Научная статья на тему 'Занятость в Беларуси: политика и повседневность'

Занятость в Беларуси: политика и повседневность Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
299
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Employment in Belarus: Policy and Everyday Life

The author scru tinizes a great amou nt of statistical and sociological data, publications in mass media, participant observations and other sour ces on the cou ntry government policy in the sphere of employment, labor market (including public wor k), on the ro le and situation of trade unions, the dynamics of unemployment and migration, population dispositions in connection with prices increase, fears of loo sing a job place, families’ impoverishment (unemployment in the cou ntry being registered not by the findings of regular hou seholds sur veys but by the num ber of citizens officially registered in Centers of Employment). A.Mor gunova describes the established system of employment or ganization and contro l in Belaru s as a «corru ptive deal» (a term intro duced by Yu.Levada) and views it as an attempt to preserve by paternalistic methods the administrative comm omm anding system of planning and redistribution left over from rom the Soviet times. The present system allows in a shor t time perspective to smoo th over negative social phenom om ena, keep up the established form s of the state and society interaction. At the same time, in public rhetor ic it imitates the dialogue of responsible figur es, the suppor t of «initiatives from rom below» while actually increasingly taking these initiatives (shaping social networ ks, etc.) under bur eaucratic contro l. Under such conditions enterprises and employees are for ced to adapt themselves to the suggested patterns of behavior actually being devoid of possibility to influence the officials’ decisions. The system of governmental bodies on labor and employment, especially Centers of Employment, appear to be the hostages of the existing situation, that is, over-centralization of contro l and regulation «from rom above». Two mor e articles of the issue deal with social pro blems engendered by world economic crisis.

Текст научной работы на тему «Занятость в Беларуси: политика и повседневность»

Анна МОРГУНОВА

Занятость в Беларуси: политика и повседневность

Обеспечение занятости в любом государстве — один из важнейших компонентов социально-экономической политики. Занятость — сложный феномен, который затрагивает различные уровни и области жизни общества — от экономической сферы до социально-культурных отношений. Согласно ст. 41 Конституции РБ, «гражданам Республики Беларусь гарантируется право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, т. е. право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда». Государство, со своей стороны, «создает условия для полной занятости населения. В случае незанятости лица по не зависящим от него причинам ему гарантируется обучение новым специальностям и повышение квалификации с учетом общественных потребностей, а также пособие по безработице в соответствии с законом», — записано в Конституции РБ.

На протяжении последнего десятилетия очень низкий уровень безработицы в Беларуси (см. диаграмму 1) стал для руководства страны одним из показателей эффективности проводимой политики, выполнения государством своих обязательств перед обществом и синонимом благополучия на фоне трудностей в других странах: «Беларусь постоянно упрекают в том, что у нас не соблюдаются права человека. Казалось бы, уже должен выработаться иммунитет против этих голословных обвинений. Но каждый раз думаешь, насколько абсурдно это звучит в отношении страны, где безработица на уровне статистической погрешности. К примеру, до 30% даже сейчас в Испании, ну за 20 — точно. 10% — в США. И процент в Беларуси»1.

Важно отметить, что в Беларуси безработица считается не по методологии Международной организации труда (МОТ) — т. е. не по резуль-

1 Стенограмма выступления президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко на VI съезде ФПБ 17.09.2010 // http://www.president.gov.by/ press97884.html#doc

татам регулярных обследований домохозяйств, а по количеству граждан, официально зарегистрированных в центрах занятости. Обследование домашних хозяйств в контексте занятости планируется проводить в Беларуси ежеквартально с 2012 г. (пробное выборочное исследование домашних хозяйств пройдет в 2011 г.)2.

Диаграмма 1

УРОВЕНЬ ЗАРЕГИСТРИРОВАННОЙ БЕЗРАБОТИЦЫ (в %

от экономически активного населения)

3,5 т-

По данным Национального статистического комитета Республики Беларусь // http://belstat.gov.by/homep/ru/ indicators/labor.php * Данные за январь-октябрь 2010 г.

Белорусский закон определяет занятость следующим образом: «деятельность граждан..., связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая им заработную плату, доход, вознаграждение за выполненную работу..»3.

В ситуации, когда на протяжении почти 10 лет фиксируется постоянное уменьшение безработицы, можно предположить, что вопросы поиска работы не должны сильно волновать жи-

2 См.: Домашние хозяйства будут проверять // Белорусская нива. 2010. 4 ноября. - URL: http://www.belniva.by/news_full.php?id_news=9868 (дата просмотра 24.12.2010).

3 См.: Закон «О занятости населения Республики Беларусь» от 15 июля 2006 г. // http://www.pravo.by/pdf/2006-94/2006-94(006-020). pdf

телей страны. Однако это не так. Безработица на протяжении более 10 лет постоянно входит в число проблем, которые белорусы считают наиболее остро стоящими перед страной и гражданами. Проанализировав комплекс проблем, которые наиболее сильно волнуют белорусское общество, можно заметить следующее: самыми значимыми являются социально-экономические, причем связанные между собой (см. табл. 1), — спад производства, ведущий к безработице и, как следствие, к обнищанию; рост цен, связанный со спадом производства и также ведущий к безработице и обнищанию, и т. п. Для нашего исследования важно заметить, что, кроме социально-экономических проблем, определенную значимость для белорусов представляют также проблемы коррупции и нарушения прав человека: не подкрепленные соответствующим функционированием институтов декларативные права и повседневная реальность, расходящаяся с картинками на ТВ, оказывают на массовое сознание более сильное влияние, чем все пропагандистские инструменты.

Таблица 1

Наиболее острые проблемы, которые стоят перед страной и населением, % (возможно более одного ответа)1

09'98 06'99 11'99 08'00 10'00 11'00 09'02 06'04 06'06 12'07 12'08 12'09

Рост цен 75 83 80 77 83 81 72 73 60 84 83 80

Обнищание населения 50 73 78 68 76 71 61 58 20 35 38 43

Безработица 29 36 43 37 37 39 49 50 37 38 36 40

Спад производства 24 32 36 31 31 29 38 22 18 21 32 34

Коррупция, взяточничество 22 30 38 31 33 33 28 36 28 33 26 26

Нарушение прав человека 10 23 28 28 27 28 25 30 22 26 20 23

Преступность 27 45 42 44 43 42 35 37 23 27 21 2 со

Отсутствие порядка, законности 20 25 2 со 2 со 30 2 со 27 33 22 21 21 19

Упадок национальной культуры _ 13 14 12 15 14 10 14 11 13 8 12

Угроза Запада 3 9 9 5 6 5 4 8 18 12 13 9

Преодоление последствий Чернобыльской катастрофы 20 30 29 2 со 22 22 20 21 26 22 11 8

Международная изоляция 9 9 10 9 10 8 15 15 14 15 10 8

Раскол общества - 5 10 7 9 7 5 9 7 8 4 7

Угроза потери независимости Беларуси _ - - - - 7 10 7 8 7 5 4

Другая проблема - 2 2 2 1 2 1 20 22 21 15 13

Однако для конструирования любой реальности Госаппарат может использовать механизмы, сильно отличающиеся по предлагаемым способам решения проблем, возникающих в ходе реализации государственных программ, по применяемым методам, а также по используемым социально-экономическим и политическим инструментам.

В данной статье мы попытаемся проанализировать, каким образом белорусское государство решало вопросы обеспечения занятости населения, какие механизмы использовало, а также, в какой мере можно говорить о том, что их использование позволяет поддерживать существующее состояние в социально-экономической сфере.

В качестве определения занятости мы будем пользоваться формулировкой, предложенной Г. Соколовой: «занятость — отражение состояния функционирования рынка труда рабочей силы в условиях конкретной экономической инфраструктуры»2.

1 Результаты национальных опросов, проведенных с 1998-го по 2009 год, любезно предоставлены по просьбе автора Независимым институтом социально-экономических и политических исследований (НИСЭ-ПИ), см.: http://www.iiseps.org

1 Соколова Г. Занятость // Социология: Энциклопедия Сост. А.А. Гри-цанов и др. Минск: Книжный дом, 2003 (http://slovari.yandex.ru/~™™/ Энциклопедия%20социологии/).

Государственная политика в сфере занятости.

В 1990-х гг. государственная политика занятости была еще в стадии формирования: распад Союза и последующие кардинальные преобразования в экономике оставляли небольшую возможность для планирования и были скорее реакцией государства на определенные вызовы, например невыплату зарплаты или резкое сокращение рабочих мест (следствие — массовые протесты и забастовки). С конца 1990-х существует негласный запрет на сокращение работников. Он связан с требованиями президента и правительства обеспечить всеобщую занятость вне зависимости от экономических последствий такой политики и ее негативного влияния как на мотивацию труда самих работников, так и на хозяйственную деятельность предприятий.

К началу 2000-х гг. стала оформляться система, которую можно охарактеризовать следующими чертами. Во-первых, более высокий уровень вовлеченности трудовых ресурсов в экономику крупных, больших и средних городов по сравнению с малыми, где причиной безработицы являлось (и остается до сих пор) несоответствие квалификации ищущих работу требованиям нанимателя1. Во-вторых, различия между городом и селом, где из-за недостатка квалифицированных специалистов существует значительная разница в качестве образования и здравоохранения. К тому же при «анклавиза-ции» сельского рынка труда из-за неразвитости транспортных коммуникаций и удаленности многих населенных пунктов от центров занятости возникали трудности с регистрацией в качестве безработных (в результате сельские жители частично компенсировали отсутствие работы увеличением занятости в личном подсобном хозяйстве)2.

