Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 6/2014
ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Бобриков В.Н., Равочкин Н.Н.
МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ»
В современном мире, в условиях глобализации и растущей международной конкуренции, развитие человеческого капитала стало важнейшим фактором роста экономики и благополучия общества. Потребность в обеспечении мобильных трудовых ресурсов во всех сферах деятельности зафиксирована как стратегическое направление в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [1]. Не исключением этому является профессионально-педагогическая мобильность преподавателей высшей школы.
Профессионально-педагогическая мобильность и ее развитие являются важной проблемой современной системы образования. В современных условиях ее решение является необходимым фактором для успешного развития всей отечественной образовательной системы, и является залогом эффективного использования социально-экономического потенциала национальной экономики.
Вместе с тем, практика показывает, что многие педагоги в своей деятельности сталкиваются с трудностями, которые обусловлены слабо развитыми способностями к вариативному применению своих знаний, принятию нестандартных решений на основе множества условий, а также с отсутствием умений осмысливать противоречия собственной профессиональной деятельности и на этой основе конструировать профессиональное саморазвитие. Речь идет о мобильности педагога высшей школы, способного самостоятельно найти пути самореализации и самосовершенствования, благополучно избегать периодов профессионального кризиса, не подчиниться маргинализации сознания.
В широком смысле слова термин «мобильность» обозначает подвижность, способность к быстрому передвижению, действию [2].
В более узком смысле, в частности, под профессиональной мобильностью в научной литературе принято понимать способность и готовность человека к смене трудовой деятельности в связи с изменением жизненных обстоятельств [3]. С точки зрения узкопрофессионального подхода, относительно педагогической деятельности, мобильность трактуется, как динамическая характеристика педагога, выражающая в умении конструировать и реализовывать на практике развивающиеся образовательные ситуации нового типа, анализировать постоянно меняющиеся образовательные тенденции и в соответствии с ними реализовывать собственное самообразование, саморазвитие [4].
Поэтому, с позиции авторов данной публикации, профессионально-педагогиче-
55
ISSN 1029-3388
ская мобильность является сложной и многоаспектной категорией, которая с одной стороны характеризует педагога как личность, а с другой стороны - как профессионала своего дела. И та и другая стороны в совокупности находят свое выражение в широком радиусе действия реализации базовых и специальных компетенций и проявляются в виде ценностно-смыслового конструкта личности педагога, который представлен как интегративное личностное качество, оказывающее влияние на характер и динамику профессиональной деятельности, а также на ее результаты.
Признавая необходимость развития профессионально-педагогической мобильности, стоит отметить, что высшее образование представляет собой не только получение человеком знаний в какой-то конкретной области. Одной из целей высшего образования является подготовка всесторонне развитой личности. И одним из важнейших способов такой подготовки является преподавание в вузах предметов гуманитарного цикла, где одной из важнейших особенностей данного образовательного процесса является воспитательный элемент, который должен подвергаться нравственному измерению. Это довольно сложный процесс, состоящий из множества компонентов. Он включает в себя развитие следующих черт личности: порядочности, самостоятельности, внутренней независимости, честности, творческой инициативы, самодисциплины, толерантности, самоуправления и т.д., а также умение выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся проблем жизни общества, объективно оценивать события и процессы, происходящие внутри страны и за ее пределами.
В целях развития у студентов этих качеств, каждое занятие должно быть направлено на формирование у них любви и уважения к Родине, труду, общественным достояниям, к людям и самим себе, ответственности за судьбу народа, за умножение общественного богатства, мирного неба над головой и высокого осознания общественного долга. Особое внимание должно уделяться воспитанию гражданского самосознания студентов и повышению их культуры.
Таким образом, на преподавателя гуманитарной дисциплины ложится двойная задача - отвечать за собственное развитие в духе времени и при этом, ориентировать и мотивировать студентов к готовности творчески развиваться, быть вовлеченным в собственное образование.
Особая роль в решении этих задач принадлежит тем преподавателям вуза, которые заняты обучением будущих специалистов государственного и муниципального управления, а именно педагогам истории, философии и др. На наш взгляд, именно от уровня развития профессионально-педагогической мобильности преподавательского состава этой категории будет зависеть реализация положений Федерального государственного образовательного стандарта [5] по данному направлению подготовки бакалавров. Анализ документа позволяет выделить следующие важные профессиональные характеристики, которыми должен обладать будущий государственный и муниципальный служащий, как:
- эффективно управлять общественными процессами;
- правильно распределять ресурсы, которые принадлежат государству;
- грамотно производить прием граждан;
- быть в курсе событий, происходящих в жизни современного общества.
