Научная статья на тему 'Формирование компетентности педагогических кадров при внедрении электронного обучения в аспекте безопасности'

Формирование компетентности педагогических кадров при внедрении электронного обучения в аспекте безопасности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
202
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ И КОММУНИКАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / INFORMATION AND COMMUNICATION COMPETENCE / БЕЗОПАСНОСТЬ / SAFETY / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / VOCATIONAL TEACHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богатенков Сергей Александрович

Внедрение информационных и коммуникационных технологий во всех сферах профессиональной деятельности сопровождается усилением угроз безопасности, поэтому задача повышения качества информационной подготовки кадров в аспекте безопасности является актуальной. Рассмотрены технологии формирования компетентности при внедрении электронного обучения в аспекте безопасности для выпускников различных уровней профессионально-педагогического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Богатенков Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of teaching staff competence in the implementation of e-learning in the context of the security

The introduction of information and communication technologies in all areas of professional activity is accompanied by increased security threats, so the task of improving the quality of training in information security aspect is relevant. There is considered the formation of technology competence in the implementation of e-learning in terms of safety for the graduates of various levels of vocational teacher education.

Текст научной работы на тему «Формирование компетентности педагогических кадров при внедрении электронного обучения в аспекте безопасности»

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 6/2014

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

Богатенков С. А.

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ПРИ ВНЕДРЕНИИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ В АСПЕКТЕ БЕЗОПАСНОСТИ

За последние десятилетия достигнуты значительные успехи в области внедрения информационных технологий в образовании, машиностроении, энергетике, экономике и управлении. Например, широкое распространение на предприятиях промышленности и энергетики в РФ и странах СНГ получил комплекс технических средств (КТС) «Энергия», предназначенный для построения автоматизированных информационно-измерительных систем (АИИС) коммерческого и технического учета всех видов энергоносителей - электрической и тепловой энергии, природного и технических газов, пара, горячей и холодной воды. На сайте разработчика и изготовителя КТС «Энергия» научно-технического предприятия «Энергоконтроль» (www.energocontrol.ru) приведено более 1000 таких предприятий.

Внедрение информационных технологий, с одной стороны, приводит к повышению эффективности профессиональной деятельности, с другой стороны, - к усилению угроз безопасности. Поэтому влияние современных информационных технологий на человека стало предметом исследования многих ученых. Напри-мер, Г. А. Берулава и М.Н. Берулава разработали методологию развития личности в информационном образовательном пространстве [1]. Серьезной угрозой безопасности является современное состояние педагогического образования в России. В концепции поддержки развития педагогического образования опубликованы результаты мониторинга деятельности государственных вузов и их филиалов, проведенного в 2012 году Министерством образования и науки РФ, которые показали, что 30 из 42 педагогических вузов (71,43%) и 29 из 37 их филиалов (78,38%) признаны имеющими признаки неэффективности. Немаловажную роль в сложившейся ситуации играет проблема неудовлетворительного качества подготовки выпускников, обусловленная устаревшими методами и технологиями, отсутствием связи учебных дисциплин и реальных потребностей работодателей [25]. О необходимости практико-ориентированного подхода отмечалось в выступлениях руководителей самого высокого уровня. Так, председатель правительства РФ Д.А. Медведев отметил тенденцию увеличения доли российских вузов, взаимодействующих с промышленными компаниями. Он указал на целесообразность привлечения в качестве преподавателей специалистов, имеющих опыт работы в производственных цехах, конструкторских бюро, маркетинговых и сервисных компаниях, особенно для новых форм образования, таких как прикладной бакалавриат и технологическая магистратура [27].

Приведенные факты, связанные с недостаточным качеством образования в обла-

87

ISSN 1029-3388

сти применения ИКТ и усилением угроз безопасности, свидетельствуют об актуальности задачи, связанной с повышением качества информационной подготовки кадров в аспекте безопасности.

