Журнал «Human Progress» Том 3, № 2 (февраль 2017)
http://progress-human.com/
redactor@ progress-human.com
УДК 314,331
ПРОГРАММА ДОБРОВОЛЬНОГО ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ КАК МЕХАНИЗМ ВОСПОЛНЕНИЯ ДЕФИЦИТА ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ НА ПРИМЕРЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Неживых Ольга Вячеславовна
Заместитель начальника отдела организации трудоустройства Департамента по труду и занятости населения Свердловской области
Соискатель ученой степени кандидата наук ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет»
[email protected] ул. 8-е Марта, 62-455 г.Екатеринбург, РФ, 620219 +7 (343) 22 -11-757
Аннотация. В статье рассмотрены особенности реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, на территории Свердловской области в 2012-2016 годах. На основе нормативных правовых актов Свердловской области и данных Департамента по труду и занятости населения Свердловской области рассмотрен механизм реализации программы и проведен анализ ее апробации в Первоуральском городском округе. Сделаны выводы по итогам пилотного проекта, в частности приведены данные по странам, из которых планировали прибыть соотечественники, их этническому, образовательному и профессионально-квалификационному составу.
В статье рассмотрены корректировки, внесенные в программу исходя из перспектив развития рынка труда Свердловской области и отдельных муниципальных образований. Выделены тенденции и приоритетные направления по привлечению специалистов определенных отраслей. Автором рассмотрено влияние реализации программы в Свердловской области на восполнение дефицита трудовых ресурсов и обоснована актуальность темы.
Ключевые слова: добровольное переселение; регулируемая миграция; трудовые ресурсы; рынок труда; дефицит кадров; трудовой потенциал территории.
1ЕЬ коды: R23; O15; J61.
Введение
С 2012 года Свердловская область участвует в реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 637 (далее - Государственная программа).
Государственная программа направлена на использование потенциала соотечественников, проживающих за рубежом, с целью удовлетворения потребностей развития регионов; решение демографической проблемы и стабилизацию численности населения Российской Федерации. Реализация программы переселения является альтернативой привлечения иностранных работников. В Государственной программе обеспечивается комплексный подход к решению вопросов оказания содействия добровольному переселению соотечественников в Россию, получения возможности выбора соотечественниками мест своего будущего проживания, работы, обучения с учетом социально-экономического положения субъектов Российской Федерации, объемов государственных гарантий и социальной поддержки, которые предоставляются переселенцу в зависимости от выбранной территории вселения. [1]
Целью работы является выявление тенденций, сложившихся за время реализации Государственной программы, анализ влияния ее реализации в Свердловской области на восполнение дефицита трудовых ресурсов и развитие рынка труда.
1. Пилотный проект реализации Государственной программы
Свердловская область стала сороковым регионом, присоединившимся к реализации Государственной программы. В первоначальной редакции программа переселения Свердловской области была разработана на один год. Уполномоченным органом, ответственным за реализацию программы, определен Департамент по труду и занятости населения Свердловской области (далее - Департамент). В качестве пилотной территории вселения был выбран городской округ Первоуральск. Соотечественники, претендующие на участие в программе, могли быть трудоустроены только по 28 профессиям (должностям служащих). Наибольшую потребность в 2012 году муниципальное образование испытывало в рабочих, не требующих особых профессиональных навыков (уборщик производственных и служебных помещений - 84 вакансии, подсобный рабочий и дворник - по 36 вакансий). Также требовались электромонтеры по ремонту и обслуживанию электрооборудования в количестве 37 человек, электросварщики и водители в количестве 28 человек, санитарки - 25 человек. Самостоятельное трудоустройство на иные вакансии не допускалось. [2]
«Закрытый» перечень вакансий, на которые могли быть трудоустроены соотечественники, с одной стороны, позволял защитить экономику городского округа от масштабного притока невостребованной на рынке труда рабочей силы, что привело бы к росту уровня безработицы и напряженности на рынке труда. С другой стороны, недостатком перечня вакансий, закрепленного законодательно, является отсутствие возможности оперативного внесения корректировок, что в условиях меняющейся ситуации на рынке труда негативно сказывается на реализации программы.