Основными механизмами адаптации, которые использовали граждане, являлись, как отмечают эксперты, самозанятость, дополнительная занятость и миграция, что сказывалось на показателях как занятости, так и безработицы3.

Рынок труда 2000—2009 г., согласно статистическим данным, характеризовался невысокой стоимостью рабочей силы, отсутствием

1 Региональное неравенство // Экономика и общество Беларуси. Диспропорции и перспективы развития. Национальный отчет о человеческом развитии 2004-2005. Минск: Альтиора-Живые краски. С. 33. -URL: http://un.by/pdf/1321_rus_.pdf

2 Там же. С. 34-37.

3 Гайдук К, Чубрик А, Парчевская С., Валевский М. Рынок труда в Беларуси: общий обзор // Центр социально-экономических исследований. Исследования и анализ, № 313. Варшава, 2005. С. 58 (http://www. case-research.eu/upload/publikacja_plik/9438818_sa313r.pdf )

свободного перемещения работников по территории страны из-за сохранения института прописки и неразвитости рынка жилья, увеличением масштабов вынужденной неполной занятости, снижением доли заработной платы в структуре денежных доходов4. Важно заметить, что рынок труда обусловлен сильным государственным участием (поддержание высокой занятости, сглаживание дифференциации труда, субсидирование и льготное кредитование предприятий и т.д.). Определенный институциональный баланс поддерживается с минимальными элементами саморегулирования5.

Кроме того, рынок труда на протяжении 2001—2008 гг. эволюционировал в сторону вторичного рынка труда (т. е. рынка с малооплачиваемыми и низкоквалифицированными работами в конкурирующих между собой отраслях)6. Существенной проблемой для государственного регулирования первичного рынка труда (т. е. рынка труда с гарантированной работой, высоким классом и статусом и хорошими условиями труда) является то, что он обслуживается с помощью неформальных механизмов трудоустройства (т. е. с помощью социальных связей — рекомендаций знакомых, друзей, родственников)7. Распространение и укорененность в массовом сознании неформальных форм трудоустройства обеспечивает в среднем 1/3 случаев трудоустройства, делая такие механизмы взаимодействия одними из важнейших на рынке труда8.

Что касается распределения неформальных механизмов взаимодействия в зависимости от формы собственности предприятий, для нас представляется важным отметить следующее явление, значимое для понимания функционирования первичного рынка труда: «На негосударственных предприятиях в первичном сегменте внутреннего рынка труда используются неформальные механизмы, дополняющие рыночные отношения работников и работодателей и порождающие резонансный тип взаимодействия. Использование неформальных механизмов найма работников в первичном сегменте внутреннего рынка труда государственных предприятий ведет к замещению рыночных

4 Соколова Г. Н. Экономическая реальность в социальном измерении: экономические вызовы и социальные ответы. Минск: Беларус. навука, 2010. С. 424-425.

5 Гайдук К., Чубрик А, Парчевская С., Валевский М. Указ. соч. С. 58.

6 Соколова Г. Н. Экономическая реальность в социальном измерении. С. 79.

7 Соколова Г. Н. Цит. соч. С. 383.

8 Соколова Г. Н. Цит. соч. С. 392.

взаимоотношений социальными и порождает диссонансный тип взаимодействия работников и работодателей»1.

Говоря о государственной политике в сфере занятости, необходимо упомянуть также и о регулировании неформальной занятости.

В 1990-х, когда значительная часть населения была вынуждена заниматься преимущественно торговлей, государство некоторое время закрывало глаза на неформальную занятость. Это было связано с социально-экономическими потрясениями в обществе, а также с отсутствием нормативной базы, регулирующей многие виды деятельности: социально-экономическая политика была скорее реакцией на новые вызовы, чем деятельностью, учитывающей долгосрочное или хотя бы среднесрочное влияние задействовав-шихся правовых и экономических механизмов.

Одной из основных видов неформальной занятости (в том числе и в качестве дополнительной) была торговля, особенно «челночный» бизнес, являвшийся одной из стратегий выживания для жителей многих городов (прежде всего приграничных)2. В конце 1990-х, после выхода декрета президента № 15 от 4 сентября 1998 г. «О неотложных мерах по защите потребительского рынка» с последующими изменениями и дополнениями, был запрещен — без разрешения государственных органов — вывоз товаров, которые частично дотировались и, следовательно, были дешевле, чем в соседних странах. За нарушение данного декрета взимались очень крупные штрафы (приблизительно от 250 до 2500 USD), а сами товары и транспортные средства, используемые для их вывоза, подлежали конфискации.

С этого времени государство постепенно стало жестко пресекать нелегальную торговлю (в частности, потому, что «челноки» не платили налоги, их было трудно проконтролировать и они часто занимались контрабандой). К числу принятых мер относились ограничения на отпуск товаров «в одни руки» (например, не более 200 г сливочного масла, сыра и т. п.) с облавами на покупателей около магазинов, введение новых форм правового регулирования неформального предпринимательства, а также увеличение количества наименований подакцизных товаров для снижения объема контрабанды и доли «серого» рынка.

1 Соколова Г. Н. Там же

2 Поскольку у Беларуси есть границы с Польшей, Литвой, Россией и Украиной, эти страны продолжительное время были важными каналами сбыта белорусской продукции, которые использовались «челноками».

Резкое изменение правил игры привело к тому, что в этот же период резко изменилась роль таможни: из контролирующего и регулирующего органа она трансформировалась в карательно-поборный. Это, в свою очередь, повлекло за собой резкое увеличение на рынке труда спроса на квалифицированных таможенных брокеров, специалистов по ВЭД со связями на таможне, а также повысило престиж профессий «таможенник» и т. п. (с этого момента наблюдался рост получающих второе высшее образование по специальности «юриспруденция»: люди хотели оперативно разбираться в тонкостях и нюансах законодательства и таможенной системы, культивирующей презумпцию виновности). Таможня стала одним из главных «доноров» государственного бюджета, обеспечив около трети всей доходной части (например, в 1999 г. - 25,4%3, в 2004 г. - 36%4, за первую половину 2005 г. — 32%5). Безусловно, учитывая географическое положение Беларуси, речь идет о пополнении бюджета не только за счет конфискации имущества на границе, так как законодательство предусматривает изъятие имущества за многие правонарушения, а лишь о том, насколько значительными могут быть поступления от этого в бюджет и каким образом это прямо или косвенно отражается как на формальной, так и на неформальной занятости.

Однако после кризиса 2008 г., когда склады оказались затарены как продовольственными, так и непродовольственными товарами, о «челноках» как наиболее быстро приспосабливающемся и реагирующем на изменения условий «слое» предпринимателей, быстро вспомнили. В отсутствие эффективных экономических механизмов, позволяющих снизить постоянно увеличивающееся отрицательное сальдо внешней торговли6, разрешение на беспрепятственный вывоз товаров за пределы Беларуси (в том числе и с помощью ослабления контроля за неформальными видами занятости) в ситуации растущей неполной занятости уже могло быть использовано в государственных интересах.

3 Более четверти доходной части республиканского бюджета формируется из таможенных платежей - председатель ГТК В. Макаревич // http://afn.by/news/i/869 от 26.01.2000.

4 Таможня дает 36% бюджета страны // http://news.tut.by/ economicsZ49068.html от 27.01.2005.

5 Президент договаривается с таможней - о хорошей и честной работе // Ь|йр:/МюЬ|.сот/агк^.рЬф?аг^с1еИ=307 21.10.2005 (дата просмотра 02.12.2010).

6 См.: Основные показатели внешней торговли. Национальный статистический комитет Республики Беларусь// http://belstat.gov.by/homep/

Как отметил заместитель председателя Государственного таможенного комитета С. Борисюк: «Теперь люди могут беспрепятственно вывозить за пределы страны товары, не являющиеся запрещенными и ограниченными к вывозу. Вне зависимости от количества и стоимости таких товаров. ...Пусть люди продают продукцию за пределами страны, если они нашли такую возможность. Это нужно для того, чтобы люди могли зарабатывать. И государства знакомились более активно с белорусской продукцией. Раньше, например, физические лица не могли вывозить за границу грузовик со стройматериалами — нужно было оформлять документы о вывозе товара на экспорт. Теперь достаточно чека. Никакой оценки стоимости и количества на границе не будет»1.

Кроме челночного бизнеса, который к концу первого десятилетия двухтысячных годов практически сошел на нет, государство стало стремиться вывести из тени и другие неформальные виды занятости, часто используемые в качестве дополнительных, например, репетиторство (то есть дополнительные уроки в сфере образования), ремонтно-строительные работы, а также другие услуги. Сначала было введено обязательное лицензирование данных видов услуг и требовалось оформление предпринимательства, чуть позже последовали некоторые упрощения: было разрешено оказывать услуги без лицензии, но с уплатой единого ежемесячного налога (приблизительно 35—45 евро2 на усмотрение местных властей). Дополнительно неформальная сфера услуг стала сильно ограничиваться после выхода Закона «О рекламе» в 2007 г.: публикация объявлений о предоставлении каких-либо услуг стала невозможна без указания номера лицензии или номера налогоплательщика (для услуг, не требующих получения лицензии).

Как видно из приведенных примеров, стремление к усилению государственного контроля в различных сферах экономики, с одной стороны, способствовало легализации неформальной занятости (с возможностью контроля со стороны государства и уплаты налогов), а с другой — затрудняло получение дополнительных доходов для тех, кто уже работал, но хотел бы иметь дополнительный заработок.

