и предложениями, а также адаптирована к конкретному высшему образовательному учреждению и конкретным условиям. Вместе с тем изложенные в данном исследовании базовые принципы развития профессионально-педагогической мобильности преподавателей гуманитарного цикла могут способствовать их личностному и педагогическому росту в современных динамично меняющихся условиях общественной жизни.
Литература
1. Новая Российская энциклопедия / гл. ред. А. Д. Не-кипелов. М., 2011. 480 с.
2. Попова И. П. Профессиональная мобильность: субъективная позитивная динамика // Социальная динамика и трансформация профессиональных групп в современном обществе / под ред. В. А. Мансурова. М., 2007. 290 с.
3. Горюнова Л. В. Научно-педагогические проблемы развития профессиональной мобильности специалиста. Ростов н/Д, 2011. 165 с.
4. Приказ Минобрнауки РФ от 17.01.2011 № 41 (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 081100 Государственное и муниципальное управление (квалификация (степень) «бакалавр»)» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 31.03.2011 г. № 20353) // Бюл. нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2011. № 21. URL: http://www.mon.gov.ru (дата обращения: 08.10.2014).
5. Кипина О. А. Профессиональная мобильность педагога // Педагогическое образование и наука. 2009. № 1. С. 81-84.
6. Сидорова Н. В. Роль инновационного развития высшей школы в профессиональной мобильности молодежи: дис. ... канд. соц. наук. Иркутск, 2006. 194 с.
7. Митина Л. М. Психология труда профессионального развития учителя. М., 2004. 215 с.
Поступила в редакцию_
УДК 373.013:46
References
1. Novaja Rossijskaja jenciklopedija / gl. red. A. D. Ne-kipelov [New Russian Encyclopedia / hl. Ed. A. D. Nekipelov]. M., 2011. 480 s.
2. Popova I. P. Professional'naja mobil'nost': sub'ektivnaja pozitivnaja dinamika [Professional Mobility: Subjective Positive Dynamics] // Social'naja dinamika i transformacija professional'nyh grupp v sovremennom obshhestve / pod red. V. A. Mansurova. M., 2007. 290 s.
3. Gorjunova L. V. Nauchno-pedagogicheskie problemy razvitija professional'noj mobil'nosti specialista [Scientific and Pedagogical Problems of Professional Mobility of a Specialist]. Rostov n/D, 2011. 165 s.
4. Prikaz Minobrnauki RF ot 17.01.2011 № 41 (red. ot 31.05.2011) «Ob utverzhdenii i vvedenii v dejstvie federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego professional'nogo obrazovanija po napravleniju podgotovki 081100 Gosudarstvennoe i municipal'noe upravlenie (kvalifikacija (stepen') «bakalavr»)» (Zaregistrirovano v Minjuste RF 31.03.2011 № 20353) [The Order of Ministry of Education of the Russian Federation on 17.01.2011 № 41 (ed. Of 31.05.2011) «On approval and enactment of the federal state higher education educational standard in the sphere of training 081 100 State and municipal management (qualification (degree) «Bachelor») (Registered in the Ministry of Justice on 31.03.2011 № 20353)] // Bjulleten' normativnyh aktov federal'nyh organov ispolnitel'noj vlasti, 2011. № 21. URL: http://www.mon.gov.ru (data obrashhenija: 08.10.2014).
5. Kipina O. A. Professional'naja mobil'nost' pedagoga [Professional Mobility of Teacher] // Pedagogicheskoe obrazo-vanie i nauka. 2009. № 1. S. 81-84.
6. Sidorova N. V. Rol' innovacionnogo razvitija vysshej shkoly v professional'noj mobil'nosti molodezhi [The Role of Innovative Development of Higher Education in the Professional Mobility of Youth]: dis. ... kand. soc. nauk. Irkutsk, 2006. 194 s.
7. MitinaL. M. Psihologija truda professional'nogo razvitija uchitelja [Labour Psychology of Professional Development of Teachers]. M., 2004. 215 s.
_13 октября 2014 г.
прогнозы и стратегии развития образования на современном этапе
© 2014 г. Н. В. Долгановская, М. Г. Катичева
Долгановская Наталья Владимировна -
преподаватель английского языка,
Южный федеральный университет,
ул. Б. Садовая, 105/42, г. Ростов-на-Дону, 344006.
E-mail: [email protected].
Катичева Марина Геннадиевна -
преподаватель английского языка,
кандидат педагогических наук,
Южный федеральный университет,
ул. Б. Садовая, 105/42, г. Ростов-на-Дону, 344006.
