Научная статья на тему 'Гиперактивность у детей: мифы и реальность'

Гиперактивность у детей: мифы и реальность Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
564
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
РМЖ. Мать и дитя
Область наук
Ключевые слова
ДЕТИ / ГИПЕРАКТИВНОСТЬ / СДВГ / АМИНОФЕНИЛМАСЛЯНАЯ КИСЛОТА / АНВИФЕН / ЛЕЧЕНИЕ / НЕЙРОДИЕТОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Студеникин В.М.

В первой части статьи нашли отражение основные мифы о гиперактивности и синдроме гиперактивности с дефицитом внимания (СДВГ) у детей. Каждое из приводимых положений снабжено соответствующим комментарием автора. Последовательно рассматриваются современные представления об этиопатогенетических, генетических, диагностических и терапевтических аспектах этих состояний, включая дискутабельные вопросы. Во второй части статьи описаны доступные методы терапии СДВГ. Помимо средств фармакотерапии, рассматриваются альтернативные подходы к лечению СДВГ, включая систему биологической обратной связи, использование комбинации витаминов и минеральных веществ, нейродиетологии и т. д. При описании фармакологического лечения синдрома дефицита внимания с гиперактивностью особый упор сделан на новой лекарственной форме препарата аминофенилмасляной кислоты и особенностях его применения в различных клинических ситуациях. Ключевые слова: дети, гиперактивность, СДВГ, аминофенилмасляная кислота, анвифен, лечение, нейродиетология.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гиперактивность у детей: мифы и реальность»

Гиперактивность у детей: мифы и реальность

Профессор В.М. Студеникин

ФГАУ ННПЦЗД МЗ РФ, Москва

ФГБОУ ВО «РНИМУ им. НИ. Пирогова» МЗ РФ, Москва

РЕЗЮМЕ

В первой части статьи нашли отражение основные мифы о гиперактивности и синдроме гиперактивности с дефицитом внимания (СДВГ) у детей. Каждое из приводимых положений снабжено соответствующим комментарием автора. Последовательно рассматриваются современные представления об этиопатогенетических, генетических, диагностических и терапевтических аспектах этих состояний, включая дискутабель-ные вопросы. Во второй части статьи описаны доступные методы терапии СДВГ. Помимо средств фармакотерапии, рассматриваются альтернативные подходы к лечению СДВГ, включая систему биологической обратной связи, использование комбинации витаминов и минеральных веществ, нейродиетологии и т. д. При описании фармакологического лечения синдрома дефицита внимания с гиперактивностью особый упор сделан на новой лекарственной форме препарата аминофенилмасляной кислоты и особенностях его применения в различных клинических ситуациях. Ключевые слова: дети, гиперактивность, СДВГ, аминофенилмасляная кислота, анвифен, лечение, нейродиетология. Для цитирования: Студеникин В.М. Гиперактивность у детей: мифы и реальность //РМЖ. 2017. № 12. С. 914-919.

ABSTRACT

Hyperactivity in children: myths and reality Studenikin V.M.

National Scientific and Practical Center of Children's Health, Moscow Russian National Research Medical University named after N.I. Pirogov, Moscow

First part of the article comprises the basic myths concerning hyperactivity and attention deficit/hyperactivity disorder (ADHD) in children. Each of these statements is provided with proper author's comment. Contemporary notions on etiopathogenetic, genetic, diagnostic and therapeutic aspects of these conditions, including the disputable points, are consistently considered. Second part of the article describes the available treatment for ADHD. Aside from pharmacological agents, some alternative approaches to ADHD treatment are covered, including biological feedback system, vitamin/minerals combination use, neurodietology etc. In the description of pharmacological treatment for ADHD, the role of aminophenylbutyric acid medicine novel form is stressed and the peculiarities of its use in various clinical situations are referred.

Key words: children, hyperactivity, ADHD, aminophenylbutyric acid, anvifen, treatment, neurodietology. For citation: Studenikin V.M. Hyperactivity in children: myths and reality //RMJ. 2017. № 12. P. 914-919.

Гиперактивные дети - одна из актуальных проблем современной нейропедиатрии, которой посвящено множество публикаций в медицинской периодике [1-6]. Эту проблему окружает множество мифов, причем нередко противоречивых и совершенно ни на чем не основанных. К сожалению, даже среди врачей бытует немало дискута-бельных, а зачастую просто неверных представлений по этому вопросу, которые хотелось бы прояснить. Представляем некоторые мифы, наиболее широко распространенные в медицинской среде, с соответствующими комментариями.

Миф 1.