Проводниками формирования знаний, умений и навыков при подготовке специалистов в области применения информационных и коммуникационных технологий являются педагоги профессионального обучения. Базой для их подготовки являются федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) СПО и ВПО по направлению «профессиональное обучение (по отраслям)», включающие необходимые профессиональные компетенции. Система подготовки кадров предполагает адаптацию профессиональных компетенций к различным профилям направления. Инструментом для такой адаптации является компетентностно ориентированное управление подготовкой педагогов профессионального обучения, предложенное Е.А. Гнатышиной [23]. С.А. Богатенков адаптировал теорию компетентностно ориентированного управления для случая проектирования информационной подготовки кадров [2], в том числе для прикладных бакалавров [3]. Формирование информационной компетентности в уровневом профессионально-педагогическом образовании проектировалось на основе опыта внедрения информационных технологий в образовании, машиностроении, энергетике, экономике и управлении [4]. Результатом научных исследований стала монография «Проектирование безопасной информационной подготовки» [5], за которую автор удостоен звания лауреата Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу 2013 года, проводимого Фондом развития отечественного образования. При проектировании информационной подготовки педагогических кадров использовался критерий безопасности [6]. Информационную подготовку педагогических кадров необходимо рассматривать как систему управления качеством, которая оценивается рядом показателей, учитывающих уровень безопасности [7]. Динамика развития концепции формирования компетенции в области применения информационных и коммуникационных технологий, т.е. ИКТ-ком-петентности педагога в системе профессионально-педагогического образования (ППО), отражена в статьях [8, 9]. Концепция основана на классификации ИКТ-компетенций [10]. На основе анализа опыта [11, 12] сформулированы требования к информационной подготовке кадров сферы торговли [26], а также в условиях применения информационно-измерительных систем [13] или систем автоматизированного проектирования [14].

Методология системы проектирования информационной подготовки кадров основана на уровневой модели формирования информационных и коммуникационных компетенций выпускников [24], которая состоит из моделей подготовки выпускников СПО, бакалавриата, магистратуры и аспирантуры [15—17].

Использование уровневой модели и классификации информационных и коммуникационных технологий дало возможность реализовать технологии безопасной информационной подготовки педагогических кадров в условиях информатизации образования [18, 19]. Разработанные методология и технологии безопасной информационной подготовки кадров позволяют разработать эффективные системы подготовки кадров под заказ предприятий. Например, система информационной подготовки кадров для работы в среде 1С, широко используемой на предприятиях России и ближнего зарубежья, опи-

88

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 6/2014

сана в статье [20].

Рассмотрим технологии формирования компетентности при внедрении электронного обучения в аспекте безопасности для выпускников различных уровней профессионально-педагогического образования. Первые результаты исследования в этой области опубликованы в монографии «Электронное обучение: особенности внедрения» [21]. Наиболее полные результаты исследования нашли свое отражение в учебном пособии «Система формирования информационной и коммуникационной компетентности» [22].

Анализ опыта внедрения электронного обучения позволил сформулировать требования для персонала с различным уровнем образования: СПО, бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. В результате анализа ФГОС для СПО и ВПО по направлению «Профессиональное обучение (по отраслям)» и применения методов компетентностно ориентированного управления для выпускников СПО, бакалавриата и магистратуры получены компетенции, соответствующие требованиям практического опыта. В связи с отсутствием ФГОС ВПО для выпускников аспирантуры соответствующие компетенции получены по требованиям опыта аналогично.

Рассмотрим технологии формирования полученных компетенций для различных уровней образования.

Уровень СПО: способность разрабатывать и оформлять документацию с помощью средств электронного документооборота. Внедрение системы электронного документооборота в образовательном учреждении позволяет повысить эффективность электронного обучения, сократить затраты при работе с документами, уменьшить вероятность потерь документов, упростить процесс контроля работы исполнителей, повысить исполнительскую дисциплину.

Внедрение системы электронного документооборота в НОУ ВПО «Уральский институт бизнеса» позволило достичь следующих результатов:

- производительность управления деловыми процессами увеличилась на 30%;

- общие расходы, связанные с обработкой бумажных документов, сократились на

40%;

- скорость реагирования на клиентский запрос увеличилась на 50%, благодаря уменьшению времени доступа к требуемой информации;

- время поиска информации сократилось на 90%.

Эффективным развитием электронного документооборота является использование веб-сайтов, систем электронных каталогов и электронных ресурсов библиотек.

