Научная статья на тему 'Модель экспертизы психологической безопасности образовательной среды дошкольного образовательного учреждения'

Модель экспертизы психологической безопасности образовательной среды дошкольного образовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3543
430
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / СФЕРА ОБРАЗОВАНИЯ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РИСКИ СОЦИАЛИЗАЦИИ / СУБЪЕКТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ / АGENTS OF SOCIALIZATION / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / SUCCESSFUL SOCIALIZATION OF THE RISING GENERATIONS / PRELIMINARY EDUCATION / SURVEY / CERTIFICATE / PSYCHOLOGICAL SAFETY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мириманова Мария Суреновна

В статье рассматривается разработанная и апробированная модель экспертизы дошкольных образовательных учреждений и подход к созданию паспорта психологической безопасности ДОУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мириманова Мария Суреновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model examination of psychological safety of the educational environment of preschool educational institutions

This article covers our newly developed model for surveying and certifying psychological safety standards in preliminary education institutions.

Текст научной работы на тему «Модель экспертизы психологической безопасности образовательной среды дошкольного образовательного учреждения»

и психотерапевтическом воздействии на родителей и детей.

Выявленные варианты индукции депрессивных расстройств в системе детско-родительских отношений позволяют не только по-иному взглянуть на особенности патогенеза депрессии, но дают возможность выработки профилактических мероприятий.

Примечания

1. Dietz L. J., Birmaher В., Williamson D. E., Silk J. S., Dahl R. E., Axelson D. A., Ehmann M., Neal D. Ryan. Mother-Child Interactions in Depressed Children and Children at High Risk and Low Risk for Future Depression Journal of the American Academy of Child & Adolescent Psychiatry, Volume 47, Issue 5, May 2008. P. 574-582; Fenga X., Shawa Daniel S., Skubana Emily M. and Lanea Tonya Emotional Exchange in Mother-Child Dyads: Stability, Mutual Influence, and Associations With Maternal Depression and Child Problem Behavior Journal of Family Psychology, Volume 21, Issue 4, December 2007. P. 714-725; Lewis G., Rice F, Harold G. T, Collishaw S., Thapar A. Investigating Environmental Links Between Parent Depression and Child Depressive/ Anxiety Symptoms Using an Assisted Conception Design J. Am. Acad. Child Adolesc. Psychiatry, 2011; 50 (5); Sahina C. Examination of the correlation between depression and hopelessness levels in mothers of children who attend rehabiliatation centers Procedia Social and Behavioral Sciences 2(2010) 5100-5103; Tarjan, George. Studies of Organic Etiologic Factors. In Caplan, Gerald (Ed.), Prevention of Mental Disorders in Children. New York: Basic Books, 1961.

2. Rheingold J. C. Мать, тревога и смерть. Комплекс трагической смерти. М.: ПЕР СЭ, 2004. С. 384.

3. Ferenczi Sandor. The unwelcome child and his death instinct. Int. J. Psychoanal. 10: 125, 1929.

4. Bromberg Walter, Schilder Paul. Death and dying. Psychoanal. Rev. 20:133, 1933.

5. Malone Charles A. Danger orientation of slum children held a handicap to learning. Roche Repots: Frontiers of Clinical Psychiatry. 2:6, 1965.

6. Мухина В. С. Феноменология развития и бытия личности. М.: МОДЭК, МПСИ, 1999.

7. Экстернализация - процесс, посредством которого чувства по отношению к себе воспринимаются как чувства других.

УДК 159.9.07

М. С. Мириманоба

МОДЕЛЬ ЭКСПЕРТИЗЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

СРЕДЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

В статье рассматривается разработанная и апробированная модель экспертизы дошкольных образовательных учреждений и подход к созданию паспорта психологической безопасности ДОУ.

This article covers our newly developed model for surveying and certifying psychological safety standards in preliminary education institutions.

Ключевые слова: образовательная среда, сфера образования, дошкольное образование, риски социализации, субъекты социализации.