56
Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 6/2014
Внося свой неоспоримый вклад в формирование профессиональных компетенций будущего управленца, гуманитарные дисциплины отличаются своей вариативностью, потенциальной возможностью получения множества решений, многообразием точек зрения. Так, философия, как специфическая сфера человеческого познания и осмысления реальности, не может замыкаться в себе и для себя, не может быть изолирована и от фундаментальных проблем современного управления, поскольку прикладная ее роль в данной сфере состоит в повышении эффективности управления на всех уровнях через формирование мировоззренческих стратегий деятельности. История, в свою очередь, является оформлением целостного представления об основных закономерностях исторического процесса, событиях мировой и отечественной истории. Ее колоссальный вклад состоит в формировании умений анализировать современные общественные явления и тенденции с учетом исторической ретроспективы, что необходимо для работы в сфере государственного муниципального управления.
Следовательно, преподавание этих дисциплин имеет большую практическую направленность и свои специфические возможности для развития профессионально-важных качеств будущего специалиста государственной гражданской службы. Именно в силу этих обстоятельств к преподавательскому составу гуманитарных дисциплин данного направления подготовки должны предъявляться особые требования, одним из которых является развитие профессионально-педагогической мобильности.
В научных источниках [6,7] имеются различные подходы к развитию профессионально-педагогической мобильности современного педагога. Например, в рамках управления, рекомендуется создавать условия для совершенствования мастерства педагогических кадров учебного заведения на основе интеграции образовательных областей. C точки зрения деятельностного подхода, развитие профессионально-педагогической мобильности подразумевает формирование умений проектировать целостный образовательный процесс на основе внедрения новых психолого-педагогических и информационных технологий в условиях инновационного развития образовательного учреждения. Наиболее удачным на наш взгляд, где имеется воплощение обоих указанных выше концепций, является подход Л. М. Митиной, которая считает, что необходимыми условиями формирования профессионально-педагогической мобильности являются следующие:
- мотивационные, создающие побудительную, направляющую и регулирующую базу перехода процесса овладения преподавателями высшей школы качествами мобильного специалиста из режима управления в режим самоуправления, формирования готовности работать над собой;
- содержательные, интегрирующие индивидуальные технологические возможности педагогической деятельности и требования профессиональной деятельности;
- организационные, определяющие установление и удержание педагогически целесообразных взаимоотношений преподавателей и студентов [8].
Вышеизложенное свидетельствует, что формирование профессионально-педагогической мобильности следует понимать не как спонтанный процесс, а как планомерное и целенаправленное движение. На наш взгляд, данный процесс должен включать ряд взаимосвязанных этапов:
1) Диагностический этап. На данном этапе должно происходить осуществление
57
ISSN 1029-3388
диагностики преподавателей гуманитарных дисциплин с целью проверки уровня развития профессионально-педагогической мобильности.
2) Экстенсивный этап. В основу данного этапа должна быть положена подготовка педагогического состава к изменениям себя, своей деятельности, как рефлексивной реакции на «возмущения» образовательной среды (специально созданные посредством организации событий, проблем, ситуаций, задач), в результате которых педагог обращается к анализу своих собственных ресурсов, которые позволяют ему двигаться навстречу событиям, требованиям; накопление теоретического материала (структурирование программ, концепций, опыт разработки проектов, анализ проектов и т. п.).
3) Интенсивный этап. В рамках данного этапа должно происходить изучение педагогических объектов с позиции продвижения к собственным вершинам педагогического совершенства, таким как достижение карьерного роста.
4) Инновационный этап. Основополагающим направлением данного участка работы должно быть включение преподавателей гуманитарных дисциплин в процесс собственного профессионального становления. Данный этап должен включать методическую разработку собственных образовательных программ в рамках высшего учебного заведения.
Исходя из представленной выше последовательности этапов, механизмами формирования профессионально-педагогической мобильности преподавателей высшей школы, как указывалось ранее в данном исследовании, должны стать самоопределение, самообразование, саморазвитие, самопроектирование.
Работа по формированию профессионально-педагогической мобильности преподавателей гуманитарного цикла должна быть одной из важнейших функций управленческого цикла образовательной организации, выполняемых ее руководящим составом, и вестись по следующим направлениям:
- повышение квалификации профессорско-преподавательского состава гуманитарных дисциплин высшего учебного заведения;
- развитие сетевых технологий и сетевого взаимодействия педагогов;
- создание инфраструктуры и институциональных условий профессионально-педагогической мобильности преподавателей гуманитарного цикла.
Изложенные выше идеи позволяют нам сконструировать модель формирования профессионально-педагогической мобильности преподавателей гуманитарного цикла направления подготовки бакалавров «Государственное и муниципальное управление» (ГиМУ), которая может быть представлена в виде следующей схемы (рисунок 1):
58
Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 6/2014
В рамках реализации обозначенных на схеме мер по развитию профессионально-педагогической мобильности преподавательского состава гуманитарных дисциплин направления подготовки «ГиМУ», на наш взгляд, наиболее эффективными инструментами будут следующие.
