УДК 314.7 doi: 10.20310/1819-8813-2019-14-2(106)-17-20
ПРИВЛЕЧЕНИЕ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ В ТАМБОВСКУЮ ОБЛАСТЬ - ОДИН ИЗ ПУТЕЙ РЕШЕНИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ
КАНИЩЕВ ВАЛЕРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
ПЛУЖНИКОВ АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ,
Тамбовский государственный музыкально-педагогический
институт им. С. В. Рахманинова, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта РНФ по проекту №18-18-00187 «Стратегии демографического поведения сельского населения юга Центральной России в XX-начале XXI в.»
В статье рассматриваются различные формы привлечения переселенцев в Тамбовскую область в 2000-2018 гг. Изучены некоторые итоги реализации Государственной программы по добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом. Приведены данные о количестве переселенцев в область и районы. Проведено сравнение масштабов переселения в область с другими регионами России. Установлены сдерживающие факторы реализации программы: недостаток доступного жилья надлежащего качества, относительно невысокий уровень жизни населения области, узость местного рынка труда. Приведены результаты опроса, проведенного историками и социологами ТГУ в 2018 г. в поселке городского типа Сосновка и с. Подлесное Сосновского района, который выявил высокий уровень иммиграции в эти поселения. Большинство переселенцев прибыло туда до начала реализации программы содействия привлечению соотечественников добровольно в привлекавшие их места (предположительно на родину предков). Результаты опроса показали некоторые привлекательные моменты Тамбовской области (низкий уровень преступности, здоровая экологическая обстановка), которые местные власти могли бы пропагандировать для привлечения переселенцев.
Ключевые слова: миграция, демографическая политика, Тамбовская область
Одной из крупных программ, реализуемых в начале XXI в. в Тамбовской области и ее районах, является программа по добровольному переселению соотечественников. Появилось немало публикаций представителей разных отраслей обществоз-нания (юристов, социологов, экономистов), в которых главным образом анализируются правовые и организационные аспекты реализации программы, в меньшей мере демографические аспекты [1-3].
По данным федеральных органов, численность участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (включая членов семей участников Государственной программы), в Тамбовской области первые годы реализации (20082011 гг.) колебалась в пределах 173-382 чел. В 2010-е гг. число участников программы стало исчисляться тысячами, но только однажды превысило 4 тыс. чел. (2015 г.). Эта цифра едва превышает 0,3 % населения области [4].
За годы реализации программы наша область приняла более 15 тыс. соотечественников. Приращение к населению области составило немногим более 1 %. Приходится констатировать, что показатели Тамбовской области по выполнению этой программы за 2008-2016 гг. оказались в 2-4 раза меньше других областей Центрального Черноземья, которые участвуют в данной программе [4]. Ситуация не изменилась в 2017 и 2018 гг., когда в область прибыло 2317 и 2402 чел. соответственно, т. е. не более 5 тыс. чел. [5].
К сожалению, многие районы Тамбовской области на своих сайтах не предоставляют полные данные по количеству принятых переселенцев, ограничиваясь публикацией программы, ответственных лиц администрации по переселенцам, вакансий рабочих мест и маневренного жилищного фонда. Поэтому мы смогли составить таблицу только с отрывочными данными по 10 изученным районам (табл. 1).
V. V. KANISHEV, A. N. PLUZHNIKOV
18
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ И ПРОЦЕССЫ
Как видно из таблицы, четыре района вообще не размещали сведения о реализации программы на своей территории. По одному из этих районов -Знаменскому - мы имеем хотя бы текстовые данные отчетов. В частности, известно, что муниципалитет Знаменского района прогнозировал к 2020 г. дефицит трудовых ресурсов порядка 3 тыс.
человек и рассчитывал их покрытие за счет трудовых мигрантов и программы «Соотечественники». Но в отчете за 2017 г. признано, что программа «Оказание содействия добровольному переселению в Знаменский район соотечественников, проживающих за рубежом» «отмечена с низко эффективным исполнением» [6].
Таблица 1
Численность участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников
Район Срок реализации программы, годы Число прибывших Доля к населению района, (в %)
Бондарский 2011-2017 176 1,6
Гавриловский 2014-2020 - -
Жердевский 2014-2024 142 0,5
Знаменский 2014-2020 - -
Инжавинский 2014-2020 290 1,5
Никифоровский 2014-2020 750 4
Первомайский 2013-2020 878 3,3
Сампурский 2014-2020 - -
Староюрьевский 2014-2020 223 1,9
Тамбовский 2014-2020 838* 0,8
Уметский 2014-2020 - -
Примечание* - данные неполные
Таблица демонстрирует и неравномерность обустройства соотечественников в разных районных области. Учитывая отсутствие существенных различий между районами области, можно предполагать недостаточную активность и «разворот-ливость» отдельных районных администраций в реализации программы.
