного и аналитического стиля мышления; формирование и развитие общих и профессиональных компетенций. Внедрение в педагогический процесс инновационных технологий позволяет преподавателю продемонстрировать обучающимся специфику и перспективы выбранной профессии, описать круг будущих функциональных обязанностей и необходимых квалификационных характеристик.
Осознание студентом себя как профессионала влияет на исход образовательного процесса, поскольку активизирует мотивацию саморазвития, что, в свою очередь, превращает процесс обучения в источник удовлетворения потребностей развивающейся личности. В итоге студент осуществляет реальный переход из формально-правового (студент как субъект образования) в состояние фактического антропоцентризма (студент - субъект собственной жизнедеятельности) [3].
Инновационные технологии в профессиональной конфликтологической подготовке будущих коммуникаторов
Конфликтологическая подготовка студентов кафедры рекламы и связей с общественностью осуществляется посредством внедрения в образовательный процесс инновационных технологий - новых методов и приемов взаимодействия студентов и преподавателей, обеспечивающих продуктивность образовательной деятельности и способствующих формированию конфликтологической компетенции будущих специалистов сферы массовых коммуникаций. Под конфликтологической компетенцией понимается способность индивида управлять конфликтами, осуществлять их профилактику в профессиональной деятельности.
Актуальными инновационными методами конфликтологической подготовки студентов являются: осуществление проектной деятельности; использование интерактивного обучения; применение телекоммуникационных и компьютерных технологий; проведение тренинговых практических занятий; моделирование профессиональной деятельности в процессе обучения.
Проектное обучение предполагает стимулирование интереса студентов к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний и предусматривающим через проектную деятельность решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие критического мышления. Проекты могут быть исследовательские, творческие, игровые, информационные, социально значимые [4].
В конфликтологической подготовке бакалавров технология проектного обучения направлена на создание педагогических условий стимулирования интереса студентов к актуальным проблемам современного общества, коммуникативное пространство которого является в высшей степени конфликтогенным. Студенты под руководством преподавателя реализуют социально значимые PR-проекты, целью которых является профилактика насилия и равнодушия в обществе, снижение уровня агрессивности и тревожности молодежи РС (Я), формирование толерантного отношения к представителям другой национальности, конфессии, другого социального статуса. Реализация проектной деятельности студентов способствует формированию навыков конструктивного общения и совместной продуктивной деятельности. В процессе обучения и в рамках выпускной квалификационной работы бакалавры кафедры рекламы и связей с общественностью разрабатывают и реализуют собственные PR-проекты, создают образцы социальной рекламы, направленные на решение проблемы насилия и агрессии в обществе. Примерами подобных студенческих работ служат: PR-проект «Мир в наших руках», целью которого явилась профилактика детской и подростковой жестокости в г. Якутске; проект «Шоковые технологии в социальной рекламе как способ актуализации проблем общества», посвященный разработке рекламы, затрагивающей такие проблемы, как семейное бытовое насилие, беспризорничество, жестокость родителей по отношению к детям; PR-проект «I Международный молодежный фестиваль «Великий, могучий русский язык..!», направленный на повышение уровня грамотной русской речи среди молодежи и формирование толерантного отношения к представителям разных культур и национальностей.
Выбор бакалаврами тем проектных работ свидетельствует о развитии и совершенствовании конфликтологической компетенции, о потребности будущих специалистов в сфере рекламы и связей с общественностью искать пути решения актуальных проблем современного общества, а также о готовности использовать свою профессиональную подготовку и навыки в целях профилактики конфликтов в различных сферах, их профилактики и урегулирования.
К примеру, социальный PR-проект «Мир в наших руках» по профилактике детской и подростковой жестокости в Республике Саха (Якутия) организован студентами кафедры рекламы и связей с общественностью филологического факультета СВФУ с целью формирования в подростковой среде высокого уровня культуры поведения в конфликтогенной среде, уважения к сверстникам и старшему поколению. Задачами данного проекта также явилось привлечение внимания общественности к проблеме насилия и недопустимости жестокого поведения детей, активизация ресурсов общественности к действиям против насилия в подростковой среде. Целевой аудиторией проекта стали учащиеся среднего и старшего звена средних обще-
образовательных школ г. Якутска и улусов Республики Саха (Якутия) и их родители, классные руководители, администрации СОШ, социальные педагоги, психологи, общественные молодежные организации.
В рамках проекта «Мир в наших руках» реализован комплекс мероприятий: конкурсы социальных плакатов и видеороликов, пропагандирующих толерантное отношение к окружающим; киноплощадка «Мы не такие?!» с показом и дальнейшим обсуждением фильмов, демонстрирующих жестокое или агрессивное поведение подростков; классные часы с презентацией на тему «Причины школьного насилия и ее последствия»; акция «День добрых дел» и тренинги для школьников по контролю над эмоциями и по саморегуляции в конфликтной ситуации. Также в рамках проекта распространялись флаеры и буклеты на тему «Куда обратиться за помощью в случае жестокого обращения?». Оценка эффективности проекта показала качественные изменения в отношении целевых аудиторий к данной проблеме современного социума, осознание необходимости повышения конфликтологической грамотности педагогического состава и формирования конфликтологической компетентности школьников и студентов.