1 Козлик И. Таможня пытается возродить челночный бизнес // Комсомольская правда в Беларуси. 2009. 7 августа.

2 Тариф устанавливается именно в евро, с оплатой по курсу Национального банка.

Контракты. Специфической чертой белорусской системы найма, как одной из составляющих государственной политики занятости, является контрактная (т. е. срочная) форма трудового договора.

Точкой отсчета, изменившей отношения работника, работодателя и государства в системе обеспечения занятости в Беларуси, стал декрет президента от 26 июля 1999 г. № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины». Данный документ предоставил «нанимателям право заключать контракты. на срок не менее одного года». Кроме того, в случае отказа работника от заключения контракта «трудовой договор прекращается по причине отказа работника от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда»3.

Выход данного документа послужил поводом для организации профсоюзами в 1999 г. общереспубликанской акции протеста, поскольку данный декрет, по словам тогдашнего зампреда Федерации профсоюзов Беларуси Н. Бела-новского, делал страну «республикой временной занятости»4. Несколько лет данный декрет действовал, но большинство работодателей не спешили переходить на контрактную систему: нормативные документы не обязывали их это делать, а дополнительные вопросы, связанные с оформлением по новым правилам, требовали времени и пересмотра системы начисления заработной платы, отпусков и т. п.

Массовый перевод работников на контрактную систему происходил в 2004 г., после того как президент на семинаре «Кадры управления в современных условиях» в ноябре 2003 г. «поручил Администрации президента и правительству в ближайшие полгода завершить переход на контрактную систему во всех сферах»5. Таким образом, контрактная система в Беларуси распространилась на все категории

3 Декрет президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» см. на сайте Национального правового интернет-портала Республики Беларусь // http://www.pravo.by/webnpa/text.asp?RN=PD9900029

4 Яровенко М. Рабочие подводят итоги полугодия // Белорусская деловая газета. 1999. № 49 (94). 30 августа.

5 В Беларуси сформирована отвечающая статусу независимого государства система работы с кадрами 21.11.2003 // http://www.president. gov.by/press17939.html#doc, сообщение пресс-службы президента (Итоги двухдневного занятия постоянно действующего семинара руководящих работников республиканских и местных государственных органов. Его тема - совершенствование кадровой политики в республике).

работников, вне зависимости от места работы и занимаемой должности. Важно отметить, что переход к контрактной системе осуществлялся не постепенно, с разъяснениями как для работодателей, так и для работников — был задействован административно-командный механизм с присущим ему еще с советских времен старанием «выполнить пятилетку за три года». Поэтому главным стало как можно быстрее отчитаться по восходящей вертикали1 о том, что поручение президента выполнено в кратчайшие сроки и по максимуму (т. е. о том, что 100% или почти 100% работников предприятия—района— области переведены на контрактную систему). «Работники ставятся в положение, при котором их отказ от заключения контракта ведет к неминуемой потере работы. С другой стороны, что делать нанимателю, когда в последнее время это самое "право на заключении контракта" как-то странно трансформировалось в обязанность под общим лозунгом "даешь контракт". Причем наниматели уже по определенным формам отчетов рапортуют: сколько на контракте, сколько еще осталось (в процентах)»2.

К 2009 г., по данным доклада, подготовленного для Еврокомиссии Институтом приватизации и менеджмента в Минске, около 90% занятых работают по срочным трудовым контрактам. Между тем, как отмечают авторы доклада, официальных данных о количестве работающих по контракту нет, а эти цифры были обнародованы представителем Министерства труда и социальной защиты на семинаре в Минске в 2008 г.3 В 2010 г. министром труда и социальной защиты М. Щеткиной была названа цифра 800 тыс. контрактников, занятых в государственном секторе4. Однако эксперты считают эту цифру сомнительной, так как у значительной части крупных предприятий,

1 После внесения в Конституцию Республики Беларусь изменений, принятых на референдуме в 1996 г., президент стал назначать руководителей республиканских органов власти (ст. 84), а также назначать и освобождать от должности руководителей местных исполнительных и распорядительных органов власти (ст. 119).

2 Смольская С. Контракт с работником - право, похожее на обязанность ... // Национальная экономическая газета. 2004. № 69. 10 сентября.

3 ChubrikA., Haiduk K. Pelipas I, Shymanovich G. Tochitskaya I. Social Protection and Social Inclusion in Belarus (report financed by and prepared for the use of the European Commission, Directorate General for Employment, Social Affairs and Equal Opportunities). European Commission, 2009. P. 17-18. http://ec.europa.eu/social/main.jsp?catId=89&langId=en&newsId= 662&furtherNews=yes (дата просмотра 20.12.2010).

4 Спасюк Е. От короткого поводка для трудящихся власть отказываться не будет // http://naviny.by/rubrics/society/2010/12/15/ic_ articles_116_171675

формально не являющихся государственными (например, у акционерных обществ), учредители — облисполкомы и другие органы исполнительной власти со всеми вытекающими последствиями в плане выполнения поручений президента.

Попытаемся кратко описать ключевые характеристики контрактной системы. Данная система предусматривает заключение контракта между нанимателем и работником на срок от 1 года до 5 лет. Важным элементом является возможность для работника уволиться двумя способами: по окончании срока контракта или по согласованию сторон (т. е. если наниматель согласится уволить работника до окончания срока контракта). Уволить(ся) после истечения срока контракта можно следующим образом: не позднее чем за 2 недели до окончания срока действия контракта одна из сторон (работник или наниматель) обязана письменно предупредить о своем намерении продолжать/не продолжать трудовые отношения. При непродлении контракта работодатель не обязан информировать о причинах своего решения. До окончания контракта работник должен трудиться по обычному графику, т. е. возможность искать новую работу есть только у тех, кто работает посменно или неполный рабочий день. В случае отказа работодателя работник не получает никаких компенсаций.

В белорусском общественном мнении нет единства по поводу контрактной системы (см. диаграмму 2). Преобладающими являются негативные оценки: 42% респондентов отрицательно относятся к контрактной системе найма. Положительное отношение высказывает пятая часть населения. Трети белорусов — 31% — безразлично, каким образом они будут оформлены при приеме на работу. Что касается последней группы — «безразличных», то здесь можно предположить следующее: в ситуации, когда возможностей влиять на уже заданную систему координат очень мало, значимость данного вопроса в повседневной жизни по сравнению со многими другими проблемами является низкой для респондентов. Кроме того, часть респондентов обладает достаточно высоким уровнем квалификации, и они уверены в том, что при любом раскладе могут не обращать внимания на срочность трудового договора.

Контрактная система, целью которой было придать большую гибкость рынку труда, при отсутствии серьезных экономических преобразований является, несомненно, эффективным механизмом контроля над работающими в рам-

ках существующей системы. Кроме того, она делает издержки по выходу из предлагаемых условий для работника слишком высокими, чтобы он мог легко решиться на изменения или выразить протест.

Диаграмма 2

КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К ПЕРЕВОДУ РАБОТНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ НА КРАТКОСРОЧНЫЕ ТРУДОВЫЕ КОНТРАКТЫ, КОТОРЫЙ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ? (Национальный опрос, проведенный НИСЭПИ 20-30 января 2007 г.; N=1474 чел., ошибка репрезентативности не превышает 3%)

7%

19% /С^СчЧ

/О^^ЛЛ^ Н Отрицательно

1—1 Безразлично

\ ¡3 Положительно

\ □ ЗО/НО

31%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Учитывая вышесказанное, становится понятно, почему, несмотря на то, что Беларусь из-за проблем с МОТ исключена из системы преференций ЕС, пересматривать существующую систему не планируется. Здесь допустимы лишь определенные послабления (как, например, возможность для добросовестных работников с 2010 г. после 5 лет работы у одного нанимателя по контракту перейти на бессрочный договор). «В настоящее время отсутствуют объективные предпосылки для кардинального изменения законодательства, регулирующего контрактную форму найма. Внесение предложений об изменении законодательства в ближайшее время не планируется»1, — считает М. Щеткина.

Контракты стали одной из форм системы всеобщего заложничества2, что позволяет государству осуществлять регулирование формального рынка труда, контролируя все основные сферы социально-экономической деятельности. Использование репрессивных механизмов контроля бюрократией, отчитывающейся перед президентом, не учитывает интересы занятых в других сферах. При этом далеко на задний план

1 Прямая телефонная линия с Министром труда и социальной защиты «Труд и социальная защита» 15.12.2010 // http://mintrud.gov.by/ru/ conference?id=69&page= 4

2 Данная формулировка была предложена автору Л.Д. Гудковым в процессе работы над статьей.

отодвигается возможность нанимателя и работника самостоятельно договориться между собой, а на первый план выходит выполнение требований и поручений президента: «Сегодня надо перенести каждому человеку центр тяжести и все внимание на себя. И посмотреть: а что я сделал для того, чтобы было в стране хорошо и богаче была страна?.. Поэтому еще раз говорю, что контрактной системе быть! Но людей надо защищать и поддерживать при этом. Да, и не думаю, что у нас уже все руководители такие варвары, что всех там режут, душат и ненормально заключают контракты»3.

Ограничение внутренней трудовой миграции.