Гиперактивность и синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) — это одно и то же

Комментарий. Как минимум, существуют две разновидности гиперактивности у детей: 1) СДВГ, 2) гиперактивность без СДВГ. Следует определить СДВГ как этиологически гетерогенную группу нарушений поведения у детей старше 5-летнего возраста: нарушение внимания и гиперактивность, потенциально приводящие к нарушениям обучения, снижению качества жизни и/или антисоциальному поведению [1-4]. Диагноз СДВГ устанавливается детям в возрасте старше 5 лет. Гиперактивность без СДВГ (в част-

ности, как один из исходов перинатального поражения нервной системы) может наличествовать у детей любого возраста и при этом никогда не трансформироваться в СДВГ [4].

Миф 2.

СДВГ - это не болезнь, а синдром

Комментарий. СДВГ является термином, принятым к использованию в нашей стране. Следует помнить, что в настоящее время за рубежом это патологическое состояние обозначается англоязычным термином attention deficit/hyperactivity disorder (ADHD или AD/HD), т. е. о синдроме как сугубо совокупности определенных симптомов речь не идет [1, 2].

Миф 3.

СДВГ — это психическое заболевание

Комментарий. Хотя в соответствии с действующей в настоящее время Международной классификацией болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) СДВГ относится к психиатрической рубрике F90 («Гиперкинетические расстройства»), точнее - F90.0 («Нарушение активности и внимания»), это состояние скорее является не расстройством психики, а нарушением поведения. Поэтому проблемой

СДВГ занимаются не только психиатры, но и неврологи, педиатры и медицинские психологи [3].

Миф 4.

СДВГ — это чисто генетическое заболевание

Комментарий. Большинство приверженцев американской этиопатогенетической концепции СДВГ склонны считать генетические факторы определяющим моментом при этом патологическом состоянии. По разным данным, генетическая предрасположенность к СДВГ свойственна 40-75% пациентов [1-4]. Предполагается, что средовое воздействие (эндогенные, экзогенные, пре-натальные, постнатальные, психосоциальные, токсические, инфекционные и алиментарные факторы; паттерны воспитания в семье, имитационное поведение и т. д.) также чрезвычайно важно в формировании гиперактивности и СДВГ [3].

Миф 5.

СДВГ — результат неумеренного использования различных гаджетов и воздействия телевидения

Комментарий. Персональные компьютеры (ПК) и телевидение (ТВ) - постоянные спутники современных детей и подростков. Официальная медицина не располагает объективными доказательствами того, что многочасовой просмотр ТВ-программ является значимым фактором в формировании СДВГ [1]. Дискутабельной остается роль ПК при этом виде патологии. В любом случае детям и подросткам с СДВГ следует рекомендовать ограничить время, проводимое в интернете, за просмотром ТВ-программ и видеофильмов, а также при обмене SMS-сообщениями [1, 2].

Миф 6.

Четких критериев СДВГ не существует

Комментарий. В МКБ-10 изложены абсолютно четкие критерии СДВГ, устанавливаемые на основании соответствующего опросника, состоящего из трех блоков вопросов (табл. 1) [3]. В США для установления диагноза СДВГ используются сходные с ними критерии DSM-V (Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders), имеющие некоторые отличия (табл. 2) [3, 4]. Последние иногда используются в Российской Федерации, хотя предпочтение следует отдавать вышеупомянутым критериям МКБ-10.

Миф 7.

СДВГ — неизлечимое заболевание

Комментарий. При СДВГ биохимические/нейрохимические изменения в ЦНС касаются нарушения метаболизма нейромедиаторов, в первую очередь катехоламинов; при этом у пациентов имеется ряд особенностей церебрального метаболизма, серотонина, дофамина, а также глюкозы. Эти изменения считаются относительно стационарными, хотя в определенной степени поддаются коррекции на современном этапе развития медицины. Существуют как фармакологические, так и нефармакологические подходы к коррекции этого состояния. Поэтому СДВГ не только поддается лечению, но и подлежит терапии как любое нарушение поведения [1-4].

Миф 8.

При СДВГ страдает (снижен) интеллект

Комментарий. Большинство экспертов в области изучения СДВГ сходятся во мнении, что интеллект при СДВГ обычно не страдает. Но при этом у детей и подростков с СДВГ отмечаются когнитивные нарушения, т. е. у ребенка снижается способность к обучению/научению, что сопровождается снижением академической успеваемости [1-4].

Миф 9.