К интенсивной мыслительной и практической деятельности будущих специалистов сферы рекламы и связей с общественностью побуждает применение интерактивных методов обучения в процессе конфликтологической подготовки.
Проблемные лекции, эвристические беседы, дискуссионные площадки, конкурсы, «мозговой штурм» являются неимитационными интерактивными методами конфликтологической подготовки студентов, так как они не предполагают построения моделей изучаемого явления или деятельности.
Имитационные методы (анализ конкретных конфликтных производственных ситуаций, решение конфликтологических задач, деловые и сюжетно-ролевые игры, тренинги) направлены на формирование и развитие профессиональных компетенций и непосредственно связаны с моделированием профессиональной деятельности.
Рассмотрим некоторые формы и методы технологий интерактивного обучения, позволяющих повысить эффективность конфликтологической подготовки студентов.
«Мозговой штурм» направлен на генерирование как можно большего количества неординарных идей, освобождение учащихся от «синдрома толпы», активизацию креативного мышления, преодоление инерционного мышления при решении поставленной конфликтологической задачи, стимуляцию инициативы студентов. «Мозговой штурм» позволяет существенно увеличить продуктивность генерирования идей решения конфликтологических задач в студенческой группе.
Тренинг является одной из самых популярных инновационных форм обучения в современной педагогической практике. Тренинг - достаточно быстрый и продуктивный метод личностного роста, изменения внутренних установок и формирования профессиональной мотивации обучающихся. Характерной особенностью тренингов считается высокая интенсивность проведения занятий и использование эффективных способов достижения заявленного результата непосредственно в ходе самого тренинга. В конфликтологической подготовке тренинги занимают особое место, так как во время подобных занятий студенты познают собственные психологические особенности, специфику мышления и учатся обосновывать свое поведение в конфликтных ситуациях и поведение других индивидов.
Тренинговые занятия, направленные на конфликтологическую подготовку студентов, организуются в виде групповой дискуссии, ролевых игр и психогимнастики. В основном данные виды занятий посвящены решению профессиональных ситуаций, обучению искусству критики и комплиментов, принятию управленческих решений в кризисных и конфликтных ситуациях.
Проблемная лекция предполагает постановку проблемной ситуации и ее дальнейшее разрешение. Непосредственное участие студентов в решении обозначенной проблемы, получение необходимых знаний в данной области - главная цель подобной лекции. Смоделированные проблемы должны соответствовать конкретному содержанию учебного материала.
Грамотная формулировка вопросов интенсифицирует мыслительную деятельность студентов, пытающихся самостоятельно ответить на них, и привлекает внимание обучаемых к данной актуальной проблеме.
Семинар-диспут направлен на обсуждение какой-либо проблемы с целью установления путей ее конструктивного решения. Семинар-диспут предполагает диалогическую форму общения и высокую умственную активность участников. Темы подобных семинаров-диспутов могут быть следующими: «PR - способ манипуляции или средство достижения диалога?», «Реклама способствует развитию конкуренции или формированию монополизма?», «Лоббизм в России - инструмент защиты интересов элиты или демократизации власти?».
Таким образом, дискуссии, дебаты, диспуты на различные актуальные темы позволяют студентам приобрести навыки грамотного поведения в конфликтной ситуации, формируют и развивают коммуникативную толерантность, терпимость к чужой точке зрения, умение отстаивать собственные взгляды без агрессии и раздражения, навыки аргументированной полемики.
В рамках практических занятий по дисциплинам «Деловое общение в сфере рекламы и PR» и «Конфликтология в сфере массовых коммуникаций» деловая игра является эффективным имитационным методом формирования конфликтологической компетенции у обучающихся. Во время аудиторных занятий апробируются такие темы деловых игр, как: «Специалист по связям с общественностью - медиатор в конфликтах», «Особенности делового общения представителей разных стран», «PR-инструментарий профилактики организационных конфликтов», «Стрессы и механизмы психологической защиты», «Значение критики в решении производственных задач».
Конфликтологическая подготовка бакалавров направления «Реклама и связи с общественностью» также осуществляется посредством решения обучаемыми ситуационных задач. Ситуационные задачи позволяют студентам приобщиться к реальной профессиональной обстановке, формируют адекватное восприятие социального конфликта как неизбежного и нормального общественного явления. Анализ и прогнозирование дальнейшего развития межличностных, организационных, внутригосударственных, международных конфликтов, а также резонансные конфликты в средствах массовой информации составляют содержание подобных задач в рамках дисциплины «Конфликтология в сфере рекламы и связей с общественностью»
Использование информационных технологий в современной педагогической практике позволяет дополнить аспекты конфликтологической профессиональной подготовки студентов и существенно повысить эффективность данного процесса. Электронные учебники, пособия, рабочие тетради по конфликтологии, информационные методические порталы, сайты российских и зарубежных конфликтологических школ являются информационными источниками и базой для дальнейших научных исследований студентов.