E-mail: [email protected].
Dolganovskaya Natalia Vladimirovna -Lecturer,
Southern Federal University,
B. Sadovaya st., 105/42, Rostov-on-Don, 344006, Russia. E-mail: [email protected].
Katicheva Marina Gennadievna -Lecturer, Candidate of Pedagogical Science, Southern Federal University,
B. Sadovaya st., 105/42, Rostov-on-Don, 344006, Russia. E-mail: [email protected].
Рассматриваются прогнозы и стратегии развития образования в России, проектируемое будущее и система мер по педагогическому сопровождению человека. Акцентируется внимание на сценарном подходе, который активно используется отечественными исследователями, анализируется высшее образование в России как вариант развития университетов Западной Европы, а также освещаются меры для реализации проекта «Школа - 2020». Отмечается, что образование выступает социокультурным феноменом, имеющим большой потенциал формирования личности.
Ключевые слова: сценарный подход, тематический прогноз, макропрогноз, инерционный и модернизационный прогноз, мезоуровень, микроуровень.
The article highlights forecasts and strategies of education development in Russia, projecting the future and describing the system of measures on pedagogical support of a person. The authors focus on the scenario approach, which is widely used by Russian researchers, analyzing higher education in Russia as a variant of development of the West-European universities, and highlights the measures for the implementation of the project «School-2020». In the article it is noted that education is a sociocultural phenomenon with a great potential for personality formation.
Keywords: scenario approach, thematic forecast, macro prognosis, inertial and modernization forecast, mesolevel, microlevel
В настоящее время наблюдается развитие педагогической проблематики, обращенной к анализу путей формирования будущего и человека, которому предстоит жить в будущем. Создаются футурологические прогнозы, сценарии, проекты, планы действий и другие документы, в которых проектируется будущее и система мер по педагогическому сопровождению человека, жизнь которого будет проходить в условиях технологических и социальных изменений.
Сценарный подход в прогнозировании активно используется отечественными исследователями. Характерным примером может служить работа «Прогноз развития высшего образования в России: 20092011 гг.» [1]. Она носит одновременно и методологический, и содержательный характер. Сценарный подход, реализованный в данной работе, базируется на определении прежде всего экономического потенциала вузов, который в значительной степени увязан с социально-экономическим положением тех регионов, в которых они находятся.
Прежде чем перейти к содержательному рассмотрению данного прогноза, отметим, что его появлению предшествовали попытки составления тематических прогнозов. Как отмечается в вышеназванном исследовании, «за последние десять лет в Российской Федерации было предпринято несколько попыток построения собственно прогноза развития системы образования в целом и системы профессионального образования в частности» [1, с. 176]. В 1997-1998 гг. была предпринята попытка разработки Концепции реформирования организационно-экономического потенциала отечественной образовательной системы, который не был завершен в связи с дефолтом 1998 г. Следующая попытка подготовки прогноза относится к 2000 г. Разработчиками стали сотрудники Центра стратегических разработок. Прогноз-2000 был положен в основу формирования Плана действий Правительства РФ на период 2000-2001 гг., а также в основу Программы социально-экономического развития РФ на долгосрочную перспективу. Отличительной особенностью явля-
ется вариативный подход к возможным перспективам развития отечественной экономики и роли государства в финансировании системы образования и отдельных образовательных программ: 1) вариант увеличения бюджетных расходов на образование; 2) вариант развития системы образования в условиях ограниченного финансирования; 3) оптимальный исход, при котором наблюдался рост бюджетного финансирования при развитии системы мер по изменению организационно-экономических механизмов функционирования всей системы образования. Документ был уточнен и развернут рабочей группой Госсовета при подготовке заседания Государственного совета по проблеме образования (2001 г.). Как критически отмечают теоретики прогнозирования, данный «прогноз являлся макропрогнозом и в региональном разрезе не проводился» [1, с. 180]. Четвертая попытка связана с работой комиссии под руководством И. И. Шувалова в 2003-2004 гг., которая разработала два варианта прогноза - инерционный и модернизационный. Охватывались бюджетные, административные и реформистские аспекты преобразований и постулировалось введение новых типов образовательных организаций (государственной/муниципальной автономной некоммерческой организации и автономного учреждения). На основе этих документов в 2004 г. Министерством образования и науки была разработана Стратегия развития образования на период до 2008 г., в основу которой был положен программно-целевой подход. Пятый прогноз был подготовлен Министерством экономического развития РФ в 2008 г. на основе сценарных условий, одобренных Правительством. Он строился по двум вариантам, заданным параметрами бюджетного финансирования системы образования и уровнем среднедушевых расходов населения.