Для реализации первого обозначенного направления необходимым является, как внутри высшего образовательного учреждения, так и в контексте сотрудничества с международными организациями, подготовка и проведение обучающих мероприятий в форме семинаров, психологических тренингов, участие в программах повышения языковой компетентности с целью профессионального роста и расширения педагогического опыта. Важным стимулом развития профессионально-педагогической мобильности является создание временных творческих групп с единой педагогической идеологией и высокой мотивацией работать совместно над общей проблемой. Основными факторами успешной работы временных творческих групп преподавателей гуманитарного цикла является координация и постоянная связь, четкое планирование и гибкость в совместной работе. Координация предполагает постоянные контакты между данной категорий
59
ISSN 1029-3388
педагогического состава, как в организационном, так и содержательном аспектах.
Для реализации второго направления эффективным инструментом на наш взгляд, является информационная среда, которая способна обеспечить условия для развития профессионально-педагогической мобильности преподавателя вуза в рамках сетевых технологий, в частности, для педагогов гуманитарных дисциплин. Реализация данного направления позволит обеспечить развитие следующих элементов профессионально-педагогической мобильности:
- применять в педагогической практике новые формы, методики, технологии обучения и воспитания, а также педагогические инновации из источников, изученных и апробированных коллегами;
- участвовать в реализации инновационных проектов на базе высшего учебного заведения и в сетях;
- осваивать основы смежных педагогических профессий и сфер педагогической деятельности, применяя опыт коллег;
- повышать квалификацию на основе взаимодействия с социумом и профессионально-педагогическим сообществом;
- развивать социальное партнерство в образовательном процессе;
- активно участвовать в наиболее влиятельных электронных изданиях и международных форумах по образованию и науке.
Третье обозначенное направление подразумевает создание сети специализированных гуманитарных центров сотрудничества в целях развития профессионально-педагогической мобильности преподавателей гуманитарных дисциплин. Основными задачами, направлениями и инструментами таких центров должны стать:
- совершенствование системы управления развитием гуманитарной профессионально-педагогической мобильности;
- поддержка проведения конференций, совещаний, выставок по проблемам международного сотрудничества в области гуманитарного образования;
- развитие экспертно-консалтинговой деятельности и информационное обеспечение профессионально-педагогической мобильности.
В завершение следует отметить, что разработанная нами модель развития профессионально-педагогической мобильности не претендует на ее совершенство. Нами были обозначены, на наш взгляд, наиболее существенные и необходимые условия, механизмы, инструменты и способы формирования профессионально-педагогической мобильности преподавателей гуманитарного цикла, обучающих будущих управленцев государственной службы. Сконструированная нами модель может быть дополнена и расширена другими оригинальными идеями и предложениями, а также адаптирована к конкретному высшему образовательному учреждению и конкретным условиям. Вместе с тем, авторы данной публикации глубоко убеждены в том, что изложенные в данном исследовании базовые принципы развития профессионально-педагогической мобильности преподавателей гуманитарного цикла будут способствовать их личностному и педагогическому росту в современных динамично меняющихся условиях общественной жизни.
60
Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 6/2014
Литература
1. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года») // Собрание законодательства РФ, 24.11.2008, N 47, ст. 5489.
2. Новая Российская энциклопедия / гл. ред. А. Д. Некипелов. - М. : Энциклопедия, 2011. - 480 с.
3. Попова И. П. Профессиональная мобильность: субъективная позитивная динамика // Социальная динамика и трансформация профессиональных групп в современном обществе / под ред. В. А. Мансурова. - М. : Изд-во Ин-та социологии РАН, 2007. - 290 с.
4. Горюнова Л. В. Научно-педагогические проблемы развития профессиональной мобильности специалиста. - Ростов н/Д, 2011. - 165 с.
5. Приказ Минобрнауки РФ от 17.01.2011 N 41 (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 081100 Государственное и муниципальное управление (квалификация (степень) «бакалавр»)» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 31.03.2011 N 20353) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 21, 23.05.2011 (федеральный государственный образовательный стандарт не приводится); федеральный государственный образовательный стандарт публикуется на официальном сайте Министерства образования и науки Российской Федерации по адресу: http://www.mon.gov.ru.
6. Сидорова Н. В. Роль инновационного развития высшей школы в профессиональной мобильности молодежи : дис. канд. соц. наук. - Иркутск, 2006. - 194 с.
7. Кипина О. А. Профессиональная мобильность педагога // Педагогическое образование и наука. - 2009. - № 1. - С. 81-84.
8. Митина Л. М. Психология труда профессионального развития учителя. - М. : Академия, 2004. - 215 с.
61