Для нашего исследования важно отметить, что столица Беларуси — Минск, где проживает почти пятая часть населения страны, на протяжении продолжительного времени был городом, в котором иногородние специалисты могли работать только на определенных условиях. В соответствии с решением Минского городского исполнительного комитета № 240 от 11 апреля 1996 г. (с последующими изменениями и дополнениями) минские предприятия, приглашающие на работу иногородних граждан Беларуси, должны были выплачивать в городской бюджет сумму, равную 500 минимальных заработных плат на каждого работника (с 2002 г. — 500 базовых величин)4. Объяснение того, почему работники-граждане Беларуси стали делиться на минчан и иногородних, было следующее: прибывшие иногородние пользуются местным транспортом, медицинскими услугами, жильем наравне с минчанами и, следовательно, город несет затраты, а значит, работодатели, которые приглашают таких работников, обязаны городу эти затраты возместить5. Если же разрешить всем жителям страны свободно выбирать в качестве возможного города трудоустройства Минск, то это может мешать минским специалистам в поиске работы. «Минские специалисты могут не найти работу в родном городе из-за того, что на их место взяли иногороднего»6.

3 Стенограмма выступления президента А.Г. Лукашенко на VI съезде ФПБ 17.09.2010 // http://www.president.gov.by/press97884.htmtfdoc

4 500 базовых величин в 2002 г. равнялись приблизительно 2700 долларов США по курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь.

5 Если работодателю удавалось письменно обосновать значимость иногороднего специалиста для минского предприятия, то Мингори-сполком освобождал его от уплаты компенсации в бюджет.

6 Высказывание Михаила Савановича (в тот период - управляющего делами Мингорисполкома, в настоящее время он - председатель Мин-горсовета), цит. по: Комсомольская правда в Беларуси. 02.07.2003 // http://www.charter97.org/rus/news/2003/07/02/minsk

Данное основание представляется спорным. То, что в Минске не произошло бы наплыва внутренних мигрантов, легко аргументируется эластичностью цен на рынке аренды жилья в зависимости от спроса: каждый год стоимость аренды падает в мае-июне (последний месяц сессии у студентов) и растет в августе-сентябре (начало учебного года в большинстве вузов). Т. е. рост стоимости аренды быстро скорректировал бы потоки рабочей силы.

Итак, до 2008 г., когда данное постановление утратило силу, вход на рынок труда в Минске был долгое время ограничен: во-первых, сложным оформлением иногородних (необходимость принятия на работу неминчанина сначала нужно было обосновать и согласовать с Минго-рисполкомом), а во-вторых, дополнительными затратами для работодателя — в случае, если Мингорисполком не посчитает сотрудника необходимым предприятию, организация должна выплатить городу значительную сумму.

Занятость жителей Минска, таким образом, обеспечивалась с помощью ограничительных мер, без учета трудовых и профессиональных качеств имеющейся рабочей силы, а лишь на основе ее территориальной принадлежности. Безусловно, любые ограничения можно было обойти: например, прописаться у родственников/знакомых в Минске или выйти на теневой рынок оформления прописки и за отдельную плату стать на время минчанином. Эти же ограничения формировали теневые или полуофициальные рынки соответствующих услуг и, следовательно, занятость для тех, кто продавал прописку в Минске — ресурс, обладание которым давало возможность выхода на рынок труда в столице.

Обеспечение занятости в столице позволяло поддерживать относительно высокие, по сравнению с другими городами страны, зарплаты, снижало протестный потенциал на минских предприятиях и позволяло в рамках города почти полностью контролировать сферу занятости и, следовательно, возможную безработицу.

Для жителей других городов вход на рынок труда в Минске становился достаточно затратным мероприятием (не только с точки зрения финансовых затрат): он требовал от работника как наличия квалификации и определенной мотивации, так и обладания дополнительной информацией, чтобы обойти административные ограничения миграции внутри страны.

Распределение выпускников. В ст. 49 Конституции Республики Беларусь сказано: «Каждый

имеет право на образование. Гарантируются доступность и бесплатность общего среднего и профессионально-технического образования. Среднее специальное и высшее образование доступно для всех в соответствии со способностями каждого. Каждый может на конкурсной основе бесплатно получить соответствующее образование в государственных учебных заведениях».

Бесплатность белорусского высшего и профессионально-технического образования относительна. В соответствии с Законом «Об образовании» выпускники государственных образовательных учреждений, которые получили образование за счет бюджета, подлежат распределению (т. е. обязаны отработать определенное время на тех рабочих местах, где их специальность наиболее нужна государству). Вначале данная норма предполагала просто обязанность выпускника отработать по распределению. При этом нанимателям было запрещено принимать на работу выпускников без направления на работу или без справки о свободном трудоустройстве. Если наниматель нарушал данное условие, то он был обязан выплатить в соответствующий бюджет сумму, затраченную на обучение специалиста. Потом была введена норма, которая обязывала уже выпускника, не явившегося по месту распределения, вернуть в бюджет деньги, затраченные на его обучение (с соответствующими санкциями в случае их невозврата): «Молодой рабочий (служащий), молодой специалист, не отработавшие срок работы по распределению,... обязаны возместить средства, затраченные на их подготовку из республиканского и (или) местных бюджетов, в соответствующий бюджет»1. Закон «Об образовании» предусматривает перечень оснований для освобождения от возмещения средств в бюджет, включающие, например, поступление в магистратуру (аспирантуру), а также схему, оптимизирующую (при наличии возможности) предоставление места работы супругам в одном населенном пункте2. Интересно заметить, что

1 См.: Закон Республики Беларусь «Об образовании» от 29 октября 1991 г. № 1202—XII (с изменениями и дополнениями), опубликован на сайте Национального правового интернет-портала Республики Беларусь // http://www.pravo.by/webnpa/text.asp?RN=v19101202

2 Подробнее см.: постановление Совета министров Республики Беларусь от 10 декабря 2007 г. № 102 «Об утверждении Положения о распределении выпускников учреждений образования, получивших профессионально-техническое, среднее специальное или высшее образование (с изменениями и дополнениями)», опубликовано на сайте Национального правового интернет-портала Республики Беларусь // http://www.pravo.by/webnpa/text.asp?start=1&RN=C20701702.

в 2004 г. в палату представителей Национального собрания Беларуси в процессе подготовки законопроекта «О высшем образовании» поступало предложение увеличить срок отработки по месту направления до 5 лет (как вариант — 2 года по месту обязательного распределения, 3 года — в любом месте в Беларуси)1.

Возврат к распределению выпускников (так же как это было в Советском Союзе) мотивировался со стороны государства следующим: молодым специалистам трудно найти работу — после получения диплома они часто регистрируются как безработные в центрах занятости (т. е. обращаются за помощью в государственное учреждение и таким образом выходят на официально регистрируемый рынок труда, где, как мы уже говорили, преобладает вторичный сегмент, а выход в первичный отмечен высокой значимостью социальных связей). Поэтому государство предоставляет гарантию получения первого рабочего места, освобождая выпускника от необходимости искать работу (или пресекая такие попытки). Еще одним объяснением для обязательного распределения молодых специалистов стало соображение «социального равенства». В связи со сложностями обеспечения сельских жителей медицинскими и другими работниками и, следовательно, для обеспечения равенства всех жителей страны в получении социальных гарантий, молодые специалисты, как получающие образование за государственный счет, должны государству: каждый год оно выпускает столько-то нужных ему специалистов, а они неизвестно куда «исчезают» (т. е. идут работать не туда, где есть нехватка специалистов, а туда, где лучшие, с их точки зрения, условия труда и выше зарплата). Приведем высказывание В. Здановича, председателя парламентской комиссии по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу, сделанное в 2005 г.: «Считаю безобразием, когда тысячи подготовленных за счет бюджетных средств специалистов, рабочих, служащих исчезают в неизвестном направлении, не являясь туда, где государство испытывает в них нужду»2.

Таким образом, возникающие проблемы с укомплектованием кадрами в сельских регионах решались и продолжают решаться за счет принудительного планового распределения выпускников. Это же касается и молодежной без-

1 См.: http://www.pravo.by/showtext.asp?1102000460497

2 Цит. по: Радюк А. Путевка к диплому // http://neg.by/ риЫюйюп/2005_05_17_5559.Мт1

работицы, которая частично маскируется обязательным распределением. Причем возможность «выкупить» себя за счет оплаты обучения постфактум предоставляется таким образом, что сумма, которую выпускник должен возместить в бюджет, окончательно становится известна только после завершения им обучения.

То, что хорошо изложенная в постановлении Совета министров система распределения выпускников работает де-факто не так, как задумывалось, а также то, что она превратилась в подобие советской системы распределения дефицитных благ «по блату», попытался обрисовать в своей статье «В срок до 31 ноября» теперь уже бывший ректор3 Белорусского государственного медицинского университета Павел Беспальчук4. В своей статье он описал ситуацию, когда при распределении выпускников медуниверситета чиновники Минздрава (включая министра здравоохранения), в нарушение постановления Совета министров, издают приказы и пересматривают очередность трудоустройства выпускников-врачей по своему усмотрению (в частности, делают «прилюдные» звонки). Таким образом, права выпускников нарушаются, а их родителям приходится вести переписку с Минздравом(!), получать отписки и т. п., чтобы хотя бы частично восстановить эти права (часто выступая в качестве просителей перед чиновниками, чтобы обеспечить выполнение принятых этими же чиновниками нормативных актов).

Тем самым предлагается следующая схема взаимоотношений государства и выпускников: Мы — вас учим на наши (???) деньги, а вы потом их обязаны отработать там, где нам нужно. Конечно, в условиях, когда в стране существует проблема молодежной безработицы (особенно среди выпускников), этот аргумент мог бы быть весомым, если не считать того, что молодежь распределяют на места, на которые не хотят идти работники с опытом: малооплачиваемые, непрестижные, в селах и малых городах (в том числе в районах, зараженных радиацией) куда жители крупных городов сами не уехали бы. Иными словами, издержки проводимой государственной политики в отношении села, малых городов, а также в отношении предприятий и предпринимателей частично перекладывают-

3 Контракт с ректором не был продлен Минздравом предположительно после публикации статьи в газете «Весшк БДМУ» (2009, № 21).

