Научная статья на тему 'Модель развития профессионально-педагогической мобильности преподавателей гуманитарного цикла кафедры “Государственное и муниципальное управление“'

Модель развития профессионально-педагогической мобильности преподавателей гуманитарного цикла кафедры “Государственное и муниципальное управление“ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
162
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОБИЛЬНОСТЬ / MOBILITY / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / PROFESSIONALISM / ПЕДАГОГИКА / PEDAGOGY / РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бобриков Валерий Николавич, Равочкин Никита Николаевич

В публикации представлена содержательная характеристика категории профессионально-педагогическая мобильность. В рамках исследования, в целях построения модели формирования профессионально-педагогической мобильности, были изучены механизмы и инструменты ее развития с учетом особенностей профессиональной деятельности преподавателей гуманитарных дисциплин кафедры «Государственное и муниципальное управление» в условиях высшего учебного заведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бобриков Валерий Николавич, Равочкин Никита Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The model of development of professional and pedagogical mobility of teacher of humanities in the department «State and Municipal management»

The publication presents content characteristics ofthe categories of professional and pedagogical mobility. To build the model of formation of professional and pedagogical mobility there are studied the mechanisms and instruments of its development taking into account aspects of the work of teachers of the Department «State and municipal management» within institution of higher education.

Текст научной работы на тему «Модель развития профессионально-педагогической мобильности преподавателей гуманитарного цикла кафедры “Государственное и муниципальное управление“»

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 6/2014

ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Бобриков В.Н., Равочкин Н.Н.

МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ»

В современном мире, в условиях глобализации и растущей международной конкуренции, развитие человеческого капитала стало важнейшим фактором роста экономики и благополучия общества. Потребность в обеспечении мобильных трудовых ресурсов во всех сферах деятельности зафиксирована как стратегическое направление в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [1]. Не исключением этому является профессионально-педагогическая мобильность преподавателей высшей школы.

Профессионально-педагогическая мобильность и ее развитие являются важной проблемой современной системы образования. В современных условиях ее решение является необходимым фактором для успешного развития всей отечественной образовательной системы, и является залогом эффективного использования социально-экономического потенциала национальной экономики.

Вместе с тем, практика показывает, что многие педагоги в своей деятельности сталкиваются с трудностями, которые обусловлены слабо развитыми способностями к вариативному применению своих знаний, принятию нестандартных решений на основе множества условий, а также с отсутствием умений осмысливать противоречия собственной профессиональной деятельности и на этой основе конструировать профессиональное саморазвитие. Речь идет о мобильности педагога высшей школы, способного самостоятельно найти пути самореализации и самосовершенствования, благополучно избегать периодов профессионального кризиса, не подчиниться маргинализации сознания.

В широком смысле слова термин «мобильность» обозначает подвижность, способность к быстрому передвижению, действию [2].

В более узком смысле, в частности, под профессиональной мобильностью в научной литературе принято понимать способность и готовность человека к смене трудовой деятельности в связи с изменением жизненных обстоятельств [3]. С точки зрения узкопрофессионального подхода, относительно педагогической деятельности, мобильность трактуется, как динамическая характеристика педагога, выражающая в умении конструировать и реализовывать на практике развивающиеся образовательные ситуации нового типа, анализировать постоянно меняющиеся образовательные тенденции и в соответствии с ними реализовывать собственное самообразование, саморазвитие [4].

Поэтому, с позиции авторов данной публикации, профессионально-педагогиче-

55

ISSN 1029-3388

ская мобильность является сложной и многоаспектной категорией, которая с одной стороны характеризует педагога как личность, а с другой стороны - как профессионала своего дела. И та и другая стороны в совокупности находят свое выражение в широком радиусе действия реализации базовых и специальных компетенций и проявляются в виде ценностно-смыслового конструкта личности педагога, который представлен как интегративное личностное качество, оказывающее влияние на характер и динамику профессиональной деятельности, а также на ее результаты.