Основными исполнителями мероприятий программы являются Департамент, Управление по вопросам миграции Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области (далее - Управление по вопросам миграции), государственные казенные учреждения службы занятости населения Свердловской области (далее - центры занятости), администрации муниципальных образований Свердловской области и создаваемые на их территориях межведомственные комиссии (далее - МВК).
Рис.1: Схема организации работы по рассмотрению заявлений соотечественников, претендующих на переселение в Свердловскую область1
Следует отметить, что Управление по вопросам миграции направляет заявление соотечественника об участии в программе не только в Департамент, но и в правоохранительные органы, которые осуществляют соответствующую своей компетенции проверку. Департамент в свою очередь не просто транслирует решение, принятое межведомственной комиссией муниципального образования, а рассматривает кандидатуру
1 Составлено автором
© О.В.Неживых 3
потенциального участника программы с точки зрения возможности применения его знаний и умений для заполнения свободных рабочих мест. Кандидатуры соотечественников, желающих переселиться на территорию Свердловской области, рассматриваются всесторонне - перспективы трудоустройства самих участников программы, если планируется прибытие членов их семей, анализируется возможность трудоустройства супругов, определения детей в образовательные учреждения.
Соотечественники, получившие положительное решение о возможности их переселения, считаются участникам программы и могут прибыть из-за рубежа на территорию Свердловской области в течение 3 лет. Данное условие программы, безусловно, дает возможность ее участникам основательно подготовиться к смене места жительства, но вместе с тем, затрудняет возможность составления прогноза прибытия в регион вселения. Кроме того, значительный временной промежуток между получением заключения о возможности переезда и фактическим прибытием может привести к трудностям в трудоустройстве, так как за три года ситуация на рынке труда Свердловской области может значительно измениться. С целью минимизация данного риска, при рассмотрении заявлений об участии в программе Департаментом учитывается специфика экономики Свердловской области и отраслевые приоритеты развития.
Реализация программы на территории городского округа Первоуральск выявила высокую заинтересованность соотечественников в переселении на территорию муниципального образования. За 6 месяцев реализации программы Департаментом было рассмотрено 198 заявлений. По участию в программе 192 человек и 211 членов их семей были приняты положительные заключения о возможности переселения. В основном в регион хотели прибыть граждане Казахстана и Узбекистана. Основными претендентами на участие в программе были мужчины (58 % заявителей). По этническому составу большинство -русские (101 человек). Высшее и незаконченное высшее образование имели 92 человека (46% заявителей), среднее специальное - 83 человека (41 % заявителей). Основными профессиями (должностями служащих) планирующих переселиться в регион соотечественников являлись инженер (16 человек), экономист (11 человек), техник-механик (8 человек), юрист (6 человек), врач и электрогазосварщик (по 5 человек, соответственно).
Таким образом, пилотный проект по реализации программы переселения Свердловской области на территории Первоуральского городского округа показал, что в регион стремятся приехать граждане трудоспособного возраста, имеющие среднее специальное или высшее образование по профессиям, востребованным на рынке труда, что позволяет эффективно восполнять дефицит трудовых ресурсов региона.
2. Разработка и реализация Государственной программы на территории всей Свердловской области в 2013-2016 годах
В 2013 году в Государственную программу, утвержденную Указом Президента Российской Федерации, были внесены изменения, предусматривающие пролонгацию срока действия до 2020 года. В Свердловской области была подготовлена и утверждена Программа по оказанию содействия добровольному переселению в Свердловскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013-2020 годы.
При разработке новой редакции программы был учтен предыдущий опыт и внесены существенные коррективы исходя из особенностей экономического и территориального положения Свердловской области, перспектив ее развития, рынка труда отдельных муниципальных образований.
В качестве территории вселения была определена вся Свердловская область. При этом были выделены 4 приоритетных территории - Верхнесалдинский городской округ, муниципальное образование «Город Каменск-Уральский», город Нижний Тагил и Полевской городской округ. Численность постоянного населения в этих муниципальных образованиях на протяжении последних 3 лет уменьшалась. Вместе с тем на их территории реализовывались инвестиционные проекты, включенные в Перечень приоритетных для Уральского федерального округа, требующие новых квалифицированных кадров.
