Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ С ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ РАЗВИТИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ'

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ С ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ РАЗВИТИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
индивидуальные особенности развития / нарушения ЦНС / нарушения двигательного аппарата / гиперактивность / астения / неуспеваемость / ограниченные возможности здоровья / инклюзивное образование.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шельшакова Н.Н.

В данной статье рассматриваются приемы работы по обучению и воспитанию школьников с индивидуальными особенностями развития, а также средства обучения и требования к учителю. В рамках научной статьи рассмотрены варианты взаимодействия общеобразовательной школы и семьи ребенка с особенностями в развитии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ С ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ РАЗВИТИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2021 -9-233-236 ШЕЛЬШАКОВА Наталья Николаевна,

NIION: 2018-0076-9/21-185 кандидат психологических наук,

MOSURED: 77/27-023-2021 -09-384 Петрозаводский государственный университет,

г. Петрозаводск, Россия, e-mail: naty_sy@mail.ru

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ С ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ РАЗВИТИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация. В данной статье рассматриваются приемы работы по обучению и воспитанию школьников с индивидуальными особенностями развития, а также средства обучения и требования к учителю. В рамках научной статьи рассмотрены варианты взаимодействия общеобразовательной школы и семьи ребенка с особенностями в развитии.

Ключевые слова: индивидуальные особенности развития, нарушения ЦНС, нарушения двигательного аппарата, гиперактивность, астения, неуспеваемость, ограниченные возможности здоровья, инклюзивное образование.

SHELSHAKOVA Natalya Nikolaevna,

candidate of psychological sciences, Petrozavodsk State University, Petrozavodsk, Russia

EDUCATION AND UPBRINGING OF PUPILS WITH INDIVIDUAL DEVELOPMENT IN GENERAL EDUCATION SCHOOL

Annotation. This article discusses the methods of teaching and educating schoolchildren with individual developmental characteristics, as well as teaching aids and requirements for a teacher. Within the framework of the scientific article, the options of interaction between the general education school and the family of a child with developmental disabilities are considered.

Key words: individual characteristics of development, disorders of the central nervous system, disorders of the locomotor system, hyperactivity, asthenia, academic failure, disabilities, inclusive education.

Тема обучения и воспитания детей с индивидуальными особенностями развития, а также взаимодействие семей, воспитывающих такого ребенка с педагогами, в современном обществе довольно значима. Этот аспект интересует исследователей, в первую очередь, по причине того, что так устроена национальная политика государства, в рамках инклюзивного образования, на повышение качества коррекционно-педагогической поддержки детей с индивидуальными особенностями развития [1, с. 922].

Изучая семьи, воспитывающие детей с индивидуальными особенностями развития, Н.Н. Обухова приходит к выводу, что такие семьи имеют ряд отличий от семей, имеющих детей стандартного уровня развития. Эти отличия состоят во многом - атмосфера в семье, материальные и бытовые проблемы и т.д. [6, с. 14]. Данное утверждение возможно только при изучении семьи со стороны, в беседе с детьми из семей обоих групп можно сделать вывод: если состоялась семья, то

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

качество проблем не имеет значения (материальные, бытовые, наличие детей группы риска и т.д.). Необходимо изучать итоговый результата влияния проблем на личность, то есть не решение этих проблем легким способом извне, а определение психологического благополучия и ресурсов стрес-соустойчивости.

Т.Ф. Романовская утверждает, что наличие в семье ребенка с особенностями в развитии подразумевает некоторую разобщенность между ее членами. Рождения ребенка с некоторыми индивидуальными отклонениями, будь то гиперактивность или астения, или нарушения опорно-двигательного аппарата, очень часто, влияет на отношения родителей между собой, у них занижается самооценка и возникают ссоры и недопонимание. Факт появления в семье ребенка, имеющего особенности в развитии, очень часто пугает родителей, и это, по статистике, может привести к депрессии или даже суициду одного из родителей [7, с. 190].

Психологи, работающие с семьями детей с индивидуальными особенностями развития, выделяют следующие проблемы:

• беспомощность;

• наличие максимума информации из неподтвержденных источников;

• финансовые трудности;

• дисгармония в микроклимате семьи;

• невозможность ребенка адаптироваться в обществе, в среде своих сверстников [4, с. 127].

Важную роль общения школьников со взрослыми неоднократно подчеркивали Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн. По мнению ученых, ребенок, имея тесный контакт с взрослым (педагогом или родителем), способен более четко развивать свои способности, преодолевать социальные барьеры. Эти взаимоотношения благотворно влияют на развитие ребенка [3, с. 15].

Очень важный этап в воспитании ребенка с индивидуальными особенностями развития называется консолидацией сотрудничества педагогического состава с семьей школьника. Он направлен на коррекцию поведения и мироощущения ребенка и его родителей. Благодаря подобной консолидации, родители видят работу педагогов и тьюторов, и сами учатся использовать их методы и приемы воспитания в домашних условиях. Не менее важен и такой этап как групповая коррекци-онная деятельность [2, с. 136].

Родители взаимодействуют на условиях полноправных субъектов процесса коррекции, хоть логопедической, хоть психологической, они способны объективно дать оценку состоянию ребенка «до и после», также они могут попытаться дать оценку эффективности или неэффективности предлагаемых педагогических технологий и программ, предлагают собственные варианты коррекционно-развивающего воздействия.

Прежде чем начинать работу с семьей школьника, имеющего особенности в развитии, следует продиагностировать всю информацию, полученную от родителей. Чаще всего специалистами используется наблюдение, позволяющее увидеть уровень взаимодействия родителей и школьников в различных ситуациях. Очень важно понимать тот факт, что, получая, таким образом, результаты диагностики, специалист должен преподнести результаты таким образом, чтобы семья школьника с особенностями в развитии не отвергла в будущем помощь специалистов, не оказывала всяческое сопротивление. Для того, чтобы это не случилось, следует использовать понятные термины, давать оптимистичные прогнозы, с учетом всех рисков, и, безусловно, не нагнетать и так накаленную обстановку.

На сегодняшний день, взаимодействие педагогов и родителей - это очень важный этап в помощи ребенку с индивидуальными особенностями развития, особенно, психологической помощи. Данное взаимодействие направлено, в первую очередь, на то, чтобы дать родителям шанс помочь ребенку без постороннего участия, используя не только свою родительскую любовь и понимание, но и пользуясь профессиональными педагогическими навыками, овладеть которыми самостоятельно весьма непросто.

Педагогическая функция общеобразовательной школы, в первую очередь, видит своей целью поддерживать в членах семьи школьника с особенностями в развитии все условия, которые необходимы для полноценной жизнедеятельности. Школа призвана не только обучить и воспитать ребенка, но и помочь его родителям в воспитании и подготовке ребенка к взрослой жизни, учитывая все инклюзивные характеристики образовательного процесса. Воспитание и обучение посредством государственных стандартов образования, с соблюдением всех норм программного обеспечения, должно быть направлено на воспитание во всех областях - эстетической, умственной, физической и т. д., включая в себя абсолютно разные виды деятельности - трудовую, игровую, бытовую, художественную и прочие.

В рамках инклюзивной педагогики необходимо исследование, описание и проектирование условий, в которых будут снижены барьеры развития личности детей, имеющих те или иные нарушения развития.

Среди главных приемов работы с детьми, имеющими индивидуальные особенности развития, следует выделить следующие:

- раннее включение школьника в образовательный процесс (уже на уровне дошкольного учреждения);

- система ценностей, направленных на полит-корректность и толерантность;

- вовлечение ребенка с индивидуальными особенностями развития в разнообразные формы познавательной, практической, творческой, социальной деятельности;

- предоставление школьникам возможности обучаться по индивидуальным учебным планам;

- изменение принципов и процедуры оценки и аттестации учащихся, обучающихся по особым планам;

- изменение системы оказания индивидуальной и дополнительной поддержки [8, с. 402].

На сегодняшний день, в условиях инклюзивного образования, отбор методов и приемов

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

обучения происходит с учетом особенностей детей с индивидуальными особенностями развития. Педагог выбирает методы обучения с учетом структуры дефекта особых учащихся. Рассмотрим методы Н.Н. Шельшаковой:

• Методы моторной коррекции. Пример - методика коррекции мелкой моторики рук у дошкольников с ЛИН мячами малой формы. Она разработана на основе использования упражнений с мячами. Универсальность упражнений с мячом состоит в их многообразии воздействия не только на мелкую моторику, но и на весь спектр координационных способностей, глазомер, мышечное чувство, дифференцировку усилий и пространства, без которых невозможно освоение письма, многих бытовых, трудовых, спортивных навыков. Обучение начинают с больших мячей, потому что их легче держать в руках, а затем переходят к малым. Кроме данных приемов, можно использовать приемы визуализации, создания новых образов при возникновении трудностей решения задач. Так, например, ребенок с трудом читает, разбирает слова на слоги, скандирует, педагог дает задание: во время произнесения каждого слога показывай движение рукой или ногой, так ребенок может показать - отстукивание ногой, тем самым визуализируя педагогу зажимы нижней конечности, усталость.

• Сенсомоторные методы. Основной метод сенсорного воспитания детей раннего возраста - обследование. Методика сенсорного воспитания предусматривает обучение детей обследованию предметов, формирование у них представлений о сенсорных эталонах. Обучение обследованию проводится как специально организованное восприятие предмета в целях обнаружения тех его свойств, о которых важно знать, чтобы успешно справиться с предстоящей деятельностью. В зависимости от целей обследования и самих обследуемых качеств один и тот же предмет обследуется по-разному. Также можно предложить прием: рисования невидимых объектов, так ребенок видит образец дерева, которое надо нарисовать в классе. Предложите ребенку палитру основных и дополнительных цветов. Через прорисовку образа дерева (появление дымки розового цвета, темные пятна над деревом и т.д.) ребенок может показать дополнительные раздражители, имеющиеся в классе или

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

которые возникают у ребенка в этом классе, при таком расположении объектов.

• Когнитивные методы. Пример - Диагностическое исследование уровня развития логического мышления старших дошкольников, где можно использовать методику «Последовательные картинки» А.Н. Бернштейна, методику «Нелепицы» и «Что здесь лишнее?» Р. С. Немова [10, с. 57]. Необходимо устанавливать связь между методикой диагностики и использованием данного знания в жизни. Например, при использовании методики «Нелепицы», ребенку можно пояснить возможность определять непохожие ни на что события в жизни, находить странности, которые препятствуют гармоничному восприятию жизни.

Среди дидактических приемов в работе с детьми с индивидуальными особенностями развития следует выделить: помощь в проявлении наблюдательности; воспитание интереса ко всему, что происходит вокруг; поддержание зон комфорта и зон развития; воспитание сознательности в отношении всего, что ребенок видит и ощущает; учёт индивидуальных особенностей школьника [10, с. 65]. Творческие техники, которые должен использовать педагог в учебном процессе инклюзивного образования, помогают преодолеть трудности, позволяют быстро усвоить учебный материал, сопровождаются различного рода переживаниями, в том числе, этическими и эстетическими. Также важно подчеркнуть, что, при разработке индивидуального учебного плана для учащегося с особыми образовательными потребностями в него включаются:

• организация индивидуального режима обучения (снижение объема заданий, возможности дополнительного отдыха и др.);

• организация обучения в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся особыми образовательными потребностями (например, с использованием учебников для специальных (коррекционных) школ);

• организация коррекционно-развивающих занятий с психологом, логопедом, дефекто-логом и другими специалистами.

Вывод. Таким образом, главный принцип любого сотрудника общеобразовательной школы, работающего с ребенком, имеющим индивидуальные особенности развития, это избавление от предвзятого отношения к обучающемуся, желание видеть в каждом воспитаннике его способности и таланты, быть толерантным.

Список литературы:

[1] Бородина В.А., Васильева К.С. Особенности коррекционно-педагогической компетенции родителей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи / В.А. Бородина, К.С. Васильева // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета.

- 2018. - С. 922.

[2] Васильева К.С. Психолого-педагогическое сопровождение семьи в процессе коррекции нарушений речи: выпускная квалификационная работа / К.С. Васильева. - Челябинск, 2017. - 145 с.

[3] Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготкий. - М.: АСТ, 2021. - 316 с.

[4] Мастюкова Е.М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: учеб. пособие для студ. выс. уч. Заведений / Е.М. Мастюкова. -М.: ВЛАДОС, 2016. - 299 с.

[5] Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития: Учебник / В.С. Мухина.

- М.: Академия, 2016. - 272 с.

[6] Обухова Н.В. Семейное воспитание детей с нарушением речи: учебно-методическое пособие / Н.В. Обухова. - Екатеринбург, 2019. -128 с.

[7] Романовская Т.Ф., Истомина И.А. Современные проблемы семьи и ребенка с нарушением речи / Т.Ф. Романовская, И.А. Истомина // Вопросы современной педагогики и психологии: свежий взгляд и новые решения. Сборник научных трудов по итогам международной научно - практической конференции. - 2016. - С. 190-192.

[8] Сластенин, В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. Учеб. заведений / В.А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. 576 с.

[9] Ткачева В.В. Технологии психологического изучения семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии / В.В. Ткачева. - Москва: Психология, 2017. - 320 с.

[10] Фадина, Г.В. Специальная дошкольная педагогика: Учебно-методическое пособие для студентов педагогических факультетов / Г. В. Фадина. - Балашов: Николаев, 2004. - 80 с.

[11] Binning G. Aus dem Nichts. Uber die Kreativitat von Natur und Mensch. - Munehen, 1989.

- S. 29, 31.

Spisok literatury:

[1] Borodina V.A., Vasil'eva K.S. Osobennosti korrekcionno-pedagogicheskoj kompetencii roditelej, vospityvayushchih detej s tyazhelymi narusheniyami rechi / V.A. Borodina, K.S. Vasil'eva // Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta. - 2018.

- S.922.

[2] Vasil'eva K.S. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie sem'i v processe korrekcii narush-enij rechi: vypusknaya kvalifikacionnaya rabota / K.S. Vasil'eva. - Chelyabinsk, 2017. - 145 s.

[3] Vygotskij L.S. Myshlenie i rech' / L.S. Vygot-kij. - M.: AST, 2021. - 316 s.

[4] Mastyukova E.M. Semejnoe vospitanie detej s otkloneniyami v razvitii: ucheb. posobie dlya stud. vys. uch. Zavedenij / E.M. Mastyukova. - M.: VLA-DOS, 2016. - 299 s.

[5] Muhina V.S. Vozrastnaya psihologiya: Fenomenologiya razvitiya: Uchebnik / V.S. Muhina. -M.: Akademiya, 2016. - 272 c.

[6] Obuhova N.V. Semejnoe vospitanie detej s narusheniem rechi: uchebno-metodicheskoe posobie / N.V. Obuhova. - Ekaterinburg, 2019. - 128 s.

[7] Romanovskaya T.F., Istomina I.A. Sovre-mennye problemy sem'i i rebenka s narusheniem rechi / T.F. Romanovskaya, I.A. Istomina // Voprosy sovremennoj pedagogiki i psihologii: svezhij vzglyad i novye resheniya. Sbornik nauchnyh trudov po itogam mezhdunarodnoj nauchno - prakticheskoj konfer-encii. - 2016. - S. 190-192.

[8] Slastenin, V.A. i dr. Pedagogika: Ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ped. Ucheb. zavedenij / V.A. Slastenin, I. F. Isaev, E.N. Shiyanov; Pod red. V.A. Slastenina. - M.: Izdatel'skij centr "Akademiya", 2002. 576 s.

[9] Tkacheva V.V. Tekhnologii psihologich-eskogo izucheniya semej, vospityvayushchih detej s otkloneniyami v razvitii / V.V. Tkacheva. - Moskva: Psihologiya, 2017. - 320 s.

[10] Fadina, G.V. Special'naya doshkol'naya pedagogika: Uchebno-metodicheskoe posobie dlya studentov pedagogicheskih fakul'tetov / G. V. Fadina.

- Balashov: Nikolaev, 2004. - 80 s.

[11] Binning G. Aus dem Nichts. Uber die Kreativitat von Natur und Mensch. - Munehen, 1989. - S. 29, 31.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.