4 Беспальчук П. В срок до 31 ноября // http://news.21.by/ ро1№^/2009/11/13/402934.Мт1 (дата просмотра 12.12.2010).

ся на плечи молодых специалистов. Затрудненная возможность для них самостоятельно выбрать себе место распределения (разрешается выбрать только из тех, которые предложены) свидетельствует о том, что вопросы занятости решаются административно-командными методами со всеми издержками системы, где существует дефицит (например, престижных мест, куда хотели бы поехать многие), а, кроме того, отсутствует выбор для работодателя и снижается мотивация труда молодого специалиста (наниматель не может в течение двух лет уволить плохо работающего молодого специалиста и взять на его место нового работника).

Субботники. Еще одной особенностью Беларуси является добровольно-принудительная организация так называемых субботников. Субботник — наследие советских времен — получил в стране более широкое распространение, чем в СССР, и стал одним из видов косвенного использования принудительного труда с целью обеспечения нужд различных исполнительных органов власти (что стало одним из положений дела № 2090, рассматриваемого в МОТ). Для работников государственных предприятий и учреждений (в том числе социальной сферы, образования, здравоохранения и т. д.) субботник превратился в один из видов обязательных поборов. В Беларуси существует один республиканский субботник, а также городской и районный субботники. Причем количество мероприятий определяют местные исполнительные власти. Таким образом, ограничений по количеству субботников в год и по суммам, которые организации «добровольно» перечисляют для различных нужд (например, на благоустройство территорий, на строительство Национальной библиотеки или метро и т. п.), нет1. О том, что аппетиты местных органов власти, пытающихся таким образом пополнить местные бюджеты, бывают очень большими, свидетельствуют, например, решения некоторых исполкомов. Они «рекомендуют» проводить субботники ежемесячно, а полученные средства перечислять на целевой счет (с которого в дальнейшем исполком будет их тратить на финансирование опре-

1 Иногда особенно «нуждающиеся» местные органы власти издают распоряжения, в которых требуют от нижестоящих организаций и учреждений еще и сдать определенную сумму денег (чаще всего на благоустройство территории). Т. е. если одни организации могут просто перечислить однодневную зарплату, то работники других должны и поработать в выходной день и дополнительно сдать деньги.

деленных им же мероприятий)2.

Формально субботник — сугубо добровольное мероприятие, однако участие в республиканском субботнике утверждается в планах на учебный год образовательных учреждений (например, вузов, школ и т. п.). Это позволяет республиканским и местным органам власти осуществлять планирование расходов с учетом поступления дополнительных средств от проведения субботников, а для работников превращается в обязательный принудительный труд или принудительный отъем заработанных средств.

Кроме того, во время проведения республиканского и городских субботников всячески демонстрируется равенство высших чиновников (в том числе президента) и обычных граждан: например, президент заливает бетон на строительстве объекта, судьи высших судов облагораживают территорию, начальники облисполкомов и других местных органов власти убирают дворы. Это, с одной стороны, демонстрация единства с теми, кто занимается малооплачиваемыми, социально непрестижными и физически тяжелыми видами работ, а с другой — игра на понижение для высококвалифицированных работников, занимающихся интеллектуальным трудом (например, судей): деление труда на настоящий (физический) и ненастоящий (интеллектуальный).

Таким образом, даже там, где возможны инициативы «снизу» в виде самоорганизации граждан или повышения социальной ответственности бизнеса, государство, в лице госчиновников, стремится не только использовать возможности добровольчества для достижения собственных интересов и поддержания существующей системы, но и сильно ограничивает возможности артикуляции гражданами своих интересов и выражения несогласия с проводимой политикой. При этом «изобретаются» такие формы контроля и принуждения, которые отрицательно сказываются как на хозяйственной деятельности предприятий, так и на возможности для граждан проявить инициативу самостоятельно и отказаться от принудительного труда.

Не ставя под сомнение идею добровольчества и социальной ответственности, лежащую в основе проведения субботников, автор попытался показать, насколько сильно может извращаться любая идея, когда речь идет о поддержке

2 Ермак Д. Сплошной субботник // Национальная экономическая газета. 2007. №38 (1057). 25 мая. - URL: http://www.neg.by/ publication/2007_05_25_8178.html

существующей системы с учетом важности выполнения «показателей» чиновниками разных уровней1.

Профсоюзы. Прежде чем попытаться проанализировать, каким образом профсоюзы могут влиять на проводимую политику в сфере занятости, нужно отметить, что, по информации Федерации профсоюзов Беларуси, в настоящее время членами профсоюза являются около 94% работающих2.

До конца 1990-х гг. наличие нескольких профсоюзных организаций в стране создавало некоторые трудности для власти: при определении возможных путей развития государства и проведении той или иной политики нужно было учитывать мнение членов профсоюза, а также принимать в расчет возможность массовых акций протеста, которые в 1990-е гг. были еще не редкостью.

С начала 2000-х гг. профсоюзы под давлением власти стали постепенно трансформироваться в прогосударственную организацию. В 2002 г. после сомнительно-добровольного ухода в отставку Ф. Витко, председателя федерации, президиум федерации рекомендовал пленуму избрать на эту должность Л. Козика. тогдашнего заместителя главы Администрации президента Республики Беларусь. Описывая ситуацию незадолго до съезда Федерации, Ф. Витко сделал акцент на сильном давлении власти: «С изменениями в целом в системе общественно-политических отношений и социально-экономических в частности профсоюзы как субъекты социально-трудовых отношений испытывают на себе наибольшее влияние и давление. В этом противостоянии власть располагает большими ресурсами, нежели

1 К этому можно добавить еще несколько способов «сравнительно честного» отъема денег у трудящихся: «рекомендации» местных органов власти подписаться на государственные газеты и отчитаться об этом - врачи обязательно подписываются на «Медицинскую газету», учителя на «Учительскую газету», работники сферы торговли на «Торговую газету» и т. д. Увеличение тиражей газет, а также обеспечение занятости в сфере государственных СМИ - задачи уже тех, кто работает в этой сфере. Выполнение таких задач зависит от их связей в исполнительных органах власти, а также от требований к ним этих самых исполнительных органов власти. Точно также «добровольно» банковские работники покупают облигации государственного займа, а работники социальной сферы выкупают лотерейные билеты различных государственных благотворительных лотерей, средства от которых направляются, например, на строительство больниц, Национальной библиотеки и т. п.

2 Данные взяты с сайта Федерации профсоюзов Беларуси - крупнейшей профсоюзной организации страны // http://www.fpb.by/ru/menu_ left/about

профсоюзы»3. О том, что шло беспрецедентное давление в регионах на профсоюзы, и о том, что данная фигура была предложена президентом, заявлял и А. Бухвостов (на тот момент руководитель профсоюза автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения): «В кулуарах было так сказано: президент хочет видеть на должности главы ФПБ доверенное лицо. Это подчинение профсоюзов, и никто не думает о защите трудящихся»4. В 2000 г. в МОТ была подана жалоба четырех независимых профсоюзов Беларуси о нарушении прав трудящихся в Беларуси, которая в 2001 г. была выделена в дело № 2090. Несмотря на долгие переговоры между белорусским правительством и МОТ, а также применение последней практически всех санкций, кроме исключения Беларуси из МОТ, ситуация практически не изменилась. В 2007 г. Беларусь была исключена из генеральной системы преференций ЕС в связи с систематическими нарушениями прав профсоюзов и невыполнением рекомендаций МОТ.

Профсоюз — формально общественная организация — постепенно стал превращаться в еще одно средство поддержки как сложившихся взаимоотношений государства и общества, так и лично действующего президента А. Лукашенко.

Еще в 2002 г. Л. Козик (уже став председателем Федерации профсоюзов) выдвигал идею всенародного референдума о наделении профсоюзов правом законодательной инициативы. Поскольку в 2006 г. заканчивались полномочия действующего президента и без изменения конституции выдвигаться на третий срок он не мог, данная инициатива многими экспертами расценивалась как возможность в будущем с помощью профсоюзов провести референдум и изменить Основной закон. Чуть позже Л. Козик уже лично заявлял о том, что профсоюзы в случае получения права законодательной инициативы могут все-таки выступить с предложением об изменении конституции: «Я недавно был в Баку на съезде профсоюзов. Знаете, что этот передовой отряд [Конфедерация профсоюзов Азербайджана] сделал? Выдвинул Гейдара Алиева на избрание президентом на следующий срок. Так почему один профсоюз может выдвинуть президента на еще один срок, а <...> почему я не могу? Придет пора, и я тоже выдвину нашего президента. Или проинициирую решение по

3 Орехов Ю. Федерация вернула себе желтый цвет // Белорусский рынок. 2002. № 27.

4 Орехов Ю. Там же. .

третьему, пятому сроку. Какие вообще сроки? Надо вообще убрать все сроки, никаких сроков не должно быть. Что народ хочет, то народ и делает: он избирает — 80% голосуют за»1.