Для остальных территорий с учетом социально-экономической ситуации были определены территориальные и отраслевые приоритеты для приема участников программы.
К числу территориальных приоритетов для переселения соотечественников определены муниципальные образования с наибольшим уровнем занятости местного населения, где уровень занятости превышает среднеобластной, с выделением среди них муниципальных образований с наибольшим числом специальностей и профессий, по которым число вакансий превышает число безработных.
К числу отраслевых приоритетов отнесены виды экономической деятельности, где наблюдается наибольшее соотношение числа вакансий к числу безработных за период 2009-2012 годов, а также наибольший средний возраст занятых в половозрастной структуре занятого населения: обрабатывающие производства, строительство, транспорт и связь, гостиницы и рестораны, наука, здравоохранение, образование. [3]
В новой программе было предусмотрено самостоятельное трудоустройство соотечественников на имеющиеся в банке данных вакансии. Основными требованиями, которые предъявлялись к претендентам на участие в программе, являлись: осуществление трудовой деятельности (на территории Свердловской области - 1 год, за рубежом - 3 года); наличие профессии, востребованной на рынке труда муниципального образования, на
территорию которого планирует прибыть соотечественник; в случае, если соотечественник планировал заниматься предпринимательской деятельностью, ему необходимо было предоставить проект бизнес-плана.
Всего за период с 2013 по 2020 годы в рамках реализации программы прогнозировался переезд на территорию Свердловской области 17100 соотечественников - 8550 участников программы и столько же членов их семей (рисунок 2). Для прибывших соотечественников за счет бюджета Свердловской области были предусмотрены мероприятия по содействию их адаптации и жилищному обустройству - предоставление средств на частичное возмещение затрат на оплату стоимости аренды жилья, единовременная выплата «подъемных» (для прибывших на 4 приоритетные территории) и компенсация затрат на прохождение медицинского освидетельствования. Кроме того, участник Государственной программы и члены его семьи имеют право на получение государственных гарантий за счет средств федерального бюджета: компенсацию расходов на переезд (оплата проезда и провоза багажа), компенсацию расходов на уплату государственной пошлины за оформление документов, определяющих правовой статус переселенцев, получение подъемных (20000 рублей - участнику программы и 10000 рублей - на каждого члена семьи).
1400
2000
Рис.2: Планируемая численность участников программы и членов их семей в 2013-2020 годах, человек2
4500 -
4000 3500 3000 2500 2000 1500 1000 500 0
1650
1150
900
500
300
300 500
2013 2014 2
650
2016
участники программы
2017
2018
2019
2020
членых их семей
С целью популяризации программы и привлечения как можно большего количества соотечественников, была проведена масштабная информационная компания: Департамент совместно с федеральными органами исполнительной власти проводил онлайн презентации
программы для жителей ближнего и дальнего зарубежья, был издан специальный выпуск «Российской газеты» в Киргизии и Болгарии, информация о возможности участия в программе была размещена на сайтах посольств Российской Федерации в 20 странах.
Внесенные изменения, а также активная организационная работа и информирование потенциальных участников программы позволили значительно увеличить показатели реализации программы.
За 5 лет реализации программы в Свердловскую область изъявили желание переехать 27197 соотечественников, из них: 11832 участников программы и 15365 членов их семей. Фактически прибыло 15726 человек (рисунок 3), что составляет 91,2% от прогнозируемой численности (17100 человек до 2020 года).
Рис.3: Соотношение потенциальных участников программы и фактически прибывших в 2012-2016 годах3
12000
10000 8000 6000 4000 2000 0
■ изъявили желание приехать ■ фактически прибыло
Количество соотечественников, желающих жить и работать в Свердловской области, в период с 2012 по 2015 годы ежегодно увеличивалось. Значительное превышение плановых показателей обусловлено тем, что они не рассматриваются в качестве предельных, так как особенностью программы является привлечении квалифицированных специалистов под гарантии трудоустройства на профессии, востребованные на рынке труда области.
