Научная статья на тему 'Прогосударственные общественные объединения: много шума из ничего'

Прогосударственные общественные объединения: много шума из ничего Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
89
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Дмитрий Брюховецкий

В 2011 году крупнейшие прогосударственные общественные объединения (Федерация профсоюзов Беларуси (ФПБ), РОО «Белая Русь», БРСМ) в целом функционировали в традиционном для них формате: проведение мониторинга настроений среди трудовых коллективов и максимальное отвлечение людей от политики, прежде всего через организацию культурно-массовых мероприятий. Поскольку полноценное сосуществование трёх структур со схожими функциями в одной организации невозможно, в каждом конкретном трудовом коллективе происходило усиление одного из трёх общественных объединений за счёт двух других. Отчасти в силу такой конкуренции авторитет ФПБ, БРСМ и «Белой Руси» среди рядовых белорусов чрезвычайно низок и основывается преимущественно на административном ресурсе. На низовом уровне указанные объединения тесно интегрированы в управленческую структуру государственных организаций и предприятий, а на республиканском полностью подчинены Администрации президента. Прошедший 2011 год явился периодом серьёзных испытаний для ФПБ, БРСМ и РОО «Белая Русь». Призванные защищать, прежде всего, социально-экономические интересы людей, эти общественные объединения бездействовали во время охватившего страну экономического кризиса, что привело к их дальнейшей дискредитации среди населения. Не смогли они внести и серьёзных предложений по укреплению существующей политической и социально-экономической модели, столкнувшейся с непростыми вызовами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Прогосударственные общественные объединения: много шума из ничего»

ПРОГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ: МНОГО ШУМА ИЗ НИЧЕГО

Дмитрий Брюховецкий Резюме

В 2011 году крупнейшие прогосударственные общественные объединения (Федерация профсоюзов Беларуси (ФПБ), РОО «Белая Русь», БРСМ) в целом функционировали в традиционном для них формате: проведение мониторинга настроений среди трудовых коллективов и максимальное отвлечение людей от политики, прежде всего через организацию культурно-массовых мероприятий. Поскольку полноценное сосуществование трёх структур со схожими функциями в одной организации невозможно, в каждом конкретном трудовом коллективе происходило усиление одного из трёх общественных объединений за счёт двух других. Отчасти в силу такой конкуренции авторитет ФПБ, БРСМ и «Белой Руси» среди рядовых белорусов чрезвычайно низок и основывается преимущественно на административном ресурсе. На низовом уровне указанные объединения тесно интегрированы в управленческую структуру государственных организаций и предприятий, а на республиканском - полностью подчинены Администрации президента.

Прошедший 2011 год явился периодом серьёзных испытаний для ФПБ, БРСМ и РОО «Белая Русь». Призванные защищать, прежде всего, социально-экономические интересы людей, эти общественные объединения бездействовали во время охватившего страну экономического кризиса, что привело к их дальнейшей дискредитации среди населения. Не смогли они внести и серьёзных предложений по укреплению существующей политической и социально-экономической модели, столкнувшейся с непростыми вызовами.

Тенденции:

• продолжается падение авторитета прогосударственных общественных объединений, и прежде всего профсоюзов как неспособных защитить социально-экономические интересы людей;

• попытки государства повысить отдачу от использования ФПБ, «Белой Руси» и «БРСМ» в укреплении политической системы страны не приносят значимого результата.

Федерация профсоюзов Беларуси: продолжение маргинализации

Как и в предшествующие годы, в целом официальные профсоюзы не представляли собой какой-либо самостоятельной

силы. Будучи тесно интегрированы в руководство предприятия (нередки случаи, когда профсоюзную ячейку на том или ином предприятии возглавляет сотрудник директората), профсоюзы преимущественно выполняли функции мониторинга настроений среди трудового коллектива и организации культурно-массовых мероприятий. Что касается защиты социальных прав трудящихся, то за неё, по сути, отвечает государство посредством проводимой политики.

Однако в 2011 возможности государства в этой сфере значительно сократились, что привело к росту недовольства на предприятиях. Росло и разочарование белорусов в самом профсоюзном движении. Так, по данным одного из независимых опросов, в 2011 около 40% жителей республики не видели никакой необходимости в существовании профсоюзов.

ФПБ подписала с правительством Генеральное соглашение на 2011—2013 гг., которое даже по признанию независимых профсоюзов в значительной степени гарантировало защиту прав трудящихся. Однако все эти гарантии оказались нарушенными с началом валютного кризиса, на что ФПБ практически не отреагировала.