Принудительное насаждение профсоюзов в организациях всех форм собственности, прикрываемое благими намерениями и заботой о простых людях, которые без помощи профсоюзов не смогут реализовать свои законные права, а также использование для этого сомнительных с точки зрения права методов (например, фискальных) стало свидетельством не только стремления любой ценой усилить влияние самой Федерации и имитировать социальной диалог и партнерство, но и стабильно получать значительные суммы профсоюзных взносов. (В 2002 г. Л. Козик добился от правительства принятия специального постановления, разрешающего возобновление безналичного перечисления профсоюзных взносов.)

В преддверии президентских выборов 2010 г. Федерация профсоюзов приняла постановление по поддержке действующего президента А. Лукашенко, а также рекомендовала членским организациям «довести позицию Федерации до сведения первичных профсоюзных организаций, трудовых коллективов, жителей регионов республики и возложила контроль действий по поддержке А. Лукашенко профсоюзными организациями на президентских выборах 2010 г. на заместителя председателя ФПБ»2.

Добровольное объединение трудящихся — основа профсоюзных организаций — в условиях Беларуси трансформировалось в систему контроля нанимателем (чаще всего государством) профсоюзов, как с помощью создания подконтрольной и пролукашенковской Федерации профсоюзов, так и с помощью возможности тихо и «безболезненно» увольнять неугодных профсоюзных лидеров благодаря использованию контрактной системы и продвижению «нужных» людей.

Важно заметить, что в любом обществе коллективные действия возможны только при достаточном уровне солидарности и доверия. Белорусское общество характеризуется низким

1 Цит. по: Быковский П., Орехов Ю. ФПБ готовит третий президентский срок. Леонид Козик как глас народа. // Белорусский рынок. 2003. № 6.

2 См.: постановление президиума Совета Федерации профсоюзов Беларуси «Об участии Федерации профсоюзов Беларуси в избирательной кампании 2010 г. » от 25.11.2010 // Профсоюзы агитируют за Лукашенко по плану Козика // http://www.belaruspartisan.org/bp-forte/?p age=100&backPage=21&news=72502&newsPage=0.

уровнем доверия: по данным опроса, проведенного НИСЭПИ в сентябре 2010 г., лишь 24% респондентов ответили, что большинству людей можно доверять. При этом три четверти опрошенных (72%) считают, что «нужно быть очень осторожными в отношениях с людьми» (см. диаграмму 3). Тот факт, что абсолютное большинство населения доверяет лишь ближайшим родственникам и друзьям, говорит о низкой вероятности коллективных действий: «Короткий радиус доверия — свидетельство неспособности граждан к сложным взаимодействиям в рамках современных институтов (экономических, политических и социальных). При коротком радиусе доверия мир делится на "своих" и "чужих". Такой черно-белый мир несовместим с универсальными нормами права и морали. . Если подобные принципы переносятся в публичную политику, то все несогласные с официальной линией превращаются во "врагов народа"»3.

Диаграмма 3

МОЖНО ЛИ ДОВЕРЯТЬ БОЛЬШИНСТВУ ЛЮДЕЙ ИЛИ В ОТНОШЕНИЯХ С ЛЮДЬМИ НУЖНО БЫТЬ ОЧЕНЬ ОСТОРОЖНЫМ? (в % к числу опрошенных)

4%

Большинству людей можно доверять

□ Нужно быть очень осторожными в отношениях с людьми

□ з/О

Миграция. Одним из наиболее затратных и сложных способов самоадаптации для работающих является трудовая миграция.

В 1990-х гг. миграция из Беларуси носила преимущественно этнополитический характер4. К концу 1990-х — началу 2000-х гг. причины выезда стали смещаться в сторону экономических и социальных: у людей появилось стремление достигнуть более высокого материального положения. В начале 2000-х гг. миграция из страны была связана в большинстве случаев с желанием выезжающих решить

3 Не верю! // http://www.iiseps.org/09-10-03.html

4 В связи с тем, что распался СССР, образовались новые государства (с новыми требованиями — языковыми, например, или требованиями к гражданству), а потому для части жителей страны было необходимо определиться, в каком государстве они хотели бы жить, так как возможности перемещения между странами бывшего Союза сильно затруднились.

свои материальные проблемы (стратегия выживания)1.

Данные об общем количестве трудовых мигрантов из Беларуси достаточно спорные: от 300 тыс. до 1,8 млн человек. Представляется, однако, что количество трудовых мигрантов не превышает 300—600 тыс. человек2 (т.е. до 10% экономически трудоспособного населения).

Преобладающими сферами деятельности мигрантов на протяжении долгого времени были сельскохозяйственные работы и строительство. Основной страной-реципиентом трудовых мигрантов была и остается Россия. Оттуда же идет основной поток денежных переводов в Беларусь: в 2008-м переводы из России составляли 71,4%, в 2009-м — 66,5%, в первом полугодии 2010-го — 68,1% от общего объема денежных переводов, получаемых физическими лицами-резидентами Республики Беларусь3 (см. диаграмму 4).

Диаграмма 4

ДАННЫЕ ПО ДЕНЕЖНЫМ ПЕРЕВОДАМ В РЕСПУБЛИКУ БЕЛАРУСЬ ЗА ЯНВАРЬ-ИЮНЬ 2010 г.4 (% от общего объема переводов)

страны

Данные о количестве работающих в России мигрантов из Беларуси могут очень различаться, что связано с отсутствием миграционного учета. Россия и Беларусь создали Союзное государство, и граждане Беларуси могут свободно передвигаться на территории двух стран.

1 Региональное неравенство // Экономика и общество Беларуси. С. 49. - URL: http://un.by/pdf/1321_rus_.pdf

2 Т. е. если из общего количества трудоспособных граждан вычесть тех, кто учитывается статистикой, а из оставшихся не учитываемых статистикой вычесть тех, кто ведет домохозяйство и прочих, то останется от 300 тыс. до 600 тыс. человек) - см.: Соколова Г.Н. Экономическая реальность в социальном измерении. С.113.

3 См.: Платежный баланс Республики Беларусь за 2008, 2009 гг., по данным Национального банка на сайте: http://mirpal.org/

4 Платежный баланс Республики Беларусь за январь-июнь 2010 г. Предварительные данные // Национальный банк Республики Беларусь //http://mirpal.org/files/files/%D0%9F%D0%91%20%D0%A0%D0%91%20

2010_2.pdf

Выезжающие на работу в Россию ищут работу самостоятельно, не прибегая к услугам фирм-посредников, и, следовательно, не фиксируются в МВД как временно выехавшие трудовые мигранты.

Очевидно, что у государства есть ограниченный ресурс влияния на ситуацию с занятостью (особенно в сельских районах) при существующей системе оплаты труда и чрезвычайно низких темпах увеличения количества рабочих мест.

Таким образом, Россия, в той мере, в какой это позволяют подписанные в рамках Союзного государства соглашения, служит своего рода амортизатором, позволяющим обеспечить занятость части работников из Беларуси и смягчить негативные последствия от увеличивающего вторичного рынка труда и скрытой безработицы. Если один или несколько членов семьи имеют возможность работать в России, то это приносит дополнительный доход и тем родственникам, кто остался в Беларуси (небольшие зарплаты некоторых категорий работников позволяют им только выживать).

Что такое быть безработным в Беларуси? После краткого анализа того, каким образом обеспечивается занятость в Беларуси и какие методы при этом используются, нам представляется важным описать также, каким образом государство гарантирует социальную защиту тем, кто не смог самостоятельно обеспечить себя работой.

«Безработица представляет собой отражение несовпадения предложения рабочей силы и спроса на нее, их количественное и качественное несовпадение. По своей природе это своеобразный синтез экономики, политики, идеологии, традиций и морали данного общества»5, — отмечает Г. Соколова. Государственные структуры, призванные решать проблемы занятости и социального обеспечения безработных, находятся в каждом городе (городские центры занятости) и районе (районные центры занятости). Их задача — оказывать содействие в поиске постоянной или временной работы (в том числе материальную помощь при переселении из города в сельскую местность), в обеспечении рабочими местами социально незащищенных граждан (инвалидов, лиц, вышедших из мест лишения свободы, и т. п.).

Для регистрации в центре занятости необходимо в течение двух недель после увольнения

5 Соколова Г.Н. Экономическая реальность в социальном измерении. С. 118-119.

собрать определенный пакет документов, чтобы там смогли принять решение о регистрации в качестве безработного и назначении пособия или отказе в нем. В случае положительного ответа максимальный размер пособия составит приблизительно $15—25 в месяц. Кроме того, безработные обязаны несколько раз в месяц — от одного до 3—4 раз (это зависит от сезона, а также от наличия заявок от организаций) — участвовать в оплачиваемых общественных работах (их можно выбрать из списка, предлагаемого в центре занятости). Согласно Закону «О занятости», «оплачиваемые общественные работы — общедоступные виды работ, выполняемые по срочным трудовым договорам, имеющие социально полезную направленность и организуемые в качестве дополнительной социальной поддержки безработных и граждан, ищущих работу»1.

В условиях города это выглядит следующим образом: позвонив по телефону в центр занятости или придя туда лично, можно записаться на выбранные общественные работы. В летне-осенний период это преимущественно работы в колхозах, связанные со сбором урожая, например картофеля, лука, яблок. В зимне-весенний — работы на овощехранилищах по пе-ребиранию овощей и фруктов. Иногда предлагают заняться уборкой территорий, выполнить ремонтные работы, собрать в лесхозах мусор и т. п. Для примера: городской центр занятости Гомеля (второго, после Минска, областного центра страны) предлагал на начало января 2011 г. такие виды работ, как сбор макулатуры или стекла (кроме оконного), работы по ремонту школ (преимущественно малярные), работу в колхозе на переборке овощей (капусты). В случае получения заявок от организаций безработным могут быть предложены и другие виды работ. Однако центр занятости не может их гарантировать, как и не может дать точную информацию, от каких организаций и на какие работы будут получены заявки.