Keywords: educational environment, successful socialization of the rising generations, аgents of so^alization, preliminary education, survey, certificate, psychological safety.

В современной ситуации ужесточения требований к системе образования в целом и ее трансформации проблема создания и поддержания психологической безопасности образовательной среды дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) становится все более актуальной и вместе с тем остается наименее разработанной. Социальная ценность данной задачи, безусловно, связана с особой значимостью дошкольного возраста как непременного условия успешной социализации и развития детей, и не только с этим. Изменение потребностей общества в плане результатов образования и насущная потребность в творческих кадрах специалистов разного профиля, бесконечно быстрый темп движения самой жизни требуют сегодня иного, более бережного отношения к нарождающейся личности, к ее психологической сохранности и росту, пониманию ее роли в развитии общества и в саморазвитии.

Безопасность - явление, влияющее как на развитие личности, так и на общество, страну, ее экономику. Психологическая безопасность, являющаяся важной составляющей социальной безопасности, предполагает создание социальными институтами условий, необходимых для реализации ценностей, интересов, целей каждой личности и всего общества в целом. Образовательная среда современного ДОУ - феномен многоаспектный, многопрофильный, находящийся в центре внимания целого ряда дисциплин. При этом проблема безопас-

© Мириманова М. С., 2012

ности образовательных учреждений данного вида лишь совсем недавно стала предметом психологических исследований.

Суть теоретических и эмпирических исследований в рамках существующей научной концепции психологической безопасности образовательной среды И. А. Баевой сводится к выявлению специфики и наиболее важных характеристик психологической безопасности образовательного учреждения, в разработке такой концептуальной системы, которая позволила бы достаточно целостно и непротиворечиво анализировать психологическую безопасность учреждений данного типа [1].

Поставленная цель и соответствующие задачи могут быть реализованы с помощью процедур и средств определенной экспертизы. Следует отметить, что важнейшим отличием экспертизы является то, что она актуальна именно в тех ситуациях, где отсутствуют рефлексии специалистов, а существующие - недостаточны, где нет еще четко разработанных алгоритмов деятельности. При этом экспертиза способна выявить новые, иногда более глубокие аспекты даже в ситуациях очевидных.

Образовательная среда ДОУ рассматривается как система влияний и условий, необходимых для социального развития личности. Если семья нацелена больше на раскрытие и развитие индивидуально-личностных особенностей ребенка, то ДОУ, сохраняя, учитывая это, акцентирует воспитание социальное. В дошкольном учреждении исходно закладываются нормы социальные и морально-нравственные (через уважительное отношение к себе и другому, поведение в группе, отношения со взрослыми и сверстниками и т. д.). Осваивая это социальное пространство, нарождающаяся личность (осознанно и неосознанно) строит свое отношение к будущему, к обществу, к жизни в целом. Следовательно, от того, что будет заложено на данном этапе (какие установки, нормы, ценности), будет зависеть дальнейшее движение, траектория социального развития ребенка.

Экспертиза становится сегодня средством анализа и системного управления. В двух основных типах экспертизы исследуется качество результата (продукта) и качество исполнения. Эксперты оценивают его и вырабатывают альтернативы или варианты возможных решений. При этом в функции экспертизы не входит принятие управленческих решений. Экспертиза лишь апелляция к знаниям управленцев (администрации ДОУ), а содержание самих решений и их результат зависят от людей, их принимающих, от ценностных установок и волевых качеств руководителей.

В последнее десятилетие практика проведения экспертиз получила достаточно широкое распространение в сфере образования. Экспертизе подвергаются образовательные проекты и опытно-эк-

спериментальная работа, программы развития образования и нормативно-правовые документы, педагогическая деятельность учителей в ходе аттестации и их инновационные разработки, авторские программы и учебно-методические комплексы [2].