Признавая необходимость развития профессионально-педагогической мобильности, стоит отметить, что высшее образование представляет собой не только получение человеком знаний в какой-то конкретной области. Одной из целей высшего образования является подготовка всесторонне развитой личности. И одним из важнейших способов такой подготовки является преподавание в вузах предметов гуманитарного цикла, где одной из важнейших особенностей данного образовательного процесса является воспитательный элемент, который должен подвергаться нравственному измерению. Это довольно сложный процесс, состоящий из множества компонентов. Он включает в себя развитие следующих черт личности: порядочности, самостоятельности, внутренней независимости, честности, творческой инициативы, самодисциплины, толерантности, самоуправления и т.д., а также умение выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся проблем жизни общества, объективно оценивать события и процессы, происходящие внутри страны и за ее пределами.

В целях развития у студентов этих качеств, каждое занятие должно быть направлено на формирование у них любви и уважения к Родине, труду, общественным достояниям, к людям и самим себе, ответственности за судьбу народа, за умножение общественного богатства, мирного неба над головой и высокого осознания общественного долга. Особое внимание должно уделяться воспитанию гражданского самосознания студентов и повышению их культуры.

Таким образом, на преподавателя гуманитарной дисциплины ложится двойная задача - отвечать за собственное развитие в духе времени и при этом, ориентировать и мотивировать студентов к готовности творчески развиваться, быть вовлеченным в собственное образование.

Особая роль в решении этих задач принадлежит тем преподавателям вуза, которые заняты обучением будущих специалистов государственного и муниципального управления, а именно педагогам истории, философии и др. На наш взгляд, именно от уровня развития профессионально-педагогической мобильности преподавательского состава этой категории будет зависеть реализация положений Федерального государственного образовательного стандарта [5] по данному направлению подготовки бакалавров. Анализ документа позволяет выделить следующие важные профессиональные характеристики, которыми должен обладать будущий государственный и муниципальный служащий, как:

- эффективно управлять общественными процессами;

- правильно распределять ресурсы, которые принадлежат государству;

- грамотно производить прием граждан;

- быть в курсе событий, происходящих в жизни современного общества.

56

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 6/2014

Внося свой неоспоримый вклад в формирование профессиональных компетенций будущего управленца, гуманитарные дисциплины отличаются своей вариативностью, потенциальной возможностью получения множества решений, многообразием точек зрения. Так, философия, как специфическая сфера человеческого познания и осмысления реальности, не может замыкаться в себе и для себя, не может быть изолирована и от фундаментальных проблем современного управления, поскольку прикладная ее роль в данной сфере состоит в повышении эффективности управления на всех уровнях через формирование мировоззренческих стратегий деятельности. История, в свою очередь, является оформлением целостного представления об основных закономерностях исторического процесса, событиях мировой и отечественной истории. Ее колоссальный вклад состоит в формировании умений анализировать современные общественные явления и тенденции с учетом исторической ретроспективы, что необходимо для работы в сфере государственного муниципального управления.

Следовательно, преподавание этих дисциплин имеет большую практическую направленность и свои специфические возможности для развития профессионально-важных качеств будущего специалиста государственной гражданской службы. Именно в силу этих обстоятельств к преподавательскому составу гуманитарных дисциплин данного направления подготовки должны предъявляться особые требования, одним из которых является развитие профессионально-педагогической мобильности.

В научных источниках [6,7] имеются различные подходы к развитию профессионально-педагогической мобильности современного педагога. Например, в рамках управления, рекомендуется создавать условия для совершенствования мастерства педагогических кадров учебного заведения на основе интеграции образовательных областей. C точки зрения деятельностного подхода, развитие профессионально-педагогической мобильности подразумевает формирование умений проектировать целостный образовательный процесс на основе внедрения новых психолого-педагогических и информационных технологий в условиях инновационного развития образовательного учреждения. Наиболее удачным на наш взгляд, где имеется воплощение обоих указанных выше концепций, является подход Л. М. Митиной, которая считает, что необходимыми условиями формирования профессионально-педагогической мобильности являются следующие:

- мотивационные, создающие побудительную, направляющую и регулирующую базу перехода процесса овладения преподавателями высшей школы качествами мобильного специалиста из режима управления в режим самоуправления, формирования готовности работать над собой;

- содержательные, интегрирующие индивидуальные технологические возможности педагогической деятельности и требования профессиональной деятельности;

- организационные, определяющие установление и удержание педагогически целесообразных взаимоотношений преподавателей и студентов [8].