Учитывая специфику экономики Свердловской области и ситуацию на рынке труда, Департаментом делается акцент в работе на привлечение специалистов в области металлургии, машиностроения, а также инженеров. В связи с проблемой нехватки
9610
2012 2013 2014 2015 2016
специалистов бюджетной сферы, особенно врачей, медицинских сестер и педагогов, соотечественники, имеющие вышеуказанные профессии и опыт работы, как правило, получают положительные заключения на переселение. Начиная с 2016 года ведется активная работа по привлечению к участию в программе студентов образовательных организаций высшего образования, а также молодых ученых, занимающихся актуальными научными исследованиями.
Реализация программы переселения положительно отразилась на динамике численности населения Свердловской области - начиная с 2012 года численность населения региона стабильно увеличивалась на 32779 человек (рисунок 4)
Рис.4: Численность населения Свердловской области на 1 января 2006-2016 годов4
2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
Помимо влияния на изменение численности населения реализация программы благоприятно сказывается на развитии трудовых ресурсов. За время реализации программы выявлены следующие тенденции:
- более 42% соотечественников, желающих переселится в Свердловскую область, в возрасте от 26 до 35 лет;
- более 40% соотечественников имеют высшее и незаконченное высшее образование;
- порядка 38% соотечественников имеют профессиональное образование.
Заключение
Вопросы регулирования миграционных процессов являются актуальными во многих странах мира, о чем свидетельствует значительное количество исследований [4-10].
4 Составлено автором по данным Свердлстата © О.В.Неживых 8
Свердловская область - крупная промышленно развитая территория России привлекает соотечественников, желающих переселиться в Российскую Федерацию. В 2016 году регион входил в первую десятку субъектов по количеству прибывших соотечественников.
Таким образом, реализация программы переселения в Свердловской области является эффективным инструментом стабилизации демографической ситуации, удовлетворения потребности в трудовых ресурсах, что в условиях отрицательной динамики показателя естественного движения населения, зафиксировано Свердловскстатом по итогам 2016 года, является достаточно актуальным.
Литература
1. Указ Президента Российской Федерации от 22.06.2006 № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» [Электронный ресурс]. - режим доступа: Консультант Плюс.
2. Постановление Правительства Свердловской области от 28.06.2012 № 692-1111 «О Программе Свердловской области по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» [Электронный ресурс]. - режим доступа: Консультант Плюс.
3. Постановление Правительства Свердловской области от 29.08.2013 № 1054-ПП «Об утверждении Программы по оказанию содействия добровольному переселению в Свердловскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013-2020 годы» [Электронный ресурс]. - режим доступа: Консультант Плюс.
4. Lewis, D., Frisch, M., Greenberg, M. European labour mobility: Challenges and potentials // Regional studies - Февраль 2004. - Т. 38. - Вып. 1. - Стр. 67-83.
5. Kutaev, Sh., Kutaeva, R. Trends of the population reproduction and their impact on the movement of workforce in the North Caucasian Federal District // Economic annals-XXI, 10 Октября 2016. - Т. 160. - Вып. 7-8. - Стр. 88-91.
6. Arbuz, A., Ivanov, D. Migration intentions of young professionals in Omsk region in the context of labor market relationships / 10th International Days of Statistics and Economics - Прага, Чехия Сентябрь 08-10, 2016). - Стр. 30-39.
7. . Jinxin, T., Ming, G., Lu, S. The effects of rural-urban migration on the relative economic status of women and men: a Harbin's case / International Conference on Construction and Real Estate Management - Бристоль, Англия (Август 21-22, 2007). - T. - 1 и 2. - Стр. 27-30.
8. Mare, D.C., Fabling, R., Stillman, S. Innovation and the local workforce // Papers in regional science., - Март, 2014. - Т. 93. - Вып. 1. - Стр. 183-201.
9. Borjas C.J. Native internal migration and the labor market impact of immigration // Journal of human resources. - 2006. - Т. 41. - Вып. 2. - Стр. 221-258.