СДВГ лечится только психостимуляторами

Комментарий. Если перечислить весь арсенал медикаментозных средств, используемых в различных странах мира для лечения СДВГ, то в числе фармакологических препаратов окажутся следующие:

1) психостимуляторы (метилфенидат, декстроамфета-мин и др.);

Таблица 1. Критерии СДВГ по МКБ-10

ДЕФИЦИТ ВНИМАНИЯ*

• Часто проявляющаяся неспособность внимательно следить за деталями или совершение беспечных ошибок в школьной программе, работе или другой деятельности

• Часто не удается поддерживать внимание на заданиях или игровой деятельности

• Часто заметно, что ребенок не слушает того, что ему говорится

• Ребенок часто не способен следовать инструкциям или завершать школьную работу, повседневные дела и обязанности на рабочем месте (не из-за оппозиционного поведения или неспособности понять инструкции)

• Часто нарушена организация заданий и деятельности

• Часто избегает или очень не любит заданий, таких как домашняя работа, требующая постоянных умственных усилий

• Часто теряет вещи, необходимые для выполнения определенных заданий или деятельности, такие как школьные вещи, карандаши, книги, игрушки или инструменты

• Часто легко отвлекается на внешние стимулы

• Часто забывчив в ходе повседневной деятельности

• Должны быть отмечены не менее 6 позиций из вышеперечисленных

ГИПЕРАКТИВНОСТЬ**

• Часто беспокойно двигает руками или ногами или ерзает на месте

• Покидает свое место в классной комнате или в другой ситуации, когда требуется оставаться на месте

• Часто начинает бегать или куда-то карабкаться, когда это является неуместным (в подростковом или зрелом возрасте может присутствовать лишь чувство беспокойства)

• Часто неадекватно шумен в играх или испытывает затруднения при тихом проведении досуга

• Обнаруживается стойкий характер чрезмерной моторной активности, на которую существенно не влияют социальная ситуация и требования

** Должны быть отмечены не менее 3 позиций из вышеперечисленных ИМПУЛЬСИВНОСТЬ***

• Часто выпаливает ответы до того, как завершены вопросы

• Часто не способен ждать в очередях, дожидаться своей очереди в играх или групповых ситуациях

• Часто прерывает других или вмешивается (например, в разговоры или игры других людей)

• Часто слишком много разговаривает без адекватной реакции на социальные ограничения

*** Должна быть отмечена хотя бы 1 позиция из вышеперечисленных

РМЖ, 2017 № 12

915

2)антидепрессанты трициклические и более новые (имипрамин, дезипрамин, бупропион);

3) модулятор (атомоксетин);

4) центральные 2-стимуляторы (клонидин и др.);

5) анксиолитики (буспирон и др.);

6) препараты ноотропного действия (аминофенилмас-ляная кислота, глицин и др.) [1-4].

Миф 10.

СДВГ лечится без лекарств

Комментарий. Альтернативные (нефармакологические) подходы к терапии СДВГ у детей и подростков не только существуют, но и достаточно многочисленны: мо-

Таблица 2. Диагностические критерии СДВГ по рекомендациям DSM-V

Группы симптомов СДВГ Редко Иногда Часто Очень часто

Нарушения внимания

1. Не может сосредоточить внимание на деталях, допускает ошибки по невнимательности в школе и других местах 0 1 2 3

2. Не может поддерживать внимание в течение достаточно длительного времени, даже когда играет или чем-то увлечен 0 1 2 3

3. Складывается впечатление, что не слушает, когда к нему обращаются 0 1 2 3

4. Не может довести до конца выполнение заданий в школе и дома, даже если понимает необходимость этого 0 1 2 3

5. Не может самостоятельно организовать свои занятия 0 1 2 3

6. Старается избегать занятий, связанных с умственной нагрузкой, таких как выполнение классных и домашних заданий 0 1 2 3

7. Теряет часто используемые предметы, такие как игрушки, карандаши, книги или другие школьные принадлежности 0 1 2 3

8. Часто отвлекается от начатого занятия 0 1 2 3

9. Забывает выполнять регулярные требования 0 1 2 3

Проявления гиперактивности

10. Не может сидеть спокойно, перебирает руками или ногами 0 1 2 3

11. Не может высидеть требуемое количество времени, например, в течение урока или обеда 0 1 2 3

12. Вопреки запретам слишком много бегает и залезает туда, куда нельзя 0 1 2 3

13. С трудом может играть самостоятельно или занять себя спокойным делом 0 1 2 3

14. Складывается впечатление, что он все время пребывает в движении, как заведенный 0 1 2 3

15. Избыточно общителен 0 1 2 3

Проявления импульсивности

16. Не отвечает, а выпаливает ответы еще до того, как вопрос закончен 0 1 2 3

17. С трудом ожидает своей очереди 0 1 2 3

18. Перебивает других во время разговора 0 1 2 3

При этом предлагается обращать внимание на оценку в 3 балла, если она встречается 6 раз и более, а также на общий балл (если он равен 25 баллам и выше).