Вышеизложенное свидетельствует, что формирование профессионально-педагогической мобильности следует понимать не как спонтанный процесс, а как планомерное и целенаправленное движение. На наш взгляд, данный процесс должен включать ряд взаимосвязанных этапов:

1) Диагностический этап. На данном этапе должно происходить осуществление

57

ISSN 1029-3388

диагностики преподавателей гуманитарных дисциплин с целью проверки уровня развития профессионально-педагогической мобильности.

2) Экстенсивный этап. В основу данного этапа должна быть положена подготовка педагогического состава к изменениям себя, своей деятельности, как рефлексивной реакции на «возмущения» образовательной среды (специально созданные посредством организации событий, проблем, ситуаций, задач), в результате которых педагог обращается к анализу своих собственных ресурсов, которые позволяют ему двигаться навстречу событиям, требованиям; накопление теоретического материала (структурирование программ, концепций, опыт разработки проектов, анализ проектов и т. п.).

3) Интенсивный этап. В рамках данного этапа должно происходить изучение педагогических объектов с позиции продвижения к собственным вершинам педагогического совершенства, таким как достижение карьерного роста.

4) Инновационный этап. Основополагающим направлением данного участка работы должно быть включение преподавателей гуманитарных дисциплин в процесс собственного профессионального становления. Данный этап должен включать методическую разработку собственных образовательных программ в рамках высшего учебного заведения.

Исходя из представленной выше последовательности этапов, механизмами формирования профессионально-педагогической мобильности преподавателей высшей школы, как указывалось ранее в данном исследовании, должны стать самоопределение, самообразование, саморазвитие, самопроектирование.

Работа по формированию профессионально-педагогической мобильности преподавателей гуманитарного цикла должна быть одной из важнейших функций управленческого цикла образовательной организации, выполняемых ее руководящим составом, и вестись по следующим направлениям:

- повышение квалификации профессорско-преподавательского состава гуманитарных дисциплин высшего учебного заведения;

- развитие сетевых технологий и сетевого взаимодействия педагогов;

- создание инфраструктуры и институциональных условий профессионально-педагогической мобильности преподавателей гуманитарного цикла.

Изложенные выше идеи позволяют нам сконструировать модель формирования профессионально-педагогической мобильности преподавателей гуманитарного цикла направления подготовки бакалавров «Государственное и муниципальное управление» (ГиМУ), которая может быть представлена в виде следующей схемы (рисунок 1):

58

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 6/2014

В рамках реализации обозначенных на схеме мер по развитию профессионально-педагогической мобильности преподавательского состава гуманитарных дисциплин направления подготовки «ГиМУ», на наш взгляд, наиболее эффективными инструментами будут следующие.

Для реализации первого обозначенного направления необходимым является, как внутри высшего образовательного учреждения, так и в контексте сотрудничества с международными организациями, подготовка и проведение обучающих мероприятий в форме семинаров, психологических тренингов, участие в программах повышения языковой компетентности с целью профессионального роста и расширения педагогического опыта. Важным стимулом развития профессионально-педагогической мобильности является создание временных творческих групп с единой педагогической идеологией и высокой мотивацией работать совместно над общей проблемой. Основными факторами успешной работы временных творческих групп преподавателей гуманитарного цикла является координация и постоянная связь, четкое планирование и гибкость в совместной работе. Координация предполагает постоянные контакты между данной категорий

59

ISSN 1029-3388

педагогического состава, как в организационном, так и содержательном аспектах.