Сдерживающими факторами в реализации программы, по признанию районных властей, являются недостаток доступного жилья надлежащего качества, высокая степень износа жилья, объектов коммунальной и социальной инфраструктуры, невысокий уровень жизни населения, «слабости местного рынка труда». Проявляются недостатки и локально-временного характера. Так, в 2017 г. на территорию Тамбовского района по рассматриваемой программе прибыло 298 участников и членов их семей. Однако единовременная выплата им не выплачивалась.
В 2014 г. для Тамбовской области стала актуальной тема беженцев с Украины. Она упоминается в отчетах Гавриловского, Жердевского и Первомайского районов.
Так, в Жердевском районе с августа 2014 г. по 2106 г. было принято и размещено 53 централизованно прибывших беженца. 50 человек прибыли самостоятельно, обеспечивались продуктами питания и первой необходимости, помощью в адаптации на территории района. В 2016 г. 30 граждан Украины получило российское гражданство в уп-
рощенном порядке. Факты добровольного прибытия в Тамбовскую область и особенно принятие гражданства десятками выходцев из Украины говорят о ее определенной иммиграционной привлекательности.
Но, вероятно, это не относится ко всей территории области. Помимо информации из Жердевки удалось выявить мелкие факты из еще двух районов. В Первомайском районе в 2014 г. открылись два пункта временного размещения лиц, вынужденно покинувших территорию Украины. В Гав-риловском районе в 2015 г. по федеральной целевой программе «Жилище» из категории беженцев и вынужденных переселенцев улучшила свои жилищные условия одна семья, в 2017 г. планировалось получение жилищных сертификатов еще трем семьями из категории вынужденных переселенцев.
Для понимания привлекательности Тамбовской области как места вселения соотечественников из других регионов Российской Федерации и ближнего зарубежья интересными оказались результаты соцопроса, проведенного осенью 2018 г. специалистами Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина в рабочем поселке Сосновка и селе Подлесном Сосновского района. В ходе опроса выявился высокий уровень иммиграции в эти поселения: 38 % и 42 % опрошенных родились в других территориях (более 260 чел.). Предполагаем, что во многих случаях зафиксировано возвращение на родину предков.
SOCIAL-ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES
При этом 30 нынешних жителей Сосновки и Под-лесного родились в бывших республиках Советского Союза.
Учитывая, что большинство иммигрантов прибыло в эти населенные пункты еще до начала реализации программы содействия привлечению соотечественников из других регионов Российской Федерации и ближнего зарубежья, можно сказать, что они приезжали добровольно и явно в привлекавшие их места.
Результаты указанного опроса позволяют предполагать некоторые привлекательные моменты Тамбовской области. При анализе ответов на вопрос о причинах возможного отъезда из Сосновки или Подлесного всего 1,5 и 1,4 % респондентов назвали плохую экологическую обстановку и 0,5 и 0,0 % высокий уровень преступности. Вот такие и другие привлекательные моменты тамбовской жизни нужно пропагандировать. Это не потребует каких-то больших финансовых средств, на нехватку которых всегда ссылаются наши чиновники.
Литература
1. Попова Т. Л., Бондарская Т. А., Бондарская О. В. Анализ миграционных процессов в Тамбовской области // Региональная экономика: теория и практика. 2017. Т. 15. Вып. 7. С. 1365-1383
2. Филатов В. А., Андреева Ю. А. Совершенствование Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (на материалах социологического исследования) // Омский научный вестник. Социологические и экономические науки. 2012. № 3 (109). С. 65-68.
3. Яковлев В. А., Прудникова Т. А. Современные проблемы реализации государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников // Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 7. С. 234-237.
4. Статистика гос. программы. URL: https: //back2mssia.net/index.php?/topic/2722-statistika-gos-programmy/ (дата обращения: 24.03.2019).
5. Аналитическая записка о реализации государственной программы Тамбовской области «Оказание содействия добровольному переселению в Тамбовскую область соотечественников, проживающих за рубежом», в 2018 г. URL: http://tambov.re-giontrud.ru/Attachment.axd?id=ac521c57-5c75-41b5-81b0-a0f36c1ebba0 (дата обращения: 24.03.2019).
6. Отчет о результатах деятельности главы администрации района и администрации района по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Тамбовской области за 2017 г. и основных задачах на 2018 г. URL: http://r52.tmbreg.ru/as-
sets/ffles/%D0%9E%D1%82%D1%87%D0%B5%D1%82% D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%8B%202018.p df (дата обращения: 24.03.2019).
References
1. Popova T. L., Bondarskaya T. А., Bondarska-ya O. V. Ат^ migratsionnykh protsessov v Tambovskoj oblasti [Analysis of migration processes in the Tambov region] // Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika. - Regional economics: theory and practice. 2017, vol. 15, iss. 7, pp. 1365-1383. (In Russian).