Описание различных видов общественных работ будет, на наш взгляд, недостаточным, если останавливаться только на их перечислении. Важнейшим элементом понимания того, как строятся взаимоотношения безработных и государства (в лице центра занятости и организаций, которые дают заявки), является сама система организации общественных оплачиваемых работ и тех видов работ, которые предлагаются.

1 См.: Закон «О занятости населения Республики Беларусь» от 15 июля 2006 г. // http://www.pravo.by/pdf/2006-94/2006-94(006-020).pdf

Как мы уже сказали, пособие по безработице составляет примерно $15—20. Но из-за того, что безработные могут регистрироваться в центре занятости только по месту прописки (регистрации), а не по месту фактического проживания, приблизительно половина этой суммы уходит на оплату проездного билета на месяц для проезда в общественном транспорте (для тех, кто живет в городе).

Опишем несколько типов оплачиваемых работ и то, как и в каком размере происходит оплата за их выполнение.

Сбор макулатуры. Для сбора макулатуры нужно сначала приехать в центр занятости и получить направление в пункт сдачи вторсырья (с тем, чтобы отработанный день был после сдачи макулатуры засчитан как отработанный). Сам термин «сбор макулатуры или стекла» подразумевает то, что безработные просто должны принести определенное количество стекла или бумаги в пункт приема, с которым у центра занятости заключен договор. Норма сдачи макулатуры — 10 кг на человека. Оплата — 120 белорусских рублей ($0,04) за 1 кг, т. е. за 10 кг получается 1200 белорусских рублей ($0,4 за 10 кг)2. Очевидно, что даже при сильном старании безработный не сможет заработать на сдаче вторсырья (которое еще нужно где-то найти, и в достаточном количестве). А если у центра занятости заключен договор с пунктом приема вторсырья, расположенным далеко от его дома, то полученные деньги вообще не принесут никакого дохода. В самом деле, безработный должен по факту сдачи сырья получить отметку именно того пункта сдачи, куда его направил центр занятости, а это означает, что сначала ему придется приехать в центр занятости и получить там направление. Проезд в одну сторону стоит 600 белорусских рублей ($0,2), а туда и обратно, соответственно, 1200 рублей ($0,4). А если нужна дополнительная пересадка на общественном транспорте, то денег от сданных 10 кг макулатуры не хватит даже на проезд!

Что касается работ, связанных с сельским хозяйством, то в большинстве случаев предлагается уборка/фасовка/перебирание овощей и фруктов3. Первое, что должен сделать безработный (или любой желающий), — записаться на выбранные работы (для этого можно позвонить по телефону, причем летом-осенью, как прави-

2 По курсу Национального банка на декабрь 2010 г. 1 доллар США стоил чуть больше 3000 белорусских рублей.

3 Не являясь безработной, автор неоднократно участвовала в общественных работах в колхозе, поэтому с удовольствием поделится собственным опытом с читателями.

ло, предлагается много вариантов сельхозра-бот). Затем, в назначенный день и конкретное время, он должен подойти к центру занятости и отметиться у его сотрудников в списке. Потом безработные садятся в автобусы, которые отвозят их на место работ. Спецодежду и/или перчатки обычно не дают (во всяком случае, вопросы о спецодежде вызывали улыбку в центре занятости), хотя можно предположить, что на уборке территории дают метлы или, если это уборка снега, лопаты. Некоторые «орудия труда» (ведра, например), а также сумки-пакеты, куда можно будет класть «зарплату», безработные берут свои. Душ или хотя бы мытье рук и туалет не предусмотрены, так как автобусы останавливаются прямо в поле или возле овощехранилища. Специальных мест для переодевания тоже нет (хотя те, кто постоянно ездит и знает друг друга, не стесняясь, переодеваются прямо в автобусах), нет и места для хранения личных вещей (их лучше брать с собой, так как из автобуса их могут своровать).

Оплата данного вида работ происходит, как правило, в натуральной форме: например, за определенное количество упакованных мешков картофеля положен 1 кг этого самого картофеля. Выплата заработанного происходит сразу после окончания работы. Естественно, у участников таких работ есть стимул хорошо работать: больше сделаешь — больше получишь.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для тех, кто зарегистрирован в центре занятости в качестве безработных нужно еще получить роспись бригадира, подтверждающего, что безработный участвовал в общественных работах. Таким образом, некоторая зависимость от выполненной работы гарантирует, что те, кто рассчитывали просто приехать, побыть и уехать (т. е. формально «отбыть»), тоже хоть что-то наработают (т. е. переберут-расфасуют и т. п.). Бригадир, будучи регулятором всего рабочего процесса в колхозе, следит за тем, чтобы все выполняли работу. Иногда, когда люди ищут пути адаптации и «выхода» из такой системы правил, происходят комичные ситуации. Например, если колхозное поле находится у леса, часть безработных еще успевает сходить туда за грибами или ягодами. Если это происходит в начале работы на поле/в овощехранилище и безработные еще ничего не перебрали/не расфасовали, то бригадир грозит им в случае невозвращения «сейчас же!!!» тем, что не поставит где надо роспись и день не засчитают в центре занятости как отработанный. Или, например, если выплата «заработанного» зависит от количества учтенных ведер, то «старожилы» стара-

ются привезти с собой ведра поменьше. Когда дело доходит до абсурдных детских пластмассовых ведерок, бригадир после подсчета общего числа собранных ведер картошки «хитрых» владельцев ведерок просто делит количество на два, чтобы уравнять «добросовестных» и «недобросовестных» работников.

После выполнения запланированного объема работ автобусы отвозят безработных обратно к центру занятости, высаживая желающих выйти раньше на удобных им остановках общественного транспорта.

Однако после получения «зарплаты» (т. е. продуктов, ассортимент которых невелик: обычно это лук, картофель, морковь, яблоки, белокочанная капуста), ее нужно еще как-то реализовать. Часть сразу же продается на мелких стихийных рыночках («пятачках»), иногда прямо на остановках общественного транспорта. И хотя торговля в неустановленных местах запрещена и продавцам грозит крупный штраф, милиция на это смотрит, как правило, сквозь пальцы: безработные заметно отличаются от просто торгующих. У них, приехавших с поля пыльными и грязными, «товара» бывает мало — одно-два ведра (во-первых, потому, что больше 20 кг заработать физически сложно, а во-вторых, если и заработал, то довезти домой тоже большая проблема, особенно для тех, кто живет далеко от остановок общественного транспорта).

Как мы попытались показать, оплачиваемые общественные работы — это не просто тяжелый, физический труд, чаще всего не требующий никакой квалификации. Работы не дифференцируются, и если у безработных имеются заболевания, которые не позволяют им заниматься тяжелым физическим трудом, то им остается выбирать из того, что есть, иначе (при неотработке) они будут автоматически сняты с учета в центре занятости. Кроме того, поскольку оплату, выданную в виде продуктов, нужно еще и «реализовать» (с соответствующими для безработных издержками), то полученная в итоге сумма является очень незначительной «дополнительной социальной поддержкой» и не может рассматриваться в качестве помощи даже в краткосрочный период для временно оказавшихся без работы.

Таким образом, общественные работы являются скорее средством хоть как-то замаскировать и приглушить возможные социальные конфликты ввиду сложностей с обеспечением занятости. Они дают возможность получения незначительного дохода тем, кто не зареги-

стрирован в качестве безработного или, будучи малооплачиваемым работником, в настоящее время испытывает материальные трудности и готов в свободное время поучаствовать в общественных работах (т. е. таким людям позволяют не умереть с голоду)1.

Безработные, зарегистрированные в центре занятости, имеют право еще на некоторые виды помощи. При обращении в социальный центр своего района они могут получить разовую гуманитарную помощь (как правило, одежду б/у), а в случае, если доход на каждого члена семьи будет меньше бюджета прожиточного минимума, то безработному может быть назначена адресная социальная помощь в течение 6 месяцев (т. е. доплата до уровня бюджета прожиточного минимума). Если безработный напишет заявление в районное управление социальной защиты, то ему может быть оказана разовая адресная помощь (она обычно редко превышает эквивалент $100). Данные выплаты назначаются не автоматически, а по результатам обследования домохозяйства сотрудниками районного центра социального обслуживания населения и после составления акта материально-бытового положения. В случае адресной социальной помощи безработный должен представить еще пакет документов, подтверждающих его тяжелое материальное положение (например, документы о задолженности по квартплате). Т. е. проводится стандартная адресная политика, основанная на проверке нуждаемости.

В рамках данной статьи мы не ставили целью описать все возможные виды государственной помощи — например, помощь при переезде в сельскую местность, возможности переобучения и возможности исполнительных органов власти, рекомендующих предприятиям и различным учреждениям разрабатывать проекты общественных оплачиваемых работ с привлечением безработных.

Целью подробного описания являлось стремление показать, насколько взаимосвязаны социально-культурные, экономические и политические факторы, когда речь идет о занятости.

Выводы. Как мы попытались показать в данной статье, сложившаяся система организации и контроля занятости в Беларуси — попыт-

1 Участвовать в общественных работах может любой желающий. По данным Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, за три квартала 2010 г. в оплачиваемых общественных работах приняли участие 75,5 тыс. человек, в том числе 39 тыс. безработных. См.: http://www.mintrud.gov.by/ru/activity/sostojanie (дата просмотра 10.12.2010).

