Научная статья на тему 'ПРОГРАММА АКТИВНОГО ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ'

ПРОГРАММА АКТИВНОГО ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психологическая безопасность образовательной среды / эмоциональное благополучие дошкольника / организационно-управленческий компонент образовательной среды / программа активного психолого-социального обучения. / психологическая безопасность образовательной среды / эмоциональное благополучие дошкольника / организационно-управленческий компонент образовательной среды / программа активного психолого-социального обучения.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — М.Д. Кукушкина

Данная статья посвящена проблеме формирования психологически безопасной воспитательной среды в образовательном учреждении. Целью статьи является представление, описание и обоснование разработки программы активного социально-психологического обучения, направленной на формирование представлений руководителей детских садов о психологической безопасности образовательной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — М.Д. Кукушкина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROGRAM OF ACTIVE PSYCHOLOGICAL AND SOCIAL TRAINING AS A TOOL FOR FORMING IDEAS OF HEADS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS ABOUT THE PSYCHOLOGICAL SAFETY OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

This article is devoted to the problem of forming a psychologically safe educational environment in an educational institution. The purpose of the article is to present, describe and justify the development of an active socio-psychological training program aimed at forming the ideas of the heads of the preschool educational institution about the psychological safety of the educational environment.

Текст научной работы на тему «ПРОГРАММА АКТИВНОГО ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ»

БО! 10.24412/с1-37233-2024-2-238-250

ПРОГРАММА АКТИВНОГО ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

М.Д. Кукушкина

Санкт-Петербургский политехнический университет им. Петра Великого

kukushkina_md@spbstu.ru АННОТАЦИЯ

Данная статья посвящена проблеме формирования психологически безопасной воспитательной среды в образовательном учреждении. Целью статьи является представление, описание и обоснование разработки программы активного социально-психологического обучения, направленной на формирование представлений руководителей детских садов о психологической безопасности образовательной среды.

Ключевые слова: психологическая безопасность образовательной среды, эмоциональное благополучие дошкольника, организационно-управленческий компонент образовательной среды, программа активного психолого-социального обучения.

Введение

Состояние психологической безопасности образовательной среды детского сада является одним из условий эмоционального благополучия и психологического здоровья всех участников образовательных отношений. Ведущая роль организационно-управленческого компонента в формировании психологически безопасной образовательной среды и видение руководителя образовательного учреждения, как проводника психологической

безопасности, позволяют взглянуть на проблему поддержки эмоционального благополучия обучающихся под другим углом. Научная новизна разработанной автором программы активного социально-психологического обучения заключается в том, что она направлена на формирование представлений руководителей образовательных учреждений о компонентах и характеристиках психологической безопасности образовательной среды, а также роли всех субъектов образовательной деятельности в формировании такой среды. Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды детского сада - это залог не только полноценного развития воспитанников, но и эффективного функционирования всех управленческих механизмов образовательного учреждения. Обратимся к определению психологически безопасной образовательной среды, данному И. А. Баевой, автором методики «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы», согласно которому среда может считаться психологически безопасной, если она свободна от проявлений психологического насилия, ее участники удовлетворены характеристиками образовательной среды и хотят быть ее частью [1].

Психологическая безопасность образовательной среды детского сада (далее - ПБОС ДОУ) - состояние образовательной среды, которое характеризуется высоким уровнем референтной значимости и удовлетворенности субъектов образовательной среды ее характеристиками, наличием конструктивных форм межличностного взаимодействия, обеспечивающих защищенность субъектов ОС от психологического насилия, а также особенностями организации образовательного процесса и предметно-пространственной среды и обеспечивающими необходимый ребенку уровень автономии при сохранении взрослым функции поддержки и регуляции. Активная роль руководителя в процессе формирования психологически безопасной образовательной среды также подчеркивается И. А. Баевой и С.В. Тарасовым [2]. Ученые рассматривают показатели психологической безопасности образовательного пространства как фактор принятия управленческих решений, а мониторинг - как действенную форму привлечения образовательного сообщества к соуправлению сферой образования, привлечения общественности к экспертизе систем образования на примере оценки рисков нарушения психологической безопасности субъектов образовательных отношений [2].