Таким образом, возвращаясь к анализу «Прогноза развития высшего образования в России: 20092011 гг.» [1], отметим, что он строится на уже имеющейся методологической базе и охватывает макроуровень (важнейший фактор - введение Единого государ-
ственного экзамена в 2009 г.), мезоуровень (важнейшие факторы - демографическая ситуация, переход на двухуровневую систему и в статус автономных учреждений), и микроуровень (наличие/отсутствие системообразующих вузов, наличие образовательного кредитования, нормативно-подушевой принцип финансирования).
Прогноз развития системы высшего образования в Российской Федерации рассматривается, как и вариант развития университетов Великобритании [2], в контексте возможных сценариев макроэкономического развития. Выделяется некоторый континуум возможных состояний экономики России, на одном полюсе которого размещены максимально пессимистические сценарии, а на противоположном полюсе зафиксированы максимально оптимистические варианты сценарного развития. Между противоположными полюсами находят свое место промежуточные сценарии, содержащие различные предполагаемые конфигурации событий.
Сценарий 1 относится к разряду пессимистических и характеризуется условиями экономической стагнации, при которой основу экономики составляет энергосырьевой сектор. Вузы не являются привлекательными для зарубежных студентов и инвестиций, в них закрепляется стареющий профессорско-преподавательский состав, молодые исследователи покидают вузы и страну.
Сценарий 2 отражает инерционный вариант развития экономики без существенного развития инновационных отраслей. Прогрессирует топливно-энергетический комплекс, наблюдается «переток» специалистов, получивших образование для работы в высокотехнологических сферах, в сферу обслуживания, торговлю.
Сценарий 3 получит развитие в условиях инерционной экономики с фрагментарно развитым инновационным сектором. Государство будет поддерживать новые высокотехнологичные сферы, например нано-индустрию, с целью минимизации дисбаланса на рынке труда. Усилится дифференциация и конкуренция вузов, конкурентоспособность массового высшего образования по сравнению с западными вузами снизится, наиболее обеспеченные родители будут отправлять детей за границу, но многие способные абитуриенты будут стремиться поступить на перспективные факультеты.
Сценарий 4 характеризует возможное инновационное развитие экономики, предъявляющей значительные требования к человеческому потенциалу. В высшей школе получит тенденцию к развитию система дополнительного профессионального образования и получения дополнительных квалификаций, будет наблюдаться приток иностранных студентов, а также развитие сетевого взаимодействия отечественных и зарубежных вузов.
Таким образом, в рамках сценарного подхода наблюдаются тенденции, которые объединяет признание учета прогнозных образовательных стратегий населения, оценка приоритетов непосредственных потребителей образовательных услуг на уровне системы высшего образования, наличие инерционных, умеренно-инновационных и инновационных вариантов прогноза при признании важности степени её открытости для влияния тенденций мировой экономики.
Проблемы разработки прогнозов развития не только промышленности, но и социальной сферы стали объектом исследовательской активности различных индустриальных объединений в современной Европе [4-6]. Обратимся к прогностическому проекту школы будущего, разработанному по заказу Союза промышленников Австрии в 2006 г., который получил название DieVision «ZukunftderBildung - Schule 2020» («Школа будущего - школа 2020») [3]. Как утверждают разработчики данного проекта, выполненного под руководством д-ра Вольфганга Эдера (Dr. Wolfgang Eder), необходимость обращения к проблемам будущего школьного образования обусловлена тем, что для своего успешного развития индустрия должна предвидеть новые тенденции, определяющие потребности в будущем. Австрия является одной из богатейших стран Европы и, кроме того, государством социально ориентированным, имеющим высокий уровень финансовых вложений в сферу образования для населения. Понимая систему образования как концептуальный абрис будущего общества, теоретики формулируют цель образования и образовательные приоритеты, к которым следует стремиться Австрии в будущем: формирование целостной личности, ориентирующейся на ценности (ganzheitliche, wertorientierte Persönlichkeit), способной развивать свои таланты и потенциалы, позволяющие прожить насыщенную жизнь. Образование как система должно создать предпосылки и условия для реализации установок данного целеполагания.