дификация поведения (психотерапия), метод биологической обратной связи (БОС), витаминотерапия, диетотерапия (нейродиетология) и т. д. [1, 2, 7—10]. При этом необходимо отметить, что доказательная медицина не подтверждает их эффективности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Миф 11.

Ноотропы при СДВГ бесполезны (не эффективны)

Комментарий. Многолетний опыт, накопленный представителями различных врачебных специальностей в России и некоторых других странах, указывает на целесообразность, а иногда - прямую необходимость использования препаратов ноотропного действия при СДВГ [4].

Миф 12.

Лечение СДВГ вызывает привыкание к фармпрепаратам

Комментарий. Ни одно из фармакологических средств, разрешенных к использованию при лечении СДВГ у детей и применяемых в Российской Федерации, не обладает свойством вызывать привыкание и/или психическую/физическую зависимость у принимающих препарат пациентов [4].

Миф 13.

СДВГ можно не лечить

Комментарий. С одной стороны, СДВГ не представляет непосредственной угрозы для жизни и здоровья пациентов, а также не приводит к инвалидизации, как детский церебральный паралич или эпилепсия. С другой стороны, необходимо отметить, что СДВГ крайне редко встречается в изолированном виде (ADHD simplex). Существенно чаще СДВГ сопровождается теми или иными коморбидными состояниями (ADHD complex): нарушения эмоционального и двигательного контроля, коммуникативные и тикозные расстройства, так называемые «нарушения комфорта» (мигрень, энурез, синдром раздраженного кишечника), деструктивное поведение, нарушения обучения (дислексия, дискалькулия, дисграфия, дизорфография), склонность к потреблению алкоголя, табакокурению и токсикомании; пароксизмальные состояния (включая синдром беспокойных ног и эпилепсию) [1-6]. Среди последних следует обратить особое внимание на эпилепсию [11]. Вполне естественно, что перечисленные болезни и патологические состояния подлежат терапевтической коррекции.

Миф 14.

Ортомолекулярный психиатрический подход -основа лечения СДВГ

Комментарий. Методы, используемые сторонниками так называемой ортомолекулярной психиатрии на протяжении 1970-1980-х гг., предусматривали назначение «мегадоз» отдельных витаминов, т. е. доз, которые во много раз превышали физиологическую потребность организма в этих веществах. Вполне естественно, что в подобных ситуациях неминуемо возникал риск реализации токсических эффектов используемых витаминов (остро возникающие гипервитаминозы), что превращало используемую лечебную стратегию в высшей степени не-

А-и(э1А^^эи — ИЛ,Н_ЛЛЛО

Астенические и тревожно-невротические состояния ■й ^ заикание, тики, энурез, профилактика укачивания

при синдроме дефицита внимания*

уменьшает головную боль напряжения

повышает интерес и инициативу

без седации и возбуждения

щсотекс

Для конференций РУ Анвифен - ЛСР-006779/09-250809

* Дробижев М.Ю., Федотова А.В., Кикта С.В., Антонин Е.Ю. Феномен аминофенилмасляной кислоты // РМЖ. 2016. № 17. С. 1-1. Информация для медицинских и фармацевтических работников

Реклама

безопасную [3, 7, 10]. Сама ортомолекулярная психиатрия в настоящее время рассматривается как не доказательная и сомнительная дисциплина (отношение к ней напоминает отношение к гомеопатии в последнее время).

Миф 15.

Лечебная диета — основа терапии СДВГ

Комментарий. На протяжении ряда лет принято считать, что пищевая аллергия/непереносимость - один из факторов формирования гиперактивности у детей, а использование элиминационных диет приводит к частичной или полной коррекции СДВГ, а также коморбидных состояний. В частности, широко применяется диета Файн-голда (низкосалицилатная), при которой из рациона питания детей исключают пищевые источники натуральных са-лицилатов. Кроме того, не рекомендуется использовать продукты, содержащие искусственные ароматизаторы, синтетические красители и прочие пищевые добавки. Потребление сахара и искусственных подсластителей следует существенно ограничить или исключить [3, 7, 10]. Громова О.А. и соавт. (2010) считают комбинированные препараты магния и пиридоксина основой нутрициального подхода к патогенетической терапии детей с СДВГ [12].