ка возрождения оставшейся с советских времен административно-командной системы планирования и распределения. При отсутствии экономических преобразований она позволяет на некоторое время сглаживать негативные социальные явления и поддерживать сложившиеся формы взаимодействия государства и общества. Эти отношения можно обозначить термином Ю. Левады «корруптивная сделка». «В нормальных, устойчивых экономических отношениях выступают на первый план долгосрочные интересы, которые могут реализоваться только с учетом интересов других субъектов действия и общезначимых норм. Регулярное экономическое поведение, в принципе, строится по универсально применимым образцам. Корруптивная сделка, в отличие от такого образца, всегда строится на краткосрочных, моментальных и сугубо партикулярных интересах участников (схватить, что удастся, не задумываясь о дальних последствиях). Она всегда нарушает или обходит общепринятые нормы и чужие интересы»2, — отмечал он. Играя роль спускового механизма-включателя, который направляет или тормозит потоки социально востребованных благ, услуг и действий, коррупционная сделка использует как «подкрепляющие» санкции, так и «угрожающие». Так происходило в советском обществе, где не были найдены механизмы взаимодействия между государством и человеком, механизмы стимулирования труда и инициативы: все попытки добиться эффективных отношений между властью и гражданами можно было описать с помощью модели корруптивной сделки. При этом реальные результаты, производительность труда и т. п. оказывались мизерными, а общество — захваченным целыми сериями коррупционных сделок разных масштабов3.

Так почти и происходит в Беларуси: контракты выступают как «угрожающие» или «репрессивные» санкции, субботники — как проявление деланного энтузиазма на фоне принуждения к труду, стигматизация сфер деятельности и занятых в них (торговля, «челноки», предприниматели и т. п) и их исключение из обсуждения на этапе разработки государственной политики — как постоянное создание героев и врагов.

Предприятия и работники в таких условиях вынуждены приспосабливаться к предложенным моделям взаимодействия с минимальной возможностью как-то повлиять на решения ис-

2 Левада ЮА. Ищем человека: Социологические очерки. 2000—2005. М.: Новое издательство, 2006. С. 236.

3 Левада ЮА. Там же. С. 240—241.

полнительных и законодательных органов власти, которые, в свою очередь, принимают плохо проработанные решения и, как следствие, сами же вынуждены с опозданием реагировать на проявляющиеся негативные социально-экономические последствия таких решений.

Вся система органов по труду и занятости, особенно центры занятости, в таких условиях выступают как заложники существующего положения дел — чрезмерной централизации и госрегулирования. Само их наличие требует от руководства (а также от всех работников системы) постоянной положительной динамики тех параметров, которые могут быть измерены (например, рост количества трудоустроенных, уменьшение количества зарегистрированных безработных и т. п.). Чрезмерная централизация и обязательная отчетность по выполнению прогнозных социально-экономических показателей требует постоянной «бурной» деятельности вместо того, чтобы согласованность интересов различных ведомств способствовала разработке долговременной политики в данной сфере.

Значимость социальных сетей для трудоустройства в первичном (наиболее престижном и высокооплачиваемом) секторе труда имеет и обратную сторону — это небольшие по масштабам модели «коррупционных сделок». В ситуации относительной закрытости данного рынка труда для государственного регулирования, а также дефицита рабочих мест большее значение имеет не инициативность, мотивированность, рост производительности труда и т. п., а фактор личных отношений для входа и закрепления на рынке, определенная лояльность к окружению и последующее выполнение показателей как синонимов эффективности работы1.

В ситуации, когда в риторике президента постоянно подчеркивается роль для страны лишь негуманитарной и прикладной науки, а общество не является объектом комплексного изучения, значимыми становятся «калькулируемые» факторы. Это то, о чем писал Манхейм, говоря

0 развитии социальных дисциплин: «Не подле-

1 В Беларуси нет, например, открытого конкурса при поступлении на государственную службу. Кроме того, по Закону «О занятости» в случае возникновения свободных рабочих мест работодатель обязан информировать органы по труду, занятости и социальной защите о наличии вакансий, с указанием условий труда и размера оплаты, в течение двух недель со дня их появления. При нарушении этого требования на нанимателя накладывается значительный штраф (как на организацию, так и на должностное лицо, которое не подало сведения). В результате нанимателю часто выгодно быстро искать нового работника самому: после того как он подал информацию в службу занятости, ему придется работать уже с ней, так как ему будут предлагать работника из тех, кто зарегистрирован в качестве безработного.

жит сомнению, что заимствование социальными науками естественнонаучных методов ведет к такому положению, когда объектом изучения становится не то, что хотелось бы узнать и что имело бы решающее значение для дальнейшего развития общества, а лишь те комплексы фактов, которые допускают измерения с помощью определенного, уже разработанного метода. Вместо того чтобы пытаться с наиболее возможной в данных обстоятельствах точностью обнаружить, что является наиболее важным, обычно удовлетворяются тем, что приписывают значимость тому, что может быть измерено, только потому, что оно случайно оказывается этому измерению доступным»2.

Количество рабочих мест, количество безработных, размер выплат — безусловно, значимые экономические показатели. Однако отсутствие обратной связи и повышенная важность, придаваемая только цифрам, свидетельствуют также и о том, что маскируются социальные последствия, к которым приводят используемые методы, особенно если принять во внимание направленность «коррупционных сделок» на краткосрочное получение односторонних выгод, без учета интересов другого.

Кроме того, важно заметить, что в ситуации, когда отношения господства и подчинения остаются доминирующими, хотя и скрываются под имитацией социального диалога, а также под популистскими лозунгами выступлений «от имени народа», люди пытаются сами защитить свои права, однако делают это либо на индивидуально-семейной основе, либо на неформальной. Таким образом, даже получая законные права, они вынуждены отстаивать их на основе унаследованной от административно-командной системы модели решения проблем, где они выступают перед государством в лице чиновников как просители, а не как равноправные субъекты3.

Это проявляется среди прочего в том, что государство всячески порицает действия граждан, обнаруживающих недостатки сложившейся системы (например, внутренних мигрантов, «челноков»). Сказанное в полной мере относится и к безработным: «Государство видит в безработных правонарушителей, а не людей, пострадавших от экономической политики

2 Манхейм К. Идеология и утопия // Манхейм К. Диагноз нашего времени. М.: Юрист, 1994. С. 65-66.

3 См.: Шабанова М. Социология свободы: трансформирующееся общество. М.: Московский общественный научный фонд, 2000. С. 256.

властей, как это есть на самом деле»1. Отдельные злоупотребления со стороны незначительной части безработных подаются как возможность получения выгоды всеми безработными: «Кое-кому выгодно сидеть и получать пособие со всеми вытекающими последствиями при начислении пенсий, трудового стажа и где-то болтаться»2. Как мы постарались показать, даже «добросовестные» безработные имеют минимальное поле для проявления самостоятельности, а государством приняты лишь незначительные меры по их поддержке (с учетом единственно возможностей государства, а не того, что необходимо для социальной защиты безработных): «Мы поддержим материально и граждан, временно оказавшихся без работы, но эту "контору" потихоньку будем сжимать — так называемое пособие по безработице. Почему? Потому что у нас сегодня "требуются, требуются, требуются"»3.

Таким образом, в Беларуси, в ситуации, когда неэффективность государственной политики приводит к негативным социально-экономическим последствиям, сразу же обнаруживаются «чужие», стигматизация и ис-

1 Мнение бывшего министра труда республики, ныне независимого эксперта Александра Соснова. Цит. по: Спасюк Е. Государство поддержит только активных безработных // http://naviny.by/rubrics/ economic/2010/05/19/ic_articles_113_167872/ (дата просмотра 07.12.2010).

2 Стенограмма выступления президента А.Г. Лукашенко на VI съезде ФПБ 17.09.2010 // http://www.president.gov.by/press97884.htmtfdoc

3 Там же.

ключение которых из возможного диалога являются способом поддержать видимость социальной стабильности и экономического роста. Взаимодействие государственного аппарата и общества строится не с учетом долгосрочной стратегии развития, общих ценностей и других значимых для будущего факторов, а на основе противопоставления государства (в лице чиновников) и всех остальных. Это проявляется в стремлении государства имитировать и постоянно усиливать контроль любых инициатив «снизу» — от возможности переговоров между нанимателями и работниками, до диалога работников с государством (как нанимателем, контролером и социальным гарантом), постоянно изобретая и совершенствуя методы реагирования со стороны государства на возможности проявления самостоятельности граждан. Сфера занятости, в разных проявлениях затрагивающая всех жителей страны, будучи сложным по структуре механизмом взаимодействия между гражданами и государством, выступает в данном случае лишь как отражение всей проводимой государственной политики на протяжении почти двух десятилетий после обретения Беларусью независимости.

АВТОРЫ НОМЕРА

Бондаренко Наталия Владимировна (Аналитический центр Юрия Левады) Волков Денис Александрович (Аналитический центр Юрия Левады) Гудков Лев Дмитриевич (Аналитический центр Юрия Левады) ' Дубин Борис Владимирович (Аналитический центр Юрия Левады) Зоркая Наталия Андреевна (Аналитический центр Юрия Левады) Красильникова Марина Дмитриевна (Аналитический центр Юрия Левады) Моргунова Анна Борисовна (Аналитический центр Юрия Левады) Николюк Сергей Александрович (политолог, Минск) Самсон Иван (Институт европейских исследований при Университете Пьера Мендеса Франса, Гренобль, Франция; Institut de recherche Espace Europe. UPMF Grenoble - France.UPMF)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.