Новым способом коммуникации студентов и преподавателя является блоггинг. Блог - это информационный веб-сайт, который позволяет в режиме реального времени обсуждать разного рода конфликтные ситуации международного, федерального и республиканского масштаба, организовать дискуссии на актуальные для студенческого сообщества темы, вести прогнозирование дальнейшего развития конфликтов и искать возможные пути их урегулирования, используя инструментарий рекламы и связей с общественностью.
Организация коммуникационных программ в сети интернет также способствует формированию конфликтологической компетенции обучающихся, так как контент глобальной сети очень насыщен и в высшей степени конфликтен. Студенты приобретают навыки исследования проблем общества, планирования собственной деятельности по поиску путей решения данных проблем средствами рекламы и PR, оценки эффективности коммуникационных программ, учатся давать публичные комментарии, опровержения в ответ на некорректные действия и критику со стороны «хейтеров», достойно отвечать на негативные отзывы в форумах, чатах, социальных сетях.
Возможности интернета позволяют внедрить еще одну новую форму взаимодействия преподавателя с обучающимися - виртуальный научный кружок «Конфликтология в сфере
массовых коммуникаций». На сайте планируется публикация тезисов и статей студентов, научно-исследовательских проектов, организация вебинаров, мастер-классов от ведущих специалистов и практиков в области медиации и конфликтологии, научно-практических интернет-конференций, посвященных актуальным проблемам современного общества.
Одной из важнейших функций специалиста сферы массовых коммуникаций является организация взаимовыгодных отношений между заказчиком услуг и целевой аудиторией, то есть функция посредника. Таким образом, студенческий центр медиации «СТОП-Конфликт» станет дополнительной платформой формирования и развития конфликтологических навыков будущих специалистов сферы массовых коммуникаций. Данное объединение позволит студентам, преподавателям, представителям администрации факультета регулировать межличностные и организационные конфликты, проводить профилактические мероприятия и коммуникационные кампании по недопущению возможных конфликтных ситуаций в процессе обучения и межперсонального общения.
Внеаудиторная работа со студентами направления «Реклама и связи с общественностью» также отчасти направлена на формирование конфликтологической компетенции бакалавров. Студенты под руководством преподавателей активно участвуют в научно-практических конференциях, профессиональных конкурсах, олимпиадах, организуют PR-мероприятия. Проведение учащимися собственных просветительских, коммерческих, культурных коммуникационных кампаний также является инновационной формой конфликтологической подготовки студентов. Данный вид деятельности позволяет совершенствовать организационные и управленческие навыки студентов. Умение руководить командой и регулировать организационные и межличностные конфликты - важное профессиональное качество специалистов сферы рекламы и связей с общественностью.
Заключение
Внедрение инновационных технологий в процесс профессиональной конфликтологической подготовки бакалавров по рекламе и связям с общественностью позволяет студентам получить знания о содержании будущей трудовой деятельности, апробировать знания в практической деятельности, осознать значимость своей профессии в разрешении и урегулировании социальных конфликтов. Таким образом, применение образовательных инновационных технологий способствует формированию и развитию конфликтологической компетенции, необходимой будущим специалистам-коммуникаторам.
Литература
1. Стоянов Е.Н. Понимание конфликтогенности - ключ к хорошему управлению общественным развитием / Е.Н. Стоянов, С.Т. Транев // Перспективы науки и образования. - 2016. - № 3(21). - C. 48-52.
2. Фишер Н.В. Инновационные технологии в профессиональном образовании / Н.В. Фишер // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2010. - № 1. - С. 113-118.
3. Щербакова Р.М. Инновационные педагогические технологии при подготовке специалистов вузами / Р.М. Щербакова // Сибирский торгово-экономический журнал. - 2011. - № 14. - С. 149-158.
4. Оринчук В.А. Практика применения инновационных образовательных технологий в высшей школе / В.А. Оринчук, В.Е Туватова // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2014. - № 4 (16). - С. 137-140.
References
1. Stoyanov E.N. Ponimanie konfliktogennosti - klyuch k horoshemu upravleniyu obshhestvennym razvitiem / E.N. Stoyanov, S.T. Tranev // Perspektivy nauki i obrazovaniya. - 2016. - № 3(21). - S. 48-52.
2. Fisher N.V. Innovacionnye tekhnologii v professional'nom obrazovanii / N.V. Fisher // Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2010. - № 1. - S. 113-118.
3. Shherbakova R.M. Innovacionnye pedagogicheskie tekhnologii pri podgotovke specialistov vuzami / R.M. Shherbakova // Sibirskij torgovo-ehkonomicheskij zhurnal. - 2011. - № 14. - S. 149-158.
4. Orinchuk V.A. Praktika primeneniya innovacionnyh obrazovatel'nyh tekhnologij v vysshej shkole / V.A. Orinchuk, V.E Tuvatova// Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. - 2014. - № 4 (16). -S. 137-140.