Научная статья на тему 'ПРОГРАММА ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ПРОГРАММА ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
785
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Ключевые слова
развитие / дети / индивидуальные особенности / активность / память / восприятие / внимание.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шельшакова Н.Н.

В статье обосновывается важность определения индивидуальных особенностей развития с целью установления персонального профиля личности. Определяется актуальность изменения названий вариантов болезненных состояний личности. Описывается комплекс диагностических методик необходимых для изучения индивидуальных особенностей ребенка. Акцент сделан на новых подходах к интерпретации методик диагностики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шельшакова Н.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОГРАММА ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

DOI: 10.24412/2076-1503-2021 -9-305-308 NIION: 2018-0076-9/21-197 MOSURED: 77/27-023-2021-09-396

ШЕЛЬШАКОВА Наталья Николаевна,

кандидат психологических наук, Петрозаводский государственный университет,

г. Петрозаводск, Россия, e-mail: naty_sy@mail.ru

ПРОГРАММА ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В статье обосновывается важность определения индивидуальных особенностей развития с целью установления персонального профиля личности. Определяется актуальность изменения названий вариантов болезненных состояний личности. Описывается комплекс диагностических методик необходимых для изучения индивидуальных особенностей ребенка. Акцент сделан на новых подходах к интерпретации методик диагностики.

Ключевые слова: развитие, дети, индивидуальные особенности, активность, память, восприятие, внимание.

SHELSHAKOVA Natalya Nikolaevna,

Candidate of Psychological Sciences, Petrozavodsk State University,

Petrozavodsk, Russia

EARLY CHILDHOOD AND PRESCHOOL DIAGNOSTIC EXAMINATION PROGRAM

Annotation. The article justifies the importance of determining the individual characteristics of development in order to establish a personal personality profile. The relevance of changing the names of variants of painful personality states is determined. A set of diagnostic techniques necessary to study the individual features of the child is described. Emphasis is placed on new approaches to the interpretation of diagnostic techniques.

Key words: development, children, individual features, activity, memory, perception, attention.

Сегодня принято пользоваться классификацией нарушений, которую предложил В. В. Лебединский, поскольку автор создал ее на основе имеющих в различных научных источниках классификаций [3]. Современным учителям, ВОЗ, ООН рекомендует не использовать ранее введенные термины названий нарушения развития, которые на данный момент не получили научного подтверждения: недоразвитие, задержанное развитие, поврежденное развитие.

Например, умственная отсталость, задержка психоречевого развития. Современные медики утверждают, что нельзя точно диагносцировать данное состояние и доказать наличие биологической природы нарушения. Так, ЭЭГ, узи головного мозга малоинформативные методы. Умственная отсталость ранее диагносцировалась при астении ЦНС, невозможности усвоить общеобразовательную программу, сложностях социальной адаптации. На данный момент термин «умственная отсталость» перестают ставить, так как биомедицинские технологии позволяют повысить психическую активность ребенка, помимо этого анализ

общеобразовательных программ показал их несоответствие нормам развития детей и без диагнозов, вот по какой причине большую часть программы выполняли родители. При сложных сочетаниях нарушений возможно использование «расстройство развития».

Ученые изучили литературу, начиная с 16 века, включая Библию, Суры и выяснили, что все святые (беззаботные, открытые, ласковые, не устанавливающие границ с людьми, искренние, не знающие письма и математики, владеющие ремеслом и искусством) это были взрослые и детьми, которым в век дифференциации интеллекта и души стали ставить выше указанные термины.

- Дефицитарное развитие. Определяется тяжелым недоразвитием или повреждением какого-либо анализатора (речевого, слухового, зрительного, опорно-двигательного), которые могут приводить к инвалидности. Современно трактовка «физическое развитие со следующими психосоциальными особенностями» (устаревший диагноз «двигательные расстройства при детском церебральном параличе»).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

- Искаженное развитие. Вызвано нарушением отдельных сенсорных систем, как следствие различных наследственных заболеваний (дети склонные к замкнутости, повторяющие одни и те же фразы, резко реагирующие на прямой контакт глаз). Современная трактовка «дети, стремящиеся к уединению». Ранее «аутизм».

- Дисгармоничное развитие. Причиной возникновения является врожденное или, приобретенное в раннем возрасте, отклонение в развитии психики, преимущественно в эмоционально-волевой сфере. Факторами данного нарушения являются: различные нарушения в развитии головного мозга, генетические аномалии, наследственные заболевания, разные нарушения внутриутробного развития и т.п. Современная трактовка «дети с особенностями эмоциональной сферы».

Согласно этим этапам были подобраны методики Изучение психических процессов и функций у ребенка раннего и дошкольного возраста:

Методики «Найди и вычеркни», «Проставь значки», «Запомни и расставь точки». (Немов Р.С.).