Лечение СДВГ и гиперактивности

В настоящее время в нашей стране и за рубежом в лечении СДВГ в качестве основного терапевтического средства используется препарат атомоксетин (пресинап-тический/постсинаптический модулятор дофамина и но-радреналина на уровне рецепторов). Применение этого фармакологического средства противопоказано детям, возраст которых не достиг 6 лет [13].

В случаях когда по достижении пациентом 5-летнего возраста диагноз СДВГ является установленным, но инициация лечения вышеупомянутым препаратом невозможна в силу возрастных ограничений или по каким-либо другим причинам, прибегают к иным методам терапии. В качестве альтернативы могут применяться препараты седа-тивного действия как растительного, так и синтетического происхождения; препараты магния или комбинация магния с пиридоксином, лецитин, а также средства ноотроп-ного действия [4, 14-17]. В ситуациях, когда гиперактивность у ребенка не может трактоваться как СДВГ, предусмотрена аналогичная терапевтическая тактика [4].

Методами комплементарного лечения СДВГ являются применение системы БОС, поведенческая терапия, а также нейродиетологический подход [1-4, 7, 10].

Из ноотропных средств, применяемых для лечения СДВГ, внимания заслуживает препарат Анвифен® (ООО «АнвиЛаб», Россия). Его действующим веществом является аминофенилмасляная кислота - производное у-амино-масляной кислоты [18].

Аминофенилмасляная кислота облегчает ГАМК-опосре-дованную передачу нервных импульсов в ЦНС за счет прямого воздействия на ГАМК-ергические рецепторы. Нейро-тропное действие Анвифена проявляется сочетанием транквилизирующего и активирующего эффектов. Это лекарственное средство обладает антиагрегантным действием, а также характеризуется наличием доказанного антиокси-дантного и противосудорожного эффектов [19, 20]. Препарат также обладает способностью к улучшению функционального состояния головного мозга за счет нормализации

церебрального метаболизма и кровотока (увеличивает объемную и линейную скорость мозгового кровотока, уменьшает сопротивление мозговых сосудов, улучшает микроциркуляцию). Анвифен® способствует снижению и/или исчезновению чувства тревоги, напряженности, беспокойства и страха, обеспечивает нормализацию сна.

Другие фармакологические свойства аминофенил-масляной кислоты, определяющие показания к применению препаратов на ее основе в неврологии: удлиняет латентный период и укорачивает продолжительность и выраженность нистагма; уменьшает проявления астении и нивелирует вазовегетативные симптомы; повышает физическую и умственную работоспособность; улучшает целый ряд психологических показателей (внимание, память, скорость и точность сенсорно-моторных реакций); способствует нормализации процессов перекисного окисления липидов; при тяжелых черепно-мозговых травмах увеличивает число митохондрий в перифокаль-ных областях; улучшает течение биоэнергетических процессов в головном мозге [19, 20]. При этом необходимо отметить, что аминофенилмасляная кислота не влияет на холино- и адренорецепторы [18].

Лохов М.И. и соавт. (2014) провели кросс-корреляционный анализ отношений между различными зонами коры головного мозга у детей с СДВГ и другими пограничными психическими расстройствами, применив метод компьютерной электроэнцефалографии и уделив особое внимание психофармакотерапевтическим аспектам при указанных нарушениях [21]. Всего было обследовано 2000 пациентов в возрасте 3-11 лет, а 300 практически здоровых детей аналогичного возраста составили группу сравнения. Исследователи отмечают, что применение препарата Анвифен® в указанной клинической ситуации увеличивает мощность ритмической активности головного мозга альфа- и бета-диапазона, что, по их мнению, сходно с эффектом, оказываемым психостимуляторами. Авторы дают высокую оценку этой лекарственной форме амино-фенилмасляной кислоты в лечении пограничных психических расстройств в детском возрасте [21].

Следует полностью согласиться с мнением Н.В. Пизо-вой (2012), считающей Анвифен® одним из базовых препаратов в лечении СДВГ [22]. В любом случае, по-видимому, следует признать, что Анвифен® может служить средством альтернативной терапии СДВГ в тех случаях, когда у пациентов не отмечается положительного ответа на стартовую терапию препаратом атомоксетин (единственный препарат, предназначенный исключительно для лечения СДВГ, представленный в РФ).