10. Bruecker, H., Jahn, E.J. Migration and Wage-setting: Reassessing the Labor Market Effects of Migration // Scandinavian journal. - 2011. - Т. 113. - Вып. 2. - Стр. 286-317.
THE PROGRAM OF COMPATRIOTS' VOLUNTARY TRANSMIGRATION AS A MECHANISM FOR FILLING THE LABOR RESOURCES' DEFICIT IN SVERDLOVSK REGION
Olga Nezhivykh Postgraduate in Ural State University of Economics, Yekaterinburg, Russia
Abstract. This article represents the specifics of the State Program implementation to assist the voluntary resettlement of compatriots living abroad to Sverdlovsk region of Russian Federation in 2012-2016. The mechanism for implementing the Program is reviewed on the basis of the regulatory legal acts of the Sverdlovsk Region and on the data of the Labour and Employment Department of the Sverdlovsk Region; and an analysis of its approbation in the Pervouralsky urban district has been carried out. The conclusions are based on the results of the pilot project: in particular, the data are given for the countries from which compatriots have planned to arrive, their ethnic, educational, professional and qualifying structures.
The article considers adjustments to the program based on the prospects of the labor market development in the Sverdlovsk region and municipalities in its structure. Trends and priorities are highlighted to attract specialists in certain areas. The author examined the impact of the Program implementation in Sverdlovsk region on the replenishment of the labor shortage; and substantiated the relevance of the topic.
Keywords: voluntary resettlement; regulated migration; labor resources; labor market; shortage of staff; labor potential of the territory. JEL Code: R23; O15; J61.
References:
1. Presidential Decree of 22.06.2006 number 637 "On Measures to assist the voluntary resettlement to the Russian Federation of compatriots living abroad" [Electronic resource]. - Access mode: Consultant Plus.
2. Resolution of the Government of the Sverdlovsk region of 28.06.2012 number 692-PP «On the program of the Sverdlovsk region to assist the voluntary resettlement to the Russian Federation of compatriots living abroad» [Electronic resource]. - Access mode: Consultant Plus.
3. The decision of the Government of the Sverdlovsk region of 29.08.2013 number 1054-PP «On approval of the programs to assist the voluntary resettlement in the Sverdlovsk region of the compatriots living abroad for 2013-2020» [Electronic resource]. - Access mode: Consultant Plus.
4. Lewis, D., Frisch, M., Greenberg, M. European labour mobility: Challenges and potentials // Regional studies (Февраль 2004), Vol. - 38, ISS. - 1, pp. - 67-83.
5. Kutaev, Sh., Kutaeva, R. Trends of the population reproduction and their impact on the movement of workforce in the North Caucasian Federal District // Economic annals-XXI, (10 Октября 2016).Vol. - 160, ISS. - 7-8, pp. - 88-91.
6. Arbuz, A., Ivanov, D. Migration intentions of young professionals in Omsk region in the context of labor market relationships / 10th International Days of Statistics and Economics / Prague, Czech republic (SEP 08-10, 2016), pp. - 30-39.
7. Jinxin, T., Ming, G., Lu, S. The effects of rural-urban migration on the relative economic status of women and men: a Harbin's case / International Conference on Construction and Real Estate Management / Bristol, England (AUG 21-22, 2007), Vol. - 1 and 2, pp. - 27-30.
8. Mare, D.C., Fabling, R., Stillman, S. Innovation and the local workforce / Papers in regional science, (MAR, 2014), Vol. - 93, ISS. - 1., pp. - 183-201.
9. Borjas, C.J. Native internal migration and the labor market impact of immigration // Journal of human resources, (SPR 2006), Vol. - 41, ISS. - 2, pp. - 221-258.
10. Bruecker, H., Jahn, E.J. Migration and Wage-setting: Reassessing the Labor Market Effects of Migration // Scandinavian journal, 2011, Vol. - 113, ISS. - 2, pp. - 286-317.
Contact
Olga Nezhivykh
Ural State University of Economics
62-455, 8th of March Str., 620144, Yekaterinburg, Russia