Методика «Найди похожее» направлена на поиск показателей, которые не изменились, важно продумать причины изменений, поиск только изменений на картине бессмысленен. Также надо учитывать, что ребенок может выделить «непохожее», что может способствовать снижению толерантности к какому-либо явлению или человеку. Поиск общего способствует более гармоничному восприятию мира.

3. Методика «Запомни рисунки» (Р.С. Немов).

«Запомни пару» (А. Ф. Ануфриев, С. Н. Костромина).

Цель: диагностика логической и механической памяти путем запоминания двух рядов слов.

Методика «Запомни двузначные числа» (Э. Р. Ахмеджанов)

Цель: диагностика механической памяти.

Методика «Заучивание 10 слов» А.Р. Лурия.

Цель: оценка состояния памяти, утомляемости, активности внимания.

Если ребенок использует мнемотехнические приемы запоминания, то это может способствовать снижению способности к углубленному восприятию объектов мира. Если мнемотехнические приемы не используются, то ребенок отдельно воспринимает каждый объект на картинке, что способствует неосознанному подключению прошлого опыта, активизации внимания, восприятия. При этом запоминание слов может быть меньше нормативного показателя, что не означает низкий объем памяти, так как есть возможность увидеть более подробные характеристики каждого объекта. Ребенок видит значимость каждого объекта

в отдельности, что позволяет увидеть отдельный идеальный элемент целостной картины восприятия. Имея данные знания, есть возможность ими варьировать, видоизменять, не устанавливать зависимости, которые снижают яркость восприятия отдельного показателя. Мнемотехнические приемы необходимы для изучения иностранных языков, но не способствуют развитию внимания, памяти, восприятия у специалистов творческих профессий.

4. Методика «Выучи слова» (Немов Р. С.)

Цель: Диагностика восприятия у дошкольников.

5. Методика «Свободная классификация» (Е.Я. Агаева).

Цель методики: Изучение уровня развития компонентов логического мышления.

6. Методика «Логические задачи» (А.З. Зак).

Цель методики: Определение уровня развития теоретических знаний и особенностей формирования у дошкольника одного из интеллектуальных умений - рассуждения.

7. Методика диагностики развития речи дошкольников (Смирнова Е.О.).

Цель: Определение степени развития словарного запаса дошкольников, помимо этого способности к применению в собственной речи усвоенной лексики.

Описание: Методика включает шесть заданий, которые имеют конкретную направленность. Любое задание оценивается баллами и трактуется в зависимости от достигнутого результата.

8. Методика изучения понимания значения слов (С. Д. Забрамная).

Цель: Изучение уровня понимания дошкольниками значения слов.

Описание: Исследование состоит из 2 серий.

Инструкция: Экспериментатор перед дошкольником раскладывает десять предметов, которые составляют конкретную группу и задает вопросы, К примеру: «Найди и дай мне куклу. Где ты ее видел? Что ты знаешь о ней? Похожа ли она на... (называет предметы, которые обозначаются дополнительными словами)? Чем? Чем отличается?» Далее обследуемому показывается следующая группа. Вторая серия проводится аналогично первой, однако, с применением предметных картинок.

9. Исследование эмоционального развития по методике «Кактус» (М. А. Панфилова).

10. Исследование эмоционального развития по методике выявления детских страхов «Страхи в домиках» (А.И. Захаров и М. Панфилова).

11. Исследование эмоционального развития по тесту «Сказка» (Л. Дюсс).

В процессе обследования психолог путем наблюдения составляет представление о лич-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

ностных особенностях ребенка. Во время беседы с ребенком (а также с его родителями и, если возможно, учителями) открываются новые стороны личности ребенка, выясняются различные параметры его отношений с микросоциумом и мировосприятием в целом. Существует несколько специальных методов исследование личности ребенка.

12. Тест «дом-дерево-человек». Автором которого является американский психолог Дж. Бак позволяет выявить следующие симптомоком-плексы: чувства незащищенности, тревожность, неуверенность в себе, чувство неполноценности, враждебность к окружающим, наличие конфликтной (фрустрирующей) ситуации в жизни ребенка, трудности в общении и установлении контактов, депрессивные тенденции. Обследуемому предлагают нарисовать дом, дерево и человека. Этот тест относится к проективным, поскольку при неопределенности выдвинутого стимула ребенок проецирует свое представление о доме (дерево, человека) и отношение к тому, что этот объект символизирует для него.

13. Тест Люшера также относится к проективным методам. Суть его заключается в том, что выбор человеком того или иного цвета отражает функциональное состояние его психики, главные потребности, стремления и опасения, а также устойчивые черты личности. В процессе тестирования ребенок выбирает или отвергает предложенные тестовые цвета, формирует семь рядов. В них она проецирует структуру своих внутренних диспозиций на систему шкал, оценивающие психическое состояние, потребности и личностные особенности. Психолог, в свою очередь, через эту систему шкал реконструирует структуру внутренних диспозиций исследуемого. В тесте выделяют структуру и функцию цвета. Структура - это объективное значение цвета. Функция - его значение в зависимости от отношения к нему обследуемого, определяемого расположением цвета в ряду. При интерпретации учитывается не только расположение цвета в ряду, но и его связь с другими (соседними), перемещение цвета в следующем цветовом ряду и тому подобное.