Появление в арсенале российских фармакологических средств новой лекарственной формы аминофенилмасля-ной кислоты (в капсулах по 50 мг и 250 мг) не могло не привлечь внимания детских неврологов. Поэтому вполне закономерно, что среди публикаций последних лет фигурируют работы, посвященные применению препарата Ан-вифен® не только при СДВГ, но и в таких клинических ситуациях, как тикозные расстройства (тики), дезадапта-ционные (психовегетативные) расстройства у детей и подростков с головной болью напряжения, острые нарушения мозгового кровообращения (ишемические инсульты и транзиторные ишемические атаки), анорексия у детей раннего и младшего возраста, ночные кошмары у детей и т. д. [18, 19, 23-31]. Спектр патологий, при которых могут применяться препараты аминофенилмасляной кислоты, не ис-

черпывается перечисленными выше нозологическими формами. В аннотации к препарату Анвифен® фигурируют и другие показания к его использованию, включая астенические и тревожно-невротические состояния, заикание (логоневроз), ночной энурез, болезнь Меньера и головокружения, ассоциированные с дисфункциями вестибулярного анализатора различного генеза; нарушения сна (бессонница), укачивание при кинетозах (болезнь движения), синдром хронической усталости и др. [13].

Препарат Анвифен" отличают 2 важных преимущества (по сравнению с другими препаратами аминофенилмасля-ной кислоты): 1) лекарственная форма в виде капсул (капсулы небольшого размера); 2) наличие дозировки по 50 мг и 250 мг. Именно капсулированная форма препарата ами-нофенилмасляной кислоты обеспечивает более щадящее воздействие на различные отделы желудочно-кишечного тракта, а сами 50 мг капсулы удобны в применении при лечении детей, начиная с 3-летнего возраста (дозирование: возраст 3-8 лет - 50-100 мг 3 р./сут, 8-14 лет - 250 мг 3 р./сут, >14 лет - 250-500 мг 3 р./сут) [13]. Дополнительными положительными качествами препарата являются его низкая токсичность, отсутствие аллергического действия, а также эмбриотоксических, тератогенных и канцерогенных свойств.

Rajeh А. et а1. (2017) при сопоставлении возможностей лечения СДВГ оценивают только фармакологические психостимуляторы и поведенческую терапию, отмечая сомнительный отдаленный эффект при использовании обоих подходов [32]. Не исключено, что именно применение препаратов ноотропного действия при СДВГ позволит добиться не только коррекции основных проявлений этого состояния, но и стабилизировать результаты терапии, добившись существенного повышения качества жизни пациентов данной категории.

Литература

1. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ): этиология, патогенез, клиника, течение, прогноз, терапия, организация помощи (экспертный доклад). М.: CAF. 2007. С. 64 [Cindrom deficita vnimanija s giperaktivnost'ju (SDVG): jetiologija, pa-togenez, klinika, techenie, prognoz, terapija, organizacija pomoshhi (jekspertnyj doklad). M.: CAF. 2007. S. 64 (in Russian)].

2. Патофизиологическая диагностика и психолого-педагогическая помощь детям с СДВГ (экспертный доклад). М.: CAF. 2007. С. 42 [Patofiziologicheskaja diagnostika 1 psihologo-pedagogicheskaja pomoshh' detjam s SDVG (jekspertnyj doklad). M.: CAF. 2007. S. 42 (in Russian)].

3. Студеникин В.М., Балканская С.В., Шелковский В.И. Синдром дефицита внимания и гиперактивности: диагностика и лечение // Леч. врач. 2010. №1. С. 31-34 [Stude-nikin V.M., Balkanskaja S.V., Shelkovskij V.l. Sindrom deficita vnimanija i giperaktivnosti: diagnostika i lechenie // Lech. vrach. 2010. №1. S. 31-34 (in Russian)].

4. Студеникин В.М. Гиперактивность ребенка: болезнь или характер? // iDoctor. 2016 (сентябрь). С. 46-48 [Studenikin V.M. Giperaktivnost' rebenka: bolezn' ili harak-ter?//iDoctor. 2016 (sentjabr'). S. 46-48 (in Russian)].

5. Garipardic M., Do an M., Bala K.A. et al. Association of attention deficit hyperactivity disorder and autism spectrum disorders with mean platelet volume and vitamin D // Med. Sci. Monit. 2017. Vol. 23. P. 1378-1384.

6. Einziger T., Levi L., Zilberman-Hayun Y., Auerbach J.G., et al. Predicting ADHD symptoms in adolescence from early childhood temperament traits // J. Abnorm. Child Psychol. 2017. Mar. 20. doi: 10.1007/s10802-017-0287-4.

7. Огуденикин В.М. Питание и поведение: детская психонейродиетология // Ж. нев-рол. психиатрии. 2014. №1. С. 71-74 [Ctudenikin V.M. Pitanie i povedenie: detskaja psihonejrodietologija // Zh. nevrol. psihiatrii. 2014. №1. S. 71-74 (in Russian)].

8. Студеникин В.М., Кузенкова Л.М. Применение комбинированных препаратов магния и пиридоксина при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью у детей // Фарматека. 2014. №1(274). С. 91-95 [Studenikin V.M., Kuzenkova L.M. Primenenie kombinirovannyh preparatov magnija i piridoksina pri sindrome deficita vnimanija s giperaktivnost'ju u detej // Farmateka. 2014. №1(274). S. 91-95 (in Russian)].

9. Студеникин В.М. Возможности применения поливитаминных комплексов в ней-ропедиатрии // Леч. врач. 2013. №9. С. 60-64 [Studenikin V.M. Vozmozhnosti prime-nenija polivitaminnyh kompleksov v nejropediatrii // Lech. vrach. 2013. №9. S. 60-64 (in Russian)].

10. Студеникин ВЖ, Горюнова A^., Грибакин С.Г. и др. Нейродиетология детского возраста (коллективная монография) / под ред. Студеникина ВЖ M.: Династия. 2012. С. 19З-20З [Studenikin V.M., Gorjunova A.V., Gribakin S.G. i dr. Nejrodietologija detskogo vozrasta (kollektivnaja monografija)» / рod red. Studenikina V.M. M.: Dinastija. 2012. S. 19З-20З (in Russian)].

11. Студеникин ВЖ, Шелковский В.И., Tурсунхужаeва С.Ш. и др. Эпилепсия в ней-ропедиатрии (коллективная монография) / под ред. Студеникина ВЖ M.: Династия. 2011. С. З90-405 [Studenikin V.M., Shelkovskij V.I., Tursunhuzhaeva S.Sh., i dr. Jepi-lepsija v nejropediatrii (kollektivnaja monografija) / рod red. Studenikina V.M. M.: Dinastija. 2011. S. З90-405 (in Russian)].

12. Громова O.A., Красных ЛМ., Лиманова O.A., Кутузова НА Коррекция витаминного статуса при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью // РПЖ. 2004. № 2. С. 5З-55 [Gromova O.A., Krasnyh L.M., Limanova O.A., Kutuzova N.A. Korrekcija vitaminnogo statusa pri sindrome deficita vnimanija s giperaktivnost'ju // RPZh. 2004. № 2. S. 5З-55 (in Russian)].

13. Федеральное руководство по использованию лекарственных средств (формулярная система). Вып. XVII. M.: Эхо. 201б. 1045 c. [Federal'noe rukovodstvo po is-pol'zovaniju lekarstvennyh sredstv (formuljarnaja sistema). Vyp. XVII. M.: Jeho. 201б. 1045 s. (in Russian)].

14. Студеникин ВЖ, Tурсунхужаeва С.Ш., Шелковский В.И., Кузенкова ЛЖ Седа-тивные препараты растительного происхождения в детской неврологии // Эффективная фармакотерапия. Педиатрия. 201З. №1. С. 28-З0 [Studenikin V.M., Tursunhuzhaeva S.Sh., Shelkovskij V.I., Kuzenkova L.M. Sedativnye preparaty rastitel'nogo pro-ishozhdenija v detskoj nevrologii // Jeffektivnaja farmakoterapija. Pediatrija. 201З. №1. S. 28-З0 (in Russian)].

15. Студеникин ВЖ, Tурсунхужаeва С.Ш., Кузенкова ЛЖ и др. Препараты магния в коррекции повышенной возбудимости у детей // Фарматека. 201З. №7(2б0). С. 2З-2б [Studenikin V.M., Tursunhuzhaeva S.Sh., Kuzenkova L.M., i dr. Preparaty magnija v korrekcii povyshennoj vozbudimosti u detej // Farmateka. 201З. №7(2б0). S. 2З-2б (in Russian)].

16. Студеникин ВЖ, Балканская С.В., Шелковский В.И. Влияние лецитина на неврологический статус детей // Леч. врач. 2009. №б. С. 4б-49 [Studenikin V.M., Balkanskaja S.V., Shelkovskij V.I. Vlijanie lecitina na nevrologicheskij status detej // Lech. vrach. 2009. №б. С. 4б-49 (in Russian)].

17. Ноотропы в когнитивной неврологии детского возраста (методическое пособие для врачей). M.: MЗиСP РФ/НЦЗД. 2010. С. 54 [Nootropy v kognitivnoj nevrologii detskogo vozrasta (metodicheskoe posobie dlja vrachej). M.: MZiSR RF/NŒD. 2010. S. 54 (in Russian)].