2. Filatov V. А., Аndreeva Yu. А. Sover-shenstvovaniye Gosudarstvennoj programmy po okazaniyu sodejstviya dobrovol'nomu pereseleniyu v Rossijskuyu Federatsiyu sootechestvennikov, prozhivayushchikh za rubezhom (na materialakh sotsiologicheskogo issledovaniya) [Improvement of the State Program to Facilitate Voluntary Resettlement to the Russian Federation of Compatriots Living Abroad (on the materials of the Sociological Study)] // Omskij nauchnyj vestnik. Sotsiologicheskiye i ekonomicheskiye nauki. - Omsk Scientific Review. Sociological and economic sciences. 2012, no. 3 (109), pp.65-68. (In Russian).
3. Yakovlev V. А., Prudnikova T. А. Sovremennye problemy realizatsii gosudarstvennoj programmy po okazaniyu sodejstviya dobrovol'nomu pereseleniyu sootechestvennikov [Modern problems of implementation of the state program to assist voluntary relocation of compatriots] // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. - Review of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. 2014, no. 7, pp. 234-237. (In Russian).
4. Statistika gos. programmy. [State program statistics]. Available at: https: //back2russia.net/index.php?/topic/2722-statistika-gos-programmy/ (accessed 24.03.2019).
5. Аnaliticheskaya zapiska o realizatsii gosudarstvennoj programmy Tambovskoj oblasti «Okazaniye sodejstviya dobrovol'nomu pereseleniyu v Tambovskuyu oblast' sootechestvennikov, prozhivayushchikh za rubezhom», v 2018 g. [Analytical note on the implementation of the state program of the Tambov region «Assistance to voluntary resettlement to the Tambov region of compatriots living abroad», in 2018] Available at: http://tambov.re-giontrud.ru/Attachment.axd?id=ac521c57-5c75-41b5-81b0-a0f36c1ebba0 (accessed 24.03.2019).
6. Otchet o rezul'tatakh deyatel'nosti glavy admi-nistratsii rajona i administratsii rajona po resheniyu voprosov mestnogo znacheniya i otdel'nykh gosudarstvennykh polnomochij, peredannykh organam mestnogo samoupravleniya federal'nymi zakonami i zakonami Tambovskoj oblasti za 2017 g. i osnovnykh zadachakh na 2018 g. [Report on the results of the activities of the Head of District Administration to solve issues of local importance and certain state powers transferred to local self-government bodies by federal laws and the Tambov Region laws for 2017 and the main tasks for 2018] Available at: http://r52.tmbreg.ru/as-sets/files/%D0%9E%D1%82%D1-%87%D0%B5%D1%-82%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%8B%2020 18.pdf (accessed 24.03.2019).
V. V. KANISHEV, A. N. PLUZHNIKOV
20 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ И ПРОЦЕССЫ
* * *
INVOLVEMENT OF DISPLACED PERSONS IN THE TAMBOV REGION - ONE OF THE WAYS TO SOLVE DEMOGRAPHIC PROBLEMS
KANISHEV VALERIY VLADIMIROVICH
Derzhavin Tambov State University, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
PLUZHNIKOV ALEKSANDR NIKOLAEVICH
Tambov State Musical and Pedagogical Institute named after S. V. Rakhmaninov, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
Article is prepared with financial support of the RSF grant on project no. 18-18-00187 «The strategy of demographic behavior of country people of the South of the Central Russia in the XX-beginning of the XXI century»
The article considers various forms of attracting settlers to the Tambov region in 2000-2018. In the article authors studied some results of the implementation of the State Program on Voluntary Resettlement of Compatriots Living Abroad, gave data on the number of displaced persons in the region and districts; made the comparison of the scale of resettlement in the region with other regions of Russia; identified obstacles to the implementation of the program: lack of affordable housing of adequate quality, relatively low standard of living of the population of the region, narrow local labor market. Authors gave the results of the survey conducted by historians and sociologists of TSU in 2018 in the village of urban type Sosnovka and the village Podlesny of the Sosnovka district, which revealed a high level of immigration to these settlements. The majority of the displaced arrived there before the implementation of the program to promote the involvement of compatriots, voluntarily, in the places that attracted them (presumably to the homeland of their ancestors). The results of the survey showed some attractive points of the Tambov region (low crime rate, healthy ecological environment), which local authorities could promote to attract displaced persons.
Key words: migration, demographic policy, Tambov region
Об авторе:
Канищев Валерий Владимирович, профессор, доктор исторических наук, профессор Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина, г. Тамбов
Плужников Александр Николаевич, кандидат исторических наук. старший преподаватель ТГМПИ им. С. В. Рахманинова, г.Тамбов
About the authors:
Kanishchev Valery Vladimirovich, Professor, Doctor of History, Derzhavin Tambov State University, Tambov Pluzhnikov Aleksandr Nikolaevich, Candidate of History, Senior Lecturer, Tambov State Musical and Pedagogical Institute named after S. V. Rakhmaninov, Tambov
Т 14 № 2(106) 2019 SOCIAL-ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES