Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ОБУЧЕНИЯ СУПЕРПОДВИЖНЫХ ДЕТЕЙ (С «СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ»)'

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ОБУЧЕНИЯ СУПЕРПОДВИЖНЫХ ДЕТЕЙ (С «СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ») Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
982
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Ключевые слова
синдром гиперактивности и дефицита внимания / замена термина «СДВГ» / образование лиц с СДВГ / развитие детей с СДВГ / инклюзивное образование / суперподвижные дети.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шельшакова Н.Н.

В статье представлен исследование отечественной и зарубежной психологической литературы по теме развитие и обучение детей с СДВГ, анализ практической работы со суперподвижными детьми (ранее «СДВГ»). В работе перечислены характерные особенности детей с данными особенностями, рассматриваются различные подходы к инклюзивному образованию данных лиц, а также методы коррекционного вмешательства и способы сопровождения данного контингента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шельшакова Н.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ОБУЧЕНИЯ СУПЕРПОДВИЖНЫХ ДЕТЕЙ (С «СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ»)»

С®4 УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ ^D

DOI: 10.24412/2076-1503-2021 -9-196-201 ШЕЛЬШАКОВА Наталья Николаевна

NIION: 2018-0076-9/21-178 кандидат психологических наук,

MOSURED: 77/27-023-2021 -09-377 Петрозаводский государственный университет,

г. Петрозаводск, Россия, e-mail: naty_sy@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ОБУЧЕНИЯ СУПЕРПОДВИЖНЫХ ДЕТЕЙ (С «СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ»)

Аннотация. В статье представлен исследование отечественной и зарубежной психологической литературы по теме развитие и обучение детей с СДВГ, анализ практической работы со суперподвижными детьми (ранее «СДВГ»). В работе перечислены характерные особенности детей с данными особенностями, рассматриваются различные подходы к инклюзивному образованию данных лиц, а также методы коррекционного вмешательства и способы сопровождения данного контингента.

Ключевые слова: синдром гиперактивности и дефицита внимания, замена термина «СДВГ», образование лиц с СДВГ, развитие детей с СДВГ, инклюзивное образование, суперподвижные дети.

SHELSHAKOVA Natalya Nikolaevna,

candidate of psychological sciences, Petrozavodsk State University, Petrozavodsk, Russia

FEATURES OF THE DEVELOPMENT AND EDUCATION OF SUPER-MOBILE CHILDREN (WITH «ATTENTION DEFICIT HYPERACTIVITY DISORDER»)

Annotation. The article presents a study of domestic and foreign psychological literature on the topic of development and education of children with ADHD, an analysis of practical work with super-mobile children (formerly "ADHD"). The paper lists the characteristics of children with these characteristics, considers various approaches to the inclusive education of these individuals, as well as methods of corrective intervention and ways to accompany this contingent.

Key words: hyperactivity syndrome and attention deficit, replacement of the term "ADHD," education of persons with ADHD, development of children with ADHD, inclusive education, super-mobile children.

В современном обществе есть тенденция к инклюзии, интеграции взрослых и детей с ОВЗ. Благодаря этому, множество детей с особыми образовательными потребностями имеют возможность обучаться в общеобразовательной школе и получить аттестат. Среди таких детей и школьники с СДВГ - синдромом, который известен нам ещё с 20-го века. Проводились исследования по выяснению причин возникновения синдрома гиперактивности, в результате было установлено, что установка микроэлементов в преступных целях (до 2019 года) способствовала сбою деятельности центральной нервной системы. На данный момент установка произ-

водится в крайних случаях с целью обеспечения жизнеспособности детей.

Если обсуждать признаки проявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, и анализировать с точки зрения невозможности взрослому правильно и своевременно организовать достаточное пространство для детей, отсутствие смены видов деятельности, а также профилактического медико-психолого-педагогического сопровождения, то можно сделать вывод, что итоговым результатом действия данных факторов является появление синдрома СДВГ. Если своевременно организовать с момента появления ребенка профилактические мероприятия по здо-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

ровому образу жизни родителей и ребенка, то итог в виде «СДВГ» не будет зафиксирован. Исходя из этого рекомендуется использовать вместо «СДВГ», «аутизма» другие понятия: «суперподвижный ребенок», «ребенок, стремящийся к уединению», «сверхпослушный ребенок», «ребенок, бегущий от взрослых» и т.д. Тем самым давая понять себе, как взрослым (родителям, врачам, педагогам, психологам, полицейским и т.д.), что изначально дети рождаются только с индивидуальными особенностями развития. Итоговые результаты: «СДВГ» и другие медицинские диагнозы - это ярлыки для обозначения неправильных, несвоевременных действий ближайшего окружения ребенка. Поэтому их не следует использовать в работе с детьми до 18 лет. Также надо отметить физиологические и психологические показатели взрослых, которые работают с такими детьми. Если педагог имеет ряд физиологических и психических изменений (высокое давление, сахарный диабет и т.д.), и любое собственное лишнее движение вызывает раздражение, то и появление такого ребенка - это появление для него нового «трудного ребенка» с соответствующим диагнозом, поэтому так важно ужесточить требования к профотбогру всего образовательного состава в системе просвещения.

Далее в статье будут использованы разные термины, так как анализируются разные источники. Так как суперподвижные дети часто не имеют нарушений в интеллектуальной сфере, они также как и обычные дети способны к обучению по общеобразовательной программе Для того, чтобы наиболее эффективно адаптировать среду к их потребностям, подготовить специалистов и организовать мягкую, постепенную адаптацию ребёнка к образовательной среде, специалистам необходимо знать особенности их развития, а также особенности и требования к образовательному процессу подвижных детей. Большая часть особенностей обучения этого контингента детей напрямую связана с особенностями проявления их расстройства:

1. Беспокойные движения в кистях и стопах.

2. Не может спокойно сидеть на месте, когда этого от него требуют.

3. Легко отвлекается на посторонние стимулы.

4. С трудом дожидается своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе.

5. На вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав их до конца.

6. При выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

7. С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр [1].

Благодаря новейшим исследованиям, были выделены дополнительные особенности: феномен «разбитого зеркала» - ребёнок пишет буквы зеркально перевёрнутыми, феномен соскальзывания взгляда - потеря строки, теряется понимание прочитанного, кратковременные выключения внимания. Ребёнок как будто находится «не здесь», отмечаются пробелы в восприятии урока, часто говорит «не помню». Уже дошкольном возрасте у суперподвижных дети выделяются на общем фоне: они непоседливы, импульсивны, порой истеричны. Иногда, некоторые некомпетентные специалисты могут путать СДВГ просто с активным ребёнком, но в дошкольном возрасте СДВГ выражается не только в чрезмерной подвижности. Небрежность в работе (на примере раскрасок), невозможность довести дело до конца, трудность в запоминании стихотворений, удержании информации, а также, самое важное: нарушение регулятивного компонента, проявляющееся в импульсивном и гиперактивном поведении. Преобладает игровая деятельность, но она отличается от деятельность нормального ребёнка: они не могут играть по правилам, во время игр капризны, недостаточно критичны, не принимают правила игры [3]. Исследования показали, что мальчиков, страдающих данным расстройством больше, но девочки намного тяжелее переносят это. Из-за несформированной самооценки, пер-версивного понимания своей личности, девочки подросткового с СДВГ более склонны к самоповреждающему поведению, депрессивным расстройствам. Они тяжелее переживают свои эмоции и чувства, а также тот факт, что ничего не могут с ними сделать: нет социально приемлемого способа их выразить [11].

К этим особенностям, ярко проявляющимся в деятельности, добавляются тревожность, неадекватная самооценка и уровень притязаний (как правило заниженные), страхи, застревания на негативных переживаниях. Естественно, всё это неблагоприятное влияет на развитие личности маленького человека, и, к неуспеваемости в школе добавляется ситуация антиуспеха в социальной сфере. [7]

С моей точки зрения у детей отмечается следующие особенности психологического развития:

1. Зрительное восприятие выхватывает и фиксирует элементы обстановки, которые изучаются ребёнком как самостоятельное объекты и неосознанно активно перерабатывают информацию о нем, например висящий шар на елке. Это можно объяснить активизацией той или иной частью головного мозга,

которая требует компенсации. При этом центральная нервная система в данном процессе не учитывает социальные факторы: шарик может быть сдернут с елки, и елка может оказаться на полу. Данные явления являются для ребенка и взрослых, которые понимают индивидуальные особенности развития, положительные результатами изменения окружающего пространства, которые уравновешивают деятельность ЦНС. И в целом, являются сменой вида деятельности, которую нельзя упускать близкому окружению. Основной задаче взрослого является: организация безопасного пространства с разнообразными источниками сенсорной информации.

2. Раннее взросление ребенка должно восприниматься взрослыми как нормальное явление. Ребенок быстро осваивает пространство, возникают реакции протеста на желание взрослого относиться к нему как маленькому. Поэтому так важно своевременно регулировать деятельность: организовать режим дня, смены видов деятельности, давать возможность самостоятельно совершать покупки, выполнять посильные домашние обязанности.

3. Деятельность, предлагаемая взрослым, должна носить прикладной характер, для того чтобы ребенок мог положительно оценить результат своей работы и планировать будущие этапы жизни (научился считать -самостоятельно совершил покупку в магазине).

4. У детей отмечается «детскость восприятия», за счет чего отмечается отсутствие злопамятности, восприятие себя как точки отчета окружающего пространства. Исходя из этого

общение строится на равноправных отношениях.

5. У детей отсутствует деление мира на детский и взрослый. Есть только желание осваивать все новые пространства и радоваться своим возможностям менять окружающую обстановку, так как появляется уверенность в себе.

Если останавливаться на методах коррекции, то они делятся на медикаментозные и немедикаментозные. Помимо коррекции высших психических функций, проводимой дефектологом, на основе психодиагностики, можно выделить психотерапевтические методы вмешательства:

1. Аутогенная тренировка. Сознательная попытка управлять функциями своего организма, работа с мышцами, двигательный контроль. Снижает уровень расторможенности.

2. Гипноз, как метод релаксационного воздействия.

3. Медитация. Применяется только у подростков и взрослых, заключается во временной фиксации внимания на определенном моменте во времени.

4. Визуализация. Релаксирующие слияние с музыкой, картиной, произведением искусства, погружение в себя при помощи арт-терапии. [9]

Рассмотрим изображение 1. Сверху мы видим возраст, затем ключевые этапы. Наверху нашей пирамиды СДВГ и низкая самооценка. Из этого вытекают прокрастинация, бедные социальные навыки и саморазрушающее поведение. На последней ступени мы можем видеть серьёзные последствия, к которым ведёт СДВГ при невмешательстве: трудности, недостаточная мотивированность, деликвентное поведение, исключение из школы. То, к какому результату придёт ребёнок с СДВГ зависит целиком и полностью от среды, в которой он растёт и воспитывается [10].

Рис. 1

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

Сильно отличаться от своих сверстников ребёнок начинает в начальной школе, где не может высидеть урок, усвоить и выполнить инструкцию, играть по правилам и принимать законы коллектива. В большинстве случаев, если педагог не владеет методами работы с таким ребёнком, он станет аутсайдером не только в социальном плане, но и в образовательном.

Как пример здоровой интеграции суперподвижных детей в образовательный процесс можно привести «Семейную школу успеха», программу, которая курирует семьи на протяжении обучения ребёнка в начальной школе [13]. Эта программа подразумевает 12-ти недельную сессию непрерывной работы специалистов и семьи и консультирования по ходу процесса. Как итог, программа подразумевает укрепление семейной связи, формирование у родителей понимания дальнейшего образовательного маршрута ребёнка, а также формирование у ребёнка учебных навыков и мотивации. Как помощь, родителям даётся два метода на выбор: тьюторство и мотивирование.

Другие исследования предлагают организовать специальную, дружелюбную среду для детей с СДВГ, чтобы сформировать у них мотивацию к учению, а также ситуацию успеха. Во-первых, это необходимость поведенческой терапии по типу АВА, которая позволяет ребёнку точно понять какие последствия имеют его действия и модель поведения в целом. Во-вторых, это организация самого пространства: размер класса должен быть маленьким. Идеальное количество детей от 8 до 15 человек на класс. В-третьих, во время занятий сверхподвижного ребёнка должны быть убраны все отвлекающие факторы, чтобы не провоцировать его и не сбивать внимание. Также, это специфические, особые стратегии образовательного вмешательства. Это может включать в себя: предоставление ребёнку выбора заданий, предоставление тьюторского сопровождения, а также электронное обучение, которое облегчит ребёнку понимание инструкции. Обязательным условием является наличие физкульт минутки, чтобы разгрузить внимание и снять напряжение у ребёнка [12].

Обычные методы дисциплины, применяемые к нормальным детям, не подходят для детей с СДВГ, так что альтернативные методы оценивания поведения - это ещё один необходимый фактор для успешного обучения детей с СДВГ. И, последний фактор, это совместная работа школы и семьи для того, чтобы точно отслеживать прогресс и регресс ребёнка, а также для того, чтобы корректировать образовательный маршрут [12].

Интересное исследование провели отечественные психологи, предлагающие объединить образовательный процесс детей с СДВГ и игрой.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

Методами игротерапии, они предлагают сформировать мотивацию ребёнка, а также помочь ему получить максимум удовольствия от учебного процесса [8]. Все необходимые ребёнку навыки разбиты по блокам, и предложены специальные дидактические игры для их развития. Также, в игровой форме авторы предлагают ребёнку и его семье справляться с трудностями понимания и общения.

Главным, и самым важным условием для обучения ребёнка с СДВГ отечественные учёные считают комплексный, системный подход к обучению, который задействует весь спектр специалистов: психолога, дефектолога, логопеда и педагога (классного руководителя в начальной школе). Благодаря развитию службы сопровождения, ребёнок может получить индивидуального тьютора, или же пойти учиться в класс, где есть общее тьюторское сопровождение. Сочетание фронтальных и индивидуальных типов занятий не отрывает ребёнка от общего процесса и одноклассников, а позволяет ему и социализироваться, и получить квалифицированную помощь индивидуально, где он может работать в своём темпе.

В заключение, следует отметить, что проблема обучения сверхподвижных детей очень актуальна в наше время, так как этот диагноз специалисты слышат всё чаще и чаще. При своевременном обращении к специалистам, правильно подобранной коррекционной программе, а также заинтересованности родителей, ребёнок вполне способен учиться наравне со своими одноклассниками, так как интеллектуально как правило такие дети не уступают норме. Главный вектор развития - привить детям толерантность по отношению к детям с особыми образовательными потребностями, а также сформировать у ребёнка с СДВГ в образовательном процессе мотивацию к учению, адекватную самооценку и уровень притязаний, а также помочь ему справиться со своей тревожностью и страхами.

Список литературы:

[1] Заваденко, Н. Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте : учеб. пособие для вузов / Н. Н. Заваденко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 274 с

[2] Кузьмина Т.И., Чижова А.О. Многообразие подходов к исследованию и коррекции нарушений поведения у детей и подростков (на примере синдрома дефицита внимания с гиперактивностью [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2019. Том 8. № 1. С. 1-18. doi: 10.17759^усПп.2019080101

[3] Мазина Алена Константиновна Исследование особенностей проявления синдрома дефи-

цита внимания и гиперактивности у детей дошкольного возраста // Северо-Кавказский психологический вестник. 2012. №2. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-osobennostey-proyavleniya-sindroma-defitsita-vnimaniya-i-giperaktivnosti-u-detey-doshkolnogo-vozrasta

[4] Монина Г. Б., Лютова-Робертс Е. К., Чутко Л. С. Гиперактивные дети: психолого-педагогическая Помощь. Монография. — СПб.: Речь, 2007. — 186 с.

[5] Романцова Е.Б., Бабцева А.Ф., Молчанова И.Н., Фомина А.Г., Чупак Э.Л., Шанова О.В., Арутюнян К.А., Бойченко Т.Е. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей: учебное пособие- Благовещенск, 2009. - 21 с.

[6] Таранушенко Татьяна Евгеньевна, Кустова Татьяна Владимировна, Салмина Алла Борисовна Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей // Российский педиатрический журнал. 2013. №4. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/sindrom-defitsita-vnimaniya-i-giperaktivnosti-u-detey

[7] Файзуллина А.Л. Особенности обучения детей дошкольного и школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) // АНИ: педагогика и психология. 2014. №4 (9). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ osobennosti-obucheniya-detey-doshkolnogo-i-shkolnogo-vozrasta-s-sindromom-defitsita-vnimaniya-i-giperaktivnosti-sdvg

[8] Фридман Г. Победа над СДВГ. Игровая методика для подростков и юных взрослых с синдромом дефицита внимания и гиперактивности / Г. Фридман — ИГ «Весь», 2019

[9] Чупак Э.Л., Шанова О.В., Арутюнян К.А., Бойченко Т.Е. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей: учебное пособие/ Э.Л. Чупак, О.В. Шанова - Благовещенск, 2009. - 21 с

[10] Harpin VAThe effect of ADHD on the life of an individual, their family, and community from preschool to adult lifeArchives of Disease in Childhood 2005;

[11] Hinshaw SP, Nguyen PT, O'Grady SM, Rosenthal EA. Annual Research Review: Attention-deficit/hyperactivity disorder in girls and women: underrepresentation, longitudinal processes, and key directions. J Child Psychol Psychiatry. 2021 Jul 6.

[12] Irene M. Loe, MD, Heidi M. Feldman, MD, PhD, Academic and Educational Outcomes of Children With ADHD, Journal of Pediatric Psychology, Volume 32, Issue 6, July 2007, Pages 643-654,

[13] Mautone JA, Lefler EK, Power TJ. Promoting Family and School Success for Children With ADHD: Strengthening Relationships While Building Skills. Theory Pract. 2011;50(1):43-51.

[14] Murray AL, Booth T, Ribeaud D, Eisner M. Disagreeing about development: an analysis of

parent teacher agreement in ADHD symptom trajectories across the elementary school years. Int J Methods Psychiatr Res 2018; 27: e1723

[15] Murray AL, Hall HA, Speyer LG, Carter L, Mirman D, Caye A, Rohde L. Developmental trajectories of ADHD symptoms in a large population-representative longitudinal study. Psychol Med. 2021 Mar 26:1-7

[16] Murray AL, Hall HA, Speyer LG, et al. Developmental trajectories of ADHD symptoms in a large population-representative longitudinal study. Psychol Med 2021; Epub ahead of print.

[17] Murray AL. A longitudinal study of the developmental trajectories of ADHD symptoms, 2021 2 c

[18] Schmidt, S., Petermann, F. Developmental psychopathology: Attention Deficit Hyperactivity Disorder (ADHD). BMC Psychiatry 9, 58 (2009).

[19] The effect of ADHD on the life of an individual, their family, and community from preschool to adult life

[20] Патофизиологическая диагностика и психологопедагогическая помощь детям с СДВГ (экспертный доклад). М.: CAF. 2007. 42 c.

Spisok literatury:

[1] Zavadenko, N. N. Giperaktivnost' i deficit vnimaniya v detskom vozraste : ucheb. posobie dlya vuzov / N. N. Zavadenko. — 2-e izd., pererab. i dop. — M. : Izdatel'stvo Yurajt, 2018. — 274 s

[2] Kuz'mina T.I., Chizhova A.O. Mnogoobrazie podhodov k issledovaniyu i korrekcii narushenij pove-deniya u detej i podrostkov (na primere sindroma deficita vnimaniya s giperaktivnost'yu [Elektronnyj resurs] // Klinicheskaya i special'naya psihologiya. 2019. Tom 8. № 1. C. 1-18. doi: 10.17759/psyc-lin.2019080101

[3] Mazina Alena Konstantinovna Issledovanie osobennostej proyavleniya sindroma deficita vni-maniya i giperaktivnosti u detej doshkol'nogo voz-rasta // Severo-Kavkazskij psihologicheskij vestnik. 2012. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ issledovanie-osobennostey-proyavleniya-sindro-ma-defitsita-vnimaniya-i-giperaktivnosti-u-de-tey-doshkolnogo-vozrasta

[4] Monina G. B., Lyutova-Roberts E. K., Chutko L. S. Giperaktivnye deti: psihologo-pedagogich-eskaya Pomoshch'. Monografiya. — SPb.: Rech', 2007. — 186 s.

[5] Romancova E.B., Babceva A.F., Molch-anova I.N., Fomina A.G., Chupak E.L., Shanova O.V., Arutyunyan K.A., Bojchenko T.E. Sindrom deficita vnimaniya s giperaktivnost'yu u detej: uchebnoe pos-obie- Blagoveshchensk, 2009. - 21 s.

[6] Taranushenko Tat'yana Evgen'evna, Kus-tova Tat'yana Vladimirovna, Salmina Alla Borisovna Sindrom deficita vnimaniya i giperaktivnosti u detej //

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

Rossijskij pediatricheskij zhurnal. 2013. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sindrom-defitsita-vni-maniya-i-giperaktivnosti-u-detey

[7] Fajzullina A.L. Osobennosti obucheniya detej doshkol'nogo i shkol'nogo vozrasta s sindro-mom deficita vnimaniya i giperaktivnosti (SDVG) // ANI: pedagogika i psihologiya. 2014. №4 (9). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-obu-cheniya-detey-doshkolnogo-i-shkolnogo-vozras-ta-s-sindromom-defitsita-vnimaniya-i-giperaktivnos-ti-sdvg

[8] Fridman G. Pobeda nad SDVG. Igrovaya metodika dlya podrostkov i yunyh vzroslyh s sindro-mom deficita vnimaniya i giperaktivnosti / G. Fridman — IG "Ves"', 2019

[9] Chupak E.L., SHanova O.V., Arutyunyan K.A., Bojchenko T.E. Sindrom deficita vnimaniya s giperaktivnost'yu u detej: uchebnoe posobie/ E.L. Chupak, O.V. Shanova - Blagoveshchensk, 2009. -21 s

[10] Harpin VAThe effect of ADHD on the life of an individual, their family, and community from preschool to adult lifeArchives of Disease in Childhood 2005;

[11] Hinshaw SP, Nguyen PT, O'Grady SM, Rosenthal EA. Annual Research Review: Atten-tion-deficit/hyperactivity disorder in girls and women: underrepresentation, longitudinal processes, and key directions. J Child Psychol Psychiatry. 2021 Jul 6.

[12] Irene M. Loe, MD, Heidi M. Feldman, MD, PhD, Academic and Educational Outcomes of Chil-

dren With ADHD, Journal of Pediatric Psychology, Volume 32, Issue 6, July 2007, Pages 643-654,

[13] Mautone JA, Lefler EK, Power TJ. Promoting Family and School Success for Children With ADHD: Strengthening Relationships While Building Skills. Theory Pract. 2011;50(1):43-51.

[14] Murray AL, Booth T, Ribeaud D, Eisner M. Disagreeing about development: an analysis of parent teacher agreement in ADHD symptom trajectories across the elementary school years. Int J Methods Psychiatr Res 2018; 27: el 723

[15] Murray AL, Hall HA, Speyer LG, Carter L, Mirman D, Caye A, Rohde L. Developmental trajectories of ADHD symptoms in a large population-representative longitudinal study. Psychol Med. 2021 Mar 26:1-7

[16] Murray AL, Hall HA, Speyer LG, et al. Developmental trajectories of ADHD symptoms in a large population-representative longitudinal study. Psychol Med 2021; Epub ahead of print.

[17] Murray AL. A longitudinal study of the developmental trajectories of ADHD symptoms, 2021 2 c

[18] Schmidt, S., Petermann, F. Developmental psychopathology: Attention Deficit Hyperactivity Disorder (ADHD). BMC Psychiatry 9, 58 (2009).

[19] The effect of ADHD on the life of an individual, their family, and community from preschool to adult life

[20] Patofiziologicheskaya diagnostika i psi-hologopedagogicheskaya pomoshch' detyam s SDVG (ekspertnyj doklad). M.: CAF. 2007. 42 c.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.