18. Лукушкина Е.Ф., Карпович Е.И., Чабан O^. Aминофeнилмасляная кислота (ан-вифен): клинико-фармакологические аспекты и опыт применения в детской неврологии // PMЖ. Педиатрия. 2014. T. 22. №З. С. 228-2З1 [Lukushkina E.F., Karpovich E.I., ^aban O.D. Aminofenilmasljanaja kislota (anvifen): kliniko-farmakologicheskie aspekty i opyt primenenija v detskoj nevrologii // RMZh. Pediatrija. 2014. T. 22. №З. S. 228-2З1 (in Russian)].

19. Зыков В.П., Комарова И.Б. Возможность использования аминофенилмасляной кислоты в практике детского невролога // PMЖ. Педиатрия. 201З. T. 21. №24. С. 11бб—11б8 [Zykov V.P., Komarova I.B. Vozmozhnost' ispol'zovanija aminofenilmaslja-noj kisloty v praktike detskogo nevrologa // RMZh. Pediatrija. 201З. T. 21. №24. S. 11бб-11б8 (in Russian)].

20. Студеникин ВЖ, Шелковский В.И., Кузенкова ЛЖ ^козные расстройства и роль препарата аминофенилмасляной кислоты в их лечении // Фарматека. Спецвып. «Психиатрия/Неврология». 201З. С. 20-24 [Studenikin V.M., Shelkovskij V.I., Kuzen-kova L.M. Tikoznye rasstrojstva i rol' preparata aminofenilmasljanoj kisloty v ih leche-nii // Farmateka. Cpecvyp. «Psihiatrija/Nevrologija». 201З. S. 20-24 (in Russian)].

21. Лохов M.R, Фесенко ЮА, Шигашов Д.Ю. Синдром нарушения внимания с гиперактивностью: диагностика и психофармакотерапия // Фарматека. 2014. T. 11(284). С. б9-74 [Lohov M.I., Fesenko Ju.A., Shigashov D.Ju. Sindrom narushenija vnimanija s giperaktivnost'ju: diagnostika i psihofarmakoterapija // Farmateka. 2014. T. 11(284). S. б9-74 (in Russian)].

22. Пизова Н.В. Синдром дефицита внимания и гиперактивности // ^nsilium medi-cum. Педиатрия. 2012. №2. С. 27-З1 [Pizova N.V. Sindrom deficita vnimanija i giperaktivnosti // ^nsilium medicum. Pediatrija. 2012. №2. S. 27-З1 (in Russian)].

23. Цукурова ЛА, Егоров КА Пути оптимизации помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения в Краснодарском крае // Здоровье и образование в XXI веке. 2011. T. 1З(З). С. 450 [Murova L.A., Egorov K.A. Puti optimizacii pomoshhi bol'nym s ostrymi narushenijami mozgovogo krovoobrashhenija v Krasnodar-skom krae // Zdorov'e i obrazovanie v XXI veke. 2011. T. 1З(З). S. 450 (in Russian)].

24. Делягин ВМ. Ночные кошмары у детей // PMЖ. Mать и дитя. Педиатрия. 2012. T. 20(1б). С. 822-82З [Deljagin V.M. Nochnye koshmary u detej // RMZh. Mat' i ditja. Pediatrija. 2012. T. 20(1б). S. 822-82З (in Russian)].

25. Делягин ВМ. Th™ у детей // PMЖ. Mать и дитя ^^шерс^о/Гинекология и Педиатрия). 201З. T. 21(14). С. 7S4-7S7 [Deljagin V.M. Tiki u detej // RMZh. Mat' i ditja (Akusherstvo/Ginekologija i Pediatrija). 201З. T. 21(14). S. 7S4-7S7 (in Russian)].

26. Делягин ВЖ Aнорeксия у детей раннего h младшего возраста // ^nsilium medicum. Педиатрия. 2014. №1. С. 100-102 [Deljagin V.M. Anoreksija u detej rannego i mladshego vozrasta // ^nsilium medicum. Pediatrija. 2014. №1. S. 100-102 (in Russian)].

27. Есин Р.Г., Есин O.P., Шамсутдинова Р.Ф. Современные подходы к коррекции де-задаптационных (психовегетативных) расстройств у детей и подростков с головной болью напряжения // Педиатрия. 2015. T. 94(1). С. 10б-112 [Esin R.G., Esin O.R., Shamsutdinova R.F. Sovremennye podhody k korrekcii dezadaptacionnyh (psihovegeta-tivnyh) rasstrojstv u detej i podrostkov s golovnoj bol'ju naprjazhenija // Pediatrija. 2015. T. 94(1). S. 10б—112 (in Russian)].

Полный список литературы Вы можете найти на сайте http://www.rmj.ru

РМЖ, 2017 № 12

919

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.