Материалы и методы

В сентябре-октябре 2023 г. был проведен опрос, в котором приняли участие 79 руководителей, заместителей руководителей и старших воспитателей детских садов Санкт-Петербурга, Ленинградской области, Москвы, г. Ноябрьска и г. Муравленко. Из них 32% - руководители с педагогическим стажем более 20 лет, 25 % - со стажем 16-20 лет, 35% - со стажем 1115 лет и 28% - со стажем 3-5 лет. Целью исследования было выявление наиболее значимых показателей психологической безопасности образовательной среды, а также роли субъектов образовательной среды при ее формировании. Руководителям было предложено ответить на вопросы опросника «Представления руководителей ДОУ о ПБОС». Форма разработанного нами опросника представлена в Таблице 1 ниже.

Таблица 1. Опросник «Представления руководителей ДОУ о ПБОС».

Уважаемые руководители ДОУ! Просим вас ответить на несколько вопросов, касающихся характеристик образовательной среды детского сада. Все полученные данные будут использованы исключительно в обобщенном виде для разработки научно-методических материалов по формированию психологически безопасной образовательной среды в детских садах.

№ Вопрос Варианты ответов

1) Город/район

2) Образовательное учреждение

3) Педагогический стаж

4) Какие из предложенных понятий, на Ваш взгляд, наиболее часто встречаются в нормативной документации дошкольного образования? 1) Психологическая безопасность образовательной среды 2) Эмоциональное благополучие 3) Психологическое благополучие 4) Психическое здоровье 5) Психологическое здоровье

5) Продолжите фразу «Образовательная среда может считаться психологически безопасной, если.... »

Продолжите фразу « Психологически безопасная образовательная среда детского сада - это....»

7)

Продолжите фразу «Об эмоциональном благополучии ребенка можно судить по... »

8)

Продолжите предложение «Формирование психологически безопасной среды группы детского сада -это, в первую очередь, задача... »

1) Администрации детского сада

2) Воспитателей группы

3) Родителей

4) Воспитанников

5) Педагога-психолога

9)

Оцените от 0 до 5, насколько следующие утверждения на Ваш взгляд являются характерными для психологически безопасной образовательной среды группы ДОУ (0 - никогда не встречается в ПБОС ДОУ, 5 - всегда присутствует в ПБОС ДОУ)

Игрушки и методические пособия соответствуют возрасту детей

0 1 2 3 4 5

Правила группы известны всем участни-

кам образовательных отношений, понят-

ны и логичны

0 1 2 3 4 5

Воспитанники с удовольствием расска-

зывают дома о жизни группы

0 1 2 3 4 5

Воспитанники беспрекословно выполня-

ют команды воспитателя и задают мало

вопросов

0 1 2 3 4 5

Воспитанники активно проявляют ини-

циативу, предлагают свои идеи

0 1 2 3 4 5

Педагог мотивирует воспитанников к са-

мостоятельному поиску ответа на вопрос

0 1 2 3 4 5

В группе отсутствуют "непринимаемые" дети

0

1

2

3

4

5

Воспитанники с удовольствием идут в детский сад

0 1 2 3 4 5

Свободный выбор вида деятельности и

доступ к игрушкам и игровым материа-

лам

0 1 2 3 4 5

Педагоги соблюдают правила конфиден-

циальности личной информации о ребен-

ке и его семье

0 1 2 3 4 5

Воспитанникам предоставлена возможность завершать начатое дело, реализовать замысел, цель, игровое намерение

0 1 2 3 4 5

Педагогами поощряется собственная активность ребенка, самостоятельности и напряжения сил при сохранении взрослым функции поддержки и регуляции