Перспективным направлением развития электронного документооборота является его применение в направлении создания системы «Электронный вуз». Для этих целей в вузе целесообразно планировать ряд мероприятий, состоящих в разработке:

- электронных презентаций для обеспечения учебного процесса;

- комплекса сетевых образовательных ресурсов (электронные учебники, специализированные базы данных и др.);

- системы электронного документооборота кафедры;

- системы подготовки и переподготовки преподавателей, студентов и персонала института [22, с. 279, 280].

В результате внедрения электронного обучения в образовательной организации в

89

ISSN 1029-3388

должностные инструкции персонала должно быть внесено следующее изменение: разрабатывать и оформлять документацию с помощью средств электронного документооборота.

Уровень бакалавриата: готовность к повышению производительности труда и качества продукции, экономии ресурсов и организации безопасности с помощью средств электронного обучения. Исследования в области внедрения электронного обучения свидетельствуют о наличии проблемы безопасности, включающей в себя, кроме информационной составляющей, дополнительно экономический, дидактический, экологический, социальный и психологический компоненты. При проектировании информационной подготовки имеют место следующие угрозы безопасности:

1) угроза дидактической безопасности связана с использованием учебных материалов, не отражающих или отражающих не в полной мере требования федеральных государственных образовательных стандартов и иных нормативных документов, основанных на применении компетентностного подхода, требований информационного общества и эффективных способов контроля приобретенных компетенций;

2) угроза экономической безопасности имеет место в связи с многовариантностью способов проектирования содержания дисциплин, отличающихся отношением цены к качеству;

3) угроза информационной безопасности усиливается в результате сокращения сроков актуальности информации, а также увеличения доли электронных ресурсов науки и образования, имеющих вид «неопубликованные документы», т.е. возникает необходимость оценки документов на соответствие требованиям новизны и приоритетности;

4) угрозы психологической, социальной и экологической безопасности, возникающие в результате перехода на дистанционное обучение, связаны с уменьшением времени общения преподавателя со студентом и недостаточной надежностью средств и методов обмена информацией, а также с отсутствием мотивации персонала для применения ИКТ; в этом отношении возрастает роль представления учебной информации с точки зрения ее восприятия, усвоения и контроля, а также создание условий для социальной и здоровьесберегающей безопасности.

Угрозы безопасности будут минимизированы, если обеспечатся следующие принципы:

1. Принцип дидактической безопасности определяет способ проектирования, основанный на определении содержания и классификации ИКТ-компетентностей по следующим признакам: цели, характер компетентности профессиональных целей (общий и специальный), область деятельности. Для формирования образовательной траектории формирования ИКТ-компетентности студентов с различным базовым образованием необходимо разработать классификацию ИКТ-компетенций в уровневом ШЮ. Для обеспечения актуальности информации необходимо использовать интернет-технологии.

2. Принцип экономической безопасности предполагает использовать при проектировании способы, уменьшающие отношение цены к качеству, в том числе шаблоны рабочих программ, учебно-методических комплексов, пособий, учебников, т.к. в этом случае уменьшается трудоемкость и, следовательно, цена.

3. Принцип информационной безопасности определяет способ проектирования,

90

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 6/2014

завершающийся получением авторского свидетельства на соответствие требованиям новизны и приоритетности в результате регистрации электронного ресурса, например, в объединенном фонде электронных ресурсов «Наука и образование».

4. Принцип психологической безопасности предполагает при проектировании использовать способы, уменьшающие угрозы, связанные с психологическим барьером овладения ИКТ-компетенциями. Например, рекомендуется использовать мультимедийные технологии, эйдотехнические и мнемонические методы представления учебной информации и контрольно-измерительных материалов. В этом случае возрастает качество усвоения учебной информации и выполнения контрольных мероприятий. Кроме того, необходимо обеспечивать мотивацию персонала на применение ИКТ в профессиональной деятельности, применять игровые методы [22, с. 88, 89].

В результате внедрения электронного обучения в образовательной организации в должностные инструкции персонала должно быть внесено изменение: повышать производительность труда и качество продукции, экономить ресурсы и организовывать безопасность на основе принципов безопасности.