Экспертиза опирается, прежде всего, на авторитет привлекаемых для конкретных целей экспертов (их компетентность, опыт, независимость их суждений, свободу и ответственность, гражданскую позицию и т. п.). Личность специалиста-эксперта становится в этом случае главным «оружием» [3].

Экспертная деятельность является не столько самостоятельной профессиональной деятельностью, сколько дополнительно выполняемой представителями профессиональных групп (воспитатели, педагоги, педагоги-психологи, менеджеры образования, ученые-исследователи и вузовские преподаватели).

Эксперт - это специалист, компетентный и искушенный в экспертируемых вопросах. Объективность экспертной оценки определяется профессиональным уровнем и личностными качествами всей группы экспертов, которые должны обладать соответствующими знаниями и способностями. В экспертизе ДОУ таковыми являются, прежде всего, опытные педагоги, воспитатели, психологи и администраторы ДОУ.

Экспертиза должна проводиться с обязательным привлечением «людей со стороны», т. е. специалистов, не зависящих ни от заказчиков, ни от экспертируемой ситуации. В экспертную группу должны входить исследователи (представители разработчика ПБОС), а также родители детей, заинтересованные в развитии психологической безопасности образовательной среды (ПБОС ДОУ). Для обеспечения ПБОС ДОУ необходима определенная нормативная база, соблюдение определенных требований, условий защиты участников образовательного процесса от чрезвычайных ситуаций. Обеспечение психологической безопасности всех субъектов образовательной среды ДОУ включает следующие характеристики:

• адаптацию субъектов (прежде всего детей и педагогов к ДОУ) - в пределах нормы по сроку и уровню;

• влияние психики на физическое здоровье (низкий уровень психосоматики);

• уровень социально-психологического развития детей: взаимодействия и отношения со сверстниками, со значимыми взрослыми - воспитателями, родителями, бабушками и дедушками; наличие в группе непринимаемых, отвергаемых детей;

• морально-нравственный уровень (администрации, воспитателей и детей);

• эмоциональное благополучие (настроение, желание идти в ДОУ, отношения со сверстниками); эмоциональное развитие детей (сочувствие,

сопереживание, эмоциональная устойчивость, стрес-соустойчивость);

• риски семейного воспитания (гипо- и гиперопека, и как следствие снижение страхов, тревожности, гиперактивности, агрессивности, конфликтности);

• преодоление рисков и угроз, связанных с воспитателем (образование, профессионализм, личностные и психосоциальные характеристики); стрессы, отношения в коллективе и с администрацией;

• эффективность взаимодействия, сотрудничества и согласия в системе «ребенок - взрослый» (воспитатели и дети, родители и дети), «ребенок -ребенок», «взрослый - взрослый» (воспитатель -родители, воспитатель - воспитатель, администрация - воспитатели, администрация - родители);

• внешние влияния (возможности ДОУ и взаимодействия с родителями детей с и внешними структурами). Фактор детско-родительских отношений в пределах допустимых отклонений;

• информационная защищенность субъектов образовательной среды.

Создание образовательной среды как необходимых условий для полноценного воспитания, обучения и развития должно способствовать обнаружению и реализации способностей детей, а обучение строиться в соответствии с их природными задатками и интересами. При этом, несомненно, должны учитываться и потребности общества, социальный запрос, ориентирующий на будущие профессиональные выборы. Однако успешность ДОУ, как и других образовательных учреждений, должна определяться прежде всего тем, какие человеческие качества превалируют в данной личности -созидательные или деструктивные. Главная из грозящих нам катастроф - это «потеря человеческого в человеке».

Центральной категорией является общение. Общность, общение (поиск общего), общительность (способность к общению, единению) являются определяющими характеристиками современного человека и общества, а их отсутствие ведет к социогенным заболеваниям. Именно поэтому в паспорте эта категория представлена развернуто и с соответствующим акцентом.