Для реализации второго направления эффективным инструментом на наш взгляд, является информационная среда, которая способна обеспечить условия для развития профессионально-педагогической мобильности преподавателя вуза в рамках сетевых технологий, в частности, для педагогов гуманитарных дисциплин. Реализация данного направления позволит обеспечить развитие следующих элементов профессионально-педагогической мобильности:

- применять в педагогической практике новые формы, методики, технологии обучения и воспитания, а также педагогические инновации из источников, изученных и апробированных коллегами;

- участвовать в реализации инновационных проектов на базе высшего учебного заведения и в сетях;

- осваивать основы смежных педагогических профессий и сфер педагогической деятельности, применяя опыт коллег;

- повышать квалификацию на основе взаимодействия с социумом и профессионально-педагогическим сообществом;

- развивать социальное партнерство в образовательном процессе;

- активно участвовать в наиболее влиятельных электронных изданиях и международных форумах по образованию и науке.

Третье обозначенное направление подразумевает создание сети специализированных гуманитарных центров сотрудничества в целях развития профессионально-педагогической мобильности преподавателей гуманитарных дисциплин. Основными задачами, направлениями и инструментами таких центров должны стать:

- совершенствование системы управления развитием гуманитарной профессионально-педагогической мобильности;

- поддержка проведения конференций, совещаний, выставок по проблемам международного сотрудничества в области гуманитарного образования;

- развитие экспертно-консалтинговой деятельности и информационное обеспечение профессионально-педагогической мобильности.

В завершение следует отметить, что разработанная нами модель развития профессионально-педагогической мобильности не претендует на ее совершенство. Нами были обозначены, на наш взгляд, наиболее существенные и необходимые условия, механизмы, инструменты и способы формирования профессионально-педагогической мобильности преподавателей гуманитарного цикла, обучающих будущих управленцев государственной службы. Сконструированная нами модель может быть дополнена и расширена другими оригинальными идеями и предложениями, а также адаптирована к конкретному высшему образовательному учреждению и конкретным условиям. Вместе с тем, авторы данной публикации глубоко убеждены в том, что изложенные в данном исследовании базовые принципы развития профессионально-педагогической мобильности преподавателей гуманитарного цикла будут способствовать их личностному и педагогическому росту в современных динамично меняющихся условиях общественной жизни.

60

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 6/2014

Литература

1. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года») // Собрание законодательства РФ, 24.11.2008, N 47, ст. 5489.

2. Новая Российская энциклопедия / гл. ред. А. Д. Некипелов. - М. : Энциклопедия, 2011. - 480 с.

3. Попова И. П. Профессиональная мобильность: субъективная позитивная динамика // Социальная динамика и трансформация профессиональных групп в современном обществе / под ред. В. А. Мансурова. - М. : Изд-во Ин-та социологии РАН, 2007. - 290 с.

4. Горюнова Л. В. Научно-педагогические проблемы развития профессиональной мобильности специалиста. - Ростов н/Д, 2011. - 165 с.

5. Приказ Минобрнауки РФ от 17.01.2011 N 41 (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 081100 Государственное и муниципальное управление (квалификация (степень) «бакалавр»)» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 31.03.2011 N 20353) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 21, 23.05.2011 (федеральный государственный образовательный стандарт не приводится); федеральный государственный образовательный стандарт публикуется на официальном сайте Министерства образования и науки Российской Федерации по адресу: http://www.mon.gov.ru.

6. Сидорова Н. В. Роль инновационного развития высшей школы в профессиональной мобильности молодежи : дис. канд. соц. наук. - Иркутск, 2006. - 194 с.

7. Кипина О. А. Профессиональная мобильность педагога // Педагогическое образование и наука. - 2009. - № 1. - С. 81-84.

8. Митина Л. М. Психология труда профессионального развития учителя. - М. : Академия, 2004. - 215 с.

61

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.