Уровень магистратуры: способность и готовность управлять процессами с помощью средств электронного обучения. Целью электронного обучения является повышение его качества и доступности образования, поэтому управление процессами должно выполняться в направлении названной цели с учетом перечисленных ниже достоинств и недостатков.

В большинстве развитых и развивающихся стран (США, Европа, Корея, Ав-стра-лия, ЮАР, Сингапур и др.) электронное обучение признано ключевой движущей силой в развитии других отраслей и стратегическим направлением в развитии национальной системы образования. Имеет место трансформация мирового рынка образовательных услуг в сторону курсов, предусматривающих открытый доступ к ним через Интернет и большое количество участников. Massive open online course (МООC) является последним достижением в области дистанционного обучения, в основе которого лежит идея образования, доступного для всех. МООС предполагает свободный выбор курсов независимо от местонахождения обучаемого, причем обучение происходит во взаимодействии обучаемого и преподавателя полностью асинхронно. Развитие МООС имеет свои достоинства и недостатки:

1. Модели извлечения прибыли. Предполагают продажу сертификатов, лицензирование курсов для университетов, продажу кадровым агентствам информации и аналитики персональных достижений.

2. Угрозы для вузов. Связаны с глобализацией образования, уходом студентов в глобальные образовательные сети и потерей самой интересной категории студентов -самомотивированных и знающих иностранный язык.

3. Возможности для вузов. Связаны с повышением социальной значимости, продвижением преподавателей, привлечением лучших студентов и улучшением качества обучения [22, с. 132, 133].

В результате внедрения электронного обучения в образовательной организации в должностную инструкцию руководителя подразделения должно быть внесено изменение: управление процессами выполнять с помощью средств электронного обучения.

91

ISSN 1029-3388

Уровень аспирантуры: способность и готовность решать проблемы, связанные с управлением процессами с помощью средств электронного обучения. Проблемы в области электронного обучения определяется следующими факторами:

- образовательные программы не адаптированы для дистанционных образовательных технологий (ДОТ);

- ДОТ применяется к «не лучшим» обучающимся;

- электронный образовательный контент не отличается высоким качеством;

- электронные образовательные ресурсы и курсы являются закрытыми внутри образовательных учреждений;

- разработанные электронные ресурсы не всегда своевременно обновляются;

- ведущие «классические» университеты зачастую остаются в стороне от ДОТ;

- несовершенная нормативная база.

К перспективам развития электронного обучения относятся:

1. Модульное электронное обучение и индивидуальные траектории обучения в рамках реализуемых образовательных программ;

2. Реализация межвузовских проектов, академическая мобильность;

3. Продвижение университетов за счет открытых ресурсов и электронных курсов;

4. Выход на международные площадки электронного обучения;

5. Создание «витрины» электронных курсов.

Университет считается ведущим, если в нем:

- созданы условия для разработки современных ЭОР и электронных курсов;

- внедрены сервисы электронного обучения;

- разработаны качественные мультимедийные образовательные ресурсы и электронные курсы [22, с. 131].

В результате внедрения электронного обучения в образовательной организации в должностную инструкцию заместителя руководителя по ИТ должно быть внесено изменение: решать проблемы, связанные с управлением процессами с помощью средств электронного обучения.

Подводя итоги можно утверждать, что применение опыта внедрения электронного обучения в системе подготовки кадров устраняет угрозу безопасности, связанную с недостаточной практической ориентацией выпускников. Использование описанного в статье материала открывает возможности для качественной подготовки специалистов под заказ организаций, внедряющих электронное обучение.

92

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 6/2014

Литература

1. Берулава Г.А., Берулава М.Н. Новая методология развития личности в информационном образовательном пространстве // Педагогика, 2012. №4. С. 11—20.

2. Богатенков С. А. Компетентностно ориентированное управление информационной подготовкой выпускников образовательных организаций // Концепт, 2014. Т.12. С. 141—145.

3. Богатенков С.А. Гнатышина Е.А. Проектирование информационной подготовки прикладных бакалавров. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2013. 208 с.