Экспертные оценки — качественные или количественные показатели процессов или явлений, основанные на суждениях экспертов. И хотя оценка отдельного эксперта не является гарантией точности, экспертиза в целом, в которой участвуют разные эксперты, позволяет оценить разные стороны исследуемого объекта, выявить при этом многообразие существующих подходов и понять такие вещи, о которых раньше и не догадывались. Эксперт способен оценить продукты или результаты деятельности, их качество, уровень и т. д. по характеристикам, которые часто существуют лишь в его голове и которые он сам порой не способен отреф-

лексировать, т. е. поставить под контроль своего сознания. Оценивая что-либо, он опирается на личностное знание, на свой индивидуальный опыт, но как он это делает, порой неведомо ему самому.

Экспертиза психологической безопасности образовательной среды ДОУ (ПБОС ДОУ) должна исходить из того, что ни один в отдельности ответ эксперта не гарантирует достоверности оценки, но вся совокупность ответов экспертов, высветив многообразие позиций и подходов, позволяет учесть как минимум разные грани оцениваемого объекта. Это будет способствовать более объемному его восприятию, более глубокому пониманию и позволит уйти от упрощения или уплощения задачи. Экспертиза, как отмечается в ряде работ по психологической безопасности образовательной среды, «не сводится к проверке, контролю и оценке, хотя ее оценочная функция очень важна» [4].

Экспертные процедуры, минимизируя вмешательство, стремятся к выполнению разных функций. Наблюдение экспертов как одна из наиболее важных экспертных процедур может способствовать выявлению наиболее важных характеристик различных аспектов жизни ДОУ и ее субъектов -детей, воспитателей, администрации, родителей, других сотрудников ДОУ.

Специфика и уникальность образовательной среды ДОУ определяются:

• типовыми и видовыми особенностями образовательного учреждения;

• системой организации и управления жизнедеятельностью детей;

• включённостью детей в группы и уровнем защищённости каждого ребёнка в них;

• защищенностью от психологического насилия всех субъектов образовательной среды (педагоги, администрация, родители); защищенностью организационной, методической, информационной, правовой;

• социальными контактами субъектов образовательного учреждения: образ жизни, деятельность, поведение, взаимоотношения (сотрудничество, взаимопомощь, господство, авторитарность и т. п.), личный пример, опыт.

В результате должен быть разработан паспорт экспертизы психологической безопасности, который может быть полезен руководителям высшего звена системы образования, администраторам и педагогам ДОУ, заботящимся о создании благоприятной образовательной среды для участников образовательного процесса, а также родителям детей при выборе ДОУ и в спорных ситуациях. Целью «Паспорта психологической безопасности ДОУ» является контроль за:

• созданием условий, направленных на поддержание и укрепление физического и психического здоровья детей и педагогов, т. е. психологически безопасных и комфортных условий в ДОУ;

• оказанием психологической поддержки и развитием психолого-педагогической компетенции родителей;

• социально-психологическим развитием всех субъектов образовательного процесса и формированием за счет этого психологически более комфортного климата в процессе функционирования ДОУ.

В структуре данного паспорта заложены те пункты, которые требуют внимания экспертов в процессе проведения экспертизы психологической безопасности ДОУ. Некоторые из них не требуют специальной экспертной оценки, поскольку непосредственно не относятся к показателям психологической безопасности, но они необходимы для учета их влияния на данную среду и оценки выявляемых рисков или угроз. Так, тип или вид ДОУ сам по себе не является психологическим фактором, но он задает в определенном смысле контингент детей, социальную среду детей и воспитателей, среду их обитания. В ДОУ инклюзивного типа, например, в отличие от стандартного, будут дети с определенной спецификой здоровья, а значит, и с особенностями обучения, развития личности и т. д. Иными словами, это показатели, которые задают специфические психологические условия среды.