Образование как социальный институт находится в зоне динамических подвижек, характерных для рынка труда, социальной и семейной жизни. Проект системы образования для будущего, таким образом, включает все ступени образовательных цензов - дошкольное образование, общеобразовательную школу и профессиональное образование. При этом акцент рассмотрения закономерно перенесен на проблемы трансформации школы как социального института и образовательную ступень, которую не может миновать ни один гражданин страны. Для определения места, которое занимает школьное обучение, разработчики проекта будущей школы, которая должна определять образовательные ландшафты страны в 2020 г., разработчики проекта устанавливают систему социальных связей школы. Школа, с одной стороны, должна стать центром взаимодействия таких социальных институтов общества и временных объединений граждан, как семья и свер-
стники, воздействующие друг на друга по принципу «равный - равному» (Peergroups). С другой стороны, она не может находиться в изоляции от несистематизированных социальных воздействий и факторов: не-институционализированных влияний, формирующих «уличные навыки» («streetskills»), навыки взаимодействия с мигрантами как носителями иной культуры и религии и пр. Учитывая многие разнонаправленные тенденции, характерные для современной жизни, разработчики проекта требуют признания следующих исходных позиций:
- введение в практику школ образовательных стратегий и мероприятий, ориентирующих на развитие самобытности каждого школьника, создание условий для развития его интеллектуального и творческого потенциала;
- сосредоточение на преподавании школьных предметов, принимая во внимание такие их контексты, как вооружение детей навыками безопасности, общей культуры, включающей навыки чтения, письма, счета и знание информационно-коммуникационных технологий;
- создание предпосылок для реализации принципа преемственности между различными ступенями обучения при соблюдении качественного своеобразия проживания обучающимся определенного периода детства и юности и соблюдения оптимальных сроков обучения.
Проект «Школа - 2020» отражает и учитывает требования изменившейся глобальной и социальной среды. Для реализации данной установки намечены следующие меры:
1. Гарантия финансирования со стороны правительства Австрии обучения дошкольников с пятилетнего возраста и всех учащихся начальной школы. При этом теоретики дошкольной педагогики должны уделить больше внимания разработкам современных методик, позволяющих детям развить свои лингвистические, коммуникативные, социальные навыки. Эти навыки составят базовые компетенции учащихся начальной школы;
2. В рамках обучения в средней школе должны быть разработаны программные и методические материалы, которые гарантируют сопоставимые уровни требований к обучающимся. При этом должен быть соблюден дифференцированный подход ко всем школьникам, учтены их познавательные интересы (Sekundarstufe I, возраст обучающихся составляет 10 - 14 лет);
3. Содержание обучения на старшей ступени общеобразовательной школы (Sekundarstufe II) должно предусматривать как предметы общеобразовательного плана, так и содержать возможности для выбора предметов, имеющих профессиональную направленность. Обучение осуществляется в соответствии с принципом индивидуализации; формы организации обучения должны включать предметные модули, курсы, а также
предоставлять возможность изучения интересующего предметного содержания вне стен школы;
4. Окончание школы удостоверятся аттестатом, различные профили школы не являются тупиковыми и дают право доступа к системе высшего и профессионального образования.
Согласно прогностическим представлениям авторов концепции «Школа - 2020», она перестанет функционировать как традиционное образовательное заведение и превратится в новый тип учреждения -«Центр развития компетенций». В этом качестве они будут предлагать широкие перечни образовательных программ для населения различного возраста и различных целевых групп. Поэтому некоторые школы могут быть в дальнейшем переименованы в «Региональные центры», которые осуществляют образовательную стратегию «Обучение в течение всей жизни» («LebenslangesLemen»).
Обращаясь к роли учителя, теоретики, создавшие новую концепцию школьного обучения, указывают, что она также существенно изменится. Учителя будут играть роль «архитекторов будущего», их авторитет в данном качестве будет поддерживаться государством. В частности:
- будут увеличены финансовые выплаты, которые в значительной степени будут согласовываться с результатами обучения школьников;
- деятельность учителей будет оцениваться в рамках Международного профессионального стандарта;
- претенденты на вакантное место учителя будут сдавать тесты на профессиональное соответствие;
- будет усилена кооперация между высшими образовательными учреждениями (университетами и педагогическими вузами), а также с индустрией, формирующей заказ на развитие определенных умений и навыков выпускников;
- будут предоставлены возможности для повышения квалификации в лучших образовательных центрах в стране и за рубежом.
Признавая важность международной рамки профессиональных квалификаций, разработчики не исключают значимости национальных профессиональных стандартов. Они заявляют, что школа будущего должна принять также рамку разрабатываемого национального профессионального стандарта (стандарта профессиональной деятельности учителя), предусматривающего устойчивое повышение квалификации учителей. Он не должен выходить за рамки «сопоставимых квалификаций», предусмотренных Международными стандартами, но все же давать возможность учителю повышать профессиональную квалификацию в соответствии с теми вызовами, которые он не может преодолеть собственными силами. Мониторинг в данной области осуществляется регулярно, он представляется в виде национального отчета каждые два года.