14. Метод Роршаха-проективный метод, дающий возможность на основе толкование человеком случайных изображений, «пятен» исследовать личностные особенности обследуемого. Следует отметить, что метод Роршаха относится к наиболее сложным приемам исследования личности. Применение его возможно только в условиях серьезного обучения психолога, длительного практического опыта работы и теоретических знаний в области психологии личности.

15. Тематический аперцептивный тест (ТАТ) - проективный метод, стимульный материал кото-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

рого состоит из 29 картин и одной белой карты, которую дают испытуемому для того, чтобы он вообразил на ней любую картину. Для детей младшего возраста применяют тест CAT, который является вариантом ТАТ. Здесь вместо 29 картин используются 10 рисунков неопределенного содержания, на которых изображены животные.

16. Тест «Дерево» - проективная методика исследования личности, опубликована К. Кохом в 1949 году.

Выводы. Диагностика - это обоснование всех аспектов дидактического процесса, направлено на определение его результатов. Диагностирование является своевременное выявление, оценивание и анализ течения как учебно-воспитательного процесса, так и индивидуального развития ребенка.

В обследовании детей используются, как правило, нестандартные методики, а именно игровые методики со знакомыми ребенку предметами - пирамидками, кубиками и др. Процесс обследования проводится в произвольной форме, ведущим методом является наблюдение.

Диагностика и коррекция речевого развития детей будет эффективной при таких условиях: педагогически организованного изучения уровня речевого развития детей и определение особенностей этого процесса; целенаправленного применения специальной методики коррекцион-но-развивающей работы, основанной на психологических, дидактических и лингвистических началах.

Первые попытки изучения детей осуществлялись в форме наблюдений, природного или специально организованного эксперимента, беседы, изучение продуктов деятельности.

Список литературы:

[1] Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. — 640 с.

[2] Психодиагностика ребенка: учеб.-метод. пособие / сост. А.Ю. Кузина. - Тольятти: Изд-во ТГУ, 2013. - 111 с.

[3] Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод, пособие: с прил. альбома «Нагляд. материал для обследования детей»/ [Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина, Ю. А. Разенкова и др.]; под ред. Е. А. Стребелевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 2004. — 164 с.

[4] Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная, Т.А. Добро-

Вольская и др.; Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. — М.: Издательский центр «Академия», 2018. - 320 с.

[5] Смирнова Е.О. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет: Методическое пособие для практических психологов / — Е.О. Смирнова, Л. Н. Галигузова, Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова. 2-е изд. испр. и доп . - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.- 144 с.

Spisok literatury:

[1] Nemov R.S. Psihologiya: Ucheb. dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenij: V'3 kn. — 4-e izd. — M.: Gumanit. izd. centr VLADOS, 2001. — Kn. 3: Psi-hodiagnostika. Vvedenie v nauchnoe psihologich-eskoe issledovanie s elementami matematicheskoj statistiki. — 640 s.

[2] Psihodiagnostika rebenka: ucheb.-metod. posobie / sost. A.Yu. Kuzina. - Tol'yatti : Izd-vo TGU, 2013. - 111 s.

[3] Psihologo-pedagogicheskaya diagnostika razvitiya detej rannego i doshkol'nogo vozrasta: metod, posobie: s pril. al'boma «Naglyad. material dlya obsledovaniya detej» / [E.A. Strebeleva, G.A. Mishina, Yu.A. Razenkova i dr.]; pod red. E.A. Strebe-levoj. — 2-e izd., pererab. i dop. — M.: Prosvesh-chenie, 2004. — 164 s.

[4] Psihologo-pedagogicheskaya diagnostika: Ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenij / I.Yu. Levchenko, S.D. Zabramnaya, T.A. Dobrovol'skaya i dr.; Pod red. I.Yu. Levchenko, S.D. Zabramnoj. — M.: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2018. - 320 s.

[5] Smirnova E.O. Diagnostika psihicheskogo razvitiya detej ot rozhdeniya do 3 let: Metodicheskoe posobie dlya prakticheskih psihologov / — E.O.Smirnova, L. N. Galiguzova, T.V. Ermolova, S. Yu. Meshcheryakova. 2-e izd. ispr. i dop .-- SPb.: «DETSTVO-PRESS», 2015.- 144 s.

Jr

_

ЮРКОМПАНИ

www.law-books.ru

л

Юридическое издательство

«ЮРКОМПАНИ»

Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.

Профессионально.

В максимально короткие сроки.

Размещаем в РИНЦ, Е-ОЬгагу.

Г

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.