О внешне наблюдаемых характеристиках общей безопасности ДОУ можно сказать то же самое. Состояние территории и ее расположение, безопасность детей в группе, степень открытости ДОУ и т. д. - все это вроде бы не имеет прямого отношения к психологической безопасности. Однако если посмотреть глубже, то факт открытости ДОУ, возможности наблюдения за детьми по видеоканалу повышают ответственность педагогов и одновременно напряженность их психики. Не каждый педагог согласится с тем, что его действия будут находиться под постоянным внешним контролем, как «за стеклом». При этом еще важно вести себя непринужденно, свободно, заботясь о детях, а не о том, как он сам выглядит. Известны случаи, когда педагоги оставляли такую работу, хотя и были вполне успешны. Следует признать и то, что когда привыкают работать в таких условиях, педагоги чувствуют себя более защи-щенно и комфортно. Ведь, с другой стороны, здесь нет возможности обвинить педагога в том, чего он не делал. Камера фиксирует все объективно, и это доказательно.

Экспертиза включает определенный порядок действий, по результатам и по анализу которых можно судить о психологическом состоянии среды данного учреждения и о личности его субъектов (дети, воспитатели) в этой среде.

В качестве экспертов могут выступать специалисты - педагоги ДОУ, знающие не понаслышке проблемы образовательного учреждения данного вида. Кроме того, должны быть задействованы не-

зависимые эксперты, знающие образовательное учреждение. К их числу можно отнести, прежде всего, родителей детей, желательно со специальной профессиональной направленностью. Это могут быть юристы, врачи, известные и уважаемые люди: ученые, деятели культуры, искусства, выдающиеся общественные представители. Именно эти специалисты, как нам кажется, помимо прочего, могут оказать ДОУ важную поддержку и помощь. Юристы с их знанием законов будут нужны в спорных ситуациях, медики - для понимания и более точного анализа влияния ДОУ на ребенка с точки зрения здоровья и соблюдения медицинских норм и рекомендаций. Однако такой подход не значит, что в экспертной группе будут дублироваться все профессии, которые как-то пересекаются с ДОУ. Здесь они - в первую очередь родители (или прародители) детей. Это лица, искренне заинтересованные в благополучии в ДОУ детей, интересы которых они будут соблюдать, охранять и представлять. Их мнение особенно важно в процессе внутренней экспертизы (самоаудит), направленной на саморазвитие.

Этот вид экспертизы должен осуществляться представителем администрации, двумя-тремя авторитетными воспитателями и еще двумя-тремя родителями. В школе к этой группе должны присоединиться представители учащихся. Лучше бы это были ученики, связанные с самоуправлением, активные и обладающие самостоятельной гражданской позицией. Для ДОУ участие детей впрямую не слишком реально, но для учета и их мнения можно иметь анкету или провести в игровой форме фокусированное интервью с детьми старшей группы, например «Что тебе нравится в твоем садике», а затем «А что ты изменил бы, если бы стал его директором».

Внутренняя экспертиза позволяет провести оценку состояния данного учреждения в плане его психологической безопасности для дальнейшего саморазвития и самосовершенствования. Учитывая, что внешняя экспертиза со временем станет вполне привычной для нашего общества, то внутренняя экспертиза будет еще и подготовкой к внешней экспертизе. Ведь всегда можно вовремя проверить себя и принять к сведению эти результаты. Это позволит не только более эффективно двигаться вперед, совершенствовать самоконтроль, но и глубже видеть перспективы и возможности своего ДОУ в этом плане.

Экспертиза как контроль качества полученного результата может осуществляться поэтапно на разных уровнях:

1-й уровень - объективные показатели (анализ документов):

• концепция развития ДОУ и концепция психологической безопасности, перспективные планы (на следующий год) - их взаимосоответствие, совпа-

дение/несовпадение, цели и средства воспитания и обучения;

• расписание и режимные моменты;

• документы по адаптации ребенка в ДОУ;

• результаты самоаудита ДОУ;

• анализ замечаний или жалоб родителей, а также их благодарностей в книгах отзывов;

• результаты психодиагностики и психологической работы с проблемами детей;

• дети группы риска, изменение численности данной группы, результаты развивающей деятельности воспитателя и психолога, динамика изменений отдельных персон и пр.;

• документы об участии и результатах в городских смотрах, конкурсах ДОУ и т. д.;

• оценка детей воспитателями и родителями (на входе и выходе);

• текучесть кадров и объективное психосоматическое состояние детей и воспитателей.