4. Богатенков С.А. Формирование информационной компетентности в уровневом профессионально-педагогическом образовании. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. унта, 2012.185 с.

5. Богатенков С.А. Проектирование безопасной информационной подготовки. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2013. 267 с.

6. Богатенков С.А. Проектирование информационной подготовки педагогических кадров по критерию безопасности // Информатика и образование, 2013. № 8. С. 72—79.

7. Богатенков С.А. Информационная подготовка педагогических кадров как система управления качеством образования // Информатика и образование, 2013. № 7. С. 85—89.

8. Богатенков С.А. Концепция системы формирования информационной и коммуникационной компетентности выпускников учреждений профессионально-педагогического образования // Мир науки, культуры, образования, 2012. № 5. С. 51—53.

9. Богатенков С.А. Концепция формирования информационной и коммуникационной компетентности педагога в системе профессионально-педагогического образования // Концепт, 2014. № 5. С. 6—10.

10. Богатенков С.А. Классификация информационных и коммуникационных компетенций в профессионально-педагогическом образовании как фактор дидактической безопасности // Мир науки, культуры, образования, 2013. № 1. С. 45—48.

11. Богатенков С.А. Опыт создания мультимедийной образовательной среды: машиностроение, торговля, образование // Информатика и образование, 2014. № 3.С. 58—63.

12. Богатенков С.А. Повышение эффективности мероприятий по энергосбережению с помощью автоматизированных средств учета энергии // Промышленная энергетика, 1997. № 12. С. 2—5.

13. Богатенков С.А. Требования к информационной подготовке кадров в условиях применения информационно-измерительных систем // Концепт, 2014. № 1. С. 16—20.

14. Богатенков С.А., Юсубов Н.Д. Формирование требований к информационной подготовке кадров в условиях применения систем автоматизированного проектирования // Баку: Машиноведение, 2014. № 1. С. 60—64.

15. Богатенков С.А. Модель системы формирования информационной и коммуникационной компетентности бакалавров профессионального обучения // Мир науки, культуры, образования, 2012. № 6. С. 138—141.

16. Богатенков С.А. Формирование компетентности магистров профессионально-

93

ISSN 1029-3388

го обучения // Профессиональное образование. Столица, 2013. № 5. С. 37—38.

17. Богатенков С.А. Формирование информационной и коммуникационной компетентности в профессионально-педагогическом образовании // Профессиональное образование в России и за рубежом, 2012. № 8. С. 47—51.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Богатенков С.А. Технология безопасной информационной подготовки педагогических кадров в условиях информатизации образования // Концепт, 2013. № 6. С. 11—15.

19. Богатенков С.А. Компетентностно-ориентированный подход к планированию информационной подготовки выпускников образовательных организаций // Концепт, 2013. № 5. С. 13—20.

20. Богатенков С.А., Богатенков Д.С. Система информационной подготовки кадров в условиях применения конфигураций «1С: Предприятие» // Концепт, 2014. Т.20. С. 176—180.

21. Богатенков С.А. Электронное обучение: особенности внедрения. Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование» 2006. 67 с.

22. Богатенков С.А. Система формирования информационной и коммуникационной компетентности. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2014. 297 с.

23. Гнатышина Е.А. Компетентностно ориентированное управление подготовкой педагогов профессионального обучения. Спб.: ООО «Книжный дом», 2008. 410 с.

24. Гнатышина Е.А., Богатенков С. А. Уровневая модель информационных и коммуникационных компетенций выпускников учреждений профессионально-педагогического образования // Педагогическое образование и наука, 2012. № 12. С. 77—80.

25. Концепция поддержки развития педагогического образования. URL: http:// www.mpgu.edu/documents/concepciya-podderzhki-ped-obrazovaniya.pdf.

26. Переверев П.П., Богатенков С. А. Богатенков Д.С. Требования к информационной подготовке кадров сферы торговли в инновационной информационной среде // Управление инновационным развитием экономики: теория, методология, практика. Челябинск, 2014. С.190—195.

27. Стенограмма выступления Д.А. Медведева на Международном авиационном конгрессе 27 августа 2013 года. http://government.ru/news/4093

94

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.