Так, ФПБ проигнорировала заявление министра финансов А. Харковца о необходимости сокращения работников бюджетной сферы на 10—15%, а председатель ФПБ Л. Козик поставил под сомнение слова главы БЕЛСТАТА В. Зиновско-го, заявившего, что проблемы с валютой отразились на занятости 600 тыс. белорусов. Официальные профсоюзы ничего не сделали и для облегчения положения трудящихся, предпочитая не замечать охвативший страну кризис.

В ответ на ухудшение экономического положения в Беларуси на ряде предприятий начались забастовки, предотвратить которые официальные профсоюзы оказались не в состоянии. Двадцать третьего мая забастовка прошла на предприятии «Речицапиво», 24 мая — на МТЗ, 25 мая призывы к забастовке прозвучали в Борисове, 1 июля отказались выйти на работу рабочие одного из строительных управлений в Слониме, 1 сентября забастовку объявили рабочие одного из строительных предприятий Витебска, 15 сентября забастовал завод СБЖ-11 в Солигорске, 24 октября — забастовка работников УП «Жильё» в Борисове, в ноябре — рабочих «Беларуськалия» (г. Солигорск). В конце декабря около 600

работников «Гранита» добровольно вышли из ФПБ в знак протеста против низких зарплат и плохой работы профсоюза. Более 200 рабочих решили присоединиться к независимому профсоюзу.

Характерной особенностью всех этих забастовок является то, что проблемы решаются представителями администрации предприятия и исполнительной власти, официальные же профсоюзы от процесса фактически отстранены. Следует отметить, что во всех случаях власть и администрация предприятий идут на уступки бастующим, а это значит, что резервы для этих целей имеются, но официальные профсоюзы их игнорируют, не имея, по-видимому, даже полномочий выступать с подобными предложениями. Призывы к преодолению кризиса и улучшению жизни трудящихся прозвучали лишь от отдельных членов ФПБ.

В условиях фактически полной беспомощности лидер ФПБ Л. Козик начал прилагать усилия, чтобы выслужиться перед властью и лично президентом А.Г. Лукашенко. Иначе трудно оценить предложение о выдвижении кандидатуры А.Г. Лукашенко на Нобелевскую премию по экономике, озвученное Л. Козиком в конце июля в разгар экономического кризиса в стране. Следует отметить, что ФПБ, находящаяся под полным контролем Администрации президента, и не могла предпринять никаких реальных действий по защите интересов работающих: в условиях дефицита финансов и неизбежного переформатирования белорусской социально-экономической модели предусматривается резкое падение жизненного уровня белорусов. Ответственность за это должна пасть на правительство. В ФПБ полностью поддержали эту линию.

Так, в мае Л. Козик обвинил правительство в затягивании валютного кризиса, в сентябре — в замалчивании кризиса, а в ноябре — в заговоре с независимыми профсоюзами с целью ухудшения социально-экономической ситуации в Беларуси. Через несколько дней ФПБ предложила резко повысить подоходный налог для тех, чья зарплата превышает USD 1000, недвусмысленно намекнув на солигорских шахтёров. Это предложение вызвало шквал возмущения в «Беларуськалии», что вынудило Л. Козика его дезавуировать.

В целом, на протяжении 2011 продолжалась маргинализация официальных профсоюзов, выражающаяся в их неспо-

собности (предусмотренной политикой руководства Беларуси) защищать интересы трудящихся.

БРСМ: импульс, направленный в никуда

Как и официальные профсоюзы, БРСМ выполняет функцию мониторинга настроений в молодёжной среде и отвлечения молодёжи от политики преимущественно путём проведения культурно-развлекательных мероприятий. Для организации 2011 год стал периодом непростых испытаний. Активное участие молодёжи в кампаниях оппозиционных кандидатов на пост президента в конце 2010 года и в «молчаливых» акциях протеста в мае-июне в очередной раз продемонстрировало, что БРСМ не лучшим образом справляется с указанными выше функциями.

Следует отметить, что в значительной степени импульс организации придаёт её первый секретарь И.И. Бузовский, пользующийся большой поддержкой в Администрации президента, особенно со стороны помощника главы государства, начальника Главного идеологического управления В.В. Янчев-ского. Среди распиаренных акций БРСМ особое место отводится акции «100 идей для Беларуси», получившей одобрение А. Лукашенко. Тем не менее, несмотря на все усилия и колоссальную государственную поддержку (в 2011 союзу выделена рекордная сумма в Br 20.5 млрд, правда, значительно уменьшившаяся в результате девальвации национальной валюты), масштабные протесты молодёжи могли привести к серьёзным кадровым перестановкам в организации.