0 1 2 3 4 5

В группе есть адаптивные ритуалы, впле-

тенные в ежедневное взаимодействие с

окружающими

0 1 2 3 4 5

В группе присутствуют правила, игры и ритуалы, направленные на выход из конфликтных ситуаций и купирование проявлений психологического насилия в образовательной среде

0 1 2 3 4 5

В группе отсутствуют проявления пище-

вого насилия

В группе отсутствуют проявления психо-

логического насилия

0 1 2 3 4 5

Воспитанники положительно оценивают себя, одногруппников и педагогов

Оцените от 0 до 5 роль субъектов образовательной среды в формировании психологически безопасной образовательной среды (0 - не играет роли в формировании ПБОС ДО-У, 5 — играет самую важную роль при формировании ПБОС ДОУ)

0 1 2 3 4 5

Администрация ДОУ

0 1 2 3 4 5

Воспитатели ДОУ

0 1 2 3 4 5

Специалисты службы сопровождения

0 1 2 3 4 5

Воспитанники

0 1 2 3 4 5

Родители (законные представители)

0 1 2 3 4 5

11)

Какие мероприятия, направленные на формирование психологически безопасной образовательной среды, проводятся в Вашем образовательном учреждении?

1) Семинары, тренинги, мастер-классы для педагогов

2) Игры, занятия, мастер-классы для воспитанников

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) Семинары, тренинги, мастер-классы для родителей

4) Опросы, мониторинги, направленные на выявление характеристик образовательной среды группы

5) Экспертиза образовательной среды группы с помощью листа наблюдения

6) Повышение квалификации педагогов в области психологии, медиации, конфликтологии

7) Лекции и семинары приглашенных экспертов в области формирования комфортной образовательной среды ДОУ

12)

Оцените по шкале от 0 до 5 насколько данные показатели, на Ваш взгляд, отражают наличие эмоционального благополучия у ребенка. (0 — не является показателем эмоциональ-

Адекватная самооценка удовлетворенность жизнью

0 1 2 3 4 5

Отношение к будущему с надеждой и оп-

тимизмом

0 1 2 3 4 5

Положительное отношение к себе окружающим, образовательному учреждению

ного благополучия, 5 — яв- 0 1 2 3 4 5

ляется наиболее значимым Преимущественно положительное наст-

показателем эмоциональ- роение

ного благополучия) 0 1 2 3 4 5

Низкий уровень агрессии и тревожности

0 1 2 3 4 5

Сформированность адекватных эмоцио-

нальных реакций

0 1 2 3 4 5

Положительный эмоциональный фон

0 1 2 3 4 5

Способность к эмпатии (пониманию, что

чувствуют окружающие)

0 1 2 3 4 5

Навыки эмоциональной стабилизации,

релаксации, активность в образователь-

ной и свободной деятельности

0 1 2 3 4 5

Наличие самоконтроля

0 1 2 3 4 5

Физическое здоровье

0 1 2 3 4 5

Желание общаться с одногруппниками и

педагогами

0 1 2 3 4 5

Любознательность

0 1 2 3 4 5

Инициативность

0 1 2 3 4 5

13) Что, по Вашему мнению, 1) Оформление развивающей предметно-

оказывает наибольшее пространственной среды

влияние на психологичес- 2) Принятые в группе модели общения с

кое состояние ребенка? педагогами

3) Принятые в группе модели общения с

другими детьми

4) Грамотно организованная развиваю-

щая предметно-пространственная среда

5) Выбор адекватных возрасту детей форм работы и методических материалов

14) Что из ниже перечисленного, на Ваш взгляд, необходимо разработать для каждого детского сада? 1) Дорожная карта мероприятий по формированию психологически безопасной образовательной среды 2) Чек-лист «Психологическая безопасность образовательной среды ДОУ» для администрации ДОУ 3) Лист наблюдения для экспертизы образовательной среды 4) Рекомендации для педагогов по формированию психологически безопасной образовательной среды группы ДОУ 5) План мероприятий, направленный на формирование психологически безопасной образовательной среды ДОУ и поддержку эмоционального благополучия для воспитанников

15) Ф.И.О. ответственного лица за заполнение формы

16) Контакты (e-mail, телефон)

Результаты

Наиболее информативными для разработки программы активного социально-психологического обучения для руководителей ДОУ стали ответы респондентов на следующие вопросы, связанные с выявлением представлений руководителей ДОУ о показателях ПБОС в детском саду, а также роли участников образовательных отношений в формировании такой среды.