Подводя итог, теоретики, согласно своему прогнозу развития глобального общества и Австрии как современной индустриальной страны, имеющей богатые культурные традиции, намечают важнейшие направления развития системы образования в XXI в. Они заключаются в следующих позициях:
- совершенствование системы языковой подготовки, особенно в области обучения иностранным языкам;
- развитие отраслей знаний и системы подготовки в области естествознания и технических наук;
- развитие системы профессиональной ориентации во всех типах школ;
- усиление практикоориентированных аспектов в процессе преподавания теоретических дисциплин.
Таким образом, проблемы будущего в их педагогической проекции привлекают внимание исследователей как в теоретико-прогностическом плане, так и в плане превентивного упреждения рисков, связанных с расширением активности человека в сфере потребления природных ресурсов. Справедливо отмечается, что тенденция к утрате представлений об образовании как социокультурном феномене, обладающим значительным формирующим потенциалом, его понимание как образовательной услуги чревато негативными последствиями, хотя при этом признается значение финансового фактора, определяющего характер доступа к образованию.
Литература
1. Прогноз развития высшего образования в России: 2009-2011 гг. М., 2009. 404 с. (Forecast of development of higher education in Russia: 2009-2011. M., 2009. 404 p.).
Поступила в редакцию_
УДК 378.063 (37.016.3)
2. Blanpain R. In Need of Flexicurity and Security in a Global Economy // Labour Regulation in the 21st Century: In Search of Flexibility and Security. Cambridge, 2011. P. 17-28.
3. Botkin J., Elmanjra M., Malitza M. No limits to Learning. Bridging the Human Gap. A Report to the Club of Rome. Oxford, 1979.
4. Kreibich R. Was hält die Gesellschaft in Zukunft (noch) zusammen? Zukunftsforschung für die politische Bildung. ArbeitsBericht Nr. 35/2010 Cadenabbia/ Berlin, 2009.
5. Labour Regulation in the 21st Century: Productivity, Investment in Human Capital and the Challenge of Youth Employment. Cambridge, 2011.
6. Murphy P. Culture, Power, and the University in the Twenty-First Century // Policy Futures in Education. 2012. Vol. 10, № 1.
References
1. Prognoz razvitija vysshego obrazovanija v Rossii: 20092011 gg. M., 2009. 404 s. [Forecast of Development of Higher Education in Russia: 2009-2011]. M., 2009. 404 p.).
2. Blanpain R. In Need of Flexicurity and Security in a Global Economy // Labour Regulation in the 21st Century: In Search of Flexibility and Security. Cambridge, 2011. P. 17-28.
3. Botkin J., ElmanjraM., MalitzaM. No limits to Learning. Bridging the Human Gap. A Report to the Club of Rome. Ox-ford, 1979.
4. Kreibich R. Was hält die Gesellschaft in Zukunft (noch) zusammen? Zukunftsforschung für die politische Bildung. ArbeitsBericht Nr. 35/2010 Cadenabbia/ Berlin, 2009.
5. Labour Regulation in the 21st Century: Productivity, Investment in Human Capital and the Challenge of Youth Employment. Cambridge, 2011.
6. Murphy P. Culture, Power, and the University in the Twenty-First Century // Policy Futures in Education. 2012. Vol. 10, № 1.
_28 октября 2014 г
формирование коммуникативных умений младших школьников средствами музыкально-фольклорного курса «музыкальные краски донского фольклора»
© 2014 г. О. А. Теличко
Теличко Ольга Александровна -
аспирант,
кафедра педагогики,
Южный федеральный университет,
ул. Нагибина, 13, г. Ростов-на-Дону, 344038.
E-mail: [email protected].
Telichko Olga Aleksandrovna -
Post-Graduate Student,
Pedagogical Dpt,
Southern Federal University,
Nagibina st., 13, Rostov-on-Don, 344038, Russia.
E-mail: [email protected].
Представлено научно-методическое обоснование интегрированного курса формирования коммуникативных умений младших школьников в системе дополнительного образования средствами музыкально-фольклорного курса «Музыкальные краски донского фольклора». Рассмотрены и проанализированы ключевые понятия коммуникативных умений, сущность коммуникативного компонента в начальном образовании, показана взаимозависимость и взаимообусловленность межпредметных связей, технологии искусства жизнетворчества, народных традиций.