2-й уровень - диагностические данные - показатели экспертизы:

• показатели развития среды; экспертиза на основе модификации методики И. А. Баевой;

• наблюдение экспертами отношений в ДОУ; микроклимат;

• наблюдение экспертами взаимодействий «ребенок - ребенок», «педагог - ребенок», «педагог - педагог», «администрация - педагог»;

• анализ детско-родительских отношений и их профилактика;

• профессиональные деформации и их профилактика;

• эмоциональное выгорание педагогов; способы предупреждения.

3-й уровень - субъективные показатели экспертизы - оценки независимых экспертов в сравнении с показателями наблюдения профессиональной группы экспертов (2-й уровень) и с данными, полученными на 1-м уровне;

• чувство защищенности детей и реальной безопасности в ДОУ, что обеспечивается всей системой взаимодействий в данном образовательном пространстве на основе профессиональных оценок и интуиции экспертов (о состоянии физического и психического здоровья детей);

• защищенность ребенка: риски и угрозы со стороны сверстников. Разнообразные психологические проблемы детей (импульсивность, агрессия, конфликтность, гиперактивность и др.). Какие угрозы исходят от этих детей, каков их масштаб, что делается и что, по мнению экспертов, необходимо для предупреждения существующих рисков и т. п.;

• перегрузки, стрессы детей и педагогов; эмоциональное выгорание педагогов, защищенность в коллективе, психологическое здоровье, атмосфера в ДОУ (сотрудничество, взаимопомощь, слаженность коллектива);

• защищенность ребенка и риски со стороны воспитателя - отсутствие специального уровня образования; профессиональная некомпетентность и специфика личностных качеств; отсутствие или недостаточное владение русской речью; общий уровень культуры и т. п.;

• защищенность ребенка: риск и угрозы со стороны родителей - пьющие, агрессивные, психически неустойчивые, безответственные люди как родители и незрелые личности;

• насилие физическое со стороны взрослых и сверстников, а также психологическое (оскорбления, насмешки, обзывания, прозвища, приклеивание ярлыков и т. п.) в детской среде; то же самое со стороны взрослых;

• информационная защищенность субъектов образовательной среды предполагает наличие и доступность распоряжений, постановлений, указов вышестоящих организаций для сотрудников и для родителей. Все субъекты данной среды имеют право знать о возможностях ДОУ и прямо или косвенно участвовать в их планировании. Кроме того, данный пункт предполагает заботу специалистов о самосовершенствовании, саморазвитии и профессиональном росте, а также заботу об информировании родителей детей в области психолого-педагогических проблем, адресную помощь родителям в воспитании своих детей, с учетом развития науки. Отсюда вытекает еще один важный момент - доведение до сведения родителей информации об их ребенке, о психологических трудностях или проблемах ребенка, требующих дополнительной профессиональной поддержки специалистов центров или служб. Например, работу с гиперактивностью в настоящее время ведут специ-алисты-нейропсихологи. Это относительно новое направление, и родители должны знать, с какими симптомами и куда обращаться. Такая информация может быть представлена на сайте, стендах и досках объявлений или даваться адресно.

Важная роль в формировании безопасности образовательной среды ДОУ отводится развитию социально-психологических навыков и качеств всех субъектов образовательной среды, умению конструктивно взаимодействовать, общаться, поведению в конфликтах и т. п. Об этом можно прочитать в информационно-методических бюллетенях за 20082011 гг. и электронных ресурсах МГППУ, объединенных темой «Безопасность образовательной среды».

Дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) является одним из широко представленных в обществе социальных институтов, непосредственно участвующих в данном процессе. Каждое ДОУ может строить свою локальную (частную) систему психологической безопасности, соответствующую уровню собственной готовности, основываясь на общей концепции ПБОС ДОУ.

Осуществлять анализ и контроль психологической безопасности образовательной среды в ДОУ можно по-разному, используя разные подходы [5]. Важно понимать, какова эта среда, в чем ее особенности, каковы наиболее значимые характеристики, те, без которых невозможно ее оценивать или утверждать сам факт психологической безопасности ребенка в ДОУ. Представляется, что разработка модели экспертизы безопасности образовательной среды ДОУ не только позволит, но и заставит выделить те характеристики, без которых невозможно оценить или с достаточной достоверностью утверждать сам факт наличия или отсутствия этой безопасности ребенка в любом ДОУ.

Примечания

1. Баева И. А., Волкова Е. Н., Лактионова Е. Б. Психологическая безопасность образовательной среды: учеб. пособие / под ред. проф. И. А. Баевой. М.: Экон-Информ, 2009. С. 27.

2. Там же. С. 166.

3. Баева И. А. Психологическая безопасность образовательной среды: Теоретические основы и технологии создания: автореф. дис. ... д-ра психол. наук: Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. СПб., 2002; Мириманова М. С., Ковров В. В. Экспертиза психологической безопасности образовательной среды сквозь призму проектного подхода // Экспертиза психологической безопасности образовательной среды. Информационно-методический бюллетень ГЭП второго уровня / ред.-сост. И. А. Баева, В. В. Ковров. М.: Экон-Информ, 2009. № 1. С. 39-43; Братченко С. Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования (психологический аспект). М., 1999.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Братченко С. Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования (психологический аспект). М., 1999. С. 51.

5. Мириманова М. С. Подходы к экспертизе психологической безопасности образовательной среды дошкольных образовательных учреждений // Экспертиза психологической безопасности образовательной среды. Информационно-методический бюллетень. М., 2009. № 3. С. 12.

УДК 159.99

О. В. Вихристюк

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ

ПРОФИЛАКТИКИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

В статье обсуждается проблема подросткового и молодежного суицида в контексте создания программы профилактики суицидального поведения в системе образования; раскрываются основные направления профилактики суицидального поведения среди несовершеннолетних и молодежи.

The article discusses the problems of adolescent and youth suicide in the context of building up a suicidal behavior prevention program in the educational system; the main trends of adolescent and youth suicidal behavior prevention are exposed.

Ключевые слова: суицид, суицидальное поведение, профилактика суицидального поведения, ауто-агрессивное поведение подростков и молодежи.

Keywords: suicide, suicidal behavior, suicidal behavior prevention, autoaggressive behavior of adolescents and young people.

Одна из острейших проблем современного российского общества - проблема аутоагрессивного поведения и суицидов, особенно среди подростков и молодежи.

По данным Всемирной организации здравоохранения Россия находится на третьем месте по количеству завершенных зарегистрированных суицидов и на первом месте по числу суицидов среди молодежи (14-24 года). По данным Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского за 2010 год в России частота подростковых суицидов составляет 19,8 случаев на 100 000 подростков; в Москве эта частота составляет 4,9 на 100 000, в то время как попытки суицида совершает каждый 12-й подросток. По данным американских исследователей [1] на каждое законченное самоубийство у подростков приходится до 100-200 суицидальных попыток [2].

Основные причины суицида молодежи: неразделенная любовь, конфликты со сверстниками, близкими, родителями, страх перед будущим, одиночество. Особенно остро проблема молодежных суицидов ощущается в мегаполисах и крупных населенных пунктах. Этому способствуют, в том числе, смещение ориентиров с нравственных внутрисемейных ценностей на материальное и социальное положение в обществе, изменение приоритетов воспитания в современном образовании, бесконтрольное использование подростками и моло-

10. Работа выполнена в рамках гранта РГНФ (№ 12-06-00719).

© Вихристюк О. В., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.