Показательным является ответ на вопрос, в котором руководителям ДОУ было предложено оценить роль участников образовательных отношений в формировании ПБОС ДОУ (см. Рис. 1), 97% респондентов отметили ведущую роль воспитателей, 82% — педагога-психолога, 89% — администрации ДОУ, 77% — родителей и 64% —воспитанников. Таким образом, руководители видят воспитателя, как ключевую фигуру при формировании

ПБОС ДОУ. Это может быть обусловлено большим объемом взаимодействия в разных формах между воспитателем и другими участниками образовательных отношений. Воспитатель является модератором активностей детей в группе и зачастую-медиатором конфликтных ситуаций, возникающих в процессе взаимодействия субъектов образовательной среды. Важно отметить, что большинство руководителей отмечают ведущую роль администрации ДОУ в формировании психологически безопасной и комфортной образовательной среды.

Рисунок 1. Представления руководителей ДОУ о роли участников образовательных отношений в формировании ПБОС ДОУ.

Роль участников образовательных отношений в формировании психологически безопасной среды

ДОУ

Воспитанники 64

Родители 77

Педагог-психолог 82

Администрация ДОУ 89

Воспитатели 97

0 20 40 60 80 100 120

■ Роль участников образовательных отношений в формировании психологически безопасной среды (%)

На основании ответов респондентов нам представляется возможным выделить следующие принципы организации образовательной среды, основанные на показателях ПБОС ДОУ, которые оказались наиболее значимыми для руководителей ДОУ по результатам опроса:

> Принцип добровольности и психологической комфортности выражен в добровольном характере участия ребенка во всех активностях группы.

> Принцип системности подчеркивает комплексный подход к решению проблем, связанных с формированием психологически безопасной образовательной среды ДОУ, включающий все

компоненты образовательной среды: организационно-управленческий, пространственно-предметный, психодидактический, социально-психологический и субъектный [3, 4].

> Принцип открытости предполагает создание среды открытого, свободного и конструктивного взаимодействия всех субъектов образовательной среды с целью решения совместных задач.

> Принцип инновационности реализуется в постоянном поиске новых формах организации образовательной среды и взаимодействия с обучающимися, способствующих их развитию и удовлетворению их возрастных потребностей.

Полученные результаты указывают на значимость дополнения системы методического сопровождения руководителей в области формирования психологически безопасной образовательной среды элементами, направленными на:

1. осознание роли управленческих решений в формировании психологической безопасности образовательной среды детского сада;

2. понимания важности характера социальных представлений о психологической безопасности, представленных в профессиональном сознании руководителя;

3. создание системы работы в ДОУ, включающей диагностические, просветительские и обучающие мероприятия, в ходе которых будут повышаться психолого-педагогические компетенция педагогов и администрации;

4. поиск новых форм конструктивного взаимодействия с коллегами и родителями, формирование навыков медиации конфликтов у всех участников образовательных отношений;

5. формирование навыков оценки уровня ПБОС ДОУ, выявления и коррекции факторов, влияющих на эмоциональное благополучие субъектов образовательной среды;

6. анализ структуры образовательной среды и роли участников образовательных отношений в сформированности ее компонентов;

7. выявление и анализ дефицитов и запросов всех субъектов образовательной среды ДОУ и формирование дорожной карты мероприятий, направленных на восполнение дефицитов и удовлетворение запросов.

Полученные данные и сделанные нами выводы стали основанием для разработки программы активного социально-психологического обучения, которая направлена на формирование представлений руководителей ДОУ о ПБОС ДОУ и включает следующие смысловые блоки: диагностический, информационно-просветительский, формирующий, рефлексивный, аналитический.