Однако этого не произошло. Девятого декабря состоялся 41-й съезд БРСМ, на котором выступил и глава государства. Вопреки ожиданиям многих экспертов, А.Г. Лукашенко поддержал нынешнее руководство БРСМ и деятельность организации в её нынешнем виде. Более того, президент в завуалированном виде возразил на многолетнюю критику в адрес БРСМ: искусственное завышение численности организации, принудительное членство, пассивность подавляющего большинства её членов, формальный характер проводимых акций, непопулярность у значительной части белорусской молодёжи. По существу, в своём выступлении А.Г. Лукашенко выдал своеобразный «карт-бланш» БРСМ и её переизбран-

ному лидеру И.И. Бузовскому на осуществление дальнейшей деятельности.

Всё это выглядит довольно странным, учитывая масштаб участия молодёжи в «молчаливых» акциях протеста и исключительно силовое решение этой проблемы. На местах влияние БРСМ, как правило, также весьма ограниченно и, несмотря на многочисленные акции, уступает влиянию тех же официальных профсоюзов. По-видимому, поддержка БРСМ со стороны первого лица в государстве стала результатом номенклатурных взаимоотношений (сильные позиции лично И.И. Бузовского) и нежелания руководства страны демонстрировать недоверие к одной из самых массовых прогосудар-ственных общественных организаций в условиях нарастания кризиса белорусской модели развития.

«Белая Русь»: между квази- и псевдопартией

В отличие от официальных профсоюзов и БРСМ, и несмотря на имеющиеся факты насильственного членства в организации, РОО «Белая Русь» продолжает функционировать в качестве прообраза некой элитарной прогосударственной организации, призванной объединить в своих рядах высшую и среднюю номенклатуру. Однако уже который год организация пребывает в становлении: далеко не каждый высокопоставленный номенклатурщик является её членом. Тем не менее в целом на местах соблюдается принцип наличия небольшой ячейки, формируемой из непосредственного окружения руководителя организации.

Общественная деятельность организации также выглядит весьма скромно, особенно по сравнению с многочисленными акциями БРСМ и ФПБ. Однако «Белая Русь» активно вовлечена в процесс ручного управления социальными и политическими процессами, прежде всего, через достаточно обширную (более 160) сеть своих общественных приёмных, функционирующих как своего рода филиалы Администрации президента и производящих мониторинг настроений среди местного населения.

В 2011 позиции РОО «Белая Русь», несомненно, усилились. Частично это произошло за счёт назначения её руководителя А.М. Радькова на должность первого заместителя главы Адми-

нистрации президента. Однако основным фактором в данной связи следует признать начавшуюся дискуссию в белорусском истэблишменте о необходимости проведения реформы политической системы страны. В 2011 в информационном поле появлялись вбросы о возможности создания в Беларуси полноценной партийной системы и проведения парламентских выборов 2012 по партийным спискам.

По-видимому, изначально РОО «Белая Русь» и мыслилась как «партия власти», своеобразный аналог КПСС, но она не смогла занять это место ввиду нежелания А.Г. Лукашенко иметь даже призрачного конкурента. Согласно официальной версии, впервые идея о преобразовании РОО «Белая Русь» в партию народного единства «Белая Русь» озвучена в августе председателем Совета Республики Национального собрания А.Н. Рубиновым во время встречи с активом. Эту инициативу незамедлительно поддержали областные организации «Белой Руси». Похожую идею озвучивал А.М. Радьков ещё в марте на заседании Республиканского совета организации, однако она, по-видимому, была отложена до наступления более подходящего момента. В сентябре А.М. Радьков полностью поддержал «инициативу» А.Н. Рубинова.

Перспективы такого реформирования представляются весьма туманными. Усиление «реформистской» риторики совпало с попытками наладить новый диалог с Западом и высказываниями А.Г. Лукашенко о готовности сесть за «круглый» стол с оппозицией. Представляется, что разговоры о партийной системе в большей степени ориентированы на западноевропейскую аудиторию и мало влияют на состояние (и сущность) политической системы республики. Сама возможность этого реформирования серьёзно ограничена как внешнеполитическими обстоятельствами (затруднённость диалога с Западом), так и неспособностью белорусской власти использовать более тонкие механизмы управления, необходимость в которых возникнет даже в случае формирования «декоративной» партийной системы.

Заключение

На протяжении 2011 года три ведущих прогосударственных объединения — официальные профсоюзы (ФПБ), БРСМ и

РОО «Белая Русь» — никак себя особо не проявили в условиях охватившего страну социально-экономического кризиса, что способствовало дальнейшей дискредитации этих объединений среди населения. Можно лишь говорить о некотором усилении позиций РОО «Белая Русь», во-первых, в связи с назначением её руководителя А.М. Радькова на должность первого заместителя главы Администрации президента, а во-вто-ръх, в связи с дискуссиями в белорусском истэблишменте о необходимости проведения реформ. В видимой перспективе «Белая Русь» скорее всего сохранит свои позиции — особенно на фоне маргинализации ФПБ и невысокой эффективности деятельности БРСМ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.