Диагностический блок заключается в выявлении существующих социальных представлений руководителей о психологической безопасности образовательной среды ДОУ, а также дефицитов и факторов, препятствующих формированию ПБОС ДОУ.

Информационно-просветительский блок направлен на информирование руководителей ДОУ о компонентах и показателях ПБОС ДОУ, факторах, способствующих и препятствующих возникновению ситуаций психологического насилия с участием субъектов образовательной среды ДОУ.

Формирующий блок включает в себя семинары, посвященные структуре образовательной среды ДОУ и роли всех участников образовательных отношений в формировании ПБОС ДОУ, тренинги, ориентированные на знакомство участников с конструктивными моделями коммуникации и выходов из конфликтов и стратегические сессии, направленные на разработку руководителями чек-листа и примерного плана мероприятий по формированию ПБОС ДОУ в группах, и разработку дорожной карты мероприятий совместно с педагогами и специалистами службы сопровождения в своем образовательном учреждении.

Рефлексивный блок направлен на получение конструктивной обратной связи от участников программы как в очной форме (круглый стол, интервью), так и в заочной форме (анкета обратной связи в электронной форме).

Аналитический блок направлен на оценку эффективности реализации программы и достижение цели программы: формирование социальных представлений руководителей ДОУ о ПБОС ДОУ, создание условий для формирования психологически комфортной и безопасной образовательной среды ДОУ, являющейся ресурсом эмоционального благополучия всех участников образовательных отношений.

Следовательно, после проведенного исследования нам представляется возможным выделить следующие условия проведения программы:

1. Активность, открытость и готовность к обмену педагогическим и управленческим опытом у всех участников обучения.

2. Прохождение мероприятий каждого блока всеми участниками обучения.

3. По итогам прохождения программы каждый руководитель составляет дорожную карту мероприятий и чек-лист по формированию ПБОС ДОУ для своего образовательного учреждения.

4. Высокая интенсивность краткосрочный характер программы. Все мероприятия программы реализуется на протяжении 7-10 дней.

Позитивная обратная связь, полученная от участников программы, позволяет сделать вывод о том, что разработанная нами программа способствует достижению единства представлений руководителей, педагогов, специалистов службы сопровождения, воспитанников и родителей о том, какими характеристиками должна обладать психологически безопасная образовательная среда, какие факторы оказывают на среду наибольшее влияние и какие действия необходимо предпринять для того, чтобы представления совпали с реальностью.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании / Psychological safety in education / И. А. Баева. СПб.: Изд-во «Союз», 2002.

2. Баева И.А., Тарасов С.В. Показатели психологической безопасности образовательного пространства как фактор принятия управленческих решений / Indicators of psychological safety of educational space as a factor of managerial decision-making // Научное мнение: научный журнал / Санкт-Петербургский университетский консорциум. СПб., 2018, № 1. 132с. СС. 28-38.

3. Лактионова Е.Б. Психологическая экспертиза образовательной среды: монография/ Psychological examination of the educational environment: monograph, СПб.: ООО «Книжный Дом», 2013, 288с.

4. Лактионова Е. Б. Структурно-функциональная модель образовательной среды как объекта психологической экспертизы/ Structural and functional model of the educational environment as an object of psychological examination // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2012, № 148.

THE PROGRAM OF ACTIVE PSYCHOLOGICAL AND SOCIAL TRAINING

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

AS A TOOL FOR FORMING IDEAS OF HEADS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS ABOUT THE PSYCHOLOGICAL SAFETY OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

M. Kukushkina

Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University ABSTRACT

This article is devoted to the problem of forming a psychologically safe educational environment in an educational institution. The purpose of the article is to present, describe and justify the development of an active socio-psychological training program aimed at forming the ideas of the heads of the preschool educational institution about the psychological safety of the educational environment.

Keywords: psychological safety of the educational environment, emotional well-being of a preschooler, organizational and managerial component of the educational environment, program of active psychological and social training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.